Введение
Психологические типы коллективов
Влияние окружающей обстановки на климат в коллективе
Заключение
Список литературы
Введение
Желание улучшить рабочую обстановку, как и условия жизни вообще, присуще каждому человеку. Мы хотим чувствовать себя уютно в окружающей обстановке, будь то домашний офис, студия или рабочее место в офисе. Все больше внимания уделяется внешнему виду офисных материалов, упаковке и декору и возможности поменять их, когда возникнет такое желание.
Очень трудно так организовать пространство квартиры, дома или рабочего кабинета, чтобы каждый из предметов интерьера идеально гармонировал с нашим восприятием мира в данный момент. Наши планы, идеи, мысли меняются с молниеносной быстротой.
Социально-психологический климат в коллективе – очень важный фактор для работоспособности. Благоприятный климат эффективно влияет на повышение работоспособности и качество труда. Климат состоит из многих составляющих, одной из которых является окружающая обстановка: дизайн помещения, интерьер и т.п. На хорошее настроение и, безусловно, на здоровье влияет красивая и удобная мебель. Очень большое значение для психоэмоционального состояния человека имеет цвет окружающей его обстановки.
Руководитель, желающий, чтобы в его коллективе был благоприятный психологический климат, должен создать соответствующую обстановку.
Цель реферата – рассмотреть понятие «социально-психологический климат коллектива».
1. Психологические типы коллектива
Психологическая атмосфера 16 интегральных типов коллектива, которая практически не поддается разрушению через внешние воздействия. Речь идет лишь о далеких коммуникативных дистанциях, т.е. об отношениях в макросоциуме (интеллектуальный и социальный уровни коммуникативного пространства).
1. IL (ИЛЭ) является носителем отношения "тождество" на интеллектуальном уровне и "суперэго" на социальном. В IL-коллективе царит очень демократичная интеллектуальная атмосфера, которая основывается на прочной традиции понимания друг друга. С окружающими коллективами нередки стычки, заканчивающиеся временными компромиссами и невыполнимыми обещаниями.
2. SE (СЭИ) является носителем отношения "дуальность" на интеллектуальном уровне и "погашение" на социальном. SE-коллектив внутренне цельный, участники его очень привязаны друг к другу неформальными связями, превыше всего ставят принцип комфорта и радости жизни. Однако с соседними коллективами происходит параллельно-погашающее взаимодействие со взаимной критикой и попытками приспособиться к иному жизненному ритму.
3. ES (ЭСЭ) является носителем отношения "активация" на интеллектуальном уровне и "квазитождество" на социальном. Коллектив ES-типа пронизан ускоряющими, раскручивающими отношениями, где каждый обращается к каждому с просьбами, поручениями и рассчитывает на эмоциональный отклик на свое обращение. Отношения с другими коллективами напоминают интеллектуальное соперничество, пронизаны стремлением первыми внедрить новшества, подхватить модное увлечение.
4. LI (ЛИИ) является носителем отношения "зеркальность" на интеллектуальном уровне и "конфликтность" на социальном. Участники LI-коллектива склонны обсуждать все, что попадает в их поле зрения, высказывают различные мнения и корректируют друг друга. В таком коллективе легко заниматься исследованиями, отыскивать причины запутанных явлений. Однако окружающих такой коллектив раздражает своей непонятностью, упрямством и интеллектуальным диссиденством, а также нежеланием приспосабливаться.
5. ET (ЭИЭ) является носителем отношения "прием заказа" на интеллектуальном уровне и "заказ" на социальном. В коллективе, чей интегральный тип ET, царит отношение миссионерства, избранности, веры в значимость выполняемого дела. К посторонним людям они относятся словно учитель к ученикам - сверху вниз, недооценивая их. Болезненно реагируют, если их миссию отвергают, поступки искажают, а над их целями смеются.
6. LF (ЛСИ) является носителем отношения "ревизуемость" на интеллектуальном уровне и "ревизия" на социальном. В коллективе с интегральным типом LF участники опасаются, если вдруг выявится их незнание, некомпетентность или неподготовленность в каком-то важном вопросе. Такой коллектив во всем полагается на распоряжения вышестоящих органов и отличается благонадежностью. Данный интегральный тип хорош для армейских коллективов и правоохранительных органов.
7. FL (СЛЭ) является носителем отношения "деловые" на интеллектуальном уровне и "родственность" на социальном. В "маршальском" коллективе собраны люди точного расчета, которые четко осознают стоящие перед ними цели. Методы же действий у каждого свои, нередко противоречащие друг другу, что приводит к неизбежным периодическим столкновениям. такие силовые вспышки происходят внезапно, но по своей длительности скоротечны.
8. TE (ИЭИ) является носителем отношения "мираж" на интеллектуальном уровне и "полудуальность" на социальном. Это коллектив приспособительных отношений, участники которого борются за автономию от давления внешней среды, право заниматься таким делом, которое по душе. В целом атмосфера складывается оптимистическая, хотя и несколько тревожная. Такой коллектив умеет контактировать с окружающими, извлекая пользу из своих связей.
9. FR (СЭЭ) является носителем отношения "суперэго" на интеллектуальном и "тождество" на социальном уровне. В коллективе FR-типа отношения складываются на балансе сил. Атмосфера такого коллектива пронизана дипломатической игрой, переговорами, обещаниями и всяческими временными компромиссами. Люди относятся друг к другу с недоверием, с мыслью о том, что каждый преследует свои эгоистические цели. Зато с окружающим миром у FR-коллектива разнообразные связи и полное понимание.
10. TP (ИЛИ) является носителем отношения "погашение" на интеллектуальном уровне и "дуальность" на социальном. В коллективе с интегральным типом TP происходит постоянное сопоставление различных сведений, накопление информации самого различного характера и отсеивание нелогичного, тривиального, уже встречавшегося. Отношения очень вариативны, люди готовы приспосабливаться друг к другу, терпимо реагируют на странности и непоследовательности, лишь бы им не мешали заниматься своим делом. Отношения с окружающими организациями спокойные и комфортные.
11. PT (ЛИЭ) является носителем отношения "квазитождество" на интеллектуальном уровне и "активация" на социальном. В коллективе PT-типа очень много интеллектуальных дискуссий, демократическая атмосфера общения. PT-коллектив энергично воздействует на окружающих, подталкивая их к активной деятельности.
12. RF (ЭСИ) является носителем отношения "конфликт" на интеллектуальном и "зеркальность" на социальном уровне. В таком коллективе люди готовы к любым неприятностям, вот почему они так ценят мимолетные проблески успокоения и расслабленности. В таком коллективе умеют постоять за себя, резко делят людей на "своих" и "врагов". Окружающие коллективы подвергаются анализу и сравнению.
13. PS (ЛСЭ) является носителем отношения "заказ" на интеллектуальном уровне и "прием заказа" на социальном. В интеллектуальном отношении коллектив PS-типа преисполнен уверенности в разумности своих методов действия и их образцовости для всех аналогичных коллективов. Его участники считают себя подающими пример рациональной организации деятельности, трудолюбия и качества труда. На социальном же уровне коллектив как бы находится "под прессом" долга, традиций.
14. RI (ЭИИ) является носителем отношения "ревизия" на интеллектуальном уровне и "ревизуемость" на социальном. RI-коллектив критически относится к разного рода смелым, нестандартным идеям, особенно к тем, которые разрушают сложившуюся этическую атмосферу в нем. Его участники отмечают для себя нравственные пороки - непорядочность, безразличие и беспринципность среди людей.
15. IR (ИЭЭ) является носителем отношения "родственность" на интеллектуальном уровне и "деловые" на социальном. В таком коллективе участники действуют схожими методами, хотя и преследуют разные цели. Настоящей психологической близости в IR-коллективе не возникает, каждый надеется сам на себя. С окружающим социумом устанавливаются напряженные, конкурирующие отношения, с частой сменой симпатий и тяготений.
16. SP (СЛИ) является носителем отношения "полудуальность" на интеллектуальном и "мираж" на социальном уровне. В SP-коллективе складываются комфортные, теплые отношения, хотя им сопутствует некоторое опасение недолговечности. Сотрудники прикрывают слабые места друг друга, часто выручают в трудных ситуациях. Такой коллектив сплочен схожими целями и пользой, которую люди извлекают из совместных действий. Контакты с окружающим социумом отличаются особой чувствительностью, но в целом удается приспособиться к силовым воздействиям извне, проходя как мираж сквозь, казалось бы, непроницаемые преграды.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
2) доброжелательная и деловая критика;
3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
2. Влияние окружающей обстановки на климат в коллективе
Бизнес дает человеку возможность заработать средства для содержания своей семьи, дома, для воспитания и образования детей. Для хорошего положения дел в бизнесе важен, прежде всего, дизайн здания, в котором располагаются офисы и производственные помещения. Если же предприятие занимает целый комплекс зданий, то необходимо учитывать их взаимное расположение и окружение.
Здание - это не только защита от непогоды, место, где удобно хранить и производить продукцию, вести дела и принимать клиентов. Помимо чисто архитектурных и защитных функций любое коммерческое здание выполняет и не менее важную психологическую. Работа в нем ведется не роботами, а людьми, а их поведение и настроение определяется во многом окружающей их обстановкой.
В здании, внешний облик и интерьер которого создает положительный настрой, приятно и удобно работать, проводить встречи с партнерами и клиентами. В таком месте и обстановка, и окружающая среда должны гармонировать с целями и задачами предприятия, выражать настроение коллектива в целом и его руководства в частности. Атмосфера сотрудничества способствует успеху деловых встреч, сделок. Интерьер, в котором постоянно возобновляется приток позитивной энергии, создает оптимистическое и бодрое настроение в коллективе. Для человека, занимающегося бизнесом, живущего в мире конкуренции, эмоциональных срывов, трудноразрешимых проблем, особенно важно создать на своем рабочем месте оазис эмоционального равновесия, гармонии и здравого смысла.
На психоэмоциональное состояние человека оказывает большое влияние цветовая гамма окружающей его обстановки.
красный цвет мобилизует и возбуждает
розовый цвет дает ощущение легкости и нежности
оранжевый цвет способствует концентрации внимания и придает ощущение тепла
желтый цвет создает атмосферу разрядки, когда вслед за возбуждением наступает расслабление
зеленый цвет хорошо успокаивает
голубой цвет охлаждает, вызывает состояние некоторого отчуждения и легкого расслабления
синий цвет может вызывать тревогу и беспокойство
коричневый цвет угнетает и способствует возникновению мыслей о плохом самочувствии
В цветовой гамме кабинета должен доминировать цвет вашего элемента или той стихи, которая является источником энергии, порождающей ваш элемент. В качестве дополнения можно выбрать тот цвет, который совпадает с личными целями, направлением деятельности предприятия.
Так, к примеру, в интерьере большинства китайских ресторанов преобладает сочетание красного и золотого цветов. Первый привлекает позитивную энергию и удачу, второй является символом денег и способствует процветанию заведения. Черный и синий цвета символизируют деньги. Белый, серебристый и золотой - также напоминают о деньгах. В Китае и Гонконге интерьер офисов обычно выдержан в приглушенных тинах, однако в них обязательно присутствует небольшое количество сильного (яркого) цвета, задачей которого является стимуляция позитивной энергии.
Каждому сотруднику фирмы должна быть предоставлена возможность оформить кабинет по своему вкусу, изменить положение мебели так, как ему того хочется, как ему удобнее работать. Если вас перевели в новый кабинет, то вы должны осмотреться, проверить, все ли в нем вас устраивает. При необходимости постарайтесь создать такую атмосферу, в которой вам будет хорошо работать, а успех, удача вас не покинут.
Следует помнить о том, что частые перестановки мебели, ремонты и перепланировки могут отрицательно сказаться на эффективности работы персонала офиса. Человеку необходимо время для того, чтобы ознакомиться с окружающей средой и привыкнуть к новой обстановке. Даже изменения к лучшему (например, модернизация оборудования, замена мебели на более удобную) порой снижают производительность труда. В силу привычки человеку бывает сложно адаптироваться к произведенным без его согласия переменам, поскольку изменения касаются не только интерьера, но и ритма жизни, ее порядка.
При выборе мебели необходимо учесть ряд практических моментов. Она должна быть удобной, надежной, соответствовать размерам того помещения, для которого предназначена. Поскольку офисная мебель эксплуатируется достаточно интенсивно, то необходимо выбирать такие модели, которые нуждаются в минимальном уходе. Предпочтительнее износостойкие, безопасные (с точки зрения экологии) материалы.
Советы участникам коллектива:
1. Постарайтесь привлечь в свой новый кабинет как можно больше позитивной энергии. Это активизирует ваши умственные и творческие способности, поможет сосредоточиться и самым лучшим образом выполнить порученную вам работу. Для начала наведите порядок, расставьте все вещи по своим местам, если нужно, принесите из дома несколько комнатных растений. Фотографии близких, талисманы, приносящие удачу, любимое кресло помогут в короткий срок наладить отношения со средой, непосредственно приступить к работе.
2. Постарайтесь, чтобы на столе у вас всегда был порядок. Скопление ненужных бумаг, канцелярских принадлежностей, хаотично разбросанные личные вещи негативно влияют на развитие бизнеса. Ваша деловая жизнь станет такой же беспорядочной, дезорганизованной, как и ваше рабочее место.
3. Выработайте у себя привычку наводить порядок на столе в конце каждого рабочего дня. Во многих фирмах среди ряда правил, призванных наилучшим образом организовать деятельность персонала, есть и такое: все деловые бумаги и документы хранить только в специально отведенных для этих целей местах (папках, шкафах, сейфах).
4. Любая из вещей, вызывающая у вас приятные ассоциации, пробуждающая решимость, активность и настойчивость, заставляющая честно бороться за достойное место в мире конкуренции, фактически станет для вас немой сентенцией. Одного только взгляда на такой предмет будет достаточно, чтобы с новыми силами двинуться вперед, сделать очередной шаг на пути к вершине.
Заключение
Работа - дом, дом - работа. Порою это так скучно!.. Изо дня в день приходить на работу и, возвращаясь домой, видеть все тот же рабочий кабинет у себя в комнате: стандартный набор - стол, стул и компьютер - уже порядком надоел. Его нужно как-то изменить, не отказываясь от привычных предметов интерьера. Даже в то время, как мы стараемся не отвлекаться на окружающую обстановку и целиком погружены в работу, интерьеру рабочего уголка в доме стоит уделить достаточное внимание.
Иногда люди забывают о том, что фирма – это нечто большее, чем просто совокупность отдельных работников. Фирма не является социальным вакуумом, совместная работа порождает свой собственный динамизм. Если вы хотите добиться устойчивых результатов, то прежде чем что-то получить, вы должны что-то вложить. Меры по повышению эффективности труда отдельных работников должны дополняться определенными действиями по укреплению солидарности членов трудового коллектива.
Поэтому необходимо, чтобы менеджеры имели фундаментальные знания по психологии. Искусство мотивации заключается в освобождении эмоциональной энергии человека и требует от мотиватора чувствительности и терпения. Знание психологии необходимо даже для маленького, но важного изменения позиции руководителей по отношении к их персоналу. Персонал, в свою очередь, также изменит свое отношение к руководителям. «Что посеешь, то и пожнешь».
Удача в бизнесе приходит к тому, кто обеспечил все условия для ее привлечения и сохранения.
Списоклитературы
Гуленко В. Неизвестное об известном. Юнговские признаки в коммуникативном пространстве. – Киев, 1994.
Юнг К.Г. Психологические типы. М., Алфавит, 1992 г.