КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему: «Планирование на предприятии»
Исходные данные для курсового проектирования
Вариант 1
Таблица 1 |
Объем лесозаготовок, тыс. м3 | 160 |
Состав насаждений | Ель |
Средний объем хлыста, м3 | 0,19 |
Валка леса |
б/п «Урал» (в одиночку) |
Обрезка сучьев на лесосеке | ЛП-30 |
Трелевка | ТБ-1 |
Расстояние трелевки, м | 200 |
Погрузка хлыстов на верхнем складе | ПЛ-1 |
Вывозка |
МАЗ-509 |
Среднее расстояние вывозки, км | 35 |
Тип дороги | грунтовая естественная |
Расстояние нулевого пробега | 1,0 |
|
|
Раскряжевка хлыстов | ЛО-15С |
Выход деловой древесины / дров, % | 80/20 |
Средняя длина дел./дров, м | 5/2 |
Коэффициент перевыполнения норм на всех видах производства | 1,1 |
Эффективный фонд времени (на всех видах работ), дни | 276 |
Коэффициент превышения календарных дней над рабочими (на основных и вспомогательных работах) | 1,2 |
Таблица 2
Виды оборудования | |||||
треле-вочный трактор ТБ-1 |
сучко-резная машина ЛП-30 |
погруз-чик ПЛ-1 |
автомо-биль лесовозн. МАЗ-509 |
раскря-жевочная установка ЛО-15С |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Количество машиносмен (%) отработанное техникой: | |||||
– не бывшей в капремонте | 70 |
81 |
68 |
75 |
85 |
– бывшей в капремонте | 30 |
19 |
32 |
25 |
15 |
2. Количество машиносмен, отработанное техникой на прочих работах (в% к числу машиносмен на основных работах) | 8 |
– |
2 |
9 |
– |
3. Коэффициент сменности на основных работах | 1,0 |
1,2 |
1,3 |
2,4 |
2,7 |
4. Норматив резервных машин | 1:4 | 1:4 | 1:4 | 1:6 | - |
Таблица 3. Балансовая стоимость оборудования (без вычета износа), руб.
Наименование оборудования | Балансовая стоимость, руб. |
1. Трелевочный трактор ТБ-1 | 900000 |
2. Сучкорезная машина ЛП-30 | 869700 |
4. Погрузчик ПЛ-1 | 865000 |
5. Лесовозный автомобиль МАЗ-509 | 880000 |
6. Раскряжевочная установка ЛО-15 с | 2260000 |
1. Расчет коэффициентов технической готовности оборудования и цикличности ремонтного оборудования
Техническая готовность каждого вида лесозаготовительного оборудования характеризуется коэффициентом, который определяется на плановый период как отношение машинодней в исправном состоянии к машинодням нахождения в хозяйстве. Этот коэффициент определяется по формуле:
Кт.г. = Т1 / Тц
Продолжительность цикла работы и ремонта любого вида оборудования (ТЦ) можно определить по формуле:
ТЦ = Т1 + Т2
где
Т1 – время нахождения машины в исправном состоянии,
Т2 – время нахождения машин в неисправном состоянии, текущем ремонте и капитальном ремонте
Продолжительность работы в днях (Т1) определяется:
а) по видам машин, для которых периодичность выполнения капитального ремонта задана в Положении, в моточасах (ЛП-30, ТБ-1, ЛО-15С):
Т1 = Пт * Кпер * К1 / tсм *Ксм
б) по видам машин, для которых периодичность капитального ремонта задана в км пробега (МАЗ-509):
Т1 = Пт * К1 / Всм * Ксм
где
ПТ – периодичность выполнения капитального ремонта, моточасы, машино-часы (из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования);
КПЕР – коэффициент перевода из моточасов в машиночасы (1,18–1,54);
К1 – отношение количества дней в году к эффективному фонду времени (365/305 = 1,2).
tСМ – продолжительность смены работы оборудования, 7 ч.;
КСМ – коэффициент сменности;
ВСМ – сменный пробег оборудования, км:
где
lСР – среднее расстояние вывозки, 30 км;
ПСМ – сменная производительность оборудования, м3;
q – нагрузка на рейс (15м3);
К0 - коэффициент нулевого пробега (1,05).
Величину ПСМ находим по формуле:
где
ТСМ – продолжительность рабочей смены, мин;
ТПЗ – время на подготовительно-заключительную работу и обслуживание рабочего места на смену, 36 мин;
ТОТЛ – время на личные потребности и медицинский осмотр на смену, 14 мин;
t0 – время нулевого пробега 1 км в обоих направлениях, 4 мин;
l0 – расстояние нулевого пробега, 1 км;
К – коэффициент, учитывающий влияние расстояния вывозки на время пробега:
К = 1,7 / lм + 0,81
Т1 – время пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
l – расстояние вывозки, км;
Т2 – время пребывания автопоезда под погрузкой и выгрузкой на рейс, мин;
Q – нагрузка на рейс, м3.
Время выполнения всех видов технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) слагается из дней каждого из них, а именно:
Т2 = Ткр + (Ттр + Тто-з + Тто-2 + Тто-1 + Тсо) * К1
Дни нахождения машин в текущем ремонте определяются по формуле:
Т тр = Пт * Нтр / tсм * Ксм * 100,
где
ТТР – время нахождения машины в текущем ремонте,
НТР – норматив затрат в нормочасах, соответственно на 100 моточасов, машиночасов, 1000 км пробега (из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования);
– соответственно продолжительность смены и коэффициент сменности в ремонте.
Дни нахождения во всех остальных видах ремонтного обслуживания рассчитывается по следующим формулам:
Продолжительность простоя в сезонных обслуживаниях определяется по формуле:
Тсо = Т1 / 183 * Нсо,
где
Т1 – время нахождения машин в исправном состоянии;
НСО – норматив простоя машины в одном сезонном обслуживании, нормочасы (берется из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования).
Время нахождения машины в техническом обслуживанииТО-3 определяется по формуле:
Тто-з = Пт / Пто-з * Нто-з,
где
НТО-3 – норматив простоя машины в одном ТО-3, ч;
ПТО-3 – периодичность проведения ТО-3, моточасы, машино-часы, км.
Время нахождения машины в ТО-2 определяется по формуле:
Тто-2 = (Пт /Пто-2 – Пт/ Пто-3) * Нто-2,
где
ПТО-2 - периодичность проведения ТО-2, моточасы, машино-часы, км;
НТО-2 – норма простоя машины в одном ТО-2, ч.
Время нахождения машины в ТО-1 определяется по формуле:
Тто-1 = (Пт / Пто-1 – Пт/ Пто-2 – Пт/ Пто-3) * Нто-1,
где
ПТО-1 – периодичность проведения ТО-1, моточасы, машиночасы, км.
НТО-1 – норматив простоя машины в одном ТО-1, ч.
Величины НТО-3, НТО-2, НТО-1, ПТО-3, ПТО-2, ПТО-1 берем из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования.
1. Сучкорезная машина ЛП-30
Т1 = 5000 *1,18 *1,2 /7 *1,2 = 843 дн.
ТТР = 5000 * 14 /100 * 7 * 1,2 = 50 дн.
ТТО-3 = 5000/ 900 * 14 / 7 = 11 дн.
ТТО-2 =(5000/300 – 5000/900) * 10 / 7 = 16 дн.
ТТО-1 =(5000 /100 – 5000 /300 – 5000 /900) * 4 / 7 = 16 дн.
ТСО = 843 / 183 * 7 / 7 = 4 дн.
Т2 = 30 + (50 +11 + 16+16 + 4)1,2 = 147 дн.
ТЦ = 843 + 147 = 990 дн.
КТГ = 843 / 990 = 0,85
КЦ = 365/990 = 0,37
2. Трелевочный трактор ТБ -1
Т1 = 4500 * 1,18 * 1,2 / 7 * 1 = 910 дн.
ТТР = 4500 * 10 /7 * 2 * 100 = 32 дн.
ТСО = 910 /183 * 7 / 7 = 6 дн.
ТТО-3 = 4500 /900 *14 / 7 = 10 дн.
ТТО-2 = (4500 /300 – 4500/900) * 10/7 = 14 дн.
ТТО-1 = (4500/100 – 4500/300 – 4500/900) * 4/7 =14 дн.
Т2 = 25 +(32+ 6 + 10 + 14 + 14) * 1,2 = 115 дн.
ТЦ = 910 + 115 = 1025 дн.
КТГ = 910 /1025 = 0,88
КЦ = 365/1025 = 0,35
3. Челюстной погрузчик ПЛ-1
Т1 = 4500 * 1,18 * 1,2 /7 *1,3 = 700 дн.
ТТР = 4500 * 9 /7 * 2 * 100 = 29 дн.
ТСО = 700 /183 * 7/7 = 4 дн.
ТТО-3 = 4500 /900 * 14 /7 = 10 дн.
ТТО-2 = (4500/300 – 4500/900) * 10/7 =14 дн.
ТТО-1 = (4500/100 – 4500/300 – 4500/900) * 4 /7 = 14 дн.
Т2 = 25 + (29 + 10 + 14 + 14 + 4) * 1,2 = 111 дн.
ТЦ = 700 + 111 = 811 дн.
КТГ = 700/811 = 0,86
КЦ = 365/811 = 0,45
4. Автомобиль лесовозный МАЗ-509
Сменная выработка:
(420 – (36+10+4+4 *1)) / (1,05 * 8,3 * 30 + 24,5) * 15 = 19,20 куб. м./смена
К = 7,37 / 35 + 0,81 = 1,05
Всм = 2 * 30 * (19,20 /15) = 77 км
Т1 = 160 000 *1,2 / 77 * 2,4 =1038 дн.
ТТР = 160 000 *4 /1000 *7 * 2 = 2240 дн.
ТСО = 1038 / 183 * 3 /7 = 3 дн.
ТТО-3 не определяется.
ТТО-2 = (160 000 / 12500) * 14/7 = 26 дн.
ТТО-1 = (160 000/ 2500 – 160 000 /12500) * 4 /7 =30 дн
Т2 = 22 + (26 + 30 + 3) * 1,2 = 93 дн.
ТЦ = 1038 + 93 = 1131 дн.
КТГ = 1038/ 1131 = 0,91
Кц = 365 / 1131 = 0,33
5. Раскряжевочная установка ЛО-15С
Т1 = 14000 * 1,2/7 * 2,7 = 889 дн.
ТТР = 14000 * 7/100 * 7 * 2 = 70 дн.
ТСО = 889 /183 * 4/ 7 = 3 дн.
ТТО-3 не определяется.
ТТО-2 = 14000/300 * 7 /7 = 35 дн.
ТТО-1 = (14000/100 – 14000/300) * 7 /7 = 105 дн.
Т2 = 15 + (70 + 35 + 105 + 3) * 1,2 = 270 дн.
ТЦ = 889 + 270 = 1159 дн.
КТГ = 889/1159 = 0,776
КЦ = 365/ 1159 = 0,31
Обобщим все найденные значения в таблице 4.
Таблица 4. Сводная таблица показателей времени нахождения во всех видах ремонта и коэффициентов технической готовности и цикличности
Показатели | ЛП – 30 | ТБ-1 | ПЛ – 1 | МАЗ-509 | ЛО – 15С |
1. Время нахождения машин в исправном состоянии, маш.-дни (Т1) | 843 | 910 | 700 | 1038 | 889 |
2. Время нахождения машин в ТР, маш.-дни (ТТР) | 50 | 32 | 29 | 2240 | 70 |
3. Время СО, маш.-дни (ТСО) | 4 | 6 | 4 | 3 | 3 |
4. Время нахождения в ТО-3, маш.-дни (ТТО-3) | 11 | 10 | 10 | - | - |
5. Время нахождения в ТО-2, маш.-дни (ТТО-2) | 16 | 14 | 14 | 26 | 35 |
6. Время нахождения в ТО-1, маш.-дни (ТТО-1) | 16 | 14 | 14 | 30 | 105 |
7. Время выполнения всех видов ТО и Р, маш.-дни (Т2) | 147 | 115 | 111 | 93 | 270 |
8. Продолжительность цикла работы и ремонта, дни (ТЦ) | 990 | 1025 | 811 | 1131 | 1159 |
9. Коэффициент технической готовности (КТГ) | 0,85 | 0,88 | 0,86 | 0,91 | 0,776 |
2. Планирование потребности в основных механизмах
Рассмотрим планирование потребности в основных механизмах. Планирование списочного состава машин и технико-экономических показателей их использования ведется в следующей последовательности.
1. Определяем сменную норму выработки НВЫР(по ЕНиРу). Для МАЗ-509 сменную норму выработки мы определили в предыдущем разделе равной 16 м3.
2. Находим плановую сменную выработку НВЫР.ПЛ., для этого сменную норму выработки умножаем на коэффициент перевыполнения плана.
НВЫР.ПЛ. = НВЫР. * КПЕР.
3. Определяем потребность в машиносменах для основных работ – путем деления запланированного объема работ (тыс. м3) на плановую сменную норму выработки:
годовой объем производства (тыс. м3)
НВЫР.ПЛ. (м3/смену)
4. Определяем потребность в машиносменах на подготовительных и прочих вспомогательных работах (в% к числу машино-смен на основных работах).
5. Определяется количество машнино-дней в работе делением общей потребности в машиносменах на коэффициент сменности, установленный для данной операции режимом работы предприятия:
число машиносмен (п. 3 + п. 4)
коэффициент сменности
6. Определяется потребность в работающих машинах данной марки:
число машинодней в работе (п. 5)
число дней работы машин в год
7. Определяется количество резервных машин (по нормативам): на 6 автомобилей – 1 машина, на 4 трактора – 1, на 1 бензопилу – 1).
8. Определяется списочное количество машин:
кол-во исправных машин (п. 6 + п. 7)
коэффициент технической готовности (КТГ)
9. Определяем обобщающие показатели использования машин:
а) Годовая выработка на списочную машину:
запланированный объем работ (тыс. м3)
списочное кол-во машин (п. 8)
б) Коэффициент календарного использования парка машин (ККАЛ.):
машинодней в работе (п. 5)
машинодней в хозяйстве
машино-дни в хозяйстве = списочное кол-во машин * 365 дн.
10. Для лесовозного транспорта дополнительно определяется:
а) Годовой пробег парка машин (L):
L =2lср * Q /q * Ко,
где
Q – плановый объем работ (тыс. м3);
q – рейсовая нагрузка (м3);
К0 – коэффициент нулевого пробега (1,05).
1. Сучкорезная машина ЛП-30
1. НВЫР. = 83 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 83 * 1,1 = 91.3 м3
3. 160000 /91.3 = 1752 машиносмен
4. Потребности в машиносменах на подготовительных и вспомогательных работах для данного механизма нет.
5. (1752 + 0) /1,2 = 1460 машинодней в работе
6. 1460 /276 = 5 раб. машин
7. 5 /4 = 2 резервные машины
8. (5 + 2) /0,85 = 8 машин
9. а) 160000/8 =20000 м3
б) 1460 /8 * 365 = 0,50
2. Трелевочный трактор ТБ-1
1. НВЫР. =51 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 51х1,1 = 56 м3
3. 160000/56= 2852 машиносмен
4. 2852 * 0,08 = 229 машиносмен
5. (2852 + 229) /1 = 3080 машинодней
6.3080 / 276 =11 машины
7. 11/4 = 3 машины
8. (11 + 3) /0,88 = 16 машины
9. а) 160000 /16 = 10000 м3
б) 3080 /16 * 365 = 0,52
3. Челюстной погрузчик ПЛ-1
1. НВЫР. = 174 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 174х1,1 = 191м3
3. 160000 /191= 835 машиносмен
4. 835 * 0,02 = 18 машиносмены
5. (835 + 18) /1,3 = 655 машинодней
6. 655 /276 = 3 машин
7. 3/4 = 1 машины
8. (3 + 1) /0,86 = 5 машин
9. а) 160000/5 = 32000м3
б) 655 / 5* 365 = 0,05
4. Автомобиль лесовозный МАЗ-509
1. НВЫР. = 19,20 м3
2. НВЫР.ПЛ. = 19,20 * 1,1 =21,12 м3
3. 160000/21,12 = 7575 машиносмен
4. 7575 * 0,09 = 681 машиносмен
5. (7575 + 681)/2,4 = 3440 машинодней
6. 3440 / 276 = 13 машины
7. 13/6 = 2 машин
8. (13 +2) / 0,91 = 17 машины
9. а) 160000/17 = 9411м3
б) 3440 /17* 365 = 0,05
10. а) L = 2 * 30 * (160000/15) * 1,05 = 67195 км
б) Q = 30 * 160000 * 0,8 = 3840 000 м3/км
5. Раскряжевочная установка ЛО-15С
1. НВЫР. = 79,69/НВР.
НВР. = 0,163 * 0,8 + 0,237 * 0,2 = 0,177 чел. ч
НВЫР. = (7 / 0,177) * 2 = 79,09 м3
2. НВЫР.ПЛ. =79,09 * 1,1 = 86,89 м3
3. 160000 /86,89 = 1841 машиносмены
4. Потребности в машиносменах на подготовительных и вспомогательных работах для данного механизма нет.
5. (1841 + 0) /2,7 = 861,8 машинодней
6. 861,8 / 276 = 4 машин
7. –
8. 4 /0,776 = 5 машин
9. а) 160000/5 = 32000 м3
б) 861,8 /5 * 365 = 0,47
Таблица 5. Планирование списочного количества машин и технико-экономических показателей их использования на год
Показатели |
Единица Измерения |
Наименование машин | ||||
ТБ-1 | ЛП-30 | ПЛ-1 | ЛО-15С | МАЗ-509 | ||
1. Объем работы | тыс. м3 | 160 | 160 | 160 | 160 | 410 |
2. Среднее расстояние вывозки | Км | - | - | - | - | 30 |
3. Нагрузка на рейс | м3 | - | - | - | - | 15 |
4. Норма выработки на машино-смену | м3 | 51 | 83 | 174 | 79,09 | 19,20 |
5. Коэффициент перевыполнения норм | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | |
6. Плановая производительность на машино-смену | м3 | 56 | 91,3 | 191 | 86,89 | 21,12 |
7. Отработанно машино-смен на основных работах | маш.-см | 2852 | 1752 | 835 | 1841 | 7575 |
8. Отработанно машино-смен на прочих работах | маш.-см | 229 | - | 18 | - | 681 |
9. Отработанно машино-смен всего | маш.-см | 3081 | 1752 | 853 | 1841 | 8256 |
10. Коэффициент сменности | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 2,7 | 2,4 | |
11. Количество машино-дней в работе | маш.-дни | 3080 | 1466 | 655 | 861,8 | 3440 |
12. Эффективный фонд времени | Дни | 276 | 276 | 276 | 276 | 276 |
13. Количество работающих машин | шт. | 11 | 5 | 3 | 4 | 13 |
14. Количество резервных машин | шт. | 3 | 2 | 1 | - | 2 |
15. Количество исправных машин | шт. | 16 | 8 | 5 | 5 | 17 |
16. Коэффициент технической готовности | 0,88 | 0,85 | 0,86 | 0,776 | 084 | |
17. Списочное количество машин | шт. | 16 | 8 | 5 | 5 | 53 |
18. Годовая выработка на 1 списочную машину | м3 | 10000 | 20000 | 32000 | 32000 | 9411 |
19. Коэффициент использования парка машин | 0,52 | 0,50 | 0,05 | 0,47 | 0,54 | |
20. Грузовая работа | тыс. т-км | - | - | - | - | 3840000 |
21. Годовой пробег парка машин | тыс. км | - | - | - | - | 67195 |
3. Планирование объемов работ и затрат на проведение технического обслуживания и технического ремонта
1. Определение общего числа мото-часов, отработанных всеми механизмами.
Найдем общее количество мото-часов (Моб), которое определим для всех механизмов за год, для этого умножим число машино-смен, требуемых для выполнения объема работ (Пос) на продолжительность смены tсм (7 часов) и на коэффициент перехода от машино-часов к мото-часам (Кпер. = 0,65 (для трелевочных тракторов) – 0,85 (для машин, агрегатов)).
Моб = Пос * tсм * Кпер
Таблица 6. Общее число мото-часов отработанных механизмами
Показатели | ТБ-1 | ЛП – 30 | ПЛ – 1 | ЛО – 15С | МАЗ-509 |
Пос. | 3081 | 1752 | 853 | 1841 | 3440 |
Tсм | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Кпер | 0,65 | 0,65 | 0,85 | 0,85 | 0,85 |
Моб (мото-час, км) |
14018 | 7971 | 5075 | 10953 | 20468 |
2. Определение количества ремонтов и ТО за год.
Определение количества капитальных ремонтов за год (Nкр):
Nкр = Моб
Пт
где Пт – периодичность проведения кап. ремонтов (в мото-часах, берется из Положения о ТО и Р).
Определение количества ТО-3, ТО-2, ТО-1, Тсо за год:
Nто-3 = Моб / Пто-3 – Nкр
Nто-2 = Моб / Пто-2 – Nкр – Nто-3
Nто-1 = Моб / Пто-1 – Nкр – Nто-3 – Nто-2,
Nсо = nсп* 2
где Пто-3 – работа до ТО-3 (в мото-часах);
Пто-2 – работа до ТО-2 (в мото-часах);
Пто-1 – работа до ТО-1 (в мото-часах);
nсп – списочное количество машин.
Таблица 7. Количество КР за год для механизмов
Показатели | ТБ-1 | ЛП – 30 | ПЛ – 1 | ЛО – 15С | МАЗ-509 |
Моб. | 7971 | 14018 | 5075 | 10953 | 20486 |
Пт. | 4500 | 5000 | 4500 | 14000 | 150000 |
Nкр (шт.) | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 |
Количество ТО-3, ТО-2, ТО-1 за год для механизмов:
1.ТБ-1:
Nто3 = 7971/900 – 2 = 7
Nто-2 =7971 / 300 – 2 – 7 = 18
Nто-1 -=7971/ 100 –2– 7 – 18 = 52
2.ЛП-30:
Nто-3 =14018/900 – 3 = 13
Nто-2 =14018/300 – 3 – 13 = 31
Nто-1 = 14018/100 – 3 – 13 – 31 = 93
3.ПЛ –1:
Nто-3 = 5075/900 – 1 = 5
Nто-2 =5075 / 300 – 1 – 5 = 11
Nто-1 = 5075/ 100 – 1 – 5 – 11 = 34
4.ЛО-15С:
Nто-3 = не рассчитываем
Nто-2 =10953/400 – 1 = 27
Nто-1 =10953 /100 – 1 – 27 = 81
5.МАЗ-509:
Nто-2 = 20486 /12500 – 1 = 2
Nто-1 = 20486/2500 – 1– 2 = 5
Таблица 8. Количество СО за год для механизмов
Показатели | ТБ-1 | ЛП – 30 | ПЛ – 1 | ЛО – 15С | Маз-509 |
Nсп. | 16 | 8 | 5 | 5 | 53 |
Nсо (раз) | 32 | 16 | 10 | 10 | 106 |
3. Определение трудозатрат.
Определяем трудозатраты на выполнение ТО и ТР на технику, которая находилась и не находилась в капитальном ремонте по формулам:
ТТО-3 = NТО-3 * tТО-3
ТТО-2 = NТО-2 * tТО-2
ТТО-1 = NТО-1 * tТО-1
ТТР = Моб.* tтр / 100
ТСО = NCO x tCО
где
tТО-3, tТО-2, tТО-1, tТР tСО - трудозатраты на выполнение одного ТО, ТР, СО, чел. ч.
Суммируем все затраты на выполнение ТО, ТР и СО на технику:
ТО = ТТО-3 + ТТО-2 + ТТО-1 + ТТР + ТСО
1.ТБ-1:
Тто-3 = 7 * 30 = 210
Тто-2 = 18 * 17 = 306
Тто-1 = 52 * 6 = 312
Тсо = 32 * 3 = 96
Ттр. = 14018 * 32/100 = 4485
Тоб. = 5409
2.ЛП-30:
Тто-3 = 13 * 34 = 442
Тто-2 = 31 * 16 = 496
Тто-1 =93 * 7 =651
Тсо = 16 * 10 = 160
Ттр. = 7971 * 41/100 = 3268
Тоб. = 5017
3.ПЛ-1:
Тто-3 = 5 * 30 = 150
Тто-2 = 11 * 14 = 154
Тто-1 = 34 * 6 = 204
Тсо = 10 * 9 = 90
Ттр. = 5075 * 32/100 = 1624
Тоб. = 2222
4.ЛО-15С:
Тто-2 = 27 * 19 = 513
Тто-1 = 81 * 13 = 1053
Тсо = 10 * 8 = 80
Ттр. = 10593 * 24 / 100 = 2542
Тоб. = 4188
5. МАЗ-509:
Тто-2 = 2 * 27 = 54
Тто-1 = 5 * 6 = 30
Тсо = 106 * 5 = 530
Ттр. = 20468 * 14/100 = 2865
Тоб. = 3479
4.определяем количество ремонтников, занятых на ремонте и обслуживании, как отношение всей суммы трудозатрат на ремонт и обслуживание к эффективному фонду времени 1 рабочего по балансу:
Таблица 9
Показатели | ТБ-1 | ЛП-30 | ПЛ-1 | ЛО-15 | МАЗ-509 |
Тоб. | 5409 | 5017 | 2222 | 4188 | 3479 |
ЭФРВ | 276 дней | ||||
Численность | 20 | 18 | 8 | 15 | 12 |
Трудозатраты на ТО и ТР распределяется по структурным подразделениям ремонтного обслуживания: РММ, ПТО, гараж. Данные расчета трудозатрат на ТО и ТР приведены в обобщающей таблице 10.
Таблица 10. Определение объема и трудозатрат на техническое обслуживание и текущий ремонт
Наименование оборудования и вид ТР и ТО |
Списочное Кол-во |
Число ТО за год на машины | Норматив трудозатрат на 1 Р и ТО, нормо-час | Объем ТР и ТО за год, нормо-час | ||||
Всего | В том числе | |||||||
РММ | ПТО в. скл | Гараж | ПТО н.скл | |||||
ТБ-1 ТР СО ТО-3 ТО-2 ТО-1 |
16 |
- 32 7 18 52 |
32 на 100 мото-час 3 30 17 6 |
4485 96 210 306 312 |
40% 1794 96 210 - - |
60% 2691 - - 306 312 |
||
Итого |
5409 |
2100 |
3309 |
|||||
ЛП – 30 ТР СО ТО-3 ТО-2 ТО-1 |
8 | - 16 13 31 93 |
41 на 100 мото-час 10 34 16 7 |
3268 160 442 496 651 |
40% 1307 160 442 - - |
60% 1960 - - 496 651 |
||
Итого |
5017 |
1909 |
3107 |
|||||
ПЛ – 1 ТР СО ТО-3 ТО-2 ТО-1 |
5 | - 10 5 11 34 |
32 на 100 мото-час 9 30 14 6 |
1624 90 150 154 204 |
40% 649 90 150 - - |
60% 974 - - 154 204 |
||
Итого |
2222 |
889 |
1332 |
|||||
МАЗ-509 ТР СО ТО-2 ТО-1 |
53 | - 106 2 5 |
14 на 1000 км 5 27 5 |
2865 530 54 30 |
50% 1432 530 54 - |
50% 1432 - 54 30 |
||
Итого |
3479 |
2016 |
1516 |
|||||
ЛО – 15С ТР СО ТО-2 ТО-1 |
5 | - 10 27 81 |
35 на 100 мото-час 8 19 13 |
2542 80 513 1053 |
2542 80 513 1053 |
|||
Итого |
4188 |
4188 |
||||||
Всего: н-час трудозатраты, ч-день |
20315 5078 |
11728 2932 |
7748 1937 |
1516 379 |
4188 1047 |
4. Планирование трудовых затрат
Трудовые затраты на основных работах рассчитываются по плановым нормам выработки, установленным на человеко-день:
ТЗi = Vi / H выр.i * Kпт.i,
ТЗi – трудозатраты на i-m виде основных работ, тыс. чел.-д.;
Vi – объем работ i-го вида в натуральном измерении, тыс. м3;
Нвыр.i – норма выработки на i-м виде работ, м3 на чел.-д.;
Кпт.i – коэффициент роста производительности труда на i-м виде работ (Кпт = 1,1).
На тех видах работ, где применяются бригадные формы организации работ, следует рассчитывать комплексные нормы выработки (Нвыр.к):
Нвыр.к = 7 / Н вр. к.,
где
tсм – продолжительность смены, ч;
Нвр.i – норма времени комплексная, чел.-ч на 1м3;
Таблица 11. План по труду
Виды л/з работ | Объем работы тыс. м3 | Комплексная выработка, чел.-д./м3 | Трудоем-кость чел.-д./т.м3 | Коэф-т повышения ПТ |
Пл. норма выработки гр3*гр5 |
Пл. потреб-ность в ТЗ, тыс. чел.-д. (2 / 6) |
Лесосечные работы | 160 | 19 | - | 1,1 | 20,90 | 7,65 |
Погрузка на верхнем складе ПЛ-1 | 160 |
174 |
- |
1,1 |
191 |
0,83 |
Вывозка МАЗ-509 | 160 | 19,20 | - | 1,1 | 21,12 | 7,57 |
Нижнескладские работы ЛО-15С |
160 |
79,69 |
- |
1,1 |
86,89 |
1,85 |
Итого осн. работ | 160 | 17,90 |
Комплексная норма времени и норма выработки для бригады на лесосечных работах определена в таблице 12, расчет выполнен совместно с расчетом комплексной расценки, нужной в дальнейшем для планирования заработной платы.
Таблица 12. Расчет комплексных норм выработки, норм времени и расценки на лесосечных работах
Операции | Норма выработки на 1 чел.-д., м3 | Норма времени на 1 м3, чел.-ч | Расценка за 1 м3, коп. |
Валка леса | 49 | 0,143 | 16,7 |
Трелевка деревьев | 51 | 0,137 | 16,0 |
Обрезка сучьев | 83 | 0,084 | 9,9 |
Итого | 183 | 0,364 | 42,2 |
Нквр. = 0,143 + 0,137 + 0,084 = 0,364
Нквыр. = 7/0,364 = 19 м3/смену
Комплексная норма выработки на лесозаготовках:
НкЛ/З = 16/ 17,90 = 9 м3/чел.-д.
Комплексная норма выработки на 1 рабочего лесозаготовок:
НкЛ/З(год) = НкЛ/З ЭФВ
НкЛ/З(год) = 9* 276 = 2484 м3
Плановая численность рабочих на лесозаготовках:
Чраб.Л/З = 17,09 * 1000 / 276 =65 чел.
Все расчеты по трудозатратам сведены в таблице 13, где в графе 5 собираются трудозатраты в человеко-днях. По комплексу лесосечных работ в графу 3 табл. 13 занесена комплексная норма выработки 19 и потребность в человеко-днях определена путем деления объема работ 160 тыс. м3 на норму 19 м3 и на коэффициент роста производительности труда равный 1,1, тогда трудозатраты равны 7655 человеко-дням.
Среднедневная тарифная ставка на лесосечных работах
С = 23,5 * 34,9 = 8,2 (руб.)
100
Для погрузки среднедневная тарифная ставка Спог = 1,17 * 7 = 8,19 (руб.)
(1,17 руб. – часовая тарифная ставка машиниста-крановщика 6-го разряда)
При вывозке дневная тарифная ставка Свыв = 0,85 * 7 = 5,95 (руб.)
(0,85 руб. – часовая тарифная ставка водителя автомобиля)
При раскряжевке дневная тарифная ставка Сраск = (0,91 + 0.79) /2 * 7 = 5,95 руб.
(0,91 и 0,79 руб. – часовая тарифная ставка оператора раскряжевочной установки и оператора манипулятора, соответственно).
Дневная сдельная заработная плата (графа 7 табл. 13) определяется путем перемножения среднедневной тарифной ставки на запланированный коэффициент перевыполнения плана.
Размер премии в среднем принят на основных работах лесозаготовок 30%, районный коэффициент и северные – 1,7.
Для определения годового фонда основной заработной платы (графа 9 табл. 13) необходимо годовую потребность в человеко-днях (графа 5 табл. 13) умножить на дневную заработную плату, учитывающую премии и районный коэффициент, (графа 8 табл. 13.
Годовая величина фонда заработной платы по тарифным ставкам (графа 10 табл. 13) находится как произведение отношения объема работ (графа 2) к норме выработки (графа 3) на среднедневную тарифную ставку (графа 6).
Фонд дополнительной заработной платы (графа 11) предназначен для оплаты отпусков всех видов, планируется в процентном отношении к фонду основной зарплаты. Плановый фонд заработной платы на оплату отпусков принят по видам лесозаготовительных работ в размере 12,3% к основному фонду зарплаты.
Плановый фонд заработной платы для выплаты вознаграждения за выслугу лет (графа 12), планируется в процентном отношении от тарифной заработной платы. Размер вознаграждения за выслугу лет – 10%.
Весь фонд заработной платы (графа 13) по лесоэксплуатации определяется как сумма годового фонда основной зарплаты (гр. 9), дополнительной заработной платы для оплаты отпусков (графа 11) и фонда заработной платы для выплаты вознаграждения за выслугу лет (гр. 12).
Для рассматриваемого примера и по выполненным ранее расчетам сводный план по труду представлен в таблице 14.
Таблица 14. Сводный план по труду на год
Наименование Показателей |
Единица Измерения |
Отчет за год |
|
1. | Численность ППП (годовая потребность в чел.-дн./276) | Чел. | 214 |
2. |
Показатели производительности труда: комплексная выработка на одного рабочего лесозаготовок (410 000/214) |
м3 |
1915,9 |
3. | Фонд зарплаты ППП | тыс. руб. | 1058,9 |
4. | Среднемесячная заработная плата одного рабочего ЛЗ (1058,9/(21412) | Руб. |
412,3 |
5. Расчет амортизационных отчислений
Амортизация осуществляется в целях накопления средств для последующего восстановления и воспроизводства основных фондов.
Цель раздела – определение амортизационных отчислений по видам основных фондов с выделением сумм на полное восстановление и капитальный ремонт.
Достижение цели осуществляется: на основе списочного количества единиц объектов амортизации, расчетом балансовой средней годовой стоимости объектов, установлением норм амортизационных отчислений на капитальный ремонт и полное восстановление основных фондов.
Амортизационные отчисления на полное восстановление по каждому виду основных средств рассчитываются исходя из средней годовой балансовой стоимости этих средств и установленных норм амортизационных отчислений; определяются они по формуле
А =
где
А – годовая сумма амортизационных отчислений, тыс. руб.;
ОФср.i - средняя годовая балансовая стоимость i-го вида основных фондов, тыс. руб.;
Нa.i – норма амортизационных отчислений, %
Среднегодовая стоимость основных фондов i-го вида определяется из выражения
Офср.i = Nс.i * Цо.i * Кт.з
где
Nс.i - среднесписочная потребность в i-м виде оборудования, основных фондов, шт.;
Цо.i – оптовая цена единицы основных фондов, руб.;
Кт.з - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы.
Среднесписочная потребность в лесозаготовительном оборудовании определена в разделе 1.
При расчете стоимости основных фондов применяется цена за единицу оборудования с учетом транспортно-заготовительных расходов, т.е. расходов, связанных с доставкой оборудования и других объектов основных фондов оптового склада товарной станции до центрального склада предприятия. В нашем примере Кт.з = 1,05.
Порядок расчета амортизационных отчислений рассмотрим на примере самоходной сучкорезной машины ЛП-30 и лесовозного автомобиля МАЗ-509.
Списочное количество ЛП-30 17 шт., цена одной машины 16,97 тыс. руб., тогда балансовая стоимость парка машин с учетом расходов по доставке составит:
17 * 16,97 * 1,05 = 302,9 тыс. руб.
Норма амортизации – 25% от балансовой стоимости.
Сумма амортизационных отчислений по парку машин составит:
302,9 0,25 = 75,7 тыс. руб.
Списочное количество лесовозных автомобилей МАЗ-509 – 53 шт., цена одного автомобиля – 8,8 тыс. руб., соответственно балансовая стоимость парка лесовозных автомобилей с учетом транспортных расходов составит:
53 * 8,8 * 1,05 = 489,72 тыс. руб.
Нормы амортизационных отчислений для автомобилей грузоподъемностью более 2 т установлены на 1000 км пробега: на полное восстановление – 0,3%.
Поправочные коэффициенты к нормам амортизации следующие:
а) за работу по лесовозным дорогам – 1,3:
б) за работу с прицепом – 1,1.
При необходимости применения к одной и той же норме амортизационных отчислений m поправочных коэффициентов общий поправочный коэффициент буде на (m-1) единиц меньше, тогда общий коэффициент применительно к нашим условиям составит
1,1 + 1,3 – 1 = 1,4.
Норма амортизации с учетом поправочных коэффициентов будет равна:
0,3 1,4 = 0,42%
Годовой пробег одного автомобиля МАЗ-509 равен 40,6 тыс. км (2152,5 тыс. км / 53 машин), тогда норма амортизационных отчислений к стоимости автомобиля пересчитывается следующим образом
0,42 40,6 = 17,1%.
Тогда сумма амортизации равна:
489,72 тыс. руб. 17,1% = 83,7 тыс. руб.
Расчет амортизационных отчислений представлен в табл. 15.
Таблица 15. Расчет амортизационных отчислений
Объекты амортизации |
Кол-во единиц | Цена за единицу, тыс. руб. |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
Норма амортизации, % |
Сумма амортизационных отчислений, тыс. руб. |
ЛП-30 | 17 | 16,97 | 302,9 | 25 | 75,7 |
ТБ-1 | 33 | 9,0 | 297,0 | 25 | 74,25 |
ПЛ-1 | 9 | 9,95 | 89,55 | 25 | 22,39 |
МАЗ-509 | 53 | 8,8 | 489,72 | 17,1 | 83,7 |
ЛО-15С | 5 | 22,6 | 113,0 | 25 | 28,25 |
Итого | 117 | 1292,17 | 284,29 |
6. Расчет стоимости топлива
Расчеты выполняются на основе объемов работ по каждому потребителю и виду топлива (бензин, дизельное топливо).
Для определения потребности в виде топлива необходимы технически обоснованные нормы расхода его по каждому потребителю, стоимость топлива рассчитывается в оптовых ценах.
Нормы расхода топлива могут быть установлены на различные измерители объема работ: на 1 мото-ч или 1 машино-смену работы, на 1000 м3, на 100 км пробега, 100 т/км грузовой работы и так далее. Нормы расхода смазочных материалов устанавливаются или в% к расходу основного топлива, или в литрах на 100 л основного топлива.
Норма расхода топлива и смазочных материалов в таблице (графа 5) пересчитывается на единицу измерения объема работ, а цена за 1 т заносится в графу 7 с учетом транспортно-заготовительных расходов. Рассмотрим расчет потребности топлива для автомобилей. Норма расхода топлива для автомобилей слагается из нормы на пробег и нормы на грузовую работу.
Для МАЗ-509 с прицепом – норма расхода дизельного топлива составляет 36,5 л на 100 км пробега, собственная масса прицепа-роспуска – 4150 кг, тогда норма расхода дизельного топлива составит 36,5 + 4,15 = 42 л, или 42 * 0,825 = 34,65 кг (при пересчете из объемных единиц в весовые принимается удельный вес дизельного топлива 0,825; бензина 0,74; масла 0,9), а на 100 км грузовой работы 1,3 0,825 =1,07 кг. Общий пробег автомобилей равен 2152,5 тыс. км, грузовая работа 16000 тыс. тонно-километров, отсюда потребность в топливе составит:
2152500 * 42 / 100 + 16000000 * 1,3 / 100 = 1112050 л
1112050 л * 0,825 = 917 т
Стоимость дизельного топлива по прейскурантным ценам 69,3 за 1 тонну. Тогда общая стоимость дизельного топлива равна
917 * 69,3 / 1000 * = 63,5 тыс. руб.
Потребность в смазочных материалах для автопоездов планируется по нормам расхода, которые установлены в литрах на каждые 100 л расхода дизельного топлива, переводим их в кг на 1000 кг, то есть на 1 т и заносим эти нормы в графу 5.
Расход масел и смазок по нормам рассчитываются по формуле
Gт. м = Gт* Hм * K / 100,
где Gт – расход топлива по норме на выполняемый автомобилем объем работ, л;
Нм – норма расхода масел и смазок, л/100 л; К – коэффициент, учитывающий время нахождения автомобилей в эксплуатации = 0,5.
Тогда потребность в моторном масле будет равна
1112050 л *3,2 * 0,5 / 100 = 17792,8 л
17792,8 * 0,825 = 14, 7 т
трансмиссионное масло: 1112050 * 0,4 * 0,5 / 100 = 2224,1 л
2224,1 * 0,825 = 1,8 т
специальные масла: 1112050 * 0,1 * 0,5 / 100 = 556 л
556 * 0,825 = 0,5 т
пластичная смазка: 1112050 * 0,3 * 0,5 / 100 = 1668,1 л
1668,1 * 0,825 = 1,4 т
Нормы расхода дизельного топлива для тракторов взяты из «Нормы расхода топливно-смазочных материалов в лесной и деревообрабатывающей промышленности» в кг на 1000 м3, а для трелевочного трактора ТБ-1 рассчитывается по формуле:
qт = Нт * Кт * Lт, где
qт – расход дизельного топлива по норме на трелевку 1 м3 леса, кг/м3;
Нт – норма расхода дизельного топлива на трелевку 1 м3 леса при расстоянии трелевки 1 км, кг/м3 км;
Кт – коэффициент, учитывающий повышение расхода дизельного топлива на 1 м3 леса в зависимости от расстояния трелевки;
Lт – среднее расстояние трелевки, км.
1,71 * 1,8 * 0,2 = 0,62 кг на 1 м3, или 620 кг на 1000 м3; стоимость рассчитана по тем же ценам, что для дизельного топлива для автопоездов.
Нормы расхода бензина и смазочных материалов для тракторов установлены в процентах к расходу дизельного топлива по нормам.
Расчет стоимости топлива и смазочных материалов для всех механизмов сгруппирован в таблице 16.
Таблица 16. Расчет стоимости топлива и смазочных материалов
Потребители и вид топлива |
Ед. измерения объема работ |
Объем работ |
Ед. измерения расхода |
Норма расхода л/ 100 л |
Потребность в топливе и смазочных Материалах |
|||
количество, л |
количест во, т |
цена за 1т, руб. | сумма, тыс. руб. | |||||
МАЗ-509 |
||||||||
дизельное топливо |
Тыс.км | 2152,5 | л | 42 | 904050 | 745,8 | 69,3 | 51,7 |
Тыс. т/км | 16000 | л | 1,3 | 208000 | 171,6 | 69,3 | 11,9 | |
смазочные материалы: | ||||||||
моторное масло | Л | 1112050 | л | 3,2 | 17792,8 | 14,7 | 270 | 4,0 |
Продолжение таблицы 16 |
трансмиссионное масло | Л | 1112050 | л | 0,4 | 2224,1 | 1,8 | 210 | 0,4 |
консистентная смазка | Л | 1112050 | л | 0,3 | 1668,1 | 1,4 | 220,5 | 0,31 |
ИТОГО | 68,31 | |||||||
ЛП-30 |
||||||||
дизельное топливо | тыс. м3 | 410 | Кг | 400 | 164 | 69,3 | 11,4 | |
автобензин | Т | 164 | % | 1,0 | 1,6 | 191 | 0,3 | |
смазочные материалы: | ||||||||
моторное мало для двигателя | Т | 164 | % | 3,0 | 4,9 | 241,5 | 1,2 | |
моторное масло для гидросистем | Т | 164 | % | 2,0 | 3,3 | 241,5 | 0,8 | |
трансмиссион-ное масло | Т | 164 | % | 1,0 | 1,6 | 141,8 | 0,2 | |
пласт. Смазка | т | 164 | % | 0,8 | 1,3 | 220,5 | 0,3 | |
ИТОГО | 14,2 | |||||||
ТБ-1 |
||||||||
дизельное топливо | Тыс. м3 | 410 | кг | 620 | 254,2 | 69,3 | 17,6 | |
автобензин | т | 254,2 | % | 1 | 2,5 | 191 | 0,5 | |
смазочные материалы: | ||||||||
моторное масло для двигателя | т | 254,2 | % | 3,0 | 7,6 | 241,5 | 1,8 | |
моторное масло для гидросистем | т | 254,2 | % | 2,0 | 5,1 | |||
трансмиссионное масло | т | 254,2 | % | 0,9 | 2,3 | 141,8 | 0,3 | |
пластичная смазка | т | 254,2 | % | 0,2 | 0,5 | 220,5 | 0,1 | |
ИТОГО | 20,3 | |||||||
ПЛ-1 |
||||||||
Дизельное топливо | тыс. м3 | 410 | кг | 140 | 57,4 | 69,3 | 4,0 | |
автобензин | т | 57,4 | % | 1,0 | 0,6 | 191 | 0,1 | |
смазочные материалы: | ||||||||
моторное масло для дизеля | т | 57,4 | % | 3,0 | 1,7 | 241,5 | 0,4 | |
моторное масло для гидросистемы | т | 57,4 | % | 2,0 | 1,1 | 241,5 | 0,3 | |
трансмиссионное масло | т | 57,4 | % | 1,0 | 0,6 | 141,8 | 0,09 | |
платичная смазка | т | 57,4 | % | 0,4 | 0,2 | 220,5 | 0,04 | |
ИТОГО | 4,93 | |||||||
Бензопила Урал» |
||||||||
Бензин | Тыс.м3 | 410 | кг | 74 | 30,3 | 191 | 5,8 | |
моторное масло | Тыс.м3 | 410 | кг | 20 | 8,2 | 241,5 | 2,0 | |
Смазка УТ-2 | Тыс.м3 | 410 | кг | 0,2 | 0,08 | 220,5 | 0,02 | |
ИТОГО | 7,82 | |||||||
ВСЕГО |
115,56 |
7. Смета расходов на текущий ремонт и техническое обслуживание
Расчеты начинаются с определения всех затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание (ТР и ТО) и сведение этих затрат в смету.
Затраты на ТО и ТР основных средств планируются в разрезе номенклатуры калькуляционных статей, приведенных в таблице 17.
Расходы по заработной плате вспомогательных рабочих определяются на основе действующей системы оплаты труда на ремонтных работах, тарифных ставок рабочих и запланированных объемов ремонтных работ.
Объемы работ на ТР и ТО оборудования запланированы при разработке раздела производственной программы «Планирование программы ремонтных производств».
Так, по трелевочным тракторам ТБ-1 объем работ составил в РММ – 7309 нормо-часов, в ПТО в. скл. – 11521 нормо-часов. Средняя тарифная ставка в РММ – 63,3 коп., в ПТО в. скл. – 70,5 коп. Отсюда фонд тарифной заработной платы вспомогательных рабочих составляет:
РММ 0,633 * 7309 = 4,6 тыс. руб.
ПТО в. скл. 0,705 * 11521 = 8,1 тыс. руб.
Добавляя премию в размере 15% к тарифной заработной плате и доплаты по районному коэффициенту и северные, равны – 1,7, получаем фонд основной заработной платы ремонтных рабочих (графа 2 табл. 17):
РММ 4,6 * 1,15 * 1,7 = 9,0 тыс. руб.
ПТО в. скл. 8,1 * 1,15 * 1,7 = 15,8 тыс. руб.
Дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих (табл. 17 графа 3) составляет 12,3% к основной и оплата за выслугу лет в размере 10% от тарифной заработной платы, в нашем примере она составляет:
РММ 4,6 * 10% + 9,0 * 12,3% = 1,6 тыс. руб.
ПТО в. скл. 8,1 * 10% + 15,8 * 12,3% = 2,7 тыс. руб.
Аналогично определяется сумма заработной платы рабочих на ремонт и техническое обслуживание каждой группы оборудования.
По статье «Отчисления на социальное страхование» (графа 4) отражаются отчисления по установленной норме на социальное страхование – 38,5% от суммы основной и дополнительной заработной платы.
РММ (9,0 + 1,6) * 0,385 = 4,1 тыс. руб.
ПТО в. скл. (15,8 + 2,7) * 0,385 = 7,1 тыс. руб.
По статье «Ремонтные материалы и запасные части» (графа 5 таблицы 17) показывается сумма затрат на запасные части для текущего ремонта лесовозных дорог, производственных зданий и других объектов, а также стоимость ремонтных материалов для текущего обслуживания и текущего ремонта машин и механизмов.
При решении задачи воспользуемся нормами, рекомендуемыми в «Положении о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования».
Для тракторов ТБ-1 расход ремонтных материалов и запасных частей определен следующим образом: норма расхода из Положения для ТБ-1 равна 60,34 руб. на запасные части плюс 9,05 руб. на ремонтные материалы на 100 мото-часов работы.
По данным раздела «Планирование потребности оборудования и показателей его использования» находим, что трактора на всех работах отработали 6290 машино-смен, что при 7-часовой рабочей смене составит 44030 машино-часов. Коэффициент перехода к мото-часам от машино-часов равен 0,85, значит трактор отработал:
44030 х 0,85 = 37726 мото-часов.
Расход ремонтных материалов и запасных частей составит
(60,34 + 9,05) /100 * 37726 = 26,2 тыс. руб.,
в том числе в РММ – 20,96 тыс. руб. (80%), в ПТО в. скл. – 5,24 тыс. руб. (20%).
Аналогично определяется расход ремонтных материалов и запасных частей по другим видам оборудования.
Затраты на содержание вспомогательных цехов (графа 6) определяется исходя из их размера на 1 нормо-час и объема ремонтных работ по каждой группе оборудования. Размер таких расходов на 1 нормо-час принимается 0,8 руб. на 1 нормо-час для РММ, 0,3 рубля на 1 нормо-час для ПТО, гаража. Для ТБ-1 они составят:
РММ 7309 * 0,8 = 5,8 тыс. руб.
ПТО в. скл. 11521* 0,3 = 3,4 тыс. руб.
По статье «Прочие затраты» (графа 7) показывается стоимость топлива по обкатке машин и механизмов после ремонта, промывки узлов и деталей и другие затраты, не учтенные в предыдущих статьях. Они приняты в размере 5% от суммы затрат по предшествующим статьям:
РММ (9,0 + 1,6 + 3,8 + 20,96 +5,8) * 5% = 2,1 тыс. руб.
ПТО в. скл. (15,8 + 2,7 + 6,6 + 5,24 + 3,4) * 5% = 1,7 тыс. руб.
Всего затрат:
РММ 9,0 + 1,6 + 3,8 + 20,96 + 5,8 + 2,1 = 43,26 тыс. руб.
ПТО в. скл. 15,8 + 2,7 + 6,6 + 5,24 + 3,4 + 1,7 = 35,44 тыс. руб.
Таблица 17. Смета расходов на текущий ремонт и техническое обслуживание
Статьи затрат, тыс. руб. | ||||||||
Наименование объектов и оборудования |
Основная з/п вспом. рабочих |
Допол. з/п вспом. рабочих |
Отчисле-ния на соц. стр. 38,5% |
Ремон. мате-риалы и запч. | Услуги вспом. производств | Проч. затраты | Всего затрат | |
ЛП-30: РММ |
5,5 | 0,9 | 2,3 | 11,0 | 3,6 | 1,2 | 24,7 | |
ПТО в. скл. | 9,8 | 1,7 | 4,1 | 2,8 | 2,1 | 1,0 | 21,4 | |
Итого: | 15,3 | 2,6 | 6,4 | 13,8 | 5,7 | 2,2 | 46,0 | |
ТБ-1: РММ |
9,0 | 1,6 | 3,8 | 20,96 | 5,8 | 2,1 | 43,26 | |
ПТО в. скл. | 15,8 | 2,7 | 6,6 | 5,24 | 3,4 | 1,7 | 35,44 | |
Итого: | 24,8 | 4,3 | 10,4 | 26,2 | 9,2 | 3,8 | 78,7 | |
ПЛ-1: РММ |
2,9 | 0,5 | 1,2 | 5,5 | 2,0 | 0,6 | 12,7 | |
ПТО в. скл. | 5,5 | 1,0 | 2,3 | 1,4 | 1,2 | 0,6 | 12,0 | |
Итого: | 8,4 | 1,5 | 3,5 | 6,9 | 3,2 | 1,2 | 24,7 | |
МАЗ-509: РММ |
23,9 | 4,2 | 10,0 | 41,7 | 15,5 | 4,8 | 100,1 | |
Гараж | 30,9 | 5,4 | 12,9 | 10,4 | 7,5 | 3,3 | 70,4 | |
Итого: | 54,8 | 9,6 | 22,9 | 52,1 | 23,0 | 8,1 | 170,5 | |
ЛО-15С: ПТО н.склад |
16,6 | 2,9 | 6,9 | 7,0 | 3,6 | 1,9 | 38,9 | |
Всего: | 119,9 | 20,9 | 50,1 | 106 | 44,7 | 17,2 | 358,8 |
8. Калькуляция себестоимости содержания транспорта и основных механизмов
Плановые калькуляции себестоимости содержания транспорта и основных механизмов разрабатываются на год и составляются на:
автомобили;
тракторы;
тепловозы, мотовозы узкой колеи;
краны и другие механизмы, работающие на верхних и нижних складах, по маркам и т.д.
Все затраты по перечисленным в таблице 17 уже определены раньше в соответствующих элементных расчетах и сметах, здесь же они собираются в статьи по месту осуществления затрат.
По статьям основная и дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих учитываются все виды заработной платы рабочих на содержание машин и механизмов. Общая сумма заработной платы вспомогательных рабочих определена в плане по труду (табл. 9), по видам машин она рассчитывается, исходя из объема работ в человеко-днях, планируемых на выполнение работ по содержанию машин, часовых тарифных ставок и положений по оплате труда на вспомогательных работах.
Ниже приведен пример определения заработной платы вспомогательных рабочих на содержание лесовозных поездов МАЗ-509 + прицеп ГКБ-9383.
Норматив трудозатрат принят 0,32 человеко-дня на 1 машино-смену, запланировано отработать 25392 машино-смен. Трудозатраты на содержание составят: 0,32х25392 = 8125 человеко-дня.
Часовая тарифная ставка рабочего – 60,6 коп.; премия – 15%; районный коэффициент – 1,2; дополнительная заработная плата – 12,7%; выслуга лет – 10%. Исходя из этого определяем:
тарифная заработная плата:
4,24х8125 = 34,45 тыс. руб.
основная заработная плата:
34,45х1,15х1,2 = 47,54 тыс. руб.
дополнительная заработная плата:
34,45 х 0,1 + 47,54 х 0,127 = 9,48 тыс. руб.
отчисления на соц. страх (38,5%):
(47,54 + 9,48) х 38,5% = 21,95 тыс. руб.
Расчет ГСМ приведен в табл. 12.
Определение суммы амортизации по видам механизмов представлено в табл. 11.
Расчет затрат на технический ремонт и техническое обслуживание приведен в табл. 13.
Стр. 7 табл. 14 «Прочие расходы» можно принять в размере 5–10% от суммы подсчитанных затрат по предыдущим статьям калькуляции (10%).
Расчет калькуляции представлен в таблице 14.
Список использованной литературы
Единые нормы выработки и расценки на лесозаготовительные работы. – М.: Экономика, 1989.
Леванов В.Е. Организация, планирование и управление производством в лесной промышленности. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 352 с.
Положение о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования. – М., 1979.
Сердечный В.Н., Бызов Н.А., Хаймусов А.К. Нормы расхода топливно-смазочных материалов в лесной и деревообрабатывающей промышленности: Справочник. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 280 с.
Смирнов А.И. Планирование себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства лесоэксплуатации и лесосплава: Учебное пособие по курсовому проектированию. – Л.: ЛТА, 1985. – 92 с.
Смирнов А.И. Планирование на предприятии. Планирование производственной программы лесоэксплуатации и лесосплава: Практикум по курсовому проектированию. – Л.: ЛТА, 1985. – 76 с.