БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
МИНСК, 2008
1. Производство как объект менеджмента
Содержание и специфические особенности производственной деятельности предприятия формируют последовательность функционирования каждого его производственного подразделения, организуется процесс по достижению поставленных перед ним конкретных целей.
Производство как объект менеджмента представляет собой ядро промышленного предприятия, построенное на основе рационального сочетания во времени и пространстве средств, предметов и самого труда для осуществления производственного процесса по выпуску продукции.
Производство является динамично развивающейся системой, производственные подразделения (цехи) объединены единым производственным потоком, связи между ними не нарушаются, совершенствуются лишь экономические отношения и отношения управления.
На форму организации и распределения процесса производства основной и вспомогательной продукции между подразделениями предприятия (производств, хозяйств и служб) оказывает влияние производственная структура.
По характеру производственного процесса цехи бывают основные (заготовительные, обрабатывающие, сборочные), в которых производится готовая к употреблению продукция, а также обслуживающие (транспортные, крановые, складское хозяйство) и вспомогательные (энергетические, инструментальные, ремонтные), обеспечивающие бесперебойную работу основного производственного процесса.
Основным производственным подразделением предприятия является цех, для цеха – участок, для участка – рабочее место. Работа каждого производственного подразделения (цеха) организуется на основе технической, организационной и экономической подготовки производства, выражается в обеспечении их конструкторской, технологической документацией и оргоснасткой, инструментом, специалистами и управленцами. Как правило, извне он получает сырье, материалы, заготовки, комплектующие, которые хранятся на соответствующих складах.
Движение предметов труда внутри цехов организуется по заранее разработанным маршрутам движения, которые образуют производственные потоки, что позволяет реализовать производственный процесс, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций по обработке деталей и сборке изделий.
В каждом из взаимосвязанных цехов производства рабочие и служащие, объединенные в соответствующие коллективы, как участники производственного процесса решают поставленные задачи по изготовлению продукции.
В производстве происходит непосредственное сочетание производственных и информационных процессов. Если первый представляет производительный труд, то информационные процессы несут выработанные решения, которые обеспечивают организацию и согласованность в работе между цехами, участками, бригадами, а также нормативную регламентацию их действий по выполнению доведенных заданий.
От уровня организации информационных процессов зависит эффективность системы управления производством. На промышленных предприятиях, где используется широкий набор вычислительной техники с помощью каналов связи и устройств сопряжения, создаются сети ЭВМ любой конфигурации и протяженности.
На крупных предприятиях в условиях интегрированной АСУ с развитой сетью ЭВМ в цехах создаются вычислительные комплексы, а для специалистов по управлению – автоматизированные рабочие места. Такие рабочие места охватывают производственные, вспомогательные участки, планово-экономические службы, линейных руководителей, коммутируются с вычислительным комплексом цеха и вычислительным центром предприятия.
К информационным сетям могут подключаться периферийные устройства различного функционального назначения (для сбора, накопления и хранения информации).
Важное место в организации работы вычислительных комплексов и автоматизированных рабочих мест занимает оперативное управление, содержание которого сводится к конкретизации плана выпуска продукции во времени и пространстве, доведению до исполнителей, в непрерывном контроле и регулировании производственного процесса.
Одним из критериев оценки системы оперативного управления является организация и поддержание ритмичности производства и равномерности работы всех подразделений и служб предприятия.
2. Цели, задачи и процесс производственного менеджмента
Для каждого предприятия в целом характерна основная цель, которая определяет глобальные, стратегические направления его функционирования в соответствии с особенностями и стратегией его развития. На основе принятой основной цели предприятия разрабатываются цели и задачи производственных подразделений, обеспечивающих характер и системную упорядоченность деятельности коллектива и каждого из его членов.
Цели и задачи – это те конечные рубежи, к достижению которых направлена деятельность коллектива. Практически цели и задачи являются идентичными по конечным результатам работы. Если задачу представить как конечный результат выполнения производственной программы, то цель – это количественные и качественные показатели работы в целом предприятия, его производственных подразделений.
Количественными показателями цели предприятия могут быть: производство объема продукции при определенных издержках; снижение брака в процентном соотношении; постановка на производство изделий в установленные сроки и т. д.
Качественные показатели носят более расплывчатый характер и отражают задачи коллектива в общем виде на определенный период: устранить непроизводительные потери рабочих и служащих; сократить текучесть кадров; усовершенствовать организационную структуру управления производством на базе информационных технологий и т. д.
В целях эффективного достижения поставленных целей важно, чтобы они были доведены до коллектива своевременно и в такой форме, которая позволила бы проверить ее конечные результаты, выявлять у исполнителей решимость и настойчивость в их достижении, предусматривать вознаграждение и наказание по результатам их работы.
В целом, реализация целей и задач каждым подразделением требует четкой и строгой координации их работы, согласованного взаимодействия коллектива в производственном процессе. При этом задачи каждого производственного подразделения могут быть различными, но основная управленческая цель остается одной и той же для каждого из них.
Практическая реализация целей и задач выражается в доводимых производственных программах цехов, оперативных сменно-суточных заданиях участков, бригад и надлежащем контроле за их осуществлением.
Таким образом, процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий [1, с. 79].
3. Основные функции производственного менеджмента
Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, мотивация, координация, регулирование и контроль.
Функция организации характеризует структуру, состав, взаимосвязи и процесс взаимодействия элементов управления.
Функция нормирования представляет собой процесс разработки научно обоснованных норм, устанавливающих количественную и качественную оценку элементов, используемых в процессе производства и управления.
Функция планирования предусматривает разработку производственных программ и определяет конкретные задачи каждому подразделению на различные плановые периоды.
Функция мотивации призвана оказывать влияние на работников в форме побудительных мотивов к эффективному труду.
Функция координации позволяет добиться согласованной и слаженной работы всех подразделений предприятия, участвующих в процессе выполнения стоящих перед ними задач.
Функция регулирования призвана устранять возникшие нарушения в процессе выполнения поставленных задач в результате воздействия внешней и внутренней среды предприятия.
Функция контроля сводится к выявлению, обобщению, анализу процесса производственной деятельности коллективов и его конечных результатов.
Функции регулирования и контроля в процессе управления производством выполняют роль гибких инструментов, позволяющих вводить в рамки ход производства, предусмотренный производственной программой.
4. Понятие инновации, инновационного процесса и инновационной деятельности
Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества. Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation, что означает в переводе «введение новаций», или в нашем понимании этого слова «введение новшества». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением, т. е. инновацией. В широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
Инновационный процесс представляет собой последовательную цепь преобразований, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, услуги или организационно-экономических решений и распространяется при практическом использовании.
Первичным этапом инновации является творческий акт создания идеи, имеющей вероятностный характер и связанный с возникновением новшества. Как творческий акт, он труднопрогнозируемый, базируется на накопленных знаниях и мгновенных озарениях, мыслительных процессах и интуитивных догадках. На последующем этапе идее придается материальная форма новшества или изобретения, доказывается возможность реализации идеи. На последующих этапах материализуются идеи, информации, конструкторские и технологические разработки в нововведение.
Инновационный процесс охватывает цепи обработки научных, технических, организационных и других идей до их реализации на коммерческой основе.
Инновационные процессы в основном связаны с рыночными отношениями, так как основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.
Таким образом, инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных действий от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания потребителем.
Инновационная деятельность сводится к использованию и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и повышения качества выпускаемой продукции, услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и успешной реализацией на рынке.
Процесс управления инновационной деятельностью осуществляется в зависимости от характера поставленных задач и предусматривает программно-целевые, матричные и бригадные формы организации управления.
5. Сущность и цели инновационного менеджмента
Успех современного экономического развития во многом зависит от коренных изменений в технологическом способе производства и в его воздействии в конечном итоге на весь экономический потенциал общества. Считается, что инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур, принципов и методов традиционного менеджмента, которые не в полной мере учитывают возрастающее значение нетрадиционных качественных факторов экономического роста. Сегодня на смену концепциям и принципам традиционного менеджмента приходят новые модели инновационного управления – инновационный менеджмент [2, с. 8].
Инновационный менеджмент можно представить как совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и персоналом.
Инновационный менеджмент – разновидность функционального менеджмента, непосредственным объектом его процесса выступают инновации во всех сферах народного хозяйства.
В управленческой литературе инновационный менеджмент рассматривается как наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, аппарат управления инновациями [1, с. 51].
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.
Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновационном менеджменте можно представить как совокупность функций и процедур, составляющих общий технологический процесс управления инновациями на предприятии.
Аппарат управления в инновационном менеджменте предполагает структурное оформление инновационной среды, инновационные процессы в которой осуществляются людьми, сознательно координирующими деятельность для достижения поставленных целей.
Основная цель инновационного менеджмента – обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
6. Классификация инновационных процессов и нововведений в инновационном менеджменте
В управленческой литературе, на практике можно встретить разнообразие классификаций инноваций, которые отличаются по принципам группировки и способам организации. Однако, в основном, они основываются на двух основных подходах: по структурной характеристике изменения, или по интенсивности этого изменения.
Инновации с точки зрения их структурной характеристики, т.е. сферы деятельности предприятия, которая подвергается инновационным изменениям, обычно классифицируют следующим образом.
Инновации «на входе» в предприятие как систему. Такой подход представляет изменение в выборе и использовании сырья, материалов, информации, технических средств, работников и других ресурсов.
Инновации «на выходе» из предприятия как системы представляют собой, например, целевые качественные или количественные изменения как результатов производственно-хозяйственной деятельности, так и техники, изделий, услуг.
Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее составляющих элементов и их взаимных связей.
Классификация инноваций по интенсивности инновационных изменений или глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому. Такой подход к классификации инноваций был предложен чешским экономистом Ф. Валентой и проведен на предприятиях [1, с. 27].
Инновации нулевого порядка регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление существующих функций или ее части.
Инновации первого порядка представляют изменение количественных свойств при сокращении функций производственной системы или ее части.
Инновации второго порядка представляет перегруппировку составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.
Инновации третьего порядка вызваны адаптационными изменениями в целях взаимного приспособления друг к другу.
Инновации четвертого порядка представляют новый вариант. Имеются в виду простейшие качественные изменения, превышающие границы простых адаптивных изменений. Например, оснащение существующего электровода более мощным двигателем; увеличение числа оборотов существующих приводов и др., т. е. без изменения первоначальных принципов системы.
Инновации пятого порядка – это уже новое поколение, более высокие качественные изменения функциональных свойств системы или ее части. Например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ».
Инновации шестого порядка – это новый вид, качественные изменения первоначальных свойств с сохранением функциональных принципов системы (возникновение бесчелночного ткацкого станка).
Инновации седьмого порядка – это новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам).
В зависимости от значимости изменений в характере, содержании и результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений была разработана Всесоюзным научно-исследовательским институтом системных исследований (ВНИИСИ) следующая группа инноваций.
Технологические инновации представляют создание новой продукции, технологий и материалов, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий.
Производственные инновации представляют расширение производственных мощностей, изменение производственной структуры, диверсификацию производства.
Экономические инновации представлены как изменение методов и способов ведения производственно-хозяйственной деятельности.
Инновации в области управления сводятся к улучшению организационной структуры, стиля и методов системы управления.
Социальные инновации представлены как улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, представляемых услуг и др.
Многие промышленные предприятия используют простую классификацию инноваций в зависимости от того, что они изменяют на предприятии, используя ответы на вопросы: Что производится? На основе чего и как это производится? Кто это производит? Что применяется для поддержки производства?
Такой подход предполагает четыре вида инноваций на предприятиях:
1. Инновации продукции.
2. Инновации процессов (технологических).
3. Инновации человеческого фактора.
4. Инновации управленческой деятельности.
7. Функции инновационного менеджмента
В литературных источниках и в практической деятельности используются различные систематизации функций инновационного менеджмента.Выделяются, в основном, две группы функций: предметные (специальные) и обеспечивающие [1 с. 58; 3, с. 266-267].
Специальные функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью: 1. научные функции обеспечивают управление разработкой научно-исследовательских работ по созданию новшеств для различных видов деятельности; 2. технические функции предусматривают решения комплекса задач, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности; 3. экономические функции управления инновациями сводятся к проведению маркетинговых исследований, определению необходимых инвестиций, доходов и прибыли, оплаты труда и других работ, связанных с реализацией новшеств; 4. организационные функции направлены на решение вопросов организации труда и управления по производству и реализации новшеств; 5. социальные функции обеспечивают повышение квалификации кадров, создание хорошего социально-психологического климата в коллективе, улучшение условий труда и быта, снятие психологических барьеров к новшествам.
Обеспечивающие функции инновационного менеджмента объединяют управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций управления.
Основной обеспечивающей функцией инновационного менеджмента является функция планирования, включающая управление системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозированию деятельности организации и по планированию реализации стратегии фирмы и достижению поставленных целей.
Функция процесса организации обозначает формирование структур менеджмента, распределение материальных, информационных и инновационных потоков между исполнителями, распределение ответственности, риска и полномочий.
Функцию мотивации можно представить как намеренное воздействие на личность с целью решения задач и достижение целей организации. Для эффективного руководства в процессе управления менеджер должен использовать знания потребностей, побуждений и мотивов работника для формирования нужного типа поведения.
Координация как функция инновационного менеджмента обуславливает организацию взаимодействия и согласованности всех звеньев большой иерархической системы предприятия.
Контроль в инновационном менеджменте связан с учетом количественной и качественной оценки результатов работы.
8. Формы финансирования и государственной поддержки инновационной деятельности
Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования. В настоящее время используется следующая классификация источников финансирования [2, с. 189-190].
По видам собственности источники финансирования делятся на:
государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций);
инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, общественных организаций, физических лиц.
На уровне государства являются:
собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;
привлеченные средства государственной кредитно-банковской системы.
На уровне предприятия источниками выступают:
собственные средства, полученные от продажи акций и др.;
заемные средства.
Важным источником финансирования являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые программы, государственные проекты.
Активно работая в научной и инновационной сфере, государство формирует цели и принципы своей политики и приоритеты в этой области. Основная цель ведущих стран в инновационной политике сводится к увеличению вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечению прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышению конкурентоспособности продукта на рынке; укреплению безопасности и др.
Сформулированные цели в развитых странах вызывают государственную поддержку научной и инновационной деятельности.
Литература
1. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие /Под. ред. П.Н. Зовлина и др. М.: Экономика, 2007. 475 с.
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под. ред. Л.Н. Оголевой. М.: ИНФРА, 2001. 238 с.
3. Теория системного менеджмента: Учебник / Под. общ. ред. В.Г. Янчевского, Р.С. Седегова, В.Н. Кривцова. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. 391 с.
4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА, 2005. 669 с.
5. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Ю.В.Кузнецова, В.И. Подлесных. СПб.: Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2001. 432 с.
6. Управление производством: Учебник / Под ред. Н.А.Соломатина. М: ИНФРА, 2001. 219 с.
7. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА, 1999. 669 с.
8. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2004. 384 с.
9. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под. ред. Ф.М. Русинова и М.Л.Разу. М: ФБК-ПРЕСС, 1998. 504 с.