Кафедра менеджмента
Контрольная работа
по дисциплине: "Инновационный менеджмент"
Содержание
1. Организационные структуры управления инновационными процессами на предприятии
2. Инновации системной структуры производства
Список использованной литературы
1. Организационные структуры управления инновационными процессами на предприятии
В инновационную инфраструктуру включаются организации и фирмы, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации н/т идей и их отработки и кончая выпуском и реализацией наукоемкой продукции: научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; предприятия и организации; высшие учебные заведения; инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы, частные инвесторы.
Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические, а не физические лица, причем, как правило, это коммерческие организации, которые воплощают инновационные идеи в конкретные проекты и извлекают из них прибыль.
Важная роль в осуществлении наукоемких и сложных инновационных идей принадлежит объединениям предпринимательских организаций: консорциумам, концернам, холдинговым компаниям, промышленно-финансовым группам и другим ассоциациям и союзам юридических лиц.
Преимущества крупных объединений по сравнению с единичными предприятиями в освоении инноваций состоит в следующем:
возможность для концентрации больших финансовых средств, т.к обычно инновационная деятельность требует значительных затрат, издержки по освоению инновации могут непредвиденно возрасти в несколько раз, и только крупные предпринимательские структуры в состоянии довести такие разработки до конечного результата;
возможность осуществления многоцелевых исследований (объединения имеют возможность объединить у себя исследователей и ученых по многим областям знаний для того, чтобы, во-первых, при решении какой-либо многогранной проблемы не было недостатка в знаниях по какому-либо направлению науки, а во-вторых, вести параллельную разработку нескольких нововведений и в случае неэффективности одного направления исследований перейти на другое);
Однако освоение нового рынка в результате выпуска нового товара (услуги), установление контроля над ним и, как следствие, получение возможности диктовать монопольно высокие цены и извлекать монопольно высокие прибыли требуют больших затрат от крупных объединений. Произведя эти затраты, они заинтересованы как можно дольше извлекать преимущества от своего положения на рынке, поэтому быстрая смена одного продукта на другой часто противоречит интересам крупных организаций. Развитие научно-технического прогресса ускоряет моральное старение выпускаемой продукции, а развитие науки обеспечивает внедрение новой продукции, технологий и изобретений. Условия монополистического контроля над производством и реализацией товаров вступают в противоречие с объективными процессами сокращения промежутков времени между возникновением нововведений в различных областях науки и техники и внедрением их в производство. Поэтому роль субъектов хозяйственной деятельности, осваивающих продажи новой продукции, обычно берут на себя мелкие и средние предприятия, которые заинтересованы в получении определенной доли рынка за счет коммерциализации новых наукоемких продуктов. Кроме этого, отношение количества нововведений к затратам на научные исследования и разработки в малых и средних фирмах в 3-4 раза выше, чем в крупных. Успех малых предприятий в инновационной сфере объясняется следующими причинами:
углубление специализации при проведении научных разработок привело к тому, что во многих случаях малые предприятия в состоянии конкурировать с крупными организациями, работая в узкоспециализированном направлении, даже имея ограниченный объем финансовых средств;
малые предприятия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые кажутся для крупных предприятий или неперспективными, или высокорисковыми;
в отличие от крупных предприятий малые предприятия охотно берутся за разработку и освоение оригинальных нововведений;
в крупных предприятиях, как правило, разработкой, внедрением, производством и сбытом новой наукоемкой продукции занимаются отдельные специализированные подразделения, соответственно ответственность за каждый этап переходит от одних групп к другим, в малых же предприятиях все эти, этапы инновационного процесса объединяются под руководством одного лица, что ускоряет получение конечного результата инновационной деятельности;
производственную деятельность малых инновационных предприятий отличает их узкая предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведения и на первых этапах его распространения. Это означает, что фактически предприятие начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских разработок, цель которых - достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;
удельные затраты на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы у малых высокотехнологических предприятий нередко в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных предприятий, что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций;
изобретательским группам малых предприятий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, так как небольшое предприятие не в силах привлекать специалистов в различных отраслях деятельности, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода крещению проблем.
Как показывает практика, инновационная деятельность крупных и малых предприятий взаимосвязана. Так, товары длительного пользования конструктивно устроены таким образом, что не все детали доступны простому пользователю, и в том случае, если какая-то деталь выходит из строя, необходимо покупать новую, т.е. производство и реализация товаров длительного назначения влечет за собой развитие индустрии услуг. Именно это создает широкое поле деятельности для малого инновационного предпринимательства, а также укрепляет и расширяет взаимосвязь малых предприятий с крупными. Крупные инновационные предприятия в свою очередь создают предпосылки для развития малых, так как очень часто нововведения, которые используют крупные предприятия, являются результатом инновационной деятельности малых, но последующее внедрение осуществляется предприятиями, обладающими для этого лучшими финансовыми и материальными ресурсами, хорошей материально-технической базой и соответствующим персоналом.
Особое место среди малых инновационных предприятии занимают венчурные фирмы, то есть "рисковые" фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации "рисковых" инноваций. В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений. Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработках. Создаются венчурные фирмы на договорной основе на средства, полученные путем объединения, как правило, нескольких юридических или физических лиц (в некоторых случаях и тех и других одновременно), либо на кредиты или вложения крупных компаний и банков. Для создания венчурной фирмы необходимо наличие несколько условий: идеи нововведения (нового производства, технологии, услуги); общественной потребности в реализации этой идеи; предпринимателя, способного на основе такой идеи организовать новую фирму; "рискового" капитала для финансирования этой фирмы.
Венчурные фирмы создаются в двух организационных формах: самостоятельные венчурные фирмы и фирмы, находящиеся внутри крупных предприятий. Решение о создании внутреннего венчура принимается руководством предприятия и его деятельность контролирует непосредственно один из руководителей.
При отборе идей, наказе которых может быть создан "рисковый" наукоемкий проект, обязательно учитываются два момента: во-первых, задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т.е. целью внутреннего венчура является изыскание новых инноваций. Во-вторых, при отборе идей, которые будут реализовываться в рамках внутренних венчуров, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с точностью от 50 до 75%.
Внутренним венчурам, как правило, предоставляется юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.
Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, застежка "молния", кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, микропроцессор и многое другое. В США венчурный бизнес сосредоточен в наиболее наукоемких отраслях - в производстве полупроводников, компьютеров, программного обеспечения, искусственного интеллекта. В Западной Европе значительный рынок венчурного капитала возник только в 70-е годы и стал быстро развиваться в Голландии, Германии, Италии и других странах.
Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой и целенаправленной активностью, что объясняется в первую очередь прямой личной заинтересованностью работников предприятия и инвесторов в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами.
Среди небольших организационных форм, направленных на интенсификацию инновационного процесса, важное значение принадлежит венчурным инжиниринговым и внедренческим фирмам.
Инжиниринговые фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудованию, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.
Инжиниринговые фирмы осуществляют:
оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры и техническое прогнозирование инновационной идеи, новой технологии, полезной модели, изобретения;
выполняют доработку и доводят нововведения до промышленной реализации;
оказывают услуги и консультации в процессе внедрения объекта разработки;
производят пусконаладочные, испытательные работы по
поручению промышленных предприятий.
Внедренческие фирмы также содействуют развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.
Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарковые структуры могут значительно различаться по структуре и объему входных ресурсов и выходных услуг, эти характеристики изменяются в значительном интервале и определяют форму - от простейших структур типа научных "отелей", которые могут размещаться в одном небольшом здании и оказывать 2-3 вида услуг, до технополисов или регионов науки, занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.
По нарастающей степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.
Инкубатор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг, как правило, он занимает одно или несколько зданий. Эта структура специализируется на создании благоприятных условий для эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, разрабатывающих оригинальные н/т идеи. Инновационная фирма в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубатор предоставляет малым фирмам помещения, оборудования, информационные, консалтинговые услуги. Он не требует бюджетных ассигнования, самоокупаемость обеспечивается за счет его участия в будущих прибылях этих инновационных фирм. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Технопарк - это научно-производственный территориальный комплекс с достаточно сложной функциональной структурой (компактно размещенный на подготовленной территории комплекс исследовательских институтов, вузов, лабораторий, научных центров, исследовательских заводов и производственных предприятий с расширенной инфраструктурой). В основу парков положена идея территориального объединения научной мысли и материальной базы. Его главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов. Структурной единицей технопарка является центр, а к числу наиболее важных центров относятся: исследовательский центр, инкубатор, Научно-технологический комплекс (инновационный центр), промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения и др. Каждый из перечисленных центров реализует специализированный набор услуг, например, услуги, связанные с проведением исследовательских работ или с переподготовкой специалистов по какому-либо определенному технологическому направлению.
Сегодня в мире насчитывается около 500 технопарков, из них 150 - в США.
История развития технопарков на территории бывшего СССР начинается с 1989 г.
В Испании создание сети технологических парков является одной из наиболее перспективных программ по развитию инфраструктуры предпринимательства, так как технопарки обеспечивают благоприятные условия для размещения на их территории испанских и международных компаний, действующих в наиболее передовых отраслях промышленности, в сфере прикладных исследований и разработок, что содействует укреплению научно-технического и производственного потенциала региона в целом. В Испании действуют восемь технологических парков, расположенных в различных автономных сообществах, все они связаны в единую сеть национального масштаба и входят в Испанскую ассоциацию технологических парков и также являются членами Международной ассоциации научных парков.
Основной функцией технологического парка является привлечение и размещение на своей территории предприятий передовых отраслей промышленности, а деловые услуги, предоставляемые технопарками, включают: информационное обеспечение (компьютерные базы данных и библиотеки); синхронный и последовательный перевод; печать и размножение текстов; полные секретарские услуги; аренду вычислительной техники; проведение расчетных работ и т.д. Резидентами технопарков Испании являются не только частные компании, но и научные институты, центры трансфера технологий и другие организации, способствующие реализации государственной научно-технической политики. На технологические парки в Испании возлагается задача передачи нововведений и стимулирования деятельности быстрорастущих инновационных компаний в рамках европейских и национальных программ распространения научных результатов и новых технологий. Распространение технологий сопровождается, предоставлением ряда таких услуг, как: технологическое консультирование и диагностика; разработка программного обеспечения; установка и наладка систем управления производством и иного оборудования; организация обучения персонала; предоставление услуг и пр.
Технополис - это более высокий уровень в развитии инновационной инфраструктуры, по сравнению с технопарком. Он обычно возникает там, где переплетается деятельность соседей-технопарков. Развиваются на базе небольших городов (населенных пунктов), целенаправленно ориентированных на размещение в них научно-производственных комплексов внедряющих венчурных организаций, создающих ядро, вокруг которого формируются коммерческие жилищные и сервисные структуры. Он представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе вновь строящихся городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы "размытого" типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон тем не менее располагают развитыми инновационными структурами. Примером технополиса является "Силикон-велли" - "силиконовая долина" в США в 30 км от Сан-Франциско.
На площади 150 км2 расположено около 2 тыс. фирм высоких технологий, в первую очередь электронной промышленности.
Центр - Стенфордский университет, основанный в 1885 г. При университете работают 30 институтов, лабораторий научных центров, собственных предприятий.
На базе университета развился научно-технологический парк. Силикон-Велли возникла спонтанно без поддержки и вмешательства государства, в отличие от японских технополисов.
Возникновение идеи создания технополисов - городов науки и высоких технологий, связывается с желанием японцев воспроизвести в своей стране нечто подобное американской Силикон-Велли, которая благодаря концентрации на небольшой территории неподалеку от Сан-Франциско значительного количества исследовательских центров, предприятий, консультативных фирм, венчурных компаний сыграла выдающуюся роль в развитии электронно-компьютерной отрасли в США. Ждать, когда в Японии стихийно возникнут свои Силикон-Велли, японские стратеги не захотели. Они решили, в полной гармонии с национальными традициями, всемерно способствовать их возникновению и развитию. Реализация программы создания 19 технополисов, покрывающих все хозяйственное пространство страны, начатая в 1984-1985 гг., как полагают сами японцы, должна обеспечить их стране первенство в научно-технической гонке в XXI в. Сегодня стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технического уровня, стратегия интеллектуализации всей экономики страны.
Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регион науки и технологий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.
2. Инновации системной структуры производства
Формирование системы научно-технического развития предприятия предполагает:
организацию собственных подразделений технического развития (проектно-конструкторские бюро, опытные и экспериментальные производства и лаборатории, монтажно-наладочные службы и т.д.);
привлечение внешних организаций (или их подразделений), выполняющих во взаимодействии с внутренними подразделениями те или иные функции развития предприятия (в области продукции, технологической системы или технологических процессов, монтажно-строительных работ, подготовки кадров);
определение и организацию каналов повышения научно-технического уровня производства;
формирование в системе управления предприятием целевой (программно-целевой) подсистемы управления развитием производства и качеством продукции.
Управление осуществляется путем воздействия на определенные факторы управления, то есть на свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с внешней средой. Сами способы воздействия на те или иные факторы управления относятся к другой категории управления - методам управления или к аналогу методов - ресурсам. Вместе с тем способность (свойство) предприятия воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать эти ресурсы является категорией, которую необходимо отнести к факторам управления. Так как объект управления обладает свойствами целостности, изменение состояния того или иного фактора под влиянием управляющего воздействия приводит к изменению состояния объекта управления в целом или отдельных его частей.
В управлении техническим развитием производства объект управления является сложным и расчленяется на несколько менее сложных объектов:
научно-технический уровень производственного процесса, повышение которого является целью управления;
процессы научно-технического развития (научно-технических нововведений), реализующие цели развития;
производственная система, состояние которой изменяется в результате научно-технического развития.
Поскольку объект управления представляет собой социотехническую систему, для формирования целостного механизма управления необходимо выявление не отдельных факторов, а всей системы факторов управления различной природы. Состав и структура такой системы определяются на основе следующих принципов:
система (множество) факторов управления является образом объекта управления и его внешней среды;
как и объект управления, система факторов управления имеет внешнюю, внутреннюю и иерархическую структуры: внешняя структура отражает взаимосвязи внутренних и внешних факторов, внутренняя структура - взаимосвязи внутренних факторов между собой, иерархическая структура - соподчиненность факторов.
Значимость тех или иных факторов управления определяется целями управления: для достижения каждой цели существует свой ряд приоритетности факторов. Такой подход позволяет использовать для выявления состава и структуры системы факторов аппарат логического структурного анализа систем, правила их композиции и декомпозиции.
Необходимость интегрирования факторов управления подтверждается и исследованиями проблем американского менеджмента. Американские компании пока не получают высокой отдачи от миллиардных инвестиций, которые были вложены в оборудование и автоматизацию информационных процессов, так как несмотря на эти инвестиции, производительность труда служащих осталась на уровне 60-х годов, а наиболее заметный рост производительности в сфере производства достигался, скорее, за счет изменений в организации труда, чем за счет инвестиций. Имеется ряд причин такого положения:
направление инвестиций в производственные системы с низкой эффективностью, когда организация производства находится на низком уровне, качество продукции низкое, персонал не обладает достаточно высокой квалификацией и не несет ответственности за выполненную работу, то даже самое современное оборудование не обеспечит роста производительности и эффективности;
автоматизация плохо организованного производства. Прежде чем автоматизировать работу, нужно провести рационализацию операций внутри системы;
создание трудосберегающих технологий. В этом случае инвестиции направляются на сокращение затрат на рабочую силу, хотя эти затраты составляют во многих отраслях уже менее 15%, а косвенные и материальные затраты, затраты на использование оборудования играют более значительную роль. Было бы правильнее направлять эти инвестиции на создание материально - и фондосберегающих технологий или эффективной системы управления на базе компьютерной технологии;
рост сложности оборудования опережает повышение квалификации работников. В случае малейшей неполадки оборудования работник недостаточно высокой квалификации просто не знает, что делать;
сложные и гибкие технические системы используются не по назначению, то есть когда не требуется такой сложности и гибкости.
Аналогичные выводы можно сделать и на основе анализа эффективности инвестиций в развитие отечественных промышленных предприятий. Так, в легкой промышленности имеет место неэффективное использование нового импортного оборудования, включаемого в действующую технологическую систему, из-за неполноценной реализации его возможностей по производительности и гибкости или из-за несоответствия проектных параметров оборудования параметрам отечественного сырья.
Вышесказанное подтверждает необходимость формирования системы факторов управления научно-техническим развитием производства и образования рядов предпочтительности этих факторов, согласуемых с определенными целями управления, то есть необходимость формирования рациональных пар категорий управления (ЦУ, ФкУ).
Ввиду сложности системы факторов управления, дерево факторов целесообразно строить, используя различные признаки на том или ином уровне декомпозиции фактора. Этими признаками могут быть структура системы, элементы производства, элементы жизненного цикла продукции предприятия (стадии, этапы и фазы), элементы жизненного цикла технологии (как правило, это продукция многих других предприятий).
Ряд предпочтительности факторов управления в достижении поставленной цели образуется факторами одного уровня, так как значимость факторов различных уровней несопоставима по логике формирования дерева факторов. Очевидно также, что чем конкретнее желательное содержание формируемого решения, тем ниже по уровню и шире по составу должен быть ряд учитываемых факторов управления.
Основная задача управления в производственном процессе состоит в наблюдении за состоянием тех или иных факторов управления и организации воздействия на эти факторы в интересах поддержания заданного состояния и (или) перевода в новое, более желательное состояние. Часто сигналом для организации воздействия служит повышение затрат и ухудшение результатов производства. По этим сигналам (значениям критериев управления) изучаются причины ухудшения хода производственного процесса и выявляются факторы, на которые следует организовать воздействие. В других случаях воздействие на факторы управления осуществляется в интересах достижения вновь поставленных целей управления и соответствующих этим целям значений критериев.
Характер воздействия зависит от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия. Управленческое решение состоит в формировании рациональной пары множеств "ряд факторов управления, ряд методов воздействия на эти факторы", то есть пары (ФкУ,. МУ). Так как реализация тех или иных методов потребует привлечения соответствующих ресурсов (финансовые и материальные ресурсы, организационный, личностный и коллективный потенциалы), необходимо сформировать пару (МУ, РУ) с учетом наличия или возможности мобилизации тех или иных ресурсов.
Ограничения по ресурсам могут приводить к необходимости пересмотра ранее сформированной пары (ФкУ, МУ) по составу выбранных факторов и методам воздействия на них. Изменение пары (ФкУ, МУ), в свою очередь, потребует в паре (ЦУ, ФкУ) привести цели управления в соответствие с реальными возможностями воздействия на факторы. Только при наличии такого соответствия можно считать, что ряд факторов, воздействие на которые может дать реальные результаты, выявлен.
Таким образом, формирование реального множества факторов управления осуществляется непосредственно в процессе подготовки управленческого решения и организации управляющего воздействия и носит итеративный характер.
Подобная организация целевого управления предполагает определение зон ответственности за состояние факторов управления для каждого менеджера (персональная ответственность) и групп менеджеров (коллективная ответственность) в соответствии с их функциями.
Свойства производственной системы развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления Важнейшим из таких факторов выступает способность предприятия воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать материально-вещественные и трудовые ресурсы, необходимые для развития. Этот фактор включает
инвестиционный потенциал предприятия, определяемый ростом курса акций и реинвестированием прибыли;
стартовые условия развития;
наличие собственной научно-опытно-производственной и учебной базы, способной осуществлять развитие (собственной системы развития);
способность использовать научно-производственный потенциал внешней среды предприятия (внешней системы развития);
восприимчивость производственной системы к нововведениям и ее способность к самообучению;
управляемость производственной системы, способность руководства предвидеть объективный ход развития, формировать и последовательно реализовывать техническую политику на достаточно долгосрочную перспективу.
Общесистемные свойства большой системы удовлетворения потребностей и ее составляющих (системы продукции, производственной системы и системы развития) позволяют установить основные системные принципы научно-технического развития, отражающие объективную закономерность развития производственных систем. Наличие таких принципов позволяет обоснованно формировать стратегии развития, конкуренции и конверсии деятельности предприятия, а также выдвигать целенаправленные мотивы деятельности и успешно решать задачу сдвига мотивов на объективные цели. К таким принципам относятся:
принцип эквивалентности в паре "система-цель, система-средство" (принцип "накрытия") - направлен на систематическое приведение системы продукции в соответствие с потребностями и приведение технологической системы в соответствие с новым поколением продукции;
принцип накрытия и пересечения отображений множества средств на множестве потребностей - направлен на преодоление неопределенностей внешней среды компании и усиление конкуренции;
принцип рационального сочетания свойств целостности и обособленности развивающихся систем - направлен на повышение полезности (эффективности) продукции в процессах потребления, эффективности технологической системы и их поэтапное развитие (по частям);
принцип подвижности и стабильности элементов - направлен на повышение темпов развития при ограниченных ресурсах и ускорение диффузии нововведений;
принцип решения проблем центральной ситуации в условиях неопределенности внешней среды - направлен на эффективное преодоление неопределенностей внешней среды компании;
принцип синтеза свойств систем - направлен на преодоление неопределенности внешней среды компании;
принцип смены поколений активных элементов - направлен на повышение гибкости реакции при реализации стратегии удовлетворения потребностей и повышение эффективности производства;
принцип единства процессов развития, эксплуатации и восстановления - направлен на продление жизненного цикла технологии/спроса и полноценное использование производственного фактора "капитал",
принцип единства количества и качества продукции и приоритета качества - направлен на повышение конкурентоспособности продукции;
принцип взаимовыгодности производства продукции (нововведений) для предприятия-товаропроизводителя и потребителя - направлен на повышение конкурентоспособности продукции, полезности (эффективности) продукции в потреблении и эффективности производства.
Список использованной литературы
Венчурный инновационный менеджмент [Текст]: интегральное учебное пособие / Мин-во образования и науки Украины, Нац. технический ун-т "ХПИ"; ред.Л.Н. Ивин. - Х.: НТУ "ХПИ", 2005. - 388 с.
Зинов В.Г. Потребности в инновационных менеджерах [Текст] / В.Г. Зинов, Т.Я. Лебедева, В.Г. Яшин // Инновации. - 2008. - N 3. - C.38-49
Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / ред.Л.Н. Оголева. - М.: Инфра-М, 2003. - 238 с.
Клименко В.И. Фінансування інноваційної діяльності в Україні [Текст] / В.И. Клименко // Економіка. Фінанси. Право. - 2008. - N 1. - C.24-29
Колокольников О.Г. Менеджмент инновационных процессов на основе реструктуризации предприятия на технологипческие системы [Текст] / О.Г. Колокольников // Инновации. - 2007. - N 1. - C.91-95
Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 471 с.
Правик Ю.М. Інвестиційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник / Ю.М. Правик. - К.: Знання, 2007. - 431 с.
Риск-менеджмент инноваций [Текст]: монография /, Т.А. Васильева, О.Н. Диденко, А.А. Епифанов. - Сумы: Деловые перспективы, 2005. - 260 с.
Трифилова А.А. "Открытые инновации" - парадигма современного инновационного менеджмента [Текст] / А.А. Трифилова // Инновации. - 2008. - N 1. - C.73-78
Трубачев Н.А. Особенности управления и справедливость распределения результатов инновационной деятельности на примере комплексного инновационного проекта [Текст] / Н.А. Трубачев // Инновации. - 2008. - N 1. - C.115-118
Усольцев, Е. Инновационный менеджмент: постановка задачи в рамках обобщенной модели [Текст] / Е. Усольцев // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N 11. - C.85-93
Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 400 с.