Содержание
Понятие и классификация индивидуальных трудовых споров
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде
Рассмотрение коллективных трудовых споровТрудовые споры – это разногласия, возникающие по поводу:
применения нормативных актов о труде;
установления условий труда;
разрешаемые в установленном законом порядке.
Причины трудовых споров:
незнание руководителем предприятия (работниками) трудового законодательства;
пренебрежение трудовым законодательством;
неверный выбор средств и методов регулирования трудовых отношений.
Классификация трудовых споров
По субъектному составу:
индивидуальные трудовые споры по поводу
применения нормативных актов о труде
условий трудового договора
коллективные трудовые споры об изменении, установлении существующих социально-экономических условий труда.
По содержанию:
возникающие в связи с применением установленных условий труда;
по установлению новых или изменению уже установленных условий труда.
По характеру разногласий:
исковые – разногласия, возникающие в связи с применением
нормативных актов о труде,
договоров и соглашений о труде,
в ходе разрешения которых работник предъявляет иск для восстановления или признания за ним конкретного права.
неисковые – разногласия по установлению и изменению новых условий труда
индивидуальные
коллективные
Рассмотрение трудовых споров осуществляется по следующим принципам:
обеспечение защиты трудовых прав работников,
равенство сторон спора перед законом и судом,
участие представителей работников,
доступность, бесплатность и быстрота рассмотрения,
обеспечение гласности,
обеспечение законности при рассмотрении,
реальное исполнение решений по трудовым спорам.
2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
Комиссия по трудовым спорам (КТС) – орган по рассмотрению трудовых споров, создаваемый трудовым коллективом.
Порядок образования КТС
КТС образуется из равного числа представителей работников и работодателя;
представители работников избираются на общем собрании;
представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации;
КТС избирает из своего состава председателя и секретаря КТС, имеет печать.
Компетенция КТС:
КТС является первичным органом по рассмотрению, за исключением споров, которые рассматриваются в судебном порядке.
Типичные виды споров, рассматриваемых в КТС:
о признании недействительными условий трудового договора;
о неправильности записей в трудовой книжке;
о незаконном переводе;
об оплате труда;
о применении дисциплинарных взысканий;
о продолжительности и использовании отпуска.
Срок обращения в КТС – 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС:
Работник подает заявление, которое подлежит обязательной регистрации.
Срок рассмотрения – 10 дней со дня регистрации заявления.
Спор рассматривается в присутствии работника и представителя администрации.
КТС имеет право вызвать на заседание свидетелей, специалистов, представителей профсоюза.
По требованию КТС администрация обязана предоставлять расчеты и документы.
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее Ѕ избранных. Ведется протокол, который подписывается председателем и заверяется печатью.
КТС принимает решение большинством голосов, мотивированное и основанное на законе (тайное голосование).
Копия решения КТС вручается работнику и администрации в 3-х-дневный срок со дня принятия решения.
Решение КТС является окончательным и подлежит исполнению.
Если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела трудовой спор, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.
Порядок обжалования решения КТС в суд:
Решение КТС может быть обжаловано
любой из сторон
профсоюзным органом
прокурором
Срок обжалования – 10 дней со дня вручения копии решения КТС.
Место обжалования – районный (городской) суд по месту нахождения предприятия.
Исполнение решений КТС:
решение КТС подлежит исполнению администрацией в 3-х-дневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование;
в случае неисполнения работнику выдается КТС удостоверение, имеющее силу исполнительного документа;
на основании удостоверения, предъявленного не позднее 3-х месяцев со дня его получения в районный (городской) суд, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке;
удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в суд.
3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде
Правом рассмотрения трудовых споров в суде обладают:
работник
работодатель
профсоюз
прокурор
В качестве 2-ой инстанции суд рассматривает споры:
по заявлению работника, администрации, профсоюза, если они не согласны с решением КТС;
по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит закону (если КТС не рассмотрела в установленный срок – 10 дней).
В качестве 1-ой инстанции суд рассматривает споры:
по заявлению работников предприятия, минуя КТС;
по заявлению работников
о восстановлении на работе, о переводе на другую работу,
об изменении даты и формулировки увольнения,
об оплате за время вынужденного прогула
по заявлению администрации о возмещении работником материального вреда, причиненного предприятию;
от отказе в приеме на работу;
лиц, работающих у физических лиц.
Порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров в суде:
Иски работников предъявляются в суд по месту нахождения организации;
К исковому заявлению прилагаются необходимые документы
копии приказов
копии решения КТС
справки о заработной плате и др.
Срок рассмотрения – 10 (20) дней со дня окончания подготовки дела к разбирательству;
Рассмотрение идет по общим правилам гражданского судопроизводства;
Работника освобождают от судебных расходов;
Процессуальные сроки:
общий – 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении права
по делам об увольнении – 1 месяц со дня выдачи трудовой книжки, вручении приказа
после КТС – 10 дней со дня вручения копии решения
по вопросам взыскания материального ущерба с работника – 1 год со дня обнаружения вреда
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке.
Споры о восстановлении на работе и о переводе
коллегиальное рассмотрение, участие прокурора
восстановление на работе в случае незаконного увольнения
оплата вынужденного прогула, может быть возмещен моральный вред
может быть изменена формулировка увольнения
срок исполнения решений – немедленно
4. Рассмотрение коллективных трудовых споров
Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу:
установление и изменение условий труда;
заключения и выполнения коллективных договоров;
заключения и выполнения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
Стороны коллективного трудового спора:
Работодатель (объединение руководителей), их представители.
Коллектив работников предприятия (объединение коллективов), их представители (профсоюз, СТК, стачком).
Предмет спора – права и законные интересы трудового коллектива.
Стадии разрешений коллективного трудового спора:
1 стадия. Возникновение спора
выдвижение требований работников в письменной форме (утверждаются на общем собрании);
работодатель сообщает о принятом решении в течение 3-х рабочих дней;
2 стадия. Рассмотрение спора примирительной комиссией
в течение 3-х дней с момента начала спора создается примирительная комиссия (оформление приказом);
формируется из представителей сторон на равной основе;
комиссия рассматривает спор в срок до 5 дней (может быть продлен);
решение принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом комиссии;
решение имеет обязательную силу для сторон.
Если в примирительной комиссии стороны не достигнут согласия, то наступают следующие стадии.
3 стадия. Рассмотрение спора с участием посредника
по соглашению сторон приглашается посредник независимо от службы по урегулированию трудовых споров или по ее рекомендации;
порядок рассмотрения спора определяется посредником по соглашению со сторонами;
срок разрешения спора – 7 дней с момента приглашения посредника;
завершается разрешение спора принятием согласованного решения в письменной форме или составления протокола разногласий
Если с помощью посредника не удалось ликвидировать спор, стороны обращаются к арбитрам.
4 стадия. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже
трудовой арбитраж создается сторонами и Службой;
срок создания – не позднее 3-х дней с момента окончания спора примирительной комиссией или посредником;
состав – 3 человека из числа трудовых арбитров, предложенных Службой или сторонами;
срок рассмотрения – 5 дней со дня создания;
трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации в письменной форме и передает сторонам;
рекомендации передаются сторонам в письменной форме.
В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража или от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к забастовке.
Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей.
Порядок проведения забастовки:
решение об объявлении забастовки принимается собранием работников (не менее 2/3);
о начале забастовки работодатель предупреждается в письменной форме не позднее чем за 10 дней (может быть проведена предварительная забастовка);
работодатель предупреждает Службу о забастовке;
в период забастовки стороны обязаны:
продолжение примирительных процедур,
обеспечение минимума работы предприятия,
обеспечение общественного порядка, сохранности имущества.
за работниками сохраняется место работы и должность;
забастовка прекращается:
по истечении срока, установленного собранием,
в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании спора,
в случае признания ее незаконной
Забастовка может быть признана незаконной:
если она объявлена без учета срока, процедур и требований закона
если она создает угрозу основам конституционного строя и жизни людей
в период чрезвычайного положения
в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения
Ответственность
работники, не прекратившие забастовку, признанную незаконной, несут дисциплинарную ответственность
представительный орган, объявивший и не прекративший незаконную забастовку, обязан возместить убытки, причиненные забастовкой