Введение
1. Понятие и методологические основы разработки имиджа преподавателя
2. Формирование имиджа преподавателя
3. Влияние имиджа Вуза на имидж преподавателя
Заключение
Список использованной литературы
Как из ряда слов составляется речь,
Из совокупности теней - определенные
образы, так из массы постигнутых фактов,
состоящих в связи друг с другом,
рождается знание в его возвышенном,
лучшем смысле.
А.М. Бутлеров
Введение
Изменившаяся социально экономическая и политическая ситуация в РК повлекла за собой изменения как в жизни социальных групп, так и в жизни отдельно взятого человека. Поворот к личности как центру общественной системы предопределил рост значимости человеческой индивидуальности. Ярко выраженную социальную значимость приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску и контакту. Необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением как имидж и вызывает настоятельную потребность в изучении условий и механизмов его возникновения и функционирования в обществе.
По объему и содержанию понятие имидж стало междисциплинарным, формировалось в категориальном поле многих наук и интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами. При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех и успешность любой деятельности.
В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей высшей школы, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
1. Понятие и методологические основы разработки имиджа преподавателя
Понятие "имидж" от (лат. imago - образ, от англ. image - образ) получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии.
В отличие от самого понятия «имидж», которое сформировалось недавно, имидж, как явление общественной жизни, существовал, вероятно, на всех этапах развития человеческого общества. Косвенным подтверждением того, что забота о подобающем имидже была присуща человеку в разные эпохи, могут служить сохранившиеся прозвища исторических лиц: Ричард Львиное Сердце, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Филипп IV Красивый.
Каждая эпоха создает некий набор типических имиджей, в которых кристаллизует свою сущность. Немецкий исследователь XIX века Э. Фукс подчеркивал, что общество отражает себя «не только в идеологиях, философии, науке, системах права, ... но и в правилах поведения и в своих представлениях о телесной красоте...».
Большой интерес для современной имиджелогии представляет теория основоположника гуманистической психологии Абрахама Маслоу, который создал иерархию базовых человеческих потребностей. К ним он отнес физиологическую потребность, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, а также потребность человека в признании и самоактуализации. Он считал неоспоримым тот факт, что каждый человек нуждается в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо одобрение окружающих и возможность уважать самого себя. Очень важными являются также желания и стремления человека, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, уверенности и свободы.
Л. Маслоу выделяет потребность человека в репутации или в престиже, которые понимаются как уважение окружающих, завоевание статуса, внимания, признания заслуг, славы. Заметим, что достижение всех этих социально значимых категории невозможно без создания адекватного, положительного оцениваемого имиджа, соответствующего ожиданиям и представлениям окружающих.
Проблемам социальной идентификации уделил внимание и 3. Фрейд. Он связывал это явление с противопоставлением любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим. Деление людей на «своих» и «не своих», стремление быть узнаваемым для своих и принятым в их круг1.
Анализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии, как новой отрасли знания. Несмотря на то, что основоположник отечественной имиджелогии В.М. Шепель подчеркивает необходимость изучения и формирования имиджа педагога, тем не менее, основательных работ, посвященных специфике имиджа педагога и особенно преподавателя высшей школы, его функциям, структуре и особенностей формирования в настоящее время нет.
Но в целом, стоит отметить важно следующих тезисов:
1) Имидж преподавателя высшей школы является гармоничной совокупностью внешних и внутренних характеристик, составляющих его структуру, включает типические и индивидуальные черты и определяет готовность и способность преподавателя к взаимодействию с субъектами образовательного пространства.
2) Структура имиджа является основой для построения динамической модели имиджа преподавателя, включающей в себя ядро имиджа (природный компонент), внутренний уровень (личностный, профессиональный, поведенческий компоненты) и внешний уровень (визуальный, аудиальпый, ольфакторный, кинестетический компоненты), при доминирующем влиянии профессионального компонента.
3) Формирование имиджа преподавателя высшей школы - поэтапный процесс, эффективность создания которого обусловлено рядом условий: 1) развитие у преподавателей интереса к себе и к миру; 2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа; 3) проявление собственной активности преподавателя при работе над своим имиджем, 4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя; 5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя, 6) овладение педагогом приемами самопознания и самооценивания, а также навыками самоимиджирования и проектирования индивидуального имиджа; 7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа; 8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.
4) Эффективному формированию имиджа преподавателя вуза способствует использование в этом процессе типологии имиджа преподавателей, позволяющей определить наиболее подходящий типаж и реализовать или изменить свой первичный имидж.
2. Формирование имиджа преподавателя
Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что в современном, потерявшем многие прежние ориентиры обществе профессия преподавателя высшей школы утратила былые высоты и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения, вместе с тем к деятельности и личности вузовского педагога, по-прежнему, предъявляются самые высокие требования.
При разработке данной проблемы акцент необходимо сделать на том, что система профессионального и последипломного образования уделяет достаточно внимания повышению квалификации преподавателей вуза, его профессиональной компетентности. Но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой «Я-концепцией», часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений, тогда как последнее часто становится детерминантом формирования успешной профессиональной деятельности. В этом заключаются основные противоречия, которые обуславливают важность глубокого научного анализа и изучения особенностей имиджа преподавателя и условий его формирования2.
Имидж преподавателя высшей школы - это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознанности действий, что в свою очередь невозможно без рефлексии. С другой стороны, чтобы отрефлексировать свои характеристики, педагогу необходимо знать какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги.
3. Влияние имиджа Вуза на имидж преподавателя
Образование - одна из сфер общественной жизни, от которой во многом зависит развитие и потенциал общества, страны. Речь идет не только о человеческом капитале в экономическом понимании, но и научной деятельности, которые формируется благодаря передаче знаний, опыта, навыков и стремлению познать новое, исследовать, открыть. Как ценно это для страны, у которой прекрасное культурное наследие и выдающиеся умы.
Реформирование одного из элементов социальной системы, а именно образования, влияет не только на дальнейшие перспективы развития этой сферы, но и в том числе применение высшими учебными заведениями новых стратегий в области предоставления образовательных услуг, позиционирования вуза. Формирование эффективного имиджа высшего учебного заведения и его поддержание влияет не только на усиление позиций на локальном рынке образовательных услуг, но и в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и в стране, что в значительной мере сказывается на имидже образования. И хотя, с одной стороны, большинство государственных вузов имеют определенный имидж и репутацию, построению имиджа редко уделяется внимание, а ведь это подвижная система, которую необходимо развивать и поддерживать, адаптировать к изменяющимся условиям.
Любая PR-кампания начинается с исследования проблем в определенной сфере для того, чтобы определить источник негативных тенденций в работе компании. Так или иначе, вскрываются не только проблемы, связанные с отсутствием построения имиджа, эффективной работой со СМИ, правильной стратегией позиционирования, но и системные, организационные проблемы в сфере управления процессами. Специалист по связям с общественностью должен учитывать не только проблемы в области имиджа, но и непосредственные проблемы, существующие в вузе, в образовании.
Исследование данных проблем позволит наиболее четко представить существующую картину и провести глубокий анализ ситуации, что способствует подбору инструментов по формированию имиджа вуза. Роль данной работы, заключается в том, чтобы сформулировать ряд представлений об имидже вуза, способствующих эффективному продвижению вуза в конкурентной среде; сконструировать модель взаимодействия общества, государства и вуза с помощью средств паблик рилейшнз.
По данным центра Комкон-2 евразия, 36 % из 1600 опрошенных готовы потратить большие деньги на обучение своих детей (внуков, себя) и отказаться от многого. Это означает, что вопрос получения образования для казахстанцев важен, так как он определяет в будущем социальный статус гражданина. Если у потребителя есть потребность в образовательной услуге, у вуза открывается возможность донесения информации до потребителя различными способами, по различным каналам коммуникации. Для верного позиционирования необходим имидж с репутацией и престижем.
В рамках последних тенденций глобализации и интеграции, надвигающегося участия вузов РК в Болонском процессе, возросла роль работы над имиджем высшего образования. Образование в РК должно выходить на новый уровень развития, поэтому необходимо его реформировать.
Активизация работы над имиджем образования, в том числе и над имиджем вузов, видится, прежде всего, по нескольким причинам. Во-первых, предпосылками служат существующие социально-экономические проблемы. Для характеристики приведем цитату из работы В. Слободчикова: «...образование хронически опаздывает, оказывается в роли догоняющего саму жизнь»3.
Важной тенденцией в области образования, является то, что вузы начинают работу над своим имиджем, оценивая уровень конкуренции на рынке и повышенный спрос на те или иные специальности. Работа над имиджем вуза строится на стратегической основе, оценивается положение не только сегодня, но и в будущем.
Г.Г. Почепцов характеризует имидж как «наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности; как результат обработки информации; как свернутый текст; как коммуникативную единицу, посредством которой можно работать с массовым сознанием»4.
Принципиальное отличие брэндинга от конструирования имиджа заключается в том, что первый направлен на формирование потребительской привычки покупать определенный брэнд, второй создает целостный образ вуза, а не только услуги, способствует идентификации университета и установлению гармоничных отношений, разъяснительной политики. Все же понятие брэнда как символического капитала, на наш взгляд, пока однозначно нельзя накладывать на образовательную сферу или по крайней мере если и применять, то очень осторожно. К примеру, КБТУ, КИМЭП, КазНУ - это брэнды, а UIB или КазЭУ - только ведущие университеты в РК. Более того, такая позиция несколько смущает, так как исследовательской работы в данном направлении нет. Утверждать, что-либо, не имея научных аргументов, на наш взгляд, не совсем правильно.
Тенденция применения брэндинга захватывает новые сферы социальных взаимоотношений, там, где экономически это выгодно. Иными словами, там, где необходимо получить дополнительную прибыль, основывая свое позиционирование на доверии потребителя.
При формировании эффективного имиджа, необходимо четко определять в каком направлении работать, т.е. конкретизировать какой тип имиджа разрабатывать. В этом случае, необходимо понять из каких элементов состоит имидж вуза. Определить его структуру.
Рассмотрим структуру имиджа вуза, дополняя ее представлениями, которые возникают у общественности относительно ее элементов. В структуре имиджа вуза Н.К. Моисеева выделяет 8 компонент. Выбор этого подхода связан с тем, что он дифференцирует структуру на элементы и позволяет выявить представления аудитории о каждом компоненте, определить проблемы и предложить возможные корректировки. Ограниченность подхода, заключается в том, что имидж не рассматривается сразу как целое, он дифференцирован, могут возникать противоречия между представлениями компонентов имиджа.
1. Имидж образовательной услуги - представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга. Дополнительные услуги (атрибуты) - это то, что обеспечивает вузу отличительные свойства.
Представления: качество образования, новые специальности, специализации, степень после окончания вуза, стоимость услуги, уровень зарубежных связей.
2. Имидж потребителей образовательных услуг включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей.
В данном случае, необходимо рассматривать не представления, а реакцию и оценку потребителей относительно имиджа Вуза.
3. Внутренний имидж организации - это представления преподавателей и студентов о вузе. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат.
Представления: система духовных ценностей, наличие групп КВН и других творческих групп, театра, технологичность образования, инновационность, финансовая устойчивость, возможность получения высокой заработной платы, стипендии.
4. Имидж ректора вуза и научного совета включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности.
5. Имидж персонала - это собирательный, обобщенный образ преподавательского состава.
Представления: профессиональная компетентность: мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, профессиональная, высококвалифицированная подготовка; культура: коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость), правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей;
6. Имидж формируется на основе прямого контакта с преподавателем вуза. При этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» ВУЗа, по которому судят об университете в целом.
7. Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Представления: бесплатное обучение детей инвалидов методом дистанционных технологий, сирот, отсрочка от армии, взаимодействии с другими структурами социальной системы общества, к примеру, со школами: заключение договоров о приеме медалистов, проведение вступительных экзаменов в школе.
8. Визуальный имидж организации - представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации. Фирменный стиль является главной составляющей осязаемого имиджа вуза, он является основой при разработке философии университета, при создании внутреннего и личного имиджа. К визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда Вуз позиционирует себя с помощью сайта.
Представления: символика Вуза имеет давнюю традицию и хорошо запоминаема и известна. На сайте Вуза можно найти полную информацию о Вузе, качественно выполненный сайт.
9. Бизнес-имидж организации - представления об организации как о субъекте деловой активности. В качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, знаменитые выпускники, докторантуры, аспирантуры, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности, скорость реагирования на изменение.
Однако, хотелось помимо теоретической части внести еще пример для иллюстрации сказанного выше. В 2008 г., в рамках работы в прессой мною, был осуществлен мониторинг публикуемой информации о КБТУ в СМИ и проанализированы виды задействованных СМИ. Анализ показал, что большая часть информации о вузе, около 70% касается деятельности ВУЗа, как передового университета в целом, а не образовательных услуг и возможностей университета, 20% информации были посвящены первому лицу университет - ректору. Остальные 10% информации отражали студенческую жизнь и проекты студентов5. Однако, цели вуза были иные, во-первых, это привлечение новых абитуриентов, во-вторых, это привлечение инвесторов в рамках строительных проектов.
Информационная компания не была направлена на это. Более того, информация размещалась хаотично, даже не в тех СМИ, в которых ее мог увидеть и прочитать «нужный» потребитель. Большая часть сообщений была размещена в интернете, а не в прессе. Таким образом, превалирующая информация не отвечала поставленным целям для позиционирования вуза.
В США крупные ВУЗы, например, Калифорнийский Университет им. Каплана, давно осознали необходимость хорошего имиджа в обществе, проводя политику открытости и взаимодействия, иными словами коммерческие структуры пытались влиться в общество и сформировать лояльность.
На многих сайтах калифорнийских университетов миссия и видение образования присутствует всегда. Университеты конкурируют не только в реальности, на рынке образовательных услуг, но и в виртуальном пространстве. Важно отметить и тот, факт, что сайт становится способом популяризации определенных образовательных проектов.
Заключение
Завершая работу стоит сделать вывод о том, что университет - место, где проходит «обкатка» новых идей, проводятся исследования, разрабатываются новые технологии обучения. Информирование общественности и открытость становится приоритетными направлениями в работе над имиджем вуза и имиджем его преподавателей.
Основными компонентами образовательной парадигмы, которую можно сформировать являются: качество образования, инновационность, престижность, открытость. Такая образовательная парадигма «Дорога перспектив» не претендует на универсальность, она во многом основана на исследовании проблемы и практического наблюдения. Но хотелось бы мне отметить важность построения парадигмы, анализируя и выявляя болевые точки сегодня в образовании, возможно, представить модели развития образования, нашего общества, нашей страны. Все компоненты взаимосвязаны: работа преподавателя над имиджем - возможность повысить конкурентоспособность, привлечь талантливых абитуриентов, которые в будущем станут квалифицированными специалистами, и будут работать на развитие государства, общества, страны - это наша дорога в будущее.
Практический аспект работы над имиджем вуза: разработка и проведение серии специальных мероприятий для КБТУ.
Список использованной литературы:
Богданов Е.Н., Зазыкин. Психологические основы «Паблик рилейшнз». - СПб.: Питер,2007.- с. 40
Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006, - с. 142.
Слободчиков В. Новое образование как путь к новому сообществу. Новые ценности образования: образование и сообщество, издательство «Инноватор», М, 2006. – с. 154.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - Киев, изд-во «Ваклер», 2002.- С.25.
Медиакарта - таблица СМИ с выходными данными, с контактами журналистов специально подготовленная для КБТУ.
1 Богданов Е. Н., Зазыкин. Психологические основы «Паблик рилейшнз». - СПб.: Питер,2007.- с. 40
2 Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006, - с. 142.
3 Слободчиков В. Новое образование как путь к новому сообществу. Новые ценности образования: образование и сообщество, издательство «Инноватор», М, 2006. – с. 154.
4 Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - Киев, изд-во «Ваклер», 2002.- С.25.
5 Медиакарта - таблица СМИ с выходными данными, с контактами журналистов специально подготовленная для КБТУ.
15