Германия входит в состав ведущих держав капиталистического мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место после США и Японии по объему промышленного производства, является главным экспортером товаров и услуг.
После второй Мировой войны Германия первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Это было вызвано не только потребностями научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда, но и специфическим фактором - расколом Германии на два самостоятельных государства и, как следствие, - диспропорциями в структуре ее экономики. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность.
Среди ее отраслей вперед выдвинулись отрасли, производящие инвестиционные товары: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электротехника, авиастроение, точная механика и оптика.
Также развивались новые отрасли - производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения. За 10 лет Германия обогнала Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. По завершению стадии восстановления экономики, в Германии наступил подъем, длившийся до лета 1966г., а затем началось заметное замедление темпов и спады в экономике.
В 1966 -1967г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства, выпуск продукции упал на 6%, но еще более глубокий и продолжительный кризис был в 1974-75г., вызвавший сокращение промышленного производства на 12%. В послекризисный период неустойчивость в экономическом развитии Германии возросла, проблемы обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами осложнились.
С 1980г. экономика Германии снова пережила циклический кризис. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Темпы прироста промышленности снизились с 5,5% в 1979г до 0,3% в 1980г. 1982 год стал переломным в развитии Германии. На исходе 80-х годов положение в западногерманской промышленности изменилось в лучшую сторону. В экономике страны всё явственнее обозначаются новые процессы в накоплении капитала: высокие темпы роста новейших отраслей, модернизация на новой технологической основе традиционных отраслей.
Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности западно германских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях, свидетельствует о том, что в 80-е годы произошли структурные сдвиги не только в промышленности, но и в торговле, что находит отражение в структуре товарного экспорта Германии.
Особенно сильные структурные изменения происходят в машино-строительном комплексе, который является основой международной специализацией Германии и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.
Место Германии в мире. Прогноз развития экономики Германии на ближайшее десятилетие. Занятость
Германия прочно удерживает свои позиции среди ведущих стран в мировой экономике. По совокупной экономической мощи она занимает третье место в мире после США и Японии, а по доле участия в мировой торговле даже второе после США.
Стабильность экономического роста ФРГ в значительной степени объясняется ориентацией ее экономики на международный рынок. Это дает возможность Германии пользоваться всеми преимуществами международного разделения труда. Для германской экономики характерны динамизм, высокий уровень производительности труда и эффективности производства, качества продукции и научно-технических разработок. При этом все больше отдается приоритет экологичности и безопасности как в отношении производимой продукции, так и в отношении технологий.
Развитие экономики ФРГ в 1997 году характеризовалось некоторым оживлением хозяйственной конъюнктуры. Объем ВВП составил 3,7 трлн. дм и увеличился в сопоставимых ценах на 2,5% против 1,4% в 1996г.
Объем производства в промышленности и строительстве ФРГ вырос в 1997 г. на 2,7% (в 1996 г. – 0,8%), в т. ч. в обрабатывающих отраслях промышленности - на 4,2% (в 1996 г. – 0,1%).
Наиболее значительный рост был в производстве ЭВМ и конторской техники (+17%), коммуникаций (+13,6%), продукции черной металлургии (+15%), автомобилей (+7,3%), химпродукции (+10,6%). А спад был в судостроении (-11%),текстильной отрасли (-7%),угольной (-3,5%), авиакосмической (-6%) и фармацевтической (-5%) отраслях, в нефтепереработке (-6%).
Степень загрузки мощностей в обрабатывающих отраслях повысилась в западных землях с 83% до 87%, а в новых землях с 78% до 80%. Потребительские цены и услуги выросли на 1,8%.
Положение на рынке рабочей силы Германии в 1997г. заметно ухудшилось. Число безработных выросло с 3,97 до 4,38 млн. чел. Квота безработных составила 11,4%,в т. ч. в старых землях 9,9% в новых – 17,4%.
Объем инвестиций в экономику ФРГ в 1997 г. оценивается в 730 млрд. дм, т. е. был на уровне 1996г., в т. ч. в машины и оборудование – 280 млрд. дм (в 1996г. – 268 млрд. дм). Объем германских инвестиций за рубежом составили за 9 мес. 1997 г. 272,4 млрд. дм (в 1996 г. – 93,3 млрд. дм), в т. ч. прямых - 37,6 млрд. дм, а зарубежных инвестиций в экономику ФРГ – 283,1 млрд. дм (5,2 млрд. дм – прямые).
Объем внешней торговли Германии в 1997 г. составил 1640 млрд. дм (+11,6%),в т. ч. экспорт 886 млрд. дм (+12,9%) и импорт 754 млрд. дм (+10%). Такое развитие привело к увеличению положительного сальдо до 132 млрд. дм (в 1996 году – +97,6 млрд. дм). Эти темпы роста говорят об их ускорении в 1997г., что отражает улучшение общехозяйственной конъюнктуры в ФРГ. Тем самым подтверждается положение, что внешняя торговля остается «локомотивом» немецкой экономики.
По прогнозам, в 1998 г. число безработных ожидается в пределах до 4,5 млн. чел. Рост внешнеторгового оборота ожидается на уровне 8-10%. Объем инвестиций в экономику страны увеличится на 1,8-1,9%, в т. ч. в машиностроение на 4,8-5,2%. Цены на потребительские товары и услуги вырастут на 2-2,5%.
Основными направлениями экономической политики Германии правительство ФРГ в ближайший период определило следующие: сокращение государственных расходов, снижение налоговой нагрузки, ограничение косвенных расходов на рабочую силу, устранение чрезмерного регулирования экономических процессов со стороны государства. А в области внешнеэкономической деятельности усилия будут направляться как и прежде, на поддержку и укрепление конкурентоспособности немецкой продукции на мировых рынках и, в первую очередь, в области «высоких технологий» . Будет также продолжена деятельность как по освоению новых экономических пространств и новых рынков, в т. ч. в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, так и по укреплению интеграционных процессов на пространстве Европейского Союза.
Изменения внутренних и внешнеторговых цен ФРГ в 1997 г. характеризовались сравнительно невысокими темпами прироста. Так, цены на товары и услуги потребительского назначения повысились в среднем за год по сравнению с 1996 г. на 1,8%, а отпускные цены промышленности – на 1%. Экспортные цены в среднем за год превысили аналогичные показатели предыдущего года на 1,4%, а импортные цены – на 3,4%, в результате чего показатель условий торговли (Terms of Trade) ухудшился по сравнению с 1996 годом приблизительно на 2%.
По прогнозным оценкам Минэкономики ФРГ и ведущих экономических научно-исследовательских институтов Германии, в 1998 г. реально ожидать повышательную тенденцию развития экономики ФРГ и ускорения темпов экономического роста. Прирост ВНП в сопоставимых ценах прогнозируется в размере 2,9-3,1%, личного потребления – на 1,9-2,1% и госпотребления на – 1-1,2%. Ожидается заметное усиление инвестиционной активности. Общий объем инвестиций в экономику страны, согласно прогнозам, увеличится за год в сопоставимых ценах примерно на 1,8-1,9%, в том числе в машины и оборудование на 4,8-5,2%. Среднегодовой прирост цен на товары и услуги потребительского назначения ожидается в пределах 2-2,5%.
В 1997 г. темпы роста внешней торговли ФРГ превысили темпы роста мировой торговли, которые по оценкам международных экономических институтов составили порядка 7%. Тем самым доля Германии в общем объеме мировой торговли повысилась и составила более 10%.
Структура товарооборота Германии в 1997 г. практически не изменилась. В экспорте ФРГ ведущие позиции занимают готовые промышленные изделия, на которые приходится приблизительно 92% общей стоимости экспорта (в 1996г. – 91,8%).
Стабильной основой экспорта являются инвестиционные промышленные товары, доля поставок которых составляет 56,9% (в 1996г. – 56,8%), далее следуют промышленное сырье и полуфабрикаты – 22,9% (в 1996г. – 22,4%), а также промышленные товары народного потребления – 11% (в 1996г. – 10,9%). На долю поставок продовольственных товаров приходится 4,7% всего объема экспорта.
Основу прироста стоимости экспорта ФРГ в 1997г. составили инвестиционные промышленные товары (+12,8%) и полуфабрикаты (+12,6%). Выше среднего уровня был прирост вывоза изделий пищевой, табачной промышленности, продукции горнодобывающей отрасли. Примерно на уровне прошлого года оказался стоимостной объем экспорта сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции.
В импорте ФРГ промышленные товары занимают 83% всех поставок из-за рубежа, а продовольственные – 10%. В группе промышленных товаров главные поставки приходятся на готовые товары – 68,5%. Доля сырья и полуфабрикатов составляет, соответственно, 5,1% и 9,5%. Расширение импорта произошло прежде всего вследствие увеличения спроса на внутреннем рынке ФРГ готовых товаров (+8,8%), сырья (+12,3%) и полуфабрикатов (+14,3%) и продовольствия (+12,6%). Основу импорта ФРГ (60%) составляют продукты машиностроения, электротехнические товары, автомобилестроение и химическая продукция.
В региональной структуре внешней торговли ФРГ отражалась тенденция к расширению экономического обмена с промышленно развитыми странами. В 1997 г. на их долю приходилось 77%, как в экспорте, так и в импорте (в 1996 г. – 76,3 и 76,7%), Высокой остается доля партнеров по ЕС – соответственно 56,5 и 55%. По сравнению с 1996 г. прирост товарооборота ФРГ со странами ЕС составил порядка 13%. Крупнейшими торговыми партнерами ФРГ являются Франция, США, Великобритания, Италия, Голландия.
В 1997 г. особенно заметно расширился экспорт ФРГ в США и Канаду (+27%), страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), включая страны СНГ (+25,8%) и Россию (+ 23,8%), в страны Латинской Америки (+26,4%), Азии (+11,8%).
Удельный вес развивающихся стран в обшей стоимости немецкого экспорта составляет 12,3%, импорта – 11,1%. Доля стран ЦВЕ в германском экспорте и импорте составляет соответственно 8,9% и 8,5%, в том числе России – 1,6% и 2,3%.
В импорте ФРГ наибольший прирост отмечен, со странами ЦВЕ (+20%), в т. ч. из России (+15,2%), КНР (+17,1%), США и Канады (+15,9%), стран Латинской Америки (+15,5%). Ввоз продукции из стран ЕС возрос на 12,6%. Снизился импорт ФРГ из развивающихся стран – на 9,8%.
В своей оценке перспектив развития внешней торговли ФРГ на 1998 год немецкие экономические институты оценивают и предсказывают некоторое замедление темпов развития торговли. Реально ожидать рост экспорта ФРГ в размере 9-10%, а импорта ФРГ – 5-6%. Это, однако, не приведет к значительному сокращению актива торгового баланса ФРГ. Его величина оценивается в 135-140 млрд. дм. Отмечается, что для дальнейшего динамичного развития внешней торговли ФРГ необходимы новые быстро растущие рынки сбыта немецкой конкурентоспособной продукции, определенные структурные изменения отдельных секторов внешней торговли, разумное использование процесса глобализации и проведение правильной тарифной сетки.
Прогноз развития экономики Германии на ближайшее десятилетие
В октябре 1997 г. ведущие научно-исследовательские экономические институты ФРГ подготовили для правительства страны прогноз развития германской экономики в 1998 г.
В настоящее время экономика ФРГ в целом находится в стадии подъема, который начался весной 1996 г. В летние месяцы 1998 г. рост спроса и производства усилился. Возросла загрузка имеющихся производственных мощностей. В сентябре 1998 г. средний коэффициент загрузки производственных мощностей в новых федеральных землях (НФЗ) Германии составил 79,6% по сравнению с 77,5% в сентябре 1996 г. (в старых федеральных землях этот показатель достиг 86,8% и 82,9% соответственно). Основным фактором некоторого оживления общехозяйственной конъюнктуры в ФРГ является экспорт. «Необычно мощный» рост вывоза германских товаров объясняется прежде всего благоприятной общехозяйственной конъюнктурой в основных странах Западной Европы, являющихся главными торговыми партнерами Германии, и относительным повышением конкурентоспособности германских товаров на внутреннем и внешних рынках. Последнее было достигнуто за счет энергичных мер по рационализации производства, умеренного роста ставок зарплаты в 1996-97 гг. и заметного снижения валютного курса немецкой марки по сравнению с весной 1995 г., причем не только по отношению к доллару США, но и к ряду западноевропейских валют.
Подтвердились прогнозы осложнения экономической ситуации в НФЗ. Прирост ВВП восточногерманского региона в 1998 году составит, согласно последним расчетам институтов, 2% по сравнению с 1996 г. Следовательно, впервые за последние годы темпы развития экономики СФЗ (прирост на 2,4%) оказались выше, чем НФЗ. Это находится в явном противоречии со стратегической концепцией правительства ФРГ, согласно которой прирост ВВП НФЗ должен значительно, желательно в 2 раза, превышать темпы роста экономики СФЗ, поскольку только в этом случае возможно сближение уровней экономического развития восточных и западных регионов.
Одной из главных причин низких темпов роста ВВП НФЗ является кризис в строительстве. Это заметно сказывается на обшей динамике экономического развития, поскольку строительство занимает в экономике восточных земель такое же место, как и промышленность (в западных землях доля строительства в ВВП в 2,5 раза ниже, чем доля промышленности).
Значительно снизились темпы роста и в сфере услуг НФЗ. Вместе с тем, структурная перестройка и модернизация промышленной базы НФЗ продолжается достаточно высокими темпами. Промышленное производство в восточных землях в 1998 году возрастет на 10% по сравнению с предыдущим годом. В СФЗ темпы развития промышлености являются значительно меньшими (+4% в 1997 г. по сравнению с 1996 г.). Еше более высокими темпами растет восточногерманский экспорт товаров. Это свидетельствует, по мнению институтов, о постепенном росте конкурентоспособности промышленных предприятий этого региона.
В 1998 г. экономическое положение НФЗ будет оставаться весьма трудным. Прирост ВВП НФЗ в следующем году оценивается в 2,4%. Это по-прежнему ниже прогнозируемых темпов экономического развития Западной Германии, где прирост ВВП в 1998 г. ожидается в пределах 2,8%.
При разработке прогноза развития экономики НФЗ в 1998 г. институты исходили из следующих основных рамочных предположений:
Сушественных изменений в мировой общехозяйственной конъюнктуре не произойдет. Темпы экономического роста в группе промышленно развитых государств в 1998 г. составят 2,5%, также как и в 1996 г. В странах Западной Европы, являющихся основным рынком сбыта германских товаров, рост ВВП ускорится с 1,7% в 1996 г. и 2,4% в 1997 г. до 2,8% в 1998 г. Экономическое развитие США, напротив, заметно замедлится: если в 1997 г. прирост ВВП в этой стране исчисляется в 3,5%, то в 1998 г. прогнозируется его рост лишь на 2,5%. Ожидается небольшой рост темпов экономического развития стран Центральной и Восточной Европы. Этот регион является одним из главных рынков сбыта восточногерманских товаров. Прирост ВВП стран этого региона в 1998 г. оценивается институтами в 3,4% против 3,3% в 1997 г. Институты полагали, что рост ВВП России в 1998 г. составит 2% по сравнению с 1997 г. (кто же знал о крахе 17 августа 1998 года?). В несколько больших размерах прогнозируется рост ВВП Белоруссии (4%). На Украине, напротив, прогнозируется дальнейшее снижение ВВП – на 2% по сравнению с 1997 г.
Сохранятся высокие темпы развития международной торговли. В 1997-98 гг. прогнозируется ее рост в среднем на 8% по сравнению с 6% в 1996 г. Таким образом, прогнозируется двукратное превышение темпов роста международной торговли по сравнению с темпами роста ВВП, что свидетельствует о дальнейшем нарастании процессов международного разделения труда.
Валютный курс немецкой марки по отношению к доллару США в 1998 г. практически не изменится по сравнению с уровнем середины 1997 г. и составит в среднем 1,8 марки за 1 доллар. В рамках ЕС сколько-нибудь существенного изменения соотношения валютных курсов не прогнозируется.
Тарифные ставки зарплаты в западногерманском регионе в 1998 г. возрастут хотя и более значительно, чем это имело место в 1997 г., но в целом умеренно. В восточных землях эти ставки возрастут лишь несколько более значительно, чем в западных.
В области финансовой политики будут реализованы принятые до сих пор решения. Так, в 1998 году будет отменен налог на предпринимательский капитал при одновременном расширении налоговой базы. Будут снижены на 2% отчисления в фонды финансирования мероприятий в рамках помощи экономическим преобразованиям в НФЗ (налог солидарности).
Федеральный банк ФРГ предпримет новое небольшое повышение учетных ставок по краткосрочным кредитам. Учетные ставки по долгосрочным кредитам будут постепенно повышаться.
Экспорт товаров из ФРГ будет продолжать возрастать высокими темпами. В 1998 г. он возрастет на 8% по сравнению с 1997 г. Впервые за многие годы наблюдается не снижение, а рост доли Германии в мировом товарном экспорте. Это объясняется повышением ценовой конкурентоспособности германской продукции. Если во многих странах наблюдается рост расходов на зарплату на единицу произведенной продукции, то в ФРГ, наоборот, они снижаются, и в прогнозируемый период эта тенденция сохранится. Вместе с тем, германский экспорт в США и другие государства долларовой зоны в течение 1998 года начнет постепенно утрачивать свой динамизм, покольку, вероятно, перестанет действовать фактор снижающегося валютного курса немецкой марки по отношению к америконмкому доллару. В равной мере это относится и к перспективам германского экспорта в страны Центральной и Восточной Европы, а также и в страны Юго-Восточной Азии, в частности, в связи с растущим дефицитом платежных балансов некоторых из этих стран.
Стагнация в области инвестиций в машины и оборудование в ФРГ в целом преодолена: в 1997 г. они увеличились на 4,5% по сравнению с предыдущим годом. Загрузка мощностей увеличилась настолько, что позволяет рассчитывать на оживление инвестиционного процесса: в 1998 г. они возрастут примерно на 6,5% по сравнению с 1997 г.
Кризис в строительстве НФЗ, наоборот, в прогнозируемый период продолжится.
Как полагают институты, самой серьезной проблемой экономики НФЗ является в целом недостаточная конкурентоспособность промышленных товаров, производимых в этом регионе, хотя вновь вводимые предприятия такой конкурентоспособностью, безусловно, обладают. В настоящее время средние расходы на зарплату на единицу произведенного ВВП в НФЗ на 20% выше, чем в СФЗ, и являются самыми высокими в Европе. При этом если в 1992-94 гг. происходило весьма высокое по темпам приближение по этому показателю к уровню СФЗ, то в 1995-97 гг. прогресс на этом направлении был значительно меньшим. В 1998 г. перелома здесь также не ожидается, о чем свидетельствуют произведенные институтами сопоставительные расчеты изменения основных показателей экономического развития восточных и западных регионов Германии.
Позитивное развитие восточногерманской промышленности является недостаточным для обеспечения подтягивания НФЗ к уровню экономического развития СФЗ. По мнению институтов, требуется значительное повышение уровня рентабельности также и в других секторах экономики восточных земель. Однако вследствие все еше значительного разрыва между зарплатой и производительностью труда это представляется маловероятным. Именно в этой связи, полагают институты, несмотря на расширение производства предприниматели будут предпочитать и в обозримом будущем сокращать численность занятых на своих предприятиях в НФЗ. Институты постоянно подчеркивают в своих прогнозах, что обязательным условием широкого подъема восточногерманской экономики является замораживание тарифных ставок на несколько лет. У них вызывает озабоченность то обстоятельство, что в обших финансовых трансфертах в НФЗ снижается доля средств инвестиционного характера, и что развитие инфраструктуры в регионе застопорилось. Тем самым затрудняется экономический рост.
Летом 1997 г. в ФРГ наблюдалось некоторое ускорение темпов инфляции. Одной из основных причин этого явилось существенное удорожание импорта вследствие снижения валютного курса немецкой марки. Отмечалось повышение и регулируемых государством внутренних цен. Однако институты полагают, что серьезной угрозы усиления инфляционных тенденций в ФРГ в целом и в НФЗ. в частности, в прогнозируемый период не возникнет. При этом предполагается, что рост тарифных ставок зарплаты будет по-прежнему умеренным. Кроме того, стабилизация валютного курса немецкой марки снизит давление цен импортных товаров на внутренние цены. Вместе с тем ожидавшегося ранее выравнивания динамики цен в НФЗ и СФЗ в прогнозируемыи период не произойдет.
В 1997 г. отмечалось ускорение темпов роста внешней торговли НФЗ. Рост экспорта связан с повышением конкурентоспособности промышленных товаров, производимых в восточных землях, а импорта – весьма высокими темпами роста промышленного производства.
Товарный экспорт НФЗ в первой половине 1997 г. вырос на 15,5% по сравнению с соответствующим периодом 1996 г., т. е. развивался более высокими темпами, чем экспорт СФЗ. Экспорт в промышленно развитые страны увеличился в этот период на 7,4%. Доля этих стран во всем вывозе из восточногерманского региона составила 49,7%. При этом поставки в страны ЕС увеличились на 6,1%, в США и Канаду на 21,5%, в прочие развитые страны – на 2,1%. Очень высокими темпами рос экспорт в страны Центральной и Восточной Европы, а также СНГ – на 23,4%. Доля этой группы стран во всем вывозе из НФЗ в первой половине 1997 г. достигла 18,4%. Экспорт НФЗ в развивающиеся страны в январе-июне 1997 года увеличился на 33,9%, а доля этой группы стран составила 13,4%. Поставки в КНР и другие страны Азии с «государственной торговлей» выросли в указанный период на 3,3%. Доля этой группы стран во всем экспорте НФЗ оставалась незначительной (1,5%).
Товарный импорт НФЗ в первой половине 1997 г. увеличился на 9,2% по сравнению с первой половиной 1996 г. Импорт из промышленно развитых стран вырос в этот период на 5,9%. Доля этих государств во всем ввозе в НФЗ составила 51,7%. При этом импорт из стран ЕС увеличился на 5%, из США и Канады – на 4,6%; из других развитых стран он снизился (на 6,6%). Импорт НФЗ из стран Восточной Европы, а также государств СНГ в этот период вырос на 15,6%. Доля этой группы государств во всем товарном импорте восточногерманского региона составила в этот период 30%.
Высокими темпами в январе-июне 1997 г. рос импорт НФ3 из развивавшихся стран (+28,9%). Однако их доля во всем импорте НФЗ оставалась небольшой (4,4%). Импорт из КНР и других стран Азии с «государственной торговлей» увеличился в этот период на 31,9%, а их доля во всем ввозе НФЗ составила 1,2%.
Данные опросов восточногерманских фирм, проведенные летом и осенью 1997 г., свидетельствуют о том, что высокие темпы развития внешней торговли НФЗ в 1998 г., по всей вероятности, сохранятся. Особые надежды возлагаются на расширение поставок в страны Центральной и Восточной Европы.
Занятость
Как показывают итоговые июльские данные 1998 г., число безработных в ФРГ по причинам сезонности увеличилось на 59 тыс. человек. Общее количество безработных составило 4,1 млн. человек, что заметно меньше, чем в соответствующий период 1997 года. В НФЗ число безработных в июле 1998 составило 1,3 млн. человек, на 48,3 тыс. ниже уровня прошлого года. В СФЗ число безработных в июле (2,818 млн. человек). Было на 171,5 тыс. меньше, чем в том же месяце прошлого года.
В западных землях все цифры показывают перемену к лучшему. В восточных землях (НФЗ) только намечается развитие. Ожидаемое правительством в 1998 г. среднегодовое число безработных в 4,3 млн. человек реально будет несколько ниже.
Уровень безработицы в 1999 году может понизиться значительно больше, чем в 1998 году, ниже 4 млн. человек, при условии проведения сдерживания роста заработной платы.
Аграрный комплекс ФРГ
В сфере агробизнеса Германии с учетом обслуживающих отраслей продовольственного комплекса обеспечивается занятость 4,2 млн. человек, 12,2% от всех работающих в стране.
Уровень самообеспечения продуктами питания в 1996/97 хозяйственном году составил 85%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на один процент. С учетом животноводческой продукции, произведенной немецкими крестьянами из закупаемых на внешнем рынке кормовых ресурсов, самообеспечение продуктами питания в стране составляет 93%. По таким важнейшим продуктам,как зерно, сахар, говядина, свежемолочные изделия наблюдается значительное перепроизводство. Как и в прошлые годы сохранилась потребность в импорте растительных масел, фруктов, овощей, вина, кормовых концентратов, а также свинины, мяса птицы и яиц.
В среднем один немецкий крестьянин обеспечивал продовольствием в 1995/96 хозяйственном году 104 человека, с учетом продукции животных, выращенных на импортных кормах, – 114 человек. Производительность труда в сельском хозяйстве ФРГ за последние 30 лет увеличилась в шесть раз. В целом по народному хозяйству производительность труда за этот период возросла лишь в три раза. Это обусловлено в первую очередь высокой технической оснащенностью с/х производства. На одно рабочее место в сельском хозяйстве приходилось в (1997 год) 503 тыс. марок капитальных вложений в средства производства (без стоимости земли), в то время как в среднем по народному хозяйству показатель капиталооснащенности почти в два раза ниже, на одно рабочее место приходится только 260 тыс. марок.
Германия является самым крупным мировым импортером аграрных продуктов и занимает четвертое место в мире по их экспорту. Импорт продукции сельского хозяйства и продовольственных товаров в 1996 году составил 67,8 млрд. марок и в 1997 году – 70,6 млрд. марок, экспорт, соответственно, – 39,5 и 42,8 млрд. марок. Доля продукции сельского хозяйства в общем объеме импорта Германии в 1996 году составляла 9,9% (в 1995 – 10,3%), а в общем объеме экспорта – 5% (в 1995 – 5,1%). Дефицит во внешней торговле аграрными продуктами в 1997 году был равен 27,6 млрд. марок, по сравнению с 1991 годом уменьшился на 15%.
В 1997 году в Германии собран рекордный объем зерна. Урожайность зерновых достигла 64,7 ц/га при средней многолетней в последние 10 лет – 57 ц/га. В животноводстве 1997 год характеризовался продолжающимся с 1995 года некоторым сокращением поголовья крупного рогатого скота, производства и потребления говядины, что обусловлено уменьшением покупательского спроса в связи с заболеваниями животных. Увеличилось производство свинины, баранины и мяса птицы. Средние надои молока на корову в 1997 году увеличились до 5620 кг.
Валовое производство с/х продукции в 1996/97 хозяйственном году составило 64,3 млрд. марок, в том числе продукции растениеводства – 25,7 млрд. марок и продукции животноводства – 38,6 млрд. марок. Увеличение по отношению к предыдущему году по валовой продукции с/х составляет 4,4%, в том числе по растениеводческой продукции – 6,8% и по животноводческой 2,9%.
Годовой оборот пищевой и перерабатывающей промышленности (статистикой охвачены предприятия, численность работающих в которых составляет 20 человек и более, по отдельным отраслям – 10 человек и более) в 1997 году превысил 225 млрд. марок, на 1,5% больше уровня 1996 года. Объем экспортной продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности составил 25 млрд. марок. Доля экспорта в общем объеме производства возросла с 10,4% в 1996 году до 11,1%. Наиболее значительный рост экспорта приходится на страны Средней и Восточной Европы и особенно на Россию.
Общая площадь с/х угодий, используемых сельхозпредприятиями, по стране составляла 17,14 млн. га, в том числе в Западной Германии – 11,58 млн. га и в Восточной – 5,56 млн. га. Доля арендованных земель в 1997 году в сельхозпредприятиях по стране составляла 62,1%, в том числе в Западной Германии – 48,2% и в Восточной – 91,1%. Десятая часть сельхозпредприятий в стране (58700 предприятий) не имеет собственных земель и использует лишь арендованные угодья.
Основным типом сельхозпредприятий в западных землях остается индивидуальное крестьянское хозяйство, базирующееся на семейном труде. В пользовании индивидуальных хозяйств здесь находится 95,8% с/х угодий. 3,3% сельхозугодий используется объединениями крестьянских хозяйств в форме товариществ без прав юридического лица, состоящих как правило из 2-3 крестьян-индивидуалов, и лишь 0,9% угодий обрабатывается предприятиями-юридическими лицами.
В восточных землях на долю индивидуальных крестьянских хозяйств (семейные предприятия) приходится 22,2% сельхозугодий, на объединения крестьянских хозяйств – 22,7% и на предприятия с правом юридических лиц 55,0%. Из 3115 предприятий-юридических лиц здесь 1261 имеют правовую форму кооперативов. В пользовании последних находится 32,1% от всех земель, используемых в сельском хозяйстве Восточной Германии.
По данным последнего обследования (1995 год) 42% с/х предприятий с площадью сельхозугодий более 1 га ведутся в ФРГ единолично или семьями, в которых половину или более всех семейных доходов составляют доходы от работы в своем сельхозпредприятии (основной тип фермерских хозяйств). Средняя площадь такого хозяйства по стране равна 42,1 га, в Западной Германии – 39,3 и в Восточной – 140 га. На подобные предприятия приходится 76% с/х угодий, используемых в стране.
Средний размер другого (подсобного) типа хозяйств, в которых доходы владельцев от сельского труда в своем предприятии не превышают половины всех семейных доходов, по стране составляет 9,7 га, в Западной Германии – 9,4 и в Восточной -15,5 га.
Из 1245 тыс. полностью и неполностью занятых постоянных работников в с/х предприятиях Германии (по состоянию на апрель 1997 г.) 1053 тыс., т.е. 84,5% составляли владельцы хозяйств и члены их семей. Кроме этого имелось 82,5 тыс. непостоянных (временных) работников. В пересчете на условные единицы учета труда, т.е. на работающих, занятых полный рабочий день в течение всего календарного года, общее число занятых в сельхозпредприятиях в 1997 году составляло 651 тыс. человек. По отношению к предыдущему году их количество уменьшилось на 3,1%, в том числе в западных землях – на 2,5% и в восточных – на 5,7%. Как следствие технического прогресса, в ФРГ наблюдается постоянное сокращение трудовых затрат относительно обрабатываемой площади с/х угодий. В 1997 году на 100 га сельхозугодий в среднем по стране было занято 3,8 условных работника.
Доходы с/х предприятий в 1996/97 хозяйственном году превысили уровень доходов предыдущего года на 3,8%, в том числе в растениеводстве – на 5,3% и в животноводстве – на 2,9%. Рост доходов, в первую очередь, был обусловлен повышением урожайности основных зерновых культур и продуктивности животных. Позитивными факторами были возрастание спроса и цен на отечественную свинину, что было вызвано прекращением поставок свинины из Голландии в связи со вспышками там чумы свиней. Выше, чем в предыдущие годы, была выручка от реализации сахарной свеклы. Меньше были затраты на минеральные удобрения и семена. Положительно воздействовало на результаты года дальнейшее осуществление мер, предусмотренных Европейской аграрной реформой по компенсационным выплатам.
Негативно на доходах сельхозпредприятий сказывались снижение спроса и цен на говядину, снижение закупочных цен на молоко, более высокие затраты на корма, электроэнергию, горючее и заработную плату.
Средний доход семейных предприятий, в которых владельцы и их супруги получают более половины годовых доходов от работы в своих хозяйствах (основной тип крестьянских хозяйств), в 1996/97 году составил 284992 марки на предприятие, что на 3,6% больше, чем в 1995/96 году. Средние затраты на одно предприятие составили 220681 марку, увеличившись по отношению к предыдущему году на 4,7%. Средняя прибыль (превышение доходов над расходами с учетом финансовых результатов от вложений, долевого участия и другой коммерческой деятельности, а также за вычетом налогов) такого предприятия составила 55324 марки, на 0,5% больше, чем в 1995/96 хозяйственном году. Годовая прибыль (вместе с оплатой труда владельца предприятия и членов его семьи) в пересчете на одну семейную рабочую силу составила 36580 марок, на 0,8% больше, чем в 1995/96 году.
По сравнению со средней заработной платой промышленного рабочего (52500 марок в год) средняя прибыль, включая оплату труда, полностью занятого в течение года сельским трудом крестьянина или члена его семьи на 30,3% меньше. Из своей прибыли крестьяне еще должны финансировать инвестиции на расширение производства в собственных предприятиях, а также покрывать ежегодную разницу между амортизационными отчислениями и фактическими расходами на нормальное восстановление износа основных средств производства, которая образуется вследствие постоянного повышения цен на машины и другие материальные средства.
Одним из основных показателей сохранения высокой конкурентоспособности предприятий в ФРГ считается увеличение производственных инвестиций. Предпосылкой для роста инвестиций является достаточное наличие собственного свободного капитала. Аграрные эксперты ФРГ исходят из того, что дальнейшее устойчивое развитие и конкурентоспособность сельхозпредприятий (основного типа) могут быть обеспечены при ежегодном увеличении собственного капитала не менее чем на 10-20 тыс. марок на предприятие. В 1996/97 хозяйственном году на одно семейное сельхозпредприятие с основным источником доходов от сельхозпроизводства в среднем по Германии прирост собственного капитала составил 6378 марок. Этот средний показатель ниже уровня предыдущего года (9408 марок), а также ниже расчетного значения. Однако 36% предприятий имели средний годовой прирост собственного капитала за последние два года более чем 10 тыс. марок, а 25% предприятий имели прирост собственного капитала более 20 тыс. марок. При среднем уровне годовых инвестиций на одно предприятие в 1995/96 и 1996/97 хозяйственном годах в объеме 52500 марок в предприятиях с ростом собственного капитала более 10 тыс. марок средние годовые инвестиции достигли уровня 91700 марок.
В целом же инвестиционная деятельность сельхозпредприятий оценивается как недостаточная. Лишь 39% сельхозпредприятий основного типа инвестировали в производство суммы, превышающие амортизационные отчисления.
Объем государственной финансовой помощи сельскому хозяйству Германии в 1997 году составил 15,6 млрд. марок из федерального и земельных бюджетов и 13,7 млрд. марок из бюджета ЕС. Общий объем финансовой поддержки достиг 29,3 млрд. марок, что почти в два раза превышает стоимость вновь созданной (чистой) продукции с/х в рыночных ценах (определяется как результат вычитания из стоимости валовой продукции материальных издержек производства, оплаты наемного труда и амортизационных отчислений). По подсчетам Объединения союзов потребителей ФРГ, аграрная политика с учетом всех форм поддержки сельского хозяйства в виде налогов и завышенных цен на продукты питания обходится потребителям и налогоплательщикам Германии примерно в 40 млрд. марок в год. Эта сумма превосходит стоимость чистой продукции сельского хозяйства, произведенной в 1997 году (15 млрд. марок) в 2,7 раза.
Хозяйственный год 1997/98 по финансовым результатам был несколько лучше, чем 1996/97. Вследствие роста объемов производства и сохранения высоких цен на многие виды растениеводческой продукции, крупный рогатый скот, а также на молочную продукцию доходы с/х возрастут предположительно от 1 до 4%. Прибыльность должна также повыситься и как результат возрастания компенсационных выплат по зерновым и масличным культурам.
За 1996/97 хозяйственный год общий рост потребительских цен в Западной Германии составил 1,5% и в Восточной – 1,8%. Цены на продовольственные товары при этом выросли соответственно на 1,1 и 1,3%. В будущем году в отношении цен на продукты питания немецкие специалисты предсказывают более благоприятные тенденции. С апреля 1998 года вводится этикетирование говядины, что вызывает у потребителей большее доверие к отечественной продукции. На росте сельских доходов положительно скажется также ожидаемый общий подъем экономической конъюнктуры.
Особенности развития с/х в восточных землях ФРГ. До начала структурных и экономических преобразований в бывшей ГДР в 1989 году имелось 3844 с/х производственных кооператива, из них 1612 в растениеводстве и 2682 в животноводстве. Членами кооперативов были 890 тыс. человек, из них 650 тыс. были заняты в сельскохозяйственном производстве. Производственные кооперативы обрабатывали 82% сельхозугодий, содержали 75% всех животных и производили 74% сельхозпродукции. На один кооператив в растениеводстве приходилось в среднем 320 членов и 4500 га земли, в одном животноводческом кооперативе работало в среднем 175 человек и имелось 1800 условных голов крупного рогатого скота. Наряду с кооперативами действовали 515 госхозов (народных имений). В пользовании госхозов было 6,6% площадей с/х угодий. В них работало 89,9 тыс. человек, 10,9% от всех занятых в сельском хозяйстве ГДР (825 тыс. человек).
В 1997 году в восточных землях Германии функционировали 33145 с/х предприятий, на 980 предприятий или на 3% больше, чем их имелось в 1996 году. В отличие от Западной Германии здесь складывается крупноструктурное сельское хозяйство.
В течение восьми лет с момента преобразований практически завершился первый этап приватизации. Образовавшаяся структура предприятий относительно стабильна. Наблюдается ежегодное увеличение индивидуальных (семейных) хозяйств и частных долевых предприятий в виде объединений физических лиц, как правило, состоящих из 2-3 хозяев. Из предприятий, зарегистрированных в форме юридических лиц, созданных на базе прежних кооперативов и госхозов, 1261 сохранили свою кооперативную основу. Остальные имеют форму товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и других капитализированных объединений. За 1997 год число сельхозпредприятий с площадью от 30 до 100 га возросло примерно на 3%, а количество предприятий с площадью более 100 га сократилось на 2%.
В среднем на одно с/х предприятие в восточных землях приходится 168 га сельхозугодий, при этом на одно индивидуальное (семейное) крестьянское хозяйство – 46 га, на объединение крестьянских хозяйств (физических лиц) – 417, на кооператив – 1416, на одно товарищество с ограниченной ответственностью – 735 га. На предприятия в форме юридических лиц приходится 55% от всех обрабатываемых площадей, в т.ч. на кооперативные предприятия – 32%.
Из обследованных специальными аудиторскими организациями 329 кооперативов в восточных землях (32% от их общего количества) в среднем на один кооператив в 1996/97 хозяйственном году приходилось 1621 га обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, из которых 97% взяты в аренду, 71 член – учредитель кооператива, в том числе 28 работающих членов кооператива, 37 постоянных круглогодовых работников, 857 условных голов крупного рогатого скота, из них 392 коровы. Средняя годовая оплата труда полнозанятого в течение года работника в кооперативах составила 43111 марок, на 3,6% больше, чем в предыдущем году, и на 18% больше, чем годовая прибыль (вместе с оплатой труда) одного полнозанятого в своем предприятии члена крестьянской семьи в целом по ФРГ. Несмотря на повышение уровня оплаты труда работающих по сравнению с предыдущим годом, трудовые затраты в кооперативах сократились на 2,1%. Это обусловлено продолжающимся сокращением персонала и ростом производительности труда. Сохраняется также тенденция дальнейшей рационализации труда и приток инвестиций, превышающий нормальные величины амортизационных отчислений.
В целом ситуация в с/х восточных земель оценивается как в отрасли, проходящей стадию стабилизации. Объемы инвестиций в предприятиях всех правовых форм постепенно сокращаются, но в сравнении с сельхозпредприятиями западных земель, остаются высокими. Наличие производственного потенциала позволяет наращивать объемы производства, расширять наиболее рентабельные отрасли. Вместе с тем сохраняется большая потребность сельхозпредприятий в капитальных вложениях. Получение заемного капитала осложняется вследствие очень высокой доли арендуемых, а не собственных, земельных угодий и недостаточной материальной базы в собственности.
Для сравнения эффективности производства в предприятиях различных правовых форм наилучшим показателем является прибыль, особенно в пересчете на используемые угодья, капитал или рабочую силу. Однако в единоличных семейных крестьянских хозяйствах и частично в частных долевых хозяйствах (объединениях крестьянских хозяйств) в показатель прибыли попадает полностью или частично оплата труда владельцев предприятий и членов их семей. Поэтому для объективности сравнения экономических результатов деятельности крестьянских хозяйств с предприятиями других правовых форм используется результирующий показатель «прибыль+заработная плата» .
По показателю «прибыль+заработная плата» в расчете на одного полностью занятого в течение года работника, т.е. на одну рабочую силу, среди трех основных форм сельхозпредприятий в восточных землях (индивидуальные крестьянские хозяйства; объединения крестьянских хозяйств; кооперативы) наибольшую эффективность показывают объединения крестьянских хозяйств.
В 1996/97 хозяйственном году прибыль вместе с заработной платой в объединениях крестьянских хозяйств в восточных землях составила 52027 марок на одну рабочую силу (полнозанятого круглогодового работника). В индивидуальных крестьянских хозяйствах в восточных землях она была равна 51569 марок, а в кооперативах - 41819 марок.
Более эффективная работа объединений крестьянских хозяйств, состоящих, как правило, из 2-3 членов (в среднем 4,1 рабочих силы), объясняется, в первую очередь, тем, что в объединениях сохраняется высокая мотивация труда. Из 4,1 среднегодовых полностью занятых работников в объединениях 2,2 работника составляют владельцы предприятий и члены их семей. Располагая более крупными площадями сельхозугодий и, соответственно, большими материальными ресурсами, объединения крестьянских хозяйств получают больше возможностей для внедрения современных технологий и технических средств, специализации производства, маневрирования в предпринимательской деятельности.
Положительно можно оценивать также развитие в восточных землях единоличных крестьянских хозяйств. Важнейший показатель индивидуального крестьянского хозяйства – прибыль в расчете на семейную рабочую силу – в 1996/97 хозяйственном году был равен 56396 марок, на 28% выше, чем в хозяйствах Северной Германии, и на 79% выше, чем в хозяйствах Южной Германии.
Снижение удельных трудовых и материальных затрат позволяет большинству аграрных кооперативов в Восточной Германии утвердиться в своей жизнеспособности. Однако в 1996/97 хозяйственном году вследствие ряда причин их рентабельность по сравнению с предыдущим годом несколько снизилась. Чтобы успешнее конкурировать на свободном с/х рынке Германии и стран ЕС, в кооперативах необходимы дальнейшие меры по сокращению персонала, увеличению производительности труда, усилению экономии и снижению потерь. В целом из деятельности предприятий всех правовых форм в восточных землях следует, что при их размере более 500 га сельхозугодий зависимость финансово-экономических показателей от дальнейшего увеличения земельной площади не наблюдается. Основными факторами эффективности являются качество менеджмента и сложившаяся кредитная задолженность.
В собственность государства в восточных землях ФРГ в результате объединения Германии в 1990 году перешло около 1 млн. га с/х и около 600 тыс. га лесных угодий, которые были конфискованы у крупных землевладельцев в 1945-49 гг.
В целях планомерной приватизации земель создана нормативная база, основу которой образуют закон об урегулировании открытых имущественных вопросов от 23 сентября 1990 г., закон о компенсациях в связи с урегулированием открытых имущественных вопросов от 27 сентября 1994 г. и распоряжение о приобретении сельскохозяйственных и лесных угодий от 20 декабря 1995 г.
Начавшемуся с конца 1996 г. процессу продажи земель предшествовала их сдача в аренду. Более половины подлежащих приватизации земель арендуют агропредприятия – правопреемники бывших госхозов, около 20% – фермеры, которые в ходе коллективизации сельхозпроизводства в ГДР утратили свои предприятия, а сейчас вновь восстановили их, примерно по 10% фермеры – бывшие члены госхозов, организовавшие после их ликвидации индивидуальное фермерское хозяйство, а также бывшие земельные собственники. Хотя аренда земель является важной предпосылкой для ее льготной покупки, имеются и другие условия, оказывающие существенное влияние на процесс приватизации земельных угодий.
Арендаторы по закону имеют право на приобретение по льготным ценам максимально 120-140 га сельскохозяйственных угодий в зависимости от их плодородия, если это не превышает половины арендуемых ими сельхозплощадей. Дополнительно к этому они могут купить также на льготных условиях до 100 га лесных угодий. Льготная цена на сельхозугодия составляет 3 тыс. марок за гектар при ее средней рыночной цене в новых землях – 6,5 тыс. (в старых землях -32 тыс. марок). Льготная цена на лесные угодия составляет около 1,7 тыс. марок за гектар при рыночной цене в новых землях 4 тыс. марок. Арендаторы лесных угодий, если они не участвуют в льготном приобретении с/х площадей, могут купить по льготным ценам до 1000 га леса. Несмотря на льготные цены, значительное количество арендаторов не имеет финансовых возможностей для приобретения земель в собственность или пока не видит в этом хозяйственной целесообразности.
Бывшие собственники-неарендаторы вправе приобрести сельхозугодия в таких размерах, чтобы их льготная стоимость не превышала половины суммы причитающейся им денежной компенсации, но не более 60-70 га. Как бы на оставшуюся половину компенсации они могут купить лесные угодия, но не более 200 га. Во избежание спекуляций с землей, приобретенной по льготным ценам, покупатель обязуется не продавать приобретаемые земли в течение 20 лет. Он не вправе также в течение этого срока существенно изменять без веских причин согласованную при покупке земель концепцию их использования. Существующие в отношении приобретаемых земель арендные договоры должны быть продлены покупателем на срок до 18 лет.
На начало 1998 года в Федеральное ведомство по особым задачам в связи с германским объединением, которому поручена практическая работа по подготовке продажи земли, было подано около 13 тыс. заявок на покупку сельхозугодий общей площадью 300 тыс. га. За полтора года с момента начала реализации программы приватизации земли продано преимущественно восстановленным и новым фермерским хозяйствам около 14 тыс. га сельхозугодий и 110 тыс. га лесных угодий – преимущественно бывшим собственникам. Арендаторы могут подавать заявки на льготное приобретение земель до 31 марта 2000 г. По оценкам аграрных политиков процесс продажи земель в восточных землях ФРГ идет медленнее, чем предполагалось. На случай, если земли не будут приватизированы в установленные сроки, предусмотрено, что в 2004 г. максимальные размеры сельхозплощадей для льготной покупки будут увеличены примерно на 40-50 га для арендаторов и на 20-25 га – для бывших собственников-неарендаторов.
Правительство ФРГ заинтересовано в быстрой приватизации находящихся в государственной собственности земель и будет в этих целях совершенствовать имеющееся законодательство. Продажа земли обеспечивает значительные финансовые поступления в государственный бюджет и позволяет правительству сдерживать критику в свой адрес со стороны бывших земельных собственников и их наследников, требующих, чтобы земли были возвращены им бесплатно или за символическую плату.
Российско-германское сотрудничество в агропромышленном комплексе. Товарооборот в торговле между Россией и Германией товарами продовольственного комплекса в последние годы развивается более высокими темпами, чем торгово-экономические отношения в целом по народному хозяйству. Рост товарооборота продтоваров в 1997 году по отношению к 1995 году составляет 76,4% при общем увеличении объемов взаимного обмена товарами за эти два года на 40,6%. Объем экспорта в ФРГ российских товаров сельского хозяйства и пищевой промышленности в 1997 году составил 359,8 млн. марок, на 7,6% больше, чем в 1996 году и на 78% больше, чем в 1995 году. Удельный вес продтоваров в общем объеме российского экспорта в Германию в 1997 году составил 2,1%. В 1995 году этот показатель был равен 1,5%. Наибольшее увеличение поставок из России в Германию наблюдается по таким товарам, как рыба и рыбные продукты, овощные, фруктовые консервы и соки, масличные и бобовые продовольственные культуры, шкуры и кожи, пух и перо.
Импорт с/х продукции: живых животных, продовольствия, с/х сырья и товаров пищевкусовой промышленности в Россию из ФРГ в 1997 году составил 3041 млн. марок. Увеличение по сравнению с 1996 годом – 39%, по сравнению с 1995 годом – 71%.
Увеличиваются закупки в Германии молочных продуктов, масла, сыра, мяса и мясопродуктов, товаров рыбоперерабатывающей промышленности, яиц и другой продукции птицеводства, изделий мукомольной и кондитерской промышленности, картофеля, соков, овощных и фруктовых консервов, маргарина, хмеля, вина.
Как положительный фактор можно расценивать рост российских закупок в Германии тракторов, комбайнов, с/х машин и оборудования, химических препаратов для защиты растений, высокопродуктивных семян и других средств производства. Однако их удельный вес в объемах взаимного товарооборота остается невысоким.
Постепенно усиливается интерес частных немецких компаний к работе в российском продовольственном комплексе. В 1997 году на территории РФ в сфере агропромышленного комплекса действовало около 200 СП с участием германского капитала. Объем немецких инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность России составил более 50 млн. марок. В течение года прямые германские инвестиции в агрокомплекс России возросли более чем на треть.
На международной продовольственной выставке «Ануга» в октябре 1997 года в г.Кельне в демонстрации своих продуктов и в различных коммерческих мероприятиях, проводимых в рамках выставки, впервые участвовали 14 российских компаний, производящих напитки и продовольственные товары. В январе 1998 года на международной выставке-ярмарке «Зеленая неделя» в г. Берлине приняли участие 42 компании АПК РФ.
За счет частных вложений немецких предпринимателей на территории России создаются новые и модернизируются действующие предприятия по производству высококачественных пищевых продуктов, пива и безалкогольных напитков, мясных и колбасных изделия, йогурта, растительных масел, маргарина, кондитерских и других продуктов. Примером положительного опыта крупных инвестиций в пищевую и перерабатывающую промышленность России со стороны немецких компаний могут служить вложения шоколадного концерна «Штолльверк», молочных фирм «Эйрманн» и «Кампина» .
С участием фирм сельскохозяйственного машиностроения Германии «Гримме», «Лемкен», «Грузе», «Амазонен-Верке» в Самарской области создано и начало действовать крупное совместное предприятие по производству машин для возделывания и уборки картофеля. Упрочились связи с российскими партнерами по кооперации в производстве с/х техники таких широко известных на европейском и мировом рынке сельхозмашин немецких фирм, как «Клаас», «Кляйне», «Фортшритт», «Ландтехник», «Кронэ» и других.
Высокий интерес к российским сельхозпредприятиям проявляет одна из самых крупных семеноводческих фирм «Кляйнванцлебенер Заатцухт – КВС» . Совместно с акционерной компанией «Заря» в Ставропольском крае фирма КВС участвует в большом российском проекте по строительству предприятия по производству, обработке и реализации семян кукурузы. Фирма активно сотрудничает со многими свеклосеющими хозяйствами России, поставляя высококачественные семена и оказывая консультационную помощь по возделыванию сахарной свеклы и других культур.
Преодолеваются кризисные отношения российских сельскохозяйственных предприятий в сотрудничестве с немецкими фирмами производителями средств химической и биологической защиты растений, изготовителями лекарств и препаратов для животноводства. В России зарегистрировано более 30 препаратов германского производства по борьбе с вредителями с/х культур, болезнями растений и сорняками.
Активно сотрудничает с животноводами и селекционерами Московской, Воронежской, Саратовской и других областей Объединение немецких животноводов.
Рамочным основополагающим документом российско-германского сотрудничества в аграрной экономике является «Соглашение между Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Федеральным министерством продовольствия, сельского и лесного хозяйства ФРГ об экономическом и техническом сотрудничестве в области агропромышленного комплекса» от 24 мая 1995 г. Координацию практических мероприятий по реализации Соглашения осуществляет совместная Рабочая группа, которую возглавляют заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ и руководитель Департамента международной аграрной политики Федерального министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства ФРГ.
В январе 1998 года в г.Берлине министрами сельского хозяйства России и Германии подписано Совместное заявление о создании Аграрного комитета «Россия-Германия» . В задачи Комитета входит координация мероприятий по российско-германскому сотрудничеству в области АПК.
В рамках российско-германского Кооперационного совета действует совместная рабочая группа по сельскому хозяйству и пищевой промышленности (сопредседатели: с российской стороны – начальник департамента экономики АПК Минэкономики РФ, с немецкой – заместитель председателя объединения производителей сельхозмашин ФРГ).
В соответствии с двусторонним соглашением между Министерством продовольствия, сельского и лесного хозяйства ФРГ и Академией сельскохозяйственных наук РФ (сопредседатели рабочей группы: вице-президент АСХН РФ и руководитель департамента лесного хозяйства, охоты и науки Минпродсельхоза ФРГ) развивается сотрудничество в области аграрных исследований. Более двух десятков научных учреждений АПК имеют соответствующих партнеров в ФРГ, обмениваются делегациями, стажерами, кооперируются в области отдельных научных исследований и разработок.
Хорошими примерами научного сотрудничества между с/х НИИ России и Германии являются постоянные взаимные связи Всероссийского научно-исследовательского и информационного центра по лесным ресурсам (г.Москва) с Институтом мирового лесного хозяйства (г.Гамбург), Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (Московская область) с Институтом развития с/х в странах Средней и Восточной Европы (г. Халле), Всероссийского НИИ разведения и генетики с/х животных (г.Санкт-Петербург) с Институтом животноводства и содержания животных (г. Нойштадт).
За счет средств, выделяемых правительством ФРГ на оказание помощи в реформировании экономики стран Восточной Европы, в кооперации с российскими партнерами в 1997 г. в АПК РФ осуществлялись 12 совместных проектов.
Среди них наиболее важное значение имеют проекты по созданию консультационных служб, консультированию парламентских и правительственных учреждений, организации агросервисных кооперативов, подготовке и повышению квалификации специалистов высшей школы, развитию племенного дела, семеноводства, реорганизации крупных с/х и снабженческо-сбытовых предприятий, землеустройству и экономической оценке земель. С российской стороны в них принимают участие федеральные и региональные органы управления, крестьянские формирования, научные учреждения, предприятия, государственно-кооперативные и частные производственные и коммерческие структуры. Работы ведутся в Москве, в Московской, Тульской, Самарской, Ленинградской, Владимирской, Омской, Тюменской, Костромской, Ростовской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия и других регионах.
В сельхозпредприятиях германских федеральных земель Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Саксония, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония и других в 1997 г. прошли стажировку в течение от 3 до 6 месяцев 320 российских практикантов из фермерских и кооперативных хозяйств, студентов и преподавателей с/х вузов, молодых специалистов государственных с/х учреждений.
О правовых основах купли-продажи земли. Базовую правовую основу отношений, связанных с куплей-продажей земли в Германии, образуют германская Конституция и Германское гражданское уложение (кодекс), принятое 18 августа 1896 г.
Конституция закрепляет и гарантирует право частной собственности (ст. 14, п.1). Одновременно допускается возможность ограничений этого права в интересах общего блага (ст. 14, п.3) и фиксируется обязательственный характер собственности (ст. 14, п.2).
ГГУ формулирует понятие содержания собственности, в том числе земельной, и регулирует отношения по ее приобретению, в том числе посредством купли-продажи. Система построения ГГУ такова, что соответствующие нормы разнесены по разным его разделам. В главном и коротко они сводятся к следующему.
Земля отнесена к объектам вещного права, классифицирована как недвижимость и идентифицирована с понятием «земельный участок» . Определены его существенные составные части, которыми считаются вещи, прочно соединенные с землей, прежде всего строения, растения на корню, высаженные в почву семена, а также права собственности на данный участок (§§ 93-96, 946 ГГУ).
Составные части в принципе не могут быть предметом отдельного юридического регулирования. Они разделяют правовой статус самого земельного участка. Особый случай образуют квартиры, процедура закрепления которых в собственность регулируется специальным законом (Wohnungseigentumsgesetz) от марта 1951г.
Право собственности на земельный участок распространяется на его недра и воздушное пространство над ним. Вместе с тем собственник не может препятствовать воздействиям на такой высоте или глубине, где кончается его реальный интерес (§ 905 ГГУ).
Купля-продажа земли происходит в рамках общего порядка перенесения прав собственности на недвижимость. Этот порядок гласит, что для перенесения права собственности необходимо, во-первых, согласие между отчуждателем и приобретателем о перенесении такого права, и, во-вторых, внесение нового собственника в поземельную книгу (§ 873 ГГУ).
Для признания действительности согласия между отчуждателем и приобретателем предусмотрена особая процедура. Оно оформляется отдельным документом, который должен быть нотариально удостоверен (Auflassung). Этот документ предъявляется в компетентную инстанцию (таковой считается нотариус). Предъявление производится публично: в момент его реализации необходимо обязательное одновременное присутствие сторон или уполномоченных или представителей (§ 925 ГГУ).
Согласие о перенесении права собственности на землю не может носить условный характер или ограничиваться по сроку действия (§ 925 ГГУ). Однако допускается и часто имеет место на практике, что в момент предъявления соответствующего документа нотариусу стороны уполномочивают последнего дать ему ход только при наступлении определенного состояния, например – в случае купли-продажи – при подтверждении уплаты покупной цены.
Конкретно при купле-продаже земли документ о согласии на перенесение права собственности на нее принимается компетентной инстанцией к рассмотрению лишь тогда, когда одновременно с ним стороны предъявляют готовый договор купли-продажи (Grundstuckskaufvertrag). Этот договор требует особой формы: он должен быть совершен письменно и заранее нотариально удостоверен (§313 ГГУ). Берется также налог (Grunderwerbsteuer) в размере 2% от покупной цены. Он уплачивается совместно продавцом и покупателем. Порядок взимания налога подробно изложен в специальном законе (Grunderwerbsteuergesetz) от 17 февраля 1982 г. При выполнении всех вышеуказанных условий купля-продажа считается состоявшейся.
Как уже было сказано, право собственности на землю реально не может возникнуть или прекратиться до момента регистрации факта перенесения этого права в поземельной книге (§ 873 ГГУ). Такая регистрация (запись) и закрепляет землю за ее новым собственником. Все вопросы, связанные с регистрацией, подробно регулируются специальным Уложением о поземельных книгах (Grundbuchordnung) от 24 марта 1897 г. В соответствии с ним поземельные книги ведутся т.н. поземельными ведомствами (Grundbuchamt), действующими при судах первой инстанции (Amtsgericht). Сделанная в книге запись считается истинной до внесения в нее исправлений.
Система поземельной записи обеспечивает высокую степень прозрачности и гласности сделок с землей в Германии и тем самым препятствует возможным злоупотреблениям. Имеются также правовые нормы, ограничивающие свободу купли-продажи земли. Они приняты в целях предотвращения распродажи с/х и лесных угодий, а также для сохранения и улучшения структуры земледелия и лесоводства.
Предписания общего характера на этот счет изложены в Конституции (ст. 14, пп.2,3) и ГГУ (§§ 903, 906), а конкретные урегулирования – в Законе о мерах по улучшению аграрной структуры и сохранению сельскохозяйственных и лесных угодий от 28 июля 1961 г. Смысл данного закона – разрешительный порядок купли-продажи земли, занятой соответствующими угодьями, а также заболоченных участков и пустошей, которые могут быть введены в сельскохозяйственный или лесной оборот. В основу закона положен принцип запрета купли-продажи или отягощения ее рядом условий, вступающих в силу, если сделка ведет к нерациональному или экономически необоснованному переделу земли. Оговорены и случаи, в которых разрешение не требуется, прежде всего – при продаже земли государству.
Принятие соответствующих решений отнесено к компетенции федеральных земель. В каждой из них за необходимую процедуру отвечает своя инстанция. Как правило, это – земельное министерство сельского хозяйства, или, при его отсутствии, схожее по задачам ведомство. Решение может быть оспорено в судебном порядке.
Помимо купли-продажи способом перенесения права собственности на землю в Германии является его переход в порядке общего правопреемства (по праву наследования) с внесением соответствующего исправления в поземельную книгу.
Германское право допускает также закрепление земельной собственности за государством путем ее изъятия. Это может происходить исключительно в целях общего блага и только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размер возмещения (ст. 14, п.3 Конституции). Примером такого самостоятельного юридического акта является Закон от 8 февраля 1998 г. о распространении на земельные участки, находящиеся в полосе отчуждения бывшей германо-германской границы, положений германского Закона о неурегулированных имущественных вопросах. Названные участки объявлены по закону собственностью государства, хотя и с возможностью выкупа в течение ближайших 6-ти месяцев ряда угодий их прежними собственниками после уплаты 25% современной продажной цены (при нежелании выкупать дается компенсация).
Отдельные положения о возможности изъятий земли государством в целях общего блага содержатся в большом числе германских законов, среди которых можно упомянуть Строительный кодекс 1986 г., Федеральный закон о путях сообщения 1953 г., законодательные акты о прокладке дорог, об охране памятников культуры, о сохранении природных объектов и т.п.
Кроме того, в германском праве допускается возможность присвоения в собственность бесхозной земли. Это позволено только государству (§§ 928,958 ГГУ).
В силу принятой в ФРГ системы поземельной записи приобретение права собственности на землю по давности исключено: собственником земельного участка является тот, кто на данный момент занесен в поземельную книгу. Вместе с тем есть положение, согласно которому запись, просуществовавшая в книге 30 лет, уже не может быть оспорена. Это положение распространяется и на тот случай, когда внесенный в свое время в книгу отчуждатель земли на деле не был ее собственником, а приобретатель действовал недобросовестно. В случае коллизии преимущество признается за правом, ранее занесенным в поземельную книгу.