1. Понятие государственной территории
2. Понятие государственных границ
3. Правовой режим полярных пространств
8. Международные проливы и международные каналы
10. Воздушное и космическое пространство
Список используемой литературы
Введение
В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. По основным видам правового режима все территории подразделяются на три типа:
1) Государственная территория.
2) Территория с международным режимом
3) Территории со смешанным режимом.
Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства. Принадлежность государству определенной территории и верховенство на этой территории являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего, открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих полномочий определяется международным правом.
Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике. Так, по Договору об Антарктике 1959 года Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальному присвоению и открыто для исследования и использования всеми государствами.
1. Понятие государственной территории
Под государственной территорией в международном праве понимается та часть земного шара, включая сушу, воды и лежащее над ними воздушное пространство, в пределах государственной границы, которые находятся под суверенитетом определенного государства.
Эта территория является пределом, над которым осуществляется территориальное верховенство данного государства.
Следовательно, в состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Сухопутное пространство может состоять из сухопутного массива (земного континента или его части), а также из ряда сухопутных массивов, разделенных между собой территорией другого или других государств. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству и расположенные в открытом море острова.
Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся:
1) Морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря.
2) Воды портов.
3) Воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.
Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.
Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. Правовой режим воздушного пространства государства устанавливается данным государством. Однако, государства на взаимных началах и по взаимному согласию берут на себя международные обязательства о полетах на их территорию и через их территорию иностранных воздушных судов. Эти обязательства составляют предмет регулирования международного воздушного права.
2. Понятие государственных границ
Сухопутные пространства разделяются между государствами границами. Граница определяет, где кончаются владения одного государства и начинаются владения другого государства. Государственные границы - это линии, устанавливающие пределы сухопутной и водной территории государства. Границы на суше бывают четырех видов: геометрические, астрономические, орографические и комбинированные. Орографическая граница ("орос" по грече-ски значит местность) - это такая граница, которая проведена с учетом рельефа, особенностей данной местности, по природным рубежам. От нее отличается граница геометрическая, т.е. граница, проведенная по определенной линии между двумя точками, невзирая на реки, горы и т.п. Но и при проведении этой линии руководствуются известными правилами, например, граница не должна резать дом пополам, отделять колодец от дома. Однако до сих пор в качестве исторического курьеза существует в Женеве, на границе между Швейцарией и Францией, кафе, часть которого находится во Франции, а часть в Швейцарии.
Наиболее редким видом границы является астрономическая граница, граница по меридиану, по долготе и широте. По этому принципу установлена граница между Северной и Южной Кореей (по 38-й параллели). Астрономическая граница является геометрической границей, но установить ее более трудно, потому что для определения точного меридиана требуются сложные измерения. Эта граница применяется сравнительно редко.
Когда границей между государствами считается гора или река, то какое место - реки и горы - надо принимать за линию границы? Если речь идет о горе, причем просто сказано, что границей является гора такая-то, то надо брать не вершину горы, а линию водораздела на данной горе, т.е. линию, откуда берут начало ключи и родники, так как иначе одна из сторон может остаться без источников снабжения водой. Если граница идет по реке, то тут имеет значение, какая это река - судоходная или несудоходная. На несудоходной реке границей будет медиана, т.е. математическая середина реки. На реке же судоходной и сплавной границей считается линия фарватера, т.е. место, по которому ходят суда. Иначе, если провести границу по медиане, а линия фарватера будет справа или слева, то одно из государств будет лишено возможности использовать реку для своих судов.
Проведение границы связано с двумя операциями, которые обозначаются техническими терминами: делимитация и демаркация. Делимитация - это нанесение границы на карте. Собирается соответствующая конференция или комиссия, члены которой договариваются между собой и вычерчивают будущую границу на карте. Демаркация-это перенос границы с карты на место. Обычно составляется паритетная комиссия из представителей обеих сторон, которые, выезжают на место и топографически отмечают границу. Иногда возникает надобность в редемаркации, т.е. в повторении демаркации. Это бывает, когда в результате влияния времени или по злому умыслу пограничные столбы оказываются уничтоженными.
Заинтересованные государства часто заключают соглашения о дополнительных мероприятиях в целях обеспечения неприкосновенности своих границ. Это, прежде всего, нейтрализация и демилитаризация пограничных районов. Нейтрализация границы означает, что данный район в случае войны не должен быть театром военных действий. Демилитаризация границ означает уничтожение всякого рода военных сооружений и запрещение содержания вооруженных сил в данном районе. Иногда эти два момента совпадают, иногда нет. Примером нейтрализации могут служить острова Корфу, Наксос, нейтрализованные в 60-х годах XIX века, Додеканесы в 1947 году, пограничный район между Францией и Италией, между Францией и Швейцарией.
3. Правовой режим полярных пространств
Арктика - это северная полярная область, охватывающая Северный Ледовитый океан и прилегающие к нему части материков, а также многочисленные острова и архипелаги.
Вся территория Арктики разбита на так называемые полярные секторы. Пространство каждого из них ограничено определенными координатами, согласно которым основанием полярного сектора является побережье прилегающего государства, вершиной полярного сектора является северный полюс, а боковыми гранями - меридианы от северного полюса до восточной и западной границы государства.
В течение XIX века пять государств - Россия, Норвегия, Дания, Канада и США заявили о своих правах на соответствующие полярные секторы Арктики, и в настоящее время вся Арктика поделена на полярные секторы, находящиеся в ведении этих пяти государств.
На каждый такой полярный сектор распространяется суверенитет государства, владеющего сектором, что составляет основу правового режима полярных секторов.
Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена и другими. Граница Антарктики проходит в пределах 48-60 градусов южной широты. Особое положение этого района объясняется тем, что в начале XX века ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Чили, Франция и Норвегия) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основываясь на тех основаниях, что большая часть Антарктики была открыта русскими мореплавателями в 20-х годах XIX века - Лазаревым, Беллинсгаузеном и др. Поэтому с точки зрения исторической СССР может претендовать на эту территорию, хотя русских поселений там и не было. Англичане особенно активно занимались внедрением в этот район. Они не ставили вопрос теоретически - что такое Антарктида и кому она принадлежит, а издавали постепенно указы о том, что в административном отношении такие-то антарктические земли управляются генерал-губернатором Новой Зеландии, такие-то - генерал-губернатором Австралии, т.е. фактически приписывали территории Южного полюса к ближайшим своим доминионам. Затем к Южному полюсу начали проявлять интерес США, потом Норвегия, которая посылала туда свои суда на китобойный промысел. Наконец, южноамериканские республики, например Аргентина и Чили, также проявили интерес к антарктическим районам. Итак, ряд государств претендовал на Антарктику по различным основаниям, и, таким образом, стала очевидной необходимость специальной международной договоренности для решения этой проблемы.
В мае 1958 года США предложили созвать конференцию 12 государств, принимавших участие в научных исследованиях в Антарктике по международному геофизическому году для рассмотрения вопросов правового режима Антарктики. К участию в конференции был приглашен и Советский Союз, который активно участвовал в научных исследованиях в Антарктике в период Международного геофизического года. Такая конференция по вопросам Антарктики состоялась в Вашингтоне 15 октября 1959 года, и в ней приняло участие 12 государств: СССР, США, Англия, Франция, Австралия, Аргентина, Бельгия, Новая Зеландия, Норвегия, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония.1 декабря 1959 года конференция приняла договор об Антарктике, основные положения которого следующие:
1) договор устанавливает возможность использования Антарктики только в мирных целях (ст.1);
2) договор устанавливает принципы свободы научных исследований в Антарктике для всех государств (ст.2);
3) договор оставляет открытым вопрос о государственной принадлежности Антарктики (ст.4);
4) участие в договоре не означает ни отказа государств от ранее заявленных ими прав или претензий, ни признание этих претензий теми государствами, которые их ранее не признавали;
5) споры по толкованию и применению договора решаются мирным путем, с передачей этих споров с согласия сторон на рассмотрение Международного суда ООН;
6) договор носит открытый характер. Все государства могут присоединяться к этому договору. В настоящее время участниками данного договора являются более 40 государств.
7) договор является бессрочным. В него могут вноситься поправки и изменения с согласия сторон.
Таким образом, этот договор основан на трех положениях:
1) свобода научных исследований в Антарктике;
2) использование Антарктики только в мирных целях;
3) непризнание территориальных претензий за каким-либо государством.
4. Внутренние воды
В состав государства, кроме сухопутной территории, входят внутренние воды - реки, озера, моря, все побережье которых полностью находится под суверенитетом данного государства. Что касается морских заливов, то считается, что, хотя их берега находятся в руках одного государства, они, если вход в них превышает расстояние в 10 миль, должны признаваться частью открытого моря, т.е. доступными для плавания всех государств.
Как общее правило, во внутренних водах иностранным судам плавание не разрешается. Коммерческое (торговое) мореплавание в них является правом только прибрежного флота. В равной мере это относится и каботажному плаванию, т.е. плаванию между портами одного и того же государства. Малый каботаж-плавание между портами данного государства внутри одного моря, большой каботаж-плавание из портов одного моря в свои же порты другого моря, например, из Черного моря в Балтийское. Такое плавание является правом только данного государства. Если государства и дают иностранным судам разрешение на каботажное плавание в своих водах, то только в порядке особой льготы.
5. Открытые моря
Под открытым морем понимаются все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.
Считается, что в мирное время все открытые моря и океаны или такие моря, которые непосредственно сообщаются с океанами, как например Средиземное море, открыты для пользования всех государств. Это выражается в юридической формуле, согласно которой в открытом море действует "закон флага". Это значит, что никакое государство не может контролировать никакое судно, находящееся в открытом море под чужим флагом. Оно может контролировать только судно, плавающее под флагом того же государства. Ни одно государство не может задержать хотя бы на короткий срок в открытом море в мирное время судно, плавающее под чужим флагом. Поэтому говорят, что каждый корабль в открытом море - это кусок плавающей территории государства. Но из этого правила имеются исключения.
В порядке исторической последовательности самым старым исключением является борьба с пиратством. Сравнительно еще не так давно были моря, в которых часто имели место пиратские нападения морских разбойников на торговые купеческие корабли. Учитывая общую опасность пиратства в открытом море, все государства признавали тезис, который юридически выражается так: пиратское судно не имеет флага. Если это пиратский корабль, то под каким бы флагом он ни плавал, любое государство может с ним бороться. Исходя из принципа самообороны против пиратов, любое судно может отвести пиратский корабль в свой порт и судить его там по своим законам. Ни одно государство не должно выступать в роли его защитника с того момента, как будет признано, что поведение данного корабля является пиратским. По средневековому правилу пиратов рекомендовалось без соблюдения всех форм суда немедленно вешать на мачте. Теперь, если попадается пиратское судно, его приводят в ближайший порт, и там дело в отношении указанного судна рассматривается в обычном судебном порядке, как любое уголовное дело.
Подобным же образом надлежит обходиться с судами, уличенными в работорговле, как это вытекает из Женевской конвенции 1956 года.
Второй случай ограничения свободы морей - это продолжение преследования иностранного суда за какое-либо правонарушение. Если какое-нибудь государство начало преследовать тот или иной иностранный корабль у своих берегов, т.е. в своем порту или в своих территориальных водах, но этот корабль затем ушел от преследования в открытое море, то такое преследование может продолжаться и в открытом море до тех пор, пока корабль не зайдет в чужой порт. Только непрерывное преследование, начатое в своих водах, может законно продолжаться в открытом море. С того же момента, как судно зашло в порт другого государства, оно становится недоступным для преследующего.
6. Территориальные воды
Территориальные воды-это та часть водного пространства, которая прилегает к побережью. Эти воды находятся под суверенитетом прибрежного государства. Каждое государство устанавливает определенную полосу территориальных вод, где оно считает себя хозяином. Как далеко распространяется эта полоса береговых вод в море? Исторически это очень изменчивая полоса. В XIII веке одни говорили, что власть государства определяется линией горизонта, видимого с берега, т.е. примерно 12-20 миль от берега. Другие предлагали взять за критерий определения прибрежной полосы дальнобойность орудия. Есть известный афоризм, что власть государства кончается там, где кончается сила оружия. Но все это были очень неточные критерии, потому что дальнобойность орудия с течением времени менялась.
Вопрос о ширине территориальных вод был регламентирован Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В соответствии с Конвенцией ООН каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных на основе этой Конвенции. В Российской Федерации принята береговая полоса в 12 морских миль. Какое же практическое и юридическое значение имеют эти береговые воды? Право каботажного плавания принадлежит прибрежному государству. Затем у него есть право таможенного надзора за торговыми судами иностранного флага, право охраны своей военной безопасности. Право санитарного надзора предусматривает обязанность требовать, чтобы корабль встал в карантин в случае, если он пришел из зараженной местности. Таможенный надзор предусматривает право требовать, чтобы судно шло для досмотра на определенную, таможню. Иностранные суда могут заходить только в такой порт, в котором есть таможенный надзор. В отношении охраны военной безопасности государство имеет право требовать от иностранных судов, чтобы они не подходили к определенным укрепленным военным зонам ближе, чем на установленное расстояние, не производили бы у берегов промеров, военных учений и т.д.
За последние 30 лет особое значение приобрел вопрос о континентальном шельфе. В 1953 году американский конгресс принял закон, объявивший, что право собственности на береговой шельф в США принадлежит прибрежным штатам, т.е. тем самым американским штатам, продолжением побережья которых является данный шельф. Почему об этом встал вопрос? Потому что геологические исследования показали, что на дне океана расположено много нефтеносных залежей. Вслед за США 19 государств (в том числе Мексика, Аргентина, Пакистан, Израиль и др.) издали тоже распоряжения о том, что они объявляют шельф своей собственностью. Некоторые из них не указывали пределов шельфа, а другие называли цифру в 200 морских миль. Однако после того, как другие государства стали распоряжаться своим шельфом, когда, например, Сальвадор объявил свои права на шельф в пределах 200 миль, США вручили ноту протеста. На этой же почве возник конфликт между США и Англией. Этот вопрос в настоящее время регулируется Женевской конвенцией 1958 года "О континентальном шельфе", которая признала суверенные права прибрежного государства в пределах континентального шельфа в целях разведки и разработки его естественных богатств.
Под континентальным шельфом понимается материковая отмель, примыкающая к берегу, простирающаяся за пределами территориальных вод до глубины 200 метров, при условии, что возможна разработка естественных богатств этой материковой отмели.
7. Закрытые моря
Принцип свободы мореплавания в открытом море со всеми вытекающими из него правовыми последствиями не распространяется на закрытые моря. Под закрытыми морями понимаются: а) водные пространства, полностью окруженные сухопутной территорией двух или нескольких государств и б) водные пространства, берега которых принадлежат ограниченному числу государств и соединения которых с открытым морем имеют значение морских путей, ведущих лишь к берегам указанного ограниченного числа прибрежных государств.
К закрытым морям первого типа относится Каспийское море, берега которого принадлежат пяти государствам-Российской Федерации, Азербайджану, Казахстану, Туркменистану и Ирану. По Каспийскому морю разрешается плавание только судам указанных государств.
Примером закрытого моря второго типа является Черное море. Действующая конвенция 1936 года о режиме черноморских проливов установила ограничения для входа в Черное море военных судов нечерноморских держав, тогда как для правового режима открытого моря характерно отсутствие ограничений подобного рода.
К закрытым морям следует отнести также Балтийское море.
8. Международные проливы и международные каналы
Морские пространства земного шара соединяются, как правило, между собой проливами и искусственными каналами. Режим каждого пути определяется в зависимости от его положения в системе морских путей и значения для международного мореплавания.
Режим проливов. С точки зрения правового положения необходимо различать следующие три вида проливов:
1. Проливы, соединяющие два моря, одно из которых является внутренним морем прибрежного к проливам государства. Режим таких проливов полностью совпадает с режимом внутренних вод прибрежного государства. К таким проливам относится Керченский пролив, соединяющий внутреннее Азовское море с Черным морем.
2. Проливы, соединяющие открытые моря и имеющие значение мировых водных путей. Такие проливы свободны для прохода по ним торговых и военных судов всех стран. . К такого рода проливам относятся Гибралтарский и Магелланов проливы.
3. Проливы, ведущие в закрытые моря. В этих проливах не может быть стеснена свобода прохода любых судов, принадлежащих странам, расположенным на берегах закрытых морей. Но плавание судов стран, не имеющих территориальных владений на берегах такого рода морей, может быть ограничено в интересах безопасности прибрежных государств только свободой торгового судоходства.
К такого рода проливам следует отнести Балтийские и Черноморские проливы. В настоящее время режимы этих проливов определены международными соглашениями.
Режим каналов. С точки зрения правового положения каналы делятся на национальные и международные.
Режим национальных каналов регламентируется исключительно законами и правилами прибрежного государства. К национальным каналам относится Беломорско-Балтийский канал, режим которого соответствует режиму внутренних водных путей России.
Режим морских каналов, имеющих крупное значение для международного мореплавания, так называемых международных каналов, определяется в договорном порядке. К международным каналам относятся Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.
9. Международные реки
Международными реками называются такие, которые имеют судоходное соединение с морем, пересекают или отделяют территорию двух или нескольких государств и открыты с согласия прибрежных государств для торгового судоходства всех стран. К международным рекам относятся Рейн, Дунай и Амазонка.
Отдельные части международной реки входят в состав государственной территории соответствующего прибрежного государства и находятся под его суверенитетом.
Принцип свободы судоходства по международным рекам получил юридическое оформление в XIX веке. Так, Парижский мирный договор 1814 году объявил свободу судоходства по Рейну.
Основные правила судоходства по международным рекам были установлены Венским конгрессом в 1815 г. и в основном сводились к следующему:
1) прибрежным государствам, за которыми сохраняется территориальное верховенство над соответствующей частью реки, принадлежит право регулирования с их общего согласия судоходства по реке;
2) в мирное время свобода перевозки на судах товаров для торговли признается за всеми (не только прибрежными) странами;
3) прибрежные государства заботятся о поддержании реки в судоходном состоянии и взимают сборы в размере, необходимом для осуществления работ по обеспечению судоходства.
10. Воздушное и космическое пространство
Вопрос о воздушном пространстве встал в конце XVIII века, когда Монгольфье, занимавшийся проблемой воздухоплавания, обратился к Екатерине II с просьбой разрешить воздушные полеты в России. В ответ на это "просвещенная" Екатерина написала, что "У нас в России никто подобной "аэроманией" не занимается", и полетов не разрешила.
В начале XX века происходит первый международный конгресс юристов, посвященный вопросам воздушного пространства. Здесь столкнулись разные точки зрения. Одни говорили, что воздух свободен, что в низшем слое, как и береговые воды, он находится под контролем прилегающего государства, а выше начинается открытый для всех воздух. На это возражали, что если в открытом море что-либо происходит, то это касается только тех, с кем это происходит. Если же в воздухе случится катастрофа, то потерпевшие аварию и сам самолет полетят на землю, от чего пострадают жители Земли. Поэтому утверждали, что воздух должен иметь гораздо большую протяженность от земли, чем море. Таким образом, шла борьба этих двух точек зрения. Одна из них отражала интересы государств, владеющих мощной авиацией и стремившихся расчистить дорогу через чужое воздушное пространство для своей авиации. Те же государства, которые имели небольшую авиацию, стояли на точке зрения защиты своего воздушного пространства, чтобы возможно меньше допустить в него чужие самолеты.
Возникли трудности и правового характера по вопросу, распространяется ли суверенитет государства на его воздушное пространство или нет? Если распространяется, то ограничен ли каким-либо пределом? Эти споры тянулись вплоть до первой мировой войны. С началом войны вопрос был разрешен в смысле признания суверенитета каждого государства над своим воздушным пространством. Все государства установили запреты полетов над своей территорией. Таким образом, в 1914 году победила точка зрения, согласно которой воздух подвластен тому государству, над территорией которого он находится. В 1919 году была созвана Парижская конференция для разработки вопросов международного воздушного режима. Первая статья Конвенции 1919 года гласила, что каждое государство имеет право воздушного суверенитета над своим пространством. А следующие статьи признавали за всеми участниками настоящей конвенции право свободного полета над их воздушным пространством. На практике получилось, что государства сохранили за собой право на свое воздушное пространство и очень неохотно открывали свои воздушные двери для других государств.
На смену Конвенции 1919 года пришло Чикагское соглашение 1944 года. Это соглашение еще больше защищает интересы крупных воздушных держав, т.е. принцип равных возможностей и открытых дверей. Каждое договаривающееся государство имеет право пользоваться аэродромами другого государства, летать над его территорией и т.д.
Имеются международные органы, которые регулируют вопросы, связанные с воздушным транспортом. Таких, органов несколько. Самый старый из них - Международная комиссия воздушного передвижения, которая должна была регулировать вопросы воздушного сообщения, возникающие между участниками соглашения 1919 года.
Следующим международным органом является Интернациональная комиссия технических и юридических экспертов по воздухоплаванию. Это консультативный международный орган, куда государства-участники назначают экспертов по вопросам международного воздушного права. Решения его не обязательны, он дает только консультации соответствующим правительствам.
Затем имеются Международное бюро воздушно-транспортных компаний и Федерация авиационных учреждений, созданная для регулирования и оформления всех достижений авиации в международном масштабе и объединяющая все национальные аэроклубы.
воздушное пространство включает в себя пространство, являющееся интегральной частью государственной территории (национальное воздушное пространство) и пространство за пределами государственной территории, то есть воздушное пространство, правовой статус и режим которого определяются международным правом, - это часть негосударственной (международной) территории.
Космическое пространство, расположенное в юридическом и физическом смысле за пределами воздушного пространства, не приспособлено для жизни и деятельности человека, кроме как внутри запускаемых в космос специальных аппаратов или устройств. поэтому с началом космической деятельности его юридический статус сложился как статус негосударственной (международной) территории.15 марта 1958 года Советское правительство выступило с предложением, которое содержит следующие положения:
1) запрещение использования космического Пространства в военных целях и запуск ракет в космическое пространство государствами производить только в соответствии с согласованной международной программой;
2) установление в рамках ООН соответствующего международного контроля за осуществлением принятых обязательств;
3) создание органа ООН по международному сотрудничеству в области изучения космического пространства, который служил бы мировым центром по исследованию космоса.
В декабре 1959 года XIV сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о создании Комитета из представителей 24 государств для:
1) изучения практических мер международного сотрудничества в этой области;
2) организации взаимного обмена и распространения сведений по исследованию космического пространства.
В 1967 году был заключен Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, подписанный более 100 государствами. Этот договор является началом правовой регламентации космического пространства.
Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами, которые не должны распространять на них свой суверенитет или захватывать их путем оккупации или иными способами.
Действия государств в космическом пространстве ограничены общими принципами и нормами международного права. Согласно пункту 4 статьи 2 Устава ООН государствам запрещено применение вооруженной силы против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, следовательно, на основании этого положения использование космического пространства государствами в военных целях также недопустимо и противоправно.
Заключение
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государства. Верховенство государства означает, что власть данного государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории.
Согласно современному международному праву, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и, соответственно, природных ресурсов.
Государственная территория, в частности земля с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена.
Высшие органы государственной власти и управления, выступающие в международных отношениях от имени своего государства, имеют полномочия на распоряжение территорией в международных отношениях. Эти полномочия законны лишь тогда, когда они соответствуют конституционным установлениям страны. Осуществление же этих полномочий в международных отношениях правомерно лишь в том случае, если оно соответствует основным принципам и нормам международного права.
Пределы государственной территории как части земного пространства определяются ее границами, разделяющими территории соседних государств или отделяющими государственную территорию от негосударственной. Их прохождение должно быть соответствующим образом установлено и признано в международном праве.
Список используемой литературы
Левин Д.Б. Наука международного права в России в конце XIX и в начале XX в.М., 1982.
Корбут Л.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек: история и современность. М. 1987.
Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях: некоторые вопросы теории. Киев, 1991.
Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М. 1989.
Жуков Г.П. Космос и мир.М. 1985.
Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. -М., 2000.