Содержание
Введение
Раздел 1. История российско-иранских отношений
Глава 1. Краткий экскурс в историю российско-иранских отношений
Глава 2. Роль Астраханского региона для российско-иранских отношений в историческом аспекте
Раздел 2. Роль Астраханского региона в русско-иранских отношениях на современном этапе.
Глава 1. Генеральное консульство Исламской республики Иран в г. Астрахань
Глава 2. Роль Астраханского региона в социально-культурном сотрудничестве двух стран
Глава 3. Роль Астраханского региона в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран
Заключение
Библиографические источники
Введение
В современном мире стратегическое партнерство держав, таких крупных и столь близких друг к другу географически, каковыми являются сегодня Иран и Россия, играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности с целью создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства. Также оно имеет целью ограничить влияние других крупных политических блоков, географически более удаленных, но преследующих свои собственные интересы в данном регионе (особенно если эти интересы не согласуются с интересами двух сотрудничающих государств). На сегодняшний день именно в этом заключаются предпосылки для развития российско-иранского стратегического партнерства.
Объектом приведенного исследования являются предпосылки, история и перспектива развития стратегического, экономического сотрудничества Исламской Республики Иран и Астраханской области, как субъекта Российской Федерации формирующий базис для формирования вышеуказанных критериев сотрудничества.
Степень научной разработанности приведенной тематики, как в области российско-иранских отношений, так и роли Астраханского региона в ней, невысока. Неактуальность приведенной тематики в научной среде обосновывается:
внешне - политической ситуацией вокруг Ирана;
отсутствием масштабного делового сотрудничества между политической элитой двух государств, отсутствие нормативно – правовой базы для устойчивых экономических отношений, что ограничивает интерес бизнесменов обеих стран в инвестициях;
отсутствием идеологического сходства построения правовых систем государств, в связи с чем, Иран зачастую рассматривается учеными как государство с исламской правовой системой, живущей по законам Шариата, а не как политический, экономический и энергетический партнер и субъект, что тщетно.
В отечественной научной литературе неизмеримо полнее исследованы более ранние этапы российско-иранских отношений, их объективные факторы и исторические предпосылки, особенности же и закономерности развития этих отношений в современную эпоху, т.е. в конце XX - начале XXI вв;. проанализированы в самых общих чертах.
Также необходимо подчеркнуть, что в связи с четкой и узкой формулировкой региона, роль которого необходимо отобразить для отношений двух стран, в ходе исследования широко использовались газетные статьи, а также интернет статьи с официальных сайтов органов государственной власти субъекта, официального сайта астраханского региона, сайты официальных представительств Исламской Республики Иран и т.п., полученная информация подвергалась анализу и по мере необходимости была использована, с целью отображения результатов произведенного исследования.
Целью проведенного исследования являются:
представить роль Астраханского региона в Российско-Иранских отношениях;
отобразить перспективы сотрудничества двух стран, повлияющие на развитие Астраханского региона;
На основании составленных целей были поставлены задачи, выполнение которых необходимо для полного и глубокого исследования представленной тематики:
изучение, отображение истории российско-иранских отношений;
отображение степени, положительных и отрицательных черт, сложившихся отношений между Ираном и Астраханской областью;
установление наличия, анализ монографий, статей в периодических изданиях, журналистских статей, интернет ресурсов по приведенной тематике.
Раздел 1. История российско-иранских отношений
Глава 1. Краткий экскурс в историю российско-иранских отношений
Политические отношения русского государства и Ирана имеют многовековую историю, о чем свидетельствуют дошедшие до нас материально-культурные и исторические источники, в частности записки иностранцев бывших в России и Иране, посольские дела и т.п.
Наиболее распространенной формой политических взаимоотношений государств был обмен посольствами. По письменным источникам, отправка послов прослеживается со времен Киевской Руси. Следует, в частности, отметить попытки Российского государства и Ирана на протяжении XVI-XVII вв. заключить союз, направленный против Турции, а также Персидский поход Петра I (1722), формально совершавшийся с целью помочь правящей династии в Иране справиться с внутренними мятежами, на самом же деле – укрепить российские позиции в регионе. Начало XIX в. характеризуется обострением Восточного вопроса, связанным уже с борьбой за сферы влияния и рынки сбыта европейских держав, и значительным ухудшением российско-иранских отношений. Не последнюю роль в обострении российско-иранских отношений сыграла политика Великобритании и Франции.1
Результатом ухудшения отношений стали две русско-иранские войны 1804–1813 и 1826–1828 гг. В этой связи нельзя не согласиться с петербургским историком Ирана И. В. Базиленко, отмечавшим, что «первые три десятилетия XIX в. занимают печальное первое место в отношениях между россиянами и иранцами в сравнении со всем предыдущем периодом достоверной истории».1
Впоследствии, однако, был относительно краткий период союзнических отношений двух государств, когда Иран своими двумя походами на Герат (1838 и 1856 гг.) отвлекал внимание Великобритании от продвижения в Среднюю Азию, где уже постепенно начала утверждать свое влияние Россия. Однако русско-иранские войны и последующее уже в конце XIX-начале ХХ в. экономическое закабаление Ирана Великобританией и Россией значительно подорвало авторитет и престиж России в глазах иранского населения. Ситуация стала исправляться лишь после Октябрьской революции 1917 г. в России, способствовавшее, в известной степени, освобождению Ирана от империалистического гнета.
Согласно советско-иранскому равноправному договору от 26 февраля 1921 г. Советская Россия отказывалась от всей собственности, принадлежавшей в Иране царской России. Вместе с тем 6-я статья договора предусматривала возможность ввода советских войск в Иран для недопущения использования Ирана прочими государствами как военной базы для выступлений против России. Соглашение предусматривало также общее равноправное использование вод Каспия для двух государств, подтвержденное впоследствии торговым договором о мореходстве 25 марта 1940 года. В дальнейшем продолжало развиваться экономическое сотрудничество Ирана и СССР.
СССР оказал Ирану большую помощь в проведении индустриализации, также в период кризиса 1929–1933 гг. (когда торговые отношения Ирана и России развивались на бартерной основе). Но не без давления Великобритании, правящие круги Ирана и шах новой династии Пехлеви препятствовали расширению торгово-экономического сотрудничества с СССР.
В конце 30-х годов наблюдалось значительное усиление позиций Германии в Иране. В планы фашистской Германии входило использование территории Ирана в качестве базы для экспансии против СССР и английских владений на Ближнем Востоке и в Индии. В то же время имел место рост антисоветских настроений в руководстве иранской армии, где говорили о возможности реванша в советском Закавказье. В результате с целью недопущения использования Германией территории Ирана туда одновременно, в сентябре 1941 г. были введены английские и советские войска. На основе договоренности Ирана, Англии и СССР Иран предоставлял свою территорию для транзитных перевозок стран Антигитлеровской коалиции. Однако рост влияния Советского Союза в Иране, его авторитета среди населения Ирана вызвали беспокойство правящих кругов и окружения шаха и толкнули их на тесное сотрудничество с Западом, теперь уже прежде всего с США.1
Прозападный курс страны особенно четко определился после присоединения Ирана к Багдадскому пакту в 1955 г, куда вошли также Ирак, Великобритания, Турция и Пакистан, а также и США после военного соглашения Ирана и США от 1959 г. Соглашение, не смотря на это СССР на основе соглашения 13 января 1966 г. оказал Ирану существенную помощь в строительстве металлургического и машиностроительного заводов, прокладке газопровода.
После революции 1979 г. и провозглашения Ирана Исламской Республикой, несмотря на разрыв отношений с США, СССР продолжал считаться врагом Ирана, только уже не в военном, а в идеологическом плане. Однако отношения республиканского Ирана и Советского Союза официально не прерывались. Широко распространено мнение, что улучшение российско-иранских отношений началось лишь после распада СССР. Однако ряд фактов свидетельствует, что это не вполне соответствует действительности. Надо заметить, что с самого начала руководство ИРИ и в частности руководитель республики аятолла Рухолла Мусави Хомейни, несмотря на широкую пропаганду идей «экспорта» исламской революции, проявляли достаточно прагматизма в отношениях с внешним миром, в том числе с СССР. К примеру, даже в первые годы существования ИРИ призывы экспортировать исламскую революцию в советские центрально-азиатские республики были очень редки, а если и имели место, то в очень мягкой форме, в отличие от обращений к мусульманам арабских государств.
Также необходимо освежить в памяти знаменитое письмо аятоллы Хомейни М.С. Горбачеву от 11 января 1986 г. Сам по себе факт обращения Р.М. Хомейни с письмом к руководителю СССР можно истолковать как стремление тогдашнего руководства Исламской республики обозначить пути для возможного улучшения отношений и начала диалога. 1
Глава 2. Роль Астраханского региона для российско-иранских отношений в историческом аспекте
Значение Астрахани в установлении и развитии российско-иранских отношений рассматривается с различной глубиной исследования, в контексте общегосударственных задач. В период, когда Вожско-Каспийский путь на Восток был основным, Астрахани уделялось существенное, а в отдельные периоды первостепенное внимание в осуществлении связей с Ираном. Город был также важнейшим стратегическим пунктом для распространения российского влияния в регионе. 2
Первое упоминание о поистине взаимовыгодном сотрудничестве между двумя государствами появились 17 веке и основанием для такого сотрудничества стал необходимый на тот момент Российскому государству флот на Каспийском море. В связи с этим, в 1634 г. Голштинская Торговая Компания заключила договор с Россией о разрешении торговли с Персией на 10 лет. Для охраны своей торговли ей разрешалось построить 10 кораблей для плавания и по Волге, и по Каспию. В июне 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый корабль «Фридрих». Строил его корабельный мастер Кородес с помощью русских плотников. Корабль был длиною в 120 футов, имел три мачты, плоское дно и 24 весла. Одновременно была построена и морская шлюпка. На этом корабле голштинский посол А. Олеарий отправился из Нижнего Новгорода к Астрахани, а затем должен был отправиться в Иран. Корабль, приспособленный и для речного, и для морского плавания, выйдя в Каспийское море, вскоре погиб у берегов Дагестана, не выдержав бури. В 1640 г., уступая просьбам русского купечества, правительство России нашло предлог разорвать договор с компанией и строительство кораблей было прекращено.
Также в рамках данной главы необходимо рассказать об исторических казусах. В Астрахани произошел случай приведший к ухудшению отношений между Ираном и Россией. Бывая неоднократно в Московском государстве, Булат-Бек (посол Ирана на тот момент) не мог не знать, что ловчие птицы являлись заповедным товаром и для вывоза их в Иран требовалось специальное разрешение Посольского приказа. Булат-Бек же, решив выслужиться перед шахом, страстным любителем охоты с ловчими птицами самовольно купил на базаре ястреба. Астраханский воевода А.Д. Хованский, узнав об этом расторг сделку, а продавца посадил в тюрьму. Однако данного инцидента было достаточно для того, чтобы по приезде в Иран Булат-Бек доложил шаху о плохом обращении русских с членами посольства, о том, что их в Астрахани обворовали, что не замедлило сказаться на русско-иранских отношения. 1 После этого в 1625г. правительство издало указ, чтобы для приезжих купцов из Ирана были отведены специальные места для продажи товаров – Гостиные-торговые дворы. Астраханскми воеводам было наказано хорошо устраивать купцов и послов из Ирана, чтобы они впредь в Астрахань торговать ездили.
Обострение внутриполитической ситуации в Иране и экспансионистские устремления Туции в Закавказье заставили обратить пристальное внимание в первую очередь на эти регионы. Начало военному проникновению России положили русские экспедиции и посольства в первой четверти XVIII в., которые наметили важное направление внешней политики России в течение всего последующего периода.
Одновременно с экспедицией князя Черкасского Россия приступила к изучению вопроса о возможности налаживания торговых связей с Индией через Иран. В 1715 г. в Иран было направлено посольство А.П. Волынского, которому поручалось разведать, «каким способом в тех краях купечество российских подданных размножить и нельзя ли чрез Персию учинить купечество в Индию». Кроме того, Волынский должен был добиться заключения русско-персидского торгового договора и учреждения русских консульств в Иране.
Иран и подвластные ему территории Северного Кавказа, Афганистана и Западного Прикаспия в большом количестве поставляли на внешний рынок шелк-сырец, хлопок, ткани, драгоценные металлы, камни, фрукты и другие товары. Самым ценным предметом иранского экспорта являлся шелк-сырец, и лишь незначительная часть этого «шелкового потока» поступала в Россию через Астрахань. Поэтому неудивительно, что в инструкциях Волынскому этому вопросу отводилось особое место. На переговорах он должен был убедить шаха перенести торговлю шелком из Турции в Россию. Тем самым Петр надеялся перехватить колоссальные доходы от шелковой торговли у Османской империи и западноевропейских компаний. Успешное решение данной задачи явилось бы важным шагом на пути практической реализации планов Петра по превращению России в главную транзитную артерию европейско-азиатской торговли по линии Балтийское море-Волга -Каспийское море. Техническое воплощение этого проекта стало осуществляться еще в 1703 г., когда начались работы по строительству Вышневолоцкого канала, соединившего Балтийское море с Каспийским. В 1709 г. по каналу было открыто движение.1
Заключенный А.П. Волынским в 1717 г. русско-иранский торговый договор, по которому русские купцы могли закупать шелк в неограниченном количестве, не мог быть использован в полном объеме ввиду обострения внутриполитического положения в Иране на рубеже 20-х гг. XVIII в., которым воспользовалась Турция и сумела реально укрепить там свои позиции.
Внешнеполитическая линия Российского государства по отношению к Передней Азии в целом, и Ирану, в частности, предусматривала сохранение здесь государственного суверенитета для создания противовеса Турции. Нарушение политического равновесия в пользу Порты резко ухудшало стратегическую ситуацию для России на ее юго-восточных рубежах. В инструкции русскому послу в Иране С. Аврамову Петр указывал, что «турки не оставят всей Персией завладеть, что нам противно, и не желаем не только им, но и себе оною владеть». Однако политическая ситуация вынуждала русское правительство ввести свои войска в западные районы Ирана. При этом подчеркивалось, что «мы только по морю лежащие земли отберем, ибо турок тут допустить не можем».2
Таким образом, действия России имели четкую антитурецкую направленность и осуществлялись по просьбе Ирана. Накануне похода Петр заверил наследника иранского престола, что русские войска очистят Иран от «всех неприятелей и утвердят постоянное владение персидское».
Анализируя все вышеперечисленное можно сделать вывод, что астраханский регион в период правления Петра I был плацдармом, при помощи которого царь разрешал большинство проблем регионального масштаба, Астрахань стала своеобразным ситуационным центром для принятия и размышления стратегии развития отношений с соседними странами, а также ужесточения политики в отношении Турции. Свою роль также сыграл Персидский поход императора Петра I 1722–23 гг., в ходе которого он сам дважды посетил Астрахань, сделав ее базой для похода и учредив перед отъездом Каспийскую флотилию России.
Необходимо отметить роль Астрахани в торгово-экономических отношениях с Ираном, примеры чего были представлены выше, в связи с наличием которых и было отмечено сотрудничество на высшем уровне двух государств. Ситуация сложилась так, что первыми были налажены торгово-экономические отношения, которые, в свою очередь, и привели за собой как факт формирование и совершенствование внешнеполитических отношений между двумя странами.
В 19 веке один из сподвижников российского императора Петра I Артемий Волынский был назначен губернатором Астрахани в качестве награды за удачное выполнение поручения в Персии - он был послом в этом государстве в 1818 году и сумел за это время склонить шаха Гуссейна на сторону России и заключил с ними торговый договор на выгодных условиях.
В 1879г. после длительных переговоров было открыто консульство России в Реште, а в 1813 г. консульство Ирана в Астрахани. В Иране проживали и работали многие астраханцы, а Астрахань имела значительное иранское население.
Далее, в связи с ухудшением (между 1931 и 1937 гг.) отношений между СССР и Ираном, все более ориентировавшемся на западные страны, консульство в г. Астрахани было закрыто, а иранские подданные депортированы на родину (хотя отдельные их потомки от межэтнических браков остались). В тесном общении жителей противоположных берегов Каспия наступил вынужденный перерыв в семь десятилетий.
Иноземные гости смогли посетить нашу область только после 1991 года. А осенью 1994 года астраханская делегация под предводительством ныне покойного губернатора области Анатолия Гужвина сама отправляется в Иран налаживать контакты. История поменяла роли действующих лиц: теперь астраханцы торили дорогу к своим восточным соседям.
Исторически сложилось так, что в годы советской власти государство в основном направляло инвестиции на развитие портов в Азербайджане, Казахстане. Такая недальновидная политика привела к тому, что к 1991 году Россия фактически оказалась у разбитого корыта, не имея на Каспии ни обустроенных морских портов, ни флота, который после приобретения независимости растащили по национальным квартирам бывшие советские республики. Именно они обслуживают сегодня свыше 80% всех грузов (большей частью российских), перемещающихся в Прикаспийском регионе. Прямой ущерб России от этого очевиден. Более того, возникает угроза стратегическим интересам нашего государства, между тем как Каспийское море объявляют зоной своих жизненных интересов государства, расположенные за тысячи километров от его побережья.1
Раздел 2. Роль Астраханского региона в русско-иранских отношениях на современном этапе.
Глава 1. Генеральное консульство Исламской республики Иран в г. Астрахань
Уже с конца XVI в. Астрахань начинает поддерживать тесные контакты со своими ближайшими соседями по Каспийскому морю - Восточными государствами. Учитывая выгодное положение Астраханской области, стоящей на пересечении торговых путей, купцы из Индии, Турции и Закавказья, а также Персии стремились в Астрахань. А с XVII в нашем городе начали появляться гостиные дворы персов.
В конце 1991 года в Прикаспийском регионе образовались новые суверенные государства. Астраханская область вновь стала южным форпостом России на границе Европы и Азии, что создало благоприятные условия для динамичного развития здесь регионального транспортного комплекса, его интеграции в международную транспортную систему. Очевидно, что без мощного торгового и культурного центра на Каспии невозможно решить задачу усиления влияния России в этом стратегически важном для нашего государства регионе, которую Президент РФ Владимир Путин, выступая на Совете безопасности РФ в конце апреля, назвал одной из приоритетных для нашей страны.
К началу наступившего века благодаря комплексной поступательной работе обеих сторон отношения Астраханской области и Исламской Республики Иран выходят далеко за рамки торговли, инициируются гуманитарные контакты, проводятся регулярные культурные и спортивные мероприятия. В 2001 году, окончательно признав особый статус Астраханской области среди российских регионов и осознав необходимость дальнейшей активизации и структуризации астраханско-иранского сотрудничества, на межгосударственном уровне принимается обоюдное решение об открытии Генерального консульства Исламской Республики Иран в городе Астрахани. С началом функционирования этого консульского учреждения взаимодействие Астраханской области и Ирана выходит на качественно новый уровень.1
Открытие любым государством консульства, в субъекте, не обладающем статусом столичного для страны, в котором консульство подразумевается открыть – само по себе означает наличие в данном регионе большого количества граждан государства, открывающего консульство, что означает широкую развитость социально – культурных отношений в указанном регионе между двумя государствами (пример таковых будет приведен в следующей главе), наличие большого количества этнических групп, представляющих данное государство, понимание государством проблем своих граждан за рубежом, а также это безусловно способ упростить дорогу туризму в свою страну.
На сегодняшний день консульство возглавляет г-н Аббас Нури Латиф. На торжестве по случаю десятилетия установления астрахано - иранского партнерства, ему первому был вручен специально учрежденный в честь памятной даты знак.
Основными функциями Генерального консульства являются:
содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей;
выдача виз для посещения И.Р.Иран;
защита интересов граждан Ирана в Астрахани.2
Глава 2. Роль Астраханского региона в социально-культурном сотрудничестве двух стран
В 2001 году становится очевидным, что интенсивные межрегиональные и внешнеэкономические связи на иранском направлении влекут за собой растущую потребность в специалистах, владеющих персидским языком. В связи с этим совместными усилиями правительства Астраханской области и Генерального консульства Ирана в Астрахани открывается отделение персидского языка и иранистики на базе Астраханского государственного университета. Впоследствии начали функционировать курсы по изучению персидского языка на базе Астраханского государственного технического университета.
Также в рамках данной главы необходимо отметить непосредственное развитие отношений между двумя государствами в области образования, в частности, астраханские студенты, заняли призовые места на всероссийской олимпиаде по персидскому языку и литературе и на третьей спортивной универсиаде Прикаспийских государств в Реште. В последнем соревновании астраханцам не было равных - они завоевали самое большое количество наград, среди которых 37 золотых медалей.
Обретая новые качества участника международных отношений будучи субъектом Российской Федерации, с упрочением деловых и культурных связей в Прикаспии, Астраханская область заключила договоры о сотрудничестве с Гиляном, Мазандараном, Горганом и Гюлистаном в Иране. Прошел обмен делегациями, идет совместная разработка взаимовыгодных проектов. Сюда стремятся и вновь обосновываются персы, гилянцы, мазандаранцы и представители др. этносов. Начала работать, с центром в Астрахани «Ассоциация прикаспийских университетов». Здесь в сентябре 2000 г. прошла первая студенческая спортивная универсиада.
Между АГУ и университетами северных провинций Ирана в 2002-2003 годах были установлены прямые связи, в результате которых реализуются программы обмена студентами и преподавателями. Успехи астраханских студентов были высоко оценены в Иране. Министерство наук и технологий ИРИ выделило АГУ с 2007 года две ежегодные стипендии правительства Исламской Республики Иран для обучения в магистратуре либо аспирантуре Тегеранского университета.1
На сегодняшний день Астраханская область занимает особое место в межрегиональном гуманитарном взаимодействии Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Астраханские университеты пользуются заслуженным авторитетом среди российских вузов, которые во многом следуют именно астраханскому опыту в развитии отношений с Ираном. В культурной сфере осуществляются регулярные совместные мероприятия. Одно из последних – Дни культуры Ирана в Астрахани, которые прошли в октябре 2009 года. Программой недели было предусмотрено проведение ряда культурологических встреч с участием представителей Генерального консульства Исламской Республики Иран в городе Астрахани, мастер-класса специалиста по каллиграфии и творческий вечер с участием иранских художников.2
После одного из официальных визитов Генерального консула Исламской Республики Иран в г. Астрахани господина Мейгуни в Астраханскую областную научную библиотеку имени Н. К. Крупской и переговоров с ее директором Л. В. Коленко, в дар библиотеке было передано 66 экземпляров книг на персидском, арабском и английском языках. Среди подаренных книг большая Исламская энциклопедия, 16 экземпляров которой на выпущено арабском языке и только 6 –на персидском, а также Сафихат Имама Хомейни – по 22 экземпляра на персидском и английском языках.3
Глава 3.Роль Астраханского региона в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран
17 лет назад Астраханская область установила свои первые в истории современной России контакты с Исламской Республикой Иран, что создало условия для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества, и постепенно Исламская Республика Иран становится основным внешнеэкономическим партнером региона среди государств дальнего зарубежья. В Астраханскую область активно приходит иранский бизнес, открываются представительства таких крупных иранских компаний, как “Ирсотр”, “ХазарШиппинг”, принося с собой существенные инвестиции в экономику региона.1
Торгово-экономическое сотрудничество всегда остается основой любых межрегиональных связей, которые за последние десять лет благодаря активной совместной работе отношения между Астраханской областью и Исламской Республикой Иран перешли в формат стабильного роста на взаимовыгодной основе. Количество предприятий с иранским капиталом на территории региона продолжает неуклонно увеличиваться, стимулируя приток инвестиций в экономику области и увеличение рабочих мест для местного населения. Стабильность и уверенный рост торгово-экономических отношений создают почву для реализации целого ряда совместных проектов в сфере транспорта, судоходства, сельского хозяйства, образования и науки.
2009 год, несмотря на всю свою неоднозначность с экономической точки зрения, показал, что налаженный за долгие годы механизм продуктивного взаимодействия может выдержать любые кризисные испытания. В 2009 году доля Ирана во внешнеторговом обороте Астраханской области продолжила неуклонно расти.
С целью активизации астраханско-иранского сотрудничества в 2009 году был организован ряд двусторонних визитов как на уровне органов власти, так и деловых кругов. Был подписан протокол, в котором определены основные направления дальнейшего сотрудничества в области автомобилестроения, транспорта, сельского хозяйства, торговли, строительства, медицины и т.д. С целью реализации достигнутых договоренностей в феврале того же года была создана рабочая группа по развитию экономического и гуманитарного сотрудничества с Исламской Республикой Иран.
Среди обсуждаемых проектов в рамках двусторонних визитов, реализация которых продолжится в 2010 году, можно выделить создание в Астраханской области совместных производств по переработке сельхозпродукции, розливу соков, упаковке чая, фасовке сухофруктов; иранские инвестиции в развитие портовой инфраструктуры региона; ремонт иранских судов на судоремонтных предприятиях области; организацию авиасообщения между Астраханью и Ираном; открытие в Астрахани Иранского торгового дома, а также представительства Астраханской области в городе Реште (провинция Гилян); обмен специалистами в области медицины, науки и образования, сотрудничество в сфере спорта и туризма. Среди основных достижений на иранском направлении - организация стыковочного рейса по маршруту Астрахань-Баку-Тегеран-Баку-Астрахань, который позволил активизировать астраханско-иранские деловые и туристические контакты. 1
Особо следует отметить, что, несмотря на сложную экономическую обстановку в мире в целом, иранский бизнес по-прежнему весьма активно инвестирует средства в экономику нашего региона. На сегодняшний день в Астраханской области зарегистрировано более 130 иранских предприятий. Все это свидетельствует о том, что Исламская Республика Иран является одним из основных партнеров Астраханской области.
В 2008 году грузооборот через астраханские порты на международных направлениях составил свыше 3,5 млн тонн грузов, 95% из них приходится на иранское направление. На встречах в Энзели и в Амирабаде обсуждались вопросы по созданию совместного астраханско-иранского предприятия, которое будет играть роль единого оператора международного транспортного коридора “Север-Юг”. Это позволит значительно увеличить транспортные потоки по Каспию.
Во время встреч в северных иранских провинциях также обсуждались возможности поставок сельскохозяйственной продукции, открытия торгового дома Ирана в Астраханской области, цехов по производству чая.1
Знакомство с предприятиями, посещение выставок показало: в Иране эффективно развивается не только сельское хозяйство, но и промышленность. Посещение предприятий показало, что в Иране успешно производят бытовую технику, газовые и дизельные котлы, одежду, оборудование для строительной отрасли и т.д. Это даёт дополнительные возможности для увеличения товарооборота и транзита грузов. А неповторимая природа Ирана, его история и культура, экологически чистые места на берегу Каспия – прекрасный повод развивать познавательный туризм, открывать летние образовательные лагеря для студентов и школьников Ирана и Астраханской области. Опыт такого обмена между вузами Астрахани, Гиляна и Мазандарана уже имеется.
Одним из главных направлений сотрудничества как двух наших стран, так и международных проектов, может стать создание транспортных сетей, соединяющих не только Иран и Россию, страны региона, но и Европу с Юго-Восточной Азией. В создании комплексной инфраструктурной сети, включающей все виды транспорта и средства связи, заинтересовано мировое хозяйство, которое с началом функционирования этих сетей будет заинтересовано в их безопасности - военной, технологической, экономической, экологической. Весьма перспективными для являются программы ЭСКАТО, в том числе проекты, касающиеся развития инфраструктуры наземного транспорта. Программы по созданию, строительству и модернизации транспортных сетей Евразии разрабатываются с учетом постепенного подключения к ним Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС). С 1997г. начала работать специальная программа СПЕКА, разработанная ЭСКАТО и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК). Особенно актуальным для России и Ирана являются проекты по реализации маршрута 5- Хельсинки-Москва-Рязань-Волгоград-Астрахань-Теджен-Бафк-Бендер-Аббас. Активизация деятельности России и Ирана даже только в разработке перспективных для каждой из стран и всего региона в целом проектов может быть стимулом для увеличения инвестиционных вложений международных организаций, для более органичного вхождения наших стран в региональное экономическое пространство. Перспективность в этом отношении вовлечения в проекты и использования Волжского пути и Волжского направления является очевидной, так же как и участие Татарстана в реализации Соглашения о транспортном коридоре "Север-Юг", подписанном в сентябре 2000г. Россией, Ираном и Индией на П-й международной конференции по транспорту в Санкт-Петербурге. Потенциально привлекателен и сам иранский транспортный рынок. Показательна в этом отношении активность польской компании "Караван". Привлекательность экономического потенциала Ирана для расширения экономических связей с ним определяется не только его значительными природными богатствами, выгодным географическим положением, которое дает основание определять его как "доминантную ось" в Азии, но и состоянием его экономики. Восстановлена динамика роста ВВП последнего десятилетия, замедлившаяся в 1998г.- начале 1999г. в результате падения цен на нефть (до самого низкого за последние 20 лет уровня). В конце 1998-начале 1999г. ситуация в Иране характеризовалась как кризисная.1
Заключение
20 мая 2010 г. исполнилось 90 лет со дня обмена нотами о взаимном признании между РСФСР и Ираном. За эти десятилетия обе наши страны прошли трудный, насыщенный трагическими событиями путь, сложными неровными были и двусторонние отношения между ними.
Уровень и насыщенность политического диалога и взаимодействия являются естественными в условиях, когда политиков обеих стран объединяет общее видение многих основных параметров современной обстановки в мире. Все более тесно наши страны взаимодействуют в сфере международной безопасности и по другим проблемам глобального характера. И Россия, и Иран не приемлют попыток навязать миру монополярность, выступая за примат международного права против использования силы в международных отношениях в обход устава ООН.
В представленных результатах исследования были изложены лишь наиболее общие черты российско-иранских отношений, что объясняется форматом произведенного исследования, взятого в рамки курсовой работы, а также тематикой исследования, т.к. в качестве непосредственного объекта были избраны не российско-иранские отношения как таковые, а роль Астраханского региона, в качестве субъекта Российской Федерации, участвующего в международных отношениях, и представляющего Российскую Федерацию в отношениях с Исламской Республикой Иран.
В ходе проведенного исследования были представлены различные аспекты, в частности краткий исторический обзор российско-иранских отношений за всю историю таковых, роль Астраханского региона в отношения двух стран в истории, его уровни, формы взаимодействия, роль Астраханского региона в российско-иранских отношения на современном этапе на социально-культурном, торгово-экономическом уровнях, были показаны наличие и значение генерального консульства Исламской Республики Иран в г. Астрахани.
В ходе произведенного исследования поставленные задачи были выполнены, а цели достигнуты.
Библиографические источники
Дипломатический вестник. М., декабрь 1999. С. 13-15.
Дурманова Н.М., «Российско-иранские отношения» // Вестник Астраханского государственного технического университет. Сборник научных трудов. Гуманитарные науки /Астрахань; Изд. АГТУ, 1998г., С. 8
Бехаиты в Исламской Республике Иран. СБ “Иран” № 3 (242). М., 1986.- С. 12
Иран: сб. статей, - Наука// М., 1992г., С. 12
И. Торопицын, «Астрахань и Иран – Сотрудничество На Пороге Совершеннолетия» газета Волга: №45
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов.- М. Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 2004г.С. 146
Никонова Н.М., «К истории русско-иранских отношений» // Вестник Астраханского государственного технического университет. Сборник научных трудов. Гуманитарные науки /Астрахань; Изд. АГТУ, 1998г., С. 5
Агаев С.Л. Иран: внешняя политика и проблемы независимости – М.; Наука, 1996. С. 67
«Третий взгляд». Новости, репортажи и комментарии из иранской прессы. Посольство Исламской Республики Иран в Москве. Пресс отдел № 68 (ноябрь). М., 1999. С.14
По данным сайта http://www.astrakhan.ru/
По данным сайта http://cci.marketcenter.ru/content/file.asp?r=18191
По данным сайта http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews
По данным сайта http://www.volgaru.ru/
По данным сайта http://viperson.ru/
1 Дурманова Н.М., «Российско – иранские отношения» // Вестник Астраханского государственного технического университет. Сборник научных трудов. Гуманитарные науки /Астрахань; Изд. АГТУ, 1998г., С. 8
1 Бехаиты в Исламской Республике Иран. СБ “Иран” № 3 (242). М., 1986.- С. 12
1 Иран: сб. статей, - Наука// М., 1992г., С. 12
1 Современный Иран: Справочник – М., Наука 1997, С.87
2 Агаев С.Л. Иран: внешняя политика и проблемы независимости – М.; Наука, 1996. С. 67
1 Никонова Н.М., «К истории русско - иранских отношений» // Вестник Астраханского государственного технического университет. Сборник научных трудов. Гуманитарные науки /Астрахань; Изд. АГТУ, 1998г., С. 5
1 Дурманова Н.М., «Российско – иранские отношения» // Вестник Астраханского государственного технического университет. Сборник научных трудов. Гуманитарные науки /Астрахань; Изд. АГТУ, 1998г., С. 9
2 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 2004г.С. 146
1 .«Третий взгляд». Новости, репортажи и комментарии из иранской прессы. Посольство Исламской Республики Иран в Москве. Пресс отдел № 68 (ноябрь). М., 1999. С.14
1 И. Торопицын, «Астрахань И Иран – Сотрудничество На Пороге Совершеннолетия» газета Волга: №45
2 По данным сайта http://cci.marketcenter.ru/content/file.asp?r=18191
1 По данным сайта http://www.volgaru.ru/
2 По данным сайта http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews
3 По данным сайта http://www.astrakhan.ru/
1 По данным сайта http://www.astrakhan.ru/
1 Дипломатический вестник. М., декабрь 1999. С. 13-15.
1 И. Торопицын, «Астрахань И Иран – Сотрудничество На Пороге Совершеннолетия» газета Волга: №45
1 По данным сайта http://viperson.ru/