в зарубежных странах
Содержание
1. Финансовые методы внешнеторговой политики государства
2. Опыт зарубежных государств в области стимулирования экспорта
3. Перспективы развития российского экспортного потенциала
Список использованной литературы
Введение
Внешнеторговая политика является элементом национальной экономической политики страны. Ее объектом выступает обмен продуктами производственной деятельности (товарами и услугами) между отдельными государствами. Выделяют два конкурирующих друг с другом направления внешнеторговой политики - политику свободной торговли и политику протекционизма.
Международная практика свидетельствует, что обе тенденции - и либерализация (свобода торговли), и протекционизм - являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия.
Политика свободной торговли - это отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, но при этом государство заключает договоры с другими странами с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики.
Положительные стороны:
дает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить максимальные выгоды из международного разделения труда и международного товарного обмена;
страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты;
дает преимущество более сильным в экономическом плане странам или более сильным отраслям.
1. Финансовые методы внешнеторговой политики государства
По мере снижения ставок таможенных пошлин и связанного с этим падения фискальных таможенных доходов государство стремится использовать иные источники для пополнения своих финансовых поступлений. В их числе так называемые паратарифные меры. Это платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или определенную величину на единицу товара). В отличие от таможенных пошлин паратарифные меры воздействуют на импорт косвенным образом. Не являясь предметом международного регулирования, они находятся целиком в компетенции национальных органов власти, подчас даже местных. Паратарифным мерам свойственна фискальная функция. К паратарифным мерам относятся:
внутренние (уравнительные) налоги и сборы - это налоги и сборы, которые эквиваленты косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта. Сюда входят прежде всего косвенные налоги, которые включают в цену товара: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажу (налог с оборота), налог на потребление;
налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу; это платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем они не имеют внутреннего аналога. Они предназначены для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей, и имеют целевой характер. В их число входят: сборы в связи с таможенным оформлением грузов (налог на таможенную очистку товаров), гербовый сбор, статистический сбор, консульский сбор и др.;
таможенные доплаты в виде дополнительных налогов, добавочных пошлин, вводимых с целью пополнения бюджета или защиты национального производства. Они включают скользящие импортные налоги (сборы), призванные поддерживать на постоянном уровне внутренние цены, а также компенсационные сборы, которые покрывают (компенсируют) разницу между мировыми и внутренними ценами на сельскохозяйственные товары.
В состав нетарифных ограничений входят также методы регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств. Они содержат элементы валютного рынка, отношения экспортеров и импортеров с банками, систему национального и межгосударственного валютного регулирования, включая мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте, цену валюты для них, а также условия платежа. Их протекционистский эффект состоит в возможности увеличения стоимости импорта. В эту категорию нетарифных ограничений входят меры валютного регулирования, субсидии и финансовые льготы и требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импортных налогов.
Для борьбы с конкурирующими иностранными товарами широко применяются валютные методы регулирования импорта. Они оказывают серьезное воздействие на цены товаров, объем и структуру товарооборота и его географическое распределение.
2. Опыт зарубежных государств в области стимулирования экспорта
Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире. Тем не менее, можно выделить ряд важных черт в их политике, которые привели к положительным результатам в росте их экспорта и совершенствовании его структуры.
Ряд стран стимулировали свой экспорт на основе проводимой государством промышленной политики, предварительно определив наиболее перспективные с их точки зрения производства и товары. Это, как правило, было характерно для стран с непоследовательными рыночными преобразованиями.
В ряде случаев такая политика давала положительные результаты, особенно когда речь шла о развитии нетрадиционного экспорта или экспорта современных технически сложных изделий, требующих значительных капиталовложений для организации производства и продвижения на мировые рынки. В этом случае финансовая поддержка государства, его усилия по мобилизации частного капитала, создании инфраструктуры и т.д. имели большое значение и обеспечивали совершенствование экспортной структуры в относительно короткие сроки. Наиболее показательным примером такого рода политики может служить Южная Корея.
Однако, политика стимулирования отдельных производств содержит в себе высокую степень риска. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, напрямую зависит эффективность экспортного стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).
Негативным следствием такого рода политики может явиться и отставание отраслей и производств, работающих на внутренний рынок. Так, та же Южная Корея вышла на мировые рынки с цветными телевизорами раньше, чем такое производство было создано для обслуживания внутреннего рынка.
Другие страны полагались в большей степени на рыночные механизмы (как макро-, так и микроэкономического характера). При этом некоторые страны, например, большинство экспортоориентированных государств из числа НИС (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Другие государства, напротив, наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров использовали и специальные меры по стимулированию экспорта.
Как правило, развитие экспорта увязывалось с либерализацией внешней торговли. Только отдельные страны были вынуждены прибегать к жесткому ограничению импорта в целях решения проблем платежного и торгового балансов (например, Южная Корея в 80-е годы). Но это, скорее, исключение из общего правила. Следует отметить, что либерализация импорта может способствовать ухудшению торгового и платежного балансов страны. Для предотвращения подобных негативных последствий страны использовали в едином пакете другие инструменты макроэкономического регулирования, такие, как валютный курс, налоговая реформа, иностранные кредиты и помощь.
Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.
Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.
Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.
В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального или сравнительно низкого курса валюты, которое может быть дополнено мерами собственно развития экспорта.
Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).
А. Стимулирование экспортного производства
Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.
Методы стимулирования:
налоговые льготы;
субсидии;
гарантирование частных вложений;
льготные кредиты;
предоставление грантов;
помощь в решении инфраструктурных вопросов;
стимулирование прямых иностранных инвестиций.
Организационные формы:
создание специальных государственных фондов;
мобилизация ресурсов частных институтов;
создание специальных учреждений, центров в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.
Б. Стимулирование собственно экспорта
Методы стимулирования:
Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.
Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).
Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.
Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разнообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).
Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.
Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.
Использование реального или заниженного курса национальной валюты в целях стимулирования экспорта, как правило, наталкивается на большое сопротивление различных социально-экономических сил в стране. Это связано с тем, что она наносит ущерб производителям, ориентированным на внутренний рынок, среднему классу и ряду других участников экономического процесса.
3. Перспективы развития российского экспортного потенциала
Растущее противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее вступление России в ВТО ставят вопрос о том, в каких формах может осуществляться экспортное стимулирование, с тем чтобы оно не встречало жесткого противодействия на мировых рынках и не противоречило правилам данной международной организации.
Проблема повышения экспортного потенциала и связанного с ним уровня национальной конкурентоспособности в последнее десятилетие находится в центре внимания правительства большинства стран и общественных институтов.
В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики и последовательной интеграции национальных хозяйств в международный обмен товарами, услугами и факторами производства достигнутый уровень экспортного потенциала определяет перспективы дальнейшего экономического роста национальных экономик.
1. Особенно остро проблема формирования устойчивого экспортного потенциала стоит перед странами с переходной экономикой. Для России задача укрепления национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала во многом обусловлена активизацией переговорного процесса по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует детального сопоставления выгод внешнеэкономической либерализации с возможными негативными последствиями для отечественного производственного сектора во многом не готового к конъюнктуре внешнего рынка.
Структура и основные качественные параметры российского экспорта все в большей степени отрываются от основной тенденции развития международной торговли, заключающейся в неуклонном повышении в ней удельного веса обработанных изделий. В настоящее время Россия имеет наиболее высокие коэффициенты международной специализации (отношение доли товарной группы в российском экспорте к удельному весу соответствующих товаров в мировом экспорте) в топливно-сырьевой нише (5-6 по минеральному топливу, около 3 по металлам), тогда как в торговле химической продукцией соответствующий показатель уже значительно ниже (порядка 0,9). Значительное и растущее отставание России в развитии экспорта готовых изделий, в первую очередь машин и оборудования, наукоемкой продукции, а также прогрессивных видов услуг означает реальные и существенные потери для страны в процессе глобализации мировой экономики, создающем наиболее выгодные условия и дополнительные, в том числе ценовые преимущества для стран - поставщиков современных, инкорпорирующих новейшие научно-технические достижения товаров и услуг.
2. Современная российская экспортная практика основывается преимущественно не на принципе эффективности, а на стремлении продать товар (услугу) любой ценой, причем это распространяется и на готовые, технически сложные товары (услуги). Россия фактически добровольно передает часть национального дохода зарубежным странам, когда на экспорт поставляется продукция (услуги) низкой степени переработки (доводки, соответствия требованиям потребителей, готовности к использованию), а закупаются более качественные, полностью отвечающие запросам рынка и, следовательно, дорогостоящие иностранные товары (услуги).
Следствием чрезмерной концентрации национального экспорта на поставках сырья и материалов (на 5 основных товарных позиций, включая сырую нефть, нефтепродукты, природный газ, непереработанные алмазы и алюминий, в 2008 году приходилось 58% всех зарубежных поставок) является высокая "чувствительность" страны по отношению к изменениям мировой экономической и политической конъюнктуры.
Традиционно прочными и относительно стабильными являются позиции России на рынках топливно-сырьевых товаров и материалов. В частности, Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и проката черных металлов. В разрезе укрупненных товарных групп доля России в стоимостном общемировом итоге во второй половине 90-х годов составляла по минеральному топливу - 9-10%, удобрениям - 12-14%, черным и цветным металлам - 5-6%.
За исключение рынков сырья и материалов имеется крайне ограниченное число позиций, где значимость России как экспортера достаточно велика. Прежде всего, речь идет об оборонных и связанных с ними товарах и технологиях. Так, на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 10-11% мировых потребностей. Кроме вооружений и военной техники, Россия занимает традиционно прочное положение на рынке комплектного оборудования и строительства энергетических объектов за рубежом.
В подавляющем большинстве случаев позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий крайне слабы. Удельный вес отечественных машин, оборудования и транспортных средств в общем, объеме мирового экспорта машинотехнических изделий не превышает 0,4%, а его стоимостные показатели в настоящее время многократно уступают аналогичным величинам для новых индустриальных стран и практически несопоставимы с объемами поставок ведущих промышленно развитых государств. За вычетом поставок спецтехники, машин и оборудования в рамках техсодействия, а также кооперационных соглашений с СНГ объем российской машинотехнической продукции, реально конкурентоспособной на внешнем рынке, оценивается примерно в 2-3 млрд. долл. или около одной тысячной суммарного мирового экспорта соответствующих изделий. В последнее время, по оценке Всемирного банка, Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на сумму 2,5-3 млрд. долл. США, что составляет не более 0,3% всего объема международной торговли указанной продукцией.
Все более заметной причиной сокращения объемов и ухудшения условий сбыта российских товаров за рубежом становится растущая и подчас недобросовестная конкуренция поставщиков из стран СНГ (особенно по таким товарам, как топливо, металлы, химическая продукция).
В отношении отдельных страновых рынков наиболее активно процесс ослабления позиций России практически по всему товарному ассортименту происходит в торговле со странами Центральной и Восточной Европы (включая страны Балтии).
На страновых рынках минерального топлива Россия занимает во многих случаях доминирующие позиции, в том числе обеспечивает около 2/3 суммарного энергетического импорта стран Центрально-Восточной Европы и бывших союзных республик. В Западной Европе высокая зависимость от импорта отечественных энергоносителей сложилась в Финляндии (более 40% к итогу), Германии и Австрии (около 13%), Франции (10%) и ряде других стран.
На рынках металлов и драгкамней Россия имеет наиболее сильные позиции после минерального топлива, в том силе доминирует в бывших союзных республиках, на рынках ряда европейских и азиатских стран (около 30% в импорте Швеции, 20% в импорте Швейцарии и Ирана, 15% в импорте Венгрии). Россия также удерживает прочные позиции в импорте Финляндии, Японии и Вьетнаме (11-12%), Испании, Словении, Индии (7-8%), США, Германии, Словакии, Южной Кореи, Бразилии (5-6%) и ряда других стран.
На рынках химических товаров положение России можно считать доминирующим лишь в отношении бывших союзных республик. Существуют также рынки, где Россия выступает одним из важнейших поставщиков (например, Швеция - 12% соответствующей продукции в 2006г., Венгрия - 8%, Финляндия - 6%, Индия, КНР - по 4%).
Рынки древесины и целлюлозно-бумажных изделий находятся под значительным влиянием России, в том числе российские экспортеры доминируют в большинстве союзных республиках, Финляндии (около 30% всего импорта), Швеции (17%), Иране (свыше 20%). Одновременно Россия удерживает прочное положение на рынке Японии (10% импорта), Болгарии и КНР (по 9%), Венгрии и Индии (по 5%), Польши, Словакии и Южной Кореи (по 4%).
На рынках текстильных изделий Россия практически не присутствует за исключением бывших союзных республик, где она обеспечивает заметную долю импорта, а также Швеции (около 4% всего ввоза) и Финляндии (1,5%).
Россия слабо представлена на рынке машин, оборудования и транспортных средств, а также других готовых изделий. Прочные позиции в этой нише Россия занимает лишь в бывших союзных республиках, и еще на крайне ограниченном числе рынков отечественные поставки играют сравнительно важную роль: для Болгарии (7% всего импорта машин и оборудования), Швеции и Ирана (по 3%), Словакии, Чехии и Вьетнама (1-2%).
3. Основные меры национальной экспортной политики, направленной на поддержку экспортного потенциала производителей и стимулирование спроса на продукцию экспортеров должны заключаться в следующем:
дальнейшее расширение практики применения лизинговых технологий, обеспечивающей переоснащение основных фондов экспортеров современным оборудованием (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, энергомашиностроение);
поощрение процессов слияния и поглощения в среде основных экспортеров для повышения их экономической концентрации и конкурентоспособности на мировом рынке;
стимулирование роста услуг экспортеров по послепродажному обслуживанию и технической поддержке экспортируемой продукции (авиастроение, энергомашиностроение);
формирование механизма страхования экспортных операций на федеральном уровне (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, сельскохозяйственная продукция, энергомашиностроение);
совершенствование инструментов таможенно-тарифного регулирования, обеспечивающих конкурентные преимущества отечественным экспортерам на внешнем рынке (производство минеральных удобрений, сельскохозяйственная продукция, авиастроение, машиностроение).
4. Для изменения структуры российского экспорта путем стимулирования развития несырьевого сектора экспортоориентированных производств, увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью необходимы следующие меры государственной поддержки экспорта:
Финансовое содействие экспорту, в том числе:
предоставление государственных гарантийных обязательств под привлекаемые специализированными кредитными учреждениями ресурсы для обеспечения оборотными средствами ориентированных на экспорт производств и организаций;
государственное кредитование экспорта продукции высокой степени обработки (предоставление кредитов предприятиям и организациям для финансирования высокоэффективных, ориентированных на экспорт проектов и экспортных контрактов (в области авиастроения, энергетического машиностроения, сельхозпроизводства и др.), как непосредственное, так и через увеличение финансовых средств в распоряжении специализированного государственного кредитного учреждения (в т. ч. субсидирование процентных ставок коммерческих кредитов);
страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от коммерческих (банковских) и политических рисков, в том числе:
создание страховых резервов для обеспечения страхового возмещения в размере до 90%;
создание специализированной страховой организации, обеспечивающий страхование экспортных операций.
Участие в финансировании организационных и специальных мер стимулирования экспорта, в том числе:
создание и обслуживание системы внешнеторговой информации, в частности:
организация сети информационно-консультационных бюро (ИКБ);
разработка пакета информационно-консультационных услуг, предоставляемых российским экспортерам-производителям;
создание и WEB-представительства системы внешнеторговой информации;
создание государственного унитарного предприятия по управлению федеральной собственностью на транспорте;
обеспечение участия государства в управлении транспортно-экспедиторских компаний в сфере международных перевозок.
Заключение
Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных условиях. Стимулирование экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Политика стимулирования экспорта, как правило, является лишь фазой торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях. В развивающихся странах политика стимулирования экспорта осуществлялась на различных стадиях их индустриализации, что наложило глубокий отпечаток на формы и методы осуществления политики.
Стимулирование экспорта тесно связано с политикой в области импорта. Ряд мероприятий в области импортного регулирования может оказать прямое воздействие на цену и качество производимого на экспорт товара через снижение импортных пошлин, отмену количественных ограничений импорта.
Политика экспортного продвижения связана и промышленной политикой стран. Меры торговой политики по стимулированию экспорта включают в себя и меры по развитию национального, в том числе экспортного производства. В свою очередь, государство может целенаправленно воздействовать на развитие отдельных экспортных отраслей, производств, регионов.
Важным направлением стимулирования экспорта и экспортного производства является комплекс мер, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Политика привлечения ПИИ предусматривает создание специальных экспортных зон, поощрение экспорта через снижение налогов для экспортирующих предприятий с иностранными инвестициями или включение в качестве обязательного условия “экспортной" составляющей.
Список использованной литературы
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2005.
Внешнеэкономическая деятельность организаций Хабаровского края. Аналитическая записка. - Хабаровск, 2006.
Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 2004.
Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 2005.
Покровская В.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2006.
Прокушев В.И. Внешнеэкономическая деятельность. М.: ПРИОР, 2006.
Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат, 2006.
Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Омега - Л, 2006.