СОДЕРЖАНИЕ
Начало мирового валютно-финансового кризиса
Подход кредиторов к разрешению кризиса
Подход должников к разрешению кризиса
Эволюция финансовых ресурсов России
Список использованной литературы
Начало мирового валютно-финансового кризиса
Глобализация мировой экономики, как и ее составная часть- финансовая глобализация, содействовала ускорению темпов экономического роста, расширению научно-технического прогресса во всем мире.
В то же время в этом процессе немало противоречивого. Операции с бумагами и денежными суррогатами становятся общим правилом. За счет таких спекуляций с «легкими, как воздух» ценными бумагами в последние годы выросли огромные состояния, которые они оценивают триллионами долларов. Возникает «порочный круг замкнутого на себя развития». Международные перемещения капиталов усиливают «близорукость рынка». Речь идет как о предпочтении капитала краткосрочному функционированию, так и о весьма пестрой географии накопления. Капитал устремляется лишь к некоторым зонам мира, где складываются в какой-то момент особо благоприятные условия для наживы. Еще более важное значение имеет фактическая бесконтрольность значительной финансовой глобализации.
Все эти обстоятельства имели важное значение, как отмечали эксперты Организации Экономического Сотрудничества и Развития, для развития негативных тенденций в мировой экономике. По их мнению, началась «длительная ползучая экономическая депрессия».
Особенно четко эта мысль прозвучала в докладе экспертов базельского Банка международных расчетов 9 июня 1997 г. Авторы доклада выразили опасение о реальной угрозе ухудшения финансового положения мира. По их мнению, уже в это время кризисные процессы в разных формах охватили 2/3 стран из 181 члена МВФ. В основе кризисных явлений были глобальные денежные спекуляции, вышедшие из-под контроля. Такая ситуация означала начало всеобщего банковско-финансового кризиса. Течение кризиса имело волнообразный характер. Первый его этап можно отнести к 1994 г. (события в Мексике). Затем последовали кризисные потрясения в странах Юго-Восточной Азии и России, а также Японии, а через некоторое время – в Латинской Америке. И, наконец, в 2000 - 2002 гг. кризис подступил к США и странам Западной Европы. Вспышка, а потом ослабление одного очага приводили к нарастанию общих трудностей.
Буквально через несколько недель после опубликования доклада экспертов базельского Банка международных расчетов грянул кризис в виде стран Юго-Восточной Азии. Он начался спустя 2 года после мексиканского кризиса, который уже потряс основы глобализированной финансовой системы. Но в 1997 - 1998 гг. произошел более мощный и длительный кризис государств, обладавших определённой моделью развития, долгое время считавшийся образом эффектности. Кризис в странах Юго-Восточной Азии стал ярким свидетельством усиления неустойчивости всей валютно–финансовой системы мира.
Несмотря на чрезвычайные меры, принятые МВФ кризис постепенно расширялся и становился более глубоким. Как подчёркивала в это время газета «Моnde», «ключевые показатели мировой равновесия, как в плане геоэкономическом, так и в политическом, все более изменяются т.к. кризис в Юго-Восточной Азии затронул фактически наиболее развитые современные страны (примером может служить Южная Корея) и все более влияет на такие крупные державы, как США, Япония, КНР, и международные организации».
В настоящее время об этом ярко свидетельствуют трудности в экономике второй державы мира - Японии. В 90-е гг. XX - начале XXI в. резко сократились темпы развития японской экономики, упали курсы на Токийской бирже, разорился ряд крупных банкой и финансовых компаний.
Интенсивные спекуляции в конце 80-х - начале 90-х гг. привели к росту банковских кредитов. А это содействовало увеличению сомнительных долгов. По оценкам специалистов, общая сумма таких долгов составляет в настоящее время около 400 млрд. долл. Гигантские вложения японского правительства и Центрального банка Японии для решения проблем, связанных с платежами, пока мало сказались на реальном положении экономики.
Изменения в последнее время происходят и в США. Еще недавно глава ФРС А. Гринспен объявлял, что в стране началась «эпоха быстрого и непрерывного экономического роста без инфляции». Позднее он вынужден был признать, что его видение развития мира изменилось. «Перед лицом все более широкого мирового кризиса и тех последствий, которые он несет с собой для американской экономики», руководитель банковской сети США, по его словам, стал испытывать большое беспокойство.
Тревогу вызывает развитие американских фондовых бирж. Мы уже отмечали невиданный подъем их активности в 90-х гг. Но серия рекордов была прервана в апреле 2000г., когда курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже обрушился почти на 60%. Это было наибольшее в истории падение курса акций американских компаний после Великой депрессии. В целом за последние три года объем биржевых операций в Японии, Западной Европе существенно сократился.
Ухудшилось международное финансовое положение ряда стран Латинской Америки. Отток капитала из Бразилии одно время принял характер настоящего бегства.
Оазисом процветания в бушующем океане мирового валютно-финансового кризиса до самого последнего времени были страны Западной Европы. Трудности «азиатских тигров», ухудшение положения в Латинской Америке их мало затронули. Существует мнение, что они пытались использовать их для расширения своей международной экспансии. Но грандиозный финансово-экономический обвал в России, ставший в августе-сентябре 1998 г. важной составной частью мировых потрясений, оказал непосредственное влияние па западноевропейские страны, особенно на Германию как основного коммерческого партнера, инвестора и кредитора пашей страны. Заявления президента директории крупнейшей в Западной Европе промышленной и финансовой группы Royal Dutch Shell М. Муди-Стюарта были охарактеризованы в прессе как «сигнал тревоги группы Шелл». Обращаясь к акционерам, президент подчеркнул, что «общее состояние экономики в Западной Европе и мире ухудшается».
Показательны
сообщения из
Швейцарии,
цитадели
финансовой
прочности
и процветания.
В октябре 2001 г.
ведущая
швейцарская
банковская
группа Credit
Suisse Group
объявила о
чистом убытке
по итогам III
квартала 2001 г.
в размере 187 млн.
долл. из-за спада
на фондовых
рынках. 2002 год
стал худшим
и 146-летней истории
финансовой
группы, принеся
рекордный
убыток - 2,5 млрд.
долл. Рекорд
поставил и
крупнейший
банк мира японский
Mizho Holdings.
Его убыток
составил 16,5 млрд.
долл. Но абсолютным
рекордсменом
стала американская
медиа-корпорация
AOL Time Warner.
Ее потери в
2002 г. превысили
98,7 млрд. долл.
Возросшая валютно-финансовая и общеэкономическая нестабильность в мире ярко проявляется в росте объемов неисполненных обязательств, или дефолтов. 2002 г. стали называть временем дефолтов. Только за три квартала этого года статистики насчитали 27 суверенных дефолтов, а в течение 2001г. их было всего 28. Общая сумма задолженностей по дефолтам за три квартала 2002 г. достигла 133 млрд. долл., а за весь 2001 г. они составили 74 млрд. Аналитики считают, что в 2003 г. количество и объем дефолтов будут увеличиваться. Особую тревогу вызывает положение в Аргентине, Бразилии, Индонезии. В настоящее время, когда рост в основных экономиках замедлился или полностью прекратился, все проблемы слабых экономик станут очевидными, и бороться с ними будет нелегко.
Рассмотренные нами кризисные явления нередко выходят за пределы финансовой сферы. Одной из важнейших основ растущего мирового кризиса является финансовая глобализация мира. Гигантские размеры современных международных финансовых потоков, растущее дерегулирование операций на новых рынках, режим накопления капитала с «финансовой доминантой» в огромной степени усиливают неустойчивость международной валютно-финансовой системы. Особое значение приобретает перенасыщение каналов мирового обращения вторичными ценными бумагами. Очевидно, что мир в настоящее время переживает самый глубокий финансовый кризис со времен Великой депрессии.
Уже в начале 80-х годов стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и ТНБ, сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических стран. В кризисных странах оказалась замороженной большая часть вложений ТНБ в развивающихся странах. Уменьшение валютных поступлений данных стран привело к сокращению сбыта товаров промышленно развитых стран, поэтому их правительство и международные экономические организации предприняли ряд мер, чтобы стабилизировать мировую кредитно-финансовую систему. Они оказывали давление на коммерческие банки с тем, чтобы не продолжили кредитование должников.
Подход кредиторов к разрешению кризиса
Первая половина 80-х гг. в подходе кредиторов к проблеме кризиса задолженности выделяется несколько периодов:
1. В 1983-1985 гг. ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или представления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. Была повышена надбавка к ставке ЛИБОР до 2%, а комиссионные - до 1,1% стоимости пересматриваемого долга. Было заключено 67 соглашений по пересмотру задолженности, которые затронули почти половину всех банковских кредитов, полученных развивающимися странами. Структурализация долга, по сути, не решала проблемы внешней задолженности, а переносила их на более поздние сроки.
Международные валютно-кредитные учреждения выполняли центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала либерализацию или отмену валютного и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестоких антиинфляционных мер. Последние включали контроль за кредитами банков, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль за зарплатой, отмену контроля за ценами и поощрение свободы рынка. С принятием этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов. Наряду с получением кредитов от МВФ или МБРР организовались также гарантированные кредиты частных банков. С этой целью кредитные ресурсы МВФ в 1983 г. были увеличены в 1, 5 раза.
2. В 1986 -1987 гг. произошло смягчение условий пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение. Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась в три раза, но объем новых кредитов сократился. Соглашения о пересмотре долговых обязательств еще в большей мере стали увязываться с программами МВФ.
3. С 1989 г. предоставление новых кредитов несколько увеличивалось, они концентрировались в основном на Мексике и Аргентине. И хотя произошло улучшение условий пересмотра долгов, общее количество соглашений значительно уменьшилось.
Подход должников к разрешению кризиса
Среди кризисных развивающихся стран в первое время отмечался политизированный подход к решению проблем мировой задолженности. Был выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию как должников, так и кредиторов, раздавались призывы к полному отказу от платежей. Некоторые страны - Заир, Замбия, Нигерия, Перу - ограничили платежи по обслуживанию долга. Бразилия в 1987 г. отказалась на несколько месяцев платить западным частным кредиторам по долгам, которые за время моратория ежемесячно получали 400 млн. долл. Платежей по процентам.
Во второй половине 80-х гг. развивающиеся страны отошли от политизированных заявлений, стали подчеркивать необходимость налаживания диалога на основе разделения ответственности и сотрудничества между всеми участниками долговых отношений. Преодолев разногласия, развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта или долей ВВП. Развивающиеся страны выступали за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами. В программе отмечалась необходимость принятия западными странами мер, облегчавших банкам пересмотр размеров и сроков процентных платежей, продление сроков консолидации кредитных обязательств и погашение основной суммы долга, а также предоставление новых кредитов. В программе содержалось предложение вести переговоры о пересмотре условий задолженности без предварительного соглашения с МВФ.
Выдвижение единой позиции явилось одной из предпосылок изменения подходов международных экономических организаций и индустриальных стран Запада к разрешению долгового кризиса. Кроме того, первая половина 80-х гг. показала, что решение проблем задолженности должно дифференцироваться от страны к стране, а увеличение тяжести обслуживания долгов - бесперспективное дело. Дальнейшее обострение проблемы задолженности, связанная с истощением внутренних ресурсов стран-должников, привело к потерям многими из них кредитоспособности на международных рынках ссудного капитала. В результате они не смогли откликнуться на экономический подъем западных стран во второй половине 80-х гг. В промышленно развитых странах осознали невозможность выхода из тупика лишь на основе стихийного действия рыночных сил.
Политика кредиторов Запада. В 1988 г. были объявлены предложения, получившие название плана Брейди, по имени министра финансов США. Они были положены в основу политики стран-кредиторов.
Уменьшение долга, снижение процентных ставок стало частью международной стратегии в отношении задолженности коммерческим банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой задолженности в меньшие обязательства, которые можно было полностью обслуживать, поощрение банков обменивать их требования к стране-должнику на новые обязательства с различной степенью гарантий. Новые обязательства должны были финансироваться из валютных резервов страны-должника и специальными кредитами МВФ и Мирового банка. При этом страна-должник должна была принимать жестокую программу структурной перестройки в соответствии с рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменение ценообразования, либерализацию внешнеторгового и валютного режима, установления реального валютного курса.
Облегчение тяжести долга достигалось в каждом конкретном случае. Согласование условий пересмотра долгов осуществлялось между страной-должником и комитетом, представляющим банки-кредиторы. Каждое соглашение должно было отвечать интересам всех кредиторов.
Согласованный подход западных стран обращал внимание на ослабление тяжести долгов наименее развитых стран, предусматривая частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Значительные льготы предусматривались в отношении задолженности по государственным кредитам.
План Брейди также рекомендовал внести коррективы в методы решения долговых проблем стран со средним уровнем дохода, включая продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности. В число рекомендаций входило увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые. В целом данные предложения западных стран были направлены на содействие восстановлению темпов экономического роста стран-должников, усиление роли ТНК на рынках развивающихся стран.
В конце 80-х - начале 90-х гг. число коммерческих банков, снизивших долг, минуя переговоры о пересмотре задолженности, увеличилось. Банки проводили различные операции по разрешению кризисной ситуации, включая обратную покупку долга, обмен долга на национальную валюту и обмен долга на акции.
Обмен долга нации заключается в том, что потенциальный инвестор покупает со скидкой на вторичном рынке ценных бумаг долг у коммерческого банка, представляя его центральному банку страны-должника для получения средств в национальной валюте, которые затем инвестируются. Такая операция по пересмотру долга получила значительное распространение. По оценкам Мирового банка, за 1985 - 1989 гг. с использованием этой операции были пересмотрены долги на сумму 3-4 млрд. долл., в основном в странах Латинской Америки, также в Нигерии и на Филиппинах.
Обмен долговых бумаг - это операция, когда кредиторы продают задолженность развивающейся стране со скидкой по отношению к номинальной стоимости в национальной валюте. Эти операции первоначально разрабатывались, чтобы достичь две главные цели - погасить часть обязательств развивающихся стран по долгу и обеспечить их источниками капитала.
Для снижения задолженности использовался также обмен в национальной валюте одного долга на другой. В частности, это происходило при пересмотре официальной двусторонней задолженности Бразилии. При осуществлении такой операции правительство-должник покупает со скидкой на вторичном рынке бразильские долговые обязательства и обменивает их по полной стоимости на свой долг Бразилии. Подобные операции были проведены на основе договоренностей Бразилии с Боливией, Гайяной, Парагваем, что позволило последним существенно уменьшить их задолженность Бразилии.
Уменьшение внешней задолженности в ряде случаев создавало проблемы для стран, участвующих в этих операциях. При обмене долга на акции правительство может платить наличными за долговые бумаги и выпустить инвестиционные сертификаты или другие ценные бумаги, чтобы финансировать приобретение акций. Урегулирование внешнего долга таким образом, заменяет его на внутренний государственный долг, что также требует его обслуживания. Чистый бюджетный выигрыш зависит, среди прочего, от скидки, с какой правительство перевело долг. Хотя операции по переводу долга в акции могут вызывать инфляцию, при приватизации государственных предприятий это не отмечается, поскольку не происходит обычно увеличение денежной массы, а обмениваются активы. Подобного рода конверсия долга использовалась для финансирования программ приватизации в Чили, Аргентине, на Филиппинах.
Обычно считается, что конверсия долга в ценные бумаги помогает увеличивать приток капитала в страны-должники, стимулируя дополнительные иностранные прямые капиталовложения. Оценки чистых выгод от притока прямых инвестиций противоречивы, но в любом случае эти операции требуют расходов иностранной валюты. Перевод прибылей и дивидендов может вызывать давление на платежный баланс в будущем. Проблемы обычно возникают в период экономических спадов, когда компании стремятся репатриировать свои капиталы.
В отношении официальной задолженности западные страны проводили различную политику зависимости от кредиторов. Пересмотр долгов, которыми владели международные институты, осуществлялся отдельно от долгов, принадлежащих банкам. Обязательства перед международными институтами, в частности перед МВФ и МБРР, должны были выполняться в полном объеме и не подлежали пересмотру, хотя целый ряд стран имел просроченные платежи. В связи с этим в 1990 г. Фонд принял определенный механизм разрешения проблем просроченных платежей. Ряд промышленно развитых стран Запада выделил дотации или займы странам с просроченными платежами для их погашения. Одна из причин подобного подхода заключается в том, что международные институты, за исключением МВФ, мобилизуют их ресурсы не через правительство, а на финансовых рынках, где размещаются их ценные бумаги. Правительства выступают держателями акций международных институтов, вносят основной капитал, большая часть которого может быть не оплачена, что имеет существенное значение для нормального функционирования институтов. Рынок сохраняет конфиденциальность, обеспечивая институтам высокий кредитный авторитет, что позволяет им устанавливать по их долговым бумагам относительно низкие проценты.
В результате произошли важные изменения в перестройке государственных долгов -долгов, принадлежащих отдельным правительствам развивающихся стран. Часть задолженности была списана, большая доля пересмотрена. Списание долгов прошло по официальной помощи развитию, основная масса которой была предоставлена до 80-х гг. Общая сумма пересмотренных задолженности увеличилась в среднем за год с почти 5 млрд. долл. в 1984-1985 гг. до 12 млрд. долл. в 1969-1990 гг. и до 14 млрд. долл. в 1994-1995 гг.
Пересмотр государственных долгов обычно обсуждается в Париже неформальной группой кредиторов, которая встречается в помещении министерства финансов отдельно от банковского комитета. Помимо определения условий пересмотра долгов в каждом отдельном случае, Парижский клуб установил общие подходы к различным группам стран исходя из уровня дохода на душу населения. Участники Парижского клуба принимают во внимание договоренности, достигнутые на совещании глав государств и правительств семи ведущих западных стран. Наиболее льготные условия были определены на совещании семерки в Торонто к беднейшим странам с крупной задолженностью.
В 90-е гг. Парижский клуб стал более благоприятно относиться к уменьшению долгов среднеразвитых стран, имеющих высокий уровень задолженности: удлинены сроки выплат, предоставлена возможность правительствам-кредиторам продавать или обменивать займы по официальной помощи и неконцессионные кредиты. Ряд правительств стран-кредиторов, в частности Франция, США, определяли свои доходы по пересмотру задолженности ряда стран вне рамок Парижского клуба. В результате предпринятых мер по урегулированию кризиса международной задолженности произошли изменения как в величине, так и в структуре долгов, размерах выплат по его обслуживанию. Частный долг стран, который был гарантирован агентствами по кредитованию экспорта или другими институтами, был непосредственно преобразован государственный долг. Если первоначальные кредиты не были покрыты новыми займами, в ряде случаев задолженность была уменьшена, частные долги также были переоформлены обычно со скидкой.
Эволюция финансовых ресурсов России
Одной из серьезных проблем российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь. Речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Большая часть внешнего долга России - это наследство СССР, а именно бездарной экономической политики правительств Н. Рыжкова - В. Павлова в 1985-1990 гг. Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д.
Внешний долг СССР зарубежным банкам на сумму более 30 млрд. долл. реструктурирован. Это произошло после того, как Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. Долговое бремя (30 с лишним миллиардов долларов) после пяти лет переговоров и тщательной работы наконец ослаблено. Тем не менее ситуация с внешним долгом страны остается весьма тревожной.
В 1991 г. после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов. Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Первоначально прогрессу переговоров с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 г. во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долл., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.
Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 г. Сумма основного долга составляет 24 млрд. долл., процентные платежи - 8,3 млрд. долл.. Сумма долга будет разбита на две части. Основной долг планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они будут зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже. Предусмотрено обращение этих облигаций в России и за ее пределами (в Европейской клиринговой системе Euroclear). Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 г. будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства.
Внешэкономбанку предоставляется отсрочка в погашении долгов на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты, причем по достаточно льготной ставке.
Даже после льготной реструктуризации долга Лондонскому клубу кредиторов положение России с точки зрения обслуживания внешнего долга остается непростым. По расчетам ведущего эксперта исследований и прогнозирования, если в течение ближайших лет внешние заимствования будут составлять хотя бы немногим более 10 млрд. долл. ежегодно (как это ожидается согласно официальным документам), то к 2002 году сумма внешней задолженности России возрастет с нынешних 120 (на начало 1996 г.) до 220 млрд. долл. Расходы по погашению внешнего долга будут постепенно расти, и начиная с 1999 г. финансирование дефицита федерального бюджета за счет внешних источников станет отрицательным, т.е. вновь привлеченных внешних займов уже не будет хватать для обслуживания старых долгов.
Лондонский клуб - это международное объединение частных коммерческих банков - сформирован в конце 70-х гг. для решения проблем, возникших из-за неспособности развивающихся стран регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.
Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. В составе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком, 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом (список банков - членов БКК приводится ниже), который является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности ВЭБ перед коммерческими банками - кредиторами СССР.
После 1991 г. в России произошли глубокие изменения.
Именно на этом переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику.
От российского правительства требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций.
Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство экономики России должно обеспечить:
систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;
формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают.
Решающее значение для формирования финансовых ресурсов нашей страны имели институциональные реформы конца XX в. Этот период завершился кризисом в августе 1998 г.
Необходимо остановиться на главных элементах кризиса, связанных с финансовыми ресурсами. Среди них выделяются, во-первых, глубочайшие потрясения банковско-кредитной системы, которые известны в литературе как «паралич российских банков». Во-вторых, кризис привел к крушению едва сформированного российского фондового рынка. Об этом свидетельствовало многократное падение акций российских компаний и многие другие негативные показатели. Наконец, в-третьих, произошло ослабление международных финансовых позиций России, что было связано с девальвацией рубля в условиях истощения золотовалютных резервов, новой вспышкой инфляции, ухудшением роста показателей международных экономических отношений.
В настоящее время активы всей банковской системы России в 12 раз меньше активов одного из австрийских, занимающего 50-е место в списке крупнейших мировых банков. Такие незначительные размеры ослабляют возможности банков кредитовать развитие реального сектора страны. Достаточно лишь отметить, что банковские кредиты нефинансовым организациям составляют 3% объема инвестиций в основной капитал. На долю кредитов с длительностью свыше одного года приходится примерно 10%, в то время как в ряде развитых стран у коммерческих банков производственное кредитование нередко составляет 60-80%.
Подавляющее
большинство
российских
банков не
соответствует
объему
кредитного
спроса своих
промышленных
клиентов. Для
увеличения
этих возможностей
необходима
реформа банковской
системы России.
В ходе ее подготовки
обнаружились
серьезные
противоречия
взглядов, отражающих
расхождения
интересов.
Наиболее радикальный
вариант проекта
реформы был
выдвинут группой
предпринимателей,
возглавляемой
известным
банкиром А.
Мамутом. Он
предложил
оставить генеральную
лицензию только
банкам с капиталом
свыше 100 млн. долл.
В настоящее
время таких
банков насчитывается
не более 60. Проект
фактически
предусматривает
переход от
нынешней
двухступенчатой
банковской
системы (центральный
банк - коммерческие
банки) к трехступенчатой
(центральный
банк - федеральные
банки - региональные
банки). Федеральные
банки, согласно
проекту, должны
получить право
открывать
филиалы в любом
регионе, обслуживать
любую клиентуру,
включая бюджет
и население,
иметь прямые
корреспондентские
счета с иностранными
банками. Что
же касается
региональных
банков, они
должны работать
в одном или
нескольких
регионах.
Однако в конце сентября 2001 г. правительство приняло за основу не этот план, а гораздо более осторожные концепции Центрального банка РФ, которые создают нормальную конкурентную среду и в большей степени учитывают интересы мелких и средних банков. Центробанку было предложено доработать содержание проекта. Борьба вокруг реформы банковской системы продолжается.
Важный этап развития банковской системы начался после смены руководства ЦБ РФ. Новый его председатель С. Игнатьев возглавил линию на разностороннюю либерализацию деятельности российских банков. Программа действий была представлена новым руководством ЦБ РФ в докладе на XI Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге в июне 2002 г.
Среди объявленных направлений реформы основное место занял перевод всех банков на международные стандарты отчетности. До настоящего времени эти стандарты использовали лишь 100 банков из 1380 существующих. Работа по переводу на новую систему должна быть завершена к осени 2004 г.
В соответствии с программой ЦБ РФ должен также ввести гарантии вкладов населения и хозяйственных субъектов, существенно расширить привлечение иностранных финансовых институтов к деятельности российских банков. Этому будет содействовать частичная замена режима разрешений иностранным капиталистам для участий в банках России принципом простого уведомления.
Намечена либерализация валютного регулирования, в частности снижена доля валютных доходов, сдаваемых экспортерами государству. Что касается соотношения рубля и доллара, то декларируется умеренный рост курса доллара, который чуть медленнее, чем рублевая инфляция.
Наряду с улучшением общей организации системы банки стремятся повысить эффективность своей деятельности в регионах, в работе с индивидуальной клиентурой и в других сферах. Были отмечены следующие заслуги лауреатов финансового сектора: «Альфа-банк» - единственный частный финансовый институт, способный конкурировать со Сбербанком на рынке частных вкладов; Банк Москвы - активно кредитует не только столичные предприятия, но и крупнейшие региональные предприятия, в частности «Иж-маш», ЛОМО, концерн «Силовые машины» и др. Благодаря внедрению почтово-банковской системы банк получил возможность более эффективно обслуживать частных лиц. Сберегательный банк обеспечивает сейчас около 80% всех кредитов, выдаваемых отечественным предприятиям.
Важным источником долгосрочных финансовых ресурсов для отечественных банков может служить фондовый рынок, к возрождению которого в последнее время предпринимаются энергичные меры. Банки, с одной стороны, стремятся привлекать ресурсы путем выпуска собственных ценных бумаг — акций и облигаций. С другой стороны, они вкладывают средства в различные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке с целью получения дополнительного дохода.
Банки активно участвуют в фондовых операциях, используя в своей деятельности разнообразные инструменты фондового рынка. В США, например, доля ценных бумаг в банковских балансах (пассивах) за последние 20 лет возросла с 24 до 40%. По данным Банка международных расчетов, суммарный объем собственных первичных ценных бумаг банков, находящихся в обращении во всем мире, достиг к концу 2000 г. 2,4 трлн. долл.
Возможности фондового рынка для непосредственного привлечения капитала в период кризиса использовались очень ограниченно. Но начиная с лета 1999 г. около 40 банков и финансовых компаний могли привлечь путем эмиссии корпоративных облигаций более 60 млрд. р. По мнению специалистов, этот проект можно считать прорывным. Ожидается, что до конца 2003 г. объем новых размещений облигаций может дополнительно составить 40-45 млрд. р.
Быстрыми темпами развивается и рынок вторичных ценных бумаг. Но для дальнейшего развития фондового рынка России необходимо совершенствование финансового инструментария. На отечественном биржевом рынке в конце 2001 г. по-настоящему ликвидными могли считаться акции 5-7 компаний и не более десятка выпусков государственных и корпоративных облигаций. А на крупнейших биржах США котируются акции около 8000 компаний, в Великобритании - около 3000. На биржах Республики Корея обращается свыше 13000 выпусков корпоративных облигаций около 1,5 тыс. эмитентов, а также 700 ликвидных акций. На фондовом рынке Китая торгуется свыше 1100 ликвидных акций, при этом их рыночная капитализация превосходит российский показатель более чем в 10 раз.
Из приведенных примеров следует простой вывод, что нужно во много раз увеличивать число обращающихся на рынке инструментов. Специалисты отмечают, например, большие потенциальные возможности рынка ипотечных ценных бумаг. Только эмиссия новых ипотечных облигаций в США составила в 2000 г. свыше 480 млрд. долл., а всего за прошедшее десятилетие их выпуск превысил 3,5 трлн. долл.
Наряду с ростом банковско-кредитной системы и фондового рынка надо отметить быстрое развитие в последние годы небанковских кредитно-финансовых учреждений России - страховых и сберегательных компаний, пенсионных фондов и др.
Большое значение для расширения функционирования небанковских финансово-кредитных учреждений имеет обогащение правовой базы. Принятый в 2001 г. Государственной Думой РФ Земельный кодекс РФ, а также ряд других законодательных актов будут содействовать развитию ипотечного кредитования в стране. А создание в рамках пенсионной реформы накопительной системы приведет к росту объемов средств пенсионных фондов и расширению их участия в инвестиционной деятельности.
Перспективы развития российских финансов во многом связаны с укреплением России как международного финансового центра. В настоящее время страна имеет для этого определенные предпосылки. Достигнута экономическая и политическая стабилизация, в целом преодолены последствия кризиса 1998г. Продолжаются процессы интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему. Началась конкретная работа по созданию единого финансового пространства стран СНГ, о чем было заявлено па прошедшем в конце 2001 г. Форуме ведущих банков и валютных бирж Содружества Независимых Государств.
Осуществление этой перспективы, укрепление российских международных финансов зависят от дальнейшего успешного социально-экономического развития России, а также от эволюции мировой экономики, ее стабилизации, выхода из кризиса и налаживания всестороннего экономического и политического сотрудничества всех стран.
Список использованной литературы
Ломакин В. К. Мировая экономика, - М.: 1999.
Саркисянц А.Г. Проблема внешней задолженности России // Деньги и кредит. – М.: 1999.
Стрыгин А.В. Мировая экономика, - М.: 2004.