Ухоженные виноградники, повсеместные новостройки, дорогие иномарки... Такой предстаёт последнее время Молдавия.
В 1990-х годах Молдавия, по официальным данным, входила в число самых бедных стран Европы.
Именно поэтому огромная часть работоспособного населения страны, в которой всего проживает около 3,5 миллионов человек, устремилась на заработки в соседнюю Румынию, Россию, Италию, Португалию и некоторые другие страны.
Процесс принял такие масштабы, что на днях Евросоюз выразил обеспокоенность, что Молдавия слишком зависима от денежных переводов, которые шлют из-за рубежа домой гастарбайтеры.
То, что можно видеть практически в каждом молдавском селе подтверждает масштаб этой зависимости.
Большие дома с колоннами, огромные фруктовые сады и озера, специально выкопанные для орошения этих садов, Дворец бракосочетания - все это было построено и посажено на деньги гастарбайтеров.
Примерно треть жителей страны находится на заработках.
Некоторые, проведя несколько лет за границей, вернулись и сами распорядились своими капиталами, другие продолжают присылать деньги женам, детям и родителям, которые вкладывают их на свое усмотрение.
На эти же так называемые гастарбайтерские деньги в селах ремонтируют дороги и покупают сельскохозяйственную технику.
Безусловно, также попадаются и деревни с полуразвалившимися домами и разрушенными колодцами. Но их было не много и, скорее всего, в этих деревнях не живут гастарбайтеры. Или же уехавшие трудовые мигранты попросту сюда не вернулись.
Кстати, это очень любопытный факт. В отличие от 1990-х годов, когда люди стремились уехать из Молдавии (и из прочих стран СНГ) навсегда, сегодня у молдован совершенно иные цели.
Они не хотят жить за границей. Заработав деньги, пусть даже и в течение долгих лет, основная масса гастарбайтеров возвращается домой.
Смотря на красивые и добротные дома и аккуратные ухоженные угодья, возникает вопрос: так, может быть, трудовая миграция - это хорошо?
Согласно некоторым данным, деньги, присылаемые из-за границы каждый год, в сумме составляют около трех бюджетов страны.
По данным международной компании Western Union, занимающейся денежными переводами, Молдавия входит в первую пятерку стран, в которые осуществляется самое большое количество переводов.
По данным Национального бюро статистики Республики Молдова за 2004 год, когда состоялась последняя перепись населения, на заработках за границей находилось около 80% населения страны.
В целом, молдавские власти считают, что гастарбайтеры приносят стране большую пользу.
Однако независимый эксперт, экономист Виорел Чиоботару считает трудовую миграцию в подобных масштабах губительной для Молдавии.
Кроме того, он считает, что власти специально завышают данные о мигрантах, находящихся за границей. По его собственным подсчетам, проведенным в рамках независимых исследований, на заработках за границей находится от 400 до 600 тысяч человек.
"С экономической точки зрения это ужасное явление, потому что оно уничтожает национальную экономику. Приводит к отмиранию (промышленного) производства и к процветанию исключительно коммерческих и увеселительных отраслей. Из производственной базы страна превращается в развлекательный центр", - говорит Виорел Чиоботару.
Между тем многие рядовые молдаване считают, что отмирание производства - это не следствие трудовой миграции, а первопричина. По их словам, с тех пор как между Молдавией и Приднестровьем возникли проблемы, производство в стране пришло в упадок, так как многие отрасли остались на левом берегу Днестра. Для многих городских жителей возможность работать за границей стала единственным способом выжить.
Село еще могло себя прокормить, но, как сказала нам бывшая трудовая мигрантка, заплатить помидорами за лечение детей или проезд в автобусе было, естественно, невозможно. И потянулись гастарбайтеры из города, сел и деревень по многим направлениям. Городские, особенно с техническим образованием, стремились и стремятся попасть в Россию. Свободный русский язык и признаваемые в России дипломы позволяют им надеяться, что все-таки не придется гнуть спину, скажем, на уборке урожая.
Большинство деревенских жителей, для которых молдавский язык - родной, уехали в Италию, Румынию и Португалию. Близость языков романской группы значительно облегчила им период адаптации на новом месте.
И третья категория гастарбайтеров отправилась в Грецию и Турцию. Процедура получения документов на въезд в эти страны оказалась самой легкой.
По некоторым данным, в Молдавии уже целое поколение выросло без родителей. Уезжая на заработки, родители оставляют детей с бабушками и дедушками и каждый месяц исправно присылают деньги на их содержание. Некоторым детям даже удается видеть родителей раз в год, когда те приезжают в отпуск или обновить визы. Такое положение дел многие называют социальной трагедией.
Итак, вы , наверное, уже догадались, что тема моей работы - мировой рынок рабочей силы. Эта тема достаточно интересна и актуальна в наши дни. Массовая международная миграция рабочей силы и мировой рынок труда оказывают существенное влияние на воспроизводственный процесс, на количественные и качественные характеристики рабочей силы.
Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Формирование международного рыка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Самое главное: экспорт рабочей силы приносит государствам-экспортерам немалые доходы от перевода средств мигрантов на родину. Ведь суммы переводов могут достигать нескольких миллиардов долларов. Достаточно сказать, что из 80 стран, дающих сведения о своих платежных балансах в Международный валютный фонд, 52 страны имеют доходы от экспорта рабочей силы.
Кроме того, по некоторым оценкам исследователей, реальные доходы страны-экспортера рабочей силы в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, возвращаясь на родину, как правило, привозят с собой ценности и сбережения, технические новшества, оборудование.
Трудовая миграция, в отличие от общих миграционных тенденций, не обязательно идет по направлению из бедной страны в богатую. Европейцы, направляющиеся работать по контрактам в африканские страны, формально такие же трудовые мигранты.
В отличие от общественного мнения, которое часто оказывается настроено по отношению к мигрантам негативно, экономисты и социологи сходятся скорее на том, что иммиграция для большинства современных стран - благо. Иммигранты стимулируют экономический рост, не способствуя при этом росту инфляции, и вносят свой вклад в решение демографических проблем.
Широко распространенные идеи о том, что иммигранты отнимают рабочие места у коренного населения, а заработанные деньги отправляют за границу, в большинстве случаев ученые склонны считать мифами.
Что же касается "гигантских средств", которые мигранты "изымают из экономики страны", отправляя денежные переводы на родину, то большинству принимающих стран волноваться об этом должно быть даже как-то совестно.
Экономисты указывают еще и на то, что труд гастарбайтеров дешев по сравнению с трудом местных рабочих. Таким образом, если подсчитать стоимость продукта, произведенного иммигрантом, и сопоставить с суммой, отправленной им на родину, получается, что производят они гораздо больше, чем получают, и уж точно больше, чем вывозят.
Граждане почти всех европейских стран в той или иной степени озабочены проблемами иммиграции и, как правило, увязывают этот вопрос с собственным благополучием и безопасностью. Вопрос этот часто переносится в политическую плоскость, и, как часто бывает в таких случаях, за деревьями становится не видно леса.
Сегодня для граждан России западные страны остаются самым привлекательным для проживания и трудоустройства. Однако, существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в том числе и россиянам, право на жительство и на работу. Такое право пока предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым, артистам и отдельным спортсменам.
Представители таких профессий, как программисты, электронщики, врачи, работники культуры и искусства способны, как правило, выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда. Немаловажную роль здесь играет отсутствие у значительной части российской рабочей силы профессиональной подготовки международного уровня, навыков конкурентной борьбы и, как это не печально, мешает также неудовлетворительное состояние здоровья.
Предпочтение пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям приглашающей страны. Например, Финляндия охотнее приглашает на работу жителей приграничных с ней районов - Мурманской, Архангельской областей, а также Карелии.
Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.
В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.
Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу неконкурентноспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании.
Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы и т. д. То есть, необходимо использование методологии маркетинга в управлении процессами трудовой миграции.
Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников.