1. Введение.
В 1972 году члены международной организации экономического сотрудничества и развития одобрили принцип «загрязнитель платит», в соответствии с которым лица, ответственные за загрязнение окружающей среды, обязаны полностью компенсировать ущерб, причиненный в процессе производства продуктов. Этот принцип нашел широкое и быстрое признание во многих странах мира.
Однако, вслед за признанием этого принципа встал вопрос о том каковы реальные издержки при нанесении ущерба окружающей среде?
Вплоть до сегодняшних дней нет четкого алгоритма расчета таких издержек, так как практически в каждой стране существуют свои особенности социальные, природные, культурные, политические, которые необходимо учитывать при анализе антропогенного воздействия на окружающую среду.
В этой связи по инициативе Генеральной ассамблеи ООН была создана в 1987 г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. В докладе «Наше общее будущее» была изложена концепция устойчивого развития, которая касалась выявления системы показателей, связывающих совокупность следующих основных факторов:
- экономического фактора: производственно-хозяйственная деятельность, ориентированная на рациональное использование потенциала биосферы, а не на повышение потребления природных ресурсов;
- социального фактора: эффективность сочетания рыночной системы хозяйствования и государственного управления в сохранении устойчивого развития;
- экологический фактор: обеспечение связи развития техносферы и антропогенной деятельности человека;
- культурологический фактор: изменение стереотипов бытия как самого человека, так и общества в целом в разрезе экологической гармонизации.
Таким образом, проблема устойчивого экономического развития и экологического равновесия на сегодняшний день признана мировым сообществом в качестве общей формы развития прогресса человечества в целом.
1. Принцип «загрязнитель платит» призван повлиять на выбор потребителя того или иного товара, или услуги. Естественно, что для соблюдения этого принципа, производители должны включать издержки, связанные с природоохранными мероприятиями в стоимость производимой продукции, товаров и услуг. При этом действуют три основных механизма:
- руководство и контроль – законодательные государственные нормативы, направленные на соблюдение принятых внутригосударственных и международных стандартов на продукцию, технологии, охрану окружающей среды и т. д.
- самоконтроль – инициативы самих предприятий или отраслей промышленности вести контроль над своим производством путем соблюдения стандартов, мониторинга, аудита и т. д.;
- экономический – меры, направленные на изменение рыночной стоимости сырья, товаров и услуг с помощью государственных механизмов, влияющих на себестоимость производства и потребления.
Все эти механизмы нашли отражение в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды».
В частности, согласно статье 16 Закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия относится:
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;
- сбросы в водные объекты загрязняющих веществ;
- загрязнение почв и недр;
- размещения отходов и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 19 Закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. В статьях с 22 по 27 разъясняются понятие о нормативах допустимого воздействия на окружающую среду. Непосредственно сами нормативы как раз и отражены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344. Как известно, ранее тоже имелись нормативы палаты за загрязнение окружающей среды. Они были значительно ниже установленных сегодня и регулярно индексировались.
2. Кратко о таблица нормативов:
Таблицы состоят из графы, где указаны: само вещество и две графы нормативов платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ:
Одна графа – норматив платы в пределах установленных нормативов выбросов (ПДВ) или сбросов (ПДС): другая – в пределах, установленных лимитов выбросов, сбросов.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды различие между нормативами платы за установленные нормативы и лимиты следующее: плата за установленные нормативы рассчитывается и устанавливается для каждого субъекта хозяйственной и иной деятельности в индивидуальном порядке, для чего разрабатываются специальные экологические проекты: ПДВ, ПДС, ПНОЛРО, которые утверждаются в ГПЦ Департамента природных ресурсов Северо-западного региона. Эти документы являются основной экологической документацией каждого предприятия.
Нормативы платы за лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов устанавливаются на период проведения мероприятий по охране окружающей среды. Говоря проще – это штрафы за превышение установленных нормативов выбросов и сбросов.
Существуют такие штрафные санкции за сверхлимитные выбросы и сбросы, нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, которые регулируются главой XIV Закона. Степень нарушения, размеры и виды штрафных санкций определяются в судебном порядке.
3. Очевидно, что конечной природоохранных мероприятий является обеспечение такого содержания вредных веществ в воздухе, воде или почве, которое не окажет вредного воздействия ни на качество окружающей среды, ни на здоровье населения.
Здесь важно отметить особенность Российского принципа ограничений содержания вредных веществ в воздуха, воде и почве. Он основан на том, что приоритетным условием является соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, т. е. Концентраций ниже предельно-допустимых для жизнедеятельности человеческого организма. Поэтому в Российской практике охраны окружающей среды на первом месте стоят и действуют санитарные правила и нормативы, по которым работают предприятия. Санитарные нормативы зачастую не совпадают со значением ПДК для растений и животных. Так например:
ПДК:
для растений для человека
SO2 0,02 0,5
NOX 0,02 0,08
NH3 0,05 0,1
C6H6 0,1 1,5
Cl2 0,25 0,1
H2S 0,02 0,008
CH2O 0,02 0,035
В отличие от Российского принципа, на западе критерием ограничений за предпринимателей считается ассимиляционный потенциал территории, показывающий, какой количество вредных веществ может без ущерба для своего состояния ассимилировать та экосистема (территория), где расположено предприятие. После определения суммарных объемов вредных веществ, которые могут быть ассимилированы, обезврежены или рассеяны, предприятию устанавливают квоты на загрязнение в течение определенного времени. При этом, такой индивидуальный подход к каждому предприятию учитывает конкретную экосистему, и в некоторых случаях, выброс или сброс, некоторых вредных веществ может быть вообще запрещен для данного предприятия.
4. Важным аргументом в пользу применения экотехники является тот, что достижение значений ПДК в воздухе и воде около предприятия путем рассеяния или разбавления вредных веществ не решает проблему ассимиляции экосистемы в целом, так как вне точек (мест) замеров концентрации этих вредных веществ могут превышать многократно ПДК и таким образом, разрушать экосистему.
Сегодня существует два пути решения вопроса снижения выбросов и сбросов в окружающую среду:
1. Уничтожение вредностей непосредственно техническими способами (экотехника).
2. Замена существующих технологий производства на экологически чистые и безопасные.
Если замена действующих технологий на экологически чистые и безопасные лежит, в основном в сфере деятельности технологов и конструкторов самого предприятия и обусловлены развитием рынка материалов и научными достижениями, то разработка и производство экологической техники является самостоятельным направлениям деятельности (отраслью), имеющей все атрибуты отрасли:
- наука, технология, специфика производства, маркетинг, сбыт и прочие.
Развитие экотехники однозначно связано развитием производства, поскольку, чем больше потребление ресурсов и выпуск продукции, тем больше отходов, выбросов и сбросов.
Список химических загрязнителей воздуха и их влияние на здоровье человека.
Наименование загрязняющих веществ |
Код ЗВ |
Класс опасности |
ПДК м.р. |
ПДК с.с. |
Влияние на организм человека |
азота диоксид |
301 |
2 |
0,085 |
0,04 |
гепатотоксический эффект, воздействие на кроветворную систему, раздражение cлизистых дыхательных путей |
азота оксид |
304 |
3 |
0,4 |
0,06 |
неспецифическое рефлекторное и общетоксическое действие |
акролеин |
1301 |
2 |
0,03 |
0,03 |
воздействие на органы дыхания |
алюминия оксид |
101 |
2 |
0,01 |
0,01 |
неспецифическое общетоксическое действие |
аммиак |
303 |
4 |
0,2 |
0,04 |
воздействие на нервную систему, на органы дыхания, на систему кровообращения |
ангидрид сернистый |
330 |
3 |
0,5 |
0,05 |
воздействие на бронхо-легочную систему, анемия |
ангидрид уксусный |
1507 |
3 |
0,1 |
0,03 |
|
ацетилен |
528 |
4 |
1,5 |
1,5 |
|
ацетон |
1401 |
4 |
0,35 |
0,35 |
воздействие на нервную систему, на органы дыхания |
бенз( а)пирен (3,4-бензпирен) |
703 |
1 |
1E-06 |
канцерогенный эффект |
|
бензин нефтяной |
2704 |
4 |
5 |
1,5 |
воздействие на систему кровообращения,.на нервную систему,.нарушение координации движений |
бензол |
602 |
2 |
1,5 |
0,1 |
аллергенный и мутагенный эффекты, воздействие на систему кровообращения |
бутан |
402 |
4 |
200 |
200 |
|
бутилацетат |
1210 |
4 |
0,1 |
0,1 |
воздействие на нервную систему, на органы чувств, на органы дыхания |
ванадия пятиокись |
110 |
1 |
0,002 |
0,002 |
воздействие на органы дыхания,.на органы пищеварения, на систему кровообращения, .на обмен веществ |
взвешенные вещества |
2902 |
3 |
0,5 |
0,15 |
воздействие на бронхо-легочную систему |
водород фосфористый |
315 |
2 |
0,01 |
0,001 |
|
водород хлористый |
316 |
2 |
0,2 |
0,2 |
воздействие на органы дыхания |
железа оксид |
123 |
3 |
0,04 |
0,04 |
воздействие на эндокринную систему, на мочевыделительную систему, изменения в легких |
кадмия оксид |
133 |
1 |
0,0003 |
0,0003 |
воздействие на бронхо-легочную систему, на кожу и подкожную клетчатку, на нервную систему, на обмен веществ, на кроветворную систему |
кальция карбид |
129 |
3 |
0,3 |
0,3 |
|
кальция окись |
128 |
3 |
0,3 |
0,3 |
|
керосин |
2732 |
3 |
1,2 |
1,2 |
неспецифическое общетоксическое действие |
кислота азотная |
302 |
2 |
0,4 |
0,15 |
|
кислота серная |
322 |
2 |
0,3 |
0,1 |
|
кислота уксусная |
1555 |
3 |
0,2 |
0,06 |
|
кобальта оксид |
260 |
2 |
0,001 |
воздействие на обмен веществ, на кроветворную систему |
|
ксилол |
616 |
3 |
0,2 |
0,2 |
воздействие на органы дыхания, на кроветворную систему, на кроветворную систему |
мазутная зола теплоэлектростанций |
2904 |
2 |
0,002 |
||
марганец и его соединения |
143 |
2 |
0,01 |
0,001 |
воздействие на эндокринную систему, на нервную систему, мутагенный эффект |
меди оксид |
146 |
2 |
0,002 |
||
метан |
410 |
3 |
50 |
50 |
|
метилмеркаптан |
1715 |
2 |
9E-06 |
9E-06 |
|
натрия хлорид |
152 |
3 |
0,15 |
0,15 |
|
нафталин |
708 |
4 |
0,003 |
0,003 |
воздействие на нервную систему, на мочевыделительную систему, на органы пищеварения |
никеля оксид |
164 |
2 |
0,001 |
воздействие на обмен веществ, на органы дыхания, канцерогенный эффект |
|
озон |
326 |
1 |
0,16 |
0,03 |
|
олова оксид |
168 |
3 |
0,02 |
||
пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния: выше 70% |
2907 |
3 |
0,15 |
0,05 |
воздействие на органы дыхания |
пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния: 70-20% |
2908 |
3 |
0,3 |
0,1 |
воздействие на органы дыхания |
пыль абразивная |
2930 |
3 |
0,04 |
0,04 |
воздействие на органы дыхания |
пыль древесная |
2936 |
3 |
0,1 |
0,1 |
аллергенный и канцерогенный эффект |
пыль зерновая |
2937 |
3 |
0,2 |
0,03 |
|
пыль неорганическая: ниже 20% двуокиси кремния (доломит и др.) |
2909 |
3 |
0,5 |
0,15 |
воздействие на органы дыхания |
пыль цементных производств |
2918 |
3 |
0,02 |
0,02 |
аллергенный эффект, воздействие на кожу и подкожную клетчатку, на органы дыхания, на органы пищеварения |
растворитель мебельный амр-3 |
617 |
3 |
0,09 |
0,09 |
|
ртуть металлическая |
183 |
1 |
0,0003 |
воздействие на нервную систему, на органы дыхания |
|
сажа |
328 |
3 |
0,15 |
0,05 |
воздействие на органы дыхания |
свинец и его неорганические соединения |
184 |
1 |
0,001 |
0,0003 |
воздействие на нервную систему, на обмен веществ |
сероводород |
333 |
2 |
0,008 |
0,008 |
|
скипидар |
2748 |
4 |
2 |
1 |
|
спирт изобутиловый |
1048 |
4 |
0,1 |
0,1 |
|
спирт изопропиловый |
1051 |
3 |
0,6 |
0,6 |
|
спирт метиловый |
1052 |
3 |
1 |
0,5 |
воздействие на нервную систему, на систему кровообращения |
спирт н-бутиловый |
1042 |
3 |
0,1 |
0,1 |
воздействие на нервную систему, на кроветворную систему |
спирт пропиловый |
1054 |
3 |
0,3 |
0,3 |
воздействие на нервную систему |
спирт этиловый |
1061 |
4 |
5 |
5 |
воздействие на кроветворную систему |
стирол |
620 |
2 |
0,04 |
0,002 |
|
тетраэтилсвинец |
192 |
1 |
0,001 |
0,0003 |
|
толуол |
621 |
3 |
0,6 |
0,6 |
воздействие на нервную систему, на кожу и подкожную клетчатку |
уайт-спирит |
2752 |
3 |
1 |
1 |
воздействие на нервную систему |
углеводороды |
401 |
4 |
200 |
200 |
функциональные изменения в ЦНС |
углерода оксид |
337 |
4 |
5 |
3 |
воздействие на кроветворную систему |
фенол |
1071 |
2 |
0,01 |
0,003 |
вегето-сосудистая дистония, воздействие на нервную систему, на кожу и подкожную клетчатку |
формальдегид |
1325 |
2 |
0,035 |
0,003 |
канцерогенный эффект, поражение бронхов |
фтористые соединения :плохо растворимые неорганические фториды |
344 |
2 |
0,2 |
0,03 |
функциональные изменения в ЦНС |
фтористые соединения :хорошо растворимые неорганические фториды |
343 |
2 |
0,03 |
0,01 |
функциональные изменения в ЦНС |
фтористые соединения газообразные(фтористый водород) |
342 |
2 |
0,02 |
0,005 |
вегето-сосудистая дистония, функциональные изменения в ЦНС |
хлор |
349 |
2 |
0,1 |
0,03 |
воздействие на бронхо-легочную систему |
хром шестивалентный |
203 |
1 |
0,0015 |
0,0015 |
канцерогенный и аллергенный эффекты, воздействие на обмен веществ |
хрома трехвалентные соединения |
228 |
3 |
0,01 |
0,01 |
канцерогенный и аллергенный эффекты, воздействие на обмен веществ |
цинка оксид |
207 |
3 |
0,05 |
||
этилацетат |
1240 |
4 |
0,1 |
0,1 |
|
этилбензол |
627 |
3 |
0,02 |
0,02 |
|
этиленгликоль |
1078 |
3 |
1 |
1 |
ПДК - предельно-допустимые концентрации веществ, количественно характеризующие такое содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, при котором на человека и окружающую среду не оказывается ни прямого, ни косвенного вредного воздействия.
ПДК м. р., мг/дм3 - предельно-допустимые максимальные разовые концентрации за 20-минутный период для тех веществ, которые оказывают немедленное, но временное раздражающее действие.
Предотвращение появления запахов раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (1ПДК м. р) для селитебных территорий.
ПДК с. с., мг/дм3 - предельно-допустимые среднесуточные концентрации (за год) для веществ, оказывающих вредное влияние на организм человека при накоплении.
Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения длительного поступления атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (1 ПДКс.с.).
Класс опасности веществ- лимитирующий признак вредности вещества в атмосферном воздухе.
Вредные вещества подразделяются на 4 класса опасности:
1 класс- чрезвычайно опасные;
2 класс- высоко опасные;
3 класс- умеренно опасные;
4 класс- мало опасные.