Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мурманский морской рыбопромышленный колледж

им. И.И. Месяцева


курсовая работа

по дисциплине: Экономика отрасли

тема: Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота

вариант №7


Выполнил:

курсант (студент) ____4_____ курса

СВО 180406

Очная форма обучения

группа С - 452

Комличенко Олег Валентинович

Проверил:

Санько Светлана Валерьевна

_______________________________

(дата)


Мурманск

2007

Содержание


1. Пояснительная записка

1.1 Введение

1.2 Основные моменты инвестиционной программы обновления флота.

1.3 Общее положение.

2. Расчетная часть

2.1 Расчет вылова рыбы.

2.2 Расчет выпуска рыбопродукции.

2.3 Расчет экономических показателей.

2.4 Расчет погашения кредита банка на приобретение новых судов.

2.5 Расчет средств на воспроизводство.

2.6 Сводный расчет.

3. Графическая часть

3.1 Графическое представление недостатка (избытка) средств для оплаты кредита и его погашение.

3.2 Графическое представление погашение кредита на судно типа.

Заключение.

Список используемой литературы.

1. Пояснительная записка


1.1 Введение


Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

Со многими государствами заключены межправительственные соглашения об организации использования водных биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В рыбохозяйственном комплексе работают более 4 тыс. предприятий различных форм собственности.

В экономике страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.). В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков составляет около 10 процентов, а в мясорыбном балансе - около 25 процентов.

Предприятия рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны, обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов.

Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биологических ресурсов, трудностью прогнозирования запасов водных биологических ресурсов, определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов обеспечиваются специализированным научным, рыбопромысловым, рыбоохранным и вспомогательным флотами и объектами по воспроизводству рыбных запасов.

С 1991 года по 2002 год общий объем вылова (добычи) водных биологических ресурсов снизился с 6,93 млн. тонн до 3,29 млн. тонн (на 52,5 процента). Объем вылова (добычи) сократился в исключительных экономических зонах иностранных государств на 58,5 процента и в открытых районах Мирового океана на 67 процентов. Существенно уменьшились запасы водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и др.).

Это было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и ужесточением регламентации промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству.

В результате значительная часть отечественного рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации. Добывающие мощности этого флота превзошли объемы запасов основных промысловых объектов. В 2002 году в рыбохозяйственном комплексе насчитывалось около 2500 единиц добывающего, 46 единиц обрабатывающего, 366 единиц транспортного рефрижераторного и более 700 единиц вспомогательного флота. Кроме того, во внутренних водоемах работало более 5500 мелких судов различных типов.

В то же время запасы многих видов водных биологических ресурсов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и др.). В водных экосистемах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового значения.

С 1991 года по 2002 год уловы водных биологических ресурсов во внутренних водоемах страны уменьшились почти в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину, производственный потенциал пресноводной аквакультуры используется не более чем на 40 процентов, на первоначальной стадии развития находится морикультура.

Сокращение уловов водных биологических ресурсов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 2,8 млн. тонн. Значительно снизилось производство непищевой рыбной продукции, в том числе рыбной муки и кормов.

Экспорт рыбных товаров в последние годы составляет 1,1 млн. тонн. Более 90 процентов его приходится на рыбную продукцию низкой степени переработки.

Импорт рыбной продукции в 2002 году увеличился по сравнению с 1991 годом в 2,8 раза и составил 610 тыс. тонн.

Снизилось отечественное производство рыбной продукции, на российском рынке она замещается импортными аналогами.

Потребление рыбной продукции в расчете на душу населения сократилось в 1,6 раза и составило 10 килограммов в год. Эта продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня платежеспособного спроса.

Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах, снизило загрузку отечественных рыбопромышленных предприятий.

Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в такой основной район потребления, как европейская часть России. Причинами этого являются отмена льгот по тарифам на железнодорожные перевозки, продолжающееся удорожание транспортных расходов и тарифов на обслуживание.

Значительно замедлились темпы обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства существенно снизился. Физический износ основных производственных фондов составляет в среднем более 50 процентов. Истекли нормативные сроки эксплуатации свыше 60 процентов рыбопромысловых судов, 65 процентов добывающих судов. За последние годы приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его низкой стоимостью по сравнению с новыми судами. Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов.

Капитальные вложения в 2000 году в целом по рыбохозяйственному комплексу составили около 30 процентов по сравнению с 1990 годом.

Ухудшилась ситуация с занятостью населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, особенно в районах Европейского Севера и Дальнего Востока.

За последние 10 лет численность работающих в рыбном хозяйстве сократилась на 33 процента и составляет около 370 тыс. человек.

Система охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания требует совершенствования.

Существенно возросли масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, и в первую очередь на запасах ценных видов водных биологических ресурсов.

За последние 10 лет не удалось создать нормативную правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами.

Основные проблемы рыбного хозяйства Российской Федерации на современном этапе.

Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:

отсутствие комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации;

отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства, в том числе прозрачность распределения этих ресурсов;

рост масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж;

резкое снижение запасов водных биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в особенности ценных видов этих ресурсов;

обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;

существенное несоответствие запасов отдельных видов водных биологических ресурсов мощностям рыбопромыслового флота, предназначенным для их вылова (добычи);

высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств;

структурные диспропорции и кризис в рыбохозяйственном комплексе, его дезинтеграция;

сырьевая направленность экспорта рыбной продукции;

слабое развитие финансово-кредитных отношений, отсутствие развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной инфраструктуры.

Исходя из основных проблем отрасли, в Концепции определяются цель развития рыбного хозяйства в Российской Федерации, а также задачи по выводу его из кризисного состояния и обеспечению эффективного развития.

Цель и задачи развития рыбного хозяйства Российской Федерации.

Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аква- и марикультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.

Достижение этой цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации, создания эффективной системы управления и предусматривает решение следующих задач:

разработка нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей задачам его эффективного развития;

формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающего прозрачность системы их распределения;

сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов, уменьшение промысловой нагрузки на эти ресурсы, в том числе путем стимулирования передислокации рыбопромыслового флота из исключительной экономической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, в районы действия международных конвенций по рыболовству и в открытые районы Мирового океана;

обеспечение соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов;

расширение проведения научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, совершенствование методов определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, развитие научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений рыбохозяйственного комплекса;

совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, обеспечение действенного государственного контроля за использованием и охраной водных биологических ресурсов в целях предотвращения и пресечения браконьерства и нарушений установленных правил рыболовства, а также нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж;

четкое разграничение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования водных биологических ресурсов;

разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими охрану водных биологических ресурсов;

развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, формирование генофондовых коллекций и маточных стад ценных видов этих ресурсов;

разработка комплексных мер по развитию аква- и марикультуры;

приоритетное развитие рыболовства в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее именуется - прибрежное рыболовство);

развитие береговой инфраструктуры рыбопромышленного комплекса;

разработка мер государственной поддержки отечественного судостроения и технического перевооружения рыбопромыслового флота;

создание условий для формирования развитого внутреннего рынка рыбной продукции, его эффективной функциональной инфраструктуры;

развитие системы информационного обеспечения рыбного хозяйства;

разработка государственной социальной стратегии в области рыбохозяйственного комплекса, обеспечивающей оптимальную занятость и доходы населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.

Направления и этапы обновления рыбодобывающего флота.

Основными направлениями являются:

совершенствование управления водными биологическими ресурсами;

регулирование промысловой деятельности и создание условий для поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации;

организация и развитие прибрежного рыболовства, аква- и марикультуры;

создание условий для работы российского рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана;

совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и их сохранение;

совершенствование проведения отраслевых научных исследований и системы образования.

Механизмы обновления рыбодобывающего флота и основные меры по совершенствованию использования водных биологических ресурсов.

Обновления рыбодобывающего флота предполагает:

государственное регулирование и контроль в сфере управления водными биологическими ресурсами;

разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;

координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях действий, направленных на обеспечение устойчивого развития рыбного хозяйства Российской Федерации;

систематизацию анализа и оценки информации о текущем состоянии отрасли.

Намеченные пути развития рыбного хозяйства Российской Федерации в долгосрочной перспективе создадут условия для роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной рыночной среды и повышения роли России как ведущей морской рыбопромышленной державы.

Использование водных биологических ресурсов предусматривается осуществлять для следующих целей:

обеспечение собственных потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле водных биологических ресурсов;

научные исследования;

рыбоводство;

прибрежное рыболовство в промышленных целях;

рыболовство во внутренних водоемах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в промышленных целях;

выполнение международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и рыбного хозяйства;

любительское и спортивное рыболовство.

Объемы квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для использования в научно-исследовательских целях предполагается уменьшить на величину квот, выделяемых для проведения в районах традиционного промысла контрольного лова отдельных видов водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке. Контрольный лов в этих районах должен осуществляться с участием специализированных научных организаций в пределах установленных промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.

Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и рыбоводных целях должны использоваться для проведения ресурсных исследований и контрольного лова в районах, запрещенных для промышленного рыболовства, тех видов ресурсов, которые не осваиваются либо промышленный промысел которых запрещен, для изучения анадромных видов рыб в морской период их жизни, для целей воспроизводства. Эти квоты должны осваиваться специализированными научно-исследовательскими и рыбоводными организациями.

Прибрежное рыболовство предполагается осуществлять маломерными рыбопромысловыми судами, стационарными и береговыми орудиями лова. Выловленная (добытая) при этом рыбная продукция должна поставляться на территорию Российской Федерации.

Организация прибрежного рыболовства предусматривает предоставление пользователям на долгосрочной и конкурсной основах рыбопромысловых участков в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Предполагается устанавливать предельно допустимые объемы вылова водных биологических ресурсов по участкам и видам ресурсов в процентном отношении от объемов их общего допустимого улова с учетом специфики прибрежных регионов.

В кратчайшие сроки должна быть организована работа по проведению инвентаризации и паспортизации рыбопромысловых участков, находящихся в пользовании рыбопромысловых предприятий.

При невозможности или нецелесообразности организации прибрежного рыболовства на основе предоставления рыбопромысловых участков распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов между пользователями предполагается организовать на долгосрочной и конкурсной основах.

Распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства предусматривается осуществлять совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, и с привлечением общественных объединений рыбаков.

Организация прибрежного рыболовства будет стимулировать развитие береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, социальной сферы населенных пунктов приморских регионов, создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.

Использование различных форм культивирования водных биологических ресурсов в целях развития прибрежного рыболовства также должно способствовать увеличению объемов производства рыбной продукции.

При организации вылова (добычи) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях предусматривается предоставление права пользования водными биологическими ресурсами на долгосрочной и долевой основах. Доли пользователей предполагается устанавливать в процентном отношении от ежегодных объемов общего допустимого улова отдельных видов водных биологических ресурсов исходя из выделенных пользователям в последние годы объемов квот на вылов (добычу) этих ресурсов.

Предусматривается возможность последующей реализации указанных долей на рыночной основе, а также их залога для получения ссуд в кредитных организациях.

Учитывая несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов, предполагается количество находящихся на рыбном промысле судов различных типов ограничить уровнем, обеспечивающим полное освоение общего допустимого улова отдельных видов водных биологических ресурсов.

При распределении квот на вылов (добычу) недоиспользуемых, перспективных и вновь разрешаемых к использованию видов водных биологических ресурсов, а также квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах будет использоваться конкурсный порядок их выделения пользователям.

Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для иностранных государств должны выделяться в соответствии с межправительственными соглашениями в области рыболовства.

Необходимо создать организационные и правовые предпосылки для стимулирования работы российского

промыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана.

Плата за квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемые Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству, должна взиматься в соответствии с нормами международного права и условиями международных договоров Российской Федерации. Распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в указанных зонах и районах между российскими пользователями предполагается осуществлять на конкурсной основе.

В целях совершенствования системы охраны водных биологических ресурсов следует расширить и укрепить взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за использованием водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Предусматривается активизация переговорного процесса по заключению с иностранными государствами соглашений о взаимном обмене информацией о выгрузках рыбной продукции в портах и о других мерах противодействия незаконному вывозу этой продукции.

Должны быть внесены в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие усиление ответственности за нарушение правил рыболовства, а также использование данных системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью рыбопромысловых судов в качестве доказательств при рассмотрении соответствующих правонарушений.

Совершенствование системы отраслевого образования и научного обеспечения будет направлено на оптимизацию структуры образовательных и научных организаций, сокращение их количества и формирование соответствующих центров на основных рыбопромысловых бассейнах. Следует усилить взаимодействие образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих научные разработки в области рыбного хозяйства.

Деятельность специализированных научно-исследовательских организаций предполагается сосредоточить на проведении ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов. Эти организации будут освобождены от несвойственных им функций.

Необходимо совершенствование системы управления деятельностью морских рыбных портов в целях обеспечения их конкурентоспособности по отношению к зарубежным портам, увеличения объема услуг, предоставляемых судам рыбопромыслового флота, а также поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации.

Развитие производственной инфраструктуры рыбных портов, обновление аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота должны осуществляться в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года и федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Необходимо разработать меры по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота, связанного с обслуживанием рыбопромысловых судов.

Должны осуществляться оптимизация использования имущества морских рыбных портов с учетом совершенствования технологического процесса в рыбопромышленном комплексе и паспортизация этого имущества.

Правовое обеспечение обновления рыбодобывающего флота.

Обновления рыбодобывающего флота предполагает разработку целостной нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование рыбохозяйственного комплекса на основе обеспечения последовательности и преемственности развития, а также унификации законодательства в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов.

В этих целях потребуются разработка и принятие ряда нормативных правовых актов, и в первую очередь закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, регулирующего многоплановые проблемы в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования этих ресурсов. На законодательном уровне должны быть закреплены нормы, касающиеся квотирования и лицензирования в области рыболовства, установлены основные права и обязанности пользователей этих ресурсов, а также полномочия органов государственной власти.

С принятием закона станет возможным единообразное понимание и применение правовых норм в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов.

Необходимо законодательно закрепить систему мер, стимулирующих промышленное выращивание ценных видов водных биологических ресурсов.

Потребуется внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в части усиления мер ответственности за правонарушения в области использования водных биологических ресурсов, а также охраны и государственного контроля за использованием этих ресурсов.

Необходимо в первоочередном порядке разработать и принять нормативные правовые акты по вопросам:

усиления государственного контроля за деятельностью юридических и физических лиц при осуществлении вылова рыб осетровых и лососевых видов, хранения, оборота и экспорта производимой из них продукции, включая икру;

распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

организации прибрежного рыболовства в Российской Федерации;

распределения выделяемых Российской Федерации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству;

вывоза продукции, произведенной из водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, за их пределы;

государственной регламентации и экспертизы проектов судов рыбопромыслового флота


1.2 Основные моменты инвестиционной программы обновления флота


Для сохранения улова рыбы бассейном в объеме примерно 1 млн. тонн, обеспеченном сырьевой базой в 1995, 2000, 2005 гг. по районам, необходимо пополнение рыбодобывающего флота новыми перспективными судами, взамен списываемых по возрасту и развитие береговой структуры.

Основными собственными источниками финансовых средств, как уже отмечалось выше, на приобретение нового флота и модернизацию береговой структуры являются амортизация и прибыль. Однако амортизационные отчисления на реновацию до 1991 г. централизовались на уровне Минрыбторга, а затем этот источник был обесценен реформой и инфляцией.

Новые накопления средств на приобретение новых судов за счет судов старой постройки невозможны из-за инфляции, кризисного финансового состояния рыбодобывающих предприятий и разрыва в стоимости эксплуатируемого флота и судов новостроя.

Привлечение сторонних отечественных инвесторов практически нереально. Брать средства в кредит, которых для нормальной производственно-хозяйственной деятельности необходимо несколько миллиардов рублей, под существующие банковские проценты означает поставить предприятие перед невыполнимыми долговыми обязательствами и довести их практически до состояния банкротов. К тому же финансовая политика кредитных учреждений в отношении предприятий сегодня такова, что они предоставляют в основном только краткосрочные кредиты под обоснованные гарантии. В существующей ситуации развитие флота возможно только за счет кредитов иностранных банков и других инвесторов, под льготные условия при государственной поддержке.

Для оценки возможности обновления рыбодобывающего флота АО «Севрыба» рассмотрим вариант приобретения новых судов в течение четырех лет в количестве, необходимом для вылова около 1 млн. тонн рыбы, обеспеченного на перспективу рыбными ресурсами сырьевой базы в отечественной 100-мильной зоне и других промысловых районах Северной Атлантики.

В качестве аналогов перспективных рыбопромысловых судов, приобретаемых при государственной поддержки за счет иностранных кредитов, приняты современные суда постройки Норвегии и Испании:

1.Судно типа Р-194 (Норвегия) - 40 метровый траулер - ярусник для промысла донных рыб и креветки.

2.Кормовой траулер-фабрика (Испания) - с усиленной ледовой защитой корпуса для промысла в северных широтах донных пород рыб, креветки и пелагических объектов с переработкой улова на борту.

3.Кормовой траулер-фабрика (Норвегия) - морозильный, типа «Стеркодер» для лова рыбы донным и разноглубинным тралами с обработкой улова на борту.

4.Сейнер-траулер (Норвегия) - для лова рыбы разноглубинным тралом и кошельковым неводом, оборудованный универсальными рыбными тралами, позволяющими принимать и сохранять рыбу наливом или мороженную.


1.3 Общее положение


Настоящее положение определяет единый порядок планирование рейсовых показателей работы добывающего судна. Обязательны для применения в производственных объединениях, самостоятельных предприятиях и производственных единицах добывающего флота всех бассейнов рыбной промышленности.

Планирование рейсовых показателей является конкретизацией годового планирования добывающего судна и осуществляется хозрасчетной группой планово-экономического отдела предприятия флота перед началом каждого рейса, результаты плановых расчетов по установленным на рейс показателям работы добывающего судна систематизируются в единой форме рейсового плана - отчета.

Рейсовый план - отчет является конкретным заданием судну на данный рейс и служит важнейшим документом для осуществления оперативного контроля за ходом выполнения рейсового и годового плановых заданий. Оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности судна, а также для оплаты труда экипажа и его стимулирования.

Разработка рейсового плана производится с учетом обеспечения выполнения годового плана судна, исходя из уточненного квартального графика его работы и действующих на предприятии флота нормативов.

К основным нормативам и официальным документам, используемым при составлении рейсового плана, относятся:

1 .Приказ по предприятию о вводе судна в эксплуатацию.

2.Эксплуатационно-технические нормативы.

3.Норма выпуска рыбы-сырца и выпуска рыбопродукции.

4.Штатное расписание судна.

5.Сдельные расценки.

Положение об условиях оплаты труда плавсостава добывающего флота.

Нормы расхода материальных ценностей.

Цены и тарифы.

Планирование рейсовых показателей производится по таблицам единой формы рейсового плана-отчета, о проведении всякого рода промежуточных и вспомогательных расчетов по разовым формам и таблицам, принятым на данном предприятии флота.

Показатели рейсового плана подразделяются на основные, по результатам выполнения которых производится окончательная оценка работы судна за рейс и расчетные, которые являются необходимым экономическим обоснованием основных показателей.

К основным показателям рейсового плана добывающего судна относятся:

1 .Добыча рыбы-сырца.

2. Направление рыбы-сырца на выпуск пищевой рыбопродукции.

3.Общий выпуск рыбопродукции в натуральном выражении, в том числе пищевой рыбопродукции по видам обработки и экспортной рыбопродукции.

4.Товарная продукция, в том числе пищевая.

5.Прибыль.

К расчетным показателям рейсового плана судна относятся:

1.Эксплуатационные показатели (режим работы судна).

2. Показатели по труду (численность экипажа, фонд заработной платы, производительность труда).

3.Экономические показатели (расходы по статьям затрат, финансовый результат).

В систему показателей единой формы рейсового плана - отчета добывающего судна в отдельных частных случаях могут вноситься дополнения применительно к конкретным условиям и специфике производственно-хозяйственной деятельности судна данного предприятия флота.

Расчеты показателей рейсового плана рассматриваются заинтересованными отделами и службами предприятия флота при участии капитана судна и после окончательного согласования проекта плана, последний утверждается в установленном порядке.

Экономические показатели рейсового плана включают в себя расходы по отдельным статьям затрат и в целом полную себестоимость единицы обезличенной рыбопродукции и итоговый финансовый результат деятельности судна за данный рейс.

К числу статей затрат эксплуатационных расходов относятся:

1.Стоимость основных и вспомогательных материалов.

2.Стоимость тары.

3.Стоимость тарных и упаковочных материалов.

4.Затраты на износ и орудий лова.

5.Затраты на промснаряжение и промысловый инвентарь по видам орудия лова и районов промысла.

6.Основная и дополнительная зарплата с отчислениями на социальное страхование.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8.Транспортные расходы.

9.Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (в том числе топливо, амортизация,текущий ремонт).

Косвенные расходы.

Внепроизводственные расходы.

Себестоимость единицы рыбопродукции за рейсовый период работы судна определяется в упрощенном порядке исходя из общей суммы расходов по статьям затрат и общего количества выпускаемой рыбопродукции (полная себестоимость одной тонны обезличенной продукции).

В необходимых случаях себестоимость рыбопродукции запланированной на рейс может определяться также по видам обработки, разделки и по видовому составу.

Планирование доходов по судну на рейс производится исходя из количества и качества рыбопродукции (рыбы-сырца) сдаваемой судном (товарная продукция).

Финансовый результат деятельности судна в планируемом рейсе, то есть плановая прибыль, устанавливается как разница между общими доходами от сдачи рыбопродукции (в оптовых или розничных ценах) и оказание различных услуг другим судам, и общей суммой расходов по судну.

Уровень финансовой деятельности судна в рейсе характеризуется рентабельностью, которая определяется как отношение планируемой судну на рейс прибыли.

Расчет расходов добывающего судна по отдельным статьям производится в следующем порядке:

1 .Затраты на основные и вспомогательные материалы.

2.Затраты на износ и ремонт орудий лова.

3.Затраты на топливо, смазочные материалы и воду.

4.Транспортные расходы.

5.Затраты на амортизацию и цеховые расходы.


Таблица

Показатель Тип судна

Р-194 Кормовой траулер «Стеркодер» Сейнер-траулер
Вылов донным тралом 3522,6 5526 2472 -
Вылов креветки (донный лов) 351,5 1592,8 - -
Вылов пелагическим тралом - - 8781,76 14070,18
Вылов кошельковым неводом (путассу) - - - 11957

2. Расчетная часть


2.1 Расчет вылова рыбы


Исходными данными для этого расчета являются:

количество приобретенных судов, по типам в соответствии с выполняемым вариантом;

эксплуатационно-производственные показатели;

данные о видовом составе вылова;

Годовой объем вылова рыбы определяется по формуле:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- норма вылова за сутки промысла, в тоннах;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- время промысловой работы судна в рейсе, в сутках;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- количество рейсов в год, в единицах.

Например, годовой вылов сайки пелагическим тралом судном типа «Стеркодер»:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флотат.


Вылов рыбы по породному составу:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- годовой вылов рыбы Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота-го вида (Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота) в тоннах;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- годовой объем вылова рыбы исходным орудием лова, в тоннах;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- %-ое соотношение видового состава рыб в том или ином районе промысла к общему вылову рыбы, обеспеченному исходным орудием лова, в %.

Например, годовой вылов сайки:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флотат.


Таблица 1

Расчет годового вылова рыбы, т.

Показатель Тип судна

Р-194

Кормовой

траулер

"Стеркодер"

Сейнер-

траулер

Итого
Количество судов 28 13 23 16 80
Вылов донным тралом 98632,8 71838 56856 - 227326,8
В том числе:




треска 68845,7 50286,6 39685,5 - 158817,8
пикша 19923,8 14583,1 2046,8 - 36553,7
камбала 2761,7 2514,3 284,3 - 5560,3
палтус 2564,5 2873,5 11428,1 - 16866,1
зубатка 2761,7 1077,6 3411,4 - 7250,7
окунь 1775,4 502,9
- 2278,3
Вылов креветки (донный лов) 9842 20706,4
- 30548,4
Вылов пелагическим тралом - - 201980,5 225122,9 427103,4
В том числе: сельдь - - - 42548,2 42548,2
путассу - - - 4502,5 4502,5
макрурус - - 44435,7 - 44435,7
сайка - - 29691,1 - 29691,1
окунь - - 42617,9 - 42617,9
скумбрия - - - 42548,2 42548,2
мойва - - 29691,1 84871,3 114562,4
хек - - 55544,6 - 55544,6
прочие - - - 50652,6 50652,6
Вылов кошельковым неводом - - - 191312 191312
В том числе путассу - - -





191312 191312

Итого вылов за год

108474,8 92544,4 258836,5 416434,9 876290,6

2.2 Расчет выпуска рыбопродукции


Сначала по заданному %-му соотношению следует определить объемы рыбы-сырца, направляемые на тот или иной вид разделки. Используя нормы выхода готовой продукции или расхода рыбы-сырца для производства одной тонны готовой продукции, определяется объем выпуска в ассортименте. Стоимостная оценка готовой продукции получается путем умножения объема продукции в натуральном измерении на отпускные цены предприятия за единицу продукции. Объем выпуска продукции i-го вида:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота - годовой вылов рыбы i-го вида, в тоннах;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- доля рыбы-сырца i-го вида, направляемого на разделку j-ым способом;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- процент выхода готовой продукции к весу неразделанной рыбы-сырца.

Объем выпуска рыбьего жира:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- годовой вылов рыбы тресковых пород, направляемый на разделку (треска, пикша), в тоннах;

0,05 – доля печени в общем объеме рыбы-сырца (5%);

2,639 – норма расхода печени на изготовление одной тонны жира, в тоннах;

Объем выпуска рыбной муки (только «Стеркодер»):


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- объем вылова рыбы-сырца i-го вида (или отходов), направляемого на изготовление рыбной муки; Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- норма расхода рыбы-сырца (или отходов) на производство одной тонны рыбной муки, в тоннах.

Кормовой фарш (объем выпуска):


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


гдеЭкономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- доля отходов к весу неразделанной рыбы сырца;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- выход готовой продукции, в %.

Головы палтуса:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- годовой вылов палтуса, в тоннах;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- доля рыбы-сырца (палтуса) от общего годового вылова (палтуса), направляемого на разделку;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- доля отходов к весу неразделанной рыбы-сырца;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- выход готовой продукции (голов палтуса), в %.

Стоимость готовой продукции (доходы от реализации);


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- объем выпуска готовой продукции i-го вида j-го способа разделки, в тоннах;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- ориентировочная отпускная цена за одну тонну, в тыс. руб.


Таблица 2

Расчет выпуска рыбопродукции, т.

Наименование,

вид разделки

Тип судна

Р-194

Кормовой

траулер

"Стеркодер"

Сейнер-

траулер

Итого

Количество судов

28 13 23 16 80
Филе мороженное




трески 27538,3 20114,6 15874,2 - 63527,1
пикши 7969,5 5833,2 818,7 - 14621,4
Мороженная разделанная




палтус б/г 1995,2 2235,6 8891,1 - 13121,9
окунь б/г 1175,3 332,9 28213 - 29721,2
камбала б/г 2154,1 1961,2 221,8 - 4337,1
хек б/г - - 36770,5 - 36770,5
макрурус б/г - - 21018,1 - 21018,1
зубатка б/г 1878 732,8 2319,8 - 4930,6
Мороженная неразделанная




сельдь с/г - - - 12942,7 12942,7
путассу с/г - - - 47734,7 47734,7
скумбрия с/г - - - 12827,6 12827,6
мойва с/г - - - 20689,5 20689,5
креветка 9507,4 20002,4 - - 29509,8
Охлажденная неразделанная




сельдь с/г - - - 28464,7 28464,7
скумбрия с/г - - - 29656,1 29656,1
путассу с/г - - - 147839,9 147839,9
мойва с/г - - - 64077,8 64077,8
прочая с/г - - - 50652,6 50652,6
Головы палтуса 379,7 425,5 1692,2 - 2497,4
Рыбная мука (из сайки и мойвы) - - 10680,3 - 10680,3
Рыбий жир (от печени) 1681,9 1229,1 790,7 - 3701,7
Кормовой фарш (отходы от разделанной рыбы) 17436,2 12596,8 26078,9 0 56111,9
Итого выпуск продукции 71715,6 65464,1 153369,3 414885,6 705434,6

Таблица 3

Расчет стоимости готовой продукции, млн. руб.

Наименование,

вид разделки

Тип судна

Р-194

Кормовой

траулер

"Стеркодер"

Сейнер-

траулер

Итого
Количество судов 28 13 23 16 80
Филе мороженное




трески 372593,2 272150,5 214777,9 - 859521,6
пикши 105117,7 76939,9 10798,7 - 192856,3
Мороженная разделанная




палтус б/г 32142,7 36015,5 143235,6 - 211393,8
окунь б/г 4054,8 1148,5 97334,9 - 102538,2
камбала б/г 7108,5 6472 731,9 - 14312,4
хек б/г - - 121342,7 - 121342,7
макрурус б/г - - 55487,8 - 55487,8
зубатка б/г 9690,5 3781,2 11970,2 - 25441,9
Мороженная неразделанная




сельдь с/г - - - 28215,1 28215,1
путассу с/г - - - 104061,6 104061,6
скумбрия с/г - - - 27964,2 27964,2
мойва с/г - - - 45103,1 45103,1
креветка 57044,4 120014,4 - - 177058,8
Охлажденная неразделанная




сельдь с/г - - - 62053 62053
скумбрия с/г - - - 64650,3 64650,3
путассу с/г - - - 322291 322291
мойва с/г - - - 139689,6 139689,6
прочая с/г - - - 75978,9 75978,9
Головы палтуса 3671,7 4114,6 16363,6
24149,9
Рыбная мука (из сайки и мойвы) - - 22962,6 - 22962,6
Рыбий жир (от печени) 3616,1 2642,6 1700 - 7958,7
Кормовой фарш (отходы от разделанной рыбы) 22492,7 16249,9 33641,8 - 72384,4
Итого 617532,3 539529,1 730347,7 870006,8 2757415,9

2.3 Расчет экономических показателей


Эксплуатационные расходы определяются в соответствии с положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ с последующими дополнениями и изменениями.

Себестоимость одной тонны готовой рыбопродукции:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где, Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- эксплуатационные годовые расходы на выпуск всей рыбопродукции, в млн.руб.;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- объем выпуска рыбопродукции, в тоннах.

Средняя стоимость одной тонны рыбопродукции, в млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- доходы от реализации (стоимости) готовой рыбопродукции, в млн.руб. Прибыль от реализации, в млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Сумма прибыли, отчисляемая в госбюджет (налог на прибыль предприятия), млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- ставка налога на прибыль, в %.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Размер прибыли, оставляемый на предприятии в резерве (на непредвиденные, неучтенные расходы), в млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- размер резерва, в %.


Сумма амортизационных отчислений за реновацию (восстановление):


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- годовая норма амортизационных отчислений, в %;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- балансовая стоимость судна, в млн.руб.

Сумма средств на воспроизводство, направляемая для расчетов с банком за кредит, в млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Срок окупаемости судна, лет:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Таблица 4

Расчет экономических показателей, млн. руб.

Показатель ТИП СУДНА

Р-194 Кормовой траулер Стеркодер Сейнер траулер ИТОГО
Количество судов 28 13 23 16 80

Стоимость готовой рыбопродукции (Д)

617532,3 539529,1 730347,7 870006,8 2757415,9
Средняя стоимость 1т (ц) готовой рыбопродукции 8,6 8,2 4,8 2,1 3,9
Эксплуатационные годовые расходы (З) 366800 317070 442290 532800 1658960
в том числе:




расходы на команду 184296 159328 222226 267728 833578
расходы на эксплуатацию судна 182504 157742 220064 265072 825382
Себестоимость 1т готовой продукции (С) 5,1 4,8 2,9 1,3 2,4
Прибыль от реализации рыбопродукции (Пр) 250732,3 222459,1 288057,7 337206,8 1098455,9
Сумма прибыли, отчисленная в госбюджет (Пн) 87756,3 77860,7 100820,2 118022,4 384459,6
Чистая прибыль (Пч) 162976 144598,4 187237,5 219184,4 713996,3
Размер прибыли, оставляемой в резерве предприятия (Пп) 16297,6 14459,8 18723,8 21918,4 71399,6
Балансовая стоимость судов (Б) 910000 1072500 1725000 824000 4531500
Амортизационные отчисления (A) 50960 60060 96600 46144 253764
Сумма средств на воспроизводство, представляемая к выплате за кредит (К) 197638,4 190198,6 265113,7 243410 896360,7
Срок окупаемости судна, лет (Tоk) 4,6 5,6 6,5 3,4 5,1

2.4 Расчет погашения кредита банка на приобретение новых судов


Сумма наемных средств, необходимая предприятию для приобретения новых судов:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- сумма займов в i-ом году для приобретения судов j-го типа судна;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- покупная стоимость j-го типа судна;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- количество судов j-го типа приобретаемых в i-ом году.

Сумма долга, перечисляемая банку в счет погашения кредита, находится исходя из сроков окупаемости судов:

ежегодно:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где, Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- срок окупаемости j-го типа судна;

последний нецелый год:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


Плата за пользование кредитом находится исходя из условия ежегодной ставки, равной 10% от суммы долга:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флотаи т.д.

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота, Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота, Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота, …, Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- плата за кредит за соответствующий год.

Общий долг банку за кредит и пользование кредитом:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Таблица 5

Расчет погашения, млн. руб.

Тип судна – «Стеркодер»

Стоимость судна - 75000 млн. руб.

2007 33
2475000,0

Выплата

банку


57115,4 244038,5 244038,5 583269,2 545192,2 507115,2 453461,1 346153,4 201922,8 69230,7
3426922,0





Оплата

кредита


22500,0 94038,5 154038,5 202500,0 164423,0 126346,0 89999,7 57691,8 28845,8 11538,3
951921,6





Основной

долг


34615,4 150000,0 265384,6 380769,2 380769,2 380769,2 363461,4 288461,6 173077,0 57692,4
2475000,0
2006 10
750000,0

Выплата

банку


- - - 190384,6 178846,1 167307,6 155769,1 144230,6 132692,1 69230,7
1038461,0





Оплата

кредита


- - - 75000,0 63461,5 51923,0 40384,5 28846,0 17307,5 11538,3
288460,8





Основной

долг


- - - 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 57692,4
750000,0
2005 10
750000,0

Выплата

банку


- - 190384,6 178846,1 167307,6 155769,1 144230,6 132692,1 69230,7 -
1038461,0





Оплата

кредита


- - 75000,0 63461,5 51923,0 40384,5 28846,0 17307,5 11538,3 -
288460,8





Основной

долг


- - 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 57692,4 --
750000,0
2004 10
750000,0

Выплата

банку


- 190384,6 178846,1 167307,6 155769,1 144230,6 132692,1 69230,7 - -
1038461,0





Оплата

кредита


- 75000,0 63461,5 51923,0 40384,5 28846,0 17307,5 11538,3 - -
288460,8





Основной

долг


- 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 115384,6 57692,4 - -
750000,0
2003 3
225000,0

Выплата

банку


57115,4


53653,9 50192,4 46730,9 43269,4 39807,9 20769,3 - - -
311539,2





Оплата

кредита


22500 19038,5 15577

12115,5


8654 5192,5 3461,7 - - -
86539,2





Основной

долг


34615,4 34615,4 34615,4 34615,4 34615,4 34615,4 17307,6 - - -
225000
Поступление по годам Количество судов
Сумма займа
Погашение займа по годам
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Итого

Таблица 6

Расчет погашения, млн. руб.

Тип судна – «P - 194»

Стоимость судна - 32500 млн. руб.

2007 28
910000

Выплата

банку


10315,2 102445,7 188217,5 267630,6 245304,6 198391,2 118271,6 44510,7 - -
1175087





Оплата

кредита


3250 31793,5 53978,3 69804,4 50304,4 33065,2 16532,6 6358,7 - -
265087,1





Основной

долг


7065,2 70652,2 134239,2 197826,2 195000,2 165326 101739 38152 - -
910000
2006 9
292500

Выплата

банку


- - - 92837 86478,3 80119,6 73760,9 44510,7 - -
377706,5





Оплата

кредита


- - - 29250 22891,3 16532,6 10173,9 6358,7 - -
85206,5





Основной

долг


- - - 63587 63587 63587 63587 38152 - -
292500
2005 9
292500

Выплата

банку


- - 92837 86478,3 80119,6 73760,9 44510,7 - - -
377706,5





Оплата

кредита


- - 29250 22891,3 16532,6 10173,9 6358,7 - - -
85206,5





Основной

долг


- - 63587 63587 63587 63587 38152 - - --
292500
2004 9
292500

Выплата

банку


- 92837 86478,3 80199,6 73760,9 44510,7 - - - -
3777706,5





Оплата

кредита


- 29250 22891,3 16532,6 10173,9 6358,7 - - - -
85206,5





Основной

долг


- 63587 63587 63587 63587 38152 - - - -
292500
2003 1
32500

Выплата

банку


10315,2 9608,7 8902,2 8195,7 4945,8 - - - - -
41967,6





Оплата

кредита


3250 2543,5 1837 1130,5 706,6 - - - - -
9467,6





Основной

долг


7065,2 7065,2 7065,2 7065,2 4239,2 - - - - -
32500
Поступление по годам Количество судов
Сумма займа
Погашение займа по годам
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Итого

Таблица 7

Расчет погашения, млн. руб.

Тип судна – «Кормовой траулер»

Стоимость судна - 82500 млн. руб.

2007 13
1237500

Выплата

банку


68946,4 156455,4 238071,5 313794,7 271366,2 222749,7 183856,6 109606,7 41249,7 -
1606097





Оплата

кредита


24750 53330,4 76107,9 92812,5 68062,4 45963,9 30642,2 15321,1 5892,7 -
412793,3





Основной

долг


44196,4 103125 162053,6 220982,2 220982,2 203303,8 153214,2 94285,6 35357,0 -
1237500
2006 4
330000,0

Выплата

банку


- - - 91928,6 86035,7 80142,8 74249,9 68357,0 41249,7 -
441963,7





Оплата

кредита


- - - 33000,0 27107,1 21214,2 15321,3 9428,4 5892,7 -
111963,7





Основной

долг


- - - 58928,6 58928,6 58928,6 58928,6 58928,6 35357,0 -
330000,0
2005 4
330000,0

Выплата

банку


- - 91928,6 86035,7 80142,8 74249,9 68357,0 41249,7 - -
441963,7





Оплата

кредита


- - 33000,0 27107,1 21214,2 15321,3 9428,4 5892,7 - -
111963,7





Основной

долг


- - 58928,6 58928,6 58928,6 58928,6 58928,6 35357,0 - --
330000,0
2004 4
330000,0

Выплата

банку


- 91928,6 86035,7 80142,8 74249,9 68357,0 41249,7 - - -
441963,7





Оплата

кредита


- 33000,0 27107,1 21214,2 15321,3 9428,4 5892,7 - - -
111963,7





Основной

долг


- 58928,6 58928,6 58928,6 58928,6 58928,6 35357,0 - - -
330000,0
2003 3
247500

Выплата

банку


68946,4 64526,8 60107,2 55687,6 51268 30937,8 - - - -
331473,8





Оплата

кредита


24750 20330,4 15910,8 11491,2 7071,6 4419,8 - - - -
83973,8





Основной

долг


44196,4 44196,4 44196,4 44196,4 44196,4 26518 - - - -
247500
Поступление по годам Количество судов
Сумма займа
Погашение займа по годам
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Итого

Таблица 8

Расчет погашения, млн. руб.

Тип судна – «Сейнер - траулер»

Стоимость судна - 51500 млн. руб.

2007 16
824000,0

Выплата

банку


81188,2 156317,6 225388,2 255682,5 174494,3 99364,9 30294,3 - - -
1022730,0





Оплата

кредита


20600,0 35141,2 43623,6 49682,5 29082,5 14541,3 6058,9 - - -
198730,0





Основной

долг


60588,2 121176,4 181764,6 206000,0 145411,8 84823,6 24235,4 - - -
824000,0
2006 4
206000,0

Выплата

банку


- - - 81188,2 75129,4 69070,6 30294,3 - - -
255682,5





Оплата

кредита


- - - 20600,0 14541,2 8482,4 6058,9 - - -
49682,5





Основной

долг


- - - 60588,2 60588,2 60588,2 24235,4 - - -
206000,0
2005 4
206000,0

Выплата

банку


- - 81188,2 75129,4 69070,6 30294,3 - - - -
255682,5





Оплата

кредита


- - 20600,0 14541,2 8482,4 6058,9 - - - -
49682,5





Основной

долг


- - 60588,2 60588,2 60588,2 24235,4 - - - --
206000,0
2004 4
206000,0

Выплата

банку


- 81188,2 75129,4 69070,6 30294,3 - - - - -
255682,5





Оплата

кредита


- 20600,0 14541,2 8482,4 6058,9 - - - - -
49682,5





Основной

долг


- 60588,2 60588,2 60588,2 24235,4 - - - - -
206000,0
2003 4
206000,0

Выплата

банку


81188,2 75129,4 69070,6 30294,3 - - - - - -
255682,5





Оплата

кредита


20600,0 14541,2 8482,4 6058,9 - - - - - -
49682,5





Основной

долг


60588,2 60588,2 60588,2 24235,4 - - - - - -
206000,0
Поступление по годам Количество судов
Сумма займа
Погашение займа по годам
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Итого

2.5 Расчет средств на воспроизводство


Средства на воспроизводство представляет собой сумму денежных ресурсов, которыми располагает предприятие для инвестирования производства и которые расходует на его реконструкцию, обновление, модернизацию, расширение. В рассматриваемом случае, когда обновление флота происходит за счет кредита банков силу недостаточности собственных источников все свободные средства, получаемые от результатов промысловой деятельности новых судов, направляется на покрытие долга и погашение %-ов за кредит. В качестве дополнительного источника первые четыре года привлекаются доходы, получаемые от промысловой деятельности специально созданной группы отечественных судов.

Расчет средств на воспроизводство производится следующим образом:


2003 г. Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

2004 г. Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

2005 г. Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

2006 г. Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

2007 г. Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

2008-2012 гг. Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после расчета с бюджетом по налогам по i-му типу судна, в млн.руб.;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- резерв от прибыли, оставляемый предприятием на непредвиденные расходы (10%, начиная с 2007 года);

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- годовая сумма амортизационных отчислений на реновацию по i-му типу судна, в млн.руб.;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- количество судов i-го типа, поступающих соответственно в 2004, 2005, 2006, 2007 гг., в единицах.


Таблица 9

Средства на воспроизводство, млн. руб.

Итого за период погашения
- 1522015,5
- 1765433,6
- 2967195,8
- 1991117,0
- 8245761,9 -
8245761,9
2012
- 197638,4
- 219459,9
- 380380,6
- 243410,0
- 1040888,9 -
1040888,9
2011
- 197638,4
- 219459,9
- 380380,6
- 243410,0
- 1040888,9 -
1040888,9
2010
- 197638,4
- 219459,9
- 380380,6
- 243410,0
- 1040888,9 -
1040888,9
2009
- 197638,4
- 219459,9
- 380380,6
- 243410,0
- 1040888,9 -
1040888,9
2008
- 197638,4
- 219459,9
- 380380,6
- 243410,0
- 1040888,9 -
1040888,9
2007
- 197638,4
- 219459,9
- 380380,6
- 243410,0
- 1040888,9 -
1040888,9
2006
9 179553,4
4 204658,4
10 345540,2
4 232162,4
27 961915,5 146417,0
1108332,5
2005
9 110788,3
4 141686,6
10 222133,0
4 165830,3
27 640438,9 202141,0
842579,9
2004
9 42023,1
4 78714,8
10 98726,1
4 99498,2
27 318962,2 226559,0
545521,2
2003
1 3820,3
3 23614,4
3 18511,1
4 33166,1
1 79111,9 238198,0
317309,9
Показатель
Количество судов Р – 194
Количество судов Кормовой траулер
Количество судов «Стеркодер»
Количество судов Сейнер-траулер
Итого по новым судам
Группа отечественных судов
Всего средств на воспроизводство

2.6 Сводный расчет


Назначением данного расчета является сведение в единую таблицу результатов предыдущих расчетов, определение общих итогов по всем судам и годам, выявление недостатков (или излишков) средств у предприятия в целом для оплаты кредита банку и пользования кредитом, анализ полученных результатов и их оценка.

Количество судов, приобретаемых в очередной j-ый год, в единицах:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- количество судов i-го типа, приобретаемых в очередной j-ый год.

Размер кредита в год, млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- балансовая стоимость i-го типа судна.

Оплата банку за кредит и его погашение (плата за пользование кредитом):


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- сумма долга банку за кредит и его погашение по i-му типу судна в очередной j-ый год.

Средства на воспроизводство от новых судов, в млн.руб.:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота,


где Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота- средства на воспроизводство i-го типа судна в очередной j-ый год. Средства на воспроизводство от промысловой деятельности специально созданной группы отечественных судов (Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота):


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота;

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Недостаток (излишек) средств для оплаты банку за кредит и погашение кредита:


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Таблица 10

Сводный расчет, млн. руб.

Итого
92
5446500
7230835,6
8245761,9
813315
1828241,3
2012


-
69230,7
1040888,9
-
971568,2
2011


-
243172,5
1040888,9
-
797716,4
2010


-
500270,8
1040888,9
-
540618,1
2009


-
785883,6
1040888,9
-
155005,3
2008


-
1027621
1040888,9
-
13267,9
2007


-
1236357,3
1040888,9
-
-195468,4
2006
27
1578500
1420377
961915,5
146417
-312044,5
2005
27
1578500
1071100,3
640438,9
202141
-228520,4
2004
27
1578500
659257,2
318962,2
226559
-113736
2003
11
711000
217565,2
79111,9
238198,0
99744,7
Показатель
Количество судов, ед.
Размер кредита
Оплата банку за кредит и его погашение
Средства на воспроизводство от новых судов
Средства от деятельности группы отечественных судов
Недостаток (излишек) средств для оплаты банку за кредит и его погашение

3. Графическая часть


3.1 Графическое представление недостатка (избытка) средств для оплаты кредита и его погашение


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


3.2 Графическое представление погашение кредита на судно типа


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота

Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота


Заключение


Как показывают расчеты, выполненные по 7 варианту, для приобретения новых судов в количестве 80 единиц, обеспечивающих вылов в объеме 876290,6 т., потребуются льготные кредиты банков в сумме 5446500млн. руб., а общая сумма платежей составит 7230835,6млн. руб.

В первые четыре года работы новых судов размер средств на воспроизводство составит 2000428,5 млн. руб., в том числе за:

2003г. 79111,9 млн. руб.

2004г. 318962,2 млн. руб.

2005г. 640438,9 млн. руб.

2006г. 961915,5 млн. руб.

В последующие годы работы 80 единиц новых судов размер средств на воспроизводство составит ежегодно 1040888,9 млн. руб.

Сумма платежей банкам за кредит за первые четыре года составит 3368299,7млн. руб. и за 2007г. 1236357,3 млн. руб.

Если источником покрытия платежей банкам за кредит являются результаты промысловой деятельности только новых судов, то недостаток средств составит за 2004–2008гг. 849769,3 млн. руб. Начиная с 2009г. средств на воспроизводство от деятельности новых судов вполне достаточно для покрытия платежей банкам, и оставшаяся часть средств может накапливаться для следующего этапа развития производства.

Средства, полученные от промысловой деятельности специально созданной группы среднетоннажных отечественных судов, которые могут также быть использованы на покрытие платежей банкам за кредиты, составят 813315 млн. руб., в том числе за:

2003г. 238198 млн. руб.

2004г. 226559млн. руб.

2005г. 202141 млн. руб.

2006г. 146417 млн. руб.

Размеры средств от работы судов этой группы позволяют обеспечить необходимые средства для покрытия платежей за кредиты только в 2003г.

В целом размер превышения составит 1828241,3млн. руб.

Выполненные расчеты и анализ конечных результатов показывают целесообразность обновления рыбодобывающего флота по данному варианту.

Одновременно с этим основным выводом возникает проблема поиска дополнительных источников инвестирования в период с 2004 по 2007гг.

В качестве дополнительных источников могут быть рассмотрены следующие:

государственные бюджетные ассигнования

целевые льготные государственные кредиты

выпуск акций для продажи юридическим и физическим лицам под ежегодные дивиденды за счет промысловой деятельности новых судов.

Список используемой литературы


1. Звонарева Н. С. Методическое пособие «Экономическое обоснование целесообразности обновления рыбодобывающего флота» - Мурманск: МГАРФ, 1995

2. Давыдов Н. С. Оценка современного состояния рыбодобывающего флота // Рыбное хозяйство, 1998 № 4

3. Лоскутов В. И. Основные моменты инвестиционной программы обновления флота – Мурманск: МГТУ, 1999

4. Шатин К. Л. Государственная программа развития рыбопромыслового флота на период 1995 – 2005 // Рыбное хозяйство, 1996 № 1

5. Романов Е.А. Экономика рыбохозяйственного комплекса – М.: Мир, 2005.

6.Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года

7.Азизов Я.М., Студенецкий С.А., Шпаченков Ю.А. Рыбное хозяйство России на рубеже веков. М.: Рыбное хозяйство, 2000.

8.Экономические проблемы развития рыбного хозяйства России. Научно-практическая конференция: сборник материалов. Под ред. Ю.И. Кокорева, А.Н. Силкина. М.: 2003.

9.Корельский В.Ф. Можно ли спасти рыбное хозяйство «Вестник РАН», М.: Наука, том 70, 6, 2000.

Рефетека ру refoteka@gmail.com