Введение
Российская экономика представляла собой величайший парадокс ХХв. С одной стороны, на протяжении нескольких десятилетий Россия занимала второе место в мире по темпам роста и объему выпускаемой продукции. Все эти видимые успехи достигались для создания передового общества под лозунгом «догнать и перегнать». Творцами и строителями этого общества являлись советские люди, которые были довольны результатом своих деяний, величием и мощностью своей страны. С другой стороны, страна выбрала совершенно неверную, неэффективную модель экономики. Рост экономики носил экстенсивный характер, следствием чего сложилась ее неэффективность, неконкурентность и технологическая отсталость.
Именно эта командно-административная сталинская модель экономики лежала в основе углубления противоречий в развитии экономики. Таким являлась, например: расточительность ресурсов: использование всех без исключения, массовая эксплуатация народа, получавший заработную плату по уравнительной системе распределения доходов, исключая производительности рабочей силы.
Именно это и послужило причиной для проведения координальных экономических реформ, дабы искоренить те противоречия и недостатки сталинской модели, вводившие экономику в глубочайшие депрессии. Экономические реформы стали проводится с 1992 года. Начало реформ совпадало с развалом СССР, и поэтому преобразования должны были быть радикальными. Этот период для страны был не из легких, и поэтому дальнейших кризисов было не избежать, так как реформы представляют собой цепную реакцию: непродуманное проведение реформ может повлиять на экономику в целом и как следствие возникновение новых проблем при дальнейшем реформировании.
Кризис в экономике чреват полной разрухой и деградацией. Поэтому требуется полный и глубокий анализ этого явления, приобретавшего в переходный период новые черты. В данной работе производится полный анализ причин и последствий кризисов. Всестороннее исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства и принять правильные и эффективные меры по устранению потерь и сокращению ее продолжительности, найти наиболее радикальные пути выхода для дальнейшего поднятия экономики, что и является основной целью выполняемой работы.
1. Теория экономического цикла
1.1 Экономический цикл. Фазы цикла
Теория экономических циклов, также как и теория экономического роста, относятся к теории экономической динамики, объясняющей движение народного хозяйства. Если теория экономического роста исследует причины и условия роста как долговременная тенденция, то теория циклов – причины колебаний во времени.
Экономическую коньюнктуру образует такие факторы, как направление и степень изменение совокупных экономических показателей, характеризующих равновесное развитие экономики.
Природа экономических циклов до сих пор остается малоизученной и не доказанной. Исследователей, занимающихся изучением изменения экономической коньюнктуры, условно можно разделить на тех, кто признает существование периодически повторяющихся циклов в общественной жизни, и тех, кто считают, что экономические циклы проявляются с регулярностью приливов и отливов.
Представители первого течения, к которым относятся самые авторитетные ученые современной неоклассической школы, считают, что циклы являются следствием случайных и неожиданных воздействий (импульсов или шоков) на экономическую систему. Основы этого направления были заложены в 1927 году советским экономистом Е.Е. Слуцким (1880-1948 гг.).
Представители второго направления склонны рассматривать цикл как своеобразную первооснову, элементарный неделимый «атом» реального мира. Цикл, в данной трактовке, - это особое, универсальное и абсолютное образование материального мира. Структуру цикла образуют два противоположных материальных объекта, которые находятся в нем в процессе взаимодействия.*
Экономический цикл состоит из следующих фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем. Главной фазой здесь является кризис, с которого начинается и заканчивается цикл. В ней выражаются основные черты и противоречия циклического процесса воспроизводства.
Рисунок 1 Экономический цикл и его фазы
Кризис – это резкое нарушение существующего равновесия, вследствие нараставших диспропорций экономических показателей. На этом промежутки возникает снижение совокупного спроса и, как следствие, избыточное предложение. Так как спрос сокращается, возникают проблемы с реализацией готовой продукции и увеличивается безработица. Происходит сокращение всех экономических показателей. Все виды доходов, в том числе заработная плата, инвестиции, прибыль, а также цены начинают снижаться быстрыми темпами. Из-за парализованного капитала, хранившегося в виде нереализованного товара, возникает острый недостаток денежный средств для оплаты постоянных издержек, поэтому быстро растет плата за кредит – ставка ссудного процента. Курсы акций и облигаций, а также других ценных бумаг начинают снижаться, поэтому наступает волна банкротства и массового закрытия предприятий. Кризис завершается с наступлением депрессии.
Депрессия, или застой, - на этом этапе наступает постепенная стабилизация. Падение таких показателей, как: ВВП, объем производства промышленной продукции и другие – начинает медленно снижаться. Цены, заработная плата постепенно начинают повышаться. Понижается ставка ссудного процента, так как деловая активность не высока и спрос на деньги относительно невелик.
Оживление – эта фаза, характеризуется периодом роста после некоторой стабилизации. Эта фаза цикла, как правило, не носит ярко выраженного характера, с резким и четким началом, но здесь все экономические показатели отображают полную картину экономической ситуации, появляются тенденции положительного роста. Начинается постоянный рост занятости, заработной платы, прибыли, ставка ссудного процента. Таким образом, фаза оживления переходит в следующую и заключительную фазу подъема.
Подъем – происходит рост всех макроэкономических показателей, постоянный рост цен компенсируется ростом заработной платы и прибыли. Растущий объем производства поглощается растущим спросом, увеличивается занятость и трудовые ресурсы становятся минимизирующим фактором дальнейшего развития. Фаза подъема достигает своей высшей точки, которая называется процветанием или бумом. В экономику начинают поступать дополнительные инвестиции, что способствует росту издержек и, следовательно, росту цен. Начинают возрастать диспропорции между спросом и предложением и бум обрывается кризисом.
Классификация циклов. Причины цикличности
Классификация циклов
Циклы развития общественного производства можно классифицировать в соответствии с их продолжительностью:
Краткосрочные циклы – это колебания рыночной коньюнктуры, связанные с изменением спроса и предложения под действием неценовых факторов, например, сезонный и тому подобные факторы. Такие циклы в большей степени проявляются в сельскохозяйственном производстве, туристическом и гостиничном бизнесе и т.д.
Среднесрочные циклы – это циклы воспроизводства основного капитала и соответствующие изменения рыночной коньюнктуры. Характер изменения среднесрочного цикла во многом зависит от того, какой фазе долгосрочного цикла они относятся.
Долгосрочные циклы, или «длинные волны». Впервые понятие длинных волн было введено русским ученым Н.Д. Кондратьевым в 20-е годы ХХ века. Он предложил, что в развитии экономики можно выделить периоды ускоренного и замедленного роста продолжительностью около 50 лет. На основе данных за 140 лет он выявил и проанализировал три цикла экономической коньюнктуры, содержащих возрастающие и убывающие волны:
1 цикл
Повышательная волна — с конца 80-х годов ХYIII в. по период 1810—1817 гг.;
Понижательная волна — с периода 1810— 1817 гг. до периода 1844—1851 гг.
2 цикл
Повышательная волна — с периода 1844—185 1 гг. до периода 1870—1875 гг.;
Понижательная волна — с периода 1870—1875 гг. до периода 1890—1896 гг.
З цикл
Повышательная волна—с 1890—1896 гг. до периода 1914— 1920 гг.;
Понижательная волна — с периода 1914—1920 гг.
Таким образом, Кондратьев практически предсказал наступление Великой депрессии в западных странах, а его теория объясняет углубление кризисов в 60-е и 70-е годы ХХ в. Он сделал следующие выводы:
Вначале повышательной волны в хозяйственной жизни страны происходят значительные изменения, связанные с внедрением новой техники и технологий, в денежном обращении, в значительном влиянии новых стран на мировой экономике;
В период повышательных волн происходит гораздо больше крупных социальных потрясений и изменений, чем в период понижательных волн;
Во время понижательных волн происходит значительная депрессия сельского хозяйства;
Среднесрочные экономические циклы, приходящиеся на понижательный период большого цикла, охарактеризованы длительными и более углубленными депрессиями и совсем не значительными подъемами; в среднесрочных циклах на повышательном периоде происходит обратный процесс.
Причиной колебательного, волнообразного развития является научно-технических прогресс. Его развитие и внедрение носят дискретный характер. Это объясняется тем, что на рынке в определенный момент наступает период насыщения, во время которого дальнейшие продажи осуществляются для замены выбывших товаров. Тогда и происходит внедрение продуктов НТП, что в корне меняет и характеристики товара и технологию его производства. Такие нововведения стимулируют рост производства сначала в ведущих отраслях, а затем и все национальное хозяйство. Вследствие чего происходит структурные изменения в экономике.
Циклический характер развития рыночной экономики обуславливается следующими причинами:
Природу экономических циклов объясняют действием факторов, которые находятся за пределами рынка. К таким факторам относятся природные катаклизмы, политическая активность, психологический настрой населения и тому подобные факторы. Прежде всего, это солнечная активность, ведь именно этот фактор определяет урожайность в сельском хозяйстве, войны, научно-технические открытия и создание новых технологий производства, изменение цен на природные ресурсы или открытие новых месторождений. Все эти факторы объединяются во «внешнюю» теорию возникновения циклов;
Циклы – это явление, присущее экономике. Именно на стадии бума в общей модели экономических циклов спрос на оборудование и машины возрастает и главной причиной цикличности здесь является обновление основного капитала (физических активов). Это явно повторится через некоторое время после внедрения нововведений в производство, так как через определенный промежуток времени это оборудование износится и устареет морально и физически. Такие факторы объединяются во «внутреннюю» теорию цикличности;
Причины цикличности заключаются и во взаимодействии «внешних» и «внутренних» факторов развития рыночной экономики. Возникновение «внешних» факторов является первоочередным источником возникновения циклов, после возникновения которых вступают в действие «внутренние» факторы. «Внешние» факторы передают импульсы «внутренним», что способствует вступлению экономической системы в новую фазу колебаний.
Авторы некоторых концепций концентрируют свое внимание на нововведениях. Они утверждают, что главные технические новшества, такие, как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, а, следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно и тем самым способствуют нестабильности экономической активности. Другие ученые объясняют экономические циклы политическими и случайными событиями. Но, несмотря на расходящиеся мнения ученых, большинство из них считают, что главным и определяющим фактором здесь выступают совокупные расходы. В такой ситуации, повышающиеся общие расходы стимулируют производство, способствуя повышению занятости и доходов, вследствие чего, объем производства остается неизменным1, а уровень цен начинает расти.
1.3 Специфика цикличности развития в конце ХХ в.
Во второй половине ХХ в. экономические циклы и кризисы стали проявляться с новыми особенностями и чертами. Причиной для возникновения этих изменений послужили процессы обобществления производства и капитала, развитие международной интеграции, антикризисная политика государства.
В настоящее время выделяется 5 особенностей современного экономического цикла:
Кризисы стали чаще проявляться, но их продолжительность сократилась с 11-12 лет во второй половине XIX в. - начале ХХ в. до 5 - 7 лет в настоящее время;
Если прежде фазы цикла наступали в большинстве развитых стран не одновременно и цикл был не синхронным, то теперь фаза кризиса наступает в большинстве стран одновременно. В настоящее время фаза цикла кризис, наступившая в одной стране, способствует наступлению кризиса в другой;
Активное государственное вмешательство в процесс цикла, антикризисные политики – все это способствовало возникновению нечетких границ между фазами цикла. Из общего цикла стали выпадать некоторые фазы, например, после кризиса страна, минуя депрессию, сразу переходит к стадии оживления;
С конца 60-х годов циклический кризис сопровождается нарастающей инфляцией. В стране возникает хроническая безработица, которая затрагивает все новые отрасли;
Изменился характер кризиса: он стал более глубоким и приносящим большее снижение всех макроэкономических показателей, что способствует возникновению кризисов, охватывающих все развитые страны, как, например, кризисы 1974-1975, 1980-1982, 1991-1993 гг.
1.4 Антициклическое регулирование
Если прежде стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровня заработной платы, цен, занятости, то в настоящее время их колебания не оказывают необходимого воздействия. Развитие конкуренции, монополии и развитие олигополистических рынков способствовали государственному вмешательству. Основной и главной задачей антициклического регулирования является предотвращение возникновения кризисов. Для этого используется кредитно-денежный и бюджетно-налоговый механизмы.
На стадии подъема темпы развития экономики достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения кризиса. Как раз в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой активности способствует сокращение государственных расходов. Иногда для преодоления наступающего кризиса правительство провоцирует его наступление раньше времени. Такой метод применяется для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.
В период кризиса или депрессии правительство всячески стимулирует производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, чтобы защитить внутренний рынок от импортных товаров. Также здесь стимулируется экспорт и изменение курсов валют.
Государственное регулирование должно сочетать две противоположные цели: во-первых, предотвращение спада производства и повышение занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.
2. Экономический кризис в России
2.1 Экономические и политические причины
В настоящее время финансовые кризисы являются особо актуальной и угрожающей проблемой страны. Причины ее многие ищут, начиная с финансовых капиталистов в других странах и заканчивая спекулянтами внутри страны. Но, как правило, это не отображает истинных причин финансовых кризисов.
Естественно, что переход к рынку не мог не отразиться на российской экономике. Рынок – это система, в которой любая произведенная продукция оплачивается со стороны потребителя. В плановом хозяйстве производилось много лишней продукции: основная цель производства была не обеспечение страны необходимым количеством продукции, а повышение показателей, чтобы на фоне других государств наша страна была несомненным лидером. Так, например, до перехода к рыночным отношениям, Россия производила в 7 раз больше тракторов, чем США. Продавались они ниже себестоимости за счет нахождения предприятий на дотациях, для этого колхозам и совхозам выдавались беспроцентные государственные кредиты, которые через 3 – 5 лет списывались. В результате перехода к рынку производство тракторов сократилось в 20 раз, так как хозяйства должны были расплачиваться своими деньгами, а не госкредитами. Такие примеры можно приводить не только по тракторам, но и по грузовикам, и по бульдозерам, и по железнодорожным вагонам и по многому другому. Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т. стали (когда Америка выплавляла всего 70) бессмысленно, так как с падением платежеспособного спроса объем выплавляемой стали упал в 3 раза. То же самое и с зерном. Несмотря на то, что урожай зерна составлял 120 млн. т., наша страна еще докупала зерно. Была цель: 1 т. зерна на душу населения. Нерационально расходовалось зерно на корм скота: у нас уходило огромное количество зерна в погоне за увеличением количества мяса. В то время как в Европе количество зерна на душу населения составляло около 0.42 т., и мяса она получала в 3 раза больше. Поэтому переход к рынку – крайне болезненная вещь, требующая огромного сокращения производства.
Реформирование и применение жестких и строгих мер относительно производственных сил страны проводилось в основном на примерах других государств, на основе западных идей, что совсем не соответствовало принципам российской экономики. В нашей стране своя особая экономическая система, исключительно неадекватная и непредсказуемая, так как правительство само не знает чего ожидать не то, чтобы через несколько лет, оно даже не может составить прогноз на самое ближайшее будущее. В чем же истинные причины наших многолетних кризисов? Почему кризисы, которые существуют в нашей стране фактически с 1992 г., носят такой глобальный характер? Самое интересное то, что этот год ознаменован распадом Советского Союза. Быть может, в этом и заключается причина возникновения наиболее ярко выраженного и все более четко проявляющегося циклического развития российской экономики?
Однозначно, что причины наших нынешних бед заключаются отнюдь не в экономике. Настоящей причиной является то, как относится человек, гражданин своей страны, к правительству и государству в целом. Он не знает чего ожидать завтра: проведения очередных реформ, которые могут привести либо к отторжению, либо к успеху; компенсации сбережений; резкого падения или даже не выплаты заработной платы; лишения устоявшихся социальных льгот и выплат; очередной вспышки инфляции и много другого. Неудивительно, почему граждане России так относятся к правительству: традиционное уклонение и нежелание объяснить народу, почему именно так, а не иначе – способствовало возникновению недоверия, а затем и с каждым днем его усилению. И это далеко не единственный недостаток российского правительства.
Для психологии российских реформаторов характерно ни чем не объяснимое пренебрежение, с которым они относятся к инвестиционным возможностям индивидуального клиента банка. Ни денежно – финансовые власти страны, ни Сбербанк совсем не стремились привлечь личные сбережения в банки, а иногда наоборот: длительно удерживающийся минусовой процент по частным вкладам. При получении вкладов в банки, правительство стремится вложить их в сомнительные мероприятия или в покупку российских ценных бумаг. На Западе и в Европе банки, получая прибыль от вкладов, инвестируют промышленность и потом, получив процент, решает, в какую отрасль лучше вложить деньги.
До начала проведения кардинальных реформ наша страна обладала большим наукоемким, технологическим и техническим потенциалом. Все это рухнуло и осталось в памяти как миф, а все потому, что наше правительство состоит из тех людей, которые больше политики и мастера политической интриги, чем профессионалы и специалисты в области государственного управления*.
Подбираемые исполнительной властью кадры, в своем большинстве, опираются на опыт предыдущих лет. Плохо понимая происходящие в реальном времени процессы, наши министры и политики стремятся не к изменению положения в стране, а они, возможно, подсознательно хотят заморозить ситуацию в стране, и только в этом случае их «ценный опыт» будет неотъемлемым подтверждением их пребывания на своих постах. В итоге это привело страну в фазу застоя, когда уже начинает казаться, что лучшая государственная политики – это ее полное отсутствие.
На самом деле это не единственная причина возникновения экономических кризисов в стране, но она является фундаментом в постройке российской экономической системы. Еще одним немало важным фактором, который способствовал сначала возникновению, а затем и углублению кризисов, является чрезмерно долгое пребывание первого и, надо надеяться, последнего в своем роде президента, чье историческое время закончилось не то, чтобы в конце второго срока, а еще в середине первого. Ельцин, подучивший мандат доверия во время проведения болезненных реформ еще в начале первого срока, своими полномочиями привел к полной парализации всей системы для решения каких-либо важных проблем.
По этому поводу очень яркое и отображающее реальную деятельность правительства сравнение привел Явлинский:
Российская политическая жизнь напоминает полет в самолете, где все расселись по местам, кто где, и все время голосуют. В результате голосования люди передвигаются из первого класса в «бизнес», потом в «экономический», но в кабину пилота никто войти не может!
А в кабине пилота как раз и находится Борис Николаевич Ельцин с совершенно непрофессиональной командой. Они рассматривают стрелочки на приборах и поражаются тому, что эти стрелочки показывают. И никто из самолета не может проникнуть в кабину, чтобы сказать, что самолет уже давно летит не туда, куда все купили билеты. Кстати, капитана вообще не интересует, куда взяли билеты все эти пассажиры, куда собрались лететь. А у тех стойкое ощущение, что самолет просто падает. Но благодаря тому, что высота набрана большая, он пока еще не упал.
Когда в самолете начинается шум, к ним высылают стюардессу, но в кабину пилота, по-прежнему, никого не пускают. Так не плохо вооружены на тот случай, если кто-нибудь все-таки потребует захватить пилотское кресло. А время от времени по радио передают сообщение: «Внимание, говорит капитан корабля и посылает вас всех подальше!».
Граждане все равно пытаются провести демонстрацию, например, 7 октября, но делается это из чувства самосохранения, осторожно, потому что разгерметизация самолета при смещении центра тяжести может привести к очень тяжелым последствиям.
Самая важная проблема здесь заключается в том, что выбрать на пост президента совсем некого, нет достойных кандидатов на эту должность: вот и приходится довольствоваться тем, что имеем.
Но этого оказалось мало. Все началось с непонятной и неоправданной конфискации сбережений 1992 г., что подорвало доверие граждан к государству. Все последующие действия реформаторов только усугубляли отношения между народом и новой властью. В России начинают возникать огромные состояния и безнаказанно продолжает разворовываться государственное имущество, что являлось непонятным для простых людей, поэтому у российского человека возникает впечатление о наступлении эры криминального государства.
«ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача государственной собственности во время приватизации политическим деятелям, предпринимателям и другим;
режим «экспортных квот2», позволявший нашим олигархам увеличивать свое многомиллионное состояние и оставлять часть его за пределами страны;
таможенные льготы для якобы ветеранских, спортивных и другого вида организаций на различные виды продовольствия, автомобили и т.д.;
черный, безнаказанный криминал в виде торговли наркотиками, коррупции, финансовых «пирамид», подпольного производства, контрабанды и т.п.;
Вместе с этим проводилась политика снижения выпуска денег, дабы искусственно создать денежный недостаток, что лишило множество предприятий всяческих средств к существованию.
Следствием действия этих факторов являются всеобщие неплатежи: из бюджета не выплачиваются задолженности предприятиям, выполняемым государственные заказы, невыплата пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы. Предприятия не выплачивают проценты по кредиту, налоги в бюджет, друг другу, работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и, таким образом, возникает замкнутый круг, виновником которого является бюджет.
Самое интересное и делающее нашу страну особенно «уникальной» - это то, что государственные неплатежи во всем мире считается либо банкротством, либо преступлением, в нашей же стране это называется «антиинфляционной политикой».
В «антиинфляционной программе» правительство и Центробанк решили вместо регулирования эмиссии использовать метод финансовой «пирамиды», обеспечив выпуск краткосрочных ценных бумаг с нереально завышенным уровнем прибыли ЦБ, Сбербанку и другим участникам спекуляционной системы – от 50 до 200 и более процентов в год. Перетечка денежных средств на фондовые рынки для участия в финансовых спекуляциях привела к хронической нехватке денежной массы, что привело к углублению кризиса неплатежей и увеличению бартерных сделок. Вследствие этого денежные и товарные потоки были изолированы друг от друга, что привело к лишению предприятий кредитов, инвестиций и просто возможности получать денежные средства за произведенную продукцию.
В нашей стране есть и еще одна немаловажная проблема – огромная утечка отечественного капитала. По разным оценкам из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1.5 – 2 раза превышает внешнюю задолженность страны, а с учетом не выплаченных внешних долгов нам – в 3 раза. И получается, что не мир финансирует Россию с ее огромным потенциалом, а ослабшая от кризисов Россия финансирует мир.
Еще одним из макроэкономических просчетов, которые привели страну на грань финансового краха, является валютная политика, суть которой заключался в искусственном завышенном курсе рубля, не обеспечивающий соответствующий экономический потенциал. Поддержание этого искусственного курса способствовало постоянной валютной интервенции3 из Центробанка, что в последствии привело к истощению золотовалютных запасов страны. Такая политика может проводиться только в краткосрочном периоде и, если она не дополняется рядом мер по стимулированию отечественного производства, то такая политика чревата снижением эффективности производства и снижением конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Это привело, в свою очередь, к снижению экспортных поставок и повышению конкурентоспособности иностранной продукции, что заметно отражалось на снижении сальдо платежного баланса4 и сокращало возможность увеличения валютных резервов. Поддержание высокого курса рубля способствовало всплеску инфляционных ожиданий и стремительному росту цен.
Теперь можно с уверенностью сказать, что так называемая денежно-кредитная политика5 не оправдала ожиданий, сумев только на короткое время снизить инфляцию, но при этом, не способствуя ни какому экономическому росту и увеличению производства в реальном секторе.
На самом деле, причин, приводящих нашу страну на край пропасти весьма и весьма много и перечисление их всех не возможно ни теоретически, ни практически, так как определяющим фактором здесь является информационная недостаточность.
По сути, демократическое государство подразумевает полноценную работу прессы и всех остальных информационных источников, и Россия, которая считается демократическим государством, никогда не обеспечивала требуемых условий демократии. Поэтому все основные российские СМИ в той или иной мере зависимы от людей, работающих не на государство, а заставляющих работать государство на себя. Наша пресса могла бы давать объективную и полноценную информацию о наступающих негативных последствиях преобразований, но, так как все СМИ находится в руках все тех же олигархов, такая работа информационных источников им не на руку. Даже, несмотря на это, наши работники СМИ не проявляют энтузиазма. Приходят новые, зачастую недалекие и неглубокие, люди, которым не интересна сама проблема, они не пытаются проникнуть в суть вещей. Хотя многие политики выступают за свободу прессы, естественно, в своих корыстных целях, работать с журналистами им очень не легко.
2.2 Течение кризисов
В период с 1989 – 1999 гг. в России произошло несколько кризисов, которые носили глубокий социально-экономический характер. Нижняя точка кризиса по макроэкономическим показателям была пройдена в период дефолта 1998 г., а по социальным – 1999 г., когда снижалась заработная плата, доходы, росла безработица и многое другое. Последний кризис был одним из самых тяжелых. По отношению к предкризисному 1989 г. примерно вдвое снизились экономические показатели – валовой внутренний продукт – 1.9 раза, промышленность – 2.1 раза, сельское хозяйство – 1.9 раза, а инвестиции – 5 раз, реальные доходы снизились примерно в 2 раза. В этот период безработица возросла до максимальной отметки – 10.5 млн., что составляет примерно 13% от трудоспособного населения страны. Промышленное производство в 1990 г. сократилось на 2%, а в 1991 г. – на 8%. Во время перехода к рыночным отношениям в 1992 г. промышленное производство упало до 19%, а в 1993 г. – 33%, в 1994 г. – 53%, в 1995 г. – 57%, в 1996 г. – 63%. 1997 г. был единственным, когда производство стабилизировалось, но при этом экономического роста не наблюдалось. В 1998 г. на еще не завершившийся социально-экономический кризис наложился финансовый, то промышленное производство сократилось еще на 5%.
За всю историю человечества настолько глубоких кризисов в большой стране как в России в мирное время не знало. В США был кризис 1929-1933 гг., но этот кризис носил менее глубокий характер и был менее продолжительным, чем в России. Тогда показатели понизились гораздо меньше, но число безработных превышало 13 млн. человек. Даже в военное время (гражданская и мировая войны) российские показатели снижались гораздо меньше и восстановление экономики происходило в течение 1-3 лет.
Практическое завершение системных преобразований, долгая и достаточно тяжелая денежная стабилизация, политический мандат доверия, полученный президентом в ходе выборов 1996 г., - все это способствовало созданию первичных условий для проведения реформ и перераспределения денежной стабилизации в общефинансовую и общеэкономическую систему. Послевыборное правительство оказалось настолько слабым в качестве реформаторов за всю историю, что за несколько месяцев не происходило не то, чтобы укрепления налоговой дисциплины и наведения порядка в государственных обязательствах и государственных финансах, но и подсознательно завышало реальный ВВП больше чем на 5%. Бюджетный дефицит6 и налоговые недоимки возрастали. К 1996 году дефицит федерального бюджета составлял 7.4% ВВП (в 1995 г. он составлял 4.9%), а дефицит консолидированного бюджета составил 7.4% ВВП. В результате бюджетный кризис стал нарастать.
К 1997 г. ситуация по обострению кризиса стала очевидной и на основе разработанной либеральными экономистами программы по выходу из бюджетного кризиса был взят новый курс на проведение второй волны реформ.
Вторая волна реформ (налоговая реформа, выраженная в налоговом кодексе, бюджетная реформа, выраженная в бюджетном кодексе, пенсионные реформы, начало реформирования, финансирования образования и здравоохранения, реформирование системы социального обеспечения и прочее) вызывала у иностранных и отечественных инвесторов доверие к политике, поэтому ожидалась некоторая стабилизация и экономический рост.
Положительные изменения, как это видно из таблицы 1, стали происходить только в области денежного обращения за счет увеличения внешних резервов. Чистые международные резервы ЦБ в первом полугодии выросли на 517%, а во втором полугодии сократились на 62%. Увеличение денежной массы и денежной базы шло до сентября 1997 г. вслед за накоплением внешних резервов. Уменьшение денежного мультипликатора7 означает не полноценное использование денег в спекулятивных операциях. Быстро рос приток иностранного капитала, спрос на национальную валюту, снижение процентных ставок, увеличение золотовалютных резервов ЦБ, насыщение экономики деньгами. За год кредитование реального сектора возросло на 38%. Это способствовало полному использованию имеющихся производственных мощей и увеличению производства.
Табл. 1. Помесячная динамика денежных агрегатов 1997 г. (в % к 1996 г.)*
Месяц | М0 | М2 | Денежная база | Денежный мультипликатор |
Январь | -7,23 | 6,75 | -5,35 | 2,4 |
Февраль | 5,92 | 3,43 | 5,08 | 2,36 |
Март | 3,14 | 2,41 | 4,69 | 2,31 |
Апрель | 9,51 | 4,25 | 6,9 | 2,25 |
Май | 4,51 | 3,35 | 1,72 | 2,29 |
Июнь | 13,62 | 7,19 | 12,69 | 2,18 |
Июль | 2,56 | 3,22 | 2,63 | 2,19 |
Август | 0,93 | 0,59 | 1,93 | 2,16 |
Сентябрь | -4,8 | -0,4 | -2,8 | 2,22 |
Октябрь | 0,67 | 1,62 | 0,35 | 2,24 |
Ноябрь | -5,16 | -2,93 | -3,87 | 2,27 |
Декабрь | 6,45 | 2,26 | 0,43 | 2,31 |
В результате повышения доходов снизилась социальная дифференциация, социальная напряженность, забастовочная активность. Возрос товарооборот на 1.4%. сократилось число безработных на 300 тыс. человек. Впервые с начала 80-х в стране наблюдался экономический рост: ВВП вырос на 0.4%, на промышленное производство на 1.9%, сельское хозяйство на 0.1%, повысилась производительность труда на 1.5%. (таблица 2) Эти показатели были относительно невысокими, так как в предыдущие годы не наблюдалось даже этого. Несмотря на это, в стране еще отсутствовала инвестиционная база, но экономический рост основывался на увеличении внутреннего спроса.
Табл. 2 Динамика основных макроэкономических показателей России в 1997 г. (в процентах к предыдущему)
Показатель | Проценты |
ВВП | 100.4 |
Промышленность | 101.9 |
Сельское хозяйство | 100.1 |
Инвестиции | 94.5 |
Грузооборот | 96.4 |
Товарооборот | 101.4 |
Платные услуги | 103.7 |
Внешнеторговый оборот | 101.5 |
Экспорт | 97.3 |
Импорт | 107.4 |
Курс в рублях и долларах | 97.3 |
Реальные денежные доходы | 103.5 |
Официально зарегистрированная безработица | 79.4 |
Производительность туда | 101.5 |
Индекс потребительских цен | 111.0 |
Индекс цен промышленности | 107.4 |
В результате улучшения социальной дифференциации к 1997 г., что привело к восстановлению порядка налогообложения и стабилизации социально-экономического благосостояния населения. (таблица 3)
Табл. 3 Динамика социальной дифференциации в России (1992-1997 гг.)*
Год | Коэффициент Финки | Децильный коэффициент |
1992 | 0.327 | 8.0 |
1993 | 0.398 | 11.2 |
1994 | 0.409 | 15.1 |
1995 | 0.381 | 13.5 |
1996 | 0.375 | 13.0 |
1997 | 0.370 | 12.5 |
Таким образом, 1997 г. был самым удачным за все годы поведения реформ, даже по некоторым показателям превзошла другие страны с переходной экономикой. Вторая волна проведения реформ стала затухать. Политическая элита с неодобрением приняла программы по ужесточению налоговой дисциплины, по контролю за деятельностью естественных монополий и по целевому использованию государственного бюджета.
Все это способствовало негативному отношению инвесторов к принятым программам. Они видят в этом некоторую деградацию: изъятие налогового кодекса, резкое снижение радикальности пенсионных реформ.
Ситуация усугубилась в начале октября 1997 г. мировым финансовым кризисом, во время которого политическая элита всячески старалась ослабить деятельность правительства. Инвесторы пришли к выводу о не возможности правительства справиться с кризисом. Инвестирование российской экономики они считали максимально рискованным шагом и, поэтому потребовали у государства страховки. Доход ГКО снизился и в результате этого проценты по кредиту увеличивались, а, следовательно, снижался экономический рост, который существовал за счет кредитования реального сектора.
Мировой финансовый кризис сказался и на положении национальной валюты. Уже к ноябрю 1997 г. на поддержание ее Центробанк израсходовал около четверти своих золотовалютных резервов (таблица 4).
Табл. 4 Золотовалютные резервы в 1994-1997 гг. (на конец периода).*
Год, месяц | Золотовалютные резервы, млрд. долл. |
1994 | 6.5 |
1995 | 17.2 |
1996: январь | 14.7 |
Февраль | 15.6 |
Март | 19.3 |
Апрель | 17.2 |
Май | 15.1 |
Июнь | 15.9 |
Июль | 15.7 |
Август | 15.5 |
Сентябрь | 15.1 |
Октябрь | 14.3 |
Ноябрь | 15.5 |
Декабрь | 15.3 |
1997: январь | 14.0 |
Февраль | 15.2 |
Март | 16.5 |
Апрель | 18.2 |
Май | 20.0 |
Июнь | 24.5 |
Июль | 24.5 |
Август | 23.9 |
Сентябрь | 23.1 |
Октябрь | 22.9 |
Ноябрь | 16.8 |
Декабрь | 17.8 |
В результате этого произошло стремительное увеличение внутреннего долга. К середине 1998 г. он превысил 25% ВВП, в том числе его часть, оформленная в ГКО и ОФЗ, достигла 22.9% ВВП. Соответственно росли бюджетные расходы на выплату внутреннего долга, которые достигли почти 4% ВВП. (таблица 5)
Табл. 5 Государственный внутренний долг и его обслуживание в 1994-1998 гг. (в % ВВП)*
Показатель | На 1.1.94 | На 1.1.95 | На 1.1.96 | На 1.1.97 | На 1.1.98 | На 1.7.98 |
Государственный внутренний долг | 21.7 |
14 |
11.9 |
16.6 |
19.4 |
25.6 |
В том числе: задолженность по ценным бумагам |
0.2 |
3 |
5.4 |
11.3 |
17.4 |
22.9 |
задолженность Центробанку | 18 |
9.3 |
3.8 |
2.7 |
0 |
0 |
обслуживание внутреннего долга | 0.6 |
2.6 |
2.4 |
4.8 |
3.7 |
3.9 |
Несмотря на то, что государственный внутренний долг в середине 1998 г. был меньше, чем в начале 1994 г., объем государственных обязательств возрос в 100 раз. Центробанк не оказывал на правительство давления с целью взыскания задолженностей, но иностранные инвесторы начали массово «сливать» пакеты ГКО весной-летом 1998 г.
Происходило нарастание и внешнего долга: к началу 1998 г. Он превышал 20% ВВП, в том числе долг России, не оставшийся от бывшего СССР 7.6% ВВП. (таблица 6)
Табл. 6. Государственный внешний долг России и его обслуживание в 1992-1998 гг.*
Годы |
Долг СССР, млрд. долл. |
Долг РФ, млрд. долл. |
Обслуживание долга, % ВВП |
1992 | 104.9 | 2.8 | 0.7 |
1993 | 103.7 | 9 | 0.3 |
1994 | 108.6 | 11.3 | 0.5 |
1995 | 103 | 17.4 | 0.9 |
1996 | 100.8 | 24.2 | 0.9 |
1997 | 97.8 | 33 | 0.7 |
1998 | 95 | 55 | 1.2 |
Основной проблемой Российского долга является не сумма, которая достигла в 1998 г. 50% ВВП, а срочность и стоимость его обслуживание. Упомянутые выше девальвационные ожидания инвесторов укреплялись негативным текущим платежным и торговым балансом страны и обслуживанием государства внешнего долга. Золотовалютные резервы страны, достигшие максимального значения к октябрю 1997 г., стали быстрыми темпами снижаться за счет увеличения сальдо платежного баланса. Причем власти не могли воспользоваться девальвацией рубля, так как это стало бы сигналом инвесторам для отторжения рубля в пользу иностранной валюты.
Платежный баланс по счету текущих операций оставался отрицательным со второго квартала 1997 г. Причины, приводившие к такой ситуации, были следующие: резкое снижение торгового баланса, вследствие изменения коньюнктуры на мировом рынке экспортных товаров России, прежде всего, на энергоносители. Увеличился до 8 млрд. долл. объем выплачиваемых в 1997 г. процентных доходов нерезидентов, но определялся притоком иностранных инвестиций.
Повторное обострение ситуации с платежным балансом произошло во втором квартале 1998 г., когда проявилось отрицательное сальдо торгового баланса, отрицательное сальдо по счету услуг капитала достигло 4 млрд. долл., а отрицательное сальдо по счету текущих операций превысило 4 млрд. долл. Возможность положительного изменения показателей оставалась весьма маловероятной.
Подобная ситуация происходила и с ГКО. С мая доходность по ГКО начала стремительно возрастать по требованиям инвесторов. Летом того же года доходность достигла своего максимального предела 160-180% в год. Теперь возникал избыточный спрос по отношению к предложению на вторичном рынке. В результате этого Минфин не смог разместить ни одного нового выпуска в июне-августе 1998 г., поэтому он был вынужден погашать ежегодно ГКО на 9 млрд. руб. за счет текущих доходов бюджета, понижая финансирование других статей федерального бюджета.
К этому времени фондовый рынок уже практически прекратил свою деятельность. В связи с влиянием оценки, предпочтений и ожиданий инвесторов, он раньше всех подошел к кризису. В феврале-марте 1997 г. резко сократилась активность инвесторов на фондовом рынке, как реакция на неспособность решения острейших проблем экономики.
С начала мирового финансового кризиса фондовый индекс стал постоянно снижаться. К лету 1998 г. фондовый рынок упал более чем в 10 раз по сравнению с предшествующим годом. Оборот на рынке практически прекратился.
Причиной перерастания хронического кризиса в острейший заключалась отнюдь не в том, что кабинет Кириенко допускал ошибки, а в запаздывании с принятием решений. Еще в начале мая наступающий кризис можно было предотвратить собственными силами, но только в августе была разработана антикризисная программа. Но это не усугубило бы положение России, как заранее подготовленная ошибка Ельцина – смена кабинета. Назначенный вместо Черномырдина, Кириенко смог сделать за четыре месяца то, на что не хватило у Черномырдина и четырех лет.
Кризис финансовых рынков – это отражение не кризиса экономики, а кризиса экономической политики, кризиса доверия к российским властям. Инвесторы поняли, что не просчитали риск вложения в Россию. В результате этого инвесторы разделились на три группы: те, кто уехал из страны, те, кто потребовал страховки за рискованное вложение, и те, кто в сложившейся ситуации произвести высокодоходные спекуляции. Риск инвестиционных вложений объясняется действием многочисленных факторов таких, как: бюджетная нерегулируемость, дефицитность госбюджета, сопровождаемая разного рода взаимозачетов, бартерных сделок, что способствовало увеличению внешнего долга, цены его обслуживания и т.д.
В середине августа 1998 г. доверие инвесторов практически полностью отсутствовало. Вслед за котировками ГКО обрушились и котировки ОВВЗ и евробондов. Это способствовало массовой их продаже российскими банками, вследствие взятия долга под залог ценных бумаг, тем самым, давя на золотовалютные резервы Центробанка, которые за июль - август 1998 г. сократились свыше, чем на 9 млрд. долл.
Соотношение денежной массы и золотовалютных резервов показывают, что девальвация рубля на 70-80% способствовала бы стабилизации ситуации в краткосрочном периоде. (таблица 7)
Табл. 7 Динамика золотовалютных резервов и денежной базы России в июле – октябре 1998 г.*
Временной период | Денежная база, млрд. долл. | Темпы прироста денежной базы,% | Золотовалютные резервы, млрд. долл. |
20.7.98 – 26.7.98 | - | - | 19.5 |
27.7.98 – 2.8.98 | 160.8 | - | 18.4 |
3.8.98 – 9.8.98 | - | - | 16.3 |
10.8.98 – 16.8.98 | 160.7 | - | 15.1 |
17.8.98 – 23.8.98 | 161.8 | 0.68 | 13.4 |
24.8.98 – 30.8.98 | 158.7 | -1.92 | 12.7 |
31.8.98 – 6.9.98 | 162.8 | 2.58 | 12.3 |
7.9.98 – 13.9.98 | 167.3 | 2.76 | 12.3 |
14.9.98 – 20.9.98 | 170.3 | 1.79 | 12.0 |
21.9.98 – 27.9.98 | 171.2 | 0.53 | 12.4 |
28.9.98 – 4.10.98 | 174.8 | 2.1 | 12.8 |
5.10.98 – 11.10.98 | 183.9 | 5.21 | 13.3 |
Девальвация, приведение курса рубля в соответствии с ожиданиями инвесторов, реструктуризация внутреннего долга создавали базу для разгребания кризисных завалов. Однако объявление о фактически плавающем валютном курсе, но с верхней границей, откладывание объявлений схемы реструктуризации ГКО были ошибкой.
17 августа принято считать датой финансовой катастрофы, но на самом деле 23 августа произошел огромный экономический кризис. Именно тогда произошел обвал рубля, огромный инфляционный скачок – развал всей рыночной системы (таблица 8).
Табл. 8 Инфляция в 1996 – 1998 гг.*
Год, месяц | Инфляция в % |
1996: январь | 4.1 |
Февраль | 2.8 |
Март | 2.8 |
Апрель | 2.2 |
Май | 1.6 |
Июнь | 1.1 |
Июль | 0.8 |
Август | -0.3 |
Сентябрь | 0.3 |
Октябрь | 1.2 |
Ноябрь | 1.9 |
Декабрь | 1.4 |
1997: январь | 2.3 |
Февраль | 1.6 |
Март | 1.4 |
Апрель | 0.9 |
Май | 0.9 |
Июнь | 1.1 |
Июль | 0.9 |
Август | -0.1 |
Сентябрь | -0.3 |
Октябрь | 0.2 |
Ноябрь | 0.6 |
Декабрь | 0.9 |
1998: январь | 1.5 |
Февраль | 0.9 |
Март | 0.6 |
Апрель | 0.4 |
Май | 0.5 |
Июнь | 0.1 |
Июль | 0.2 |
Август | 3.7 |
Сентябрь | 38.4 |
Октябрь | 4.5 |
Ноябрь | 5.7 |
Декабрь | 11.6 |
Принятие нереалистичного бюджета, отсутствия положительного результата в налоговой реформе, реформе социальных пособий на фоне продолжающегося фискального кризиса, удорожание обслуживания государственных обязательств, делают угрозу особенно реальной, создавая опасность кризиса, провала национальной валюты, банковского кризиса, снижение инвестиционной активности.
Обострившийся финансовый кризис полностью поменял рыночную конъюнктуру. С завершением кризиса завершилась и важнейшая стадия в развитии российской экономики: переход страны к рыночным отношениям, поэтому страну ждет не менее сложный период – развития.
3. Влияние кризиса и выход из ситуации
3.1 Положительное влияние кризиса на экономику России
Несмотря на всю сложность ситуации в стране после целой волны кризисов в течение 5 лет шел огромный «восстановительный» экономический рост. В целом за пять лет многие показатели росли неожиданно быстро, так как кризис создал такие условия в стране, которым соответствовало «обнажение» всех проблем национального хозяйства.
Девальвация рубля принесла неслыханный успех: ее позитивное влияние на российскую экономику сказалось на темпах роста в стране после дефолта 1998 г. В результате произошедшего кризиса курс доллара изменился от 6 руб. 20 коп. до 25 руб.: это несомненно оказало положительный эффект, так как цены выросли только на 84%. Продавая товар за доллары, получаешь при обмене больше рублей, поэтому экспорт стал вдвойне выгодней, чем торговля на внутреннем рынке. Экспорт по физическому объему стал расти по 10% в год. Это потянуло за собой смежные отрасли, а, так как экспорт составляет 30% всей национальной продукции, то и госбюджет получал значительную прибыль. С импортом происходила обратная ситуация. В результате возрастания доллара в 4 раза, цены на импорт тоже выросли, а, так как увеличение цен на внутреннем рынке составило 1.8%, то импорт стал не выгодным. К тому же заработная плата и другие доходы населения сократились на 25%. В результате импорт в период с 1998 г. по 1999 г. сократился почти в 2 раза, а потребительских товаров – в 3 раза. Таким образом, увеличившиеся цены на импорт сделали ввоз товаров не выгодным, поэтому у отечественных производителей появился реальный шанс для налаживания собственного производства. Это способствовало полной занятости ресурсов, а также появлению дополнительных рабочих мест.
Поэтому наблюдался феноменальный рост легкой промышленности: в 1999 г. – на 20%, в 2000 г. – на 22%. Машиностроение – по 17% в год (34% за 2 года). Полностью прекратились закупки финской бумаги, картона и упаковочной. Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность за два года выросли на 30%. Химия и нефтехимия – произошел рост на 35% в результате прекращения закупок лаков, красок и некоторых видов пластмасс.
Таким образом, экономическому росту способствовало два фактора: первый – увеличение экспорта, второй – импортозамещение. Поэтому наша промышленность, сократившаяся на 5% в 1998 г., в 1999 г. делает рывок на 11%, в 2000 г. – 11.9%. Не смотря на это, рост топливной промышленности происходит совсем незначительно по сравнению с обрабатывающей промышленностью.
С 2000 г. фактор девальвации усиливается благодаря очень высоким закупочным ценам на российские экспортные товары. Если за 100% принять все, что продает Россия, то примерно 38% — это нефть и нефтепродукты, 18% — природный газ, 15% — черные и цветные металлы. Итого, топливо и металлы — 70%. Еще 3% — лес и лесопродукты, 3% — удобрения и другая химия, 2% — алмазы, 1% — золото, 1% — уран. Еще 2% в прошлом году — зерно. Итого, 80%. Еще 5% вооружение (5,2 млрд. в прошлом году). И 15% — все остальное.
Так вот, топливо, материалы и сырье в последние годы резко подорожали. По сравнению с 1999 г. экспортные цены в 2000 г. повысились на 28% плюс на 10% вырос физический объем экспорта. Поэтому весь экспорт за 2000 г. вырос на 41% и превысил гроссмейстерский рубеж в 100 млрд. долл. до этого экспорт приносил 74—75 млрд. долл.
В 2001—2003 гг. цены в основном сохраняются. В 2001— 2002 гг. они немного понизились, но в 2003 г. еще выросли. Это легко видно на цене нефти — главного экспортного то вара России. Баррель (бочка в 159 кг) в 1998 г. стоил 9 долл., в 1999 г. — 13 долл., в 2000 г. — 27 долл., в 2001 г. — 22 долл., 2002 г. — 24 долл., 2003 г. — 28 долл. (возможно, к концу года будет 29 долл.). В этом году средняя цена кубометра экспортного газа повысилась на 15%. Таким образом, с 2000 г. наша страна получает на мировом рынке «подарок» в виде высоких закупочных цен. За четыре года мы получили 110 млрд. долл.
Еще одним положительным воздействием кризиса на российскую экономику является значительный приток иностранного капитала - раньше 3/4 валюты предприятия и организации обязаны были сдавать на валютную биржу и их обязан был покупать Центральный банк. Сейчас эта цифра уменьшена до 50%. Готовится новое, либеральное валютное законодательство, где, возможно, откажутся от обязательной продажи валюты вообще. Половина валюты, пришедшей в страну (а объем экспорта в 2003 г. составит 130 млрд. долл.), идет государству, которое, наряду с другими налогами, берет достаточно высокий экспортный налог. Поэтому государство резко разбогатело. Когда наш федеральный бюджет был равен 20 млрд. долл., говорили, что это меньше бюджета Нью-Йорка, Голландии и т.д. Но в 2004 г. он приближается к 100 млрд. долл., то есть увеличился в 5 раз.
У России положительное сальдо торгового баланса. За счет этого происходит укрепление рубля, что способствует увеличению золотовалютных запасов страны, а профицит бюджета позволяет выплачивать долги. Надо сказать, что в 1998 г. страна была в критическом положении. Внешний государственный долг составлял 158 млрд. долл., из них 103 млрд. составляли долги Советского Союза, и за семь лет правления Б.Н. Ельцина набралось 55 млрд. долл. новых долгов. К маленькому валовому внутреннему продукту того времени отношение внешних долгов составляло 140% ВВП, в то время как критическая допустимая величина, по международным стандартам, не должна превышать 60% ВВП. С того времени многое изменилось. Лондонский клуб кредиторов простил нам 10 млрд. долгов СССР, и мы исправно в течение пяти лет выплачивали долги и проценты по ним, не беря новых долгов. Сейчас долг России составляет 115 млрд. долл., а ВВП России — примерно 13 трлн. руб., или около 400 млрд. долл. по официальному курсу. То есть, государственный долг по отношению к БВП — менее 30%. При чем 2003 г. — самый критический, мы выплачиваем 17,3 млрд. долл. долга. Частично долг 2004 г. тоже выплачивается в этом году, поэтому будет довольно сильное снижение объема долгов.
3.2 Последствия кризисов в России
Кризис 1989-1999 гг. порожден «шоковой терапией»8, возникающей в результате острой нехватки инвестиционных ресурсов и постоянного увеличения государственного дефицита, что характерно для существования административно-командной системе. Во-первых, деятельность государства изначально была направлена на регулирование спекулятивных операций в отношении доллара, причем резко сократились все основные функции государства. Все эти действия были направлены на финансовую стабилизацию. Это дополнялось минимальными инвестициями в материальное производство. Не была обеспечена внутренняя конвертируемость долларового и рублевого оборотов, не были восполнены финансовые активы предприятий. Во-вторых, финансово-денежное равновесие оказалось в руках трех главных игроков: международного финансового капитала, государства и Центрального банка.
Итак, в 1999-2000 гг., когда стремительными темпами рос экспорт и импортозамещающие отрасли, был максимальный экономический рост. Затем, фактор девальвации стал утрачивать свое значение, доллар перестал расти. С 1998 г. по настоящее время доллар вырос всего на 20%: с 25 рублей до 29.8 рубля. Цены, зависящие от курса доллара, росли по неопределенной закономерности: в 1999 г. цены выросли на 37%, в 2000 г. — еще на 20%, в 2001 г. — еще на 19%, в 2002 г. — еще на 15%, в 2003 г. — примерно на 12—13%. другими словами, доллар вырос на 20%, а цены — в 2,5 раза! Постепенно положительный эффект от девальвации исчез. Если сравнить курс доллара и цены в среднем до дефолта и сейчас, то курс доллара за это время изменился в 4,8 раза, а цены выросли в 4,7 раза. Это сразу сказалось на росте импорта. В 1998—1999 гг. он вдвое упал. Как только цены стали расти, стали расти и реальные доходы, стабилизировался курс доллара и импорт стал быстрыми темпами компенсировать упущенное за время кризиса. В 2000 г. он вырос на 14%, в 2001 г. — на 20%, в 2002 г. — на 13%, в 2003 г. — пока растет на 22%. В 3—4 раза быстрее отечественного производства. Естественно, увеличение импорта снизило конкурентоспособность отечественной продукции. И все закрутилось как и в докризисные времена.
Легкая промышленность: за 2000 г. — рост на 22%, за 2001 г. — всего на 5%, а уже в 2002 г. — минус 3%, 2003 г. — минус 1%. А спрос на продукцию легкой промышленности продолжает расти на 10—15% в год. Он удовлетворяется импортом.
Машиностроение. Огромный взлет в 2000 г. — 16%, а дальше в 2001 г. —7%, в 2002 г. —2% и в 2003 г. — опять 7%. Новый рост связан с архивыгодной экономической конъюнктурой этого года.
Химия: 1999 г. — 22%, 2000 г. — 14%, а дальше? Импорт начинает вытеснять: 2001 г. — 6,5%, 2002 г. — 2, 2003 г. — 5%.
Бумага: 1999 г. — 17%, 2000 г. — 10%, 2001 г. — 2,6%, 2002 г. — 2,4%, 2003 г. — 2,7%, опять импорт все вытесняет.
Только пищевая промышленность развивается независимо от каких-либо факторов. После кризиса в пищевой промышленности было введено качественно новое оборудование, произошла смена фондов – все эти изменения происходили на основе огромного притока иностранного капитала. Характерный пример — пивная отрасль. Россия — одна из немногих стран мира, которая почти полностью вытеснила импорт, у нас импортного пива, привезенного из-за рубежа, — 1,5%. 98,5% производится в России, причем технический уровень нашей пивной промышленности, по мнению иностранных экспертов, выше других стран, просто потому что наши заводы строились позже, сразу на современном уровне. То же относится к шоколадной промышленности, мясной, молочной и т. д.
Поэтому есть несколько развивающихся отраслей, но в целом темпы промышленности пошли вниз. И с 11—12% среднегодового темпа в 1999—2000 гг. промышленность снизилась до 5% в 2001 г., до 4% — в 2002 г. Немного более 6% в 2003 г. Темпы упали в 2—3 раза. На самом деле они упали существенно больше!
Таким образом, мы приходим к очень неутешительному выводу о том, что факторы экономического роста, которые толкают нас вперед, исчерпываются. Фактор восстановительного роста прекратился, фактор девальвации прекратился, остался только фактор высокой конъюнктуры. Но высокая конъюнктура не бывает вечной.
3.3 Пути выхода. Методы регулирования. Прогноз на будущее
Необходимым рывком для реанимации российской экономики должно быть государственное регулирование и увеличение государственной собственности. Государство должно создавать необходимые макроэкономические программы, соответствующие требования экономики.
В целом, антикризисная программа предусматривает проведение мер по восстановлению производства и способствует полноценному экономическому росту с одновременной занятостью всех ресурсов и рабочей силы. В процессе преодоление кризиса должны быть решены следующие задачи:
гарантия жизнеобеспечения населения;
ценовое регулирование, с целью восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства;
модернизация промышленности на основе повышения инвестиционной активности при государственной поддержки;
повышение загрузки производственных мощей за счет сочетания государственных закупок, целевого кредитования оборотных средств предприятий, мер по защите рынка;
свободная конвертируемость национальной валюты;
утечка капитала из страны и введение жесткого контроля за движением капитала и фондовым рынком;
контролирование процентной ставки, с целью стимулирования инвестиционных вложений и сбережений;
В первую очередь, преодоление такой болезненной фазы в развитии экономической системы должно заключаться в усилении деятельности банков для регулирования финансово-денежных отношений. Банковские структуры должны формировать олигополистические рынки, где крупный финансовый капитал разветвлен в коммерческих банках и производственных корпорациях. Государство должно избегать монополизации банковской системы, иначе будет заблокирована капитализация российской экономики. Невозможно обеспечить рост рыночной экономики и стабильности рубля без создания национального капитала, но для этого не обойтись без особой банковской структуры, обеспечивающей функцию залогового кредитования.
Важнейшим компонентом рыночных реформ должна стать свободная конвертируемость долларов, рублей и финансовых активов и применительно ко всем хозяйственным операциям.
Основное внимание для решения финансовых проблем должно быть переключено на повышение доходной части бюджета за счет проведения налоговых реформ. Они должны быть направлены на снижение налоговых ставок. Такая политика будет способствовать не только увеличению государственного бюджета, а также возвращению «теневиков» в реальный сектор. Также новая налоговая программа должна быть направлена и на предоставление предприятиям льгот, естественно, при выполнении конкретных условий (сокращение бартерных операций, отсутствие налоговых задолженностей и пр.). Частично снижение доходной части от понижения налогов, можно компенсировать повышением налогов с физических лиц при значительном увеличении заработной платы. Но и этот метод не может гарантировать сто процентный результат: не исключены социальные взрывы.
Проблема по сохранению научно-технического потенциала, занимающая не последнее место в России, должна находить свои решения в следующих мероприятиях:
увеличение государственных расходов на науку и стимулирование научно-технического прогресса;
повышение затрат на сохранение интеллектуальной собственности и максимальное снижение ее утечки;
поддержание функционирования экспериментальных установок и опытных производств.
Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию (май 2003 г.) попытался изложить некоторые стратегические подходы. Прежде всего, он попытался сформулировать цель долговременного развития России:
Россия должна войти в состав самых развитых стран мира. Это означает, что нужно в исторически обозримый срок, например, за 20—30 лет, войти в клуб развитых стран по основным экономическим и социальным показателям. Развитые страны — те, где валовой внутренний продукт на душу населения (сейчас он считается основным экономическим показателем) в среднем превышает 10 тыс. долл. К таким странам относятся Чехия, Словения, Португалия, Греция, Израиль, Южная Корея, Тайвань — это нижняя группа стран, до 15 тыс., долл. К ней близко подошли Польша и Венгрия. Затем средняя группа, 15—25 тыс., долл.: Испания, Италия, Франция, Великобритания, Бельгия и др. И верхняя группа, выше 25 тыс., долл.: Германия, Япония, США (31 тыс.), Швейцария и еще ряд стран.
Для подсчета реального положения страны существует метод по предельной склонности к потреблению (ППС). Эксперты Мирового банка сравнивают объемы валового внутреннего продукта по составным частям 180 крупных стран мира с учетом цен соответствующих стран. При таком сравнении получается, что ВВП России немного больше 1 трлн. руб. На первом месте ВВП США — 10 трлн. долл., на втором месте Китай — 4 трлн. долл., потом Япония, Индия, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бразилия и на почетном десятом месте — Россия. Если подсчитать ВВП на душу населения, получается 7 тыс., долл. Значит, уровень России в 1,5 раза ниже нижней Планки таких стран, как Греция, Португалия, Израиль и др. Развитые страны — это 35 стран мира. Россия по ВВП уступает как этим странам, так и постсоциалистическим странам Европы (Хорватии, Словакии, Болгарии, Румынии, Польше, балтийским странам), а также Мексике, Бразилии, Аргентине, Арабским Эмиратам, и занимает почетное 54-е среди 180 стран мира, то есть входит в первую треть.
Существуют также социальные показатели страны. Индекс социального развития учитывает показатели реальных доходов, уровня образования, здравоохранения, продолжительности жизни. По продолжительности жизни мы, к сожалению, не входим даже в первую сотню стран мира, занимая 102-е место. Сказывается очень низкая продолжительность жизни мужчин, чья смертность от сердечно сосудистых заболеваний увеличилась за последние 10 лет в 1,5 раза, от убийств в 2 раза, от самоубийства — в 2 раза, от отравления алкоголем — в 3 раза. 30 тыс. чел. гибнет на российских дорогах и т. д. Поэтому средняя продолжительность жизни мужчин — менее 60 лет. Женщины у нас живут в среднем на 13 лет дольше мужчин (в мире в целом — на 4 года). И только в единственной стране — Индии — средняя продолжительность жизни на 3 года уступает России (но мужчины у них на пару лет живут подольше).
Во многом низкая продолжительность жизни зависит от здравоохранения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, мы находимся где-то на 120-м месте. По грубым оценкам, мы тратим на здоровье по 3 долл. в месяц, а в Америке — по 300. По образованию мы, по-видимому, входим в первую двадцатку, но каждый год отступаем назад. В целом по индексу социального развития Россия на 73-м месте (а не на 54-м, которое страна занимает по объему ВВП на душу населения).
Эти неутешительные показатели говорят, лишь о том, что Россия – непредсказуемая страна и делать какие-либо прогнозы бессмысленно, так как доверие граждан к правительству с каждым днем сводится к минимуму. В стране увеличивается «черный бизнес»: коррупция, контрабанда, различные финансовые спекуляции и многое другое, - что не может оказывать положительных результатов. И, чтобы оказаться в составе развитых стран, Россия переживет еще не один глубокий кризис.
Заключение
Переход России к рыночной экономике не мог не поставить перед обществом ряд новых проблем, самой важной среди которой является, прежде всего, становление качественно нового характера кризиса 90-х гг. Это объясняется наличием многочисленных факторов, главными из которых является неплатежеспособность большинства отечественных предприятий. Согласно официальной статистики, более 56% российских предприятий являются материально несостоятельными. По неформальным критериям более 2/3 российских предприятий находятся в кризисном состоянии и являются потенциальными банкротами. Многие предприятия, в силу различных обстоятельств, до сих пор не смогли адаптироваться к сформировавшимся условиям рыночной системы, этому способствовала общая политическая и экономическая нестабильность, отсутствие определенной последовательности реформирования, неблагоприятный инвестиционный климат, неэффективная налоговая политика и другие макроэкономические факторы.
Россия пережила многое. С каждым годом возникающие проблемы остаются не решенными, что накладывает отпечаток на дальнейшем поведение реформ. Самое интересное то, что эти проблемы не носят качественно новый характер, наше правительство очень часто наступает на одни и те же грабли, и ни у кого не возникает мысли их обойти. Поэтому и приходиться надеяться на неповторение старых ошибок. И это отнюдь не единственная наша проблема. Самый главный недостаток нашего государства – правительство, которое стремится не к улучшению благосостояния всей страны, а к повышению собственных доходов.
Возникшая волна финансовых кризисов, которые продолжались в период с 1989 г. по 1999 г., реально дала возможность России создать достаточно прочную базу для дальнейшего прогрессивного развития. У нас есть просто уникальный шанс создать цивилизационную рыночную экономику, которая будет подкреплена разумной государственной политикой.
Список используемой литературы
С.Ю. Глазьев. Вопросы формирования антикризисной политики//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 15 (82).
А.Г. Аганвегян. Российский экономический кризис 1989—1999 гг.//ЭКО, 2004. - №1.
Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики, 1998. – №10.
А. Нещадин, И. Липсиц. Выход из кризиса: иллюзии или реальность?//Общество и экономика, 2000. - №2.
А. Виссарионов, И. Федорова. Уроки кризиса / Экономист, 1999. - №2.
Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев. Кризис: траектория преодоления// МЭ и МО, 1999. - №1.
М. Дворцин. Истоки кризиса России. Новое представление об управляющей роли государства//Независимая газета, 1998. – 24 июня.
Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практическое пособие / Отв. ред. Г.А, Александров. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 544 с.
Улюкаев А.В. В ожидании кризиса: ход и противоречия экономических реформ в России / А.В. Улюкаев. – М.: Стрелец, 1999. – 208 с. – (Россия: размышление о прошлом и будущем).
Явлинский Г. Кризис в России: конец системы? Начало пути?/Г. Явлинский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – 117 с.
Экономическая теория./ Под. Ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб.: изд. СПбГУЭФ, издательство «Питер», 2000. – 544 с.
Экономика. Учебник./ Под. Ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.И. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 792 с.
Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.
*кономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича
1 Начинает действовать закон ограниченности возможностей и ресурсов: потребности людей безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены.
**Общество и экономика, №2, 2000.
2 Максимальное количество товаров, которые могут быть экспортированы за определенный промежуток времени.
3 Купля/продажа ЦБ валюты на валютном рынке с целью предотвращения нежелательного снижения курса валюты.
4 Сводный платеж сделок, заключенных в течение данного года между отдельными лицами, фирмами и правительственными ведомствами одной страны с теми же представителями других стран.
5 Изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного производства совокупного продукта при условии полной занятости.
6 Величина превышения расходов государственного бюджета над его доходами.
7 Часть избыточного резерва, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении
**Составлено по данным Минфина и ЦБ РФ
**Составлено по данным Госкомстата РФ
**Составлено по данным Центробанка
**Составлено по данным Минфина и Центробанка РФ
**Составлено по данным Минфина и Госкомстата
**Составлено по данным ЦБ
**Составлено по данным Госкомстата РФ
8 Либерализация цен, ликвидация так называемого «денежного навеса» и переход к структуре цен мирового рынка, либерализация внешней торговли, отмена субсидий, резкое сокращение бюджетного дефицита, жесткая денежно-кредитная политика, быстрая присатизация.