Глава I. Современное состояние экономики западных районов КНР
I.1. Ключевые этапы формирования экономики Западного Китая
I.2. Программа развития запада страны
Глава II. Развитие экономики Западного Китая
II.1. Первые успехи реализации программы экономического развития
II.2. Перспективы развития западных районов
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
В последние десятилетия Китай значительно преуспел в своем развитии, превратившись в одну из сильнейших стран мира, поражающую темпами своего экономического роста. За годы реформ жизнь населения в целом достигла среднего уровня. Однако подобное ускоренное развитие привело также к ряду негативных последствий. Среди них - значительный разрыв в экономическом состоянии западных и восточных районов страны.
Прогрессивные районы Китая характеризуются не только высокими экономическими показателями, но и неблагоприятными экологическими условиями, а также нехваткой энергетических ресурсов. В свою очередь, западные районы Китая обладают огромным ресурсным потенциалом, который может быть эффективно использован в экономическом развитии не только отсталых районов, но и всей страны. Ускоренное развитие западных районов должно привести к созданию новых источников роста национальной экономики. Таким образом, развитие экономики западных районов является одним из наиболее актуальных вопросов, стоящих в данное время перед Китаем.
Образ стремительно развивающегося в ХХ в. Китая сформирован в основном за счет развития Восточного Китая. Образ Китая XXI в. будет сформирован за счет Китайского Запада, стратегия полномасштабного освоения которого неуклонно реализуется в наше время.
Предпринятое исследование позволяет точнее очертить круг проблем, с которыми сталкивается Китай в процессе экономического развития западных регионов.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемы экономического развития западных регионов КНР привлекают внимание не только китайских, но и зарубежных ученых. Это обусловлено тем, что экономика Китая в настоящее время становится одной из главных сфер, обеспечивающих мирное возвышение страны согласно стратегии ее развития.
Данная проблематика отражена в работах Баженовой Е.С., Островского А.В., Шорохова В.Б., Кондрашевой Л.И., Гельбрас В.А., Рогачева И.Д., Макарова Д.В. 1
Высокая заинтересованность китайских ученых в данной проблеме и способах ее решения заметна в работах таких исследователей, как Ли Цзинвэнь, Жуджунь Дин, Ли Фэнлинь, Цзэ Дачжао. 2
Цель исследования.
Целью исследования является изучение проблемы отставания Северо-западных регионов Китая, анализ сложившейся экономической ситуации и обоснование наиболее эффективных путей развития данного региона. Данная цель обуславливает следующие задачи:
выявление экономических причин существующего разрыва в уровне развития восточных и западных регионов;
анализ намеченной широкомасштабной экономической программы освоения западных районов;
Объектом исследования является современное состояние западных районов страны с учетом тенденций в экономической сфере.
Гипотеза.
Правительство КНР выдвинуло стратегию освоения западных районов Китая для того, чтобы способствовать рациональному регулированию структуры развития региональной экономики, стимулировать ускорение развития экономики западных районов. При реализации стратегии основания западной части необходимо держаться курса "исходить из реальности, активно работать, действовать по мере своих сил, комплексно планировать, выделять самое главное и реализовать поэтапно".
Обращая особое внимание на проблему развития западных регионов, китайское руководство понимает, что для осуществления обозначенных стратегий необходимо предпринять реальные шаги. Улучшение состояния инфраструктуры обеспечит основу для масштабного развития западных регионов. Эти усилия должны быть направлены на реконструкцию транспортной сети, телекоммуникаций, системы охраны водных ресурсов, телевидения и радиовещания, а также других секторов инфраструктуры, что позволит преобразовать преимущества наличия региональных ресурсов в факторы экономического роста.
Западный регион не должен идти по пути традиционных методов развития в рамках устаревшей экономической системы. Его развитие должно отвечать требованиям установления экономической структуры социалистического рынка, подразумевающим трансформацию путей экономического роста. Необходимо активно реализовать новые идеи и методы. Экономику отдельных районов необходимо развивать в соответствии со спецификой их природных ресурсов и особенностями географического положения. Особые усилия следует направить на развитие в западных регионах специальных, водосохраняющих и экологических отраслей сельского хозяйства, а также туризма и других перспективных направлений.
Методологическая и теоретическая база исследования.
Методологическую базу данной работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам экономики.
В настоящей реферативной работе использованы фактологический, теоретический, системный методы, а также методы анализа, синтеза, сравнения и аналогии.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
выявлены причины экономического отставания западных регионов Китая;
проведён анализ особенностей экономического развития западных регионов;
раскрыты основные тенденции, этапы, обоснованы наиболее эффективные пути реализации стратегии экономического развития западных регионов;
Структура реферативной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Современное состояние экономики западных районов КНР
I.1. Ключевые этапы формирования экономики Западного Китая
В XX веке народ Китая добился впечатляющих успехов. Еще в начале века Китай был бедной, отсталой, полуфеодальной, полуколониальной страной, находившейся в зависимости от империалистических государств. Однако, создание в результате освободительной войны Китайской Народной Республики (1949 г), последовавшие затем в течение 50-летнего развития решающие сдвиги во всех областях политической, экономической и культурной жизни страны, экономические реформы и открытие экономики внешнему миру позволили достичь серьезных результатов, признанных во всем мире.
За 20 лет реформ объем ВВП Китая увеличился примерно в 6 раз, а темпы ежегодного прироста ВВП составили 9,7%. В этот период Китай был страной с наиболее высокими темпами экономического роста в мире. Было покончено с существовавшей много лет дефицитной экономикой, на потребительском рынке рост предложения товаров опережает спрос. Ежегодные темпы роста внешней торговли составили 15,6%, удельный вес внешней и внутренней торговли в ВВП вырос с 9,8% до 34%. В 2000 году объем реально привлеченных иностранных инвестиций равнялся 459,6 млрд. долларов. По этому показателю Китай занимает первое место среди развивающихся стран. По объему использования иностранного капитала Китай среди всех крупных стран с населением свыше 100 млн. чел. к началу 90-х годов стал экономически самой открытой страной мира.
Рост экономики и торговли привел к коренным переменам в жизни народа. Уровень потребления городского и сельского населения, возросший за это время в 4,6 раза, означал преодоление уровня бедности для более чем 200 млн. чел. 1
В тот же период реализовалась на практике система социалистической рыночной экономики. Произошли крупные изменения институционального характера: роль рыночных механизмов в распределении ресурсов постоянно возрастала, начато осуществление программ модернизации экономики. Уровень жизни народа в целом достиг показателей так называемого малого благосостояния. В XXI веке предстоит реализовать стратегию перехода Китая в разряд стран со средним уровнем развития, что станет новой вехой в истории развития китайской экономики. Для этого Китаю предстоит решить ряд задач, одной из которых является развитие северо-западных регионов. Проблема преодоления региональных контрастов в уровне развития является одной из первоочередных и наиболее трудных в современном Китае.
Западные территории (провинции Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Гуйчжоу, Сычуань, Юньнань, автономные районы Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуаньси-Чжуанский, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, город центрального подчинения Чунцин) исключительно важны для экономики Китая. Отсюда начинаются строящиеся ныне транспортные коридоры и газопроводы в Среднюю Азию. Здесь имеются колоссальные водные ресурсы рек Или и Черный Иртыш, которые приобретают особое значение, если учесть, что центральные районы Китая уже сейчас страдают от нехватки воды, меж тем 50% наземных ресурсов СУАР давно использованы.
В западных провинциях разведаны месторождения 120 из 140 видов полезных ископаемых, обнаруженных в Китае, причем запасы некоторых редкоземельных элементов - крупнейшие в мире. Регион лидирует в КНР по запасам калийной соли, природного газа и 11 другим важным видам полезных ископаемых. Здесь находятся огромные нефте - и газоносные пласты: в одном только СУАР ресурсы нефти оцениваются в 30% от общих по КНР, а газа - в 34%. О значении этих месторождений не нужно много говорить. Потребность Китая в энергоносителях растет с каждым днем; начав импортировать нефть только в 1992 году, сейчас он потребляет четверть всей мировой добычи. Но, несмотря на это, в 1999 году на долю западных провинций пришлось всего 6,5% от общего объема внешней торговли страны и 11% от освоенных иностранных инвестиций. При дешевизне рабочей силы здесь до сих пор высокий уровень безработицы. 1
В западных районах производится менее 15% ВВП КНР, так как существует ряд неблагоприятных факторов, препятствующих развитию экономики и торговли: невыгодное географическое положение, неразвитая транспортная система и слабая коммуникационная база. Еще в 1992 году Дэн Сяопин посетил Сычуань, где лично убедился в катастрофических масштабах ее нищеты и экономической отсталости. За поездкой последовали решения пленумов ЦК КПК об ускорении темпов экономической реформы в Китае.
Перспективные планы вывести из состояния отсталости эти обширные и потенциально богатые края созревали давно. Еще на начальном этапе экономической реформы в КНР была выдвинута идея постепенного перемещения социальной и экономической активности из Восточного Китая в северо-западные и центральные районы. В 90-е годы председатель КНР Цзян Цзэминь высказывался о проблемах развития региона, о ходе реформ, развитии и стабильности. Необходимость активного включения внутренних районов в процесс модернизации страны получила официальное признание в 1992 г. на XIV съезде КПК и на сессии ВСНП 7-ого созыва, которая провозгласила новые задачи в политике территориальной открытости, выработала принципиальные подходы в вопросах региональной экономики. В докладе Цзян Цзэминя подчеркивалось, что при сохранении курса на динамичное развитие приморских районов следует стимулировать промышленный рост центральных и Северо-западных регионов Китая. По его словам, экономический подъем этих территорий является "масштабной проблемой, определяющей всю архитектонику стратегии экономического развития Китая". Ликвидация разрыва в экономическом и культурном развитии приморских и внутренних районов стала рассматриваться не только как важное условие более полного и рационального использования природных богатств страны, создания общенационального экономического пространства, но и как важный фактор укрепления территориальной целостности государства и реализации принципа социальной справедливости.
В июне 1999 г., выступая в г. Сиане, Председатель КНР Цзян Цзэминь назвал программу освоения северо-западных регионов страны "крупной стратегической задачей и теоретическим прорывом".
В конце 1999 г. было принято решение Госсовета КНР о начале претворения в жизнь грандиозной программы развития северо-западных регионов Китая, а в январе 2000г. при Госсовете КНР уже была создана Канцелярия по освоению и развитию северо-западных регионов во главе с премьером Чжу Жунцзи. 1
В окончательном виде программа экономического подъема северо-западных территорий была сформулирована в докладе Чжу Жунцзи о работе правительства, от 5 марта 2000 года на 3-ей сессии ВСНП 9-го созыва. В нем говорилось: "Крупномасштабное освоение Запада и ускорение развития центральных и северо-западных регионов страны - это важное решение в духе стратегического курса Дэн Сяопина по модернизации Китая, обращенное в новый век. Это будет иметь огромное значение для расширения внутреннего спроса, перехода к устойчивому развитию, сбалансированию развития разных регионов, для достижения, в конечном счете, всеобщего процветания, сплочения всех национальностей, укрепления социальной стабильности и обороноспособности страны"2.
По мнению экспертов, с вступлением страны в новую фазу реформ и установлением системы социалистической рыночной экономики, а также на фоне глобализации мировой экономики, решение проблем Северо-западного Китая приобретает все большую актуальность в развитии китайской экономики.
I.2. Программа развития запада страны
За прошедший с начала 1980-х гг. период преобразований Китайская Народная Республика достигла определенного прогресса как во внутриполитической и экономической сферах, так и на международной арене. Объясняется это прежде всего продуманной и научно обоснованной стратегией реформ. Еще в начале экономической трансформации была разработана концепция трехэтапного развития КНР, сущность которой сводилась к следующему1:
на первом этапе (до 1990 г) увеличить валовой внутренний продукт (ВВП) в 2 раза по сравнению с 1980 г., обеспечить население продовольствием и одеждой;
на втором этапе (к концу ХХ в) увеличить ВВП еще в 2 раза, добиться достижения среднего уровня достатка населения страны;
на третьем этапе реформ (в течение первой половины ХХI в) достичь уровня среднеразвитых стран по величине среднедушевого производства ВВП.
С середины 2000 г. КНР приступила к осуществлению третьего этапа реформ, общие стратегические цели которого - достижение к середине XXI в. среднедушевого производства ВВП на уровне среднеразвитых стран, осуществление в основном модернизации страны, превращение ее в богатое, демократическое и цивилизованное социалистическое государство.
В осуществлении задач этого этапа одним из приоритетных направлений стала "реализация стратегии широкомасштабного освоения западных районов страны, которое не только ускоряет их развитие, но и предоставляет огромный рынок и перспективы восточным и центральным районам страны, оказывает содействие дальнейшему процветанию национальной экономики". Программа ускоренного развития западных провинций получила, по китайскому обычаю, краткое название "Идти на запад" (Go west).
Развитие двух китайских регионов - относительно развитых восточных приморских и экономически отсталых, но богатых ресурсами западных - базируется на сформулированной Дэн Сяопином в начале 1980-х гг. идее "единства двух общих интересов". Согласно теории Дэн Сяопина, развитие страны должно проходить два этапа - сначала должны развиваться передовые районы, которые большей частью расположены в приморских районах на востоке страны, а затем, используя экономическую базу более развитых приморских районов, надо подтягивать Запад к Востоку. Программа освоения западных районов включает четыре основных направления:
1) создание современной инфраструктуры;
2) охрана окружающей среды;
3) повышение квалификации и качества кадров;
4) развитие западных районов с учетом местной специфики. Таким образом, в Китае стремятся уменьшить разрыв между Западом и Востоком, стабилизировать положение в западных районах. 1
Следует отметить, что в основе идеи "второго общего интереса" лежит также стремление исправить социальный фон западных районов. Например, лидирующий в стране Шанхай опережает наиболее отсталую юго-западную провинцию Гуйчжоу по среднедушевому производству ВВП в 12 раз, а по среднедушевому потреблению населения - в 6 раз. Такой разрыв чреват вынужденной внутренней миграцией, напряжением во взаимоотношениях провинций, поощряет экономический сепаратизм, затрудняет проведение реформ и дальнейшую модернизацию страны.
В плане предотвращения неконтролируемого перемещения местного населения на совещании руководства КНР и КПК в августе 2000 г. было особо подчеркнуто, что одна из главных целей программы "Идти на запад" - укрепление социально-политической стабильности среди этнических меньшинств. 1
В июне 2000 г. заместитель премьера Госсовета Ли Ланьцин изложил план дальнейшего развития регионов страны, включая масштабное освоение Западного Китая. Концепция и механизм реализации программы "Go west" была конкретизирована в "9 пунктах":
1) раскрепостить мышление и решать проблемы, возникающие в ходе освоения западных районов Китая, в духе практицизма и деловитости;
2) постоянно согласовывать цели масштабного освоения западных районов Китая и местные условия;
3) воплотить принцип межрегиональной заинтересованности в разработку политических установок, касающихся масштабного освоения;
4) преобразовать структуру собственности и содействовать более значительному развитию негосударственного сектора экономики;
5) поставить на первое место инфраструктурного обустройства вопрос о водных ресурсах;
6) подготовить и всемерно привлечь кадры для повышения культурного уровня управленческих работников в западных районах Китая;
7) решить экологические проблемы и сдерживать рост численности населения;
8) уделить большое внимание национальным проблемам, сохранить безопасность и социальную стабильность в приграничных областях;
9) усовершенствовать законодательную работу и создать механизм контроля за правопорядком.
По всей стране развернута общенациональная кампания для содействия выполнению поставленной цели, к программе привлекается внимание широких общественных кругов страны, изучается их мнение и отношение к проводимым правительством мероприятиям.
Руководство КНР первостепенное значение придает выработке теоретических обоснований предстоящих практических шагов по реализации данной программы. Так, в области финансового обеспечения освоения западных районов КНР решено применить новый механизм, отвечающий условиям рыночной социалистической экономики: в период проведения экстенсивной финансовой политики капиталовложения в западных районах страны увеличиваются путем выпуска государственных облигаций, а после того, как макроэкономика этих районов станет нормально развиваться, будут внесены коррективы в распределение доходов.
На основе двадцатилетнего опыта реформ и предложений ученых Министерство земельных и природных ресурсов КНР также сформулировало "5 принципов освоения западных районов" в области земельной политики:
1) вести скоординированную работу по освоению и охране земельных ресурсов;
2) использовать земельные ресурсы в соответствии с рыночными принципами;
3) открыть зарубежному капиталу всесторонний доступ на китайский рынок земельных ресурсов;
4) использовать земельные ресурсы на основе научно-технических инноваций;
5) учитывать местные условия и придерживаться принципа комплексного планирования.
Все свидетельствует о том, что руководство КНР, достигнув стабильного экономического развития страны, реализует планы укрепления могущества за счет использования богатых природных ресурсов малоосвоенных северо-западных районов. В руководстве экономикой проявляется комплексный и планомерный подход для обеспечения сбалансированного развития всех регионов, что уменьшит тенденции экономического сепаратизма развитых провинций. После достижения экономического прогресса северо-западный регион станет важным форпостом для реализации интересов КНР в сотрудничестве со странами Центральной Азии.
Большое внимание руководство страны уделяет планированию и научному прогнозированию широкомасштабного освоения Западного Китая. Ученые Академии общественных наук КНР подготовили специальный доклад по данной проблеме, который был представлен научной общественности в июне 2000 г. на международном симпозиуме в Чунцине. 1 В период с 2000 по 2010 г., по мнению китайских исследователей, в западных районах должна быть создана оптимальная внутренняя и внешняя обстановка для экономического подъема, повышена местная способность к саморазвитию и инновационной деятельности, остановлено углубление разницы в жизненном уровне населения восточных и западных провинций. В период с 2006 по 2010 г. в западных районах будет в основном ликвидирована бедность, в известной мере восстановлен экономический баланс и повышен на 15% уровень урбанизации. Далее, считают ученые АОН КНР, в 2010-2030 гг. в западных районах ВВП на душу населения возрастет и в пересчете на нынешние цены составит 3-3,5 тыс. дол. За данный период в провинциях будут созданы совершенная промышленная, образовательная и информационная структуры; построены рационально спланированные, связанные друг с другом сети крупных, средних и малых городов; осуществлен качественный переход обрабатывающей промышленности с использованием местных ресурсов на новую основу - применение научных достижений и инновационной деятельности; будет создано современное сельское и лесное хозяйство, обеспечивающее экологическую чистоту и поставку сельхозпродуктов.
Планируется придать приоритетное значение применению прикладных технологий для освоения и комплексного использования ресурсов соленого озера в провинции Цинхай, нефтегазовых ресурсов в Таримской впадине (СУАР), а также в районе рек Суньхуацзян и Ляо на северо-западе Китая и в Сычуаньской впадине. Намечается внедрение передовых технологий для изготовления жидкого топлива из природного газа, производства тонкой химической продукции, повышения коэффициента нефтедобычи. Прорабатываются проекты по освоению и широкому использованию новых видов энергии: солнечной, ветра и геотермической. Для содействия реализации указанной стратегии АН КНР разработала "План действий в западных районах" и намерена выделить 250 млн юаней.
Правительство КНР также планирует провести железную дорогу протяженностью 296 км от станции Цзиньхэ Северо-Синьцзянской железнодорожной магистрали до г. Кульджи и далее до КПП "Хоргос" на казахстано-китайской границе. Данный проект осуществляется в рамках освоения западных районов и направлен на развитие местной экономики, расширение внешних связей страны и консолидацию проживающих там многих национальностей. Всего в предстоящие 15 лет КНР выделит 100 млрд юаней на строительства железных дорог в западных районах Китая, включая магистраль Китай - Киргизия - Узбекистан. Совершенствование коммуникационной системы свидетельствует об однозначном намерении правительства КНР превратить Синьцзян в международный центр торговли со странами Центральной Азии.
Программа крупномасштабного освоения Западного Китая уже приобрела определенный международный резонанс. Наряду с открытием представительств зарубежных транснациональных корпораций, развитые государства мира стали учреждать здесь свои консульства. В Чунцине (четвертый после Пекина, Тяньцзиня и Шанхая город центрального подчинения, поддерживает торгово-экономические отношения со 140 странами мира) открыты консульства Японии, Англии и Канады, открываются консульства Германии и Австралии; в Чэнду действует американское; в Куньмине - консульства некоторых стран Юго-Восточной Азии. Хотя в масштабном освоении региона первое место занимают международные транснациональные компании, в этом процессе стала принимать участие и Россия. Началось пробное сотрудничество двух стран в СУАР и провинции Цинхай; российские ведомства разрабатывают планы поставок машин и оборудования, перекачки природного газа из западных районов Китая в его восточные регионы. 1
Глава II. Развитие экономики Западного Китая
II.1. Первые успехи реализации программы экономического развития
Исследователи в полной мере констатируют положительные результаты масштабного освоения запада на протяжении нескольких лет. Осуществление масштабного освоения запада, ускорение развития западных районов Китая есть важная стратегическая установка, которую разработало китайское руководство, исходя из общих интересов политики реформ и открытости, осуществления социалистической модернизации страны. Под правильным руководством ЦК партии и Госсовета, благодаря упорной борьбе и самоотверженной работе многочисленных кадровых работников и широких народных масс западных районов были достигнуты важные успехи в стимулировании масштабного освоения запада, ускорены темпы экономического развития в этом регионе, продолжала улучшаться жизнь народов всех национальностей. Практика показала, что стратегическая установка Центра об осуществлении масштабного освоения запада и его руководящий курс оказались правильными. Дальнейшее успешное осуществление этой стратегии имеет весьма большое значение для достижения грандиозных целей всестороннего построения общества среднего достатка.
За прошедшие годы в западных районах Китая были достигнуты существенные успехи в инфраструктурном строительстве. За этот период начали осуществляться несколько важнейших проектов, затрагивающих общее положение развития западных районов страны, такие, как проект по прокладке Цинхай-Тибетской железнодорожной магистрали, проекты по строительству газопровода и электролинии для поставки природного газа и электроэнергии из западных районов в восточные. 1
Касаясь осуществления стратегии освоения западных районов и работы по переселению жителей города Чунцина из района будущего водохранилища "Санься" ("три ущелья") на реке Янцзы, благодаря освоению западных районов страны ускорились темпы строительства инфраструктуры в районе будущего водохранилища, что создало благоприятные условия для отселения жителей из этого района.
После завершения 4-го Пленума ЦК КПК 13-го созыва в 1989 году Тибет добился огромных успехов в проведении политики реформ, открытости и осуществления модернизации. В период с 1990 по 2001 гг. среднегодовой прирост ВВП в Тибете составлял 11,3 процента, что выше среднего уровня в целом по стране. В 2001 году протяженность автодорог Тибета равнялась 36 тыс км, при увеличении на 14 тыс км по сравнению с 1990 годом; общая мощность электроагрегатов достигла 368 тыс киловатт, увеличившись на 205 тыс киловатт по сравнению с 1990 годом; общая емкость коммутаторов программой телефонной связи - 244 тыс номеров или на 228,2 тыс больше показателя 1990 года. В 2001 году чистые среднедушевые доходы крестьян и скотоводов в Тибете увеличились в 2 с лишим раза по сравнению с показателем 1990 года; совершенствуется политика оказания бесплатных медицинских услуг. Кроме того, средняя продолжительность жизни населения Тибета увеличилась с 35 лет в 50-е годы прошлого века до 67 лет в настоящее время. 1
По сообщению Госкомитета по делам развития и планирования, с 2000 года начато осуществление следующих 10 крупнейших проектов в западных провинциях:
участок Сиань - Хэфэй железнодорожной линии Сиань - Нанкин протяженностью 955 км и стоимостью 23,23 млрд юаней (1 доллар США равен 8,2783 юаня);
железная дорога Чунцин - Хуайхуа (640 км, 18,23 млрд юаней);
шоссейные дороги: "5 вертикальных и 7 горизонтальных государственных автодорожных магистралей" (35 тыс. км);
аэропорты в Западном Китае (в 2000 г. начато строительство Сяньянского международного аэропорта в провинции Шэньси; Будут возведены аэропорты в Чэнду (провинция Сычуань), Куньмине (провинция Юньнань), Сиане (провинция Шэньси), Ланьчжоу (провинция Ганьсу) и Урумчи).
эстакадные легкорельсовые линии городского транспорта в Чунцине;
газопровод Сэбэй - Синин - Ланьчжоу (953 км);
гидротехнические узлы в Цзыпинту на реке Миньцзян;
восстановление лесных и травяных массивов, отведенных под сельхозугодья;
освоение ресурсов калийной соли в провинции Цинхай;
создание сети высших учебных заведений в Западном Китае.
В освоении Западного Китая первоочередное внимание уделяется относительно более развитым территориям - провинциям Сычуань и Шэньси, а также автономным районам Тибет, Синьцзян, Нинся. 1
В общем контексте освоения западного региона правительство КНР уделяет особое внимание развитию Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). В 10-й пятилетке в его экономику запланировано вложить 70 млрд юаней. Развернуто строительство газопровода Тарим - Шанхай (4212 км), который пересечет 6 провинций и 1 автономный район. Это крупнейший - после каскада гидроэлектростанций "Три ущелья" - проект, инвестирующий 300 млрд юаней. Пропускная способность газопровода - 20 млрд куб. м газа в год. Ожидается, что после завершения строительства этих объектов Синьцзян станет крупнейшей хлопководческий, нефтедобывающей и нефтехимической базой страны.
II.2. Перспективы развития западных районов
Как весь опыт проведения реформ в КНР, так и непродолжительный процесс освоения Западного Китая показывают, что необходимым условием успеха реформирования является привлечение инвестиций. В списке потенциальных инвесторов главным ориентиром для китайского правительства являются США, Япония, страны ЕС. Особая роль отводится привлечению инвестиций из Гонконга и Макао, возвращенных под юрисдикцию КНР. 1
В мае 2000 г. Госкомитет по делам развития и планирования КНР сообщил о введении в практику "6 мер", поощряющих приток зарубежных инвестиций в осваиваемые районы. Таким образом, создается "плюралистическая система привлечения инвестиций в Западный Китай", т.е. наряду с правительственными капиталовложениями поощряются неправительственные и иностранные инвестиции. Сами же "6 мер" включают: повышение квоты льготных иностранных кредитов с 60 до 70%; усиление отечественной кредитной поддержки объектов с участием иностранного капитала; утверждение списка отраслей, имеющих преимущества; взимание низкого (15% в год) подоходного налога с предприятий с участием иностранного капитала и снижение этого налога до 10%, если объем экспорта предприятия превышает 70% продукции.
Несмотря на то, что практическое освоение Западного Китая началось только с начала 2000 г., в реализации программы есть ощутимые результаты. Так, в Чунцине за полгода зарегистрировано 53 предприятия с участием иностранного капитала (общие инвестиции 200 млн дол); в г. Сиань - 40 предприятий (200 млн дол); в провинции Гуйчжоу - 42 предприятия (500 млн дол). Открыто движение по Южно-Синьцзянской железной дороге на участке Кашгар - Торугарт (протяженностью 146 км), построенный в рамках развития инфраструктуры СУАР. 2
Также предусмотрено постепенное распространение сферы иностранного инвестирования в розничную торговлю административных центров Западного Китая; расширение доступа иностранного капитала в отрасли телекоммуникаций и страхования; снижение и даже снятие лимитов обязательного экспорта товаров и т.д.
Одним из важных направлений выполнения программы освоения западных районов является шефство развитых восточных провинций над западными - в области инвестиций, развития промышленности и инфраструктуры и других сферах. 1
Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) планирует построить 5 новых железных дорог. По плану 11-й пятилетки, к 2020 году в СУАР будет сформирована единая железнодорожная сеть. Согласно соглашению, подписанному между СУАР и Министерством железных дорог Китая, в этом году в Синьцзяне начнется подготовка технико-экономического обоснования проекта строительства трех железнодорожных линий.
В соответствии с программой формирования общенациональной железнодорожной сети, запланированной на период до 2020 года, в Синьцзяне должна быть проложена новая ветка Хами - Линьхэ, что сократит протяженность железнодорожной магистрали Пекин - Синьцзян с 3700 км до 2800 км. Кроме того, планируется строительство железной дороги Курля - Голмуд.
В ближайшие годы в Синьцзян - Уйгурском автономном районе начнется сооружение 2-й железнодорожной магистрали Урумчи-Цзинхэ и 2-й железнодорожной линии Турфан-Корла, а также новой магистрали Куйтунь-Карамай-Бэйтунь.
Строительство 2-й железнодорожной линии Урумчи - Цзинхэ завершится в 2007 году, позволит значительно увеличить способность перевозок по железным дорогам, связывающим Азию и Европу. Прокладка 2-го стального пути между г. Турфан и Корла имеет важное значение для развития нефтехимической промышленности в южных районах СУАР. Цель строительства новой железной дороги Куйтунь-Карамай-Бэйтунь заключается в ускорении освоения богатых железных и медных месторождений в северных районах Синьцзяна.
В настоящее время в Синьцзян - Уйгурском автономном районе ускоренными темпами ведется строительство второй в СУАР автотрассы высшего уровня, пролегающей через пустыню Такла-Макан. Общая сумма инвестиций составит более 120 млн. долларов США. Автомагистраль будет сдана в эксплуатацию в сентябре 2007 года.
Здесь же началось строительство первой электрифицированной железной дороги, соединяющей реки Цзинхэ, Или и Хоргос, которое завершится в 2008 году. Сметная стоимость превышает 400 млн. долларов США.
В провинции Ганьсу в течение 11-й пятилетки будет выделено 70 млрд. юаней (около 8,6 млрд. долларов США) на усовершенствование инфраструктуры в области транспорта на территории провинции. Намечено построить 1000 км скоростных автострад,20 транспортных узлов государственного значения, 30 таких объектов провинциального уровня и 1000 автостанций в местных волостях и поселках.
Началось сооружение ганьсуского участка скоростной автомагистрали Тяньшуй (провинция Ганьсу) - Баоцзи (провинция Шэньси). Протяженность ганьсуского участка - 91,11 км. Капиталовложения в строительство составят 827 млн. долларов США. Движение на этом участке будет открыто через 4 года.
В 2006-2010 гг. в Тибетском автономном районе (ТАР) Китая планируется реконструировать автотрассы Сычуань-Тибет и Юньнань-Тибет, завершить строительство железной дороги Цинхай-Тибет, приступить к строительству железнодорожных магистралей Лхаса-Линьчжи, Лхаса - Шигадзе, провести подготовительные работы по прокладке железнодорожной магистрали Юньнань-Тибет, автодорожной магистрали Лхаса-Ятунг-Калькутта (Индия), соорудить новый аэропорт в округе Нгари. Кроме того, планируется проложить газопровод Голмуд-Лхаса и нефтепроводы Лхаса-Шигадзе, Лхаса-Линьчжи-Чанду, к 2010 году довести общую мощность энергоблоков до 12 млн. кВт. Правительство Тибетского автономного района (ТАР) с 2006 по 2010 год продолжит наращивание капиталовложений в инфраструктурное строительство района с тем, чтобы к 2010 г. заасфальтировать свыше 80 процентов уездов района.
В течение ближайших 3 лет Китай намерен вложить около 2,5 млрд. долларов США в железнодорожное строительство в автономном районе Внутренняя Монголия. 1 В этом году ожидается начало работ по прокладке железнодорожной магистрали Баотоу - Шэньму и электрификация железных дорог Датун - Баотоу и Баотоу - Хуэйнун. В первом полугодии этого года планируется завершение строительства железной дороги Хух-Хото - Джунгар. К концу текущего года также ожидается завершение прокладки железной дороги Дуншэн - Ухай. В настоящее время общая протяженность строящихся во Внутренней Монголии железных дорог составляет более 2500 км.
Начато строительство железной дороги длиной в 755 км, которая свяжет район Линьхэ с контрольно-пропускным пунктом Цэкэ в Автономном районе Внутренняя Монголия и пройдет через пустыни Уланьбухэ и Бадан - Джарэнг. После прокладки, которая завершится к 2007 г., будет создан железнодорожный коридор, соединяющий северо-восточные и северо-западные районы страны. Капиталовложения в указанный проект составят около 494 млн. долларов США.
Также планируется начать в нижнем течении р. Цзиньшацзян в провинции Юньнань (западный Китай) сооружение второй крупнейшей в Китае (после "Санься" - "Три ущелья") и третьей среди таких объектов мира гидроэлектростанции "Силоду", проектной мощностью 12,6 млн. кВт. Уже утверждены технический проект, планы по охране окружающей среды, переселению населения, защите почв от эрозии и др. В ноябре 2007 года будет осуществлено перекрытие реки, в июне 2012 года будет сдан в эксплуатацию первый энергоблок, в ноябре 2015 года полностью завершится строрительство. Это одна из 4 запланированных ГЭС на р. Цзиньшацзян, которые составят каскад гидроэлектростанций.
2 декабря 2005 года начато строительство в г. Чэнду - административном центре провинции Сычуань, крупнейшей в Западном Китае электростанции, работающей на основе сжигания мусора. Капиталовложения в сооружение этого объекта, которое завершится через 2 года, составят около 65 млн. долларов США. Новая электростанция будет способна ежесуточно перерабатывать 1600 тонн мусора, годовая выработка электроэнергии достигнет 130 млн. кВт/час, что обеспечит электроэнергией 50 тыс. семей и решит вопрос утилизации одной трети бытового мусора в городе.
Китайская нефтегазовая корпорация планирует в ближайшие 5 лет выделить 12, 4 млрд. долларов США на прокладку 15 тыс. км трубопроводов, в том числе 8 тыс. км газопроводов, 3 тыс. км трубопроводов для поставок сырой нефти и 4 тыс. км - нефтепродуктов.
В настоящее время на территории Китая идет строительство нефтепровода Алашанькоу-Душаньцзы длиной в 246 км, который станет частью транснационального нефтепровода Алашанькоу (Синьцзян-Уйгурский автономный район) - Атасу (Казахстан). Первая очередь строительства завершена в конце прошлого года, вторая очередь будет построена в конце 2010 года. 1
Заключение
На основании проведенного исследования можно выделить следующие основные задачи Программы освоения западных регионов КНР:
создание новых "точек роста" и поддержание в целом высоких темпов роста экономики страны;
оживление внутреннего рынка через рост потребления и расширения капитального строительства в западных регионах;
более активное подключение западных регионов к общей политике реформ и внешнеэкономической открытости. 1
За 4 с лишним года реализации стратегии масштабного освоения западных районов страны были достигнуты большие успехи в инфраструктурном строительстве, охране экологии и развитии образования, науки и техники и других областях. Освоение западных районов не только ускоряло темпы развития этих районов, но и содействовало развитию других районов страны. Практика свидетельствует о правильности стратегического решения центрального правительства по масштабному освоению западных районов Китая.
Продолжение стратегии масштабного освоения западного Китая имеет важное значение для всестороннего построения среднезажиточного общества, формирования новой конъюнктуры развития народного хозяйства страны, а также обеспечения устойчивого развития и сохранения стабильности в Китае. Центральное правительство намерено активно продолжать поддержку стратегии масштабного освоения западных районов и содействия их экономическому развитию. 2
Широкомасштабное развитие западных регионов представляет собой долгосрочную нелегкую задачу и, одновременно - грандиозный системный проект, который потребует для своего осуществления усилий нескольких поколений. 1 Ключом выполнения стратегии масштабного развития западных регионов является человеческий фактор. С одной стороны, в регионе следует уделить повышенное внимание воспитанию талантливых специалистов собственными силами. С другой - это широкое привлечение профессионалов из восточных областей и из-за рубежа. В западных регионах будет положено начало осуществлению проектов, которые могут быть очень привлекательными для талантливых людей. Чтобы максимально использовать их профессиональный потенциал, необходимо создать соответствующие жилищные и рабочие условия. В процессе развития западных регионов следует исследовать новые идеи и вводить новые экспериментальные методы. Западные регионы должны, опираясь на местные кадры и трудящиеся массы, продемонстрировать дух самостоятельности и настойчивости, а также приложить совместно с согражданами огромные усилия для создания обновленного региона, совмещающего в себе экономическое процветание и прекрасные природные условия.
Список использованной литературы
Баженова Е. С., Островский А.В. От Цинхая до Циндао (Особенности экономической реформы в западных и восточных регионах КНР) // Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2005 г., С.92-103
Баженова Е.С., Островский А.В. Синьцзян: от Турфана до Кашгара (Программа освоения западных районов в действии) // Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2006 г., С.92-100
Гельбрас В.А. Куда идет Китай // МЭ и МО,№ 4, 2000 г., С.112-118
Рогачев И.Д. Россия - Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО. -№ 12, 2001 г., С.110-126
Шорохов В.Б. Освоение западных районов КНР // Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 1, 2001 г., С.12-24
Электронные ресурсы
Кондрашева Л.И. Китайская программа освоения западных регионов страны // http://www.asiatimes. narod.ru
Макаров Д.В. Новая стратегия Китая // http://www.economy. bsu. by
Китайский информационный Интернет-центр, 13.11 2006. - Режим доступа: http://www.ruschina.org/
Жуджунь Дин. Роль иностранных инвестиций в экономике КНР // http://www.ruschina.com
Ли Цзинвэнь. Перспективы экономического развития Китая в XXI веке // http://www.abirus.ru
Ли Фэнлинь. О стратегии “трех шагов" в экономическом развитии Китая // http://www.ruschina.com
Цзэ Дачжао. Экономика Синьцзяна, отмеченная местной спецификой // http://www.chinawest.gov. cn
1Баженова Е.С.,Островский А.В. От Цинхая до Циндао(Особенности экономической реформы в западных и восточных регионах КНР)// Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2005 г., С. 92-103; Баженова Е.С., Островский А.В. Синьцзян: от Турфана до Кашгара (Программа освоения западных районов в действии)// Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2006 г., С. 92-100; Гельбрас В.А. Куда идет Китай// МЭ и МО,№ 4, 2000 г., С.112-118; Кондрашева Л.И. Китайская программа освоения западных регионов страны//http://www.asiatimes.narod.ru; Макаров Д.В. Новая стратегия Китая // http://www.economy.bsu.by; Рогачев И.Д. Россия – Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО. –№ 12, 2001 г., С. 110-126; Шорохов В.Б. Освоение западных районов КНР // Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 1, 2001 г., С. 12-24
2 Жуджунь Дин. Роль иностранных инвестиций в экономике КНР//http://www.ruschina.com; Ли Цзинвэнь. Перспективы экономического развития Китая в XXI веке//http://www.abirus.ru; Ли Фэнлинь. О стратегии “трех шагов” в экономическом развитии Китая // http://www.ruschina.com; Цзэ Дачжао. Экономика Синьцзяна, отмеченная местной спецификой//http://www.chinawest.gov.cn
1 Шорохов В.Б. Освоение западных районов КНР // Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 1, 2001 г., С. 12-24
1 Цзэ Дачжао. Экономика Синьцзяна, отмеченная местной спецификой//http://www.chinawest.gov.cn
1 Китайский информационный Интернет-центр, 13.11.2006. – Режим доступа: http:// www.ruschina.org/
2 Кондрашева Л.И. Китайская программа освоения западных регионов страны//http://www.asiatimes.narod.ru
1 Ли Фэнлинь. О стратегии “трех шагов” в экономическом развитии Китая // http://www.ruschina.com
1 Баженова Е.С. ,Островский А.В. От Цинхая до Циндао(Особенности экономической реформы в западных и восточных регионах КНР)// Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2005 г., С. 92-103
1 Кондрашева Л.И. Китайская программа освоения западных регионов страны//http://www.asiatimes.narod.ru
1 Ли Цзинвэнь. Перспективы экономического развития Китая в XXI веке//http://www.abirus.ru
1 Рогачев И.Д. Россия – Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО. –№ 12,2001 г., С. 110-126
1 Шорохов В.Б. Освоение западных районов КНР // Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 1, 2001 г., С. 12-24
1 Китайский информационный Интернет-центр, 13.11.2006. – Режим доступа: http:// www.ruschina.org/
1 Макаров Д.В. Новая стратегия Китая // http://www.economy.bsu.by
1 Жуджунь Дин. Роль иностранных инвестиций в экономике КНР//http://www.ruschina.com
2 Цзэ Дачжао. Экономика Синьцзяна, отмеченная местной спецификой//http://www.chinawest.gov.cn
1 Баженова Е.С.,Островский А.В. От Цинхая до Циндао(Особенности экономической реформы в западных и восточных регионах КНР)// Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2005 г., С. 92-103
1 Жуджунь Дин. Роль иностранных инвестиций в экономике КНР//http://www.ruschina.com
1 Гельбрас В.А. Куда идет Китай// МЭ и МО,№ 4, 2000 г., С.112-118
1 Баженова Е.С., Островский А.В. Синьцзян: от Турфана до Кашгара (Программа освоения западных районов в действии)// Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2006 г., С. 92-100
2 Шорохов В.Б. Освоение западных районов КНР // Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 1, 2001 г., С. 12-24
1 Ли Цзинвэнь. Перспективы экономического развития Китая в XXI веке//http://www.abirus.ru