Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации

Министерство науки и образования РФ

Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

Факультет социологии, экономики и управления

Кафедра Национальная экономика


Реферат

на тему:

Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.


Выполнила:

Студентка 2 курса группы Э22

Бойко С.Ю.

Проверил:

доцент Зайцев В.М.


Рязань, 2007

Содержание.


Введение.

Глава 1. Экономический рост.

1.1. Понятия экономического роста.

1.2. Цели, эффективность и качество экономического роста.

1.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста.

1.4.Типы экономического роста.

Глава 2. Человеческий капитал.

2.1. Понятие человеческого капитала.

2.2. Инвестиции в человеческий капитал

Глава 3. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.

3.1. Трансформация труда и капитала в постиндустриальной экономике.

3.2. Снижение размеров государства — шоковая терапия «нерыночных» слоев населения.

3.3. Основные факторы роста производительности человеческого капитала.

3.4. Современные технологии и человеческий фактор.

Заключение.

Список использованной литературы.


Введение.


Человеческий фактор в зарождающемся постиндустриальном мире становится главным в экономическом развитии как отдельных компаний, стран, так и всего человечества. Поэтому традиционные факторы экономического роста — накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда — необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.

Данная тема в настоящее время очень актуальна. Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал — наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для общества в целом.

Человеческий капитал — основа эффективности функционирования любой компании. Именно человеческий капитал является сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Целью данной работы — рассмотреть человеческий капитал как основной фактор экономического роста.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

Показать теоретическую основу таких понятий как экономический рост и человеческий капитал.

Показать важность человеческого капитала и эффективность его инвестирования.

Рассмотреть основные возможности повышения ценности человеческого капитала в качестве фундамента устойчивого экономического развития России.

Структура моего реферата выглядит следующим образом: работа разделена 3 главы, которые в свою очередь делятся на подглавы. Первая глава речь посвящена экономическому росту, его определении, видах экономического роста, факторах ,которые влияют на него. Во второй главе рассказывается о понятии человеческого капитала, а также его инвестировании. В третьей главе пойдет речь о влиянии человеческого фактора на экономический рост в условиях постиндустриализации. На мой взгляд, такая структура реферата позволяет раскрыть тему и помогает лучше понять материал, потому что две первых главы являются теоретической основой для третей главы.

Для написания своего реферата я использовала такую литературу, как статью С. Егорова «Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации», учебник «Экономическая теория» ред. А.И.Добрынин и др., также были использованы ресурсы сети Интернет. На мой взгляд в этих источниках наиболее подробно и интересно рассказывается об основных проблемах работы: экономическом росте, человеческом капитале, а также рассматривается человеческий капитал как основной фактор экономического роста.

Глава 1. Экономический рост.


1.1. Понятия экономического роста.


Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

В настоящее время экономический рост (его содержание, факторы, на него влияющие) стал наиболее обсуждаемой темой в России.

В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производственных сил на долгосрочном временном интервале.

В экономической теории сложились два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста. Наиболее распространенным является понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемой либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения.

Первый способ измерения экономического роста используется, как правило, при оценке темпов расширения экономического потенциала страны, второй — при анализе динамики благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и регионах. В настоящее время в теориях роста превалирует второй способ измерения. Под экономическим ростом подразумевается такое развитие национальной экономики, при котором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения. Это позволяет рассматривать проблемы роста с позиции жителя страны, а не стороннего наблюдателя.

При рассмотрении экономического роста с точки зрения темпов увеличения реального объема производства обычно предполагается, что в экономике не происходит глубоких структурных и институциональных изменений. Экономический рост обычно рассматривается в долгосрочном периоде, то есть период, равный жизненному циклу основного капитала. Данный подход характерен для неокейнсианских и неоклассических теорий экономического роста. Другой подход используется в теориях экономического развития, воспроизводства, индустриального и постиндустриального общества. Эти теории анализируют проблемы экономической динамики в «сверхдлинном» периоде, когда изменения подвергаются основные институты власти, управления, объекты инфраструктуры, структурные взаимосвязи в экономике и в ее взаимодействии с внешней средой. Следует отметить, что понятия «долгосрочный» и «сверхдлинный» периоды различаются в теориях динамики не столько своей временной протяженностью, сколько концептуальной направленностью, поскольку речь идет об экономическом времени. В ряде случаев по своей временной протяженности сверхдлинный период может быть короче долгосрочного в его традиционном понимании. В частности, это характерно для нашей страны на современном этапе ее развития, когда структурные, институциональные и функциональные изменения происходят быстрее, чем изменения в прямых факторах производства, определяющих рост естественного уровня реального объема производства.

2 основные особенности анализа экономического роста в сверхдлинном периоде:

Экономический рост рассматривается как основной элемент развития экономики. Он, с одной стороны, индуцирует циклический характер развития, с другой — сам является результатом изменений, подготавливаемых в периоды спада и депрессий. Поэтому основное внимание уделяется не темпам экономического роста, а глобальным изменениям в экономике, устойчивым тенденциям и закономерностям ее преобразования в новое качество.

Наряду с макроэкономическими переменными исследуются микроэкономические, отраслевые и индустриальные основы экономического развития, проблемы предпринимательства, противоречивого столкновения интересов производителей, потребителей и институтов государственной власти, формирование новых экономических структур, позволяющих повысить эффективность функционирования экономики, ее устойчивость в условиях изменяющейся внешней среды. [2, 308-311]


1.2. Цели, эффективность и качество экономического роста.


Цели экономического роста.

Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

Увеличение среднедушевых доходов населения. Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста национального дохода на душу населения.

Увеличение свободного времени. Досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны. Поэтому при оценке степени достижения данной цели необходимо принимать во внимание, происходило или нет в течение рассматриваемого периода сокращение рабочей недели и рабочего года, общей продолжительности трудовой деятельности рабочих и служащих.

Улучшение распределения национального дохода среди различных слоев населения. Если бы простое увеличение реального национального дохода сопровождалось значительным ухудшением его распределения, то большая часть населения вообще бы не сочла экономический рост улучшением, так как их благосостояние могло остаться прежним или даже уменьшиться. Поэтому важно, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным.

Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг. Эта составляющая не находит прямого отражения в показателе реального национального дохода (НД). В то же время вполне допустимо предположить, что более высокое качество и дифференциация товаров способствует повышению потребительской удовлетворенности и, следовательно, получают свое отражение в увеличении расходов на покупку товаров и услуг, совокупный размер которых характеризует объем произведенного НД.

Эффективность экономического роста.

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющий многогранного понятия «эффективность производства». Сюда относятся:

Улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках;

Освоение производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее неудовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения наилучшим образом;

Углубление специализации и кооперирования производства с учетом территориальных преимуществ страны в системе международного разделения труда;

Преодоление Х-неэффективности за счет повышения управленческого мастерства и использования эффективных мотиваций для стимулирования роста производительности труда внутри фирм;

Улучшение аллокации производственных ресурсов по отраслям и регионам страны;

Освоение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты ограниченных производственных ресурсов для выпуска данного объема производства.

Качество экономического роста.

Понятие «качество экономического роста» в экономической теории связывается с усилением его социальной направленности. Основными составляющими качества экономического роста являются:

Улучшение материального благосостояния населения;

Увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности;

Повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;

Рост инвестиций в человеческий капитал;

Обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;

Социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;

Поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда.

Следует отметить, что между темпами экономического роста, с одной стороны, и повышением качества — с другой ,существует определенное противоречие. Высокие темпы могут достигаться за счет ухудшения качества роста. Напротив, низкие и даже отрицательные темпы роста могут сопровождаться повышением потребительской удовлетворенности в результате выпуска более качественной продукции. Поэтому многие экономисты считают, что наиболее предпочтительны невысокие (2-3% в год), но устойчивые темпы экономического роста. [2, 311-313]

1.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста.


Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяются масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его.

В состав прямых факторов входят:

Увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

Рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

Совершенствование технологии и организации производства;

Повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;

Рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят такие факторы предложения, как:

снижение степени монополизации рынков;

уменьшение цен на производительные ресурсы;

снижение налогов на прибыль;

расширение возможности получения кредитов и т.п.

К косвенным относятся также факторы спроса и распределения.

В числе важнейших можно выделить такие факторы спроса, как:

рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов;

расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышения конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

К факторам распределения, оказывающим воздействие на экономический рост, относятся:

Фактическая аллокация производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны;

Действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.

Порядок распределения доходов также имеет важное значение для реализации потенциала экономического роста. Эту функцию он выполняет только в том случае, если стимулирует рабочих к повышению производительности труда. Иными словами, для роста экономики потенциально возможными темпами необходимо, чтобы доходы собственников факторов производства росли темпами, равными темпам роста их производительности. [2, 313-315]


1.4.Типы экономического роста.


В теоретическом плане могут быть выделены два основных типа экономического роста:

Экстенсивный

Интенсивный

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет использования большего количества прямых факторов предложения: работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и совокупных издержек на его создание.

Интенсивный тип экономического роста, напротив, характеризуется тем, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производительность труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения реальных совокупных издержек.

В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две основные группы: экстенсивные и интенсивные. Данное деление представлено на рис.1


Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации


В настоящее время принято отнесение экономического роста к тому или иному типу в зависимости от удельного веса прироста реального ВНП (ЧНП), обусловленного интенсивными факторами роста.

В действительности экстенсивный или интенсивные типы экономического роста в чистом виде не существуют. [2, 315-316]

Глава 2. Человеческий капитал.


2.1. Понятие человеческого капитала.


Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе“i. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как „особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы.

Человеческий фактор — специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и других отношений; все что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной деятельности. [7]

Особенности человеческого капитала:

в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;

независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

Классификация человеческого капитала.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. [4]

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.

Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.[3, 297-307]

Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.


2.2. Инвестиции в человеческий капитал


Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы. [5, 23-41]

Особенности инвестиций в человеческий капитал.

Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя ( от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения. Например, в России на воспроизводство человеческого капитала в 2001 г. было направлено 180,2 млрд. рублей, что составляет 15,1% всего федерального бюджета страны.

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей). Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.[6]

Человеческий капитал — это важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Человеческий капитал — это форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной экономикой рыночного типа. [7]

Глава 3. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации.


3.1. Трансформация труда и капитала в постиндустриальной экономике.


В экономической теории взаимоотношения труда и капитала — основных факторов производства — занимают особое место, и это неудивительно. Принципы распределения производимого продукта касаются практически всех членов общества — от малоквалифицированных наемных работников до крупнейших собственников. Доминирующее в современных российских экономической науке и образовании неоклассическое учение дает однозначный «рецепт» оптимального распределения. В соответствии с ним максимальная эффективность использования производственных ресурсов достигается, когда каждый фактор производства вознаграждается согласно своей предельной производительности, то есть пропорционально степени участия в создании добавленной стоимости.

Производственная функция в интенсивном виде (в расчете на одного работника) призвана отражать зависимость производительности от капиталовооруженности труда. Если на оси абсцисс отложена капиталовооруженность труда (k), а на оси ординат — производительность на одного работника (у) ж.то кривая данной функции повышается с ростом капиталовооруженности. Рост характеризуется замедляющимися темпами, что отражает предложение о снижении предельной производительности труда при добавлении дополнительной единицы капитала. Уровень наклона касательной к функции при некотором значении капиталовооруженности (то есть прирост производительности при вложении дополнительной единицы капитала) определяет долю капитала в производстве добавленной стоимости. Оставшаяся часть соответственно приходится на зарплату работника.

Несостоятельность основ неоклассической теории была показана еще в 1950-1970-е годы в ходе так называемой кембриджской дискуссии о капитале. Одним из ярких критиков неоклассической школы стал П.Сраффа, работавший в английском Кембридже. Он построил математическую модель распределения продукта, используя введенное понятие относительной цены. Главный фундаментальный вывод Сраффы заключался в том, что цена и распределение определяются одновременно. Этим выводом он возвратил экономическую теорию в лоно классической политической экономии, согласно которой цена не складывается под действием обезличенных рыночных сил, а является выражением общественных отношений. Нобелевский лауреат П.Самуэльсон предпринял наиболее основательную атаку на позиции сторонников постклассической парадигмы. Но в результате дискуссии он был вынужден признать весомость аргументов своих оппонентов. Таким образом, еще в середине прошлого века западная экономическая наука поставила под сомнение положения ортодоксальной теории о свободном замещении факторов производства и о предельной производительности как основе эффективного распределения.

Между тем произошедшие с тех пор изменения в экономической жизни позволяют говорить о создании новой экономики постиндустриального общества. Если в эпоху развитого индустриализма важными факторами роста действительно являлись концентрация труда и капитала, насыщение производства оборудованием, то в настоящее время высоких технологий, темпах обновления производства и сфере услуг (особенно на образовании и здравоохранении). Можно говорить о том, что происходит трансформация самого традиционного понимания капитала и труда. Ранее накопление капитала осуществлялось в течение жизни нескольких поколений владельцев предприятия, что позволяло оправдывать претензии подтвердивших свою эффективность собственников на часть прибыли. Теперь самый крупный капитал может создаваться практически моментально и при вложении в дело незначительного первоначального капитала. Ярким примером того может служить компания Microsoft. Ее огромная капитализация отражает смещение ценностных представлений общества в сторону интеллектуального продукта, по сути являющегося трудом в новом выражении. Такой труд бессмысленно измерять классическими человеко-часами пусть даже с возможной корректировкой по квалификации. Гораздо больше информации для анализа содержит оценка труда либо как сумма, получаемая путем вычета стоимости физических производственных мощностей из рыночной капитализации компании, либо как стоимость прав интеллектуальной собственности.

Чтобы наглядно отобразить влияние происходящих изменений на экономическую теорию, воспользуемся интенсивной производственной функцией. Пусть два предприятия имеют равные по стоимости и физическим параметрам производственные площади. Владельцы предприятий вложили капитал в размере К в различные технологии (оборудование плюс «ноу-хау»). При этом первый владелец купил «старую» технологию, которая характеризуется меньшей производительностью по сравнению с некой «новой» технологией, купленной вторым владельцем. Подобная ситуация, когда на рынке присутствуют одновременно две технологии, реализующие одинаковые функции, но обеспечивающие разную производительность, становится реальностью. Появление «новой технологии снижает стоимость «старой», но такое обесценивание происходит с некоторым временным лагом. Именно в течение этого времени, пока рынок не оценил возможности «новой» технологии, первое предприятие и может купить «старую» технологию по цене «новой» (или даже дороже). Постоянное обновление технологии ускоряющимися темпами будет только повышать остроту проблемы. Если на обоих рассматриваемых предприятиях работает одинаковое количество работников, то капиталовооруженность труда будет одинаковой. Однако кривая производственной функции второго предприятия будет располагаться выше, чем производственная функция первого (рис.1).

Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации

Рис.1.


Таким образом, при одинаковой капиталовооруженности труда предприятий одной отрасли промышленности будет нарушаться принцип единственности оптимального распределения прибыли между трудом и капиталом, поскольку при одной капиталовооруженности наклон касательной к данным кривым будет разным. В эпоху индустриализма, когда внедрение новой технологии требовало гораздо больше времени, а новации часто лишь развивали уже существующие машины и механизмы, данный эффект можно было не учитывать. Очевидно, что через некоторое время появится еще более производительная технология, которая может сделать эффективное предприятие (второе в приведенном примере) отстающим от остальных предприятий. Поэтому конкретному предприятию постоянное внедрение новых технологий позволяет, по крайней мере, сохранять свою стоимость, а стране в целом – не отставать от других стран.

Кто же является тем звеном в экономике, которое может обеспечивать такую стратегическую цель? Развитие и усложнение технологии, необходимость использования в производстве добавленной стоимости целого набора разнообразных технологий, имеющих отношение к различным областям знания, предполагают, что один человек на предприятии не может выполнять такие функции. К примеру, в начале 18 века Петр Великий мог сам разобраться в технологии строительства современных кораблей и следить за тем, насколько кораблестроение в России соответствовало европейскому уровню. Сейчас владелец капитала или ограниченный круг топ -менеджеров крупной компании не смогут обойтись лишь своими знаниями. Постоянное обновление технологий требуется практически на каждом рабочем месте, для чего необходимо вовлечение каждого работника современного производства в их выбор. Фактически это означает, что наемные работники, которые в экономической теории рассматриваются лишь как трудовые ресурсы, на самом деле обеспечивают сохранение (прирост) капитальных ресурсов, которые они в дальнейшем используют в производстве. Можно утверждать, что существуют теоретические предпосылки для повышения доли труда в производимом продукте по сравнению с его предельной производительностью, то есть дополнять вознаграждение за труд вознаграждением за вклад в капитал предприятия.

Главной проблемой становится разработка методов оценки вклада работников в создание капитала предприятия. Оценивать рост капитала очень сложно, если вообще возможно, поскольку основной капитал может обесцениваться по-разному по отношению к нескольким технологиям. Критерий изменения стоимости компании на рынке ценных бумаг (рыночной капитализации), который часто используется для оценки работы управленцев высшего звена, не может применяться напрямую, так как даже сохранение рыночной стоимости капитала можно считать его ростом, поскольку при сохранении «старой» технологии капитализация предприятия снижается.

В подобной ситуации представляется целесообразным строить систему распределения так, чтобы работники получали достаточные материальные стимулы для выполнения в том числе и новых задач, которые ставит перед ними новая экономика. [1, 85-88]


3.2. Снижение размеров государства — шоковая терапия «нерыночных» слоев населения.


Немало внимания в теории макроэкономического роста уделяется вопросу влияния на экономическую динамику размеров государства, которому общество делегирует особые перераспределительные полномочия. Статистические исследования воздействия размеров государства на экономический рост для стран разного уровня развития, проведенные либеральными экономистами, позволяют сделать вывод о том, что для достижения максимальных темпов роста в среднеразвитых странах, к которым причисляется и Россия, размеры государства должны находиться на достаточно низком уровне. Широко известна позиция советника Президента РФ по экономическим вопросам А.Илларионова ,по мнению которого для России оптимальным можно считать размеры государства в пределах 18-21% ВВП. При этом он выделяет тенденцию снижения оптимальных размеров государства при переходе от богатых стран к бедным: в бедных странах доля государства в ВВП должна быть минимальной и возрастать с ростом благосостояния страны. Хотя полученные цифры можно подставить под сомнение, учитывая сложности с достоверной оценкой исследуемых показателей и большое количество прочих факторов, большинство экспертов согласны с тем, что формальное государственное бремя, оцениваемое для России в 2002 году в 40-42%, чрезмерно и его необходимо снижать.

Однако уменьшение размеров государства трудно признать достаточным условием роста российской экономики. Прежде всего нельзя не учитывать, что формальная налоговая нагрузка составляет лишь часть фактического бремени государства. Так, Е.Ясин оценивает масштабы неформального влияния государства на экономику в 7,5-9% ВВП. Подобная «деловая» практика взаимоотношений бизнеса и чиновников институциализирована и оказывает постоянное воздействие на экономическую жизнь. Снижение доходной части госбюджета в краткосрочном периоде будет означать уменьшение ресурсов, которые государство может распределять. Ожидать увеличения совокупных поступлений в бюджет от роста активности предпринимателей и вывода их деятельности из «тени» можно лишь через определенное время. В течение этого времени сокращение расходов на содержание госаппарата неизбежно будет стимулировать чиновников на основе уже сформированных институтов компенсировать свои потери. Для предотвращения коррупции потребуются твердая политическая воля и поддержка со стороны большей части бизнес – элиты.

Рассчитывать также на то, что средства, которые будут дополнительно оставаться у предприятий при снижении налогов, автоматически пойдут на развитие производства и модернизацию, невозможно. Скорее стоит ожидать увеличения вывоза капитала за рубеж, поскольку данное явление имеет под собой более серьезные основания, чем только жесткие налоговые ставки. Для его преодоления необходимо коренным образом перестраивать систему взаимоотношений в российском обществе. Важнейшими условиями роста наряду со уменьшением размеров государства выступают дебюрократизация и декриминализация экономики.

Единственным безусловным следствием снижения доли государства в ВВП будет сокращение масштабов перераспределения общественного продукта в пользу, так сказать, «нерыночного» человеческого сектора, то есть пожилых людей, немощных, детей, а также лиц, не желающих в силу различных причин развивать свои профессиональные навыки для адаптации к рынку. Оценка размеров государства по его расходам, а не по уровню налогового бремени говорит о том, что исследователи акцентируют свое внимание именно на лишении данных слоев населения государственной помощи, хотя часто напрямую заявляется лишь о необходимости стимулирования бизнеса путем снижения налогов. Для людей, которые ни при каких условиях уже не смогут перейти в рыночный сектор, это будет означать уход из общества в маргинальную прослойку или просто смерть. Однако для определенного числа «нерыночных» граждан падение их дохода (существенную часть которого составляют трансфертные платежи или зарплата на убыточном госпредприятии) ниже критического уровня выживания станет стимулом для обучения или переквалификации. Нам представляется, что наибольшее позитивное влияние на темпы экономического роста может оказать именно таковое шоковое стимулирование населения к повышению своей рыночной активности. [1,88-90]


3.3. Основные факторы роста производительности человеческого капитала.


Шоковое стимулирование непродуктивной части населения может обеспечить лишь экстенсивный рост за счет увеличения числа занятых в производстве конкурентоспособной продукции и услуг. Потенциал такого роста будет ограничен числом получателей государственных пособий и работников неэффективных госпредприятий. Для увеличения потенциала трудовых ресурсов потребуется создание стране особых условий. Необходимость этого будет диктоваться не только экономической целесообразностью, но и моральной ответственностью за снижение уровня жизни наименее обеспеченных граждан, которую возьмут на себя власть и бизнес, согласившись с подобным перераспределением доходов общества.

И главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Приведенные выше соображения об изменении роли труда в процессе производства создают теоретические предпосылки для того, чтобы рассматривать такую цель как стратегически важнейшую с точки зрения обеспечения высоких темпов роста. Статистика также говорит о том, что в развитых странах, которые уже вступили в эпоху раннего постиндустриализма доля зарплаты в ВВП значительно выше, чем в России. Однако нормальное функционирование закрытой экономики при высоком уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики капитал развитых стран «дополучает» прибыль, используя более дешевый труд работников в бедных странах. Правительства развитых стран активно поддерживают в этом свои национальные (по признаку получения прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются транснациональными.

Россия также должна использовать имеющиеся возможности привлечения зарубежной рабочей силы, тем более что у российских предприятий в советский период уже были налажены связи с предприятиями в союзных республиках. Необходимо максимально упростить схемы переноса части отечественного производства в страны с более низким уровнем оплаты труда и поддерживать в этом российские компании, в том числе и на политическом уровне.

По нашему мнению, для оценки возможностей повышения оплаты труда наемного работника путем изменения пропорций деления полученного дохода можно использовать оценки оптимального размера налогового бремени государства для предпринимателей. Обосновать такой подход можно схожестью ситуации: капитал как бы обкладывает труд налогом, изымая часть добавленной стоимости в виде факторного дохода. Мы считаем, что предпринимательская активность на макроуровне и производительность труда наемных работников определяются ставкой налогообложения (долей «изъятого» дохода). Согласно кривой Лаффера, при превышении критического значения — предельной налоговой ставки — снижаются стимулы к расширению производства, уменьшается доля прибыли, предъявляемая к налогообложению, а часть налогоплательщиков полностью переходит в «теневой» сектор экономики. Результат этого — снижение налоговых поступлений. Представляется, что на производительность труда аналогично воздействуют пропорции распределения получаемого дохода.

Для наемного работника также существует некоторая предельная ставка совокупных «изъятий» из добавленной стоимости — предпринимателем (доход на капитал) и государством (в виде подоходного налога), — при которой достигается максимум совокупного дохода капитала и бюджета. При превышении такой ставки совокупная отдача для предпринимателя и государства будет снижаться, поскольку у занятого не будет стимулов к хорошей работе, совершенствованию своих навыков. Он будет стремиться что-нибудь украсть на работе, станет совмещать данную работу с другими занятиями в ущерб своим должностным обязанностям или просто уйдет с предприятия. Трудовой капитал при этом будет обесцениваться.

Проведя анализ статистических данных по различным группам стран, А.Илларионов и Н.Пивоварова определили, что оптимальные размеры государства зависят от развитости экономики. Так, критический размер государства (максимум налоговых поступлений при нулевом росте ВВП) для высокоразвитых стран составляет 73% ВВП, для среднеразвитых — 46%, для бедных стран — 35%. Оптимальный размер государства (максимум темпов роста ВВП) для высокоразвитых стран составляет 24% ВВП, для среднеразвитых стран — 17%, для бедных стран — 15%. Полученные данные с свидетельствуют о том, что последние гораздо сильнее ограничены в выборе размеров государства (от 15 до 35%), а богатые страны могут в значительно большей степени варьировать указанный показатель (от 24 до 73%).

С точки зрения пропорций распределения дохода это может означать следующее. При высокой производительности труда (создании высокой добавленной стоимости) доля продукта, получаемая в итоге работником, может находиться в пределах от 27 до 76%. Для работников с низкой производительностью труда (малоквалифицированного физического труда) ее повышение должно прекращаться, по аналогии с ростом ВВП бедных стран, уже при «изъятии» 35% добавленной стоимости. Если государство пойдет на снижение налогового бремени для предпринимателей ,оно вправе будет требовать от бизнеса, чтобы оплата труда приближалась к значению, обеспечивающему максимальную производительность человеческого капитала.

Другим важным фактором развития человеческого капитала является институт образования, которое в современном мире выходит за рамки традиционной образовательной системы, превращаясь в «обучение в течение всей жизни». Российская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. С 1992 года размеры расходов на механизмы разгосударствления образования пока развиты слабо. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы. Причем выбор необходимых программ должен осуществляться самими предприятиями, что позволит совмещать административное (через систему законов об обязательном финансировании образовательных программ) и рыночное регулирование количества и качества образовательных услуг.

Естественным препятствием для инвестирования предприятий в развитие своего человеческого капитала является вероятность того, что вложения в образование работников могут оказаться бессмысленными и даже весьма вредными, поскольку, получив более высокую квалификацию, они смогут перейти на работу в конкурирующие фирмы. Данная проблема особо остро стоит перед компаниями в западных странах, что объясняется мобильностью рабочей силы, которая может свободно перемещаться в границах страны или группы стран (например, ЕС) при наличии вакансий с лучшими условиями оплаты труда. Для российских фирм, в первую очередь крупных, регионообразующих промышленных предприятий, указанная проблема не так болезненна. Россиянин с трудом покидает свое место жительства даже при наличии привлекательных для него рабочих мест в других регионах страны. С одной стороны ,это объясняется особенностями ментальности россиян ,формировавшейся в условиях прикрепления крестьян к земле, традиционного общинного уклада жизни, диктовавшегося экономической целесообразностью, системы прописок в советский период. С другой — переезд в другое место связан и с объективными трудностями: необходимостью приобретения жилья, отсутствием средств на переезд и т.д. Таким образом, затраты на образование своих работников вряд ли станут косвенными инвестициями в развитие других фирм. К тому же в России квалифицированные преподаватели готовы работать с высокой отдачей за весьма скромное вознаграждение, а значит, сами затраты не будут для предприятий непосильными.

В международном масштабе проблема страны, обеспечивающей высокое качество образования, заключается в том, что существует вероятность утечки квалифицированных работников за рубеж, где компании будут готовы предоставить эмигранту жилье и более высокую зарплату.

Повышение уровня оплаты труда, необходимость которого неоднократно подчеркивалась выше, важно еще и для того, чтобы эмиграция не приобрела массовый характер. Снижение налогового бремени должно стать резервом, который позволит средства, ранее «тратившиеся» на «нерыночные» слои населения, направить на эти цели. Ожидать всплеска инфляции не следует, поскольку в данном случае происходит не номинальный рост зарплаты, а перераспределение доходов населения. При этом, вероятно, потребительский спрос будет частично перенаправлен с продуктов первой необходимости на современную информационную технику, образовательные услуги и т.д., что должно подстегнуть их предложение и производство. [1, 90-93]

3.4. Современные технологии и человеческий фактор.


Одним из основных факторов развития экономики, помимо накопления капитала, естественного увеличения численности населения и роста производительности труда, выступает технический прогресс. Данный фактор тесно переплетается с повышением производительности человеческого капитала и вряд ли отделим от него: с увеличением объема знаний и улучшением технологии работники и машины, созданными ими, становятся производительнее. Развить навыки работы на высокотехнологичном производстве при его сложности работники могут, только имея непосредственный контакт с технологией. К тому же многие знания не являются общедоступными, а выступают лишь в качестве приложения к оборудованию, на котором они используются. Получение подобных знаний невозможно без приобретения соответствующих лицензий. Внедрение в производство таких технологий требует значительных финансовых вложений, которые не под силу большинству российских промышленных предприятий.

Простой выход из этой ситуации часть предпринимателей, ученых и политиков видят в создании совместных производственных предприятий на площадях российских компаний с использованием российской рабочей силы и привлечением западного капитала вместе с современной технологией. От создания таких компаний ожидают и притока в экономику страны зарубежных инвестиций. Стратегические инвестиции в реальную экономику традиционно приветствуются в отличие от спекулятивных сделок на рынке ценных бумаг.

Всегда ли подобные проекты действительно являются эффективными для отстающей страны в долгосрочной перспективе, могут ли они стать основой ее развития догоняющими темпами? Прежде всего необходимо четко понимать, что западный инвестор заинтересован только в том, чтобы использовать относительную дешевизну иностранной рабочей силы в наиболее трудоемких операциях. На первый взгляд такое отношение иностранного инвестора не должно являться основанием для отказа от инвестиций при соблюдении ряда условий: исправной уплате налогов и обеспечении более высокой оплаты труда, чем на подобных отечественных предприятиях. Но такие выгодные условия зачастую таят в себе «ловушку», которая в перспективе будет только способствовать дальнейшему отставанию от развитых стран. Это происходит в том случае, если работники предприятия обучаются не самим высоким технологиям, которые действительно используются в конечном изделии производства, а лишь проведению элементарных операций. Подобные производства получили точное название — «отверточная» сборка (SKD). Высокая оплата труда здесь стимулирует не рост квалификации, а только повышенную интенсивность труда и ответственность работников. Большая часть прибыли вывозится, поскольку так поступают даже отечественные предприятия. При уходе зарубежной компании из проекта страна получает «пустые» производственные фонды, которые без знания технологии подобны компьютеру без программного обеспечения, и безработных низкой квалификации с высокими запросами в отношении оплаты труда. Для снижения вероятности появления таких «ловушек» необходимо отказываться от практики оценки эффективности совместных проектов только по их прибыльности и возможности быстро решить текущие социальные проблемы. Государственная политика в данной области должна способствовать тому, чтобы российские предприятия хотя бы частично получали права на новые технологии, а для повышения квалификации работников создавались программы обучения, рассчитанные не на один год.

Другим путем совершенствования технологий и развития трудовых ресурсов является разработка собственного «ноу-хау». Для развитых стран, очевидно, такой путь должен быть основным. Перенося в бедные страны трудоемкие и малоквалифицированные операции, от которых невозможно отказаться даже в самом современном производстве, западные компании обеспечивают высокий уровень оплаты высококвалифицированным работникам в собственной стране. Такой подход способствует концентрации наиболее производительных сил в богатых странах и обеспечивает наилучшие условия для совершенствования и создания технологий. По мере устаревания технологии передаются «на откуп» менее развитым странам, которые теряют стимулы для осуществления собственных научно-технических разработок, что лишает их базы ускоренного перехода в разряд постиндустриальных обществ.

Россию принято включать в число среднеразвитых стран, и по отношению ко многим странам она является более развитой. Это формирует прекрасные условия для развития более высокими темпами по сравнению со странами-лидерами мировой экономики. Создавая собственные технологии, российские предприятия могут использовать описанную схему «сотрудничества» развитых стран с менее развитыми. Подобный подход создает резерв увеличения затрат на развитие собственного человеческого капитала и постепенное совершенствование технологий. Примером могут служить деловые контракты в области продвижения российских вооружений на мировой рынок. Преимущество же в данном процессе для России заключается в возможности постепенно перенимать действительно современные технологии у более развитых западных стран.

Еще одним важным вопросом для общества, стремящегося к технологическому прорыву, является соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Можно выделить два принципиально различных подхода к этой проблеме. Либеральная точка зрения заключается в том, что получение нового знания всеми заинтересованными сторонами будет способствовать извлечению обществом максимума содержащихся в нем полезных возможностей и ускорению его совершенствования. Противоположный подход базируется на том, что для развития технологий необходимо безусловное соблюдение прав на интеллектуальную собственность. В большинстве развитых демократий право частной собственности — наивысшая собственность. Ее незыблемость в отношении как физической, так и виртуальной собственности считается основой деловой активности. Для многих развивающихся стран ответ на данный вопрос становится политическим, поскольку несоблюдение прав интеллектуальной собственности может стать препятствием для их принятия в мировые торгово-экономические организации, признания экономики рыночной и т.д. при этом высокий уровень трансакционных издержек в международной торговле и движении капитала может обусловить значительные убытки, которые перевесят любые доводы против соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Трудно спорить с тем, что право собственности должно гарантировать предпринимателям и наемным работникам сохранение законно заработанного ими. Однако интеллектуальная собственность — это своего рода выражение труда в информационном виде, причем труда высокопроизводительного. Поэтому при решении вопроса о гарантиях прав на интеллектуальную собственность целесообразно использовать подход, предложенный нами для оценки оптимальной доли работника при распределении добавленной стоимости. При увеличении производительности труда предельная полезность от получения дополнительной единицы созданного продукта уменьшается (возможно данный эффект используется при применении прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов). Это означает, что значительную часть выгоды от реализации прав интеллектуальной собственности ее производитель (фирма или частный разработчик) может без особого ущерба передавать обществу. Поэтому государство может ограничивать права интеллектуальной собственности, скажем, в таких же пределах, как и высокопроизводительный труд (от 27 до 76%). Реализовано это может быть, например, путем ограничения срока государственной гарантии соблюдения прав собственности по отношению к стандартному сроку жизни интеллектуальной разработки. Разработчикам также может предоставляться выбор: платить повышенный налог при безусловном соблюдении права собственности на протяжении всего жизненного цикла интеллектуального продукта или ограничить срок действия права при применении нормального налогового режима.

При отсутствии какой-либо системы государственного регулирования совмещения общественных и частных интересов в обороте интеллектуальной собственности рынок сам пытается решить данную проблему. К примеру, на российском рынке программного обеспечения при данном уровне контроля за соблюдением прав на интеллектуальную собственность разработчики получают некоторое вознаграждение, когда крупные компании не считают издержки на лицензионный продукт существенными и приобретают его. В то же время мелкие предприятия пользуются пиратскими копиями. Таким образом стихийно сочетаются стимулы к творчеству и открытость новых технологий. [1, 93-96]

Заключение.


Человеческий капитал – наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство.

Современная кадровая политика фирм обеспечивает наиболее эффективное использование человеческого капитала компании, делает заинтересованными своих сотрудников в данном виде деятельности. Анализ эффективности инвестиций в человека показывает насколько значимым становится для фирм затрачивать огромные средства на здоровье и образование работников, поскольку в будущем обеспечивается больший доход всей компании.

Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

Список использованной литературы.


Егоров С. «Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации», Вопросы экономики, 2004 , №5.

ред. А.И.Добрынин учебник «Экономическая теория» , 3 изд., СПб, ПИТЕР, 2000.

А.И. Добрынин, С.А.Дятлов, Е.Д.Цыренова Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования, СПб, Наука, 1999.

Дейнтри Даффи, Человеческий капитал — http://www.osp.ru./cio/2000/06/023.htm

Интеллектуальный капитал , Мировая экономика и международные отношения №11, Москва, 1998.

Исторический обзор подходов к концепции человеческого капитала. — http://www.sibupk.nsk.su/Public/chairs/c_ectheory/kapital/g11.htm

http://www.5ballov.ru

http://www.demoscope.ru

http://www.gks.ru

http://www.demography.narod.ru

i

Похожие работы:

  1. • Человеческий фактор трудовой деятельности в АПК
  2. • Совершенствование управления образовательным ...
  3. • Стратегические направления государственного ...
  4. • Национальная инновационная система как ключевой ...
  5. • Стратегические направления повышения ...
  6. • Глобальные социально-экономические проблемы мировой ...
  7. • Глобальные проблемы мирового хозяйства: социальные ...
  8. • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
  9. • Социологический анализ развития туризма
  10. • Россия и современная цивилизация
  11. • Оценка развития сектора услуг в различных странах
  12. • Мировая экономика
  13. • История развития менеджмента
  14. • Урбанизация как глобальный процесс
  15. • Мировая экономика (шпаргалка)
  16. • Мировое хозяйство: закономерности формирования ...
  17. • Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике
  18. • Переход развитых стран Европы, Азии, Америки в ...
  19. • Банковские операции
Рефетека ру refoteka@gmail.com