КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Региональная экономика»
по теме: «Цели, задачи и особенности национальных проектов в Ростовской области»
Введение
Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005г. Президент России Владимир Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов – «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство». При проработке национальный проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). Приоритетные национальные проекты должны соотноситься с национальной идеей государства, которая, в свою очередь, должна учитывать основные его проблемы. Позитивное развитие государства предполагает решение этих проблем. Именно от четырех приоритетов прямо зависит качество жизни общества (культурная сфера в проекты не входит).
Об особой важности национальных проектов говорится в выступлении Президента РФ В.В.Путина, от 5 сентября 2005 года:
«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».
В настоящее время в Ростовской области осуществляется все четыре приоритетных национальных проекта.
1.Государственное регулирование экономики РФ и субъектов РФ
1.1 Понятие, цели, задачи, функции, направления государственного регулирования экономики
Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Регулирование государством рыночной экономики проявляется через следующие важнейшие функции:
создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Рассмотрим направления государственного регулирования.
Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воз- действуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.
Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления – снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.
Экономические рычаги, используемые государством для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).
Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно.
Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других.
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.
В целом следует отметить, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.
1.2 Понятие, цели, содержание национальных проектов
Современный рынок не отменяет необходимости планирования. Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого центра.
Планирование предполагает необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов.
Не вызывает сомнений, что и в переходных к современному рынку условиях у государства не может быть цели важнее, чем неуклонный рост уровня благосостояния населения.
Система планирования должны быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях. В ходе перестройки ставится задача перенести внимание в планировании с микро- на макроуровень экономики, особенно на определение общих тенденций развития и формирование стратегии роста, обеспечить более тесную увязку региональных и общегосударственных стратегий, макроэкономической политики и краткосрочных планов.
Важнейшим элементом планирования являются государственные целевые программы.
Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.
Исходя из вышесказанного, рождалась идея национальных проектов.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта бесспорная декларация, звучащая в устах власти, ныне весьма актуальна. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.
Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка.
За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат.
Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.
С этими проблемами столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые, долгосрочные тенденции роста.
Путь, пройденный страной за пять последних лет, наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию. На начальных этапах ставилась задача наведения порядка в органах власти и соединении ресурсов федеральной, региональных и местных властей, об остановке дезинтеграция государства. Эти проблемы были частично решены в течение 2000-2002 гг.
Далее были разработаны приоритеты развития, в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье и сформированы национальные проекты.
При Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике создан совет. Он выполняет следующие функции:
готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики;
рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации;
проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию.
Сегодняшние национальные проекты, перекрывают 90% областей нашей жизни. Потому что, это попытка решения основных проблем.
1.3 Виды национальных проектов
Выделяют четыре национальных проекта.
1.Приоритетный национальный проект «Здоровье» – самый важный, требующий наибольшего внимания и участия, ввиду ужасающего состояния здоровья населения России. Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.
Основные цели национального проекта в здравоохранении:
– укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
– повышение доступности и качества медицинской помощи;
– укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
– развитие профилактической направленности здравоохранения;
– удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:
Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
– введение новых программ обследования новорожденных детей;
– дополнительная диспансеризация работающего населения;
– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
2.Цель проекта «Доступное и комфортное жилье» – добиться того, чтобы большинство населения могло приобретать и строить качественное жилье не только за счёт своих собственных сбережений, но и с помощью долгосрочных кредитов. Проект должен сформировать работающую модель по улучшению жилищных условий граждан. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Необходимо предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, увеличить темпы строительства социального жилья. К 2010 году как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. Национальный проект призван создать для этого все условия.
Основные проблемы российского жилищного рынка:
большинство людей нуждаются в жилье, но не может себе позволить его покупку;
в России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования;
нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения;
качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким;
социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами;
граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья;
Для решения этих проблем Министерством регионального развития России совместно с Росстроем была разработана федеральная целевая программа «Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.
Приоритеты первого этапа проекта (2006 – 2007гг.):
– увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
– повышение доступности жилья;
– выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан;
– увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
3.Основные направления национального проекта «Образование»:
– стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы.
– информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети;
– поддержка инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей;
– организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту;
– формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка управленческих кадров мирового уровня;
– дополнительное вознаграждение за классное руководство.
– поощрение лучших учителей. Ежегодно 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы, будут выбираться путем открытого конкурса и общественной экспертизы. Победители региональных конкурсов получат поощрения размером 100 тыс. рублей.
– поставка школьных автобусов в сельские территории.
– оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.
Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
4.Приоритеты проекта «Развитие АПК»:
– ускоренное развитие животноводства;
– стимулирование развития малых форм хозяйствования;
– обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Главная цель проекта – форсированное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции. В рамках всей России ставится задача увеличить к 2008 году производство молока на 4,5%, мяса – на 7%. В ближайшие два года на осуществление проекта предполагается направить 30 млрд. рублей.
Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
– повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;
– роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;
– совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 гг. и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Это предполагается достичь путем:
– удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
– развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
2.Национальные проекты в Ростовской области
2.1 Контроль над приоритетными национальными проектами в Ростовской области
В Ростовской области планы по реализации приоритетных национальных проектов разработаны в конце 2005г. Задачи по реализации этих проектов поставлены Президентом РФ Владимиром Путиным. Комиссия по реализации этих задач, создана в Ростовской области 12 декабря 2005г. и находится под патронажем губернатора Ростовской области В.В. Чуба.
В состав комиссии по выработке основных принципов и механизмов реализации задач в Ростовской области, возглавляемой губернатором Владимиром Чубом, вошли руководители областных министерств, депутаты Законодательного Собрания, главы муниципалитетов Дона, представители общественных организаций, а также регионального политсовета Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В рамках Консультативного совета общественных и политических организаций при губернаторе Ростовской области сформирована рабочая группа по общественному сопровождению реализации приоритетных национальных проектов. Её задача – привлечение представителей институтов гражданского общества к обсуждению механизмов реализации проектов и обеспечение социального отклика на инициативы власти. Также и по каждому из четырех национальных проектов созданы рабочие группы. Рабочую группу по проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» возглавляет министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Андриади. Реализацию национального проекта «Здоровье» осуществляет рабочая группа во главе с министром здравоохранения области Татьяной Быковской. Министр общего и профессионального образования Леонид Ковалев назначен руководителем рабочей группы по национальному проекту «Образование». Проект «Развитие АПК» курируют две рабочие группы по направлениям «Развитие животноводства» и «Развитие малых форм хозяйствования в АПК». Группы по сельскому хозяйству возглавляет министр сельского хозяйства и продовольствия области Вячеслав Василенко.
26 января 2006г. на расширенном заседании Консультативного совета общественных и политических организаций при губернаторе принято обращение общественности Ростовской области к жителям Дона. В нем, в частности, говорится: «Предлагаем всем, независимо от политических, национальных и религиозных убеждений, активно участвовать в обсуждении и реализации национальных проектов на Дону. Необходимо наладить действенный общественный контроль над расходованием бюджетных средств, выделяемых на эти цели».
На сайте администрации Ростовской области создан интерактивный раздел, где каждый может высказать мнение, задать вопрос, принять участие в обсуждении ситуации вокруг национальных проектов.
2.2.Национальный проект «Здоровье»
Приоритетные направления проекта в Ростовской области:
– денежные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам и медицинским сестрам первичного звена, а также медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи;
– закупка диагностического оборудования для организации первичной медико-санитарной помощи в муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях;
– диспансеризация населения;
– мероприятия по вакцинопрофилактике;
– решение кадровой проблемы;
– подпрограмма «Родовой сертификат»;
– оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Ростовская область относится к числу тех территорий, в которых охрана здоровья населения является одной из основных задач социальной политики. Об этом можно судить по стоимости Территориальной программы государственных гарантий: объем средств, выделяемых на здравоохранение, возрос с 3,5 миллиардов рублей в 2001 году до 10,5 миллиардов в 2005-м. И на 2006 год планируется привлечь в здравоохранение 11,6 миллиардов рублей.
Укрепляется и развивается материально-техническая база. Капитально отремонтированы областные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Завершается капитальный ремонт центральных, районных и городских больниц. В 2006 году на капитальный ремонт будет выделено около 600 миллионов рублей, что позволит закончить реконструкцию районных больниц, поликлиник и завершить строительство объектов здравоохранения области.
Одновременно с восстановлением и реконструкцией идет процесс оснащения лечебных учреждений новым медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом
Такое внимание к здравоохранению не могло не сказаться на качестве медицинской помощи. В здравоохранении области произошли большие перемены. Эти качественные изменения на пользу пациентам и всему здравоохранению Дона.
Только приобретение медицинского оборудования позволило более быстро и качественно проводить диагностику и лечение, что повлекло, в свою очередь, интенсивное использование коечного фонда стационаров.
Важным этапом в развитии здравоохранения стало приближение высококвалифицированной медпомощи населению. Две областные больницы формируют выездные бригады специалистов для консультаций пациентов в отдаленных сельских районах.
На базе бывшего кардиологического отделения областной клинической больницы открыт кардиохирургический центр, где уже сегодня проведены сотни сложнейших операций, в том числе несколько совершенно уникальных, с помощью лазера. Создан глаукомный центр, подразделения которого открываются в каждой больнице межтерриториального уровня.
Практически по всем пунктам проекта в области работа идет уже не один год. Все направления взаимосвязаны, их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, от материально-технической базы ЛПУ, от обеспеченности медицинским персоналом, в конце концов, от величины заработной платы врачей и медсестер.
Базовая проблема медицинской отрасли – низкая зарплата медработников. В отдельно взятой области ее невозможно решить. Первый шаг сделан, и это своеобразный залог того, что все медработники вскоре смогут получать достойную заработную плату за свой нелегкий труд.
Еще в начале 2005 года при поддержке губернатора В.Ф. Чуба разработан комплекс мероприятий по улучшению обеспечения лечебно-профилактических учреждений врачебными кадрами.
Особый акцент в проекте делается на нормативное распределение и соотношение денежных потоков. Сегодня появилась возможность все объемы медпомощи с помощью федерального центра реально обеспечить финансами.
Администрация области возлагает огромные надежды на развитие профилактической медицины, на увеличение объемов бесплатной высококвалифицированной медицинской помощи, на заинтересованность государства иметь здоровую нацию.
Ростовская область – одна из крупнейших в стране. От того, насколько успешно инвестиции в человека достигнут здесь своей цели, зависит качество медицинской помощи в больницах и поликлиниках Юга. В Ростовской области ищут и находят свои пути реализации Национального проекта «Здоровье».
Хотелось бы также, чтобы в Ростовской области понимали, что одним строительством больниц и поликлиник здоровье нации не поправить, что необходимо глубже смотреть в корень проблемы. Необходимо усиление пропаганды здорового образа жизни, строительство бесплатных или доступных для молодёжи спортивных сооружений, секций, клубов, запрещение курения и распития спиртных напитков в общественных местах, сокращение рекламы алкогольных и табачных изделий, поиск правильных подходов к воспитанию у молодёжи культуры здорового образа жизни».
2.3 Национальный проект – «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»
Все эти направления уже реализуются в Ростовской области, остановимся на них поподробнее.
Жилищное строительство на Дону заметно активизировалось с 2002 года. Именно с этого времени в области ежегодно сдается по миллиону и более квадратных метров жилья – как в лучшие дореформенные времена. Причем, ежегодный прирост ввода жилья держится на уровне 7-9%.
Муниципальные программы жилищного строительства на период до 2010 года предусматривают, в том числе, строительство социального жилья, жилья для работников бюджетной сферы с использованием ипотечного кредитования.
Для участия в федеральном конкурсе в 2006 году подготовлен проект застройки первой очереди жилого района мощностью 450 тыс. кв. м жилья, расположенной в городе Ростове-на-Дону (потребность в финансировании – 708,6 млн. рублей.).
Определены перспективные территории под жилую застройку в городах области, которые будут представлены на конкурс в 2007 году: в Таганроге, Батайске, Азове и Новочеркасске. Общая потребность в финансировании – более 1 млрд. рублей. Рассмотрены их инвестиционные программы развития инженерной инфраструктуры с определением источников финансирования по каждому объекту.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры будет реализована в два этапа. На первом этапе (с 2006 по 2007 годы) из федерального бюджета предполагается финансирование приоритетных проектов на условиях софинансирования из других источников, в том числе из областного и местных бюджетов, а также привлечения средств частных инвесторов.
В результате осуществления указанных мероприятий в 2007 году должно быть достигнуто снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до 55%, увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 20%, увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров – до 15%.
Разрабатывается региональная программа «Модернизация объектов инженерной инфраструктуры».
В целях повышения доступности жилья в Ростовской области государственную поддержку в приобретении и строительстве жилья гражданам целенаправленно начали оказывать с 1999 года. С 2002 года, в соответствии с областной целевой программой долгосрочного финансирования жилищного строительства, объемы финансирования, направляемые на ипотечное и жилищное кредитование, ежегодно увеличивались вдвое.
Начиная с 1999 года, финансовую помощь области получили в общей сложности почти 3 тысячи семей на сумму 403,6 млн. рублей. Участниками программы стали:
– молодые семьи, работники бюджетной сферы;
– сотрудники милиции общественной безопасности ГУВД области;
– молодые специалисты здравоохранения;
– работники дефицитных профессий сферы здравоохранения.
Только в 2005 году господдержку из областной казны получили 1577 человек. На решение их квартирного вопроса область направила почти 292,5 млн. рублей.
Интенсивно развивается на Дону и рыночный сегмент ипотечного кредитования. Так, услугами банков и других кредитных структур, работающих по собственным ипотечным программам, воспользовались к настоящему времени свыше 5 тысяч семей. По оценкам специалистов, до 2010 года более 50 процентов всех сделок по приобретению жилья, как на первичном, так и на вторичном рынках, будет обеспечиваться с использованием ипотечных и жилищных кредитов.
В рамках реализации подпрограммы ФЦП «Жилище» в 2006 году планируется дополнительно обеспечить жильем 150 молодых специалистов здравоохранения и работников здравоохранения дефицитных профессий, которым будет оказана господдержка в размере 40% от стоимости приобретаемого жилья.
С сентября 2004 года Ростовская область включена в общефедеральную систему рефинансирования Агентства ипотечного жилищного кредитования. Это облегчает процесс привлечения «длинных» денег на жилищный рынок области.
Региональный оператор ОАО «Ростовская региональная ипотечная корпорация» проводит работу по созданию условий для участия банков в программе ипотечного жилищного кредитования в качестве первичных кредиторов.
В начале декабря 2005 года Законодательное Собрание области утвердило областную целевую программу «Оказание государственной поддержки граждан по приобретению жилья в Ростовской области на 2006-2010 годы». Общий объем её финансирования – 1 миллиард 780 миллионов рублей. Только в 2006 году на её реализацию предполагается направить 260 миллионов рублей.
С 2006 года в Ростовской области стартует масштабная работа по развитию инженерной инфраструктуры для площадок под жилищное строительство. В 2006 году на Дону будет сформирована единая инвестиционная программа развития инженерной инфраструктуры для жилищного строительства в семи самых крупных городах области: в Ростове-на-Дону, Таганроге, Азове, Батайске, Новочеркасске, Шахтах и Волгодонске.
Эта программа тоже рассчитана на период до 2010 года. Её мероприятия будут финансироваться не только за счет бюджетов всех уровней, но и из средств на развитие коммуникаций, включенных в тариф, а также самими застройщиками.
Часть средств пойдут на инженерное обеспечение жилой застройки в микрорайонах в Таганроге, Новочеркасске, Батайске, Белой Калитве, Гуково, Донецке и Новошахтинске. Это позволит обеспечить в 2006-2007 годах ввод жилья в объеме свыше 120 тысяч квадратных метров.
Рассматриваются возможные схемы кредитования застройщиков до получения разрешения на строительство и продажи долевого участия, кредитование физических лиц на период строительства жилого дома до оформления закладной с последующим рефинансированием. В 2006 году планируется удвоить объем выдаваемых кредитов.
К сожалению, у всего сказанного выше есть и недостатки. Хроническим тормозом на пути выполнения этого национального проекта, по-прежнему является невозможность воспользоваться услугами ипотечного кредитования, ввиду отсутствия у застройщиков документов, необходимых покупателям для предоставления в банки, в частности разрешения мэра на застройку территории, которое, как правило, приобретается застройщиком уже в процессе строительства. Большинство ростовских строительных компаний, включая самые известные, не торопятся с оформлением необходимых документов, тем самым, нарушая основной принцип рассматриваемого нами национального проекта, о доступности жилья за счёт ипотечных кредитов. Населению приходится пользоваться другими видами банковских кредитов (в частности потребительскими, не имеющими отношения к покупке жилья) на менее выгодных условиях и прилагать неимоверные усилия для выплаты денежных средств в кратчайшие сроки, что конечно не соответствует целям национального проекта. Это является одной из особенностей национальных проектов на территории Ростовской области. Хотелось бы, чтобы реализаторы национального проекта уделили должное внимание этому вопросу и слова не оказались пустыми обещаниями.
Особые задачи поставлены в связи с реализацией национального проекта в Ростовской области и перед прокурорскими работниками. В связи с этими, новыми для прокуратуры направлениями деятельности, во исполнение решений и указаний Генеральной прокуратуры, прокуратурой Ростовской области проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства органами местного самоуправления и государственного контроля, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими строительство жилых комплексов на территории области, в том числе и законность выделения земли под строительство.
В рамках проверки рассматривались вопросы исполнения законодательства, регулирующего порядок изъятия, выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд, отселения граждан, возмещения убытков при отселении, наличия и готовности проектно-сметной документации на строительство.
Кроме того, на предмет соответствия требованиям действующего законодательства прокуратурой проанализированы нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных Градостроительным кодексом РФ, в том числе ввод объектов завершенного строительства в эксплуатацию. С привлечением специалистов органов государственного контроля и надзора проверено соблюдение застройщиками требований законодательства об охране окружающей среды, пожарной безопасности, о защите прав потребителей, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
Немаловажную роль в проверке занимают вопросы организации работы органов местного самоуправления и контролирующих органов по соблюдению прав граждан, предпринимателей и юридических лиц по вопросам, связанным с осуществлением согласований проектирования и строительства, соблюдения сроков рассмотрения заявлений и обращений.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан осуществляется следующим способом. Сегодня в Ростовской области льготы по приобретению жилья имеют несколько категорий граждан. Это – молодые семьи, специалисты дефицитных профессий в сфере здравоохранения, работники бюджетной сферы и сельские жители.
Молодым семьям и работникам бюджетной сферы бюджет компенсирует часть затрат по уплате процентов по банковским жилищным кредитам. Тем самым полученный в банке заём удешевляется.
Для привлечения молодежи в качестве участников программы под эгидой государственного областного учреждения «Агентство жилищных программ Ростовской области» и областного комитета по молодежной политике в ноябре 2005 года в Ростове-на-Дону был открыт молодёжный центр жилищных инициатив. Специалисты центра оказывают правовую и информационную помощь молодежи и молодым семьям по вопросам государственной поддержки в приобретении жилья.
В мае 2006г. было издано постановления правительства о правилах предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Бюджетники и молодые специалисты на селе при покупке квартиры или дома могут рассчитывать на получение безвозвратной бюджетной субсидии, иными словами часть стоимости жилья (до 35%) казна им оплачивает.
С 2005 года на Дону помощь в решении квартирного вопроса стали получать и молодые врачи, отправляющиеся работать на село. Помощь в виде бюджетных субсидий для оплаты части стоимости домов и квартир, а также ипотечные жилищные займы в 2005 году получили 120 молодых специалистов здравоохранения. Общая сумма предоставленной им помощи – 60 млн. рублей.
В министерстве сельского хозяйства и продовольствия ставят задачу в рамках осуществления национального проекта обеспечить доступным и комфортным жильем не менее 200 молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений области, работающих в сельской местности.
Губернатором Ростовской области В.Ф. Чубом поставлена задача – в течение 2-х лет обеспечить жильем всех детей – сирот, которые сегодня имеют право на получение жилья, а с 2008 года – выйти на планомерное предоставление квартир этой категории граждан по мере окончания учебных заведений или возвращения из армии.
Кроме того, в целях обеспечения жильем малообеспеченных граждан начата реализация программы по строительству социального жилья. По указанной программе в 2006-2008 гг. планируется ввести около 200 тыс. кв. м жилья.
В последующие годы стоит задача увеличения финансирования на строительство социального жилья на 25 % ежегодно.
Несмотря на то, что на Дону в рамках обозначенных президентом России приоритетов уже давно ведется масштабная работа, на достигнутом областные власти останавливаться не намерены.
Задачами федерального центра являются:
– управление реализацией национального проекта, координация работы всех его участников;
– доработка необходимой законодательной базы;
– финансирование за счет средств федерального бюджета обязательств по обеспечению жильем инвалидов, ветеранов и других категорий граждан;
– оказание поддержки молодым семьям и молодым сельским специалистам в улучшении жилищных условий;
– софинансирование мер по увеличению жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Региональные власти будут заниматься:
– разработкой региональных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания граждан;
– административно-организационным обеспечением реализации программ;
– софинансированием федеральных программ;
Перед муниципалитетами стоят следующие задачи:
– привлечение средств частных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу и реформа управления жилищным фондом;
– создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;
– предоставление социального жилья нуждающимся гражданам – очередникам.
Итоги успешной реализации проекта должны быть следующими:
– улучшится обеспеченность населения жильем;
– повысится доступность приобретения или строительства жилья;
– улучшатся качество жилищного фонда и условия проживания;
– повысится качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг;
– повысится уровень исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
– повысится территориальная мобильность населения;
– значительно активнее будет развиваться деятельность строительных и банковских институтов в жилищной сфере.
Учитывая, что идеологией национального проекта является решение жилищных проблем граждан, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, В Ростовской области стараются использовать все формы жилищного финансирования, дающие возможность гражданам получить кредит на приемлемых для них условиях.
Хотелось бы обратить внимание на ещё один аспект реализации национального проекта. Понятно, что каждый рубль, выделенный из бюджета любого уровня на эти цели, должен быть использован только целевым образом и под самым жестким контролем. Однако, тот вал отчетности и количество контролирующих органов, заявивших о своем праве контроля, превышает норму разумной достаточности. Количество специалистов, которых необходимо занять только для отчетности, в результате может превысить число исполнителей, реально занимающихся реализацией национального проекта.
Возможно целесообразно, ввести единую форму отчетности и определить исчерпывающий перечень организаций, имеющих право осуществлять контроль и требовать отчетность.
2.4 Национальный проект «Образование»
Основные направления реализации проекта «Образование» в Ростовской области:
– дополнительное вознаграждение за классное руководство;
– стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
– поощрение лучших учителей;
– поддержка общеобразовательных учреждений – пользователей информационных технологий;
– поддержка талантливой молодежи;
– создание университета в Южном федеральном округе;
– приобретение школьных автобусов;
– оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
Национальный проект «Образование» является логическим развитием применяемой на Дону практики. С 2003 года проводятся конкурсы общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации инновационных проектов и являющихся экспериментальными площадками.
Ежегодно проводится работа по поддержке талантливой молодежи.
Осуществляется поддержка лучших педагогов области. Ежегодно проводится областной конкурс «Учитель года Дона», лауреаты которого награждаются денежными премиями. Именными премиями Главы Администрации (Губернатора) области награждаются лучшие профессора и доценты государственных вузов, преподаватели учреждений среднего профессионального образования.
Эти направления развиваются в 2006 году, что отражено в областном бюджете:
– поддержка инновационных проектов общеобразовательных школ, педагогов, временных научно-исследовательских коллективов – 2 млн. руб.;
– дополнительное вознаграждение учителям за классное руководство 147 млн. руб.;
– информатизация общего образования – 16,65 млн. руб., в том числе на приобретение мультимедийного оборудования для школ области – 13,5 млн. руб., программного обеспечения – 2 млн. руб.;
– приобретение школьных автобусов – 20 млн. руб.;
– обеспечение занятости детей и подростков в свободное время (программа «Досуг») – 153 миллиона рублей, в том числе предусмотрено приобретение оборудования для муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, монтаж и оборудование спортивных залов в общеобразовательных школах;
– закупка современных комплектов учебных кабинетов для сельских опорных школ – 6 млн. руб.;
– награждение премиями и именными стипендиями губернатора области лучших студентов, аспирантов, учителей и преподавателей.
При министерстве общего и профессионального образования области создана группа по организационно-техническому обеспечению реализации мероприятий. К работе над проектом привлекаются представители педагогической общественности области, попечительских советов, предприятий и организаций.
В федеральное министерство направлены предложения по выделению дополнительных средств на паритетных условиях на продолжение информатизации образования, оснащения учебным оборудованием опорных сельских школ, приобретение школьных автобусов. Это должно составить по 180 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.
Планируется выделить из федерального бюджета 3 миллиарда рублей для создания Южного Федерального университета на базе Ростовского государственного университета путем присоединения к нему шести вузов: Ростовского государственного педагогического университета, Ростовского государственного экономического университета, Донского государственного технического университета, Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовской-на-Дону государственной академии сельскохозяйственного машиностроения, Ростовского государственного строительного университета.
2.5 Национальный проект – «Развитие АПК»
В рамках проекта сельхозпроизводители области получат поддержку по всем направлениям. Главное из них – создание и модернизация животноводческих ферм. Предусматривается обеспечить расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм). Основным механизмом привлечения инвестиций является субсидирование части процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).
По условиям реализации национального проекта областной бюджет обеспечит софинансирование приоритетных инвестиционных проектов.
Устанавливаемый восьмилетний цикл кредитования, да еще подкрепленный субсидированием за счет федерального бюджета процентных ставок в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, имеет для сельхозпроизводителей первостепенное значение, так как они получают реальную возможность заниматься обновлением и модернизацией основных фондов животноводства.
Через систему ОАО «Росагролизинг» на условиях лизинга планируется приобрести технологическое оборудование для модернизации животноводческих ферм и комплексов.
Кроме того, в рамках региональной части реализации национального проекта из областного бюджета предусмотрено:
– компенсация части стоимости на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота и овец мясного направления (60 млн. рублей);
– компенсация части затрат на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы в племенных и генофондных хозяйствах (60,9 млн. рублей);
– компенсация части затрат на карантинирование маточного стада приобретённого племенного поголовья молочных пород (5 млн. рублей).
Одна из главных особенностей осуществления данного национального проекта в нашей области в том, что многое было сделано до реализации проекта. Ростовская область одной из первых в стране, еще до того, как такую практику повсеместно начал применять федеральный центр, стала субсидировать селянам процентные ставки по банковским кредитам, делая эти займы более доступными. Только в 2005 году благодаря субсидированию процентной ставки свыше 800 предприятий АПК Дона смогли привлечь кредитов на 3,6 млрд. рублей. Из федерального и областного бюджетов на удешевление кредитов было направлено более 136 млн. рублей.
Развитие животноводства является одной из стратегических задач донского АПК, которые определил губернатор Владимир Чуб. В соответствии с этой задачей, в Ростовской области сейчас выполняется ряд крупных инвестиционных проектов.
В начале 2005 года в Белокалитвинском районе было запущено крупное мясоперерабатывающее предприятие «Оптифуд». На базе бывшей птицефабрики «Надежда» организовано современное производство по забою и переработке мяса птицы. За два года проведена реконструкция, полностью обновлено технологическое оборудование.
Совместно с компанией «Юнимилк» начата реализация крупнейшего молочного проекта. В сентябре 2005 года был заложен камень в основание молокоперерабатывающего комплекса, который будет построен в Новоалександровке Азовского района.
Для обеспечения комбината сырьем ставится задача развивать местную сырьевую базу. В 10 районах области, в которых сейчас производится 50% всего объема молока (Азовский, Аксайский, Зерноградский, Кагальницкий, Мясниковский, Матвеево-Курганский, Неклиновский, Песчанокопский, Родионово-Несветайский, Целинский), предполагается модернизировать действующие фермы и построить новые, закупить для них современное доильное оборудование.
Есть планы и по развитию свиноводства.
Следующая задача проекта – стимулирование малых форм хозяйствования.
Главная цель – создать и улучшить мелким товаропроизводителям – крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам – условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения уровня товарности хозяйства, повышения качества продукции, облегчения условий труда и повышения его производительности.
Проект предполагает следующие виды поддержки:
– субсидирование процентных ставок по кредитам. Для личных подсобных хозяйств определен предельный размер кредитов с государственной поддержкой – 300 тыс. рублей, для крестьянско-фермерских хозяйств – 3 млн. рублей, для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 10 млн. рублей.
– создание и модернизацию инфраструктуры обслуживания мелких сельских товаропроизводителей (создание снабженческо-сбытовых и других обслуживающих кооперативов);
– формирование и расширение мощностей по переработке сельхозпродукции, производимой лично-подсобными хозяйствами;
– развитие системы сельской кредитной кооперации;
Обеспечение кредитных кооперативов займами и кредитами будет осуществляться при участии инфраструктуры и ресурсов ОАО «Россельхозбанк». Кроме того, планируется участие Россельхозбанка в создании новых кооперативов по схеме 1 к 5. Такая схема предусматривает, что при создании кооператива 1/5 часть должны будут вложить его учредители, а 4/5 добавит банк.
– обеспечение товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения (создание системы земельно-ипотечного кредитования).
В рамках региональной поддержки субъектов малого предпринимательства областным бюджетом предусмотрены дополнительные меры:
– субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам;
– предоставление субсидий на компенсацию части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам, реализующим инвестиционные проекты;
– предоставление субсидий начинающим предпринимателям;
– предоставление бюджетных кредитов, субсидий кредитным кооперативам для осуществления предпринимательской деятельности;
– содействие созданию кредитных кооперативов путем предоставления бюджетных средств на пополнение материально-технической базы;
– предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным кооперативам на возмещение части стоимости аудиторских проверок;
– разработка обучающих программ, повышение квалификации и переподготовки руководителей и специалистов кредитных кооперативов.
Эти мероприятия позволят увеличить объемы реализации продукции малыми формами хозяйствования.
На Дону уже действуют сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Однако, по мнению специалистов областного минсельхозпрода, необходимо создать кредитные кооперативы в каждом районе области. Они создаются на протяжении 2006 года. Всего на селе в 2006-м предполагается учредить 32 потребительских кооператива, в том числе 22 кредитных, 8 снабженческо-сбытовых и два перерабатывающих.
Для государственной поддержки действующих и создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо свыше 90 млн. рублей кредитных ресурсов. На их субсидирование потребуется выделить из казны 7,9 млн. рублей.
В областной бюджет на 2006 год заложено 4 млн. рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, а также 3 млн. рублей на субсидирование кредитов, предоставляемых кредитным кооперативам.
Чтобы увеличить объемы реализации молока личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, улучшить его качество, обеспечить загрузку молочных заводов области, в 2006 году планируется закупить молоковозы и стационарные охладители молока, всего на сумму 53 млн. рублей. Закупку молоковозов проведут потребкооперативы и перерабатывающие предприятия Дона, однако, областной бюджет компенсирует им 90% стоимости спецавтотранспорта и оборудования.
В 2006г. было издано постановление «О порядке использования средств областного бюджета в 2006 году на компенсацию части затрат для приобретения молоковозов и охладителей молока».
Реализация дополнительного направления «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
Одним их механизмов реализации данного направления является осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов РФ (не менее 40%), собственных (заемных) средств, в том числе работодателя (30%) и предоставления жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору найма с правом последующего приобретения в собственность. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала АПК, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан, проживающих в сельской местности.
По данному направлению планируется ввести 28 тыс. кв. м. жилья. Свои жилищные условия улучшат около 400 молодых семей и 130 молодых специалистов.
Предусматривается субсидирование бюджетом процентных ставок по банковским кредитам, привлеченным на инвестиционные цели животноводческими хозяйствами, а также лизинг племенного скота и оборудования.
Заключение
Успешная реализация национальных проектов в масштабе всей страны, зависит от реализации этих проектов в регионах.
Несмотря на все трудности и недоработки, в целом можно отметить, что в Ростовской области достаточно успешно реализуются приоритетные национальные проекты. Поставленные задачи медленно, но верно претворяются в жизнь. Характерной особенностью является то, что Ростовская область традиционно входит в число регионов, лидирующих в стране по вводу в эксплуатацию жилья, промышленных и социально-культурных объектов, объектов здравоохранения. Очень хочется надеяться, что реализаторы национальных проектов на Дону будут и далее действовать в соответствии с постановлениями наших руководящих органов.
Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – необходимое и логичное развитие экономического курса, который проводится в течение предыдущих пяти лет, и будет проводиться дальше в России в целом и в Ростовской области в частности. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России.
Разумеется, у национальных проектов есть большое количество недостатков и недоработок, что является поводом для их всесторонней критики оппозицией в средствах массовой информации. Однако в целом их позитивное значение для развития регионов, и, следовательно, нашей страны – неоспоримо.
Список литературы
Газета «Город N» 2005-2006 гг.
«Национальные проекты». №№ 5,6,7, 2005-2006 гг.
«Медицинская газета». №№ 17,21,29,37., 2005-2006 гг., электронная версия
Максимова В., Шишов А. «Рыночная экономика» // Учебник – М.: СОМИНТЕК, 1992.
http://www.donland.ru/ // официальный сайт администрации Ростовской области.
http://www.mfit.ru/economic/obzor.