РЕФЕРАТ
по курсу "Экономическая теория"
по теме: "Теоретические аспекты рыночной экономики"
1. Формы и типы общественного хозяйства
Общественное хозяйство в историческом плане представлено в определенных формах, соответствующих выделяемым в формационном подходе к классификации экономических систем этапам развития общества.
Первой, и самой протяженной во времени формой общественного хозяйства была первобытнообщинная. Она была присуща всем народам на ранней ступени их развития и просуществовала до V тысячелетия до н. э. В течение этого огромного периода человек, выделившийся из животного мира благодаря труду, перешел от зоологического состояния к общественному. Первыми орудиями труда были готовые предметы природы — палка и камень. По мере накопления производственного опыта люди изготовляли все более усложняющиеся орудия труда: изобрели лук и стрелы, научились использовать огонь, каменные орудия труда заменили металлическими. Это позволило перейти от простого собирательства готовых продуктов природы к охоте, рыболовству, возделыванию растений (земледелию) и приручению диких животных (скотоводству).
Из-за низкого уровня развития производительных сил человек был не в состоянии в одиночку обеспечить свое существование. Люди объединялись в группы (общины), трудовая деятельность осуществлялась в форме кооперации, т. с. совместного выполнения однородных работ, основанного на естественном (в зависимости от возраста и пола работников) разделении труда. Орудия труда и созданные трудом членов общины продукты находились в общественной (общинной) собственности и распределялись между ее членами. Такой тип общественного хозяйства, при котором продукты труда создаются для удовлетворения собственных потребностей производителей, называется натуральным хозяйством.
Постепенно по мере развития орудий и навыков труда труд становился все более производительным, что позволило различным его видам обособиться друг от друга. Первым крупным общественным разделением труда стало отделение скотоводства от земледелия, вторым — выделение ремесел в самостоятельную сферу производства; Развитие производительных сил сделало возможным изготавливать продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни человека — возникли излишки (прибавочный продукт), а разделение труда привело к обмену этими излишками между общинами и племенами. Продукты труда, изготовленные для обмена, становятся товарами, а тип общественного хозяйства, при котором продукты труда создаются для обмена, называется товарным хозяйством.
На этом этапе человек уже смог существовать, не опираясь на силы общины. Она распалась на отдельные семьи, т. е. произошел переход от общинного хозяйства к индивидуальному, обнаружившему более высокую производительность. Индивидуальный труд стал основой для частной собственности на факторы производства и утверждения семьи как хозяйственной ячейки общества. Каждая семья стала вести свое хозяйство самостоятельно, независимо от других семей. Появилось и стало нарастать имущественное неравенство. Это привело к разложению и упадку первобытнообщинной формы хозяйства.
Азиатская форма общественного хозяйства сложилась в странах Древней Азии и Древней Африки, ряде стран Латинской Америки. На этой стадии зародилось государство, которое стало выполнять не только политические, но и экономические функции - сбор налогов, организация коллективных работ. Для азиатской формы характерна общественная (государственная) форма собственности на основной фактор производства - землю, общины лишь пользовались ею. Производительные силы продолжали развиваться: металлические орудия труда стали повсеместными, строились ирригационные сооружения, мельницы, совершенствовались садоводство, огородничество, ремесло, строительное и военное дело. Возникли деньги, и произошло третье крупное общественное разделение труда — появилась торговля как особая сфера хозяйственной деятельности. Хозяйство в целом носило натуральный характер, но обмен товарами стал устойчивым и регулярным.
Античная форма общественного хозяйства достигла классической формы в V-IV вв. до н.э. в Древней Греции и Древнем Риме и просуществовала до V в. н.э. От прочих она отличалась тем, что в ней основой хозяйственного устройства было рабство, рабовладельцы были собственниками не только основных факторов производства — земли и орудий труда, но и непосредственных производителей — рабов. Производство было в основном натуральным, но по мере дальнейшего развития производительных сил обмен продуктами труда все более расширялся, значительно выходя за пределы государства, однако производство прибавочного продукта было ограничено отсутствием заинтересованности в этом у непосредственных производителей — рабов, что и обусловило непродолжительность античной формы общественного хозяйства.
Феодальная форма общественного хозяйства утвердилась в Европе в V—XVII вв., в странах Востока — с начала нашей эры до XIX—XX вв., в России — с IX до второй половины XIX в. В эту эпоху основной фактор производства — земля находилась в частной собственности феодалов, а непосредственные производители — крестьяне были к ней прикреплены. Крестьяне обладали индивидуальной собственностью на такие факторы производства, как орудия труда, и могли, исполнив феодальные повинности, работать на себя, что было мощным стимулом к развитию производительных сил. Последние интенсивно развивались: стала широко использоваться энергия воды и ветра, изобрели порох, компас, книгопечатание; совершенствовались орудия труда ремесленников: появились самопрялка, ленточный ткацкий станок и др. технические усовершенствования. Прибавочный продукт поступал к феодалу в натуральной либо в денежной форме, натуральное хозяйство господствовало, но все более развивалось товарное хозяйство. Образование в Западной Европе единого рынка, ставшего мировым в результате Великих географических открытий конца XV— начала XVI вв., привело к разложению натурального хозяйства. Дальнейшее развитие товарного хозяйства тормозили присущие феодализму экономические отношения — личная зависимость крестьян от феодалов.
Капиталистическая форма общественного хозяйства утвердилась в Европе в XVII-XIX вв., в России — со второй половины XIX в. Для нее характерен новый тип организации общественного производства, основанный на частной собственности на факторы производства и наемном труде. Эта форма общественного хозяйства характеризуется высокими темпами развития производства: за сто лет своего существования капитализм создал более могущественные производительные силы, чем за все предыдущие формы общественного хозяйства. Главным фактором производства становится не природный (земля), а созданный человеком — капитал. Бурное развитие производительных сил приводит к разрушению натурального хозяйства как господствующего типа общественного хозяйства и преобладанию товарного. Теперь все продукты труда производятся для обмена, и даже рабочая сила человека ставится объектом купли-продажи. Тем самым общественное производство приобретает товарный характер.
Однако натуральный тип хозяйства чрезвычайно живуч и сохраняется до настоящего времени. Его удельный вес в экономике зависит от уровня применяемых производительных сил и степени самостоятельности производителей. Характеризуется натуральный тип общественною хозяйства следующими чертами:
замкнутость, т. к. экономическая система состоит из изолированных хозяйственных единиц (общин, крестьянских и ремесленных хозяйств, рабовладельческих или феодальных поместий), каждая из которых обеспечивает себя всем необходимым, используя собственные производственные ресурсы и выполняя все виды хозяйственных работ;
господство ручного универсального труда, т. к. в каждом хозяйстве работник в полном объеме выполняет все трудовые функции: исполнительную, двигательную и управленческую;
прямые экономические связи между производством и потреблением.
Товарный тип общественного хозяйства характеризуется следующими чертами:
открытость, т. к. все хозяйственные единицы через обмен взаимосвязаны друг с другом;
высокий уровень разделения труда, в результате чего труд каждого члена общества выступает как частица всего общественного труда;
косвенные экономические связи между производством и потреблением, через обмен, в ходе которого выявляется потребность в произведенных товарах.
Возникновение товарного производства как типа организации общественного хозяйства, при котором продукты труда создаются для обмена, возможно при следующих условиях: общественном разделении труда между производителями, каждый из которых специализируется на изготовлении определенных продуктов, и экономической обособленности производителей. Эти условия рассматриваются как предпосылки возникновения и развития товарного хозяйства. В докапиталистических формах производства общественное разделение труда было развито слабо, и товарные отношения развивались медленно. При капитализме началось бурное развитие производительных сил, вызвавшее быстрый прогресс в общественном разделении труда. Промышленность отделилась от сельского хозяйства, внутри промышленного производства обрабатывающая индустрия отделилась от добывающей. Последняя подразделилась на ряд отраслей: угольная, нефтедобывающая, горнорудная и др. Наиболее интенсивно разделение труда развивается в обрабатывающей промышленности, вплоть до специализации на производстве отдельных продуктов и частей продуктов.
Экономическая обособленность производителей означает такое их состояние, которое позволяет им свободно пользоваться и распоряжаться продукцией, т. е. быть ее собственником, поэтому исторический процесс развития экономической обособленности основывается на развитии форм собственности. Там, где есть различные собственники, экономические отношения между ними (при наличии общественного разделения труда) неизбежно выступают в товарной форме. В наибольшей степени товарному типу хозяйства соответствует частная форма собственности, которая обеспечивает максимально возможную и наиболее полную экономическую обособленность производителей: они сами определяют сколько, как производить, где, когда и по каким ценам продать произведенную продукцию. Коллективная форма собственности уже несколько ограничивает экономическую обособленность производителей, а преобладание общественной (общинной либо государственной) формы собственности резко сокращает удельный вес товарного типа общественного производства в экономике государства. Так было, например, при командно-административной экономике в СССР, когда распределение факторов производства и многих товаров потребительского назначения носило уравнительный директивный характер.
2. Благо и товар
При натуральном типе хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт — материальное благо, а при товарных отношениях — товар. Благо — более широкое понятие, чем товар, это все, что удовлетворяет потребности человека. А. Маршалл определяет благо как "желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность". Ж.-Б. Сэй — как "средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей". Русский экономист А.К. Шторх говорил, что "приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами". К. Менгер подчеркивает, что предмет становится благом тогда, когда его способность удовлетворять какую-либо потребность осознана человеком. Таким образом, благо представляет собой предмет-субстанцию, в котором человек испытывает нужду, потребность.
Кроме благ жизненно необходимых - воздух, вода, пища, одежда, жилище человеку требуется множество дополнительных благ: образование и здравоохранение, транспорт и связь, книги и сфера досуга, бытовое обслуживание и многое другое. В неоклассической теории разграничиваются блага экономические и неэкономические. Критерием разграничения является понятие редкости. Благо считается неэкономическим, если оно имеется в неограниченном количестве, и экономическим — если является редким, т. е. если потребность в нем превышает доступное распоряжению количество блага. Одно и то же благо в разных условиях может быть экономическим и неэкономическим, например, йода в той или иной местности. Представители неоклассической теории считают, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Классификацию экономических благ (товаров) можно представить следующим образом:
долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);
недолговременные, блага разового потребления (продукты питания);
взаимозаменяемые блага (субституты, к ним могут относиться не только потребительские товары, но и производственные ресурсы);
взаимодополняемые блага (комплементы);
настоящие;
будущие;
прямые (потребительские);
косвенные (производственного назначения),
индивидуального потребления (личные или частные),
общественного потребления (общие или общественные).
Две последние группы в данной классификации различаются по двум критериям: характер потребления и возможность исключения блага из процесса потребления. Если потребителю может быть легко отказано в потреблении данного блага - это благо индивидуального потребления, если невозможно исключить кого-либо из числа потребителей данного блага, то это благо общественного, потребления.
Личные блага, пригодные только для индивидуального потребления, делимы, т. е. достаточно малы, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Принцип исключения из числа их потребителей состоит в следующем: те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают товар, а те, кто не в состоянии или не желает платить, исключаются из числа потребителей данного блага. Примером товаров такого рода являются, в частности, порционные блюда, индивидуальный пошив одежды.
Общие блага могут потребляться совместно и одновременно многими потребителями без уменьшения их в количественном и качественном отношении. Блага общественного пользования неделимы, ограничить число их пользователей невозможно, и такое ограничение нежелательно для общества. Выгоды от их потребления достаются обществу, производящему данные блага. К ним, например, относятся теле- или радиовещание, маяк, оборона, пожарные команды. Количество потребителей общих благ не снижает их качество.
Некоторые блага не могут быть классифицированы столь же четко. Например, можно ввести входную плату (и таким образом исключить из потребления) на место проведения праздничного фейерверка, но и за пределами его люди смогут наблюдать бесплатно это зрелище.
Ряд благ не может быть отнесен к товарам чисто общего потребления, например, общественный транспорт, дороги. При большом числе совместных пользователей относительно вместимости транспортной единицы качество и количество такого товара заметно уменьшается. Вообще большинство товаров занимает промежуточное положение между благами индивидуального и совместного потребления.
Природа блага — индивидуального или общественного - определяет желание потребителей платить за него, а отсюда — желание производителей его производить. Блага личного пользования поставляются через механизм товарного производства, рынок, а блага общего пользования, потребляемые одновременно многими людьми, исключение которых из группы потребителей затруднено, не привлекают самостоятельных производителей, поэтому их производство регулируется государством. Число таких благ, потребление которых бесплатно обеспечивается государством, на современном этапе развития экономики растет (например, среднее образование, медицинское обслуживание, пособие по безработице). Это объясняется потребностями общественного развития. Так, образование, представляющее несомненную личную ценность, в рыночной экономике считалось индивидуально потребляемым благом и обладало свойствами исключения из потребления, т. к. оплачивалось потребителем. Но понимание того, что общество в целом выигрывает от повышения образовательного уровня каждого своего члена, способствовало переводу этого блага в группу общих, т. е. производимых или субсидируемых государством.
Согласно неоклассической теории, благо, не являющееся продуктом труда, не считается товаром, например, воздух, солнечный свет, дары природы. Кроме того, если благо произведено трудом, но либо потребляется самим производителем, не предназначено для обмена или никому не нужно, не удовлетворяет чьи-то потребности, оно также не считается товаром. Товар - это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена.
Товар характеризуется двумя свойствами: потребительная стоимость и стоимость. Эти свойства товара рассматривали А. Смит, Д. Рикардо, А. Мальтус, (С. Маркс, Дж. Милль и другие. Потребительная стоимость товара — это способность удовлетворять потребности человека. Если благо не обладает способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности, оно не найдет покупателя, т. е. не станет товаром. Потребительная стоимость как свойство товаров основана на таком свойстве благ, как полезность — это субъективная оценка человеком свойств блага. Одно и то же благо может быть полезно человеку разными своими сторонами, например, зерно пшеницы может быть использовано для посева, как корм для скота, как сырье для производства муки или спирта и т. д. Полезность благ меняется под воздействием научно-технического прогресса, например, каменный уголь первоначально использовался как топливо, затем в металлургии, позже — в химической промышленности для получения все новых продуктов. Поэтому потребительная стоимость товара изменчивая, но в то же время вечная категория, т. к. она образует вещественное содержание богатства общества, характеризует товар с качественной стороны. Потребительной стоимостью обладает и благо, не являющееся товаром.
Следовательно, чтобы стать товаром, благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто его произвел, а для других обладать общественной потребительной стоимостью. Обладает ли данное благо потребительной стоимостью, его производителю неизвестно, это определит лишь обмен, поэтому общественная природа потребительной стоимости до процесса обмена скрыта. Чтобы ее обнаружить, товар должен быть обменен на другой товар или деньги в определенной пропорции. Способность товара в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться на другой товар (или деньги) называется меновой стоимостью. Это свойство товаров характеризует их количественную сторону, возможность товаров приравниваться друг к другу в определенных пропорциях.
Акты обмена одного товара на другой совершаются в экономике товарного типа ежедневно миллиарды раз, но вопрос: чем определяются пропорции обмена, т. е. проблема выявления сущности стоимости товаров остаются одними из самых дискуссионных в экономической мысли.
Рассмотрим несколько подходов к определению стоимости товаров.
Согласно трудовой теории стоимости (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на производство данного товара. Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными' видами труда, отличными от других своими целями, приемами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В то же время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу — производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный в них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, т. к. оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, производительности, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.
В теории предельной полезности стоимость товаров определяется их полезностью. Еще в конце XVIII в. Э. Кондильяк и Ф. Галиани предприняли попытку разработать шкалу потребностей. К самым важным потребностям они отнесли такие, неудовлетворение которых может привести к смерти, на втором месте расположили потребности, неудовлетворение которых вредит здоровью, на третьем — причиняет кратковременные страдания и т. д. На последнем месте в данной классификации были потребности в предметах роскоши, без которых вполне может обойтись человек. Согласно этой концепции, наибольшую ценность (таким термином в этой теории обозначается стоимость) должны иметь пища и вода, а наименьшую— драгоценности и т. п. Но в повседневных актах обмена пищевые продукты имеют гораздо более низкую цену, чем предметы роскоши, т. е. первая попытка оценить стоимость благ через их полезность оказалась несостоятельной.
В XIX в, Е. Бем-Баверк, как основоположник основных идей маржинализма, разработал теорию ценности (стоимости) благ, исходя из их полезности. Он утверждал, что не всякое полезное благо обладаетценностью. Ценность — это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи; человек дает ту или иную оценку благу в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит.
На современном этапе развития экономической мысли господствующей является неоклассическая теория, которая характеризует стоимость товара, основываясь на подходе А. Маршалла. Он определял стоимость и цену товара, исходя из взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса (предельная полезность) и стороне предложения (издержки производства). Маршалл утверждал: полезность благ определяет их предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценность. Цена товара определяется в равной степени предельной полезностью и издержками производства: продавец назначает цену, ориентируясь на издержки производства, а рыночные цены устанавливаются в результате соотношения спроса и предложения. Начиная с работ А. Маршалла, в экономической теории происходит отход от выяснения проблем сущности стоимости к функциональному анализу, т. е. изучению одновременного влияния цены и спроса и предложения товаров.
Как видим, и теория "трех факторов производства", и неоклассические теории в целом либо искажают сущность категории стоимости, либо пытаются вовсе предать ее забвению. Ж.-Б. Сэй игнорирует стоимость как овеществление общественного труда и представляет ее как совокупность доходов (прибыли, зарплаты, ренты). Тогда как стоимость выражает абстрактную определенность, прежде всего, затрат овеществленного труда. Этот овеществленный труд — стоимость — лежит в основе таких доходов, как прибыль, заработная плата, рента. Представители неоклассической теории, в том числе А. Маршалл, стремясь умалить значимость стоимости (как затрат труда), представляют ее порожденной не трудом в производстве, а предельной полезностью или "взаимодействием рыночных сил" (спросом и издержками производства, то есть предложением). В их теории цена искусственно отрывается от своей основы — стоимости, и устанавливается на рынке в результате субъективных взглядов покупателя и продавца.
Тем самым по существу происходит отказ от таких категорий рынка, как свойства товара — потребительная стоимость и стоимость; цена как денежное выражение стоимости; обмен по стоимости или по общественным затратам труда и др.
Но эти категории и процессы проявляют себя на рынке и, практически реализуясь, приобретают новые формы проявления, воздействуют друг на друга, принимают превращенные формы. Ведь в реальной действительности ни одна категория, ни один экономический закон не могут действовать в изоляции, в чистом виде. Особенно активен механизм рыночных цен, посредством которого реализуются рыночные категории и законы, стоимость приобретает форму рыночной стоимости, при этом цена под влиянием спроса, предложения и других экономических сил отклоняется вверх или вниз от стоимости, превращаясь в рыночную цену. Это не означает, что стоимость и цена утратили себя. Объективно они и другие категории рыночного хозяйства не могут существовать и проявлять себя иначе. Товарное производство по своему характеру остается стоимостным.
Современная мировая экономика в основном характеризуется как рыночная экономика. Это относится и к развитым, и к слаборазвитым государствам, а также к государствам, объявившим о переходе к рыночной форме хозяйства. Вместе с тем в экономической литературе все чаще появляются высказывания, согласно которым в современных условиях под влиянием развития производства, современных принципов управления им, появлением новых форм экономических связей, в том числе мирохозяйственных, происходит "становление новой модели отношений обмена результатами труда", что приводит к трансформации основ рыночных форм обмена, что "реализуется фактически не товар", "исчезает обмен как самостоятельная фаза".
Однако основная черта рыночной экономики — ее товарный характер. Такие ее коренные черты, как частная собственность и наемный труд тесно связаны с товарным производством, не могут без него существовать. Продолжается создание стоимости, возрастание стоимости, и все это наполняет стоимостным содержанием получаемые доходы — прибыль, заработную плату, ренту. Классическая экономическая теория учитывала социальную разнородность общества, состоящего из капиталистов, рабочих и землевладельцев, и экономический анализ предполагал объяснение отношений между ними. Неоклассическая теория, претендуя на научную объективность из-за широкого применения математического аппарата, считает общество социально однородным, состоящим из хозяйствующих субъектов, стремящихся к максимизации функции своей полезности. При этом игнорируется различие интересов труда и капитала. Такой подход нельзя назвать научным, это скорее идеология, прославляющая определенные ценности с точки зрения интересов капитала. На опыте России очевидно, что рецепты неоклассической теории не обеспечили экономический рост и благосостояние народа, а стали прикрытием перераспределения национального богатства и сбережений населения в пользу определенных групп. Не стоит в угоду групповым интересам поступаться научными методами познания и, тем более, научными истинами.
3. Деньги и цена
Стоимость товара выражается либо в форме другого товара (при прямом обмене товара на товар — бартере), либо в деньгах, которые являются всеобщим эквивалентом всем другим товарам. По поводу происхождения денег существует несколько точек зрения, мы рассмотрим два направления: металлистическую и номиналистическую теории денег.
Металлистическое направление исходит из товарной природы денег как обладающих собственной стоимостью. Первые метал диетические трактовки были даны в XVI—XVII вв. меркантилистами — Т. Мэном, А. Монкретьеном и др. Деньги они отождествляли с благородными металлами и абсолютизировали роль этих металлов, полагая, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств.
Теория денег К. Маркса опиралась на исследование металлической денежной системы, в которой бумажные деньги функционировали как знаки стоимости золота, замещающие его в обращении. В XIX в. это отражало реальную ситуацию. В современных условиях роль золота изменилась. Золотые монеты ушли из обращения, отсутствует непосредственный обмен золота на товары, цены товаров на рынке устанавливаются исключительно при помощи бумажных денег, не имеющих официального золотого содержания.
Разрушение "золотого стандарта" привело к утрате металлистической теории происхождения денег ведущей роли и возрождению рационалистической {номиналистической) концепции, согласно которой деньги появились в результате соглашения между людьми, когда им понадобился инструмент для обмена товарами. Эта теория, восходящая к трудам Аристотеля, отрицает товарную природу денег, их связь с благородными металлами. Современный номинализм основывается на идеях английского философа Дж, Беркли и экономиста Дж. Стюарта (XVIII в.). Внутренняя стоимость денег не имела для них значения, т. к. в деньгах они видели лишь счетную единицу, условный знак, средство установления пропорций товарного обмена. Эти взгляды опирались на факт обращения неполноценных денег.
Широкое использование бумажных денег способствовало распространению номиналистических взглядов. В начале XX в. правовую интерпретацию номинализма изложил немецкий экономист Г. Кнапп, считавший деньги условными единицами, обладающими определенной ценностью, которая обеспечивается правовыми нормами. Государство вводит денежные единицы, дает им наименование, определяет номинал. По его мнению, деньги не имеют внутренней стоимости, а обладают покупательной способностью, определяемой количеством товаров, которое можно приобрести за денежную единицу. Эти идеи были развиты Дж.М. Кейнсом.
Экономический вариант номинализма выводит ценность условных счетных единиц из их функционирования в товарном обмене. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают, что приемлемость бумажных денег, кроме государственных законов, в первую очередь основывается на их широком признании в обмене. В целом для современной западной экономической литературы характерно отрицание идеи внутренней стоимости денег. Широко распространены определения типа "Деньги — это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги". Но этот ответ на вопрос — что такое деньги, не характеризует их сущность. В российской экономической науке деньги понимаются как товар, обладающий наибольшей способностью к обмену.
Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют следующие функции:
меры стоимости, выражая стоимость всех других товаров;
средства обращения, выступая посредником при обмене товаров;
средства накопления (сбережения), накапливаясь, как запас ценности.
средства платежа, осуществляемые при плате за взятые товары в кредит, уплата налогов, рента, выдача заработной платы и т. п.
Цена представляет собой форму выражения ценности благ, проявляющуюся в их обмене. Данное определение характеризует цену, как 'Экономическую категорию, возникающую в процессе обмена. Товары и услуги обмениваются в пропорциях, обеспечивающих эквивалентность обмена. Меновое соотношение между товаром и деньгами образует стоимость товара в денежном выражении.
С развитием товарного производства понятие цены как пропорции обмена в значительной степени определяется методами ее установления. Формирование цен зависит от типа экономической системы, в которой оно происходит. Если рассматривать два типа экономики: рыночную и командно-административную, то в экономике рыночного типа цены на товары и факторы производства складываются на рынке, главным образом, под активным влиянием спроса и предложения, т. е. конъюнктуры рынка. Цены определяют решения потребителей о приобретении товаров и решения производителей о расширении или сокращении своего производства.
В командно-административной экономике производители и потребители находятся под контролем центральной власти, устанавливающей общий объем и структуру потребления. Цены являются инструментом экономической политики и устанавливаются плановыми органами на основе производственных затрат, прежде всего трудовых, связанных с созданием товаров.
Роль цен в экономике определяется их функциями. Первичной функцией цены следует считать измерительную. В этой функции с помощью цены измеряются затраты (стоимость), а также устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок.
Следующая функция цены - учетная. Возможность измерять количество и качество товара в единых показателях — денежных единицах позволяет учитывать затраты производителей, анализировать их деятельность и прогнозировать экономическую ситуацию.
В рыночной экономике цены выполняют информационную функцию, поставляя производителям и потребителям ориентиры для экономических действий и осуществления выбора.
Цена выполняет и регулирующую функцию, связывая участников обмена, уравновешивая денежный запрос производителя (предложение) товара с желанием и возможностью потребителя (спросом) приобрести предлагаемый товар. Выравнивание спроса и предложения приводит к установлению равновесной цены (равной стоимости товара), регулирующей рыночные процессы. В командно-административной экономике цена также выполняет регулирующие функции. Путем повышения или понижения цен государственные органы перераспределяют доходы и прибыль предприятий, отраслей, регионов, социальных групп.
Важнейшей функцией цены является стимулирующая. Рост цены на выпускаемые товары ведет к увеличению выручки от продаж и заинтересованности производителей в росте объема выпускаемых товаров.
В любой экономической системе цена выполняет и важную социальную функцию, ведь главным образом уровень цен определяет уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами на жизненно необходимые товары или обещая их изменить, правительство регулирует уровень потребления, формирует отношение общества к своей политике.
Виды цен чрезвычайно разнообразны. Их различают по стадии обмена, на которой они формируются (оптовые, розничные), по характеру и предмету обмена (цены сельскохозяйственной продукции, цены государственного сектора, цены на услуги), по степени и способу регулирования (договорные, свободные, регулируемые); прочие виды цен.
По стадии обмена товаров или масштабу обменных операций (объему продаж) различают цены оптовые и розничные. Оптовыми называют цены, по которым реализуют крупные партии товаров. Розничные цены устанавливаются в условиях сравнительно небольшого объема продаж индивидуальным потребителям. Розничная цена отличается от оптовой на величину торговой наценки, предназначенной покрыть затраты и образовать прибыль предприятий розничной торговли.
По характеру и предмету обмена различают цены на сельскохозяйственную продукцию, на продукцию государственных предприятий, цены на услуги. Цены на сельскохозяйственную продукцию в условиях свободного ценообразования имеют переменчивый, нестабильный характер; это объясняется тем, что сельскохозяйственные цены слабо связаны с издержками производства и зачастую зависят от природных условий, которыми человеку еще трудно управлять. Кроме того, в условиях многоотраслевого хозяйства затруднено определение стоимости отдельных видов продукции, так как трудно учесть, каков вклад каждого фактора производства в создание того или иного продукта.
Государственный сектор в рыночной экономике, помимо прочего, отличается тем, что его политика продажных цен должна быть направлена на удовлетворение потребностей всего общества. На государственных предприятиях допускается, чтобы отдельные фирмы продавали продукцию с убытком, а другие с прибылью, поскольку эти убытки и прибыли могут компенсироваться в рамках самого сектора. Применяется также комплексная цена, зависящая от платежеспособности потребителей.
Цены на услуги именуются тарифами (расценками). В странах с развитой экономикой при установлении тарифов учитываются расходы предприятия, временной фактор, качество услуги.
По степени и способу регулирования цены разделяют на жестко фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.
Фиксированные (твердые цены) назначаются государственными органами в законодательном порядке. Регулируемыми ценами называют цены, воздействие на которые со стороны государства носит ограниченный характер. К договорным ценам относятся те, величина которых определяется документом купли-продажи. Свободные рыночные цены формируются под воздействием рыночных факторов.
Отдельную группу цен образуют мировые цены, которые исчисляются в свободно конвертируемой валюте и представляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и тс же товары, установившиеся в разных странах и регионах.
К прочим видам цен относятся: сопоставимые (неизменные цены определенного периода); цепы "теневого рынка" (на запрещенные в открытой продаже товары) и некоторые другие.
Закон стоимости. Выяснение сущности таких категорий, как товар, потребительная стоимость (полезность), стоимость (ценность), деньги, цена позволяет рассмотреть механизм действия закона стоимости.
Конкуренция, господствующая в рыночной экономике и придающая ей стихийный характер, приводит к установлению необходимой пропорциональности общественного производства в соответствии с потребностями, с распределением материальных и трудовых ресурсов и т.д. Силами, приводящими производство в соответствие с общественными потребностями, являются законы рыночного хозяйства, стихийное действие которых создает возможность пропорциональности экономического развития. Среди этих законов марксистская теория выделяет закон стоимости, определяя его как важнейший закон товарного производства.
Согласно закону стоимости, производство и обмен товаров должны осуществляться на основе общественных затрат труда. Общественные затраты труда получают стоимостную оценку, что дает возможность свести индивидуальные (частные) затраты труда к общественно необходимым и тем самым определить затраты труда на производство различных видов товаров и возможность регулировать обмен товаров.
Закон стоимости проявляется через движение цен. В свою очередь, цена, являясь денежным выражением стоимости, испытывает на себе действие других законов: спроса, предложения, конкуренции и др. Поэтому движение цены может не совпадать с движением стоимости. Цена может отклоняться от стоимости, но в целом цены колеблются вокруг стоимости.
Наиболее полно роль закона стоимости проявляется в его функциях. Он выполняет следующие функции:
регулирует товарное производство путем стихийного распределения совокупного общественного труда между различными отраслями хозяйства;
способствует развитию производительных сил, побуждая производителей снижать индивидуальную стоимость производимого товара, повышать производительность труда, что, в свою очередь, способствует развитию научно-технического прогресса;
приводит к дифференциации производителей, способствуя обогащению тех, у кого затраты труда на производство продукции ниже общественно необходимых (стоимости), и наоборот.
Очевидно, что механизм действия закона стоимости представлен в рамках трудовой теории стоимости, в соответствии с которой труд является ведущим фактором производства, квинтэссенцией стоимости товаров.
4. Структура рыночных отношений
При слове "рынок" каждый из нас, в первую очередь, представляет колхозный рынок или базар, то есть место, где происходит торговля. Но это обыденное, бытовое восприятие термина "рынок". С точки зрения экономической науки, рынок предстает как система многообразных экономических отношений между товаропроизводителями и всёми членами общества, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, основанная на определенных принципах. На рынке проявляются законы и противоречия товарного производства, общественные свойства товара и двух его сторон — потребительной стоимости и стоимости, функции денег и цены.
Сложность и многозначность категории - "рынок" породила множество подходов к его определению. Рынок рассматривается как:
каждый день множество потребителей и производителей встречаются и договариваются о ценах на все товары и услуги;
совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от места их совершения;
система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся на принцип, согласно которому все продается и покупается;
механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями (представителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров и услуг);
способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном движении цен.
Последнее определение можно рассматривать как самое универсальное, характеризующее рынок как синоним рыночной экономики.
Рынок порожден товарным производством и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения рынка являются те же особенности общественного производства, которые породили товарное хозяйство: общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей.
Общественное разделение труда приводит к тому, что в обществе никто не может существовать за счет самообеспечения экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, т. е. специализируются на производстве тех или иных благ. Специализация, в свою очередь, определяется так называемым "принципом сравнительного преимущества", Т. е. способностью производить продукцию с меньшими затратами иди с меньшей альтернативной стоимостью. Производители продукции одного вида обладают разными способностями, навыками, доступом к ресурсам, что обусловливает различия в величине осуществляемых ими затрат (издержек) на изготовление данной продукции. Например, два производителя изготавливают два вида продукции: А и Б. Первый производит две единицы товара А или четыре единицы товара Б, второй — четыре единицы товара А или шестнадцать единиц товара Б. Альтернативная стоимость единицы товара А у первого производителя равна двум единицам товара Б, у второго — четырем. Относительно меньшая альтернативная стоимость производства товара А у первого производителя, следовательно, ему надо специализироваться на производстве товара А, а второму - товара Б, т. к. этот товар имеет для него меньшую альтернативную стоимость. Принцип сравнительного преимущества объясняет процессы специализации как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках государства.
Из представленных выше определений рынка следует, что его основными субъектами являются покупатель (потребитель) и продавец (производитель). Данные функции в современной экономике выполняют отдельные лица и группы лиц, фирмы и предприятия, государство как выразитель интересов общества, которые и образуют три группы субъектов рынка:
домохозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;
фирма — экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи товаров, стремится к максимизации прибыли;
государство — все, правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую возможность контроля над производителями и потребителями для достижения общественных целей. Каждый из рыночных субъектов выполняет свои специфические функции, но все они тесно взаимосвязаны и образуют взаимоувязанный кругооборот.
Взаимодействия рыночных субъектов осуществляются по поводу обмена объектами рынка. Объектами рынка называют любые необходимые человеку предмет, вещество или субстанция, являющиеся результатом человеческой деятельности и принимающие форму товара. В период становления рынка основными его объектами выступали скот, инвентарь, земля, имущество, предметы потребления. По мере развития рыночных отношений круг товаров расширяется и усложняется. Объектами рынка становятся рабочая сила, деньги и ценные бумаги, ноу-хау и информация, даже государственные льготы и субсидии.
Важнейшими категориями рыночной экономики, обеспечивающими постоянную связь между производителями и потребителями, являются цены, спрос, предложение, конкуренция. Цепы складываются под воздействием спроса, предъявляемого потребителями на те или иные товары, и предложения товаров со стороны производителей. Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов, формирующей величину иен, объемы спроса и предложения. Кроме того, рынку необходима инфраструктура - совокупность институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики.
Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Вся экономика становится совокупностью многообразных рынков, различающихся степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений. Общепринятая классификация структуры рынков не выработана, но выделяют несколько критериев, по которым рынки подразделяются на группы.
Экономическое назначение объектов. По данному критерию рынки подразделяются на рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок труда, рынок недвижимости, рынок инноваций, валютный рынок, рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) и др.
Географическое положение. По этому критерию различают местный, региональный, национальный и мировой рынки. Под мировым рынком понимаются любые товарообменные операции между странами. Рынок считается мировым, если в названных операциях участвуют многие страны, торговые сделки крупномасштабны, товарообменные операции регулярны, и расчеты ведутся в свободно конвертируемой валюте.
Совокупность товарообменных операций в пределах одной страны образует национальный (или внутренний) рынок. В составе мирового и национального рынков могут выделяться региональные — это достаточно масштабные, регулярно действующие рынки с ярко выраженными территориальными признаками. Зона действия регионального рынка не обязательно совпадает с территориально-административными границами, а может охватывать несколько близлежащих стран.
По отраслям различают как рынок какого-то отдельного товара, так и групп товаров, связанных между собой признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок автомобильный, компьютерный, моющих средств, информации и проч.).
По объему продаж рынки подразделяются на оптовые и розничные. Российская действительность породила еще одну группу в этой классификации — мелкооптовый рынок.
По отношению к закону различают следующие группы рынков:
легальный — деятельность производителей и потребителей, осуществляемая в рамках закона;
теневой — деятельность производителей и потребителей, не запрещенная законом, но сокрытая от налогообложения (например, ремонтные и строительные работы, репетиторство, сдача в наем жилья и т. п.);
черный — деятельность, запрещенная законом (например, производство и сбыт наркотических средств или оружия, продажа органов человеческого тела и т. п.).
Степень ограничения конкуренции. По данному критерию осуществляется классификация не только групп рынков, но и типов рыночных структур, которая применяется в экономической теории для анализа поведения производителей и потребителей. Выделяются три типа рыночных структур: рынок свободной конкуренции, монополистический рынок и олигополистический.
5. Инфраструктура рыночной экономики
Термин "инфраструктура" (от лат infra — ниже, под; и struktura — строение, расположение) в русской науке применяется с 70-х гг. XX в. для обозначения обязательного компонента любой целостной экономической системы, носящего подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающего нормальную деятельность экономики. Рыночную инфраструктуру, таким образом, можно определить как совокупность институтов, обслуживающих деятельность рыночных субъектов и увязывающих эту деятельность в одно целое.
Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:
кредитно-финансовые институты,
биржи (товарные, сырьевые, валютные),
аукционы, ярмарки, выставки и др. формы внебиржевого посредничества,
система регулирования занятости населения (биржи труда),
информационные и коммуникационные технологии, рекламные и информационно-аналитические агентства, средства массовой информации,
налоговая и таможенная системы, система страхования и страховые компании, торговые палаты, ассоциации и др. общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов,
профсоюзы работающих по найму, система высшего и среднего экономического образования, консалтинговые и аудиторские компании, специальные зоны свободного предпринимательства.
Перечисленные институты можно сгруппировать по экономическому назначению объекта рынка.
Охарактеризуем некоторые элементы рыночной инфраструктуры.
Кредитно-финансовые институты включают банки, инвестиционные и финансовые компании, пенсионные фонды и другие учреждения, предоставляющие, услуги, удовлетворяющие потребности рыночных субъектов в денежных средствах. Данные учреждения, с одной стороны, собирают временно свободные денежные средства, с другой — передают их в пользование лицам, испытывающим в них потребность обычно в форме кредита. Кредит — (от лат. credo — доверие и долг) денежная или товарная ссуда на условиях возвратности, платности, срочности. С помощью кредита осуществляется перераспределение средств между отраслями и предприятиями в соответствии с конъюнктурой рынка.
Биржи (товарные, сырьевые, валютные, фондовые) — особая форма оптовой торговли, позволяющая заключать сделки без наличия товара. Такая торговля крупными партиями специфических (так называемых биржевых) товаров ведется по единым правилам биржевыми посредниками, выступающими от имени производителей или потребителей, и концентрируется в местах производства и потребления товаров, т. е. и крупных промышленных и торговых центрах.
Таблица 1 Основные элементы рыночной инфраструктуры
Товарно-сырьевые биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы | Рынок товаров и услуг |
Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи | Рынок капиталов (денежный, фондовый, инвестиций) |
Биржи труда | Рынок труда |
Информационные, аналитические, рекламные, юридические агентства, аудиторские и консалтинговые компании | Рынок информации |
Налоговые органы, арбитраж, таможенная служба, торгово-промышленные палаты, комитеты по управлению имуществом и др. | Институты государственного регулирования рынка |
Аукционы, ярмарки, выставки и др. фирмы внебиржевого посредничества представляют коммерческие мероприятия, торговля на которых ведется по образцам в форме гласного торга. Ставка может быть организована по любому поводу в любом месте, а ярмарка - регулярно в одном месте. Ярмарка и аукцион — действа более коммерческие, а выставка чаще имеет просветительскую, ознакомительную направленность.
Информационные и коммуникационные технологии, рекламные и информационно-аналитические агентства, средства массовой информации — самый динамичный сектор рыночной инфраструктуры, т. к. информация, определяемая как накопленные знания и опыт бесчисленных умов, становится важнейшим фактором производства. В наши дни базовым элементом информационных технологий являются компьютеры и компьютерное оборудование. Информация и информационные технологии, с одной стороны, являются элементом рыночной инфраструктуры, с другой - их создание является самостоятельной быстрорастущей сферой бизнеса.
Торговые палаты, ассоциации и др. общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов создаются по инициативе бизнесменов и/или государственных органов для согласования действий, поддержки предпринимателей, обобщения деловой информации и выработки мнений и лоббирования/блокирования законодательных актов.
Консалтинговые компании предоставляют услуги квалифицированных специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса, по юридическим и экономическим вопросам. Содержание таких специалистов в фирме обходится дороже, чем их найм для решения конкретной проблемы.
Аудиторские компании проводят комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирм, позволяющую оценить их возможности на рынке и в бизнесе. Такая ревизия имеет характер независимой экспертизы по инициативе руководителей фирмы, учредителей или государственных органов. Аудиторская проверка является обязательной для получения лицензии на внешнеэкономическую деятельность, организацию совместных предприятий и т. п.
Специальные зоны свободного предпринимательства или свободные экономические зоны (СЭЗ) — территории, где не действуют национальные законы и правила, регулирующие экономическую деятельность. СЭЗ обладают экстерриториальностью. Первая СЭЗ появилась в Ирландии в 1959 г., в настоящее время их около 400, треть — в развитых странах, но в классическом виде СЭЗ существуют в развивающихся странах. Крупные предприятия размещают в СЭЗ трудоемкие (электронные, швейные, текстильные) либо экологически вредные производства, образуя индустриальную монокультуру. Высокая норма прибыли обеспечивается благодаря низкой оплате труда работников, 90—70% которых — женщины, имеющие низкую квалификацию. Как только норма прибыли уменьшается, предприятия закрываются.
Список использованной литературы
Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.
Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.
Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.