Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Тенденции и перспективы развития лизинга в России

Оглавление


Глава 1. Определение и сущность лизинга

1.1 Лизинг. Определение, виды

1.2 Объекты и субъекты лизинга

1.3 Лизинг и организационные основы его использования в банковской деятельности.

1.4 Механизм лизинговых операций

Глава 2. Лизинг - тенденции и перспективы

Структура и состав рынка лизинга

2.2 Новые лизинговые продукты

2.3 Перспективы лизингового рынка

Глава 3. Непаханое поле российского лизинга

3.1 Цифры лизинга

3.2 Что мешает развитию лизинга в России?

Глава 4. Лизинг в России с 2008 по 2009 годы. Как отразился кризис на российском лизинге

4.1 Сугубо лизинговая проблема

4.2 Понимание в момент падения

Практика

Заключение

Список литературы


Глава 1. Определение и сущность лизинга


Лизинг. Определение, виды


Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя. В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.). С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений по купле-продаже и отношений, связанных с временным использованием имущества. С точки зрения обязательственного права эти отношения могут быть реализованы с помощью двух видов договора: купли-продажи и лизинга (передачи имущества во временное пользование). В случае если в договоре лизинга предусмотрена продажа имущества после окончания срока договора, то отношения по временному использованию переходят в отношения купли-продажи, только теперь между лизингодателем и пользователем имущества. Все этапы лизингового процесса тесно связаны между собой. Так, отношения по временному использованию имущества (договор лизинга) возникают только после реализации договора купли-продажи. Можно сказать, что в лизинговой сделке исполнение одного договора дает толчок к возникновению следующей сделки, а участники лизингового процесса тесно взаимодействуют между собой на разных этапах. На первом этапе изготовитель оборудования и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. При этом пользователь имущества, юридически не участвуя в договоре купли-продажи, является активным участником этой сделки, выбирая оборудование и конкретного поставщика. Все технические вопросы реализации договора о купли-продажи (комплектность, сроки и место поставки, гарантийные обязательства, порядок приемки и т.п.) решаются между изготовителем и лизингополучателем, на лизингодателя ложится обязанность финансового обеспечения сделки. На втором этапе покупатель имущества сдает его во временное пользование, выступая как лизингодатель. Однако отношения по второму договору не замыкаются между пользователем и лизингодателем. Продавец имущества, хотя и заключает договор купли-продажи с лизингодателем, несет ответственность за качество оборудования перед пользователем. Если оценивать важность и главенствующую роль отдельных составляющих комплекса лизинговых отношений, то определяющими, конечно же, являются отношения по передаче имущества во временное пользование. Отношениям по купле-продаже отводится второстепенная роль.

Основные черты и особенности, присущие лизингу, состоят в следующем:

преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю;

продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг;

имущество непосредственно поставляется пользователю, минуя собственника, и принимается в эксплуатацию пользователем;

пользователь имущества в случае обнаружения дефектов направляет свои претензии не собственнику, а непосредственно продавцу, с которым никакими отношениями не связан;

лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а специально для передачи его во временное пользование;

весь срок договора лизинга имущество остается собственностью лизингодателя;

собственник имущества за передачу его во временное пользование получает вознаграждение;

пользователь имущества досрочно или после окончания срока договора имеет право на приобретение его в собственность.


1.2 Объекты и субъекты лизинга


Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизинг оборудования и лизинг недвижимого имущества.

В силу высокой стоимости, сложности осуществления, большого срока подготовки лизинг недвижимого имущества вряд ли найдет широкое применение в нашей стране. В первую очередь интересен лизинг оборудования. Это подтверждается и зарубежной практикой, где на долю лизинга оборудования приходится основная часть всех лизинговых платежей.

Субъектами лизинга являются: собственник имущества (лизингодатель) - лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;

пользователь имущества (лизингополучатель) - лицо, получающее имущество во временное пользование;

продавец имущества - лицо, продающее имущество, являющееся объектом лизинга.

Лизингодателем может быть юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, не имеющими образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В качестве юридического лица могут выступать:

банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность (согласно закону "О банках и банковской деятельности в РФ");

лизинговые компании - финансовые, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые, но и другие виды услуг, связанные с реализацией лизинговых операций, например техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.;

любая фирма, в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая достаточное количество финансовых средств.

Согласно постановлению Правительства России от 24.12.1994 г. № 1418, лизинговая деятельность требует лицензирования в Министерстве экономики России. Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 было утверждено "Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации". В нем определены порядок и условия выдачи лицензии, срок ее действия (максимум пять лет).

Лицензию надо получать только для осуществления деятельности в области финансового лизинга. Лицензирование не касается банков, лизинговая деятельность которых предусмотрена законом "О банках и банковской деятельности в РФ". Лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственной деятельности. Лизингополучателем может быть юридическое лицо в любой организационно-правовой форме, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а также гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо, а также гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга. Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об иностранных инвестициях в РФ".


1.3 Лизинг и организационные основы его использования в банковской деятельности


Основными видами лизинга, признанными во всем мире, являются финансовый лизинг и оперативный лизинг, а критериями для такого разграничения служат срок использования оборудования и объем обязанностей лизингодателя. Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок лизинга короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз, так как для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга. Финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной выплатой стоимости имущества и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. Глубокие изменения условий хозяйственной деятельности в стране обуславливает поиск нетрадиционных методов обновления основных фондов предприятий всех форм собственности. Одним из таких методов является лизинг. Лизинг по своей экономической природе сравним с долгосрочным кредитом. Банки развитых стран занимаются преимущественно финансовым лизингом, для которого характерен длительный срок соглашения, в течение которого осуществляется выплата стоимости имущества. Наиболее распространенным видом лизинга, о котором пойдет речь в данной работе, является финансовый лизинг. Эффективность применения лизинга характеризуется следующими данными. Так, в США примерно треть капиталовложений в оборудование осуществляется на основе лизинга. В нашей стране формирование лизинговых операций только начинается. Поэтому из многих организационных форм лизинга, которые приняты за рубежом, у нас пока получили развитие финансовые лизинговые компании и коммерческие банки. Достаточно высокая степень риска, связанная с проведением лизинговых операций, побуждает многие банки косвенно участвовать в осуществлении лизинга. Американский экономист Х. Хеймел отмечал, что лизинговая компания действует как рука банка, который не может или предпочитает не участвовать в прямом лизинговом кредитовании. Ведя дело с дочерними компаниями, банки могут обеспечить желаемый контроль над лизинговыми операциями. Вместе с тем, вполне возможно и рационально применение прямого метода участия банковского капитала в лизинговом бизнесе. По сравнению с самостоятельными лизинговыми компаниями банки обладают тем важным преимуществом, что они организационно оформлены. Для проведения ими лизинговых операций требуется только выделение в структуре специального отдела или группы, в состав которой должны войти работники с определенным опытом банковской работы, знанием специфики и механизма подобных операций. Это позволило бы банку увеличить доходность своей деятельности за счет каждой лизинговой сделки. Отрицательными моментами этого пути являются:

Невозможность для банка использовать преимущества лизинга в качестве лизингополучателя.

Лизингуемое имущество, как правило, будет стоять на балансе у банка, что создает дополнительные вопросы с начислением налогов, изменением структуры баланса и отчетности банка.

Невозможность осуществлять “неденежные” и компенсационные лизинговые сделки, что в 5-6 раз сузит поле лизинга для банка.

Развитие лизингового отдела потребует существенных затрат, а при создании дочерней компании эти затраты можно было бы сделать из сэкономленных для банка средств за счет проведения “внутрибанковских” лизинговых сделок.

Юридическая неопределенность лизинга для банков в смысле лицензирования лизинговой деятельности. В законе о лицензировании лизинговой деятельности не упоминается ЦБ, тем самым банку, по нашему мнению, необходимо получать лицензию Министерства экономики РФ.

Однако, не смотря на это, лизинг является весьма привлекательным инструментом инвестиционной политики банка, а с учетом тенденций развития банковского дела в России, когда банки “вынуждены” обращать все большее внимание на реальную промышленность, лизинг может в ближайшее время занять определенные позиции в структуре банковского бизнеса. Рассмотрим механизм осуществления платежей при получении оборудования по лизингу. Операция, о которой пойдет речь, осуществлялась по методу косвенного финансового лизинга. В качестве кредитующей организации выступал Филиал МКБ “ГУТА-БАНК” в г. Екатеринбурге, лизинговой компанией являлась ЗАО “Контракт-Универсал”, обладающее лицензией на осуществление лизинговой деятельности и имеющее в своем уставном капитале определенную долю МКБ “ГУТА-БАНК”. Решение по использованию лизингового механизма было продиктовано следующими преимуществами для банка:

Исключается риск нецелевого использования кредитных ресурсов заемщиком, т.к. по сути лизингополучатель получает кредит не в виде “живых” денег, а в виде оборудования. Оборудование остается в собственности лизингодателя до момента его выкупа по условиям финансового лизинга, т.е. оборудование может быть реализовано лизингодателем в случае нарушения лизингополучателем условий договора. При этом третья сторона, в т.ч. государство не может наложить арест на оборудование в случае финансовых затруднений на предприятии-лизингополучателе. Увеличивается вероятность возврата кредитных средств. Это обусловлено экономическими преимуществами лизинга для лизингополучателя. Следовательно, если для заемщика лизинг оказывается экономически выгоднее кредитования, то для банка (как минимум при сохранении доходности) это означает устойчивость финансовой ситуации.

Получение стабильного дохода на протяжении длительного срока. В настоящее время при больших затратах на обслуживание процесса выдачи кредитов возникает потребность в удлинении сроков кредитования для увеличения эффективности кредитного процесса. Данное удлинение сроков не может быть достигнуто при кредитовании торговых или иных операций с высокой степенью риска. В данном случае затраты, понесенные на выработку стратегии лизинговой сделки, оказываются относительно меньшими за счет больших сроков действия договора финансового лизинга. Увеличение доходности “кредитного бизнеса” за счет получения дополнительной маржи за лизинговые услуги. Если рыночная цена кредита обусловлена многими факторами и прошло время “бешенных” и неконкурентных процентов, то в случае лизинга банк может получить дополнительную прибыль, “поделив” с лизингополучателем финансовые преимущества, получаемые последним. То есть, формально увеличив для лизингополучателя стоимость “кредитования” при использовании лизинга, банк не только не нанесет лизингополучателю экономический ущерб, а, наоборот, оставит большую часть дополнительного “дохода” у предприятия. (Следует иметь в виду, что все это касается высокорентабельных предприятий, у которых повышение себестоимости за счет лизинговых платежей не приведет к увеличению стоимости продукции или услуг). Немаловажным преимуществом лизинга является возможность использовать его как компромисс при “вмешательстве” банковского капитала в управление реальной промышленностью. Весь опыт крупнейших банков России, выигравших аукционы по управлению госпакетами акций (“Менатеп”, “Ониксэм” и т.д.) показывает, что прямое вмешательство в управление предприятием нецелесообразно. Банкиры могут наладить управление финансовыми потоками, но не управление всем предприятием. Поэтому лизинг может использоваться как компромисс при желании банка влиять на деятельность предприятия. В настоящее время кредитным учреждениям нашей страны приходится работать в условиях нестабильной экономики, с резко меняющимися параметрами финансового рынка и неустойчивым инвестиционным климатом. Даже при стабильном снижении ставки рефинансирования при обсуждении и выполнении долгосрочных инвестиционных проектов необходимо учитывать вероятность возвращения экономики к гиперинфляции. Это затрудняет расчеты и делает более сложной аппаратную часть бизнес-планирования. Поэтому при обсуждении методики расчета лизинговых платежей лизинговым отделом банка необходимо учесть ситуацию наличия гиперинфляции. Это, на наш взгляд, позволяет получить более надежный расчет, адаптированный к достаточно сильным колебаниям финансового рынка. Согласно Постановлению Правительства РФ № 752 от 27.06.96 г. В соответствии с Временным Положением о лизинге (Постановление Правительства РФ № 633 от 29.06.96 г.) срок лизингового договора должен приближаться к сроку полной амортизации лизингового имущества. Кроме того, с позиции финансового менеджмента в случае сокращения срока лизингового договора, прирост текущего платежа увеличивает выручку от реализации и при неизменных затратах — налогооблагаемую базу. В случае увеличения срока договора лизинга возникает обратная ситуация — за счет частичного отказа от использования механизма ускоренной амортизации возрастают издержки на погашение процентов за кредит. Поэтому наиболее оптимальным является вариант совмещения сроков полной амортизации, лизингового и кредитного договора. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на чистый и "мокрый" лизинг. Чистый лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя арендатор. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. Данный вид лизинга, как было указано выше, характерен для финансового лизинга. "Мокрый" лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе. Кроме этих услуг, по желанию арендатора арендодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетингу и рекламе готовой продукции, поставке сырья и т.п. Можно сказать, что "мокрый" лизинг характерен для оперативного лизинга. Рынок лизинговых услуг в нашей стране еще не сложился, и практически нет лизинговых компаний, которые обеспечили бы качественное техническое обслуживание объектов лизинга. В связи с этим наиболее распространенным видом лизинга будет являться чистый лизинг. Прямой лизинг. В данном случае производитель оборудования самостоятельно сдает объект в лизинг. Тем самым поставщик и лизингодатель выступают в одном лице. Имеет место двухсторонняя сделка. В таком виде двухсторонние лизинговые сделки не нашли широкого распространения, так как при увеличении лизинговых операций производитель, как правило, создает свою лизинговую компанию.

Возвратный лизинг. Возвратный лизинг, являясь разновидностью двухсторонней лизинговой сделки, нашел более широкое применение. Его идея состоит в следующем. Предприятие (будущий лизингополучатель) имеет оборудование, но ему не хватает средств для производственной деятельности. Тогда это предприятие находит лизинговую компанию и продает ей свое имущество. В свою очередь, лизинговая компания сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, у предприятия появляются денежные средства, которые могут быть направлены, например, на пополнение оборотных средств. Причем договор составляется так, что после окончания срока его действия предприятие имеет право выкупа оборудования и тем самым восстанавливает на него право собственности. Этот вид лизинга в первую очередь должен заинтересовать предприятия, испытывающие трудности с финансовыми ресурсами. Таким предприятиям выгодно продать имущество лизинговой компании, одновременно заключить с ней лизинговый договор и продолжить пользоваться имуществом. Раздельный лизинг, или лизинг с дополнительным привлечением финансовых средств. Это наиболее сложная разновидность лизинга, так как она связана с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов. Его отличительной чертой является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества. Еще одной особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Заемщик-лизингодатель не является ответственным перед кредиторами за возврат ссуды, она погашается из сумм лизинговых платежей. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 85% лизинговых сделок построено на основе раздельного лизинга. По причине неразвитости лизингового бизнеса и финансовой слабости лизинговых компаний в нашей стране имеется хорошая почва для развития раздельного лизинга. Револьверный лизинг, или лизинг с последовательной заменой имущества. Потребность в таком виде лизинга может возникнуть, когда лизингополучателю по технологии последовательно требуется различное оборудование. В этих случаях в соответствии с условиями лизингового договора лизингополучатель приобретает право по истечении определенного срока обменять арендуемое имущество на другой объект лизинга. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название "сублизинг". Использование сублизинговых сделок выгодно в целях технического перевооружения предприятий, входящих в холдинг, концерн и т.п. Например, головное предприятие не желает непосредственно кредитовать свои дочерние фирмы для покупки оборудования, так как не уверено в правильности расходования денежных средств. Тогда это головное предприятие создает лизинговую компанию, которая по заявкам заводов покупает требуемое оборудование и поставляет его заказчикам. В дальнейшем она следит за своевременностью поступления лизинговых платежей, аккумулирует их и перечисляет основному лизингодателю, осуществляет надзор за использованием оборудования, а при оговоренных в лизинговом соглашении случаях - техническое обслуживание. В международной сфере сублизинговые сделки, получившие название "дабл дип", используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах. Например, в начале 90-х годов по данной схеме было налажено приобретение самолетов для США через Великобританию. Эффективность данной сделки была связана с тем, что выгоды от налоговых льгот в Великобритании больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в США - если лизингодатель имеет право владения. Лизинговая компания в Великобритании покупала самолеты и отдавала их в лизинг американской лизинговой компании, которая в свою очередь передавала их в лизинг местным авиакомпаниям. Часто лизинговые компании в налоговых целях открывают свои филиалы в местах с льготным налогообложением (оффшорных зонах). С целью обеспечения гарантии возврата кредита предприняты следующие меры:

Лизинговое оборудование находится в собственности лизингодателя в течение всего срока действия договора лизинга. После поступления оборудования оформляется его залог в банке.

От лизингополучателя предоставляется гарантия внесения всех лизинговых платежей от не участвующего в сделке банка.

От лизингополучателя, по условиям договора лизинга, в течении недели должно быть получено право безакцептного списания платежей с их счета, который определит банк.

Лизингополучатель перечисляет на счет лизингодателя в банке-кредиторе задаток в % от суммы кредита.

По ГК РФ лизингодатель может передать свои права по договору лизинга третьей стороне. Соответственно, в любой момент права по договору могут быть переданы от лизингодателя банку-кредитору.

Таким образом, лизинговые операции в современных условиях экономически целесообразны. Будучи достаточно выгодными для кредитующей организации (банка), лизингополучателя и лизингодателя, они могут стать важным инструментом активизации инвестиционного процесса в стране. Уже первый опыт, накопленный в ходе действия договоров финансового лизинга, показывает, что существует достаточно действенный механизм защиты риска невозврата кредита.

1.4 Основные преимущества лизинга


Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгоду всем участникам договорных отношений. Основные сравнительные преимущества лизинговой сделки. Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество. Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было бы часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств. Очень часто предприятию легче получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения средств от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими. Лизинговые платежи выплачиваются после того, как оборудование установлено на предприятии. Как только оборудование достигло соответствующей производительности, предприятие получает прибыль, часть которой может использоваться для платежей лизингодателю. Срок лизинга может быть значительно больше срока кредита. При лизинге предусматривается возможность выкупить оборудование по номинальной или остаточной стоимости по истечении срока договора лизинга. Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа, а также и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование. Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество. Лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль. Наличие амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя, дает ему возможность поделиться этими льготами с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей. Производитель имущества имеет дополнительные возможности сбыта своей продукции. Для объективности отметим ряд недостатков, присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя выходит, что стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита.

Вывод: положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а с введением налоговых льгот, предусмотренных в постановлении Правительства РФ от 29.06.95 №633, лизинговый бизнес стал еще более привлекательным. Введение налоговых и амортизационных льгот во всех странах приводило к бурному развитию лизингового бизнеса, и, наоборот, сокращение предоставляемых налоговых льгот сразу приводило к уменьшению объема лизинговых операций.

Реализация данного постановления привела к освобождению лизингодателя от уплаты налога на прибыль, полученную им от реализации договора о лизинге, и налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг. Использование всех предусмотренных налоговых льгот позволяет уменьшить общую величину лизинговых платежей и привлечь к лизингу более широкий круг потенциальных лизингополучателей. В частности, только освобождение лизинговых платежей от налога на добавленную стоимость позволяет уменьшить лизинговые платежи на 20%.

Ведущим звеном кредитной системы, обеспечивающим реализацию указанных функций кредита, является банк — коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени реализует их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции. Реализация в России банковской реформы предусматривает активное преобразование кредитных учреждений второго уровня — коммерческих банков. Анализ организационного устройства коммерческого банка, его функций и принципов действия позволяет глубже понять важность и актуальность перестройки банковской системы страны. Особое значение имеет анализ операций коммерческого банка — как классических, так и инновационных. В этом плане одной из задач данной работы было изучение направлений деятельности наиболее прогрессивных банковских учреждений. За последнее время произошли значительные изменения и сдвиги в ряде банков России. Появились банки-лидеры, сформировались основные направления банковской специализации, завершился раздел клиентской базы между финансовыми институтами. Многие коммерческие банки оказались достаточно восприимчивыми к освоению новых инструментов передовой банковской практики. В этой связи представляет интерес использование новых банковских технологий в деятельности предприятий. Финансовый лизинг, о котором идет речь, как и целый ряд других новых операций коммерческих банков, позволяет определить новые формы взаимоотношений банка и промышленных предприятий, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности функционирования банковской системы на данном уровне.


Глава 2. Лизинг - тенденции и перспективы


Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, то к 2005 году эти показатели выросли в два с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно. Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2005 года вошла в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.


Структура и состав рынка лизинга


Минувший год был отмечен структурными сдвигами на рынке - как по его сегментам, так и по положению ведущих компаний в рейтинге. В лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге автотранспорта. По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции занимает динамично развивающийся сегмент автотранспорта и подвижного состава. Эта же причина - высокая ликвидность - лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и дополнительные стимулы, это изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран. Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.


Новые лизинговые продукты


Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись в 2005 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок автолизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будет развиваться весь российский лизинговый бизнес. Лизинг с полным набором услуг ( Full-service leasing). Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции - приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю - берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств - от услуги по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты. Этот вид сделки пользуется широкой популярностью в развитых странах. В настоящее время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают и многие российские операторы автолизинга.

Оперативный лизинг

Если раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005 году этот продукт появился в ассортименте лизинговых компаний. От традиционного для России финансового лизинга он отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект лизинга не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочные, чем договоры финансового лизинга. Оперативный лизинг имеет свою довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые два-три года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например в строительстве или сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге. В России сделки операционного лизинга оказались приравнены к обычной аренде и лишились налоговых преимуществ лизинга после принятия Федерального закона от 29.01.02 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге». На практике сделки операционного лизинга в настоящее время осуществляются по следующей схеме. Предмет лизинга передается лизингополучателю (обычно на срок более шести месяцев) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот). После возврата предмета лизингодателю он передается другому лизингополучателю, но уже на условиях обычной аренды. По оценке Ассоциации «Рослизинг», в 2005 году объем сделок оперативного лизинга с автотранспортом составил не менее 30 млн долл. США (в 2003 году - только 300 тыс. долл. США). В 2003 году такие сделки заключали две компании, в 2005 - уже восемь. Это такие компании, как «Вольво Финанс Сервис Восток», «Глобус Лизинг» и «Балтийский лизинг». Рост объема сделок оперативного лизинга в условиях отсутствия налоговых льгот свидетельствует о высоком спросе на этот финансовый механизм.

Возвратный лизинг

Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях лизинговых компаний. В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду.

Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.

Лизинг для физических лиц

Этот продукт интересен прежде всего предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не сдает отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости ведения учета предмета лизинга и лизинговых платежей. Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обусловливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки.

Несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса предмет лизинга, например грузовой автомобиль, - это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов даже ограничить себя, чтобы погасить очередной лизинговый платеж. Перспективы лизинга для физических лиц выглядят оптимистично. В ряде стран Европы лизинг для частных лиц занимает значительную долю местных рынков лизинга. Так, в Германии на этот сегмент приходится 9,2% всего рынка лизинга, причем предметом подавляющего большинства сделок в этом сегменте становятся как раз автомобили. В России такой финансовый продукт может перетянуть на себя часть рынка автокредитования, объем которого в 2005 году уже превысил 2 млрд. долл. США.

Лизинг недвижимости

По мнению представителей ряда лизинговых компаний, сегодня начал развиваться лизинг недвижимости - коммерческой (офисы) и производственной (склады, цеха, терминалы).


Перспективы лизингового рынка


Приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса. Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.

Глава 3. Непаханое поле российского лизинга


3.1 Цифры лизинга


Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2007 года — 365,2 млрд. рублей. Прирост объема новых лизинговых сделок к первому полугодию прошлого года составил 86%. Более высокий показатель был зафиксирован лишь 8 лет назад (в 2000 году), когда произошло удвоение объема новых сделок лизинга. Абсолютный прирост рынка по итогам 2007 года составит 242,2 млрд. рублей. Это больше, чем размер всего российского рынка лизинга до 2006 года. По итогам 2007 года российский рынок лизинга может занять 7-е или даже 6-е место в мире. Доля лизинга в ВВП в 2007 году составит 2,1%, а в инвестициях в основные средства — 11%. В мировой практике максимальные значения этих показателей составляют 5% и 38% соответственно. Российский лизинговый рынок может побить этот рекорд уже к 2013 году (источник данных Российская ассоциация лизинговых компаний).

Внедрение по поставке

Более успешный путь интеграции отечественных лизингодателей на западные рынки — это сотрудничество с иностранными поставщиками техники и других объектов лизинговых сделок. Более того, оборудование и техника иностранного производства сегодня фаворит российского лизингового рынка. Эта тенденция касается большинства отраслей финансовой аренды. Иностранная техника не лидирует лишь в совсем уж специфических направлениях лизингового бизнеса, например в секторе финансовой аренды железнодорожной техники или недвижимости, когда в лизинг сдаются офисы и производственные площади. Особенно популярно приобретать в финансовую аренду высокотехнологичное оборудование иностранного производства. Как признаются потребители лизинговых услуг и сами операторы финансовой аренды, импортное оборудование отличается большей производительностью и лучшими техническими характеристиками, а значит, имеет более длительный период эксплуатации. Поэтому российские предприятия охотнее покупают оборудование, произведенное на Западе, нежели отечественную технику. Да и самим лизинговым компаниям покупка импортного оборудования чаще всего обходится дешевле за счет организации финансирования поставок напрямую из-за рубежа. Западные банки положительно относятся к кредитованию поставок в другие страны. Более того, существуют специальные программы по поддержке экспорта оборудования. Они предусматривают дешевое кредитование российских лизинговых компаний зарубежными банками, под иностранную же технику. При этом широкое распространение имеют программы, организованные крупными производителями при поддержке собственных финансовых подразделений. А еще импортные сделки выгодны лизинговым компаниям, так как они дают репутацию добросовестного заемщика в глазах иностранных банковских структур. То есть чем больше компания занимает, тем больше у нее возможностей получить еще более выгодное финансирование, конечно, при наличии хорошей кредитной истории.


3.2 Что мешает развитию лизинга в России?


Андреас Ланге, гендиректор компании «ФБ-Лизинг»:

— Необходимо устранить довольно много узких мест. В первую очередь, несовершенство законодательной базы, особенно в области финансовой аренды недвижимости и таможенного регулирования лизинговой деятельности. Очень сильно мешают неоднозначность толкования бухгалтерского учета и сложившаяся практика по зачету НДС. Улучшения требует слабая статистическая база по дефолтам, кредитной истории заемщиков и рыночной стоимости активов. Определенные трудности связаны с высокими темпами роста операционных расходов (аренда офиса, зарплата сотрудников, внедрение комплексной информационной системы). Немаловажным препятствием являются затраты на поиск высококвалифицированного персонала в условиях дефицита кадров.

Альфия Гарифуллина, гендиректор ЛК «КамАЗ»:

— Ничего не мешает. У лизинга в России хорошая законодательная база. Развитие финансовой аренды поддерживает высокий инвестиционный спрос: на протяжении всего 2007 года темпы роста инвестиций значительно превышали прошлогодние — прирост в основной капитал в 2007-м составил 21,1%. Это объясняется ростом финансовых вложений в нефтегазовый комплекс, в производство продовольствия, в операции с недвижимостью. Кроме того, в течение всего прошлого года высокими темпами развивалось строительство (прирост 18,2%). Рост иностранных инвестиций в российскую экономику составил 49 млрд долларов. Но некоторые сложности, конечно, сохраняются. Связаны они прежде всего с трактовкой законодательства фискальными органами.

Ирина Крылова, гендиректор ЛК «Абсолют»:

— Противоречивая нормативно-законодательная база. В частности. назрел вопрос об усовершенствовании закона «О лизинге», в котором необходимо более четко прописать пункты, касающиеся использования схем возвратного и оперативного лизинга. Кстати, они весьма популярны в Европе и имеют огромный потенциал для развития в России. Однако реализация подобных сделок несет в себе существенные налоговые риски, так как отдельные нормы трактуются не в пользу лизинговых компаний.

Марк Шрайбер, директор по стратегическому развитию «Фольксваген Груп Финанц»:

— Непрозрачность многих участников рынка. Основное их количество сосредоточено в крупных городах, поэтому потребителям, расположенным в отдаленных регионах и в сельской местности, сложно воспользоваться этими услугами. Кроме того, участники российского рынка финансовой аренды работают относительно недавно, этим объясняется их узкая специализация на определенных предметах (автотранспорте, подвижного состава, оборудования). Большинство таких компаний не имеют возможности диверсифицировать свои риски. А отсутствие длительной истории не позволило им сформировать достаточно большой собственный капитал, чтобы быть независимыми от внешних источников.

Вячеслав Андрюшкин, зампред СДМ-Банка:

— Говорить о наличии серьезных факторов торможения не приходится. Однако, во-первых, очевиден недостаточный уровень сервиса, предлагаемый российскими компаниями. Особенно в сравнении с западными аналогами. Лизинг у нас фактически понимается как оказание услуг финансовой аренды, без дополнительного сервиса, например дальнейшего технического обслуживания, если речь идет об оборудовании. Во-вторых, можно отметить достаточно неразвитую систему оценки рисков лизингополучателя. В России традиционно этим занимаются банки, у лизинговых же компаний зачастую нет достаточно серьезных соответствующих подразделений и служб. Что касается законодательства, то я не вижу серьезных сдерживающих факторов.

Никита Быков, вице-президент Europlan:

— Налоговые риски, связанные с недостаточно четкими определениями ряда понятий в нормативно-правовых актах. Так, отсутствие ограничений по минимальному сроку финансовой аренды приводит к рискам по налогу на прибыль, а неоднозначный статус возвратного лизинга приводит к рискам по НДС. Помимо налоговых рисков можно отметить недостаток долгосрочных заемных средств для развития финансовой аренды недвижимости, авиатехники, железнодорожного и морского транспорта, а также слабую проработку в нормативно-правовых актах вопросов, связанных с регистрацией сделок с лизингом недвижимости.

Глава 4. Лизинг в России с 2007 по 2009 годы. Как отразился кризис на российском лизинге


Эмоциональные оценки и данные статистики по рынку лизинга сильно разнятся. В 2008 году последний квартал многие лизингодатели назвали провальным, потому как он показал самый низкий прирост нового бизнеса за год. О первом квартале 2009 года говорили: «К сожалению, не улучшил положения», но по цифрам он оказался заметно хуже провального - в целом объем нового бизнеса упал на 60%. О втором квартале говорят, что он также не порадовал, – в терминологии 2009 года это следует читать как «новых сделок лизинга не заключалось». В третьем отмечают «благоприятные изменения» или «положительный скачок», но подразумевают рост обращений и снижение количества дефолтов. Увеличение клиентской базы произошло также и за счет лизинговых компаний, которые находятся в сложном финансовом положении, не могут предоставить клиентам достаточное количество денежных ресурсов, и те, в свою очередь, вынуждены искать лизинговые компании, обладающие более устойчивым финансовым состоянием. По мнению некоторых участников рынка, эти компании уже можно вычеркнуть. Рынок лизинговых услуг уже в некотором роде очистился. Многих лизинговых региональных операторов, которые до сих пор существуют и якобы ведут деятельность на данном рынке, нельзя относить к полноценным игрокам. Они ведут деятельность исключительно в части дебиторской задолженности и оптимизации своих убытков, не совершая новых сделок и не ведя работу в области продаж. Выбывание слабых игроков – безусловно, оптимистичный прогноз. По факту ситуация все же может оказаться более непредсказуемой. Нельзя забывать, что рынок лизинга, в отличие от банковского, страхового или рынка ценных бумаг, лишен регулятора. Лизинговые компании могут без особых проблем скрывать свои проблемы от посторонних. И активно этим занимаются. В этом смысле весьма показательно их участие в различных рейтингах – за минувший год количество участвующих сократилось на порядок. Так, в 2007 году на анкету РА «Эксперт» ответили 170 компаний, в 2008 году – уже сотня, к рейтингу по первому полугодию 2009 года аналитики до сих пор не могут набрать даже такое количество. Подобную динамику показывают и отчеты Российской ассоциации лизинговых компаний: в 2007 году – 120 участников, в 2008 году – 90, а за первый квартал 2009 года отчитались всего 34 компании.


4.1 Сугубо лизинговая проблема


Последнее время все чаще обсуждается проблема выплаты лизингодателями НДС. Важно отметить, что это в полной мере лизинговая проблема, присущая только данному рынку и никакому другому. Дело в том, что лизинговые компании по закону имеют право требовать возмещения НДС, поэтому на растущем рынке они НДС по факту не платят. Ситуация достаточно проста, когда компания заключает новые договоры лизинга, она выставляет НДС к возмещению. И, таким образом, НДС с поступающих лизинговых платежей оказывается перекрыт НДС к возмещению от новых договоров. Но эта схема работает, когда новые договоры в достаточном количестве (или просто есть). Когда лизинговый портфель начинает уменьшаться, процесс выплат обгоняет процесс возмещения и лизингодатель начинает платить. Почему это «заметили» лишь ближе к третьему кварталу, при том что рынок стоит с первого, – тоже специфика лизинга. «Ведь как происходит процесс, компания заключает договор лизинга и вносит аванс поставщику, потом происходит доставка оборудования и, если необходимо, его монтаж. Только теперь имущество попадает на баланс лизинговой компании, и она, соответственно, предъявляет НДС к зачету. Временной разрыв от заключения договора до получения имущества на баланс в среднем составляет полгода. Поэтому в первом и даже втором квартале лизингодателям еще было что предъявлять к зачету – шла поставка по заключенным сделкам. Необходимо внести ясность. Уплата НДС сама по себе не может обанкротить лизингодателя. Лизинговую компанию делает банкротом банк. И ключевым показателем, предрекающим скорую «смерть», всегда остается несоответствие сроков договоров лизинга и сроков кредитов лизингодателя. Те, кто финансировал долгосрочные лизинговые сделки с помощью краткосрочных кредитных ресурсов или рублевый лизинг за счет долларовых заимствований, быстро выйдут из игры. Час икс для лизинговой компании, таким образом, всегда сугубо индивидуален. Это перманентный процесс, а не единовременный: накапливается избыток дебиторской задолженности, который уже не позволяет далее перекредитовываться и исполнять обязательства по взятым кредитам.

Вместе с тем справедливо и то, что, когда начинаются проблемы с поступлением финансов от лизингополучателей, значительную роль начинают играть собственные средства лизинговой компании. Между тем аналитики не раз отмечали, что в большинстве своем лизингодатели обладают минимальным количеством собственных средств (отчасти потому, что нет общих требований). Таким образом, НДС к зачету долгое время оставался основной подушкой безопасности лизингодателя. Но теперь НДС из графы «приход» надо переносить в графу «расход».


4.2. Понимание в момент падения


Никакой иронии, лишь естественная закономерность: третий квартал интересен еще и тем, что лизинговые компании начинают понимать, как можно оценить риски в эпоху кризиса. До сих пор встречаются лизингодатели, которые вслух рассуждают в том духе, что «как хорошо, что мы работали на всех рынках и с большим числом компаний, потому что сегодня и в тяжелых отраслях находятся те, кто исправно платит, и в развивающихся – те, кто банкротится». С одной стороны, в этой фразе лишь констатация реалий, с другой – неявное признание лизингодателя, что как хорошие, так и плохие лизингополучатели стали для него сюрпризом. Лизингодатели уже признали, что большая часть новых договоров в 2007 году – начале 2008 года была ошибкой. Лизинговые компании, поддаваясь общему накалу рынка и растущей конкуренции, шли на не всегда разумные риски как раз за счет использования экспресс-программ при подписании новых контрактов, доверяя клиенту больше, чем следовало согласно финансовым документам. Но рынку для развития необходимы не только возврат к проверенным методам оценки лизингополучателя, но и понимание лизингодателями перспектив развития рынков. Пока большинство решений относительно будущего, как признавались лизингодатели, были запретительными и чаще касались отраслевой принадлежности компаний. Но постоянный мониторинг бизнеса лизингополучателей, родившийся из нежелания изымать технику, позволяет лизингодателям обретать более четкое понимание кризисной экономики.

Вывод: современные обращения потенциальных лизингополучателей имеют качественно иной характер: обращения становятся обоснованными, всесторонне взвешенными – видно, что компания имеет продуманное и довольно реалистичное видение своего будущего в новых экономических условиях. Для лизингодателей такие продуманные заявки – безусловно, положительное явление. Они становятся отправной точкой для понимания лизинговой компанией перспектив развития отрасли и создания максимально приближенного к реальности риск-менеджмента.


Практика


Рассмотрим применение лизинговых операций в банковской деятельности на примере Внешторгбанка.

ВТБ-Лизинг - универсальная лизинговая Компания, является лидером на рынке лизинговых услуг и занимает прочные конкурентные позиции в основных сегментах предоставляемых услуг. ОАО «ВТБ-Лизинг» основано в июне 2002 года. Единственным акционером ОАО «ВТБ-Лизинг» является ОАО Банк ВТБ. ВТБ-Лизинг на сегодняшний день располагает региональными подразделениями в Российской Федерации, дочерними компаниями в странах СНГ (Украина, Республики Беларусь и Армения) и Европы (Кипр и Ирландия), а также является одной из ведущих российских лизинговых компаний, предлагающей широкий спектр лизинговых услуг и осуществляющей свою деятельность, как на территории России, так и за рубежом. Конкурентными преимуществами ВТБ-Лизинг являются:

Надежность и стабильность гарантирована учредителем Компании - крупнейшим российским государственным банком - ОАО Банк ВТБ

Реализация проектов любого масштаба на всей территории Российской Федерации с подключением филиальной сети банков Группы ВТБ

Возможность реализаций лизинговых сделок с зарубежными контрагентами (международный лизинг)

Реализация долгосрочных проектов на выгодных условиях

Открытость и прозрачность бизнеса по оказанию лизинговых услуг

Максимальная приближенность к потребностям клиентов

Высокая деловая репутация и профессиональный кадровый состав Компании.

По итогам 2008 года ОАО «ВТБ-Лизинг» сохраняет лидирующие позиции среди лизинговых компаний Российской Федерации по объему лизингового портфеля. Также Компания занимает первое место по сумме полученных в 2008 году лизинговых платежей и объему профинансированных средств. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» признало ВТБ-Лизинг лучшей лизинговой Компанией в номинации «Лидер сегмента авиатехники». Согласно опубликованным исследованиям Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций LEASEUROPE, ОАО «ВТБ-Лизинг» занимает по итогам 2007 года 21 место в рэнкинге ТОР-100 Европейских лизинговых компаний (по итогам 2006 года Общество занимала 42 место).

Финансовые результаты ОАО «ВТБ-Лизинг» за 1 полугодие 2007года

По итогам первого полугодия 2007 года доходы ОАО «ВТБ-Лизинг» в соответствии с МСФО составили 65,7 млн. долларов США (по состоянию на 01.01.2007 г. - 61,2 млн. долларов США). Капитал в соответствии с МСФО по итогам первого полугодия 2007 года составил 83,7 млн. долларов США, (по состоянию на 01.01.2007г. - 61,6 млн. долларов США). Чистая прибыль по данным на 01.07.2007г. составила 20,7 млн. долларов США (за весь 2006 год – 31,9 млн. долларов США). Активы Компании за первое полугодие составили 1,65 млрд. долларов США (по состоянию на 01.01.2007г. – 0,78 млрд. долларов США). Лизинговый портфель ОАО «ВТБ-Лизинг» (сумма обязательств клиентов по договорам лизинга за вычетом уже оплаченных лизинговых платежей) по итогам первого полугодия 2007 года составил 2,4 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с началом года на 94,4%.Сумма обязательств по заключенным в первом полугодии 2007 года сделкам составила 1,4 млрд. долларов США, превысив сумму обязательств за весь 2006 год на 18,8%. В соответствии с подготовленной ОАО «ВТБ-Лизинг» по стандартам МСФО отчетностью за первое полугодие 2007 года, за указанный период ключевые финансовые показатели возросли:

Совокупные активы увеличились на 111,5%;

Инвестиции в лизинг увеличились на 61,2%;

Объем банковских заимствований (кредиты и векселя) увеличился на 126,6%;

Полученные авансы лизингополучателей увеличились на 74,6%;

Собственный капитал увеличился на 35,9%.

В рамках реализуемой Программы регионального развития ОАО «ВТБ-Лизинг» в первом полугодии 2007 года ОАО «ВТБ-Лизинг» созданы региональные подразделения в Хабаровске, Новосибирске, Нижнем Новгороде (ранее в 2006 году были организованы представительства в Санкт-Петербурге и Тюмени). В первом полугодии 2007 года возросла доля сделок с предприятиями, расположенными в регионах Российской Федерации. Региональный портфель лизинговых сделок вырос за указ период на 102,7 млн. долларов США. В первом полугодии 2007 года динамично развивается бизнес дочерней компании ОАО «ВТБ-Лизинг» в Украине. Общий объем сделок ЧП«ВТБ-Лизинг» (Украина) за указанный период составил 626,7 млн. долларов США. Компанией Standard&Poors ОАО «ВТБ-Лизинг» в мае 2007 года присвоены международные кредитные рейтинги:

ОАО «ВТБ-Лизинг» показал в первом полугодии 2007 года высокие результаты, свидетельствующие об укреплении наших конкурентных позиций: рост лизингового портфеля, расширение бизнеса, в том числе и в новых отраслях, активное развитие региональной сети, отраслевая диверсификация бизнеса, предоставление услуг мирового уровня на рынках России, СНГ и Европы.

ОАО «ВТБ-Лизинг» по итогам первого полугодия 2007 года занимает лидирующие позиции среди российских лизинговых компаний.


Промежуточный сокращенный консолидированный баланс (в тыс. долларов США)

30 июня 2007 г. (непроаудир.) 31 декабря 2006 г.
Активы

Денежные средства и их эквиваленты 407 971 48 132
Торговые ценные бумаги 227 1 847
Средства в кредитных организациях - 42
Чистые инвестиции в лизинг 747 804 463 760
Оборудование для передачи в лизинг 122 644 114 269
Авансы, выданные поставщикам

лизингового оборудования 251 733 68 319
НДС по приобретенным ценностям 109 355 78 358
Прочие активы 9 852 3 649
Итого активы 1 649 586 778 376
Обязательства

Средства кредитных организаций 1 304 683 294 548
Выпущенные долговые ценные бумаги 156 201 350 141
Авансы, полученные от лизингополучателей 80 391 49 565
Текущие обязательства по налогу на прибыль - 1 561
Отложенные обязательства по налогу на прибыль 15 532 7 574
Прочие обязательства 9 110 13 418
Итого обязательства 1 565 917 716 807
Капитал

Уставный капитал 20 014 20 014
Дополнительный капитал 15 259 2 503
Нераспределенная прибыль 42 026 34 102
Эффект от пересчета в валюту отчетности 6 370 4 950
Итого капитал 83 669 61 569



Итого капитал и обязательства 1 649 586 778 376

Промежуточный сокращенный консолидированный отчет о прибылях и убытках за шесть месяцев (в тысячах долларов США)

За шесть месяцев по 30 июня 2007 г.
(непроаудир.)
Процентные доходы
Финансовый лизинг 64 052
Денежные средства и их эквиваленты 1 575
Торговые ценные бумаги 117


Процентные расходы
Средства кредитных организаций -21 316
Выпущенные долговые ценные бумаги -3 696

-25 012
Чистый процентный доход 40 732
Обесценение процентных активов 873
Чистый процентный доход после обесценения процентных активов 39 859


Комиссионные расходы -106


Доходы за вычетом расходов по операциям с торговыми ценными бумагами 128
Доходы за вычетом расходов по операциям в иностранной валюте:
торговые операции -629
переоценка валютных статей 239
Прочие доходы 364
Прочие непроцентные доходы 102


Заработная плата и прочие вознаграждения работникам -1 389
Прочие операционные расходы -10 044
Прочие непроцентные расходы -11 433


Прибыль до расходов по налогу на прибыль 28 422
Расход по налогу на прибыль -7 742


Прибыль за период 20 680

ОАО «ВТБ-Лизинг» является ведущей российской лизинговой компанией, предлагающей широкий спектр лизинговых услуг и осуществляющей свою деятельность, как на территории России, так и за рубежом. По состоянию на 30 июня 2007 года Компания располагает обособленными региональными подразделениями в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Красноярске, Екатеринбурге и дочерними компаниями в Украине и Кипре. ОАО «ВТБ-Лизинг» работает с 2002 года на российском рынке. Общая численность персонала ОАО «ВТБ-Лизинг» составляет 52 сотрудника, включая сотрудников региональных подразделений и дочерних компаний. Компания осуществляет лизинговые операции, демонстрируя максимальную эффективность при реализации крупных и средних проектов, требующих высокую квалификацию при структурировании сделок, где решающими факторами являются стоимость привлекаемых ресурсов и сроки финансирования. Единственным акционером Компании является ОАО Банк ВТБ. Для получения более подробной информации посетите сайт ВТБ-Лизинг: www.vtb-leasing.com .

ОАО «ВТБ-Лизинг» результаты деятельности за первое полугодие 2008 года

Неаудированные финансовые результаты за первые шесть месяцев, закончившиеся 30 июня 2008 года.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Чистая прибыль Общества возросла на 296% до 61 млн. долларов США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доход от основной деятельности увеличился на 333% и достиг 213 млн. долларов США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Капитал составил 208,7 млн. долларов США (по итогам шести месяцев 2007 года - 83,7 млн. долларов США). Активы выросли на 120% до 4,2 млрд. долларов США в первом полугодии 2008 года. Консолидированный лизинговый портфель, включающий сделки ОАО «ВТБ-Лизинг» и его дочерних компаний, по итогам первого полугодия 2008 года превысил 7,2 млрд. долларов США.

В структуре лизингового портфеля в первом полугодии 2008 года ключевыми сегментами являются:

Железнодорожный транспорт 39% и составил 2,8 млрд. долларов США

Авиационная техника 19,7% и составил 1,4 млрд. долларов США

Нефтедобывающее и перерабатывающее оборудование 17,1% и составило 1,2 млрд. долларов США. Энергетическое оборудование 8,9% и составил 0,6 млрд. долларов США. Машиностроительное оборудование 4,0 % и составил 0,3 млрд. долларов США. Дочерними и региональными подразделениями Компании в первом полугодии 2008 года заключено сделок на общую сумму 74,6 млн. долларов США. В июне 2008 года международное рейтинговое агентство Standard & Poors подтвердило рейтинг ОАО «ВТБ-Лизинг» на уровне «ВВВ+», подтверждая тем самым высокий уровень надежности Компании. Согласно опубликованным исследованиям Европейской федерацией национальных лизинговых ассоциаций LEASEUROPE, ОАО «ВТБ-Лизинг» занимает по итогам 2007 года 21 место в рэнкинге ТОР-100 Европейских лизинговых компаний (по итогам 2006 года Общество занимала 42 место). В первом полугодии 2008 года Федеральной службой по финансовым рынкам зарегистрирован проспект эмиссии облигационного займа ОАО «ВТБ-Лизинг Финанс» на общую сумму 30,0 млрд.рублей. В рамках данного проспекта на второе полугодие 2008 года запланирован выпуск 5 серий облигаций cроком обращения 7 лет. Генеральный директор, Член Совета директоров ОАО «ВТБ-Лизинг» Андрей Коноплев отметил: «Мы продолжаем развивать и расширять бизнес. В условиях международного финансового кризиса Компания неукоснительно выполняет все взятые на себя обязательства. Итоги первого полугодия 2008 года дают все основания утверждать, что ОАО «ВТБ-Лизинг» является локомотивом рынка лизинга Российской Федерации, предоставляя полный спектр лизинговых услуг на высоком профессиональном уровне».Рэнкинг крупнейших лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2009 года.


Компания Объем портфеля на 1 июля 2008 г. Новый бизнес за первое полугодие 2009 г.
ВТБ-Лизинг 164 496,90 1642,3
РГ Лизинг 57 516,00 11 430,90
ГК «Бизнес Альянс» 31 520,00 483,7
Газтехлизинг 26 400,00 3573
ВЭБ-лизинг 22 631,60 7593,1
ЮниКредит Лизинг 21 495,90 226,7
ТГИ-Лизинг 21 282,20 1097,7
Брансвик Рейл Лизинг 16 519,00 н/д
Europlan 16 011,70 3614,8
Райффайзен-Лизинг 15 819,00 493,2
ГЛК «Транскредитлизинг» 15 793,20 96,6
ГК «Балтийский лизинг» 14 158,90 2 640,80
Дойче Лизинг Восток 13 315,10 2 010,90
Вольво Финанс Сервис Восток 12 687,40 1190,7
ОРГРЭСЛИЗИНГ 10 671,50 388,8
М.Т.Е.-финанс 10 314,00 1095,9
Альянсрегионлизинг 10 045,60 н/д
Интерлизинг 9768,2 588,2

Заключение


Лизинг услуг или операционный лизинг обеспечивает как финансирование основных средств, так и их эксплуатацию. Так как лизинг представляет собой финансирование “за пределами балансового отчёта”, фирмы могут иметь больший финансовый леверидж, если они используют лизинг, чем при взятии сумм в долг. Это является одной из причин предпочтения лизинга. Но всё же налоги являются главной причиной роста финансового лизинга. Лизинг позволяет передавать налоговые льготы от пользователя основных средств к поставщику капитала, и если эти стороны находятся в различных налоговых условиях, то они могут получить выгоду от лизингового соглашения. Сегодня, когда любая возможность более выгодно и прибыльно вести дела, иметь меньшие расходы очень важна в таких жёстких налоговых и экономических условиях, как в нашей стране, лизинг должен рассматриваться как один из наиболее перспективных и выгодных вариантов действий на рынке. Для предприятий малого и среднего бизнеса лизинг традиционно более доступен по сравнению с кредитом: требования к заемщику существенно мягче, не нужны дополнительные залоги и поручительства. Однако, останется ли эта услуга столь же доступной сейчас, в условиях финансового кризиса? Лизинговые компании традиционно работают по трем основным направлениям. От 40 до 50% портфеля лизинговых сделок — это покупка транспорта, в том числе и спецтехники. По мнению экспертов, наиболее быстрыми темпами развивался сектор лизинга строительной и дорожной техники за счет увеличения объемов жилищного, дорожного и промышленного строительства. За последние 5 лет совокупный объем заключенных контрактов вырос более чем в 7 раз. Второй сектор — это различное оборудование: от офисной техники до сложных технологических линий по выпуску различной продукции. К третьему сектору относится недвижимость, прежде всего коммерческая, которая также активно развивалась последнее время. Поскольку лизинговые компании работают с реальными секторами экономики, а не финансируют брокерские компании или фирмы, работающие на фондовых рынках, последствия кризиса в этом смысле пока еще не очень сильно дошли до клиентов. Но, к сожалению, это впереди. С другой стороны, лизинговые компании — как профессиональные финансовые посредники — уже почувствовали влияние кризиса ликвидности. Уже сегодня ситуация с финансированием лизинговых операций достаточно непростая. Большая часть компаний зависима от фондирования банков, и сейчас чувствуется его недостаток. Объем бизнеса в России, профинансированного при помощи лизинга в 1-м полугодии этого года, вырос всего лишь на 3%. В то время как, скажем, за 9 месяцев 2007 года — он увеличился в 3,2 раза до 5,8 млрд. долларов. По итогам 2008 года этот показатель в лучшем случае останется на уровне прошлого года. Во многом к этому привел кризис, который начался с конца 2007 года. Банки подняли ставки на кредиты, что сразу отразилось на лизинговых компаниях, поскольку основной источник финансирования лизинговых сделок — это банковские кредиты. Падение объемов лизинговых операций в первом полугодии 2008 года связано не только с кризисом и ростом процентных ставок, но и с изменением основного сектора, в котором заключаются лизинговые сделки. Традиционно основной объем лизинговых сделок совершался в автомобильном секторе. К концу прошлого года произошло насыщение этого рынка и сегодня основными клиентами лизинговых компаний все чаще становятся промышленные предприятия. При этом, работать с промышленными предприятиями гораздо сложнее. Период рассмотрения данной сделки несколько дольше. Оценить возможность в случае необходимости повторной продажи промоборудования крайне сложно: в России сегодня практически не существует вторичного рынка оборудования. Тенденции последних нескольких лет привели к ужесточению конкуренции лизинговых компаний и банков за конкретных клиентов. Процедура заключения договоров максимально упростилась. На рынке предлагались разнообразные программы — с нулевым процентом авансового платежа, лизинг с минимальным пакетом документов, лизинг без обеспечения. Безусловно, в настоящее время об этом на какое-то время придется забыть. По мнению экспертов, нынешняя ситуация позволит несколько стабилизировать рынок лизинговых услуг. Не секрет, что в 2007 году лизинговые компании не очень тщательно оценивали лизингополучателей, и самая большая проблема, которая сейчас может возникнуть у игроков этого рынка — это неплатежи со стороны клиентов. Поэтому сейчас все лизинговые компании вынуждены будут более тщательно анализировать финансовое состояние компаний — лизингополучателей, оценивая сектор экономики, в котором работает клиент. А также оценивать вероятность возврата вложенных в оборудование средств.

Также, лизинговые компании начинают более тщательно оценивать риски, перенося акценты в своей деятельности на более капиталоемкие сектора рынка и то лизинговое имущество, которое является наиболее ликвидным. По мнению председателя Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Петербурга Сергея Федорова, малый и средний бизнес с наименьшими потерями переживет этот финансовый кризис, т. к. его капитализация практически не изменится. По его словам, в настоящее время 15—17% малых и средних предприятий Санкт-Петербурга используют лизинговые схемы. При этом эксперт отметил, что лизинг особенно выгоден для небольших компаний, т. к. дает ряд выгодных налоговых преференций, а в будущем и преференций по выкупу арендуемого помещения или оборудования в собственность.

В целом, эксперты пока не видят трагедии в происходящей ситуации. Безусловно, она сложная, но кризисные явления всегда оздоравливают экономику. Через какое-то время произойдет стабилизация рынка, и все вернется на круги своя.


Список литературы:


1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997.

2. «Банковская система России: основные проблемы развития» // Мировая экономика и международные отношения. М. – 2003, № 10.

3. Банковское дело: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Г.Г. Меликьян. «Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы» // Деньги и кредит. М. – 2006, № 1

5. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие. – М.: «Контур», 1998.

7. М. Ершов. «Банковская система и развитие российской экономики» // Мировая экономика и международные отношения. М. – 2005, № 3.

8. С.А. Голубев. «Актуальные вопросы правового регулирования банковской деятельности» // Деньги и кредит. М. – 2005, № 3.

9.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/Под редакцией В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 2001.

10. Шпаргалка по курсу «Деньги, кредит, банки»: Ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель-2000, 2005.

11. Сеть Интернет

42


Похожие работы:

  1. • Тенденции и перспективы развития лизинга в России и за ...
  2. • Частная собственность, ее преимущества и недостатки ...
  3. • Тенденции и перспективы развития финансового ...
  4. • Инновационная деятельность
  5. • Лизинг и проблемы его развития в России
  6. • Состояние и перспективы развития страхования в России
  7. • Финансовый менеджмент
  8. • Специфика безработицы в России, тенденции и перспективы её ...
  9. • Значение и перспективы развития кредита в России
  10. • Расчет эффективности лизинга
  11. • Сущность и экономическое значение лизинга
  12. • Лизинг в росии и за рубежом
  13. • Лизинг. Понятие. Сущность. Проблемы
  14. • Перспективы развития лизинга в России
  15. • Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего ...
  16. •  ... отношений по финансовой аренде (лизингу)
  17. • Страховой рынок России: состояние и перспективы его ...
  18. • Лизинг как способ финансирования
  19. • Проблема развития малого бизнеса в России и мировой ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com