Содержание
1 СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
1.1 Правовые основы оплаты труда в РФ
1.2 Оплата труда в бюджетной сфере
2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В МЕДИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Оплата труда в здравоохранении на основе единой тарифной сетки
2.2 Модель оплаты труда в МПО в условиях рыночной экономики
3 РАСЧЕТ ПРИМЕНИМОСТИ МОДЕЛЕЙ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ МАО
3.1 Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке
3.2 Расчет оплаты труда по предлагаемой модели
3.3 Сравнительный анализ результатов расчета оплаты труда в МПО
ВВЕДЕНИЕ
Труд человека, определяемый в стоимостном выражении, неизменно привлекает внимание экономистов во все времена. Отсюда возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью?
В настоящее время структура финансирования медицинских учреждений существенно изменилась. В соответствии с реформой межбюджетных отношений каждый из бюджетов – федеральный, субъекта Федерации, муниципальный – стал финансировать только свои учреждения. Возник и совершенно новый источник финансирования государственных обязательств в сфере здравоохранения – система обязательного медицинского страхования (ОМС), призванная не содержать медицинские учреждения, как это было в советские времена, а финансировать медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательных государственных гарантий по оказанию медицинской помощи. Существенно выросла доля личных расходов граждан, расходуемых на охрану своего здоровья, как в форме платных услуг, так и в виде добровольного медицинского страхования (ДМС).
Цель данной работы – исследовать современные системы оплаты труда, действующие в бюджетной сфере и определить пути ее усовершенствования на примере здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач, характерных именно для этой отрасли:
1. исследовать системы оплаты труда и их правовые основы;
2. исследовать применяемые методики оплаты труда в здравоохранении и провести их сравнительный анализ;
3. провести расчет оплаты труда, действующий в медико-производственном объединении.
1 СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
1.1 Правовые основы оплаты труда в РФ
Статьей 37 Конституции РФ определено, что труд человека свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Конституцией также признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Основные цели и задачи трудового законодательства определены Трудовым кодексом РФ [1]. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, по:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
- разрешению трудовых споров.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и ины,х непосредственно связанных с ними отношений;
- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
На территории России до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями [1].
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством являются недействительными, собственно, так же, как и нормативные акты субъектов РФ и органов самоуправления. В этих случаях следует применять федеральные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Таким образом, регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- Трудовым кодексом РФ (ТК РФ);
- иными федеральными законами;
- указами Президента РФ;
- постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
С учетом изложенного можно установить четырехуровневую систему регулирования трудовых отношений (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Система регулирования оплаты труда в России
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
1 уровень - законодательный | Федеральные законы, постановления, указы | Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ |
2 уровень -нормативный | Законы и постановления субъектов РФ, положения | Органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ |
3 уровень - методический | Нормативные акты, методические указания | Органы местного самоуправления |
4 уровень - организационный | Локальные акты организации (приказы, распоряжения и т.п. руководителя организации) | Организация |
1.2 Оплата труда в бюджетной сфере
Оплата труда в бюджетной сфере производится на основе тарифной системы, в основу которой положена совокупность нормативов, при помощи которых оплата труда дифференцируется в зависимости от сложности и условий работы, степени квалификации, качества труда работника и других факторов.
К числу основных нормативов, образующих тарифную систему оплаты труда, относятся [12]:
- тарифно-квалификационные справочники;
- тарифные ставки;
- тарифная сетка;
- тарифные коэффициенты;
- схемы должностных окладов;
- нормы труда.
Тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц) [11].
Федеральным законом от 1 октября 2003 г. №128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и Постановлением Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» С 1 октября 2003 года введены новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых колеблются от 600 рублей за 1 разряд оплаты труда до 2700 рублей за 18 разряд оплаты труда (см. табл. 1.2) [9].
Таблица 1.2 - Тарифные оклады
Разряд | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,11 | 1,23 | 1,36 | 1,51 | 1,67 | ||||||||
Тарифные ставки | 600 | 670 | 740 | 820 | 910 | 1010 | ||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |||
1,84 | 2,02 | 2,22 | 2,44 | 2,68 | 2,89 | 3,12 | 3,36 | 3,62 | 3,9 | 4,2 | 4,5 | |||
1110 | 1220 | 1340 | 1470 | 1610 | 1740 | 1880 | 2020 | 2180 | 2340 | 2520 | 2700 |
Тарифно-квалифицированные справочники – сборники квалификационных характеристик профессий (должностей) работников, сгруппированных по производствам и видам работ.
Тарифно-квалификационные справочники включают в себя подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. Требуемый при выполнении той или иной работы уровень квалификации определяется разрядом. Более высокий разряд соответствует работе большей сложности.
Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих используются также для тарификации работ.
Тарифные ставки применяются как при определении размера оплаты за отработанное время работникам, получающим повременную оплату, так и при определении сдельных расценок, на основании которых оплачивается труд рабочих-сдельщиков. В любом случае размер заработной платы конкретного работника при прочих равных условиях зависит от величины тарифной ставки.
Дифференциация заработной платы от разряда к разряду производится при помощи тарифной сетки, которая представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифная сетка строится в виде таблицы (см. табл. 1.2), объединяющей шкалу тарифных разрядов и соответствующую ей шкалу тарифных коэффициентов. При этом чем выше разряд, тем выше коэффициент.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника и зависит от сложности выполняемых работ, а также от степени ответственности работника.
Отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от его сложности называется тарификацией работы. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются Правительством РФ.
Соотношение между квалификационным уровнем работников, отнесенных к различным разрядам, устанавливается посредством тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент каждого разряда определяется путем деления тарифной ставки этого разряда на тарифную ставку первого разряда. Таким образом, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка определенного разряда превышает размер тарифной ставки первого разряда. При этом тарифный коэффициент первого разряда всегда равен единице.
Соотношение между тарифным коэффициентом, соответствующим последнему (наибольшему) разряду, и тарифным коэффициентом первого разряда называется диапазоном тарифной сетки. Увеличивая диапазон тарифной сетки можно повышать заинтересованность работников в повышении квалификации, выполнении более сложных видов работ и т.п.
При введении ЕТС в 1992 г. индивидуализацию заработной платы предполагалось осуществлять с помощью аттестации специалистов. Но на практике система аттестации этой своей важнейшей функции не выполняет. Главная причина этого заключается в том, что действующий в бюджетной сфере порядок аттестации не предусматривает автоматического понижения тарифного разряда по окончании срока действия квалификационной категории. Отсутствие этой нормы, которая может показаться, на первый взгляд, несущественной, приводит к тому, что квалификационная категория перестает служить оценкой индивидуальной результативности труда специалиста за определенный период времени. Наилучшие показатели, как правило, показывают работники, которые претендуют на то, чтобы в соответствии с достигнутыми результатами им был повышен тарифный разряд. Но сразу после пересмотра разряда производственные показатели у них зачастую падают, поскольку вне зависимости от результатов труда разряд может быть пересмотрен лишь через определенное время. Поэтому целесообразно постепенно сократить срок действия квалификационной категории с пяти лет до одного года с обязательным понижением тарифного разряда по окончании срока действия категории [10].
В настоящее время аттестация специалистов бюджетной сферы является не средством индивидуализации заработной платы, а средством ее повышения.
Способность аттестационных комиссий присваивать квалификационные категории в неограниченном количестве привела к парадоксальному положению, когда в бюджетных организациях, сходных по основным характеристикам, существенно различаются доли специалистов, имеющих высшие тарифные разряды. Там, где аттестационная комиссия «щедрее», там эта доля больше, а средняя заработная плата выше.
В силу того что повышение общего уровня оплаты труда не во власти руководителей бюджетных организаций, необходимо искать пути более эффективного использования имеющихся средств на локальном уровне управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что тарифная система оплаты труда в условиях рыночных отношений является не стимулом, а скорее тормозом к достижению высоких трудовых показателей.
2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В МЕДИКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Оплата труда в здравоохранении на основе единой тарифной сетки
Единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, предусмотрены Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава РФ от 15.10.99 г. № 377 (в ред. от 17 ноября 2000 г., 21 июня 2002 г., 24 апреля 2003 г) [9].
Оплата труда осуществляется на основе Единой тарифной сетки, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1-2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя [11].
Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25% оклады по сравнению с окладами специалистов, работающих в городских условиях.
Оклады по должностям заместителей руководителей из числа медицинских работников устанавливаются на 10-20% ниже окладов соответствующих руководителей с учетом квалификационных признаков данного заместителя (наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания).
Оклады по должностям медицинских работников устанавливаются с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.
Разряды оплаты труда медицинских работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются тарификационной комиссией. По результатам тарификации составляется ежегодно тарификационный список на 1 число года по форме, приведенной в таблице 2.1 [12].
Таблица 2.1 - Тарификационный список медицинских работников
1 | Ф.И.О. | ||||
2 | Наименование должности | ||||
3 | Квалификационная категория, дата присвоения | ||||
4 | Разряд оплаты труда по занимаемой должности с учетом наличия квалификационной категории | ||||
5 | За руководство структурными подразделениями |
Увеличение разряда (количество разрядов) |
|||
6 | За наличие ученой степени | ||||
7 | За наличие почетного звания | ||||
8 | Итого разряд оплаты труда (гр. 4 + гр. 5, 6, 7) | ||||
9 | Размер увеличения сверх 18 разряда (в процентах) | ||||
10 | Итого оклад (гр. 8 + гр. 9) в руб. | ||||
11 | Оклад специалиста на селе (гр. 10 с учетом повышения на 25%) | ||||
12 | Объем работы по данной должности (1.0, 0.75, 0.5, 0.25) с указанием вида работы (основная совместительство) | ||||
13 | Итого месячный оклад (гр. 10 или гр. 11 * гр. 12) | ||||
14 | В % | Повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда | |||
15 | В руб. | ||||
16 | В % | Другие повышения оклада, предусмотренные действующим законодательством | |||
17 | В руб. | ||||
18 | Месячный должностной оклад с учетом объема работы (гр. 13+15+17) | ||||
19 | Стаж непрерывной работы | ||||
20 | В % |
Размер надбавки (гр. 13 * гр. 20) |
Надбавка за продолжительность непрерывной работы в здравоохранении | ||
21 | В руб. | ||||
22 |
Итого месячный фонд заработной платы по тарификационному списку (гр. 18 + 21) |
||||
23 | Дополнительные сведения |
Должностной оклад (месячная тарифная ставка) работников, занятых в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты Единой тарифной сетки и повышений к нему.
Размер заработной платы работника определяется исходя из должностного оклада по занимаемой должности и других условий оплаты, предусмотренных действующими нормативными актами.
Оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени исходя из должностного оклада, либо в зависимости от выработки, исходя из сдельных расценок, доплат, надбавок и выплат компенсационного характера, предусмотренных действующими нормативными актами.
Определение размеров заработной платы по основной и замещаемой должностям (видам работ), а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей (виду работ).
Заработок работника предельными размерами не ограничивается.
Изменение размеров окладов (ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной работы производится в следующие сроки:
- при изменении разряда оплаты труда – согласно даты приказа по медицинскому учреждению;
- при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» - со дня присвоения почетного звания;
- при присвоении квалификационной категории – согласно даты приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;
- при присуждении ученой степени: кандидата наук – с даты решения диссертационного совета после принятия решения ВАКом России о выдаче диплома; доктора наук – с даты принятия решения ВАКом России о выдаче диплома;
- при изменении стажа непрерывной работы – со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня предоставления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.
Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных средств самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.
Оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих учреждений здравоохранения, не предусмотренные указанным Положением, производится в порядке, установленном для соответствующих бюджетных организаций, и в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками служащих и профессий рабочих, с учетом условий, предусмотренных для работников учреждений здравоохранения.
Согласно статьи 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.) оплата труда и компенсации Оплата труда медицинских и фармацевтических работников, а также научных работников и профессорско-преподавательского состава высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, медицинских факультетов университетов производится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми ими обязанностями, что предусматривается трудовым договором (контрактом) [4].
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В случае причинения вреда здоровью медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Соотношение элементов, формирующих заработную плату работников здравоохранения представляют собой следующую структуру:
1) тарифная часть – оплата по тарифным ставкам и должностным окладам;
2) надтарифная часть, включающая в себя:
- дополнительную оплату (надбавки, доплаты и т.д.);
- премиальную часть.
Работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, доплата за работу в ночное время производится в размере 50 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время:
- рабочим - из расчета часовой тарифной ставки (оклада) с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда;
- медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам и служащим - из расчета должностного оклада по занимаемой должности.
Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада). Перечень этих подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра [1].
Работникам учреждений здравоохранения, которым с их согласия вводится рабочий день с разделением смены на части (с перерывом в работе свыше 2-х часов), за отработанное время в эти дни производится доплата из расчета должностного оклада по занимаемой должности.
Время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается.
Перечень должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты и размеры доплат, определяются руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Врачам-руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.
Медицинским работникам морских и речных судов за работу сверх нормального рабочего времени в период рейса судов производится доплата в размере 60 процентов оклада в месяц - работающим на плавучих базах и заводах, атомных ледоколах, 45 процентов - работающим на других морских судах и 20 процентов - работающим на речных судах.
Указанным работникам выплачивается компенсация за работу в выходные и праздничные дни и предоставляется бесплатное питание в порядке, установленном для плавсостава соответствующих судов.
Работникам учреждений здравоохранения, выполняющим в одном и том же учреждении в пределах рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности (профессии) или исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Условия и порядок установления доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника фиксируются в коллективных договорах.
Размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Медицинским и другим работникам учреждений здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается дополнительная оплата в размере не менее 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) по перечню, утверждаемому Минздравом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Во всех случаях доплаты к должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в процентах, абсолютный размер каждой доплаты исчисляется из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.
Таким образом, фонд оплаты труда, финансируемый из средств обязательного медицинского страхования, на территории Новосибирской области является величиной фиксированной и не зависит от объема выполненных работ.
2.2 Модель оплаты труда в МПО в условиях рыночной экономики
В настоящее время из-за низкой стимулирующей функции оплаты труда работники здравоохранения далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности.
Если воспроизводственная функция заработной платы работников здравоохранения в значительной степени зависит от законодательства РФ, то стимулирующая – в большей степени от локальных актов конкретного учреждения здравоохранения. Поэтому, разрабатывая модель оплаты труда в МПО, будем использовать стимулирующую функцию заработной платы. При этом необходимо учитывать следующие принципы организации заработной платы:
- устойчивый рост номинальной и реальной заработной платы;
- соответствие меры труда мере его оплаты;
- материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов труда;
- обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы.
Исходя из принципов организации и функции заработной платы, а также с учетом их содержания эта связь может быть как на рисунке 2.1 [12]:
Рисунок 2.1 Схема связи принципов организации и функций заработной платы
Анализ рисунка 2.1 свидетельствует, что принципы обеспечения опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы и материальной заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов, должны способствовать ускорению реализации стимулирующей функции.
При моделировании системы оплаты труда нельзя обойти вниманием тему дифференциации размеров заработной платы медицинских работников. Для обоснования дифференциации заработной платы в сфере здравоохранения используют ЕТС, однако, в основе дифференциации стимулирования труда должно быть нечто более фундаментальное и объективное.
Другой серьезной проблемой является формирование фонда оплаты труда. Известно, что источником средств на оплату труда являются доходы от предоставления медицинских услуг. Вместе с тем, это не означает, что на оплату труда могут быть направлены все заработанные средства. Возможности использования доходов от оказания медицинских услуг на оплату труда тесно связаны с возмещением расходов по другим видам затрат: на медикаменты и перевязочные средства, коммунальные расходы, продукты питания в стационарах и т.д.
Принципиально возможны два основных варианта определения размера средств, направляемых на оплату труда:
исходя из плановой структуры затрат;
исходя из фактической структуры затрат.
Естественно, что в обоих случаях общая сумма средств, которые могут быть направлены на оплату труда, зависит от размера фактически полученного дохода.
С точки зрения стимулирующей функции заработной платы условно можно выделить три основные системы оплаты труда [12]
- стимулирующая;
- оценивающая;
- безразличная.
Стимулирующей систему оплату труда можно назвать тогда, когда, во-первых, она обеспечивает нацеливание на достижение какого-то конкретного результата путем установления зависимости (прямой или обратной, поощряющей или наказывающей) размера оплаты от степени его достижения, а во-вторых, тогда, когда у работников есть возможность влиять на результат.
Примером стимулирующей оплаты может служить оплата труда стоматологов в зависимости от объема выработанных УЕТ, поскольку спрос на их услуги традиционно высок и объем выполненных работ напрямую зависит от квалификации и усердия работников. С этих позиций установление дополнительной оплаты работников скорой помощи в зависимости от количества вызовов или оплаты работников приемного покоя – от числа поступивших больных нельзя назвать стимулирующей оплатой, т.к. они не могут по своему желанию увеличить объем работы.
Оценивающей можно назвать такую систему заработной платы, при которой уровень оплаты труда хоть и связан с достижением каких-то конкретных показателей, но работники практически не могут сами влиять на объем выполняемой ими работы. Например, на количество вызовов на скорой помощи, на объем исследований, который предстоит выполнить лаборатории и т.д. Такую систему оплаты труда можно назвать также ограниченно стимулирующей, поскольку ее стимулирующее действие проявляется лишь в пределах имеющегося объема работ, увеличить произвольно который работники не могут.
Безразличной можно назвать систему заработной платы, когда размер оплаты не зависит от конкретного объема работ. Это может быть оплата труда на той же скорой помощи, если работники если работники не получают дополнительной оплаты за увеличение объема выполненных работ; работники стационара, если они получают заработную плату независимо от того, сколько больных пролечено в отделении.
При определенных условиях стимулирующая, оценивающая или безразличная системы оплаты труда могут трансформироваться, меняя свои стимулирующие качества. Так, при снижении посещаемости и уменьшении возможностей увеличивать выработку стимулирующая система оплаты труда стоматологов может превратиться в оценивающую. Напротив, если врачи по функциональной диагностике, УЗИ, эндоскописты при оценивающей системе оплаты труда начнут сами назначать больных на повторные обследования, их оплата труда за объем исследований может превратиться в стимулирующую.
Как видно из приведенных рассуждений, возможности применения стимулирующих систем оплаты труда не везде одинаковы. При разработке систем оплаты труда необходимо принимать в расчет конкретные условия работы, ограничения, накладываемые теми или иными факторами, иначе можно получить совсем иные результаты, чем на которые рассчитывали.
Из приведенных в данном разделе рассуждений следует, что моделей оплаты труда в МПО может существовать множество. Но ведущее значение в условиях рыночной экономики приобретает стимулирующая функция оплаты труда.
3 РАСЧЕТ ПРИМЕНИМОСТИ МОДЕЛЕЙ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ МАО
3.1 Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке
Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке осуществляется в соответствии с приказом Минздрава РФ №377 от 15.10.1999 (с изм. от 24.04.2003), которым утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации [7].
Данное Положение применяется при определении заработной платы работников учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения Российской Федерации и предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Определение разрядов оплаты труда и тарифных коэффициентов по категориям работников представлена в таблице 3.1.
На основе тарификационного списка и тарифных окладов формируется фонд оплаты труда с учетом действующего законодательства РФ по оплате труда, в частности Трудового кодекса РФ, включающий в себя:
- тарифный оклад;
- доплата за наличие ученой степени;
- доплата за наличие почетного звания;
- доплата за руководство структурным подразделением;
- доплата в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда;
- доплата за работу в ночное время (оказание экстренной и неотложной помощи) в размере 100% должностного оклада;
- надбавка за непрерывный стаж работы в здравоохранении. Устанавливается в размере 30% оклада за первые три года и по 15% за каждые последующие, но не выше 60%;
- обязательные начисления на фонд оплаты труда.
Таблица 3.1 - Тарифные коэффициенты по категориям работников хирургического отделения
Наименование должности | Диапазон разрядов |
Врач - интерн | 9 |
Врач - стажер | 10 |
Врач – специалист: хирург всех наименован, анестизиолог, реаниматолог не имеющий квалификационной категории; имеющий II квалификационную категорию; имеющий I квалификационную категорию; имеющий высшую квалификационную категорию |
12 13 14 15 |
Медицинские сестры не имеющие квалификационной категории; имеющие II квалификационную категорию; имеющие I квалификационную категорию; имеющие высшую квалификационную категорию |
8-9 9-10 10 11 |
Младшая медицинская сестра | 3-4 |
Санитарка | 2-3 |
Расчет фонда оплаты труда хирургического отделения на основании тарифных коэффициентов приведен в Приложении 2. Расчетный месячный ФОТ составил 36897 руб., который нужно умножить на поясной коэффициент. Таким образом месячный фонд оплаты труда хирургического отделения составит:
36897*1,25 = 46121 руб.
Как видно из приложения 2 заработная плата имеет сложную структуру и состоит из тарифной (оплата по тарифным ставкам) и надтарифной части (надбавки, доплаты). Причем большое значение имеет непрерывный стаж работы в здравоохранении и увеличение разрядов.
По своей сути увеличение разрядов во многом являются аналогом повышений. Отличает же их то, что повышение в этом случае производится не в процентном отношении, а путем изменения (увеличения) разрядов оплаты труда по ЕТС. Кроме того, увеличение разрядов отражают не условия труда, а уровень квалификации, выраженный в разрядах, ученых степенях, почетных званиях и т.п.
Главным недостатком оплаты по ЕТС является отсутствие стимула к интенсивному и качественному труду. Сколько бы хирург не проводил операций, 2 в месяц или, предположим 20, он все равно получит свой тарифный оклад.
3.2 Расчет оплаты труда по предлагаемой модели
Введение платы за услуги — наиболее ориентированное на рынок решение. Каждая медицинская услуга, лечебный препарат, хирургическая операция, терапия, диагностическая процедура и медикаментозное лечение оценивается в количественном выражении с точки зрения затрат материальных ресурсов, и затем делается стоимостная их оценка. Главные компоненты, из которых складывается плата за услуги, — это их количество и цена. Общий объем медицинских услуг, оказанных в системе здравоохранения, определяется общей суммой затрат.
В системе платы за услуги доминирует философия свободного рынка и поэтому принимаются следующие гипотезы.
Цены должны устанавливаться на основе конкуренции, в зависимости от спроса и предложения. Эта гипотеза распространяется как на медицинские товары (лекарства), так и на медицинские услуги (услуги врачей и т.д.). Уровень цен зависит от общего состояния рынка.
Бюджетное финансирование — эффективный способ контроля за стоимостью услуг. Но успех в сдерживании роста расходов приводит к снижению качественных показателей работы. Дорогостоящие методы лечения зачастую заменяются более дешевым и менее эффективным лечением.
Помимо медицинских услуг, оказываемых в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, практически каждое медицинское учреждение оказывает платные медицинские, определенная часть дохода от которых распределяется на заработную плату. Поэтому формирование предлагаемой модели оплаты будет строится с учетом формирования ФОТ из двух источников – бюджета и платных услуг.
В качестве модели предлагается коллективная сдельная оплата труда. При коллективной сдельной оплате труда вознаграждение каждого работника зависит от результатов работы всего коллектива (подразделения). Такая оплата основывается на коллективных (комплексных расценках на выполненные работы, в частности укрупненная расценка за проведение хирургической операции, в выполнении которой принимает участие целая бригада.
Распределение коллективного заработка можно производить ежемесячно путем распределения общего ФОТ, заработанного за счет оказания всего объема услуг. В этом случае месячный фонд оплаты труда распределяется с учетом индивидуального вклада каждого работника, который носит название коэффициент трудового участия (КТУ).
Распределение фонда оплаты труда может осуществляться в соответствии с выработанными критериями всего фонда оплаты труда подразделения.
В предыдущем разделе был рассмотрен расчет фонда оплаты труда для хирургического отделения численностью 13 человек. В данном разделе для этого же отделения произведем расчет сформированного ФОТ 36 897 руб. (без поясного коэффициента, который будет начислен бухгалтерией) с учетом индивидуального вклада каждого работника (табл. 3.2).
Первоначально необходимо определить долю участия каждой должности на 1 ставку хирурга, для чего разделим количество ставок по каждой из должностей на количество хирургов:
Анестезиолог – 2 единицы: 2:3 = 0,67;
Операционная медсестра – 3 единицы: 3:3 = 1,0;
Медсестра – 3 единицы: 3:3 = 1,0;
Санитарка – 2 единицы: 2:3 = 0,67.
Таблица 3.2 - Расчет ФОТ при коллективной сдельной оплате труда
Должность | Оклад | Коэф-нт | Доля | КТУ | Приходится | З/плата, | |
по ЕТС | оклада | участия | ФОТ | руб. | |||
гр.3/21670 | гр.4*5 | на единицу | гр.6*гр.7 | ||||
КТУ | |||||||
36897 / 0,9135 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Хирург-зав.отд. | 2 520 | 0,12 | 1 | 0,1163 | 4 697 | |
2 | Хирург | 2 340 | 0,11 | 1 | 0,1080 | 4 362 | |
3 | Хирург | 2 020 | 0,09 | 1 | 0,0932 | 3 765 | |
4 | Анестезиолог | 2 180 | 0,10 | 0,67 | 0,0674 | 2 722 | |
5 | Анестезиолог | 2 020 | 0,09 | 0,67 | 0,0625 | 2 523 | |
6 | Опер.медсестра | 1 610 | 0,07 | 1 | 0,0743 | 3 001 | |
7 | Опер.медсестра | 1 470 | 0,07 | 1 | 0,0678 | 2 740 | |
8 | Опер.медсестра | 1 470 | 0,07 | 1 | 0,0678 | 2 740 | |
9 | Медсестра | 1 610 | 0,07 | 1 | 0,0743 | 3 001 | |
10 | Медсестра | 1 610 | 0,07 | 1 | 0,0743 | 3 001 | |
11 | Медсестра | 1 340 | 0,06 | 1 | 0,0618 | 2 498 | |
12 | Санитарка | 740 | 0,03 | 0,67 | 0,0229 | 924 | |
13 | Санитарка | 740 | 0,03 | 0,67 | 0,0229 | 924 | |
ИТОГО | 21 670 | 1,00 | 0,9135 | 40 390,80 | 36 897 |
Данная модель отображает действительный вклад каждого работника в коллективном труде (операции), включает категорию (посредством удельного веса тарифного оклада, который зависит от категории), и не взирает на выработанный стаж.
Данное распределение передается в бухгалтерию, где заработная плата будет начислена исходя из определенного заработка с учетом количества отработанных дней (по табелю) и поясного коэффициента. В случае не полного количества отработанных дней кем-то из работников хирургического отделения, получится сумма экономии, которая в следующем месяце плюсуется к сформированному фонду оплаты труда на следующий месяц.
3.3 Сравнительный анализ результатов расчета оплаты труда в МПО
Существующий механизм ЕТС выполнил свои функции и должен уйти в историю, потому что конфигурация и нормативы ЕТС пришли в противоречие с изменившимися условиями и задачами развития социальной сферы, стали тормозом реализации творческого потенциала ее работников, прежде всего за счет усиления мотиваций к труду и возможностей адекватного повышения их заработной платы.
Мотивационные модели только тогда действенны и выполняют свое предназначение, когда скрупулезно и точно учитывают весь спектр особенностей конкретных работников (квалификацию, трудовой вклад, качество и количество труда, поэтому иметь одну единую на всю Россию тарифную сетку – это значит не учитывать при организации оплаты труда работников данные важные аспекты.
Думается, что больному, ложащемуся под скальпель хирурга, совсем не важно, сколько лет тот проработал в здравоохранении, ему важна его квалификация. Ведь можно проработать и 20 лет, но при этом вообще не иметь категории.
В расчетах, приведенных выше, не принималась в расчет сумма к распределению на заработную плату от оказанных платных медицинских услуг. Но в данном случае это не существенно, т.к. алгоритм останется прежним, только увеличится сумма к распределению.
Проведем сравнительный анализ расчета оплаты труда хирургического отделения по ЕТС и предложенной модели в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Анализ расчета заработной платы по ЕТС и предложенной модели
Должность | Катего- | Итого | Надбавка за продол- | Итого | Месячный | Отклонения | Рейтинг | |||
рия | разряд | жительность | месячный | ФОТ по | гр.9-гр.8 | роста | ||||
непрерывной работы | ФОТ | предлагаемой | з/платы | |||||||
в здравоохранении | по ЕТС | модели | ||||||||
стаж | % | руб. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Хирург | высшая | 17 | 20 | 60 | 1512 | 4 410 | 4 697 | 287 | 2 |
2 | Хирург | высшая | 16 | 14 | 60 | 1404 | 4 095 | 4 362 | 266 | 3 |
3 | Хирург | 1 | 14 | 10 | 60 | 1212 | 3 535 | 3 765 | 230 | 4 |
4 | Анестезиолог | высшая | 15 | 15 | 60 | 1308 | 3 815 | 2 722 | -1 093 | 0 |
5 | Анестезиолог | 1 | 14 | 8 | 60 | 1212 | 3 535 | 2 523 | -1 012 | 0 |
6 | Опер.медсестра | высшая | 11 | 12 | 60 | 966 | 2 818 | 3 001 | 183 | 5 |
7 | Опер.медсестра | 1 | 10 | 7 | 60 | 882 | 2 573 | 2 740 | 167 | 6 |
8 | Опер.медсестра | 1 | 10 | 5 | 60 | 882 | 2 573 | 2 740 | 167 | 6 |
9 | Медсестра | высшая | 11 | 25 | 60 | 966 | 2 818 | 3 001 | 183 | 5 |
10 | Медсестра | высшая | 11 | 10 | 60 | 966 | 2 818 | 3 001 | 183 | 5 |
11 | Медсестра | 2 | 9 | 2 | 1 541 | 2 498 | 957 | 1 | ||
12 | Санитарка | 3 | 9 | 60 | 444 | 1 295 | 924 | -371 | 0 | |
13 | Санитарка | 3 | 3 | 30 | 222 | 1 073 | 924 | -149 | 0 | |
ИТОГО | 11976 | 36 897 | 36 897 | 0 |
Из таблицы 3.3 видно, что по предлагаемой модели увеличилась заработная плата хирургов и медицинских сестер, и соответственно уменьшилась у врачей анестизиологов и санитарок. Показательным является, что заработная плата медицинской сестры 2 категории, не имеющей стажа работы 3 года, а следовательно и надбавки, увеличилась на 957 рублей. Данная ситуация подтверждает, что в основе предлагаемой модели лежит в первую очередь квалификация медицинского работника и его вклад в работу. Низкий рейтинг роста заработной платы анестизиолога и санитарки означает, что для хирургической бригады достаточно одной должности анестизиолога и санитарки. Таким образом, с помощью предлагаемой модели оплаты труда можно регулировать штатное расписание хирургической бригады.
В настоящее время, ведущее место в учреждениях здравоохранения занимает штатно-окладная система оплаты труда, в централизованном порядке устанавливаются фиксированные должностные оклады. При этом перевыполнение работником обязательной нормы трудовой нагрузки, как правило, не ведет к повышению заработной платы и не уменьшает заработную плату работника, не выполняющего своих обязанностей и допускающего недочеты в работе. Кроме того, такая система оплаты гарантирует автоматическое повышение заработной платы медицинского работника с ростом стажа, независимо от качества его работы.
В качестве основной меры по разрешению сложной проблемы оплаты труда работников здравоохранения видится разработка новых систем оплаты труда, позволяющих усилить связь оплаты с конечными результатами, повышение ее стимулирующей функции. Это позволит не только в значительной мере перераспределить средства в пользу лучше работающих, но и добиться экономии за счет уменьшения сроков лечения, повторных обращений больных из-за некачественного лечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе исследованы современные системы оплаты труда, действующие в здравоохранении.
Оплата труда работников здравоохранения в настоящее время осуществляется при помощи повременной формы оплаты труда на основе Единой Тарифной Сетки (ЕТС) и имеет сложную структуру: тарифную часть – оплата труда по тарифным ставкам и должностным окладам; надтарифную часть, включающую в себя: дополнительную оплату (надбавки, доплаты и т.д.); премиальную часть.
В настоящее время из-за низкой стимулирующей функции оплаты труда работники здравоохранения далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности.
Главным недостатком оплаты по ЕТС является отсутствие стимула к интенсивному и качественному труду. Сколько бы хирург не проводил операций, 2 в месяц или, предположим 20, он все равно получит свой тарифный оклад.
Введение платы за услуги — наиболее ориентированное на рынок решение. Каждая медицинская услуга, лечебный препарат, хирургическая операция, терапия, диагностическая процедура и медикаментозное лечение оценивается в количественном выражении с точки зрения затрат материальных ресурсов, и затем делается стоимостная их оценка. Главные компоненты, из которых складывается плата за услуги, — это их количество и цена. Общий объем медицинских услуг, оказанных в системе здравоохранения, определяется общей суммой затрат. В качестве основной меры по разрешению сложной проблемы оплаты труда работников здравоохранения видится разработка новых систем оплаты труда, позволяющих усилить связь оплаты с конечными результатами, повышение ее стимулирующей функции. Это позволит не только в значительной мере перераспределить средства в пользу лучше работающих, но и добиться экономии за счет уменьшения сроков лечения, повторных обращений больных из-за некачественного лечения.
Список литературы
1. Трудовой кодекс. /Электронная библиотека: Ваше право – ИСТ, 2003.
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая 2002 г.). /Электронная библиотека: Ваше право – ИСТ, 2003.
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.). /Электронная библиотека: Ваше право – ИСТ, 2003.
5. Постановление мэрии г. Новосибирска “Об оказании платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера муниципальными учреждениями здравоохранения г. Новосибирска” от 26 апреля 2001 № 818 (с изменениями от 30.12.2002 г.). /Электронная библиотека: Ваше право – ИСТ, 2003.
6.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. /Экономика и социология труда. – М.:Юристъ, 1999. – 240 с.
7.Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002 - 380 с.
8.Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.
9.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М: Юристъ, 1998. – 65 с.
10. Житников Ю.М., Власенко Т.Я. Оплата труда в здравоохранении. – М.: МЦФЭР, 2003. – 560 с.
11. Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. М.: Грантъ, 2000 г. – 799 с.
12. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении. – М.: Грантъ, 2003
13. Справочник по организации работы больницы /Под ред. И.С. Мыльникова; Ред. В.Н. Басилия. - М.: ГРАНТЪ, 2003. - 1104 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные формы и системы оплаты труда