План
Введение
1. Практика СЭЗ в Объеденных Арабских Эмиратах
2. Свободные экономические зоны в Бразилии
3. Структура свободных экономических зон в Испании
4. Навоийская СИЭЗ в Узбекистане
Заключение
Список использованных источников
Введение
Прообразы особых или специальных экономических зон создавались достаточно давно, и в мире во второй половине XX века появилось много офшорных зон с особыми условиями ведения бизнеса: зоны совместного предпринимательства, зоны внешней торговли, промышленно-предпринимательские зоны, сервисные зоны, зоны развития экспорта, технополисы, свободные таможенные зоны и т. д.
Одна из первых успешных СЭЗ была создана в Ирландии, в аэропорту Шэн-нон, еще в 1959 году. Ожидалось, что она поможет создать дополнительно 300 рабочих мест. Через 15 лет ее работы число новых специалистов, работавших в СЭЗ, превысило 23 тыс. человек.
С тех пор в мире было апробировано множество вариантов СЭЗ. В США еще в 1973 году было 84 научно-технических зоны, в которых трудилось более 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее известная из этих зон - Силиконовая долина, мировой центр по разработке новых IT-технологий.
1. Практика СЭЗ в Объеденных Арабских Эмиратах
В Объединенных Арабских Эмиратах успешный эксперимент в Джебель Али подтолкнул правительство к созданию новых свободных экономических зон. В настоящее время на территории Арабских Эмиратов девять СЭЗ, что гораздо больше, чем в любой другой арабской стране. Успешная работа СЭЗ Джебель Али во многом объясняется близостью крупнейшего в мире рукотворного порта с 70 причалами. СЭЗ имеет высокоразвитую инфраструктуру с современной системой менеджмента и отлаженной системой здравоохранения и охраны труда.
Многие СЭЗ из других арабских государств подписали соглашения об оказании консультативной помощи и обмене опытом с Джебель Али. Другим важным преимуществом является близость к источнику охлаждённой воды. В частности, имеются планы строительства канала к промышленной зоне Джубайл в Саудовской Аравии, что позволит осуществить ряд проектов вдали от береговой линии.
СЭЗ Джебель Али - старейшая и крупнейшая в стране. Там работают более 2000 компаний, четверть из которых - мелкие и средние промышленные компании. Согласно имеющимся данным, процентное отношение промышленных проектов к общему числу реализуемых в СЭЗ составляет: в Шардже - 17,7%, Фуджейре - 39,8%, Аджмане - 41,3%, Умм аль Квейне -100%.
СЭЗ привлекают иностранные компании 100%-ной собственностью, отсутствием налогов и таможенных пошлин, контролем за движением капиталов и распределением прибыли, возможностью привлекать рабочую силу из-за рубежа.
2. Свободные экономические зоны в Бразилии
В Бразилии действует всего одна свободная экономическая зона - "Манаус".
Решение о создании свободной экономической зоны "Манаус" было принято Национальным конгрессом Бразилии в качестве экономической альтернативы развития и интеграции района Внутренней Амазонии в экономику всей страны. Закон от 6 июня 1957 г. N 3173 о создании СЭЗ "Манаус" предусматривал выполнение Программы регионального развития, направленной на экономическое возрождение региона. Фактически СЭЗ "Манаус" была создана через 10 лет Декретом от 28 февраля 1967 г. N 288/67, в котором, в частности, отмечается, что СЭЗ "Манаус" представляет собой зону свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на 30 лет.
Статьей 40 Акта временных конституционных постановлений действующей Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. налоговые льготы были продлены до 5 октября 2013 г., а единственным параграфом этого Акта определено, что только федеральные законы могут устанавливать или заменять критерии, согласно которым утверждается или нет реализация различных проектов в СЭЗ "Манаус". С принятием Закона от 30 декабря 1991 г. N 8.587 в СЭЗ был образован режим свободной зоны; устранены глобальные годовые ограничения импорта, образован Международный торговый порт СЭЗ "Манаус". В 1967 г. для управления СЭЗ "Манаус" был создан специальный орган - Управление СЭЗ "Манаус".
Стратегические задачи, поставленные перед СЭЗ:
использовать возможность привлечения инвестиций; привлекать частных инвесторов;
добиваться признания регионального, а также международного статуса СЭЗ как одного из путей привлечения инвестиций; стимулировать вложения в создание инфраструктуры "Манаус" как частных, так и государственных инвесторов; контролировать промышленный парк СЭЗ "Манаус"; повышать коммерческую активность по развитию сферы услуг.
В обязанности входит: укрепление промышленного парка "Манаус" весомой технологической базой; развитие и совершенствование проекта СЭЗ, придавая ей национальное и региональное значение; укрепление роли СЭЗ "Манаус", имея в виду проведение политики Правительства Бразилии по развитию Амазонии, а также по дальнейшему продвижению приграничного интеграционного процесса на севере страны. На территории СЭЗ "Манаус" предприятиям предоставляются следующие налоговые и финансовые льготы:
освобождение от уплаты налога на импорт импортных товаров, предназначенных для потребления внутри свободной зоны; снижение ставки налога на импорт на импортные товары, использующиеся для производства промышленных товаров в СЭЗ с последующей их реализацией в других районах страны;
освобождение от налога на промышленную продукцию потребительских и промышленных товаров, произведенных в свободной зоне;
освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет;
освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт;
освобождение от налога на оборот товаров и услуг товаров, происходящих из других бразильских штатов и предназначенных для потребления или производства промышленной продукции в СЭЗ "Манаус";
выделение финансовых ресурсов из специального инвестиционного фонда для Амазонии предприятиям для реализации особо важных проектов.
Помимо федеральных налоговых льгот, предприятиям, функционирующим в СЭЗ "Манаус", предоставляются также налоговые льготы штатом Амазонас и муниципалитетом г. Манауса.
3. Структура свободных экономических зон в Испании
В Испании созданы и функционируют четыре экономические зоны, имеющие различные таможенные, налоговые и экономические льготы, позволяющие определить их статус как "свободные экономические зоны (СЭЗ)". Это территории в крупных портовых городах - в г. Барселоне на побережье Средиземного моря; в г. Кадис и г. Виго на Атлантическом побережье Испании и на Канарских островах.
Самой крупной из них является - СЭЗ Барселона (Zona Franca de Barcelona), включающая в себя промышленный полигон, "свободный склад" и "зону свободной торговли". Для управления этим комплексом был создан консорциум СЭЗ Барселоны.
Промышленный полигон, расположенный в Таррагоне (пригород Барселоны), по насыщенности промышленными предприятиями является крупнейшим во всей Каталонии и располагает одной из лучших инфраструктур. По своему расположению этот промышленный полигон является узлом основных коммуникационных структур: он имеет прямой доступ к главным автострадам Испании и Европы, располагает товарной станцией и железнодорожным контейнерным терминалом на самом полигоне, и кроме того, располагается в 7 километрах от морского порта Таррагона и в 7 километрах от аэропорта Реус. С учетом этих обстоятельств к промышленному полигону проявляет большой интерес как национальные, так и международные компании и фирмы. В частности, концерн "Фольксваген", владеющий испанской автомобилестроительной фирмой "Сеат", намерен использовать преимущества промышленного полигона СЭЗ для расширения своего производства.
Руководство консорциума СЭЗ строит свою политику с учетом планов развития производства, осуществляемых компаниями, арендующими землю в СЭЗ.
"Свободный склад" в районе Таррагоны начал функционировать в 1993 году и за два месяца (сентябрь-октябрь) в нем было обработано только 22,5 тонн различных грузов. Уже через год за эти же месяцы было обработано 791 тонна, что составило рост на 3415%. По мнению руководства консорциума, среди среднесрочных проектов развития СЭЗ деятельность "свободного склада" в Таррагоне представляет для них большой интерес.
Кроме "свободного склада" в СЭЗ Барселона действует "зона свободной торговли (ЗСТ)", через которую осуществляется как транзит, так экспорт различных товаров. В течение года через нее проходит свыше 200.000 тонн грузов, которые занимают в среднем около 85% площади, отведенной под "ЗСТ". Оборот транзитных грузов вырос на 32%, количество оформленных экспортных грузов увеличилось на 122% и на 37,1% - импортируемых.
Консорциум СЭЗ Барселоны наряду с управлением деятельностью непосредственно "свободных экономических подзон" и предоставлением в аренду предприятиям и фирмам земли, находящейся в границах СЭЗ Барселоны, принимает участие в реализации проектов, выходящих за рамки деятельности СЭЗ.
Так консорциум совместно с известной французской фирмой "Континент" в 1995 году построил в центре Барселоны крупный торговый центр.
Следующей по значимости СЭЗ Испании является СЭЗ Кадис, образованная в 1929 году с целью облегчить внешнеторговые операции и способствовать развитию промышленности, ориентированной на экспорт. Расположение СЭЗ на Атлантическом побережье Испании способствует ее связям с Америкой, Северной Африкой, с европейскими странами Атлантики и Средиземноморья, вплоть до стран Ближнего и Среднего Востока.
Побережье в районе Кадиса, включая СЭЗ, располагает современными портовыми сооружениями, которые обслуживают грузовые и пассажирские морские линии, связывающие Испанию со всеми крупными торговыми центрами мира.
Таможенная зона СЭЗ Кадис занимает площадь 570.283 кв. м., огороженную по периметру в соответствии с требованиям, предъявляемыми к СЭЗ. На этой территории расположены:
международный торговый центр; офисный центр; закрытые и открытые склады и площадки; промышленная зона; портовая зона;
терминал для контейнеров-холодильников; склады-холодильники.
В международном торговом центре размещаются организации и фирмы Испании, Европейского Сообщества и "третьих" стран, которые выставляют свою продукцию и ведут коммерческую деятельность, используя преимущества, предоставляемые режимом СЭЗ.
Рассматривая структуру и деятельность свободных экономических зон в Испании, насчитывающую не один десяток лет, можно выделить основные принципы при их создании:
Все СЭЗ расположены в районах крупных портовых городов, являющихся перекрестком оживленных морских транспортных и пассажирских путей, соединяющих страны Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки.
Как правило, все СЭЗ - многопрофильны, т.е. располагают помимо традиционных "свободных таможенных зон" и "свободных складов", коммерческими центрами или зонами свободной торговли, а также промышленными полигонами;
Деятельностью в СЭЗ руководит консорциум предприятий и фирм, расположенных в СЭЗ, который определяет стратегию развития СЭЗ и условия деятельности на ее территории;
Основной задачей СЭЗ является всемирное содействие развитию экспорта испанских товаров, создание новых рабочих мест.
4. Навоийская СИЭЗ в Узбекистане
Начиная с 2003 года, в Узбекистане отмечаются высокие темпы роста ВВП. При этом государственный бюджет имеет профицит, а размер государственного внешнего долга снижается как в абсолютном выражении, так и в отношении к ВВП и экспорту. Впрочем, это необходимое, но далеко не достаточное условие для обеспечения долгосрочного экономического роста на базе роста конкурентоспособности.
Из всех основных типов СЭЗ, распространенных в мире, для Узбекистана наиболее актуальны экспортно-производственные и технико-внедренческие (технопарк) виды ОЗ. При этом акцент должен быть сделан на отраслях с высокой добавленной стоимостью, инновационностью и мультипликативностью. Такой подход позволит рассчитывать на то, что создание ОЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий.
Создание СЭЗ с учетом потенциала каждого региона может служить инструментом выравнивания уровня экономического развития территорий. Оценка имеющихся предпосылок и возможностей даст возможность сделать правильный выбор ОЗ, отвечающий интересам Узбекистана.
Определяя местонахождение будущих ОЗ, необходимо исходить из следующих факторов — наличие развитой транспортной развязки, базовой инфраструктуры и трудового потенциала, а также инвестиционная привлекательность региона. Кроме того, необходимо учитывать социальные аспекты развития регионов. Анализ регионов республики по вышеуказанным критериям показывает, что имеющимся требованиям соответствует город Чирчик для создания на его базе технопарка, а также города Навои и Термез - для создания ЭПЗ.
Учитывая высокую концентрацию производства, а также развитую транспортную систему, имеющую перспективу дальнейшего совершенствования в рамках государственной программы, целесообразней всего создать ЭПЗ в районе города Навои по следующим причинам: имеется правительственная программа по преобразованию международного аэропорта города Навои в региональный логистический центр.
Сегодня аэропорт города Навои передан под управление авиакомпании "Кореан эйр". В 2004-2007 годах прошла его реконструкция, и сегодня аэропорт способен принимать все типы воздушных судов. Корейская авиакомпания будет руководить всей структурой аэропорта, а также вопросами тарифной политики, логистики и сочленения маршрутов, включая автомобильные и железнодорожные. В августе 2008 года авиакомпания "Кореан эйр" уже начала выполнять грузовые рейсы через аэропорт города Навои.
Подписано также соглашение между "ЦентралАзияТранс" и Hanjin Co. Ltd. о создании совместной транспортной компании. Учитывая концепцию перевозок "от двери до двери", создаваемая "ЦентралАзияТранс" и Hanjin Со. Ltd. транспортная компания будет обеспечивать наземную перевозку экспортно-импортных грузов. Имеется уникальный по своим запасам и разнообразию природно-сырьевой потенциал стратегического значения.
Город Навои имеет свою теплоэлектростанцию, позволяющую гарантировано обеспечивать необходимой энергией и теплом. Кроме этого, в западной энергосистеме, куда относится город Навои, имеются большие дополнительные резервы мощности, связанные с пуском второго энергоблока Талимарджанской ТЭС, что даст возможность исключить ситуацию с перебоями в энергоснабжении. Принимая во внимание, что регион является исторически промышленным (город Навои был создан в 70-х годах XX века для развития горнорудного дела), имеется высококвалифицированный кадровый потенциал, а привлекательность региона обеспечивает постоянный приток дешевой рабочей силы из других областей республики.
Навоийская СИЭЗ имеет четкую целевую установку на "производство широкого спектра высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировых рынках продукции за счет внедрения высокотехнологичного оборудования и техники, технологических линий и модулей, инновационных технологий", имея по направленности задач большее сходство с промышленными парками.
Исходя из своих особых условий, СЭЗ должны стать для бизнеса территорией огромных возможностей и ускоренного развития. И если десятилетие назад СЭЗ рассматривались в основном как инструмент привлечения иностранного капитала, то сегодня СЭЗ - полноправная сфера деятельности внутренних инвесторов. Благодаря созданию Навоийской СИЭЗ отечественный бизнес может получить уникальные возможности и опыт по налаживанию технологичных производств и освоению зарубежных рынков, в том числе рынка на пространстве СНГ, имеющего огромный потенциал с учетом действующего в его рамках режима свободной торговли
СИЭЗ не только предоставит льготы по валютному, налоговому и таможенному режиму, но в первую очередь снимет инфраструктурные и административные барьеры на пути инвестиций, что в современных условиях является не менее важным фактором развития. По сути, на территории СИЭЗ будет создана модель наиболее либеральных условий ведения бизнеса. Полученный опыт здесь опыт может быть максимально эффективно использован и распространен по республике. И этот опыт нам крайне необходим. В рамках Навоийской СИЭЗ можно будет оценить и выработать методы управления различными рисками, связанными с финансовыми вложениями в создание новой производственной и другой инфраструктуры, привнесением в конкретную национальную экономику новых для нее способов производственно-сбытовой деятельности, использованием отличных от традиционных методов финансирования деятельности субъектов СЭЗ.
Заключение
Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ). Главная цель создания СЭЗ заключается именно в более глубоком включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда. Другие цели — насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания "полюсов роста" и т. д. В настоящее время по различным оценкам в мире функционирует до 2000 специальных экономических зон в приблизительно ста странах мира, а занято в них более 70 млн. человек. При этом доля СЭЗ в мировом товарообороте увеличилась с 8% в 1960 г. до 20% в 1985 и 30% в конце 90-х годов. Специальные экономические зоны стали мощным инструментом ускоренного развития экономики и налаживания интенсивного международного сотрудничества.
Список использованных источников
www.glossary.ru
www.wikipedia.org
www.geo.1september.ru
www.gov.uz
www.abc.informbureau.com