Риддерский аграрно-технический колледж
Контрольная работа
по предмету
"Микроэкономика"
Тема:
Рынок монополии. Олигополия. Антимонопольное законодательство.
Содержание
3. Антимонопольное законодательство
Введение
Современная микроэкономика - это наука о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами и потребителями-индивидуумами. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются те или иные решения, и какие факторы оказывают влияние на выбор производителей и потребителей. В микроэкономике рассматривается теория поведения потребителей и вопросы формирования индивидуального и рыночного спроса.
Для отдельных фирм даются ответы на вопросы: что производить, сколько производить, по какой цене продавать, каким образом распределить имеющиеся ресурсы и т.д.
Другими важными аспектами микроэкономической теории являются вопросы взаимодействия субъектов экономики и развития рыночных структур в отдельных отраслях экономики, взаимоотношения между потребителями и производителями, влияние на принимаемые решения политики правительства. Таким образом, она дает ключ к пониманию функционирования экономики в целом.
Изучение микроэкономики как основы знаний о рыночной экономике необходимо и полезно.
Изучение таких новых разделов микроэкономики, как стратегия конкуренции, эффективность рынка, роль неопределенности и информации, ценовая политика, занявших за последние годы ведущее место в теории экономики фирмы, весьма актуально и имеет практическую ценность для принятия управленческих решений фирмы в условиях развития рыночных отношений в Республике Казахстан.
1. Рынок монополий
Рассмотрим рыночную ситуацию, когда отдельная фирма является единственным производителем товара, который не имеет близких заменителей. Такой рынок называется монополией, а фирма - монополистом. Поскольку монополист - единственный производитель товара, то его кривая спроса является одновременно кривой рыночного спроса и определяет цену на предлагаемое количество товара. Монополист, используя свое исключительное положение, как правило, цену товара устанавливает на более высоком уровне по сравнению с конкурентной ценой и предлагает товар в меньшем количестве, чем конкурентная фирма. Говорят, что продавец обладает монопольной властью, если он может оказывать влияние на рыночную цену своего товара путем изменения объема выпуска.
Если на рынке установится монопольная власть отдельного производителя, то общество в целом будет нести определенные издержки, так как покупатели за товар будут платить более высокие цены, одновременно сокращая объемы их потребления. Поэтому во многих странах мира разработаны и действуют антимонопольные законы, ограничивающие монополизацию рынков. Несмотря на эти законы, производители-монополисты есть во всех странах мира. Существуют объективные ограничения, оправданные с позиции экономики, способствующие монополизации некоторых рынков. Их называют барьерами вхождения на монопольные рынки, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового производителя.
Они следующие:
исключительные права, полученные от правительства на производство отдельных товаров;
патенты и авторские права;
право собственности на отдельные производственные ресурсы;
преимущества низких издержек крупного производства по сравнению с издержками мелких производителей.
В зависимости от причин, лежащих в основе монополизации рынка, различают следующие виды монополий.
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями.
2. Естественная монополия. Отрасль, в которой производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. В основе естественной монополии лежит экономия от масштаба производства.
3. Открытая монополия. Случай, когда фирма становится единственным поставщиком товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции.
Решение монополиста относительно объема производства. Для монопольного производителя, так же как и для конкурентной фирмы, цель производства - максимизация прибыли. Как единственный производитель монополист полностью контролирует рыночную ситуацию и по своему усмотрению может назначать рыночную цену товара. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист, назначая более низкие цены, может увеличить количество продукции, продаваемой на рынке. Поскольку монополист устанавливает одну цену для всех единиц товара, то цена товара будет выражать средний доход монополиста.
Показатели монопольной власти. На конкурентном рынке отдельный производитель не может повлиять на рыночную цену товара, цена устанавливается на уровне предельных издержек. В случае, когда производитель может оказать влияние на рыночную цену товара и цена устанавливается на уровне выше, чем предельные издержки, говорим о наличии монопольной власти отдельного производителя.
Сила монопольной власти, при прочих равных условиях, обратно пропорциональна эластичности спроса, т.е. сила монопольной власти проявляется сильнее, когда спрос на продукцию менее эластичен и наоборот.
Долгосрочное монопольное равновесие. Рассматриваемая модель совершенной конкуренции, я определила, что в отрасли установится долгосрочное равновесие, если число фирм, функционирующих на данном рынке, со временем не меняется. Необходимое условие достижения этого положения - отсутствие положительной экономической прибыли у фирм, работающих на данном рынке.
Изучение долгосрочного монопольного равновесия тесно связано с выяснением содержания следующих вопросов: во-первых, при каких обстоятельствах единственный производитель сможет сохранить свою монопольную власть над рынком в течение длительного периода времени; во-вторых, если в отрасли достигнуто долгосрочное равновесие, то какие объективные условия подталкивают монополиста к расширению масштабов производства через строительство нескольких заводов.
Необходимым условием достижения долгосрочного монопольного равновесия является возможность получения положительной экономической прибыли единственным поставщиком товара. Только в этом случае рассматриваемый поставщик будет иметь условия для защиты своего рынка от свободного притока новых поставщиков. Возможность получения положительной экономической прибыли, в свою очередь, зависит от соотношения средних издержек производства и монопольной цены. В случае, когда цена товара превосходит долгосрочные средние издержки монополиста, поставщик получает гарантированную положительную экономическую прибыль.
Монополия с одним заводом. Предположим, что перед монополистом стоит задача об увеличении объема выпуска в течение длительного периода времени. Эту задачу монополист может решить двумя способами. Первый способ связан с расширением производственных мощностей имеющегося завода, а второй - со строительством второго, третьего и т.д. заводов.
Рассмотрим более подробно поведение монополиста, работающего с одним заводом. В долгосрочной перспективе монополист оптимальное количество выпускаемой продукции определяет из условия равенства долгосрочных предельных издержек и предельного дохода, т.е. монополист будет работать с одним заводом до тех пор, пока увеличение объема выпуска будет сопровождаться снижением долгосрочных средних издержек. В случае, когда дальнейшее увеличение выпуска сопровождается ростом средних издержек производства, монополисту не выгодно использовать единственный завод. В подобных ситуациях монополисты нередко решаются на строительство второго завода. В результате объем производства заметно увеличится.
Монополия будет размещать производство среди своих различных заводов так, чтобы предельные издержки производства на каждом заводе равнялись предельному доходу.
Социальные издержки монопольной власти. Предыдущий анализ позволил нам заметить, что монопольные производители цену товара устанавливают на более высоком уровне по сравнению с ценой конкурентного рынка и предлагают продукцию в меньших объемах, чем конкурентная фирма. В результате этого обстоятельства покупатели будут платить более высокие цены за товар, что ведет, при прочих равных условиях, к ухудшению благосостояния населения. Следовательно, можно сказать, что деятельность монопольных производителей накладывает определенную социальную нагрузку на общество и ведет к ухудшению их благосостояния.
Это и есть социальные издержки (чистые убытки) общества от монопольной власти. Не трудно заметить, что чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту, тем большую нагрузку будет нести общество от монопольной власти.
Ценовая дискриминация. Считается, что фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса. Политику ценовой дискриминации монополисты проводят только тогда, когда они производят товар, не подлежащий перепродаже. В противном случае, когда продажа товара осуществляется для разных покупателей по дифференцированным ценам, политика ценовой дискриминации приводит к спекуляции и не позволяет монополисту извлекать дополнительную прибыль от этой деятельности. Политика ценовой дискриминации проводится в целях увеличения собственной прибыли монополиста. Средством достижения этой цели является перераспределение доходов от группы потребителей с эластичным спросом в пользу потребителей с неэластичным спросом.
Если монополист для каждого потребителя устанавливает отдельную цену, то перед нами политика совершенной ценовой дискриминации. Если бы монополист установил единственную цену для всех групп потребителей, то получил бы экономическую прибыль. Проводя политику совершенной ценовой дискриминации, монополист может расширить круг покупателей. При этом нижняя цена монополиста не может быть меньше, чем предельные издержки.
Назначая цену меньшую, за единицу товара, монополист может охватить более бедных покупателей. Отсюда вывод: проводя политику совершенной ценовой дискриминации, монополист полностью захватывает весь излишек потребителя. Ни один потребитель не может получить излишек, так как монополист назначает каждому из них максимальную цену, которую он заплатит. Поэтому излишек потребителя переходит монополисту как прибыль. Органы государственного управления к политике ценовой дискриминации относятся лояльно в виду того, что монополисты, проводя подобную политику, увеличивают объемы выпуска продукции.
2. Олигополия
Мы уже знаем, как действуют фирмы при совершенной конкуренции и монополии. Назначая цену или выбирая объем выпуска, они учитывают только реакцию потребителей и собственные производственные возможности. Таким образом, задача максимизации прибыли фирмы на этих рынках включает в себя ограничения кривых средних и предельных издержек и кривой спроса.
Рынок олигополии характеризуется тем, что на нем действует несколько конкурирующих производителей со значительными рыночными долями продаж, так что изменения в цене и объеме выпуска отдельной фирмы могут повлиять на прибыли соперников. Поэтому производственные решения олигополистической фирмы зависят не только от реакции потребителей, но и от реакции конкурентов и их стратегического поведения. Существование такой олигополистической взаимосвязи требует, чтобы каждая фирма тщательно проанализировала и оценила последствия собственных решений и возможных действий конкурирующих фирм и с учетом этого выбрала цену и объем выпуска.
Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, описывающих поведение фирмы в конкретных ситуациях. Каждая модель основывается на определенных предположениях отдельной фирмы относительно поведения соперников и их реакции на выбранную ею стратегию.
Я рассмотрю следующие модели: дуополию Курно, игру двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Как будет показано ниже, результаты по выбору цен и объемов производства отражают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией, которое занимает олигополия. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая конкуренция приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыли. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство ("ценовую войну"), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая цены друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, т.е. вступая в картель. Таким образом, фирмам выгодно открыто или тайно согласовывать цены и объемы выпуска, но в силу конкуренции картели характеризуются внутренней нестабильностью.
В заключение отмечу, что ни одна модель не дает убедительного ответа на вопрос о том, каково взаимодействие фирм на олигопольном рынке. Прежде чем использовать ту или иную модель, необходимо тщательно проанализировать конкретную ситуацию, соотношение цены и предельных издержек, концентрацию в отраслях и другие важные обстоятельства, определяющие поведение фирм.
Модель дуополии Курно. Начнем рассмотрение формальных теорий олигополии с дуополии Курно. Пусть две фирмы имеют одинаковую технологию и производят однородную продукцию. Каждая фирма должна определить объем выпускаемой продукции, причем решения принимаются одновременно.
Суть модели Курно состоит в том, что каждая фирма, принимая решение о выпуске продукции, считает объем производства конкурента неизменным и исходит из данной величины. Каждая фирма считает, что она может повлиять на цену, изменяя собственный выпуск. Таким образом, в модели Курно взаимодействие фирм осуществляется через выбор объемов производства при фиксированной цене.
Равновесие по Курно. Обе фирмы выбирают максимизирующие прибыли одновременно. В точке равновесия Курно ни у одной из фирм нет стимула менять свой объем производства.
Основной недостаток модели - допущение каждой фирмой того, что конкурент не будет регулировать выпуск. На практике фирмы реагируют на изменения цен, объемов выпусков соперников, условий производства и т.д.
Для случая сговора совокупная прибыль максимальна. Если фирмы договариваются поделить прибыль пополам, то получим монопольное равновесие.
Фирмы в дуополии производят меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии. Используя функцию спроса, можно показать, что цены в дуополии выше, чем при совершенной конкуренции, но ниже монопольных. Подсчитывая прибыль, можно убедиться, что исход по Курно для фирм выгоднее, чем условия совершенной конкуренции, но не так выгоден для фирм, как результат сговора.
Стратегия поведения фирм при олигополии. Теория игр анализирует поведение лиц с противоположными интересами и поэтому может быть использована при изучении олигополистической конкуренции. Данная теория формально отражает такой характер стратегического взаимодействия олигополистических фирм, при котором каждая фирма должна предугадать и проанализировать все возможные действия соперников и оценить, какое предположение относительно поведения конкурентов для нее оптимально.
Пусть на рынке действуют две конкурирующие фирмы, каждая из которых стремится максимизировать собственную прибыль. У фирм есть две альтернативные ценовые стратегии: первая - снизить цену на продукт, вторая - сохранить цену на прежнем уровне. Фирмы должны выбрать стратегию, которая приведет к достижению поставленной цели. Так как результаты ценовых решений зависят не только от самих решений, но и от выбора цены конкурентом, то каждая фирма вычисляет прибыли, которые она может получить при той или иной собственной стратегии для двух случаев: когда соперник не понижает цену и когда соперник понижает цену.
Однако соперничество и недоверие друг к другу приводят к тому, что каждая фирма предпочитает понижать цену, так как если фирма поддерживает цену, то соперник может снизить ее, потому что, захватив большую долю на рынке, он тем самым увеличит прибыли. Таким образом, преимущество стратегии максимина заключается в том, что она обеспечивает защиту прибылей: при данной стратегии фирмы ее прибыли не упадут ниже определенного уровня.
Образование картеля: Как было показано выше, если фирмы договорятся поддерживать высокие цены, то они получат больше прибыли, чем при соперничестве и конкуренции. Так возникают картели - группы производителей, совместно максимизирующих прибыли путем согласования решений о ценах и объемах выпуска продукции. Фирмы-олигополисты действуют так, как если бы они были единой монополией: они повышают цену и для ее поддержания на данном уровне ограничивают объемы выпуска, устанавливая каждому члену картеля квоту.
Предположим сначала, что все фирмы действуют в условиях совершенной конкуренции, тогда экономическая прибыль фирм равна нулю.
Допустим теперь, что фирмы объединились в картель. Тогда задача максимизации прибыли решается как в случае монополии: общий выпуск и монопольная цена. Таким образом, объем продукции сокращен. Далее этот выпуск распределяется между фирмами, и главная проблема заключается здесь в установлении квот продукции каждой фирмы и контроле над ними. В погоне за прибылью отдельные фирмы могут превысить свои квоты, чтобы максимизировать прибыли при картельной цене. Если условия соглашения нарушит большинство фирм в отрасли, то возникнет избыточное предложение и цена будет падать. Таким образом, для поддержания картельной цены каждая фирма должна производить не более, чем величина ее квоты. На практике картели сталкиваются с проблемой соглашения о монопольной цене и установления процедуры проведения утвержденных квот в жизнь.
Лидерство в ценообразовании. Как уже было сказано, в условиях сотрудничества и согласования (открытого или тайного) цен и объемов выпуска олигопольные фирмы увеличивают свои доходы. Однако зачастую фирмам трудно договориться о приемлемой для всех цене., особенно, когда меняются издержки и спрос. Проблема согласования легко решается, если на рынке имеется одна доминирующая фирма, которая может выступать ценовым лидером. Эта фирма устанавливает цену, а остальные - следуют за ней. Такая практика наблюдается повсюду на олигополистических рынках.
Покажем, каким образом фирма-лидер определяет цену. Очевидно, она будет устанавливать цену, при которой ее собственная прибыль максимальна. Поскольку такая цена основана на соответствии предельного дохода и предельных издержек фирмы, то фирма-лидер должна прежде всего определить чистый спрос на свой продукт. Для этого она оценивает количество товара, которое могут продать прочие фирмы при каждой возможной цене и вычитает этот объем из рыночного спроса.
Далее фирма находит предельный доход и определяет максимизирующее прибыль количество товара. Соответствующая этому выпуску цена выступает для остальных фирм как данная.
3. Антимонопольное законодательство
Во многих странах для ограничения монопольной власти отдельных фирм разрабатывают соответствующие законы и используют различные механизмы регулирования их деятельности, такие как "потолки цен", налоги, выдача государством патентов или лицензий и т.д.
Патенты представляют собой государственные удостоверения, выдающиеся частным лицам или предприятиям с целью узаконивания их изобретательских прав и защиты от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями. В этом случае фирмы достигают монопольной степени власти на рынке научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, которая ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм или государственных организаций.
Государственные лицензии предоставляют фирмам или государственным организациям исключительное право на производство определенных товаров или их реализацию. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на продажу алкогольных напитков, производство медицинских препаратов и т.д.
Реакция монополий на механизмы регулирования их деятельности. Рассмотрим реакцию монополий на использование этих некоторых механизмов в ходе регулирования их деятельности.
1. Регулирование цен. Рассмотрим способ регулирования монопольной власти фирм путем установления верхней границы, или "потолка", цен. При этом "потолок" цены должен быть ниже равновесной цены монополиста. Установленный "потолок" не позволяет фирме назначить монопольную цену, поэтому фирма ведет себя как конкурентная фирма и увеличивает выпуск товаров. Таким образом, введение ценового механизма регулирования положительно скажется на поведении монополиста. Однако этот механизм регулирования имеет допустимый предел использования. Нижняя граница регулирования цен определяется ценой конкурентного рынка, так как дальнейшее уменьшение цены приведет к сокращению объема производства, т.е. отрицательно скажется на поведении монополиста. Действие данного механизма может быть отрицательным и тогда, когда установленная государством цена окажется выше монопольной.
2. Реакция монополии на налоги. Для простоты изложения данного вопроса сделаю допущение о том, что средние издержки монополиста неизменны. Предположим, что государственные органы ввели дополнительный налог для монопольных производителей. Введение специального налога увеличит цену товара на сумму, меньшую, чем величина налога. Это объясняется тем, что монополист приспосабливает свой выпуск к изменениям предельных издержек вдоль кривой предельного дохода, а не к кривой спроса. Нам известно, что если издержки конкурентной фирмы неизменны, то введение дополнительного налога повышает цену товара на величину налога. В условиях монополии цена увеличивается на сумму, меньшую, чем величина налога. Поэтому говорят, что регулирование деятельности монополиста через налоговый механизм дает положительный результат.
Вывод
Одним из определяющих показателей, характеризующих структурные особенности рынков, является количество функционирующих фирм на рассматриваемом рынке. На совершенно конкурентном рынке действует большое количество продавцов и покупателей товара, и поэтому в отдельности ни один из них не может повлиять на рыночную цену товара. Цена товара определяется в результате взаимосогласованных действий рыночного спроса и предложения. Вследствие этого покупатели и продавцы на совершенно конкурентном рынке цену товара воспринимают как неизменную и находящуюся вне их контроля. Объект исследования производителей - оптимальное количество выпускаемой и продаваемой продукции, максимизирующее прибыль.
Так как Республика Казахстан стремиться стать страной с рыночной экономикой, то развитие таких фирм, существование которых образует монополию или олигополию, отрицательным образом сказывается на развитии конкуренции, так как это затрудняет вступление других фирм в однородную отрасль, что приводит к увеличению цен, на данные товары, из-за снижения количества их производства.
Использованная литература
Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. "Мировая экономика" учебник
Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. "Микроэкономика" учебное пособие
"Экономика" под редакцией доцента Булатова А.С.
Галиев Ж.К. "Экономика предприятия"
Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. "Микроэкономика"