Министерство образования и науки Украины
Донбасский государственный технический университет
Кафедра экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Рынок труда и занятость»
Вариант № 26
Выполнила:
Проверил:
Алчевск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Перечень используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях глубоких перемен и непредсказуемых изменений во внешней среде предприятию для того, чтобы завоевать и удерживать конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынках, необходимо иметь особенные технологии и выпускать исключительную по потребительной ценности продукцию, а, следовательно, постоянно и целенаправленно проводить наступательную инновационную стратегию развития. Современный корпоративный менеджмент на первое место ставит проблему адаптации к изменением внешней среды путем обретения нового взгляда на будущее организации, принятия нового стратегического курса развития на основе выработки и реализации политики перемен.
При переходе к рыночным отношениям вектор разработанной ЗАО «НКМЗ» стратегии был четко ориентирован на позиции на мировом и внутреннем рынках, достижение устойчивого развития и стабильного финансового положения. Это позволило в сложных макроэкономических условиях хозяйствования обеспечить поступательный рост производства и создать прочный фундамент для его последовательного технического, технологического и организационного ― структурного совершенствования.
Настаивая на формировании смешанной экономики, которая сочетала бы государственное регулирование и рыночные отношения (план и рынок), на всесторонней поддержке отечественного производителя, на проведении реформ в интересах развития внутреннего рынка и подъема уровня жизни собственного народа, ученые ― экономисты рекомендуют отказаться от монетаризма, от услуг западных советников и воспользоваться предложениями отечественных специалистов, а также успешным опытом Китая. В последнее время актуализируются проблемы искоренения коррекции, детенизации экономики, ограничения влияния олигархических планов и их сращивания с государственным аппаратом.
В современной мировой практике преобладает позиция не противопоставления малого и крупного предпринимательства, а их разумного сочетания, малые и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органично входят в состав крупных корпораций. Причем последнее часто сами инициируют создание малых структур, особенно на новых научно-технологических направлениях, предоставляя им всестороннюю поддержку.
Такие действия стимулируются государством путем льготной налогообложения капитала, который вкладывается крупными предприятиями в развитие малых структур.
Но реальной является тенденция падения инновационной активности производственной сферы в Украине. Так, есть в 1990 г. на 100 тыс. чел. регистрировалось 35 изобретений, то сейчас – только 3.
Основные показатели инновационной деятельности промышленных предприятий в Украине
Показатели | Годы | |||||||
1994 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Количество предприятий, инноваций | 2181 | 1729 | 1503 | 1491 | 1503 | 1506 | 1509 | 1512 |
Удельный вес в общем, количестве предприятий % | 26,0 | 19,3 | 15,1 | 14,8 | 14,3 | 14,6 | 14,9 | 15,2 |
Рыночные преобразования в Украине, вызванные объективной необходимостью трансформации отношений собственности, обусловили, прежде всего, изменение роли государства в экономики общества.
Переход от государственно-плановой экономики и рыночно-конкурентной требовал лишения государства монополии на собственность, введения рыночных институтов и методов хозяйствования, развития отношений собственности, основанных на плюрализме ее форм. Поэтому цель приватизации в Украине заключалась не в корректировке ими улучшении системы, а в коренном изменении принципов функционирования экономики.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Роль труда в развития человека и общества
В самом общем понимании, труд ― это деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная и целеустремленная деятельность людей является непременным условием существования и развития общества.
Современное определение труда как сознательной целеустремленной образовывающей деятельности человека.
За традиционным (в частности марксистским) подходом к рассмотрению труда как фактору производства, процесс труда содержит три обязательных элемента: целесообразную деятельность человека (собственно труд), предметы труда и средства труда. В настоящее время экономическая наука рассматривает труд шире и комплектнее. В частности предлагается рассматривать, по меньшей мере, пять элементов процесса труда: предмет труда - вещь, данная природой, или предмет, выработанный предыдущим трудом, объект ли предоставления услуг, на которые направлена трудовая деятельность работника с целью предоставления им новых полезных человеку свойств; средство труда - проводник производительного действия человека на предметы и силы природы, те орудия, с помощью которых работник влияет на предмет труда: технология деятельности - определен порядок производственных процессов, совокупность методов влияния на предмет труда для изменения или предоставления ему новых свойств, формы, местонахождения, в пространстве, взаимного расположения составляющих блага, которое производится; организация труда - система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и между собой, что образует определенный порядок организации и осуществления процесса труда; сам труд (живой труд) - процесс осознанного влияния работника на предметы труда с помощью средств труда, технологии, организации с целью изменения предметов и сил природы, ради удовлетворения своих потребностей. В процессе труда люди взаимодействуют также и с окружающей средой.
Труд - это процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежит человека как носителю живого труда, и только деятельность человека превращает предметы природы в предметы и средства труда, создает технологию и организацию. Труд характеризуется осознанностью человеком, направленностью своих действий на результат (к тому же общественно полезный результат) и энергозатраты (расходами физической и умственной энергии на осуществление трудовой деятельности). Трудом человек создает, воспроизводит, увеличивает объем нужных ей материальных и невещественных благ.
Труд является материальным процессом взаимодействия человека с природой и общественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности. Труд есть также и процессом потребления человеческого капитала как совокупность физических и умственных способностей человека, который выступает личностным фактором производства. Именно этот фактор производства приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику и технологию, организует производство и определяет его цель. Вне живого труда, без сочетания с ней материальные факторы производства являются лишь определенным набором вещей.
В процессе исторического, социально-экономического, научно-технического развития роль личностного фактора производства постоянно растет. Научно-технический и социальный прогресс, вооружая человека могучими средствами производства, не только не снижает, но и повышает роль человека, выдвигая новые, значительно высшие требования к качеству рабочей силы.
Следовательно, сущность труда в контексте теоретико-методологических принципов экономики труда определяется через совокупность функций, которые она выполняет относительно человека и общества как основная сфера жизнедеятельности и развития человека, необходимо условие жизни общества и сложная форма взаимоотношений людей в процессе производственной деятельности.
Производительный труд в сфере материального и невещественного производства - основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такого труда и обеспечения нормальные сбалансированных социально трудовых отношения между участниками производственного процесса (работодателями; работниками; их субъектами и органами).
Роль и важность труда у развития человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, назначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники, приобретая новые навыки, раскрывая собственные способности, дополняя и обогащая знание. Творческий труд способствует продуцированию новых идей, совершенствованию средств труда, появлению прогрессивных технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. То есть в результате трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей и происходит прогресс производства, возникают новые потребности и последующее их удовольствие, которое в дальнейшем влияет на воссоздание населения, способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.
Следовательно, сущность труда заключается в том, что труд - это процесс осознанной трудовой деятельности человека, который осуществляется ради получения полезного результата и есть, с одной стороны, процессом взаимодействия человека со средствами, предметами труда в пределах определенной технологии и организации, а, с другой стороны, - процессом общественного взаимодействия между людьми.
Значение труда в жизни человека и общества оказывается во многих разнообразных его функциях. Основные из них такие:
труд является основным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовольствия все материальные и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека, так и человечества, в целом.
труд создает общественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобства людей, опосредствует, регулирует, контролирует получение человеком естественных благ.
труд формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и его результаты признаются обществом как естественная основа социальной дифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений.
труд и подготовка к ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд - это определяющая сфера социализации человека в обществе.
в труде и благодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественных опасностей, от болезней, от материальных лишений.
Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением, которое раскрывается в двух аспектах. С одного бока, это процесс целесообразной деятельности человека, направленный на превращение предметов труда в потребительскую стоимость. Влияя на предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяет физиологичный аспект процесса труда, хотя в то же время труд является и материальным процессом, выражая отношение людей к природе.
С другой стороны, в процессе труда человек не только целеустремленно влияет на предметы труда с помощью средств труда, но и взаимодействует с другими людьми, вступая в определенные общественные отношения. То есть в этом аспекте труд проявляется как общественное явление. То есть труд по своему содержанию является материальным процессом отношения людей к природе, а за характером - общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности. Труд в каждом конкретном случае приобретает определенную форму организации и отбивает социально-экономические особенности самых существенных признаков производственных отношений.
Рассматривая понятие "содержание труда", стоит отметить, что содержание труда является сложной категорией, которая охватывает комплекс явлений, взаимодействую человека и природы. Это понятие характеризует взаимодействие личностных и вещественных факторов процесса труда, объем и структуру трудовых функций человека, ее профессиональные знания, необходимые для осуществления трудового процесса умения и навыка. К основным элементам, которые характеризуют содержание труда, относят такие категории, как "производительная сила", "интенсивность", "качество", "сложность" и "тяжесть" труда.
Производительная сила труда характеризует технические, организационные, культурные и другие возможности производственной деятельности человека; это объективные обстоятельства труды (например, параметры оборудования, уровень общей и профессиональной культуры, методы организации труда, плодородие земли и тому подобное), которые предопределяют дееспособность работника и результативность усилий. Производительность труда выражается в ее результативности. Полнота реализации возможностей, заложенных в производительную силу труда, в значительной мере зависит от и интенсивности.
Интенсивность труда характеризует объем трудовых расходов (физической и умственной энергии) на единицу рабочего времени, напряженность труда. Человек за определенный промежуток рабочего времени (день, час) способен потратить определенное количество своей жизненной силы, энергии, и в зависимости от ее объема (то есть уровня интенсивности труда) полностью или частично реализуется имеющаяся производительная сила труда. Повышение интенсивности труда за своими результатами равнозначно увеличению длительности рабочего дня.
Особенности потраченной рабочей силы, отличия ее, с точки зрения внутренних свойств характеризует категория качества труда, который определяется уровнем профессионального мастерства работника, его образованностью, добросовестностью, творчеством, заинтересованностью, коммуникабельностью и тому подобное.
Сложность труда характеризуется функциями, которые выполняют работники в производственном процессе. Чем более сложный труд, тем в большей специальной профессиональной подготовке и лучших способностях работника она нуждается.
В любом трудовом процессе на организм человека влияют факторы производственной среды, которые характеризует категория тяжести труда. Она определяется уровнем физических усилий и нервного напряжения, необходимым для нормального выполнения работы. Физическая тяжесть труда, как правило, сопровождает работы небольшой сложности (например, передвижение груза), психическая тяжесть, напротив, работы очень высокой сложности и ответственности (например, сложные хирургические операции). Самыми тяжелыми являются работы, в которых совмещается физическая и психическая нагрузки, в ходе которых возникает опасность для жизни (например, работа спасателей, пожарников, и т. др.).
Все отмечены, выше категории отображают разные стороны трудовой деятельности человека и испытывают постоянные изменения под воздействием трансформаций в содержании труды, которые происходят в результате научно-технического прогресса.
Рассматривая категорию "характер труда", стоит обратить внимание на существование двух взглядов на это понятие. Один заключается в том, что понятие характера труда отображает особенности процесса труда, который осуществляется в тех или других организационно технических условиях (например, ручной или механизированный труд, простой или сложный за характером труд, творческий или рутинный и тому подобное). В этом случае понятие "содержание" и "характер" труда налагаются друг на друга, поскольку за их помощью выражаются одни и те же явления из сферы взаимодействия человека и природы. Именно поэтому стоит обратить внимание на другой взгляд, который определяет характер труда как категорию, которая отображает особенности взаимосвязи людей в процессе их совместной трудовой деятельности, специфику отношений между ними в зависимости от их участия в процессе труда (труд частный и наемный, индивидуальный и коллективный). Вообще от односторонней трактовки характера труда нужно отказаться, а рассматривать это понятие необходимо комплексно - с точки зрения общественной формы труда, и как категорию, которая формируется под воздействием особенностей содержания труда за признаками уровня квалификации, условий труда, чистки физического и умственного труда, и тому подобное.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАНИЕ 1
На основании данных своего варианта (приложение Б), произвести расчёт персонала предприятия по нижеприведенному алгоритму.
1. Численность основных рабочих предприятия ():
тыс.
2. Рассчитать численность вспомогательных рабочих (). Принять численность вспомогательных рабочих на уровне до 48% от численности основных рабочих.
3. Численность руководителей () принять в общем, расчёте персонала предприятия на уровне задания 1.
= 7
4. Рассчитать численность специалистов () и служащих () 10% от численности основных и вспомогательных рабочих.
5. Численность младшего обслуживающего персонала () рассчитать на уровне 1% от численности основных и вспомогательных рабочих.
6. Численность промышленно-промышленного персонала рассчитываем:
7. Численность непромышленного персонала предприятия () рассчитать на уровне 2% от численности основных и вспомогательных рабочих.
8. Численность всего персонала предприятия (Ч) складывается из промышленно-производственного персонала (ЧППП) и непромышленного персонала (ЧН, П) предприятия т.е.
ЗАДАНИЕ 2
Произвести расчёт внешнего движения кадров на основании расчётных данных задания №1 и отчётных данных о принятых и уволенных работниках, указанных в задании №2 приложения В.
Определить общий коэффициент оборота кадров предприятия () по формуле:
Определить коэффициент оборота кадров по приёму () как отношение числа работников, принятых на работу за данный период (), к среднесписочной численности работников за тот же период.
Определить коэффициент оборота кадров по увольнению () как отношение числа работников, уволенных по всем причинам (), к среднесписочной численности работников за тот же период.
Произвести расчёт сменяемости кадров, учесть при этом отношение меньшего числа принятых или уволенных к среднесписочному составу () по формуле:
где , - меньшее из числа уволенных и принятых.
Произвести расчёт текучести кадров () как отношение числа работников, уволенных за данный период по собственному желанию (), за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины (), к среднесписочной численности работников за тот же период.
где – уволенные по собственному желанию, чел.;
– уволенные за прогулы и нарушения, чел.
ЗАДАНИЕ 3
В соответствии с вариантом задания №3 (приложение Д) произвести расчёт уровня занятости населения региона, где Вы проживаете.
Определить уровень занятости общей численности региона (Уз (общ)) как отношение численности занятых (Чз) к общей численности населения (Чн):
Определить уровень занятости в составе экономически активного населения (Уз (э.а)) как отношение численности занятых к экономически активному населению:
где Чб – численность безработных, чел.
Определить уровень экономически активного населения (Уэ.а) как отношение экономически активного населения к общей численности населения:
где - численность занятых, чел.;
- численность безработных, чел.;
- общая численность населения, чел.
Определить уровень безработицы (Уб) по формуле:
где - численность экономически активного населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данных своего варианта (приложение Б), произвела расчёт персонала предприятия по приведенному алгоритму.
Произвела расчёт внешнего движения кадров на основании расчётных данных задания №1 и отчётных данных о принятых и уволенных работниках, указанных в задании №2 приложения В.
В соответствии с вариантом задания №3 (приложение Д) произвела расчёт уровня занятости населения региона, где проживаю.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. Г.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина - М.: Юрист, 2002.
2. В.М.Лукашевич Экономика труда и социально трудовые отношения: Учебное пособие. - Львов: Новый мир - 2000, 2004.
3. Есинова Н.И. Экономика труда и социально трудовые отношения. - К., 2004.
4. Завиновска г.В. Экономика труда - К.: 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б |
||
Задание 1 Расчёт персонала предприятия | ||
Показатели | Условн. обознач. | 26 |
1 Общая трудоёмкость выпускаемой продукции, тыс.н/час | Тобщ | 5300 |
2 Фонд рабочего времени, час | Фр | 1820 |
3 Коэффициент перевыполнения нормы выработки | Квып | 1,35 |
4 Численность основных рабочих, чел | Чор | 2157 |
5 Численность вспомогательных рабочих, чел | Чвсп | 1035 |
6 Численность руководителей, чел | Чр | 7 |
7 Численность специалистов и служащих, чел | Чсп ,Чсл | 216,103 |
8 Численность МОП, чел | Чмоп | 32 |
9 ИТОГО численность, чел | Чппп | 3550 |
10 Численность непромышленного персонала, чел | Чнп | 64 |
11 ВСЕГО персонала, чел | Ч | 3614 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В |
||
Задание 2 Расчёт внешнего движения кадров | ||
Показатели | Условн. обознач. | 26 |
1 Численность принятых, чел | Чп | 650 |
2 Численность уволенных (всего), чел | Чу | 520 |
3 Выбыло по собственному желанию, чел | Чу(cж) | 400 |
4 Уволено за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, чел | Чу(пр) | 120 |
5 Общий коэффициент оборота | Ко | 32 |
6 Оборот по приёму | Коп | 18 |
7 Оборот по увольнению | Коу | 14 |
8 Коэффициент сменности | Ксм | 0,5 0,91 |
9 Коэффициент текучести кадров | Кт | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д |
||
Задание №3 Расчёт уровня занятости населения региона | ||
Показатели | Условн. обознач | Вариант |
1 Численность населения региона, тыс. чел | Чн | 490 |
2 Численность экономически активного населения региона, тыс. чел | Чэ.а | 400 |
3 Численность занятых в регионе, тыс. чел | Чз | 320 |
4 Численность безработных, тыс. чел | Чб | 0 |