Содержание
Введение……………………………………………...............................................4
1 Многоплановость понятия нищеты, ее причины и границы……………..….6
2 Проблема неравенства доходов………….………………….……..................10
3 Возможные пути решения проблемы……………………………………...…20
Заключение….………………………………………………………..……....….29
Литература……………………………………….................................................30
ВВЕДЕНИЕ
Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
Наша страна идёт очень сложным путём перестраивания собственной структуры экономики и рыночных отношений. Это неизбежно сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами. Одной из них является проблема нищеты, причины возникновения которой носят как национальный, так и международный характер.
Искоренение нищеты и голода, обеспечение более справедливого распределения дохода и развитие людских ресурсов повсеместно являются основными задачами. Все страны несут совместную ответственность за принятие мер по борьбе с нищетой.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблема нищеты не только угрожает существованию огромного количества людей, но и усиливает их незащищенность от насилия, плохого обращения и невозможности выразить свое мнение в социальной, политической и экономической сферах.
Целью данной курсовой работы является приобретение навыков научно – исследовательской работы в рассмотрении проблемы нищеты в Республике Беларусь.
В задачи курсовой работы входят рассмотрение понятия нищеты, её количественного определения, проблемы неравенства доходов и пути сглаживания неравенства, кривой Лоренца, экономических и социальных последствий обнищания населения Республики Беларусь.
Курсовая работа включает в себя три раздела.
В первом разделе даются теоретические сведения о многоплановости понятия нищеты, её причины и границы.
Во втором разделе рассматривается понятие доходов, проблема неравенства доходов, причины неравномерности его распределения, кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент, способы перераспределения доходов правительством.
В третьем разделе представлена информация о сложностях, возникающих при решении проблемы бедности. Кроме этого рассматривается понятие уровня жизни, факторы, его определяющие, и показатели для его оценки, понятия потребительской корзины и прожиточного минимума.
При написании работы были использованы различные источники, включая учебные пособия и периодические издания, авторы которых достаточно фундаментально рассматривают проблему нищеты и ее причины, а также определяют пути ее решения в Республике Беларусь. Наиболее полно данная проблема проанализирована в учебных пособиях Н.И.Базылева «Экономическая теория» и А.С.Булатова « Экономика». Данные о нормативах индексации доходов взяты из указа президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции». Возможные пути решения проблемы бедности были отражены в программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.
МНОГОПЛАНОВОСТЬ ПОНЯТИЯ НИЩЕТЫ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ГРАНИЦЫ
История теоретического изучения и измерения нищеты насчитывает более чем двухсотлетнюю историю. Кажется, мимо неё не прошёл ни один сколько-нибудь заметный мыслитель. Это действительно так, ведь нищета считается самой социальной из всех социальных проблем.
Понятие «нищеты» означает состояние крайней бедности, убожества, нужды и недостатка. Однако, если под нищетой понимать абсолютные лишения в условиях отсутствия нормальной пищи, одежды, жилья, то некоторые экономисты считают, что с такой традиционной нищетой в основном покончено только в Японии. Другие промышленно развитые страны серьезно притупили эту проблему вплоть до того, что на сегодняшний день нищета в них во многих отношениях рассматривается не как экономическое, а как социальное, или психологическое состояние. [1]
Впервые проблема нищеты стала необычайно актуальной в конце XVIII — начале XIX в. в Англии. Она стала животрепещущей потому, что, начиная со второй половины XVIII в., в Англии шел нарастающий процесс абсолютного обнищания самых широких масс населения. И естественно, что перед мыслителями самых разных направлений вставал вопрос, откуда берется нищета, почему она нарастает и как с ней покончить или, по крайней мере, как ее смягчить. [2]
Проблемой нищеты занимались многие, но одним из первых сделал ее предметом особого исследования английский мыслитель Джозеф Таунсенд (1739 — 1816). Он посвятил ей работу «Исследование законов о бедных доброжелателем человечества» (1786).
Согласно мнению Таунсенда в обществе всегда должны быть богатые и бедные, должна существовать часть населения обреченная на голод и нуждающаяся в работе. Но увеличение численности бедных выше общественного спроса на них чревато самыми серьезными последствиями. Чрезмерная нищета представляет собой угрозу обществу. И истинными виновниками этой чрезмерной нищеты являются сами бедные, которые увеличивают число человеческих особей ранее, чем будет обеспечена достаточная для их поддержания провизия.
Английский мыслитель Дж. Таунсенд выделяет следующие причины нищеты:
1. безрассудное размножение бедных;
2. леность и порочность бедняков. Они лишены тех добродетелей, которые обеспечивают обретение богатства: трудолюбия, умеренности и бережливости.
3. законы о бедных, которые мешают естественному ходу вещей. По велению природы слабые должны погибнуть, а законы о бедных, по которым общество должно их содержать, не только спасают бедных от вымирания, но способствуют увеличению их числа.
Д. Таунсенд предлагает противоположное средство борьбы с нищетой: воздействовать на неё голодом. Это приведет к сокращению населения и тем самым ограничит главный источник нищеты. Кроме того, это внушит людям страх перед голодом, они сократят рождаемость и тем самым будет восстановлено равновесие между численностью населения и объемом пищи. Таунсенд считает, что голод — это регулятор не только размеров населения, но и социальных отношений, это идеальное средство принуждения бедных к труду. [2]
Иного взгляда на нищету и ее причины придерживался видный английский писатель и публицист Уильям (Вильям) Годвин (1756 — 1836). Он изложил его в двухтомном трактате «Рассуждение относительно политической справедливости» и иных работах. По мнению Годвина общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98% населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. На долю же бедных остается нищета.
Главную причину социального неравенства, а тем самым и нищеты Уильям Годвин видел в существовании частной собственности, поэтому он требовал её отмены и упразднения государственной власти, покровительствующей богатым и обеспечивающей их господство.
Труды У. Годвина послужили толчком для появления работы Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834) «Опыт о законе народонаселения, как он влияет на будущее улучшение общества, с замечаниями на рассуждения мистера Годвина, мсье Кондорсе и других писателей». [1] Мальтус считал нищету неизбежным результатом несоответствия между ростом населения и уменьшающимися запасами средств существования. Его теорию опровергли увеличение производительности ресурсов и усиление контроля за рождаемостью. [2]
Противоположной точки зрения придерживался врач и оригинальный мыслитель Чарльз Холл (1745 — 1825). Он считал, что не невежество и тупость народа является причиной его нищеты, а наоборот, нищета масс – причина их умственной и нравственной неразвитости.
По мнению Ч. Холла силой, которая заставляет бедных работать на богатых, является частная собственность, капитал. Под капиталом он понимает, во-первых, ту часть богатства (средства производства), которая участвует в производстве и дает прибыль, во-вторых, саму прибыль. Государство в любой его форме (монархия, тирания, республика), как считает Ч. Холл, представляет собой инструмент, при помощи которого богатство-капитал держит в повиновении труд. Идеальным Ч. Холл считает общество, в котором каждый ведет хозяйство и распоряжается продуктом своего труда. [2]
На основании рассмотренных точек зрения известных мыслителей можно сделать вывод о многоплановости понятия нищеты, развивающегося с течением времени. Однако, хотя нищета считается историческим феноменом, формы, в которых она проявляется сегодня, становятся все более сложными. Эта сложность - результат многих факторов, включая изменения во взаимоотношениях между людьми, взаимоотношения между обществом и факторами и процессами производства, а также точки зрения правительств и международных организаций на различные измерения нищеты.
Термин «нищета», который раньше считался относящимся только к доходам, сейчас представляет собой многомерную концепцию, которая происходит и тесно связана с историей, культурой и особенностями общества. В развивающихся странах нищета широко распространена и сочетается с голодом, отсутствием земли и ресурсов для заработка, неэффективными механизмами перераспределения, безработицей, неграмотностью, эпидемиями и отсутствием системы здравоохранения. В развитых странах нищета принимает формы растущей безработицы и низкой заработной платы.
Исходя из проведенного исследования, можно выделить следующие основные причины нищеты:
1. отсутствие доступа в мире изобилия возможностей;
2. отсутствие справедливости и равенства;
3. отсутствие безопасности человека и мира;
4. отсутствие политической свободы нищих;
5. неспособность нищих участвовать в процессе принятия решений;
6. отсутствие добросовестного управления;
7. отсутствие личной безопасности и др.
Таким образом, именно отказ в экономической, политической и социальной власти и ресурсах удерживают людей в нищете. Нищие не могут изменить свое положение, так как им отказано в необходимых средствах.
Нищета является прямым посягательством на безопасность человека. Она не только угрожает существованию огромного количества людей, но и усиливает их незащищенность от насилия, плохого обращения и невозможности выразить свое мнение в социальной, политической и экономической сферах.
Так как проблема нищеты — это сложная многоплановая проблема, причины возникновения которой носят как национальный, так и международный характер, поэтому невозможно найти её универсального решения, которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для решения этой проблемы решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению. Искоренение нищеты и голода, обеспечение более справедливого распределения дохода и развитие людских ресурсов по-прежнему повсеместно являются основными задачами. Все страны несут совместную ответственность за принятие мер по борьбе с нищетой.
ПРОБЛЕМА НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ
Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятия бизнесом.
Доходы имеют две формы: первичные и вторичные. Первичные доходы представляют собой доходы от экономической деятельности: труда, капитала, предпринимательства. Первичные доходы получают собственники факторов производства:
а) собственники наемной рабочей силы за свой труд — заработную плату;
б) мелкие собственники средств труда, находящихся в их личном владении, — личный доход;
в) собственники капитала, используемого в виде средств производства, — прибыль;
г) собственники денежных капиталов, предоставляющие кредит (ссуду), — ссудный процент;
д) владельцы земли — ренту (в форме арендной платы). [3]
Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных и составляют главным образом доходы государства, которое с помощью разного вида налогов формирует доходную часть своего бюджета.
Различают следующие виды личных доходов:
1. с точки зрения источников получения:
- трудовой доход;
- доход от собственности;
- социальные выплаты и фонды (трансферты);
- неучтенные личные виды деятельности (продукты личного подсобного хозяйства, репетиторство, домашнее хозяйство и т.п.).
2. по способам получения:
- наличные;
- безналичные доходы.
Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов.
Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят из заработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр.
Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход.
Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход, т. е. это располагаемый доход с учетом инфляции. [3]
(1)
Схематично эти формы доходов представлены на рисунке 1.
Номинальный | Располагаемый | Реальный | |||||||
доход | доход | доход | |||||||
Общее количество денег, полученных за определенный период | Номинальный доход за минусом налогов и других обязательных платежей | Товары и услуги, купленные на сумму располагаемого дохода | |||||||
"Начисленные" доходы |
"Чистые" доходы |
"Отоваренные" доходы |
|||||||
Рисунок 1 - Основные формы доходов
Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов:
1. функциональное (горизонтальное) распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Функциональное распределение доходов характеризует его первичное распределение между фиксированными факторами производства. Такое распределение обусловлено собственностью на факторы производства.
2. Вертикальное (личное) распределение является результатом вмешательства в распределительные отношения государства. Распределение дохода между отдельными экономическими ячейками (частными лицами, семьями, домашними хозяйствами) называется личным распределением. Личное распределение – это фактическое распределение дохода, независящее от источников его поступления. Личное распределение дохода неравномерно. [2]
Количественно дифференциация доходов измеряется следующими показателями:
- средним доходом, приходящимся на одного человека;
- медианным доходом (уровнем дохода, выше и ниже которого число доходополучателей одинаково);
- модальным доходом (наиболее распространенным, который получает наибольшая часть населения). [3]
Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют:
- неравномерное личное распределение доходов;
- несовершенная конкуренция на рынках труда (монопсония);
- различная привлекательность профессий, сопровождающаяся неравномерной заработной платой;
- различия в способностях (физических и интеллектуальных);
- различия образования и квалификации, трудолюбие и мотивацию;
- профессиональную инициативность и склонность к риску;
- происхождение, размер и состав семьи;
- разный уровень владения собственностью;
- положение па рынке;
- субъективные факторы (здоровье, удача, везение, личные контакты и т.д.). [3]
Все многообразие факторов, влияющих на дифференциацию доходов, можно условно разделить на зависящие и не зависящие от личных усилий доходополучателей. Врожденные способности и талант человека могут не привести к росту дохода и не найти применения, в то время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации; владение собственностью по наследству может привести как к ее приумножению, так и к утрате объектов собственности и доходов от нее. [3]
Сопоставление распределения доходов и распределения способностей между людьми показывает, что доходы, даже трудовые, а не от собственности, распределены не столь равномерно, как способности. Рисунок 2 иллюстрирует соотношение различий в доходе (кривая 1) и в способностях (кривая 2). На основе данных кривых рассчитываются различные коэффициенты дифференциации. Например, децильные коэффициенты дифференциации. Кривая 2 распределения способностей всегда более симметрична, чем кривая доходов 1. Кривая 1 имеет правостороннюю асимметрию или скошенность, что и показывает наглядно большую дифференциацию доходов, чем способностей. Все факторы дифференциации доходов, не зависящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса.
Рисунок 2 - Кривые распределения доходов и способностей.
Количественно степень неравенства в распределении доходов измеряется следующими показателями:
а) кривой Лоренца;
б) коэффициентом Джини;
в) децильным (квинтильным) коэффициентом.
Кривая Лоренца показывает какую долю в совокупном доходе занимает каждая группа населения. Эта кривая позволяет сравнивать распределение доходов во времени в разных странах (рисунок 3). Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получать доход, соответствующий ее удельному весу, а график распределения доходов будет представлен биссектрисой О А на рисунке 3.
Рисунок 3 - Кривая Лоренца
В таблице 1 эта ситуация характеризуется как абсолютное равенство. Противоположное абсолютному равенству абсолютное неравенство соответствует ситуации, когда 1% семей получает 100% дохода, а другие не получают ничего. В этом случае график распределения дохода представлен кривой, совпадающей с осями системы координат с вершиной в точке В.
Таблица 1 – Процент дохода семей в условиях абсолютного равенства и абсолютного неравенства по кривой Лоренца
% семей | % дохода | |
абсолютное равенство | абсолютное неравенство | |
1 | 1 | 100 |
20 | 20 | 0 |
40 | 40 | 0 |
60 | 60 | 0 |
80 | 80 | 0 |
100 | 100 | 0 |
Фактически распределение доходов отражается кривыми вида /, //, ///. Чем ближе кривые фактического распределения к биссектрисе О А, тем более равномерное распределение доходов имеется в действительности. Различие видов кривых фактического распределения связано с тем, что в них учитываются доходы / — до вычета налогов, // — после вычета налогов, /// — с учетом трансфертных платежей. Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации, или кривой Лоренца. Принцип построения кривой может быть использован для анализа и сравнения доходов населения страны, региона, населенного пункта в различные периоды времени, с помощью этой кривой можно сравнивать доходы населения различных стран, можно сопоставлять доходы и выявить неравенство распределения между различными слоями населения. В последующем это можно использовать в реализации экономической политики государства. С помощью кривых Лоренца также можно наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов через проведение мер налоговой и социальной политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь увеличивают доходы относительно бедных слоев населения. [2]
Неравенство в распределении доходов вычисляется посредством так называемого коэффициента Джини, когда площадь образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов соотносят с площадью треугольника ОAB (см. рисунок 3). Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,27 - 0,33. Коэффициент Джини в Республике Беларусь на протяжении последнего десятилетия не превышает 0,3%. Показателем дифференциации доходов может служить также децильный коэффициент. Для его расчета берется усредненный показатель для 10% наиболее высокооплачиваемой категории работников и такой же усредненный показатель для 10% наименее обеспеченных работников. Их соотношение между собой дает децильиый коэффициент.
Квинтильный коэффициент – это соотношение между 20% высокооплачиваемых и 20% низкооплачиваемых категория работников. [2]
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Процессы поляризации доходов в начале 90-х гг. развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объема доходов населения. Один из основных показателей степени неравенства в распределении доходов - коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформ более чем в полтора раза по сравнению с показателями, фиксировавшимися в период командно-административной системы. В странах с развитой рыночной экономикой подобные изменения в дифференциации доходов населения происходили на протяжении нескольких десятилетий. [4]
Столь бурное нарастание неравенства породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Несмотря на то, что в последние годы в экономическом и социальном развитии страны появились позитивные сдвиги, имеется и ряд нерешенных проблем.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
- трансфертные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
- регулирование цен на социально важную продукцию;
- индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
- обязательный минимум зарплаты как базы оплаты руда на всех предприятиях;
- прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода. [3]
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. [3] Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. [5] Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.
Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния. [5] В Республике Беларусь ее значение сейчас составляет около 179 050 рублей.
Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. [5] Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности [6].
Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета. [5]
В Республике Беларусь условием наступления индексации является превышение 5%-го порога индексом потребительских цен, исчисленным нарастающим итогом с момента предыдущей индексации. В этом случае осуществляется автоматическая корректировка указанных доходов для компенсации потерь, вызванных ростом потребительских цен. Индекс потребительских цен в нашей стране ежемесячно определяется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и публикуется в официальной печати. Индексируется доход в пределах 170 500 руб. - 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая 170 500 руб., индексации не подлежит.[7] Приведем значения индекса потребительских цен за 2007 год в таблице 2.
Таблица 2 – Индексы потребительских цен за 2007 год
Месяц | Значение индекса потребительских цен в 2007 году, % | |
по сравнению с предыдущим месяцем | по сравнению с декабрем 2006 года | |
Январь | 101,8 | 101,8 |
Февраль | 100,8 | 102,6 |
Март | 100,4 | 103,0 |
Апрель | 99,8 | 102,8 |
Май | 100,4 | 103,2 |
Июнь | 100,4 | 103,6 |
Июль | 100,5 | 104,1 |
На основании данной таблицы можно сделать вывод о том, что в начала 2007 года происходит снижение индекса потребительских цен с 101,8% в январе до 99,8% в апреле. Однако, уже с мая месяца наблюдается его рост. ИПЦ в 2007 году выше, чем ИПЦ на конец 2006 года. Это является свидетельством роста уровня инфляции в 2007 года по сравнению с 2006 годом.
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется. [5]
Таким образом, под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Следует учитывать, что на практике существует дифференциация общества по доходам. Для анализа степени дифференциации доходов используется функциональное (горизонтальное) и вертикально (личное) распределение. Для ее количественного измерения применяются показатели среднего, медианного и модального доходов. Для определения степени неравенства в распределении доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам, что породило широкое распространение бедности и других острых социальных проблем. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими трансфертные платежи, регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции и др.
3 ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства страны. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства. Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах. Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
По оценке ряда исследователей, в решении проблемы бедности существует ряд сложностей:
- всегда сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда обращают внимание на реальное положение. Например, часто бедность по доходам дополняется сохранением высокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки жилплощади, автотранспорт и т. д.). Такое имущество вполне может служить источником для получения дополнительных (скрытых) доходов.
- уровень бедности непосредственно зависит от таких внешних обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменение обменного курса национальной денежной единицы и т. д. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется в непродуманной экономической политике. [6]
Таким образом изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.
Исследование уровня жизни (благосостояния), бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
В широком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально- культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т. д.
В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.
Уровень жизни определяют следующие факторы:
- обеспеченность работой;
- доход в расчете на семью и на одного человека;
- обеспеченность жильем, одеждой, бытовой техникой, транспортом;
- доступность услуг образования, здравоохранения, культуры;
- возможность обеспечения продуктами питания;
- возможность пользования достоверной информацией;
- надежность защиты прав и свобод, жизни и собственности;
- гарантия нормальной жизнедеятельности в перспективе.
Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей:
- национальный доход на душу населения;
- объем средств на развитие социальной сферы;
- номинальные и реальные доходы;
- индекс стоимости жизни (рассчитываемый на базе "потребительской корзины" в сопоставимых ценах на одну семью, одного человека);
- объем личного потребления на душу населения;
- калорийность, биологическая ценность рациона питания. [3]
Для измерения уровня жизни фактические показатели сравнивают со стандартом ("потребительской корзиной").
Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.
Различают:
а) минимальную потребительскую корзину, которая лежит в основе расчета прожиточного минимума;
б) рациональную потребительскую корзину, которая лежит в основе расчета минимального потребительского бюджета. [3]
Как уже отмечалось, минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются па основе минимальной "потребительской корзины". Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом. [3]
Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления, формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.
Статистический метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.
Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов.
Общая схема формирования минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Формирование минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума
Минимальная "потребительская корзина" с учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ).
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это порог бедности, обеспечивающий сохранение здоровья, нормальное развитие и воспитание детей (это социальный порог выживаемости). [3] Данные о величине МПБ в Республике Беларусь приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения за 2006 и 2007 года.
2007 год | |||||
Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты | Размер МПБ (руб.) | ||||
в ценах марта 2007 г. | в ценах июня 2007 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Семья из 4 человек | 275 600 | 282 630 | |||
Мужчина трудоспособного возраста | 342 750 | 342 710 | |||
Женщина трудоспособного возраста | 347 260 | 347 670 | |||
Молодая семья с 2 детьми | 260 870 | 267 870 | |||
Молодая семья с 1 ребенком | 294 260 | 302 340 | |||
Семья пенсионеров | 246 000 | 249 260 | |||
Мужчина пенсионер | 280 230 | 279 390 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Женщина пенсионерка | 282 780 | 281 240 | |||
Студент | 248 070 | 251 130 | |||
Студентка | 252 410 | 255 910 | |||
Девочка в возрасте до 3 лет | 218 250 | 222 090 | |||
Мальчик в возрасте до 3 лет | 217 000 | 220 610 | |||
Девочка в возрасте от 3 до 6 лет | 262 270 | 272 130 | |||
Мальчик в возрасте от 3 до 6 лет | 265 310 | 274 550 | |||
Девочка в возрасте от 6 до 14 лет | 276 680 | 284 890 | |||
Мальчик в возрасте от 6 до 14 лет | 270 450 | 279 070 | |||
Девушка в возрасте от 14 до 18 лет | 315 110 | 323 980 | |||
Юноша в возрасте от 14 до 18 лет | 320 810 | 330 170 | |||
2006 год | |||||
Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты | Размер МПБ (руб.) | ||||
в ценах марта 2006 г. | в ценах июня 2006 г. | в ценах сентября 2006 г. | в ценах декабря 2006 г. | ||
Семья из 4 человек | 250 280 | 259 160 | 258 570 | 265 110 | |
Мужчина трудоспособного возраста | 312 380 | 319 330 | 319 200 | 326 580 | |
Женщина трудоспособного возраста | 312 490 | 320 300 | 321 910 | 330 710 | |
Молодая семья с 2 детьми | 236 310 | 244 190 | 244 100 | 250 750 | |
Молодая семья с 1 ребенком | 267 200 | 276 040 | 275 590 | 283 590 | |
Семья пенсионеров | 222 240 | 228 830 | 229 310 | 235 050 | |
Мужчина пенсионер | 254 420 | 259 790 | 259 910 | 265 590 | |
Женщина пенсионерка | 253 710 | 259 200 | 261 070 | 268 210 | |
Студент | 226 210 | 228 940 | 227 510 | 238 640 | |
Студентка | 226 480 | 229 730 | 230 380 | 242 190 | |
Девочка в возрасте до 3 лет | 196 280 | 201 500 | 203 220 | 209 620 | |
Мальчик в возрасте до 3 лет | 195 970 | 201 080 | 202 310 | 208 440 | |
Девочка в возрасте от 3 до 6 лет | 237 160 | 244 840 | 246 430 | 253 090 | |
Мальчик в возрасте от 3 до 6 лет | 240 550 | 248 200 | 249 480 | 256 160 | |
Девочка в возрасте от 6 до 14 лет | 251 290 | 260 230 | 260 620 | 266 860 | |
Мальчик в возрасте от 6 до 14 лет | 246 860 | 255 800 | 254 860 | 260 740 | |
Девушка в возрасте от 14 до 18 лет | 284 120 | 294 300 | 295 020 | 303 600 | |
Юноша в возрасте от 14 до 18 лет | 293 110 | 303 270 | 301 670 | 308 970 |
Из приведенной таблицы видно, что для женщин трудоспособного возраста величина МПБ в 2006-2007 годах имеет наибольшее значение, а для мальчиков в возрасте до 3 лет – наименьшее значение по сравнению с другими социально-демографическими группами населения.
Прожиточный минимум – это порог нищеты, уровень за которым не обеспечивается воспроизводство населения (это биологический порог выживаемости). Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал. Приведем в таблице 4 данные о величине прожиточного минимума в Республике Беларусь за последние три года. [3]
Таблица 4 - Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
В ценах месяца | В среднем на душу населения | Для трудоспособного населения |
Для |
Для студентов | Для детей в возрасте от 3 до 16 лет | Для детей в возрасте до 3 лет |
Июнь 2005 г. | 146 150 | 157 360 | 124 200 | 150 530 | 162 400 | 125 820 |
Декабрь 2005 г. | 158 120 | 174 410 | 140 120 | 166 560 | 182 190 | 131 840 |
Июнь 2006 г. | 169 600 | 186 520 | 148 830 | 177 930 | 198 000 | 141 840 |
Декабрь 2006 г. | 170 500 | 188 790 | 150 990 | 180 020 | 198 380 | 144 850 |
Июнь 2007 г. | 185 360 | 203 770 | 162 110 | 195 020 | 220 420 | 158 070 |
Данная таблица свидетельствует о том, что размер бюджета прожиточного минимума с каждым годом увеличивается. Однако, эти изменения незначительны. На сегодняшний день его величина в среднем на душу населения составляет 185 360 рублей.
Понятие "качества жизни" более сложное, чем уровень жизни. Оно включает оценку экологии, свободного времени, условий и безопасности труда, здоровья и т.п. К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и т.д. [5]
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.
Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных.
Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов. Степень бедности характеризуется затратами на питание: чем выше доля затрат на питание в потребительских расходах, тем беднее семья. Преодоление бедности возможно путем роста эффективности общественного производства, политической и социальной защиты. [5]
Различают два вида программ:
1) программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработка, связанные с заболеванием, пенсией, потерей работы. Эти программы финансируются за счет отчислений с заработной платы. Пособия являются заработанным правом, а не государственной благотворительной помощью.
Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.
2) программы государственной помощи (пособия на детей, пенсии инвалидам и т.п.) – это государственные благотворительные программы, которые финансируются из общих налоговых поступлений. Для их получения необходимо свидетельство о своей неплатежеспособности (адресная помощь). [6]
В РБ в основе официальной методики измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, которая реализуется через построение минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности.
В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.
По данным статистики, в 2001 году 28 % жителей Беларуси жили за чертой бедности. Сейчас официальные источники утверждают, что этот показатель снизился до 18 %, то есть за чертой бедности живет каждый шестой белорус. [4]
В то же время в Беларуси, как и во многих других странах Восточной Европы и бывшего СССР, встречаются некоторые уникальные явления. К примеру, это так называемые «работающие бедные» — люди, которые имеют работу, но не могут прокормить свою семью. Кроме того, в развитых странах образованный человек — практически синоним человеку состоятельному. В Беларуси даже высшее образование не может стать гарантией того, что человек не окажется за чертой бедности, отмечают специалисты.
По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]
Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер. Распределение населения по периодам их пребывания за чертой бедности характеризуется следующим: 61,5% населения республики никогда не пребывает в бедности; 7,7% населения бедны все 12 месяцев. Для остальных бедность – временное явление, длящееся менее года. [4]
Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:
- здоровье и продолжительность жизни;
- уровень образования;
- возможность участвовать в общественной жизни, иметь достаточный уровень дохода для удовлетворения других социально-культурных потребностей.
Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республики на рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
- работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
- опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
- внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
- национальную безопасность страны. [8]
Таким образом, разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики. Изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.
Исследование уровня жизни, бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Его определяют множество факторов. К ним относятся обеспеченность работой, доход в расчете на семью и на одного человека, доступность услуг образования, здравоохранения, культуры, гарантия нормальной жизнедеятельности в перспективе и др.
Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей:
- потребление основных продуктов на душу населения (семью);
- потребительская корзина;
- потребительский бюджет;
- прожиточный минимум.
Частными показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам и т. д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование.
Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:
рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
санитарно-гигиенические условия жизни;
потребление продовольственных товаров;
жилищные условия;
образование и культура;
условия труда и занятость;
доходы и расходы населения;
стоимость жизни и потребительские цены;
транспортные средства;
организация отдыха;
социальное обеспечение;
свобода человека.
Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных. Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов.
В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер.
Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. С этой целью была разработана и в настоящее время выполняется программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены понятия «уровень бедности», «нищета», её количественное определение, пути сглаживания неравенства, была проанализирована проблема неравенства доходов, дана характеристика минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь, представлены значения индекса потребительских цен в 2007 году, данные о величине минимального потребительского бюджета для различных социально-демографических групп за 2006 и 2007 годы, размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам за 2005-2007 годы.
В курсовой работе был произведен анализ основных социально-экономических показателей уровня жизни Республики Беларусь, исследованы экономические и социальные последствия обнищания населения и рассмотрены программы государственной помощи малообеспеченным гражданам Республики Беларусь.
На основании материала данной работы можно сделать вывод о невозможности найти универсального решения такой проблемы как «нищета», которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для ее решения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению.
Проблемы нищеты возникла и развились давно. Она особенно обострились в эпоху, когда усилилась неравномерность экономического и политического развития государств. Данная проблема наиболее злободневна для развивающихся стран. На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет примерно 1:60, т.е. на каждую развитую страну приходится примерно 60 слаборазвитых государств. [4]
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них следует назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда.
Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает, во-первых, утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости, во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.
По оценкам продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]
Таким образом, для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима – более того, она является фактором прогресса. Главная задача государства состоит в том, чтобы минимизировать её резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными. В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:
- принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат;
- сокращение льготных категорий населения;
- усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;
- способствование образованию «среднего класса» путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения;
- грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов;
- борьба с «теневой экономикой», путём искоренения коррупции во властных структурах.
Для Беларуси реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. С этой целью была разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. Главными результатами её реализации должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного ее развития, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа:
- улучшить демографическую ситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительность жизни);
- в области политики доходов населения и условий их обеспечения – увеличить реальные денежные доходы на 49 – 56 процентов, реальную заработную плату – на 52 – 58 процентов;
- повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий – до бюджета прожиточного минимума;
- сократить в два раза за 2006 – 2010 годы уровень малообеспеченности населения;
- создать благоприятные условия для развития человеческого потенциала на основе внедрения государственных минимальных социальных стандартов, приоритетного развития систем образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
Толковый словарь Даля
Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие/ Под редакцией Э. И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000
Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.:БГЭУ, 2002
Тема Дня прав человека в 2006 году - "Борьба с нищетой: обязанность, а не милосердие". http://www.belta.by/ru/print?id=125508
Экономика: Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999
Современная экономика. Общедоступный курс/ Под ред. Мамедовова О.Ю. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998
Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции»
Программа
социально-экономического
развития Республики
Беларусь
на
2006 – 2010 годы.
Стандарт предприятия. Курсовое и дипломное проектирование. Правила компьютерного оформления текстовых и графических документов. СТП ВГКС 1.01.-2005.