Введение
По определению Международной организации труда (МОТ), безработица – это наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и имеющих работу в рассматриваемый период.
Существует множество различных классификаций безработицы, но ни одна из них до сих пор не может быть названа безупречной. К настоящему времени некоторые исследователи насчитывают не менее семидесяти различных типов безработицы и великое множество их классификаций. Эта неопределенность объясняется следующими причинами. Во - первых, различные исследовательские подходы к проблеме безработицы неизбежно порождают и различие классификаций. К примеру, если исследуется прежде всего причины безработицы, то это может привести к принятию одной классификации, а если способы излечения безработицы, то классификация может оказаться иной. Во – вторых, специфика доступной статистической информации по поводу занятости может привести к различным результатам. В то время как в теоретической литературе преобладают «аналитические» классификации, в эмпирических исследованиях доминируют «статистические» классификации. Причем довольно часто категории безработицы, основаны на аналитической классификации, не имеют адекватной статистической базы.
Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление.
Взрослое население обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.
Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии занятости в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава возрастного населения выделяется институциальное ориентированное на нерыночные структуры, т. е. на такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое население является неинституциальным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.
Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск. Лица, имеющие работу, а так же лица, занятые неполный рабочий день и неделю, относятся к категории занятых. К рабочей силе относятся и занятые, и безработные.
В особую категорию выделяются лица, не входящие в состав рабочей силы. К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечают требованию поиска работы. Предполагается, что у этих людей отсутствует ориентация поиска работы на рынке труда. Существует так же категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска. Это так называемые отчаявшиеся найти работу. Данную категорию людей относят не к безработным, а к лицам, не входящим в состав рабочей силы.
Состояние занятости и безработицы характеризуется следующими показателями:
Неинституциональное население (Чнн)
Численность занятых (Ч з)
Численность безработных (Ч б)
Численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Ч н р с)
Между данными показателями существует следующие зависимости:
Численность рабочей силы = численность занятых + численность безработных.
Численность неинституционального населения = Ч. занятых + Ч. безработных + Ч. лиц не входящих в состав рабочей силы.
Уровень занятых = численность занятых / численность неинституционального населения.
Уровень безработного населения = Ч. безработных / (Ч з + Ч б)
Норма безработицы = (Ч б / Ч з + Ч б)) * 100 %
Уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы = (численность занятых + численность безработных / численность неинституционального населения.
Уровень и динамика этих показателей в макроэкономике зависит от ряда факторов: демографического, половозрастного, этнического, социального состава населения, соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях.
Уровень безработицы может быть конкретизирован с помощью используемых западной статистикой показателей ее распространения и продолжительности. Показатель распространения безработицы характеризует охват безработицей рабочей силы. Показатель продолжительности безработицы характеризует среднюю продолжительность одного случая безработицы.
Сущность и причины безработицы
Анализ рынка труда и социально-трудовых отношений был бы не полным без исследования проблемы безработицы. Безработица – это непременный атрибут рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Подобный подход вытекает не только из того, что рынок труда органически включен в систему рыночных связей, а спрос и особенно предложение рабочей силы формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Общеэкономический характер безработицы обусловлен еще и тем, что собственно рынок труда формируют занятость, а не безработицу. Безработица, с одной стороны, является как бы «изнанкой» занятости, с другой стороны, испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость.
Тем не менее, безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости, как правило, снижает безработицу, тогда как сокращение - увеличивает ее. По определению, безработица – это количество незанятого трудоспособного населения, желающего работать. В макроэкономическом плане безработица – это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. В этом смысле безработица равносильна избыточным производственным мощностям или неиспользуемым земельным угодьям, но, в отличие от избытка других факторов производства, « лишняя» рабочая сила – явление постоянное в рыночной экономике.
Зарубежные экономисты разных школ и направлений давно уже пытаются выявить причины безработицы. В последнее время и отечественные исследователи уделяют все больше внимания этому вопросу.
На западе пик изучения проблем безработицы приходится на период Великой Депрессии, опровергнувшей классический взгляд на безработицу как на временное явление, автоматически устраняемое рыночным механизмом равновесия.
Зарубежные экономисты никогда не отрицали наличие безработицы вообще, даже классики и неоклассики. Более того, они считают, что определенный уровень безработицы жизненно необходим для рыночной экономики в силу циклического характера ее развития: в период подъема фирмы быстро находят на рынке труда необходимую рабочую силу, которая была выброшена туда в период спада. Однако современный уровень производства, основанный на научно-техническом прогрессе, делает такую «резервную армию труда» малоэффективной для экономики,- фирмам нужна не просто рабочая сила, а труд определенного качества, определенной классификации.
Поэтому понятие «естественной», т. е. нормальной и даже необходимой для рыночной экономики безработицы трактуется сегодня по-разному. Одни экономисты определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция устойчивы: снижение безработицы ниже этого уровня вызовет рост инфляции. По существу, это определение естественной безработицы принадлежит неоклассикам, которые связывают инфляцию с заработной платой и уровнем занятости. Другие исследователи естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный характер,- это так называемый равновесный уровень безработицы. Третьи определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором количество вакансий равно количеству безработных. Четвертые – по неизменному уровню безработицы и нормальной ее продолжительности.
Таким образом., естественный уровень безработицы – это как бы безработица в «нормальные» времена, характеризующиеся умеренной инфляцией и стабильными темпами поста. Поэтому конкретное определение уровня естественной безработицы – далеко сложное и в немалой степени умозрительное: ведь для расчета этого показателя необходимо создать модель «нормально функционирующей экономики».
Представляется, что сегодня, особенно в условиях российской экономики, речь должна идти не о естественной безработице, а о ее социально приемлемом уровне, который учитывал бы и уровень текучести кадров и продолжительность поиска работы, и демографический состав рабочей силы, и уровень напряженности на рынке труда, и социальную напряженность.
Но как бы не определялся естественный уровень безработицы, настоящую проблему для экономики представляет массовая, «неравновесная», или «вынужденная» - циклическая безработица.
Экономисты до сих пор спорят о том, каковы же действительные причины массовой безработицы. В частности, этот вопрос– один из предметов разногласий между классической и кейнсианской школами.
Согласно классической (и неоклассической) теории, основной причиной массовой безработицы является высокая и негибкая в сторону снижения заработная плата. Когда заработная плата превышает свой равновесный уровень и «закрепляется» на нем благодаря профсоюзной активности и государственному вмешательству, возникает разрыв между спросом и предложением труда, что вызывает безработицу. Если же при этом внерыночные силы (профсоюзы и государство) принуждают фирмы сохранять прежний уровень занятости, то результатом может стать хроническая инфляция в стране. Отсюда – основной «рецепт» неоклассиков: сдерживать и даже уменьшать заработную плату.
Как известно, Дж.М. Кейнс категорически отвергал идею снижения заработной платы в качестве «лекарства» от безработицы, оперируя понятием совокупного спроса, включающего в себя, помимо инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта, еще и потребительские расходы, причем последние – основная часть совокупного спроса. Концепция Кейнса заключается в том, что снижение совокупного спроса уменьшает деловую активность фирм и, следовательно, спрос на рабочую силу. Если же при этом уменьшается заработная плата (как основа потребительских расходов), то совокупный спрос падает еще больше и т.д.
По моему мнению, история возникновения и роста безработицы в России полностью подтверждает правоту именно Кейнсианских взглядов. С 1 июля 1991 г., когда началась официальная регистрация безработных на московской бирже труда, показатели уровня безработицы постоянно повышались (соответственно, показатели занятости падали). Так, в 1992 г. численность занятых в экономике упала на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, в 1993 г. – еще на 1,7%, в 1994 г. – на 2,1%, в 1995 г. – на 3,3%. В 1996 г. падение занятости приостановилось, а в 1997 г. возросло. За этими цифрами скрывается тенденция, описанная как раз Дж.М.Кейнсом.
Резкое сокращение занятости в 1992 г. обусловлено структурными изменениями в экономике, а также с ухудшающимся финансовым положением многих предприятий в связи с инфляцией и недостаточно быстрым ростом альтернативных форм хозяйствования. Все это, естественно, негативно отразилось на объеме совокупного спроса: государственные вливания сократились, инвестиционная деятельность замедлилась, а потребительские расходы уменьшились из – за инфляционного падения уровня жизни. Единственный компонент совокупного спроса, который оставался со знаком «плюс» - это чистый экспорт, традиционно державшийся на вывозе сырья.
Казалось бы, в1993 г. занятость должна упасть еще больше. Однако цифры свидетельствуют о некотором сокращении убывающей тенденции занятости. Дело в том, что в этот период реальная заработная плата начала стремительно падать и предприятия не сокращали штат в надежде дождаться «лучших времен». Получается, что уменьшение заработной платы помогло на время приостановить безработицу. Но отсюда вовсе не следует, что падение заработной платы может увеличить занятость, как полагают неоклассики.
И уже последующие годы показывают, что на фоне все убывающих реальных доходов занятость уменьшается возрастающими темпами, - теперь уже фактор недостаточного совокупного спроса играет решающую роль в экономике. И даже при некотором росте в 1997 г. реальных денежных доходов занятость продолжала уменьшаться.
Следовательно, основная причина роста безработицы в России – это сокращение производства, прежде всего в государственном секторе экономики.
Как правило, западные экономисты тесно связывают темпы экономического роста с темпами увеличения занятости, а спад – с безработицей. Действительно, в нормально функционирующей рыночной экономике индустриального типа экономический рост всегда означает развитие и расширение отраслей, - следовательно, прирост занятости. Между тем, такой зависимости явно не наблюдается в развивающихся странах. Так, быстрый промышленный рост многих развивающихся стран в 60 – 70-х годах не вызвал соответственного расширения занятости. Экономисты связывают это явление с темпами урбанизации, намного превышающими темпами промышленного роста, и низкой квалификацией мигрирующего из села в город населения.1
Российская действительность, в свою очередь, не подтверждает прямой связи безработицы с темпами экономического спада. Так, при снижении в 1992 – 1994 гг. объемов промышленного производства почти вдвое, численность занятых работников сократилась не более чем на 10%. Причины такого явления состояли в следующем.
Во–первых, это сокращение государственного сектора в экономике. В самом начале рыночных реформ, когда превалировала государственная собственность и продолжалась государственная поддержка предприятий, в том числе и убыточных, инфляционное падение заработной платы в связи с редким и запаздывающим индексированием дало возможность предприятиям сохранять занятость даже в условиях снижения объемов производства.
Во–вторых, это увеличение скрытой безработицы в форме неполного рабочего времени, отпусков без сохранения содержания. Будучи формально занятыми, такие работники нигде не учитывается в качестве безработных и официально не ищут другого места работы, хотя являются безработными по существу. Как правило, частично занятые имеют так называемую вторичную занятость или самозанятость.
В-третьих, сильного роста безработицы, особенно в первые годы после радикальных экономических преобразований, не наблюдалось из-за снижения предложения на рынке труда. Практиковавшиеся досрочные пенсии, тенденция увеличения занятых домашним хозяйством, распространение индивидуальной трудовой деятельности, все боле ускоряющееся развитие теневого сектора экономики, - все это сократило предложение рабочей силы на рынке труда.
Представляется, что указанные явления невозможно объяснить только статистическими данными погрешностями и ужесточением условий присвоения статуса безработного. Падение занятости на фоне казалось бы благополучных показателей экономического роста можно объяснить двумя причинами. Во- первых, сохранением высокого уровня скрытой безработицы, которая постепенно «выплескивает» свой потенциал на открытый рынок труда даже в условиях некоторой стабилизации. Во-вторых, увеличением скрытой (теневой) занятости, которая «оттягивает» значительную часть рабочей силы и безработных с открытого рынка труда. Часто скрытая безработица прямо переходит в скрытую занятость, при этом показатель официальной занятости падает, а показатель безработицы не увеличивается.
Итак, скрытая безработица и теневая занятость – два мощных фактора, искажающих реальный уровень безработицы в России и одновременно являющихся скрытым потенциалом будущих проблем в области занятости и безработицы. Однако эти факторы пока находятся в латентном состоянии, между тем уровень даже официальной безработицы довольно высок.
Кроме основных причин безработицы, в российской экономике действует и ряд «традиционных». Причины эти можно проанализировать, рассматривая основные виды безработицы.
Классификация безработицы
В зависимости от причин возникновения безработица бывает фрикционной, структурной, сезонной, циклической.
1. Фрикционная безработица традиционно рассматривается как безработица, вызванная естественным стремлением человека искать более выгодные и интересные сферы приложения своей рабочей силы2. Фрикционная безработица возникает как результат постоянного перемещения людей между рабочими местами, а также при их перемещениях в сферу занятости и из ее пределов по причине несовершенства информации на рынке труда, а также потому, что безработным и имеющим вакансии работодателям требуется определенное время, чтобы найти друг друга. Даже при равновесии спроса и предложения на рынке труда всегда имеет место определенная безработица, так как рабочие и фирмы ищут наилучшие условия занятости. При идеальных условиях (совершенной информации и перемещениях, не требующих никаких затрат) этот процесс мог бы происходить мгновенно, и никакой безработицы не существовало бы. Однако реальная действительность далека от подобного идеала. Фрикционная безработица является неизбежным продуктом динамичности рынка труда. Ее величина зависит от частоты перемещения рабочей силы и вакансий, а также скорости и эффективности, с которой люди, ищущие работу и имеющиеся вакансии, находят друг друга.
Фрикционная безработица обладает некоторыми характерными особенностями. Во– первых, она охватывает довольно большое количество людей во всех демографических группах, отраслях и регионах. Во–вторых, она продолжается относительно короткий период времени. В–третьих, определенный объем фрикционной безработицы неизбежен при любых условиях.
Уже сама природа фрикционной безработицы подсказывает пути государственной политики по ее снижению: это, прежде всего, совершенствование информации о занятости на рынке труда. Кроме того. Фрикционная безработица может быть уменьшена при ограничении некоторых нежелательных причин перемещения рабочей силы.
Фрикционная безработица в России также имеет место, но в особых формах, подчеркивающих именно ее вынужденность, а не добровольность. Во-первых, печально известная у нас формулировка «уволен по собственному желанию» очень часто не является результатом свободного выбора, скрывая в себе принуждение. Во-вторых, те, кто решился поменять место работы, как правило, не увольняются без зондирования других вариантов и без предварительной договоренности с новым работодателем; только те люди которых по тем или иным причинам все-таки не взяли на другое место, составляют в России костяк фрикционной безработицы,- они часто возвращаются на прежнее место работы. В- третьих, фрикционная безработица зачастую не фиксируется в России, поскольку перерыв в работе до 1 – 2 месяцев не воспринимается работниками как повод для обращения в службу занятости.
Таким образом, если уж и говорить серьезно о российский фрикционной безработице, то только как о вынужденной, вызванной не столько желанием самих работников, сколько экономическими обстоятельствами.
2. Структурная безработица возникает в результате несоответствия между имеющимися видами работ и видами рабочей силы, ищущей вакансии. Это несоответствие может быть вызвано особенностями образования, специальностей, географического размещения, возрастных характеристик рабочей силы. К примеру, структурная безработица может иметь место при образовании в экономике рабочих мест , требующих высокой квалификации в то время как имеющаяся рабочая сила не обладает подобной характеристикой. Структурная безработица может образоваться и в том случае, если новые рабочие места возникнут не в тех районах. Где сосредоточена основная рабочая сила. Итак, структурная безработица возникает не в результате несовершенства информации, а из-за других барьеров, лишающих рынок труда мобильности и затрудняющих возможность трудоустройства безработных.
Структурная безработица обладает некоторыми особенностями. В отличии от фрикционной безработицы она затрагивает определение группы рабочей силы в результате технологических сдвигов, упадка ведущих отраслей экономики или регионального перемещения рабочих мест. К тому же структурная безработица, как правило, носит довольно долговременный характер.
Природа структурной безработицы диктует и определенные методы экономической политики по ограничению этой безработицы: во – первых, это программы развития определенных сфер и регионов экономики, а также мероприятия по переквалификации рабочей силы; во – вторых, перемещение безработных из депрессивных районов страны; в – третьих, предоставление безработным занятости в государственном секторе экономики.
Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП.
Разновидностью структурной безработицы является так называемая технологическая безработица, связанная с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования, особенно информационной техники. Компьютеризация производства болезненно затронула большую категорию служащих, положение которых на рынке труда еще совсем недавно отличалось относительной стабильностью. Помимо конторских служащих с невысоким по западным меркам уровнем образования, в число безработных все чаще попадают работники отделов бухгалтерского учета, производственного контроля и планирования. Вследствие компьютеризации многих торговых операций с начала нынешнего десятилетия резко замедлилось увеличение численности занятых в розничной торговле развитых западных стран, которая на протяжении 80 – х гг. среди всех отраслей давала наибольший прирост дополнительных рабочих мест, а в 1992 г. произошло даже абсолютное сокращение занятых в ней.
Специфика Российской экономики в последние годы состоит в том, что структурные изменения очень редко связаны с технологическими изменениями (исключение – повальная компьютеризация многих управленческих и банковских функций, требующая, как правило, не переквалификации, а лишь дополнительных к основной профессии навыков). Структурные изменения в России – это замена рыночно неэффективных, или «нерыночных», сфер деятельности высокоприбыльными или рентабельными. В этих условиях костяк структурной безработицы составляют люди не с устаревшими профессиями, а с «устаревшими» методами работы, способом мышления.
Когда говорят о структурных изменениях в российской экономике и структурной безработице, часто упоминают конверсию ВПК. Действительно, ВПК – один из самых мощных поставщиков безработных на рынок труда. Но можно ли считать эту безработицу структурной и, следовательно, «нормальной» для российской экономики? С одной стороны, существование многих оборонных производств не вписывается в рыночную систему, отрывая огромный кусок от национального дохода и не производя продукцию, используемую в дальнейшем наличное или производственное потребление. В этом смысле переориентация ВПК – действительно структурное изменение. С другой стороны, несмотря на предпринимавшиеся попытки реальной конверсии (перевод на гражданскую продукцию), старый ВПК так и не вписался в экономику, постепенно теряя свои позиции (за исключением производства конкурентоспособной на мировом рынке военной продукции). С этой точки зрения «конверсия» ВПК – это уже не структурные изменения, а стагнация, упадок, загнивание целой отрасли. Следовательно в примере с ВПК очень трудно отделить структурную безработицу от циклической (безработица спада), тем долее что профессии и специальности оборонной промышленности не устаревают, - им просто не находится применения.
Вообще в российский экономике очень трудно провести четкую грань между структурной и циклической безработицей. Если в развитых странах основу безработицы составляют ее фрикционный и структурный подвиды, то для России основная проблема – циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики (а не для экономики вообще).
3. Пожалуй, только сезонная безработица является естественной и нормальной, как в развитых странах, так и в России. Сезонная безработица обычно отождествляется и возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда. Повышение спроса на труд вызывает сезонные изменения в уровне производства и занятости и часто ассоциируется с климатическими колебаниями, строительством, туристическими зонами. Уровень предложения труда может меняться в связи с наплывом выпускников школ и высших учебных заведений в летние месяцы, что часто непосредственно вызывает увеличение безработицы. Сезонная безработица редко представляет собой серьезную проблему для экономики страны в целом, однако она может создать весьма неприятные и чувствительные проблемы для некоторых регионов и обществ, которые тесно связаны с сезонным бизнесом.
Естественный уровень безработицы
Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как неизбежную, поэтому полная занятость населения имеет место при наличии в стране только этих двух форм безработицы. При полной занятости в производстве занято несколько менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы.
Полной занятостью является такой уровень занятости, когда в экономике имеется только фрикционная и структурная безработица.
Естественный уровень безработицы не может оставаться величиной неизменной, установленной раз и навсегда, хотя, по мнению западных экономистов, она колеблется в пределах 4 – 6%. В годы второй мировой войны, когда государство искусственно сдерживало рост фрикционной безработицы, вводя сверхурочные работы или запрет на увольнения, уровень естественной безработицы сокращался. В периоды бурных структурных перестроек естественный уровень безработицы растет за счет увеличения структурной безработицы.
4. циклическая безработица (иногда ее называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей) возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. В отличии от фрикционной и структурной безработицы, когда проблема заключается в несоответствии рабочих мест наличной рабочей силе, циклическая безработица возникает из – за недостатка рабочих мест в целом. Циклическая бнзработица тесно связана с движением экономического цикла: в фазе подъема уровень безработицы снижается, а в фазе депрессии – возрастает. В месте с тем безработица недостаточного спроса может возникать не только по причине цикличного экономичного развития, но и в результате хронического экономического застоя, что принято называть «долговременной стагнацией».
Особенности циклической безработицы (по сравнению с фрикционной и структурной безработицей) сводятся, во- первых, к наличию существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом. Во – вторых. Как и фрикционная безработица, циклическая безработица также широко распространяется в масштабах всей экономики. Наконец, в–третьих, продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно), превышает продолжительность фрикционной, но уступает продолжительности структурной безработицы.
Для борьбы с циклической безработицей необходимо придерживаться определенных программ государственной политики, обеспечивающих стабильные и здоровые темпы экономического роста. Кроме того, возможно осуществление общегосударственных проектов, таких как строительство автомагистралей, развитие и модернизация городского хозяйства в периоды депрессии, ведущих к повышению совокупного спроса.
Комбинация выше указанных факторов безработицы формирует ее общий уровень в стране. Вместе с тем за общей цифрой стоят реальные люди со своим социальным статусом, реальные регионы и отрасли. Наконец, общий уровень безработицы – это всего лишь статистический показатель, который может отличаться от реального положения на рынке труда. В связи с этим понятие безработицы следует конкретизировать, используя различные критерии.
Особую проблему при разработке политики занятости составляет достоверность определения количества безработных. Вопрос о том, кого следует считать безработными, до сих пор обсуждается как теоретиками, так и практиками. Сегодня практически все страны используют методику МОТ для определения численности безработных. Эта методика базируется на трех критериях «безработного состояния»: отсутствие работы или самозанятости; готовность и способность работать в данное время; осуществление практических шагов по поиску работы. Но вот дальше возникают разногласия в толковании этих критериев: в самом деле, можно ли считать безработным вынужденно частично занятого; какова должна быть продолжительность состояния «без работы, чтобы отнести человека к категории безработных? Как правило, каждое государство вырабатывает свои собственные уточнения статуса безработных.
В России определить реальный уровень безработицы еще сложнее не только из – за разногласий в ее понимании. Отсутствие нормальной информационной базы, недостаточная оперативность служб занятости, да и просто недоверие части населения этим службам порождает множество затруднений в определении безработицы. Так, чтобы получить статус безработного, человек должен зарегистрироваться в службе занятости. Излишне говорить, что далеко не все реально безработные идут в службу занятости, а многие, особенно в сельских районах, вообще не знают о существовании подобных служб. Но и это еще не все. От обращения и регистрации в службе занятости до получения статуса безработного нужно пройти проверку на соответствие некоторым условиям: человек должен искать работу в течении одной – четырех недель до обращения в службу, иметь работу в течении трех из предыдущих двенадцати месяцев, быть уволенным по собственному желанию, не иметь других источников доходов. Эти достаточно жесткие условия дополняются еще тем, что уже признанные безработными граждане не должны отклонять предложения служб занятости о трудоустройстве, а и без того мизерное пособие по безработице сокращается по мере «стажа» безработицы. Только следующие факторы могут заставить массу безработных обратиться в службу занятости:
- надежда найти новую работу;
- высокий уровень пособия по безработице, обеспечивающий нормальное существование;
- информированность населения о деятельности служб занятости;
- соответствие всем условиям (документально подтвержденное), необходимым для получения статуса безработного.
Все эти факторы работают в сторону преуменьшения реальной безработицы в стране.
Таким образом, регистрационный подход к определению безработицы не дает достоверных результатов. Необходимо разрабатывать другие методы оценки безработицы, например на основе выборочного обследования или экспертных выводов. Одновременно следует предоставлять населению полную информацию об их правах на рынке труда, пропагандировать деятельность служб занятости.
Безработица в России выходит на первое место в ряду макроэкономических проблем.
Пути минимизации безработицы
В целом политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к российским условиям.
Основные направления политики занятости, дают не только структурную, но и историко-логическую картину эволюции политики занятости. В самом деле, активной политики занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (так называемая пассивная политика). Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями, активизация поиска работы со стороны безработных и вывод части наемных работников с рынка труда.
В современных тяжелых для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости, не пытаясь слепо копировать опыт развитых стран. Необходимо прежде всего обозначить общегосударственные и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства на осуществление политики занятости.
К активным методам регулирования занятости относятся следующие меры:
- общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста;
- создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
- обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
Очевидно, что реализация этих задач – дело будущего. В настоящее же время основная тактическая задача в области занятости – приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Безработица России
Уровень безработицы к началу 21 века, несколько ниже средне всероссийских показателей, но примерно 1,5 раза превосходит уровень безработицы в США, Канаде. Японии. Общая численность безработных определяемая по методологии мот за 1992-98 увеличилась примерно в 2,3 раза и начала снижаться в 2002 составив примерно 6,15 млн. человек или 8,6% экономически активного населения. Удельный вес женщин среди без работных составил 46%;уровень безработных среди молодежи до20 лет превысил 23%, а молодежи в возрасте 20 – 24 лет – 13%. Несмотря на снижение безработицы и рост занятости, средний период поиска работы остался на уровне 8,6 млн. около 40% безработных ищут работу более года, сохранялась и значительная материальная дифференциация по уровню безработицы – в 2002г ее максимальный уровень (Республика Ингушетия) превосходил минимальное значение (Москва) в 16 раз. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Характеризовалась постоянным ростом до 1997 года и существенным сокращением их числа в 1997 – 2000 годах. С 2001 этот показатель повысился, составив в 2002 году 1.3 млн. человек или 1,7 экономически активного населения. По сравнению с 2001 зарегистрированная безработица выросла на 17,3%, тогда как доля официально зарегистрированных в общей их численности продолжает оставаться на низком уровне (около 21%).3
Выстраивание отношений работодателя со своими сотрудниками – проблема многогранная. И во многом она зависит от напряженности на рынке труда.
В целом в России вырисовывается следующая любопытная картина о временных периодах поиска работы.
Среднее время поиска работы безработными в ноябре 2004 года составило 8,5 месяцев и увеличилось по сравнению с ноябрем 2003 года на 0,3 месяца.
Стаж пребывания в состоянии застойной безработицы (1год и более) имели 38,4 безработных. В ноябре 2003г – 30,7
Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – около 47. среди безработных городских жителей доля застойной безработицы составила 34.4
В связи со всем сказанным резонно возникает вопрос, как смотрится Россия по сравнению с другими странами. Ответ простой, смотря с чем сравнив.
Причины незанятости (безработицы), в процентах
Перемена места жительства – 4%
Выход на пенсию или в отставку – 5%
Окончание срока временной сезонной работы – 10%
По состоянию здоровья, личным причинам – 13%
Сокращение персонала – 28%
Увольнение по собственному желанию – 33%
Другое – 7%
Задачи государства
Социально ориентированная экономическая политика предполагает создание условий для развития реального сектора, прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей населения; расширение инвестиций, профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы. Гарантирующих работу и современную профессию. Такая политика способна смягчить проблемы безработицы и смежные социальные проблемы среди которых основными являются – падение доходов и уровня жизни, социальное неравенство. В свою очередь преодоление негативных тенденций на рынке труда - условие перспективного развития трудового потенциала, служащего важнейшим фактором устойчивого экономического роста.
Количество безработных в Нижегородской области и Н.Новгороде
Всего в Нижегородской области в 2005 году уровень безработицы на регистрируемом рынке труда составил 0,79%, что на 0,2 п.п. меньше, чем в 2004 году. При этом наиболее высокий уровень безработицы отмечен в Арзамасском (2,61%), Вадском (2,17%), Воскресенском (2,1%), Краснобаковском (2,27%), Сергачском (2,91%) и Лукояновском (3,6%) районах области.5
Численность граждан, состоящих на учете в службе занятости, составила 21092 человека, из них 19042 - безработные , 17153 гражданам назначено пособие по безработице. Численность лиц, проходящих обучение по направлению службы занятости, составила 2497 человек, услуги по профессиональной ориентации получили более 20 тыс. граждан. В общественных работах участвовали 2353 человека. По сравнению с 2004 годом количество человек, состоящих на учете в службе занятости сократилось на 18,6%.6
В Нижнем Новгороде в 2005 году официальный уровень безработицы сократился на 0,27 п.п., по сравнению с 2004 годом и, по данным на 1 января 2006 года, составил 0,47%.
Как сообщается в пресс-релизе Управления федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области, наибольший уровень безработицы – 1,06% - зарегистрирован в Сормовском районе, а наименьший – 0,24% - в Нижегородском районе Нижнего Новгорода.
В Ленинском районе этот показатель составляет 0,78%, в Приокском – 0,55%, в Канавинском – 0,51%, в Автозаводском – 0,43%, в Московском – 0,42% и в Советском – 0,33%.
По данным на 1 января, отмечено в сообщении, в Нижнем Новгороде на учете в службе занятости состоит 4,335 тыс. человек, что на 14,7% меньше, чем в 2004 году. Из них, безработными признаны 3,666 тыс. человек, 3,318 тыс. человек получают пособие по безработице.7
7. Последствия безработицы и государственное регулирование занятости
Социальные последствия безработицы
Прежде всего, безработица является серьезным испытанием для самих безработных. Она снижает совокупный доход семьи, вынуждая жить на сбережения или на пособие по безработице. Жизненный уровень семьи понижается. Безработный нередко теряет квалификацию, и если период, в течении которого он остается без работы. Затягивается, безработный не может более претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки.
Кроме того. Безработица наносит людям, лишившимся работы, психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе. Неслучайно утверждение врачей о том. Что высокая и длительная безработица ухудшает здоровье нации.
Различные исследования показали, что у безработных ухудшается физическое и психологическое самочувствие – от недомогания, бессонницы, и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психологических проблем.
Особенно опасная безработица среди молодежи, заканчивающей средние учебные заведения. Отсутствие средней профессиональной подготовки. Специальности делает для них довольно сложной проблему трудоустройства. В этих условиях часть молодых людей может пополнить криминогенную среду.
Экономические последствия безработицы
Помимо социальных последствий, безработица несет прямые экономические издержки для всего общества. Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Общество как бы теряет определенный объем недопроизведенных товаров и услуг. Экономисты определяют эту потелярную продукцию как отстаивание объема валового внутреннего продукта, представляющего собой величину. На которую фактический ВВП меньше потенциального ВВП. Поскольку потенциальный ВВП – это уровень реального ВВП, который может быть достигнут при полном использовании ресурсов, поскольку разрыв между потенциальным и фактическим ВВП показывает уровень отстаивания фактического ВВП от потенциального ВВП:
Отстаивание объема ВВП = Потенциальный ВВП – Фактический ВВП.
Закон Оукена
Циклические колебания темпов роста ВВП влекут за собой колебания безработицы. Повышение темпов роста ВВП предполагает, что число вновь создаваемых рабочих мест ускоряется и, следовательно, спрос на труд увеличивается быстрее, чем его предложение. Снижение темпов роста ВВП влечет за собой противоположные последствия: если темпы роста ВВП замедляются, то число рабочих мест увеличивается медленнее; более того – число рабочих мест может вообще перестать расти и даже сократиться. Следовательно, увеличение спроса на труд замедлится; более того, спрос на труд может снизиться.
Таким образом, более высокие темпы роста ВВП ведут к сокращению безработицы, а низкие темпы роста ВВП предполагают, что безработица возрастает или, в лучшем случае остается на одном уровне. В этой связи большое теоретическое и практическое значение приобрел вопрос о количественном соотношении между темпом прироста ВВП и изменением нормы безработицы. Принципиальный ответ на этот вопрос дает закон Оукена, который может быть выражен в следующих положениях:
- если темп прироста ВВП равен 2,5 % в год, то норма безработицы изменяться не будет;
- если темп прироста ВВП будет выше 2,5%, то норма безработицы уменьшиться; при этом повышение темпа прироста ВВП на каждый процентный пункт сверх 2,5% повлечет за собой снижение нормы безработицы на 0,4 процентных пункта;
- если темп прироста ВВп будет меньше 2,5%, то норма безработицы вырастет; при этом снижение темпа прироста ВВП ниже уровня 2,5% повлечет за собой увеличение нормы безработицы на 0,4 процентных пункта на каждый процентный уровень ВВП.
В общем виде закон Оукена может быть выражен уравнением:
U = -0,4 * ( ВВП/ВВП * 100% - 2,5%),
где U – приращение нормы безработицы.
Уравнение может быть использовано для решения вопроса о том, к какому темпу роста ВВП должно стремиться правительство, чтобы достичь снижения нормы безработицы. Если, например, норма безработицы в стране равна 10%, а намеченный уровень безработицы должен быть равным норме естественной безработицы – 6%, то правительство может принять решение: необходимо добиться среднегодового темпа прироста ВВП, который должен равняться 5%. Тогда каждый год безработица будет снижаться на 1% и через 4 года она достигнет намеченного уровня.
Заключение
Таким образом, проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Проблемы формирующегося российского рынка труда нельзя решать без государственного вмешательства. Однако в российских условиях особенно важно строго дозировать его с тем, чтобы не препятствовать раскрепощению рыночных сил, не лишать свободы выбора ни рабочих, ни нанимателей, преодолевать сложившиеся в прежние годы чрезмерное огосударствление и централизацию политики занятости. Как показывает опыт других стран, положительные результаты приносит децентрализация политики занятости, что позволяет приспосабливать ее к региональным условиям. При этом усиливается значение местных органов власти в развитии производства, предпринимательства и занятости в своих регионах.
К серьезным последствиям безработицы относят: снижение дохода семьи, потеря безработными квалификации, ухудшение их физического и психического состояния, недопроизводство валового национального продукта в стране, в некоторых случаях рост преступности.
Государственное регулирование уровня и продолжительности безработицы осуществляется через службы занятости и выражается в предоставлении безработным информации о наличие свободных рабочих мест, организации обучения и переобучения, помощи в открытии собственного дела, организация общественных работ.
К активным методам регулирования занятости относятся следующие меры:
- общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста;
- создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
- обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
Очевидно, что реализация этих задач – дело будущего. В настоящее же время основная тактическая задача в области занятости – приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Литература
Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004 г.
Селищев А.С. Макроэкономика 3 – е издание.- СПб.: Питер, 2005 – 464 с.: ил. – (серия «Учебник для вузов).
Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп. (Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М 2005. – 672 с.- (высшее образование)
«Экономическая теория (макроэкономика)», Н.И. Базылев, С.П. Гурко, Мн., 2000г.
Экономическая теория – Носова С.С., М.: «Владос», 2000
Экономика и жизнь. Издательский дом «экономическая газета». Март 2005. №11.
www.regnum.ru
www.nta-nn.ru
www.uhr.ru
1 Экономическая теория – Носова С.С., М.: «Владос», 2000
2 Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп. (Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М 2005. – 672 с.- (высшее образование)
3 Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004 г.
4 Экономика и жизнь. Издательский дом «экономическая газета». Март 2005. №11.
5 www.regnum.ru
6 www.nta-nn.ru
7 www.uhr.ru