Содержание
Причины кризиса 2008 года
Основные направления развития российского бизнеса после кризиса 2008 года
Список использованной литературы
Причины кризиса 2008 года
2008 год однозначно войдет в экономическую историю России благодаря возникшему финансовому кризису и множеству сопутствующих ему негативных последствий. Сложившаяся в стране ситуация уже несколько месяцев не дает покоя ни правительственному аппарату, ни рядовым гражданам. Несмотря на то, что финансовый кризис сегодня у всех на устах, большинство россиян так и остается в неведении, почему все сложилось именно так, и когда наступят лучшие времена.
Причины российского финансового кризиса 2008-2009 годов лежат далеко за пределами страны. Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов, последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому, что мы имеем сейчас (3).
Впервые громко и много о финансовом кризисе заговорили в сентябре 2008 года, когда средства массовой информации начали освещать банкротство одного за другим банков США. Именно эту крупную державу экономисты сегодня считают виновницей всех бед. По мнению экспертов, причина кроется в ипотечном кризисе, возникшем в США вследствие безудержного стремления банков выдать как можно больше жилищных кредитов и получить тем самым огромную прибыль. Стремление – абсолютно естественное, но при этом договора ипотеки заключались зачастую с людьми, чьи финансовые доходы не позволяли совершать регулярные выплаты по кредитам. В итоге, все больше и больше квартир отходило в собственность банков, а покупателей на них оказывалось все меньше и меньше. Результатом этого явились ипотечный кризис и банкротство кредитных организаций, на руках у которых оказались миллиарды долларов неликвидной недвижимости.
Неблагоприятная ситуация в экономике США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего в нашей стране финансового кризиса считается также падение цен на нефть – молниеносное и значительное – со 150$ до 40$ за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.
Помимо внешних причин финансового кризиса нельзя оставлять без внимания и причины внутренние. Начиная с мая 2008 года, рост биржевых индексов РТС и ММВБ не только остановился, но и начал свое падение. В целом, к настоящему времени индексы упали на 70%. Свою ложку дегтя в августе 2008 года внес и грузино-осетинский конфликт, породивший противостояние России и стран Запада и повлекший за собой отток иностранного капитала из страны. Но многие западные экономисты склонны видеть причину этого не столько в военных действиях, сколько в возникших чуть ранее скандалах вокруг энергетических компаний ТНК-ВР и Мечел, когда западные и российские менеджеры также разошлись во взглядах на управление. И хотя большая часть этих конфликтов уже урегулирована, отношение Запада к нашей стране во многом изменилось, а фондовый рынок потерпел немало убытков (2).
Некоторые особенности отечественной экономики предопределили тяжесть тех последствий, которые еще ждут граждан в первой половине 2009 года (по прогнозам Е.Гайдара, предсказавшего еще в январе прошлого года финансовый кризис в России, именно в эти сроки его прочувствует "на своей шкуре" население).
1. Экономика России оказалась чересчур накачанной деньгами – за счет инвестиций иностранных государств. Теперь мы "расхлебываем" последствия не только отразившегося на нас мирового кризиса, но и нашего собственного, который возник бы рано или поздно все равно – глобальный кризис лишь ускорил его наступления и утяжелил проявления.
2. Психология россиян такова, что даже в кризисные времена мы не спешим начинать экономить. Новогодние туры раскупались на ура, количество денег, потраченное на застолье и подарки, превзошло все разумные пределы (по статистике, опубликованной в журнале "The New Times" – более 530 евро!) и т.д. Это приведет к тому, что, несмотря на прогнозируемое снижение инфляции в мире, в России цены на товары будут продолжать расти, по крайней мере, в первые два квартала 2009 года. А это усугубит последствия кризиса для малоимущих слоев населения, уволенных в последние месяцы с работы граждан и тех, кого отправили в вынужденные отпуска (к маю таких будет насчитываться более 0,5 млн. человек).
Чтобы сгладить социальные последствия, государство начинает активно вмешиваться в экономику. Ожидается, что будут национализированы многие (особенно градообразующие) предприятия.
У государства возникнет реальный соблазн задержаться в экономике (тем более, что при цене на нефть в 50 долларов за баррель другие способы получения доходов могут стать неэффективными) – а так уже было до перестройки и все помнят, что это закончилось крахом СССР.
Как бы долго аналитики не искали основную причину экономического и финансового кризиса, очевидно одно – крах мировой экономики происходит в результате ее несовершенства. Естейственно, что причина финансового кризиса это не какой-нибудь косметический дефект, причина кризиса должна быть достаточно весомой, это серьезный изъян делающий всю экономическую систему несовершенной, подверженной кризисам.
При чем, корень этого несовершенства кроется в самом отношении к финансам, жаждой получения суперприбыли, дохода от "сверхрентабельных" проектов. В результате такого дисбаланса экономика начала трещать по швам еще с 2007 года. Постепенно наблюдалось падение доверия к ценным бумагам, долгосрочным проектам, – финансовая система начала буксовать и сбоить, порождая цепную реакцию недоверия. Таким образом, основная причина финансового кризиса - она же движущий механизм рыночных отношений, максимизация прибыли любой ценой.
Наблюдаемый период роста экономики на рубеже тысячелетий своим подъемом обязан банковской системе, работающей "на честном слове" в буквальном смысле. Причем этот принцип стали практиковать не только в США, но во всем мире. Делая мировой экономике такую мощную инъекцию, финансисты запустили негативную, но модную тенденцию жизни в долг. Сама идея кредитования не является катастрофичной, если не принимает всеобщий, глобальный, можно сказать пирамидальный характер. Однако неконтролируемая выдача кредитов практически всем желающим не могла не обернуться для финансовой системы фиаско. Причина кризиса не в самих кредитах как таковых, но в отношении к ним.
Лозунг "Бери сейчас – плати потом" похоже, оказался правдой, при чем расплачиваться придется всему человечеству, и, скорее всего не один год. Очень актуален был бы лозунг "Берешь ты, а расплатятся все" или "А ты взял кредит?!". Предоставляя кредиты любому заемщику, практически не учитывая его платежеспособность, банки превышали все допустимые риски, теряя при этом возможность управления и контроля за кредиторами. Причины кризиса во всех стран одни и те же. Перенимая заокеанский опыт, многие финансовые учреждения Европы и Азии также оказались в подобной ситуации, тем самым, придавая финансовому кризису глобальный характер. Это еще раз доказывает порочность всей мировой экономической системы, ее беззащитность и уязвимость.
Катализатором финансового кризиса стал неконтролируемый рост денежной массы. Эмиссионные средства, поглощаясь отраслями промышленности и потребительским сектором, привели к повышению спроса на продукцию, и, как следствие к повышению цен. Ипотечный кризис в США – это лишь последствия дисбаланса, вызванного всеобщим кредитованием, идею которого охотно подхватили и другие страны. Сегодняшняя ситуация на финансовых рынках четко определяет невозможность существования мировой финансовой системы в прежнем ее виде.
Таким образом, причины финансового кризиса обусловлены самой современной экономической моделью, то есть стимулирование экономики осуществляется через кредит, через ссудный процент. Чтобы выплатить кредит, человеку, предприятию или государству нужно каждый год работать лучше чем в предыдущий, чтобы покрыть ссудные издержки. Понятно, что наращивать ВВП до бесконечности невозможно, когда- нибудь рост остановится, что автоматически означает невыплату кредитов и финансовый кризис. То есть причины экономического кризиса и причины экономического роста имеют один и тот же корень - ссудный капитал, монетарная модель экономики. Хотите устранить причины кризиса - меняйте модель
Основные направления развития российского бизнеса после кризиса 2008 года
Некоторые последствия финансового кризиса налицо уже сейчас, а с некоторыми России еще только предстоит столкнуться (5).
Девальвация рубля
Сегодня помимо упадка фондового рынка мы имеем снижение курса рубля по отношению к главным мировым валютам – доллару и евро. То есть девальвация рубля - уже реальность, хотя она и не такая резкая как в 1998 году. В целом, ожидается общее снижение доходов населения на фоне роста цен на товары и услуги.
Промышленность и занятость населения
Влияние финансового кризиса в России на себе ощутили практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение и сокращение рабочих мест.
Банковская система и сбережения граждан
Что касается банковской системы, то здесь можно отметить ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов).
Государство сегодня всеми силами поддерживает сферу банковских услуг, понимая ее большую значимость для страны, но все же некоторым мелким региональным банкам не удастся избежать краха. Основные силы Правительства направлены на поддержание наиболее крупных и значимых кредитных организаций. Поэтому больным вопросом у россиян сегодня является сохранность их сбережений. На этот счет особых причин для беспокойства быть не должно, так как если банк входит в систему страхования вкладов, то все сбережения в сумме до 700 тыс.руб. гарантировано будут сохранены.
Земля и недвижимость
Цены на землю и недвижимость также уже претерпели изменение в сторону уменьшения. Но финансовый кризис в России сыграл здесь скорее положительную роль, избавив рынок недвижимости от искусственного завышения стоимости объектов и ее беспрерывного роста.
Последствия финансового кризиса могут быть самыми разными, кризис вызовет как положительные, так и отрицательные изменения в экономике. Теперь уже ясно, что будет снижение доходов населения. Снижение курса рубля по отношению к другим валютам, то есть девальвация рубля (резкая или плавная). Происходит замещение частного капитала государственным.
Из-за финансового кризиса в России в 2008-2009 годах правительство уже пошло на сокращение государственных проектов в области инфраструктуры и строительства. Крупнейшие компании сокращают свои инвестиционные программы. Кризис коснулся уже каждого предприятия и каждого сотрудника, предприятия сокращают рабочий день и рабочую недели. Некоторые компании проводят сокращение персонала. Банки подняли ставки по кредитам, сворачивают ипотечные программы.
Из положительных моментов последствий финансового кризиса в России можно выделить оздоровление экономики, оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров - отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в России уже вызвал снижение цен на бензин, на недвижимость и землю, сдувание многих пузырей на разных рынках.
Положительные последствия финансового кризиса
В целом, кроме негативных последствий любой кризис имеет и определенные положительные моменты. На промышленном рынке происходит так называемый "естественный отбор". На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому – бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.
Обратимся прежде всего к малому и среднему бизнесу.
В данном случае, я думаю, необходимо скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому и среднему бизнесу не занимать.
Малому и среднему бизнесу легче перегруппироваться и сориентироваться, чтобы занять свободную нишу в экономике. "Входной билет" значительно дешевле, коммуникации проще. Еще совсем недавно многие инициативы разбивались о пороги бюрократического равнодушия или инвестиционной незаинтересованности в "мелочи". Государство начало осознавать социальную значимость и перспективы роста этого сектора экономики, подавая пока только знаки внимания. Не за горами, как я думаю, и создание реально работающих венчурных фондов, и предоставление возможности в получении недорогих кредитов, и внедрение целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Мне кажется, что в краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим "входным билетом" и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе я бы выделил следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.
В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, – имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.
Сейчас следует отметить, что финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые и средние компании – заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро- и малого бизнеса. В первую очередь, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания (3).
Таким образом, мне кажется, что лучшие перспективы ждут те виды малого бизнеса, которые направлены на конечного потребителя, – розничную торговлю и сферу услуг. Причем в кризис наиболее сильно пострадал так называемый "средний класс", поэтому наиболее востребованными становятся услуги и продукты экономкласса. Именно эти виды бизнеса чувствуют себя более устойчиво в условиях экономической нестабильности. К кризисным изменениям быстрее всего приспособились компании, которые работают на массовом рынке товаров и услуг повседневного спроса, неэластичного к изменению цены.
В условиях кризиса легче развиваться предприятиям, имевшим небольшую кредитную нагрузку, соизмеримую со своими возможностями. Малый бизнес обладает еще одним неоспоримым преимуществом – мобильностью. Он лучше адаптирован к стремительно меняющейся экономической ситуации, что позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и корректировать деятельность с оглядкой на спрос. Например, изменять продуктовый ряд, ценовую политику, переориентироваться на другую целевую аудиторию, оптимизировать затраты.
Я думаю, что среди производителей хорошо себя будут чувствовать небольшие компании пищевой и химической промышленности, пекарни, колбасные цеха, фасовочные линии и подобные модульные структуры. Хуже всех дела идут у МСБ, специализирующегося на строительстве и производстве материалов, оптовой торговле металлопродукцией, производстве и реализации продукции премиального сегмента.
Данное явление обусловлено тем, что компании малого и среднего бизнеса по определению являются более гибкими и адаптируемыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению с крупным бизнесом. Они способны быстрее переключиться на производство новой продукции и оказание новых услуг, оперативнее сократить издержки, наилучшим образом использовать свои преимущества в быстро меняющейся обстановке. Кроме того, банки не баловали представителей этого сектора кредитами, и предприятия привыкли надеяться на собственные ресурсы. Это привело к тому, что сегодня они не перегружены долгами, а значит, не имеют серьезных затрат по обслуживанию займов. Собственная выносливость малого и среднего бизнеса вкупе с объявленной широкомасштабной поддержкой государства должны привести к более быстрому выходу из кризиса этого сектора в целом.
Также следует отметить, что в выигрышном положении окажутся "незакредитованные" компании, то есть те, кто не имеет большой долговой нагрузки. Наиболее заметное снижение оборотов в розничной торговле произошло в сегментах бытовой техники, строительных товаров, а также на автомобильном рынке. До кризиса эти виды бизнеса были весьма привлекательными для банковского кредитования, а их продукция пользовалась стабильным спросом со стороны населения.
Далее хотелось бы рассмотреть развитие конкретных видов бизнеса после кризиса 2008 года.
Развитие нанотехнологий
В середине двадцатого века физика была популярной и даже модной наукой. Учеными ковались ядерные щиты двух противостоящих держав, физические факультеты университетов во всем мире отмечали увеличение числа студентов в разы. С распадом Советского Союза отечественная наука взяла в высокотехнологической гонке тайм-аут, а конкуренты, уже давно опережавшие нас, ушли в развитии технологий еще дальше.
Время шло и ставило новые задачи. Бурный экономический рост мирных девяностых, вызванный компьютеризацией и развитием высоких технологий, формирует новые стандарты качества жизни. Полноценное и безопасное существование теперь представимо лишь тогда, когда развита экология, медицина и здравоохранение, а в твоем распоряжении всегда есть интернет, мобильная связь, комфортные экономичные автомобили и прочие блага современности. "Наука для человека" - такой девиз вполне подходит этому времени. С этим лозунгом человечество встречает новый этап развития науки и технологий, название которому "эпоха нанотехнологий".
О своем существовании термин "нано" и различные вариации слов с его использованием громко заявили миру еще около 10 лет назад. Тогда в 2000 г. США объявила "национальную нанотехнологическую инициативу", при президенте был создан специальный комитет, координирующий работы по нанотехнологиям в 12 крупнейших отраслях промышленности и вооруженных силах. Интерес, проявленный к нанотехнологиям понятен: материалы, основу которых составляют структуры и элементы нанометрового масштаба, обладают уникальными свойствами и колоссальными перспективами практического применения. Почти сразу же с подобной инициативой выступили Япония, Китай и страны Европы.
Как это всегда бывает в России, все новое приходит к нам с некоторым опозданием. Наш ответ западу, государственная корпорация "Роснанотех" была учреждена федеральным законом №139-ФЗ 19 июля 2007 г. и стала одной из нескольких госкорпораций (в этом ряду "Газпром", "Роснефть", банк ВТБ, "Банк развития - ВЭБ", Фонд поддержки реформы ЖКХ, "Олимпстрой"), на плечи которых должно лечь выполнение стратегических целей страны. В скором времени нас ожидает создание национальной нанотехнологической сети. Эксперты спорят об эффективности такой формы организации как госкорпорация и выражают сомнение по поводу идеи законодательно закрепленной неподконтрольности госкорпораций правительству. Их доводы не лишены смысла, ведь в современных российских условиях с неутихающей коррупцией от благой идеи может ничего не остаться при такой реализации. Естественно возникают споры и о целесообразности создания такого крупного монстра, как Роснанотех. Ведь в руках кампании, прежде всего, сосредотачиваются колоссальные денежные средства, и лишь потом они конвертируются в сами технологии.
Какова же реальность нанотехнологий в России? Есть ли перспективы у необычного симбиоза науки и бюрократии, коим пока представляется Роснанотех? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит привести некоторые общие цифры по объемам инвестиций в нанотехнологии. В 2004 году мировая экономика инвестировала в них $8,6 млрд, в 2006 году эта цифра составила уже $12 млрд. Средняя скорость появления на рынке "нанотехнологичных" потребительских товаров в последние два года составляет 3 - 4 изделия в неделю. Объем продаж товаров, произведенных с применением нанотехнологий, в 2006 году составил огромную сумму в размере $50 млрд. В докладах аналитического агенства LUX Research (США), являющегося ведущей организацией в области анализа международных нанотехнологических рынков, Россия занимает на мировом рынке нанотехнологий место в зоне "младшей лиги" рядом с Бразилией и Индией. Для того чтобы вырваться в зону "доминант", где сейчас располагаются США, Япония, Германия и Южная Корея, России необходимо удержать тот темп, с которым мы взялись за освоение и развитие "нано".
Наноиндустрия является одним из перспективных и востребованных направлений развития науки, технологий и промышленности в экономически развитых странах, таких как США, государства ЕС, Япония и Китай. Эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе увеличение объема рынка нанотеха до 1 трл.долл
Согласно правительственным планам, объем производства продукции наноиндустрии в России к 2015 г должен превысить 900 млрд руб.
Развитие наноиндустрии предполагает создание современных кадровой, приборно-инструментальной, технологической и информационной баз, осуществление эффективной координации в этих областях, ликвидацию избыточных экономических, институциональных и правовых барьеров.
Официальный факт "признания" нанотехнологий государством и появление нормативной базы, в которой закрепляется официальная позиция о признании нанотеха одним из приоритетных направлений развития науки, является значимым фактором для развития рынка на начальном этапе. В этом смысле Россия повторяет опыт зарубежных стран, где государственные инвестиции в наноиндустрию способствовали позитивной динамике отрасли, а также привлечению в нее частных вложений.
Необходимо отметить, что объем государственных инвестиций в нанотехнологичную сферу сопоставим с аналогичными расходами зарубежных стран. А по процентному отношению ко всему бюджету, значительно их превосходит.
Положительно влияет на развитие рынка нанотехнологий на современном этапе привлечение к нано-разработкам внимания общественности и СМИ. Западный опыт развития рассматриваемого рынка свидетельствует, что данный факт способствовал значительному увеличению инвестиций в отрасль, а также увеличению стоимости акций компаний-разработчиков.
Остро стоит необходимость стандартизации нанопродукции, что обуславливается появлением все большего числа компаний, использующих приставку нано- для получения прибыли. Это обстоятельство в значительной мере дискредитирует в глазах общественности наносферу в целом.
В российских вузах сегодня появились специальности, связанные с наноисследованиями. Это будет способствовать преодолению дефицита научных кадров в данной отрасли.
К негативным факторам, влияющим на развитие рынка нанотехнологий, можно отнести:
длительность периода вывода продукции на рынок;
высокие технологические риски для экономических субъектов при неочевидной выгоде;
высокая стоимость разработки и внедрения нанотехнологий;
уникальность необходимого оборудования;
междисциплинарность исследований и многоаспектность прикладного применения создаваемых нанотехнологий.
Во многом именно эти факторы препятствуют привлечению частных инвестиций в отрасль.
Основным фактором, негативно влияющим на развитие рынка нанотехнологий в России является разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в производство. Во многом здесь сказывается отсутствие у российских ученых опыта по коммерциализации своих изобретений.
Можно также говорить о том, что Россия сейчас значительно отстает от других развитых стран и по патентам на нанотехнологические разработки и их комммерциализации.
Можно полагать, что у российского рынка есть потенциал для увеличения своего удельного веса на глобальном нанорынке (при условии сохранения также масштабных государственных "вливаний"). Об этом свидетельствует наличие перспективных наноразработок у российских ученых, конкурентоспособных на мировой арене. Хотя необходимо отметить, что место России среди стран нанотеха будет скромнее, чем говорится в правительственных оценках. Скорее всего российские компании на нанорынке смогут занять свою нишу только на отечественном рынке, без выхода на мировой. Это связано как с более позднем включением в "гонку нанотехнологий" (на 10 лет), так отставанием России от других стран в инновационной сфере в целом.
Алкогольный бизнес
Мне кажется, что на мировом рынке одним из самых популярных направлений бизнеса будет являться алкогольный бизнес.
В условиях неизбежного падения цены на нефть в 2 раза (до 60- 70 дол) в России неизбежно возрастает роль алкоголя как экономической составляющей бюджета, а значит - можно ожидать еще более "повышенного" внимания к алкоголю со стороны государства. Не будет ни снижения акцизов, ни введения минимальных цен на уровне разумных и обеспечивающих доступность легального алкоголя малоимущим, и ничего не изменится на нашем рынке, а доля нелегальной водки будет и дальше расти (хотя – напрашивается обратный вывод).
Алкогольный рынок России – средоточие всех социальных и экономических проблем нашего государства. Именно поэтому предкризисное состояние и послекризисное восстановление стали для нашего рынка практически нормальным состоянием. Россия- это прежде всего рынок водки и ее суррогатов, а также пива. Северные земные территории в большей степени сосредоточены в нашей стране. И, несмотря на плоды цивилизации, мы остаемся государством с самой ярко выраженной северной структурой потребления алкоголя. Но причины этого явления в России давно уже не климатические, а социальные. Мы употребляем на душу населения в 1,65 раза больше крепкого алкоголя, чем скандинавы, но при этом пьем вина в 3 раза меньше тех же финнов и шведов, не говоря уже о более южных европейцах. В то же время уровень потребления пива у нас уже почти достиг американского. Поэтому о кризисах алкогольного рынка в России лучше говорить с точки зрения стратегического направления - водочного производства.
В связи с тем, что практически нет на нашем рынке компаний, которые не зависят от кредитных линий "чужих" банков, за исключением компании "Русской стандарт", зависящей от банка, входящего в состав Холдинга, 11 заводов "Росспиртпрома, принадлежащих на 51% "ВТБ" и ряду других компаний, в капитале которых банки участвуют непосредственно, можно сказать, что кризис достаточно больно ударит по нашим компаниям: и производителям, и импортерам, и дистрибьюторам. Розница в лице ритейла уже нашла выход: они собираются кредитоваться за счет поставщиков продукции (так 10 лет работал на российском рынке "Рамстор" - отсрочки платежа составляли до 90 дней). Некоторые сетевые продавцы уже объявили об увеличении отсрочки платежа поставщикам алкоголя до 60-90 дней. Такую отсрочку могут себе позволить только очень крупные и диверсифицированные компании. А таких на рынке не так много.
Так недавно в прессе появилась информация, что единственной "прозрачной" в России алкогольной компании "Синергия" банк ВТБ может открыть кредитную линию на сумму до 350 млн руб. со ставкой до 30% годовых для "дочек" алкогольного холдинга "Синергия". Можно представить – насколько должна вырасти цена продукции при такой новой ставке кредита.
Туристический бизнес
Мне кажется, что еще одним из преимуществ российского бизнеса будет туристический бизнес.
За последние годы туризм в нашей стране стал динамично развивающейся отраслью, оказывающей все более заметное влияние на экономику и социальную сферу. В условиях кризиса, когда необходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы, особое значение приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление является приоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Туризм по сравнению с другими отраслями переживает экономический кризис менее болезненно. Именно в туризм в период кризиса могут прийти высвобождающиеся трудовые ресурсы, так как в этой отрасли очень большой процент составляют предприятия малого бизнеса. Сейчас правительство принимает антикризисные программы, благодаря которым могут быстро образовываться малые предприятия, в том числе туристические. Многие компании стараются преодолеть кризис тем, что создают новые маршруты, разрабатывают новые бренды. Турфирмы начинают по-другому подходить к формированию туристского продукта. Главное - сегодня турбизнес наконец начинает заниматься подготовкой непосредственно туристского продукта. Если раньше, как правило, туркомпании предлагали из года в год один и тот же однажды созданный турпродукт, то теперь все меняется, разработано много новых туристских маршрутов, интересных детских программ.
На основе предварительной статистики по итогам 2008 года в России наблюдается положительная тенденция развития туризма. Прошлый год показал стабильность развития отрасли. В 2008 году, по оперативным данным, общие траты россиян на туристские услуги (а они исчисляются в миллиардах рублей) выросли на 32,8%, количество услуг, оказанных гостиничным бизнесом, возросло на 12,4%. В прошедшем году число туристов, въезжающих в Россию, увеличилось на 67 тысяч, а количество выезжающих россиян возросло на 3 млн.
Федеральные целевые программы стали эффективной формой государственной поддержки развития конкретных отраслей или территорий. Необходимо использовать возможности ФЦП для создания правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии в перспективных регионах и по России в целом.
Наглядным положительным примером развития внутреннего туризма через федеральные целевые программы является ФЦП "Юг России (2008-2012 гг.)". Реализация программы предусматривает реконструкцию и модернизацию существующей инфраструктуры, а также строительство новых объектов в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее (3).
Основным показателем эффективности реализации программных мероприятий является количество посещений курорта отдыхающими. Так, за год в Республике Кабардино-Балкария количество туристов увеличилось на 23%, а в Республике Адыгея - на 32%.
Хорошие потенциальные возможности заложены в проекты программ развития туристской инфраструктуры исторических городов, предложения по развитию историко-культурных зон, возрождению российской провинции, развитию городов Золотого кольца России, а также в проект Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.
Минспорттуризм России поощряет и поддерживает работу предприятий туристской сферы, направленную на создание новых брендов внутреннего туризма и разработку новых туристских маршрутов.
16.08.2006 утверждена целевая федеральная программа "Развитие Сочи как горно-климатического курорта 2006/2014 года"
Целью программы является развитие спортивно туристической инфраструктуры Сочи и формирование условий для создания 1 в России горно-климатического курорта мирового уровня Сочи - Красная Поляна. Реализация программы позволит обеспечить российских спортсменов высокого класса тренировочными базами для подготовки по зимним видам спорта, а также возможность проведения в нашей стране международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта. Кроме того, она добавит городу Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.
Согласно программе, общий объем финансирования составляет 313,887 млрд. руб. В том числе из федерального бюджета запланировано выделить 185,822 млрд. руб., из них на капитальные вложения - 169,299 млрд. руб., НИОКР - 628,5 млн. руб. и прочие нужды - 15,894 млрд. руб. В бюджете Краснодарского края на реализацию программы должно быть предусмотрено 4,611 млрд. руб., в городском бюджете Сочи - 4,624 млрд. руб. Кроме того, 118,83 млрд. руб. предстоит привлечь из внебюджетных источников, из них на капитальные вложения - 94,18 млрд. руб. и на прочие нужды - 24,65 млрд. руб.
Программа предусматривает строительство спортивных и туристических объектов, необходимых для подготовки Российских спортсменов и проведения на Красной Поляне международных и национальных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийских объектов, соответствующих требованиям Международного олимпийского комитета (МОК). Будут приведены в соответствие с требованиями МОК транспортная, спортивная, инженерная и туристическая инфраструктура Сочи и на Красной Поляне . Завершится реконструкция аэропорта Адлер - Сочи , значительно улучшится уровень связи, станет надежным энергоснабжение курорта . Соответствующие структуры проведут целый комплекс природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие на окружающую среду.
Я считаю, что необходимо отметить, что и федеральные целевые программы, и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа являются эффективным инструментом привлечения инвестиций в отрасль, так как создают основу для формирования инвестиционных площадок. Финансирование со стороны государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы являются важными факторами для привлечения инвестиций в туризм.
Список использованной литературы
Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: Инфра-М. 2009.
Балацкий Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирические оценки // "Мониторинг общественного мнения", №2, 2007.
Судный день массового инвестора // "Капитал страны", 15.10.2008.
О природе финансового кризиса: инвесторы и спекулянты // "Капитал страны", 13.10.2008.
Быков П. Накануне великой революции // "Эксперт", №42(631), 2008.
Финансовый кризис: во всем виноваты бренды! // "Капитал страны", 17.10.2008.
Леонтьев Б.Б. Проблемы оценки интеллектуального капитала / В сб.: Конкурентоспособность в условиях информационного общества: опыт стран БРИК: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ГУУ, 2008.