БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ»
МИНСК, 2009
1. Понятие малого бизнеса
В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.
Рассмотрим, как определяют понятие «бизнес» ученые-экономисты.
В принятой в республике нормативной терминологии нет понятия бизнес. Однако в литературе, периодической печати, оно получило широкое распространение. По определению отечественных и зарубежных исследователей процессов рыночной экономики, бизнес как вид экономической деятельности – это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода.
Понятие бизнеса (от англ. business - дело, антерпренерство) в Словаре современных экономических и правовых терминов трактуется как:
1. Форма экономической ответственности субъектов хозяйствования, направленная на достижение определенных результатов в экономической области (получение прибыли и т.п.). Бизнес классифицируется: в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования на промышленный, торговый, фондовый и др., в зависимости от величины хозяйственного оборота, получаемой прибыли, – малый, средний, крупный.
2. Инициативная, самостоятельная, экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных и заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3. Предприятие, фирма или совокупность предприятий, приносящая прибыль в результате осуществления определенных видов деятельности. Как правило, это экономически обособленные малые и средние предприятия, административно независимые от государственных и иных учреждений, ориентированные на рынок, формирующие структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги.
4. Сделки, торговые операции.
5. Профессия, занятие человека, предпринимателя.
По первому определению, малый бизнес – это экономическая деятельность, дающая прибыль на малых и средних предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих по отношению к монополиям подчиненную роль в экономике.
Что касается второго определения то, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве» данное определение бизнеса и есть предпринимательство. Основными признаками предпринимательства, отличающие его от других форм экономической деятельности, является самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.
В третьем определении понятие бизнес уже непосредственно трактуется как «малые и средние предприятия».
Аналогичная трактовка понятий бизнес – предпринимательство просматривается в рамках многих авторов.
Так, А.В. Злоказов понимает под предпринимательством «деятельность человека, обладающего особыми психологическими свойствами, самостоятельно объединяющего факты производства с целью создания и расширения нового продукта, бизнеса, производственного процесса или более совершенной организации дела, связанная с риском, неопределенностью и осуществляемая для получения выгодного хозяйственного результата в рамках законов, норм, обычаев, традиций, принятых в обществе».
По мнению С. А. Иванова, «предпринимательство – это сложное социально-экономическое явление, в основе которого лежит экономически независимая деятельность, осуществляемая физическими или юридическими лицами с целью получения денежного дохода и объединяющая трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг с целью реализации последних на рынке в условиях конкуренции».
С точки зрения инноваций и общественного воспроизводства В. Е. Савченко считает, что предпринимательство «это особая инновационная форма воспроизводства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику».
Также В.Е. Савченко отмечает, что страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере, ее общественно-экономический прогресс динамичен и устойчив, она имеет обнадеживающие перспективы.
В свою очередь, малое предпринимательство – это предпринимательство, осуществляемое субъектами, признанными таковыми в соответствии с законодательством. Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 19 октября 1996 г. № 685-ХII, под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица с определенной среднесписочной численностью работников.
Как отмечает А.И. Лученок, термин «малое предпринимательство» вполне корректен в том случае, когда речь идет о деятельности небольших по размеру предпринимательских структур как составной части более широкого понятия «предпринимательство».
Значит, малое предпринимательство является особым типом предпринимательства, который отличается от других размером предприятий, численностью работающих, отраслевой принадлежностью.
А. Колесников и Л. Колесникова также отмечают, что «владелец бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, – всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство – малый бизнес.
Таким образом, отличие понятий «предпринимательство» и «бизнес» состоит в том, что предпринимательство указывает на хозяйственную деятельность в рамках существующих законов. Поэтому в четвертом и пятом определениях понятие бизнес и предпринимательство не тождественные.
Термин “малый бизнес” в основном получил распространение в англоязычных странах. В Европе, США и Японии используют термин «мелкие и средние предприятия». В связи с тем, что в Республике Беларусь законодательно не закреплено отнесение предприятий к микро– и средним, нами рассматриваются малые предприятия и малое предпринимательство в целом.
Малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различаются в разных странах экономики), реже – оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.
Критерий «количество работников» является основным, так как отвечает следующим требованиям:
– инфляционно устойчив – на него не влияют колебания покупательской способности валюты;
– является прозрачным - легко определяется и понимается;
– является сопоставимым – он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;
– является доступным – данные легко получить.
Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, по определению Администрации малого бизнеса США, малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 6 млн. у.е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Германии также к малому бизнесу относят предприятия с числом работников не более 500 чел. В Японии к малому бизнесу относят предприятия с числом занятых до 300 чел.
В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся предприятия со следующей среднесписочной численностью работников:
– в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;
– в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 чел.;
– в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел.;
– в бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 чел.;
– в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.
Согласно Рекомендации ЕC 2003/361, вступившей в силу с 1 января 2005 г., к «средним предприятиям в Республике Беларусь относятся предприятия с численностью сотрудников до 250 чел. и годовым оборотом до 50 млн. евро» [48, с.5].
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что авторы практически единодушны в своем понимании бизнеса. Однако полнота их определений несколько различна. В понятие малый бизнес входят: малое предпринимательство, малые предприятия и предприниматель. Поэтому «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными.
Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.
В дальнейшем (в дипломной работе) к малому бизнесу (малому предпринимательству) будем относить малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.
2. Достоинства и недостатки малого бизнеса
Малый бизнес существует давно. Многие страны с развитой рыночной экономикой в полной мере ощутили эффективность предприятий малого бизнеса и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются производством товаров или услуг в небольших масштабах. Экономика таких стран, как Германия, США, Великобритания, во многом основывается на деятельности таких предприятий. Наибольшее влияние на развитие малого предпринимательства оказывают следующие факторы:
а) развитие сферы обслуживания;
б) резкий скачок научно-технического прогресса, вызвавший общие технологические изменения. К примеру, возникли сталелитейные мини-заводы, оснащенные малогабаритным оборудованием, выпускающие уникальное оснащение для крупных компаний и способные успешно осуществлять ценовую конкуренцию с металлургическими концернами. Для мелких фирм с компьютеризированным производством стали доступными такие сложные сферы деятельности, как полиграфия, проектно-конструкторские, дизайнерские работы;
в) уменьшение габаритов и стоимости информационных систем, упрощение их использования;
г) повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
д) решение малыми фирмами вопроса безработицы;
е) сокращение продолжительности рабочей недели и возможность использования свободного времени в малом бизнесе.
Но, обладая указанными преимуществами, малые и средние предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается постоянным разорением многих из них.
Согласно зарубежной статистике, именно нехватка управленческих знаний явилась одной из основных причин массового разорения мелких фирм в 80-х гг. Проведенный анализ показал, что лишь в 10 % обследованного ряда предприятий, их руководители соответствовали стереотипу предпринимателя. Можно сказать, что суровая необходимость обусловила переход от традиционных иерархических подходов и самоорганизации к потребности научных представлений об управлении в малом бизнесе, разработке адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, направленных на рациональное сочетание формальной организованности структуры и активизации человеческого фактора.
Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса – важнейшее условие его развития.
Перечислим некоторые достоинства малого бизнеса.
Независимость действий. Малый бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю.
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений (что значительно уменьшает расходы за счет предельно рациональной организации и управления производством), что позволяет быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей). Это имеет особое значение в торговле – в первую очередь, модными вещами, а также услугами. По мере удовлетворения первичного спроса на какой-то вид потребительских товаров (особенно длительного пользования) у отдельных групп покупателей формируются специфические требования к изделию. Это приводит к потребности новых моделей и модификаций продукции, новых подвидов сервиса, быстро осваиваемых малым бизнесом.
Из-за узкой специализации сокращаются издержки производства, осуществляется короткий технологический цикл, сокращаются запасы в незавершенном производстве и ускоряется оборачиваемость средств (например, по зарубежным данным, скорость оборота капитала у мелкой фирмы в 2–2,5 раза выше, чем у концерна), и осуществляется устойчивый сбыт продукции.
Узкая специализация субъектов малого бизнеса чрезвычайно важна для повышения качества выпускаемой продукции, ее реализации. В равной степени это относится к сфере услуг, где качество предоставляемого сервиса повышает спрос на него. В зарубежной литературе отмечается, что «быстрая приспособляемость мелких фирм к меняющимся требованиям рынка, способность к оперативной перестройке производства, готовность идти на оправданный коммерческий риск позволяют в сжатые сроки удовлетворять потребительский спрос и составляют их ощутимое превосходство перед крупными предприятиями».
Известно, что качество производимой продукции и предоставления услуг, спрос на них находятся в прямой зависимости от возможностей и способности субъектов хозяйствования осуществлять техническое перевооружение и технологическую переориентацию. При всей сложности вопроса, тем не менее, небольшим предприятиям свойственно быстро внедрять и апробировать новые технологии, а также частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания между механизированным и ручным трудом. На этот счет проведено достаточно много исследований как зарубежными, так и отечественными специалистами.
Действительно, уровень конкурентоспособности некоторой доли малого промышленного и наукоемкого бизнеса объясняется наличием прогрессивной производственной базы при относительно небольших масштабах затрат и усилий на ее создание. В мировой практике этому способствовали общее изменение технологического уклада, появление принципиально новых технологий, основанных на информационной базе и трансформировавших природу промышленной продукции. В станкоинструментальной промышленности США, например, в 1996 г. было 11,7 тыс. фирм, применяющих современные технологии, среди которых 8,4 тыс. с числом занятых до 20 чел.
Адаптация к особенностям местных условий. Субъекты малого бизнеса идеально организованы и приспособлены для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка. Обладая большей мобильностью, чем крупные предприятия, малые предприятия способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они поддерживают занятость населения и создают рабочие места, выполняют вспомогательные функции по сравнению с крупными производителями. В США известно немало случаев, когда успешно действующие на национальном уровне компании не могли конкурировать с малыми фирмами на местах, потому что те лучше знают специфический спрос на местных рынках.
Преимущества при специфическом или персональном рынке. Более крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.
Наибольший интерес представляет анализ предоставления профессиональных, деловых услуг, ставших выгодной сферой приложения капитала в малом бизнесе. Речь идет о юридических консультациях, бухгалтерских работах, рекламных агентствах, управленческом консультировании, копировально-множительных бюро, содействии в организации производства и сбыта продукции и т.п. Число небольших фирм, оказывающих такого рода услуги, быстро растет. Если, например, в США в 1976 г. было 142 тыс. фирм деловых услуг с общим числом занятых 2,9 млн. чел., то в 1996 г. – уже 249 тыс. с количеством работающих 5,8 млн. чел. В 2000 г. каждые 4 из 5 рабочих мест в США приходятся на эту сферу деятельности.
Сильные симпатии к малому бизнесу. Малый бизнес ассоциируется с «американской мечтой», поэтому в общественном мнении преобладают симпатии к малым фирмам и обычно к ним не относятся многие критические оценки, высказанные в адрес большого бизнеса. В США, например, действует традиция «защиты этого славного парня», т.е. малый бизнес пользуется поддержкой в конгрессе, ему предоставляется много льгот, особенно в плане оплаты налогов.
Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшой первоначальный объем инвестиций).
Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.
Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела пойдут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.
Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как «многостаночники».
Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в таких современных отраслях, как электроника, генная инженерия, компьютеры. В США говорят, что именно малым предпринимателям еще присущ романтизм, когда-то типичный для американского предпринимательства.
Продолжением преимуществ малого бизнеса являются его недостатки. В чем же они состоят? У малых предприятий есть несколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Они обусловлены как раз тем, что этот бизнес является малым. К числу основных из них относятся:
Низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Эти сложности вызваны стремлением малого бизнеса к независимости (важнейшее его преимущество!), которая существенно ограничивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.
Недостатки в кредитовании малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес. Действительно, малый объем каждой сделки, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности таких предприятий, делают кредитование малого бизнеса невыгодным.
Невыгодные позиции в конкурентной борьбе, несмотря на всю изворотливость малого бизнеса, его близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят представителя малого бизнеса в невыгодное положение, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством.
Проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом (хотя понятно, что в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.
Сложности начала деятельности малого бизнеса. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его, как правило, нет, но малый бизнес — это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.
Можно назвать еще ряд слабостей: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, когда малое предприятие – акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; проблемы с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше – престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экспорта; недогрузка основных фондов.
Отсюда вывод: малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный. Такой вывод делают исследователи малого бизнеса в рыночной экономике. Из него же исходят и государственные структуры, призванные регулировать систему хозяйственных отношений, экономическую стратегию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.
2.Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.
3. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Улучшение деловой среды в Беларуси // Аналитический отчет МФК – Минск, 2008.