Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Показатели и методы оценки эффективности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………..…….………3

1. Теоретические основы эффективной деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования……………………………..……...…..5

1.1. Понятие экономической эффективности предприятия и методика ее оценки……………………………………………………………...………………5

1.2. Факторы и показатели, влияющие на эффективную деятельность предприятия в условиях рыночной экономики….……………………………..11

2. Анализ эффективного функционирования предприятия………………17

2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия..…………….17

2.2. Анализ и оценка деятельности предприятия….………………..................20

3. Пути повышения эффективной деятельности предприятия….…………….30

3.1. Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия…...................30

3.2. Укрепление финансового состояния предприятия…………….……….....31

Заключение……………………………………………………………….........…36

Список использованной литературы…………………………………………...38

Приложения…………………………………………………….…………...........40

Введение


Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и в конечном счете, всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.

Возрастает необходимость в проведении экономического анализа: если при плановой экономике предприятие, бывшее тогда государственным, могло рассчитывать на получение денежных средств от государства - на различные дотации и финансирование, а также на получение кредитов в государственном банке даже при неблагоприятном финансовом положении, то есть могло рассчитывать на выживаемость даже при невнимательном отношении к своей финансово - экономической деятельности, то в условиях рынка ситуация значительно меняется. Произошло разгосударствление экономики. Предприятия стали не только государственными, а в подавляющем своем большинстве - частными или акционерными. Изменилась схема финансирования предприятий, главной целью и главным экономическим смыслом работы предприятия стало получение прибыли. Изменились и взаимоотношения отдельного предприятия с внешней экономической средой. При самостоятельном выборе партнера стало важным и нужным получение как можно более полной и обширной информации о его финансово - экономической деятельности, а экономический анализ - важный инструмент для обработки данной информации в целях вынесения хозяйственно - управленческого решения. При выборе банка, особенно после печально известных случаев банковских банкротств и потерь денег клиентами банка, анализ финансового состояния банковской организации, ее перс- пектин развития, учитывая не только “ статическое “ положение на сегодняшний день, стало необходимостью для каждого хозяйствующего субъекта.

Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий и их внутренних подразделений. Анализ на микроуровне связан с повседневной финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров.

Главная цель данной работы - исследовать эффективность деятельности предприятия ОАО «Электроагрегат», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;

характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;

характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных;

оценка финансовой устойчивости;

расчет коэффициентов ликвидности;

анализ прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.

1. Теоретические основы эффективной деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования


1.1. Понятие экономической эффективности предприятия и методика ее оценки


Термин «эффективность» универсален. Его применяют во всех сферах человеческой деятельности: экономике, политике, науке, технике, культуре и т. д.

В смысловом отношении эффективность связывается, во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Одна результативность не в состоянии всесторонне характеризовать эффективность, поскольку может быть достигнут результат, но не лучший. Экономичность также не характеризует эффективность, поскольку могут быть минимальные затраты при невысоких результатах. Поэтому под эффективностью понимается уровень (степень) результативности работы или действия в сопоставлении с произведенными затратами.

В экономике предприятия в самом общем виде эффективность означает результативность хозяйственной деятельности, соотношение между достигнутыми результатами и затратами живого и овеществленного труда. Уровень эффективности характеризует уровень развития производительных сил и является важнейшим показателем развития экономики. На предприятии затраты имеют форму авансируемого основного и оборотного капитала, а конечные результаты - форму прибыли. Таким образом, показатель экономической эффективности дает представление о том, какой ценой предприятие получает прибыль. Сопоставление затрат и результатов используется в практике обоснования хозяйственных решений.

Уровень эффективности определяется сопоставлением двух величин - экономического эффекта (результата) и затрат ресурсов, при помощи которых он был достигнут:

Эффект Затраты ресурсов
Эффективность = или .

Затраты ресурсов Эффект

При оценке эффективности необходимо различать критерий и показатели.

Показатели экономической эффективности дают представление о том, ценой каких затрат ресурсов достигается экономический эффект. То есть с их помощью измеряется уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Измерить с помощью одного показателя уровень эффективности невозможно, поскольку он складывается под воздействием многих факторов, порой противодействующих друг другу. Поэтому среди всей совокупности показателей принято выделять один, наиболее полно характеризующий уровень эффективности, имеющий не только количественную, но и качественную определенность. Такой показатель в экономике принято называть критерием.

В качестве критерия могут выступать различные показатели:

на уровне предприятия - максимальная прибыль на единицу ресурсов;

в масштабе национальной экономики - максимальный ВВП на единицу потребленных ресурсов.

Анализ показывает, что эти показатели характеризуют скорее цели производства, их соотношение между затратами и результатами. В наибольшей мере требованиям оценки экономической эффективности отвечает такой показатель, как производительность труда. Чаще всего его называют в качестве критерия эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Что касается частных показателей экономической эффективности, то их номенклатура зависит от цели и объекта оценки.

Иногда понятия «критерий» и «показатель» употребляются как синонимы. Такой подход нельзя назвать обоснованным. Дело в том, что результат производственно-хозяйственной деятельности или осуществление тех или иных организационных, технических, экономических и других мероприятий может быть выражен качественно и количественно, то есть имеет качественную и количественную определенность. Качественная сторона производственного результата отражается критерием, а количественная -показателями эффективности. Показатели эффективности, количественно выражающие какой-либо критерий, различаются между собой по полноте, с которой они характеризуют эффективность. Так, показатель производительности живого труда является локальным по отношению к показателю производительности совокупного труда, он охватывает лишь часть сферы функционирования труда.

Различают натуральные, стоимостные, условные и другие показатели оценки экономической эффективности. Использование каждого из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Широкое применение при оценке эффективности получили натуральные показатели, такие как выработка продукции в натуральном выражении. Их использование исключает побочное влияние, например, цен на результаты измерения эффективности. Но применение натуральных показателей очень ограниченно. Оно возможно только при сравнении однородной продукции или качественно однородного труда.

Поиски возможности соизмерить разнокачественную продукцию и разнокачественный труд каким-либо синтетическим показателем без применения стоимостных категорий привели к разработке различных условных показателей (чистая продукция, добавленная стоимость, нормативная трудоемкость). Основной недостаток существующих в настоящее время расчетных, условных показателей - их слабая научная обоснованность. Все это говорит о том, что универсальных, всеобъемлющих показателей эффективности пока не разработано. Выбор наиболее подходящего из имеющихся должен быть сделан исходя из конкретных условий определения эффективности на каждом предприятии.

Эффективность различных видов хозяйственной деятельности определяется в целях решения двух планово-экономических задач. Во-первых, для выявления и оценки уровня использования отдельных видов затрат и ресурсов, а также экономической эффективности производства на различных его уровнях (национальной экономики, отрасли, предприятия, отдельного хозяйственного мероприятия). Во-вторых, для экономического обоснования и отбора наилучших (оптимальных) производственно-хозяйственных решений (внедрение новой техники, технологии и организации производства, труда и управления, размещение предприятий, варианты инвестирования и т.д.).

В соответствии с названными объектами и методами расчета различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность производства.

Общая (абсолютная) применяется для анализа и оценки общеэкономических результатов, эффективности производства на различных уровнях экономики за определенный период и в динамике. Она характеризует величину экономического эффекта в сопоставлении с затратами и ресурсами. Ее определение базируется на расчете обобщающих и дифференцированных показателей, отражающих уровень эффективности затрат и ресурсов. Например, на уровне национальной экономики таким показателем будет отношение ВВП к численности работников сферы материального производства, на уровне предприятия — рентабельность производства.

Сравнительная (относительная) эффективность определяется в целях обоснования социально-экономических преимуществ какого-либо варианта решения производственно-хозяйственной задачи, отбора из рассматриваемых вариантов наиболее эффективного с точки зрения соотношения текущих и единовременных затрат при его реализации. Если, например, один из сравниваемых вариантов при реализации требует меньших капитальных вложений и одновременно обеспечивает более низкую себестоимость продукции, то при прочих равных условиях он признается по показателю сравнительной эффективности экономически более выгодным. В этом случае достигается двойной эффект: экономия от снижения себестоимости продукции и экономия на производственных фондах и капитальных вложениях. Могут быть случаи, когда вводятся дополнительные капитальные вложения, которые снижают себестоимость продукции, работ и услуг. Целесообразность их осуществления также может быть оценена с помощью сравнительной эффективности. Определяется сравнительная эффективность как отношение экономии текущих затрат к обратной разности капитальных вложений по вариантам.

Расчеты общей и сравнительной эффективности дополняют друг друга, то есть все известные методы оценки эффективности хозяйственных решений, например инвестиционных проектов, представляют собой сочетание показателей общей и сравнительной эффективности.

Следует иметь в виду, что показатели общей экономической эффективности могут применяться при выборе одного из нескольких альтернативных вариантов решения производственно-хозяйственной задачи. Но обратное невозможно: показатели сравнительной экономической эффективности не могут характеризовать абсолютную эффективность. Данное обстоятельство объясняется тем, что показатели абсолютной эффективности являются универсальными, а показатели сравнительной эффективности в практику оценки введены для решения частных задач и расчетов при сравнении различных вариантов и основаны на сравнении текущих затрат и инвестиции.

В методологии оценки эффективности помимо экономической принято выделять социально-экономическую эффективность. Она отражает не только эффективность потребления результатов труда. Проблема состоит в том, что многие социально экономические мероприятия, проводимые на предприятии, по показателям абсолютной и сравнительной эффективности могут быть убыточными, поскольку между человеческим фактором, на который они оказывают влияние, и результатами хозяйственной деятельности отсутствует прямая связь. Социально-экономическая эффективность может выражаться в таких показателях, как степень удовлетворенности членов трудового коллектива результатами труда, условия и безопасность труда, утомляемость, нагрузка на внешнюю экологическую среду, качество жизни и т. п. В ряде проектов социально-экономическая эффективность может быть решающим фактором их реализации. Показатели социально-экономической эффективности дополняют расчеты абсолютной и сравнительной эффективности, делая оценку эффективности более системной и комплексной.

В зависимости от объекта и способа оценки методы определения и система показателей экономической эффективности могут существенно различаться. Так, выделяют методы определения экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности (функционирования) предприятия в целом, отдельных хозяйственных процессов (производства, маркетинга, формирования и использования ресурсов, сбыта, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), управления предприятием, организации производства, труда и управления, инноваций (нововведений) и т.п.

Например, большинство отечественных методик определения экономической эффективности предназначены для оценки эффекта в производстве: технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов создания и внедрения в производство новой техники; отражения показателей экономической эффективности в нормах, нормативах и планах развития предприятий; совершенствования ценообразования и стимулирования разработчиков. Поэтому все показатели эффективности производства базируются на оценке эффективности использования производственных ресурсов, к которым относятся основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы, инвестиции.

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности помимо эффективности производства включает в себя эффективность использования финансовых ресурсов предприятия. Отдельные методики оценки финансовых ресурсов в настоящее время имеются. Однако комплексные методы оценки эффективности функционирования, учитывающие синергический эффект взаимодействия производственной и финансовой деятельности предприятия, пока не разработаны.

Методика расчетов экономической эффективности зависит также от отраслевой специфики предприятия. Так, факторы и источники экономии в машиностроении и легкой промышленности могут быть совершенно разными.


1.2. Факторы и показатели, влияющие на эффективную деятельность предприятия в условиях рыночной экономики


Одним из наиболее известных методов оценки эффективности деятельности предприятия является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия.

Чтобы определить уровень эффективности работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.

Во-первых, затраты могут рассматриваться как текущие издержки предприятия - себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли, используемых при расчетах.

Во-вторых, затраты могут быть приняты как авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные варианты определения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов.

Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).

Прибыль как экономическая категория выступает:

в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;

результативным оценочным показателем деятельности предприятия;

источником развития предприятия и финансирования его деятельности.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.

Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.

Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.•

Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.

Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций.- Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.

Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.

Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли.

Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.

Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.

Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума.

Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.

Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).

Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.

Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).

Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.., Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

С учетом этого различают следующие функции прибыли: • инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

финансирующая — часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);

предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;

отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность — это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент иди в процентах.

Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат -себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

рентабельность продукции — определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

рентабельность оборота - рассчитывается как частное отделения величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).

В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется:

на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);

на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;

на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).

Резервы роста прибыли — это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.

При определении потребности предприятия в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

налога на недвижимость;

процентов по банковскому инвестиционному кредиту;

возвращаемой части кредита банку;

возвращаемой части коммерческого кредита (для приобретения основных фондов) и т.д.

Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия.

На основе прибыли рассчитываются следующие показатели рентабельности:

рентабельность общая

Показатели и методы оценки эффективности предприятияПоказатели и методы оценки эффективности предприятия,

где Пбал – балансовая прибыль предприятия (или чистая);

Показатели и методы оценки эффективности предприятия – среднегодовая стоимость основного капитала;

Показатели и методы оценки эффективности предприятия – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств;

рентабельность продаж (оборота)

Показатели и методы оценки эффективности предприятияПоказатели и методы оценки эффективности предприятия,

где Ппродаж – прибыль от продажи продукции;

Vпродаж – объем продаж;

рентабельность основного капитала

Показатели и методы оценки эффективности предприятияПоказатели и методы оценки эффективности предприятия;

Показатели и методы оценки эффективности предприятиярентабельность собственного капитала

Показатели и методы оценки эффективности предприятия.

В системе оценки эффективности работы предприятия очень важными является группа показателей деловой активности предприятия, характеризующая оборачиваемость капитала предприятия. Среди них различают следующие показатели:

Показатели и методы оценки эффективности предприятия1) фондоотдача

Показатели и методы оценки эффективности предприятия,

где ВП – выпуск продукции;

2) фондоемкость

Показатели и методы оценки эффективности предприятияПоказатели и методы оценки эффективности предприятия;

3) оборачиваемость активов

Показатели и методы оценки эффективности предприятия;

4) оборачиваемость оборотных средств

Показатели и методы оценки эффективности предприятия.

Все вышеперечисленные показатели являются относительными, но немаловажное значение имеют и абсолютные показатели эффективности или эффекта работы предприятия. К ним относятся:

объем продаж продукции (работ, услуг);

полная себестоимость продукции;

прибыль от продажи;

балансовая прибыль (до налогообложения);

чистая прибыль (после налогообложения).

Абсолютные показатели лежат в основе расчета относительных показателей и характеризуют финансовые результаты.

Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности.

Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капитальных вложений в производство свидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятия.

Эффективность работы предприятия характеризуется его финансовым состоянием. Важнейшими обобщающими показателями финансового состояния выступают следующие критерии.

1) Платежеспособность – способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы.

Платежеспособность характеризуется коэффициентом платежеспособности, который определяется по формуле:

Показатели и методы оценки эффективности предприятия.

Коэффициент измеряет финансовый риск, т. е. вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.

2) Ликвидность предприятия – отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства) или возможность превратить активы предприятия в деньги для оплаты обязательств.

Ликвидность характеризуется показателями:

коэффициент общей ликвидности:

Показатели и методы оценки эффективности предприятия;

Чем выше значение коэффициента, тем выше платежеспособность предприятия.

коэффициент покрытия:

Показатели и методы оценки эффективности предприятия.

2. Анализ эффективного функционирования предприятия


2.1. . Экономико-организационная характеристика предприятия


Простое ознакомление с показателями баланса может само по себе многое сказать о фирме. Такая статья актива, как основной капитал (основные средства – земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование) может служить ориентиром для банка, к которому обратилась фирма за кредитом, ибо чем больше недвижимое имущество, тем вернее гарантия возврата заемных средств. Аналогично величина оборотного капитала фирмы может иметь большое значение для ее поставщиков, поскольку именно она служит показателем состояния текущих расчетов фирмы с поставщиками.

Прирост основных и оборотных средств можно считать положительным, если темпы их роста ниже темпов роста объемов продаж товаров и услуг компании, и отрицательным, если имело место обратное соотношение. В качестве положительного явления можно также рассматривать увеличение доли денежной наличности и быстрореализуемых ценных бумаг в оборотных средствах, что будет свидетельствовать о расширении возможностей компании по уплате полученных кредитов.

Сведения о фирме, которые можно получить из бухгалтерского баланса, можно разделить на две категории. К первой – относится информация, напрямую следующая из состояния статей баланса (абсолютные балансовые показатели); ко второй – информация, полученная путем расчетных соотношений статей баланса (относительные балансовые показатели).

Целью создания ОАО «Электроагрегат» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Общество является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Основным предметом деятельности предприятия является:

осуществление производство и ремонт электродвигателей;

организация оптовой торговли, посреднической и коммерческой деятельности;

организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;

участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.

ОАО «Электроагрегат» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставом предприятия.

ОАО «Электроагрегат» находится по адресу: г. Минск, ул. Якубовского, 50.

Найм членов дирекции осуществляет собственник. С каждым членом дирекции заключается контракт сроком от 2 до 5 лет.

Директор осуществляет текущее руководство деятельностью ОАО «Электроагрегат», организует работу дирекции, обеспечивает выполнение решений собственника, без доверенности действует от имени организации, представляет его интересы, заключает договоры, выдает доверенности на совершение действий от имени предприятия, открывает счета в банковских учреждениях, принимает на работу и увольняет работников, применяет меры поощрения к работникам и налагает дисциплинарные взыскания, обязательные для выполнения всеми подчиненными ему работниками, решает все вопросы деятельности организации.

По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия; документы бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, и др.

Общее руководство всеми видами деятельности предприятия руководствуясь законом РБ «О предприятиях в РБ», уставом ОАО «Электроагрегат» осуществляет директор. Заместитель директора является штатным заместителем директора, при его временном отсутствии выполняет обязанности директора без дополнительного приказа. Заместитель директора непосредственно подчиняется директору. При временном отсутствии директора и Заместитель директора обязанности руководителя предприятия выполняет заместитель директора по коммерческим вопросам.

ОАО «Электроагрегат» создано в 1990 году. Имущество предприятия находится в собственности учредителей.

Предприятие в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и уставом предприятия.

Предприятие действует на принципах хозяйственного расчета, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штамп, другие печати, фирменные бланки и иные реквизиты.

ОАО «Электроагрегат» от своего имени заключает договора, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. По своим обязательствам оно несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом.

Предметом деятельности торгового предприятия является:

торговля и торгово-закупочная деятельность;

оказание бытовых услуг населению.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и учредителей. Предприятие самостоятельно определяет свою структуру, штаты и затраты на содержание аппарата управления.

Возглавляет ОАО «Электроагрегат» директор, назначенный учредителями. Наем директора осуществляется по контракту, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия его материального обеспечения и освобождения от должности, с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством к компетенции общего собрания трудового коллектива.

Директор без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается его имуществом в пределах прав, установленных учредителями, заключает договора, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает структуру и штаты исполнительного аппарата управления, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками.

Заместители, а также руководители структурных подразделений и работники исполнительного аппарата назначаются и освобождаются от должностей директором самостоятельно.


2.2. Анализ и оценка деятельности предприятия


Любое ускорение движения оборотных средств ведет к увеличению массы прибыли, получаемой фирмой в течении одного и того же периода времени в такое же количество раз. Поэтому деловую активность предприятия характеризуют показатели оборотов рабочего капитала и четырех его составляющих в рамкам текущей (основной) деятельности предприятия.


Средняя величина

Срок оборота оборотного капитала Число дней

рабочего капитала = ––––––––––––––––––––– ґ в отчетном

Объем продаж (оборот) периоде

Этот параметр определяет число дней, которое требуется предприятию для полного обновления оборотного (рабочего) капитала.

Предприятие имеет следующую динамику изменения срока оборота рабочего капитала по годам:

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Среднее значение оборотного капитала, руб. 404 288 1 823 441 4 083 136
Объем продаж (выручка от реализации), руб. 39 512 839 66 191 159 86 903 166
Число дней в отчетном периоде, в днях 365 365 366
Срок оборота рабочего капитала, в днях 4 10 17

Эти результаты сразу дают ответ, в чем кроется уменьшение снижение показателей рентабельности предприятия. Снижение показателей рентабельности связано с увеличением срока оборота рабочего капитала. Остается выяснить какой из компонентов рабочего капитала максимально задействован в этом негативном процессе.

Средняя величина

Срок кредита дебиторской задолженности Число дней

(оборот дебиторской = ––––––––––––––––––––––––––– ґ в отчетном задолженности) Поступления от дебиторов периоде

Этот параметр характеризует среднее число дней, требуемых компанией для получения ее долгов.

Средняя величина

операционной задолженности Число дней

Срок оборота

операционной = –––––––––––––––––––––––– ґв отчетном

задолженности Расход денежных средств периоде

по текущей деятельности

Параметр, характеризующий среднее число дней, за которые компания гасит свои коммерческие долги перед поставщиками и подрядчиками.

Необходимо сохранять определенный баланс между суммой денежных средств, полученных фирмой, и оплатой счетов поставщиков с тем, чтобы фирма не утратила платежеспособность. Из западного опыта показатель оборота кредита кредиторской задолженности в среднем на 5–10 дней превышает срок кредита [9, с. 52].

В нашем случае нет необходимости рассчитывать показатели сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. предприятие использует тактику балансирования соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей.

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Среднее значение дебиторской задолженности, руб. 961 325 1 936 383 3 937 585
Среднее значение кредиторской задолженности, руб. 2 185 807 3 911 867 1 269 064

Но справедливости ради необходимо отметить, что к концу 2006 года ожидается незначительное нарушение этого баланса в сторону дебиторов. Другими словами,. предприятию больше будут должны, чем будет должно само предприятие своим кредиторам.

Рассчитаем срок оборота запасов.

Средняя величина

запасов на балансовых счетах Число дней

Срок оборота запасов = –––––––––––––––––––––––––– ґ в отчетном

Себестоимость реализованной периоде

продукции

Для исследуемого предприятия получаем:

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Среднее значение запасов за год, руб. 697 561 1 381 938 4 325 221
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. 38 443 268 57 814 999 71 915 447
Число дней в отчетном периоде, в днях 365 365 366
Срок оборота запасов, в днях 7 9 22

Вот где кроется основная причина снижения показателей рентабельности предприятия. Оно связано с резким ростом сроков оборота запасов.

Прирост запасов образуется в результате приобретения компанией сырья и материалов для производства или перепродажи. В любом случае запасы не должны ложиться дополнительным бременем на компанию, увеличивать непроизводственные расходы, которые в современном бизнесе рассматриваются как наихудшее из потерь, отрывая средства из оборота.

При управлении запасами необходимо знать:

— что осядет на складах компании, в течении предстоящего периода, в виде запасов (так называемый прирост запасов);

— на какую сумму уменьшаться запасы (стоимость реализованных товаров со складов компании);

— какой уровень запасов необходимо поддерживать на предприятии — норматив запасов (стоимость запасов по балансовым счетам планового периода).

Сверхнормативные запасы должны составлять не больше 7 % к нормативу.

Информация о нормативах составляет коммерческую тайну предприятия. Анализ отклонений от планируемых предприятием нормативов соответственно становится составной частью анализа финансового состояния.

Сумма остатков

денежных средств Число дней

на начало и конец х в отчетном

Срок оборота отчетного периода периоде

кассовой наличности = ––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Поступление + Выбытие денежных средств

по текущей деятельности предприятия

Сумма остатка денежных средств на расчетных счетах фирмы должна обеспечивать срок оборота кассовой наличности не меньше 3..4–х дней.

Для анализируемого предприятия имеем:

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Сумма остатков денежных средств, руб. 808 000 1 032 077 690 937
Сумма поступлений и расход денежных средств, руб. 126 109 222 193 266 191 238 258 753
Число дней в отчетном периоде, в днях 365 365 366
Срок оборота кассовой наличности, в днях 2,35 1,95 0,80

Эти результаты характеризуют торговое предприятие с положительной стороны, т.к. снижение срока оборота кассовой наличности характеризует оперативность приобретения товаров для реализации.

По результатам анализа деловой активности предприятия заключаем:

Анализ структуры капитала предприятия. Оценка эффекта финансового рычага. При финансовом анализе предприятия используется так называемая «управленческая» версия бухгалтерского баланса, которая в отличии от «обычной» версии опирается на величину капитала, вложенного компанией в финансирование ее операций. Иными словами, управленческий подход акцентирует внимание на общих обязательствах предприятия и способе управления вложенным капиталом. Главное отличие управленческой версии баланса заключается в размещении "операционных" (коммерческих) обязательств при определении активов компании.

Основное балансовое уравнение определяется следующим образом:

Чистые активы = Вложенный капитал

или

Основной + Оборотный = Собственный + Заемный

капиталы капиталы


Таким образом, внимание концентрируется на двух параметрах:

— основной капитал (собственные средства) ("скелет бизнеса");

— оборотный (рабочий) капитал ("мясо и кровь бизнеса").

В объеме оборотного капитала можно оценить потребности в средствах для финансирования запасов и затрат, размер дебиторской задолженности, а также превышение сумм, причитающихся поставщикам и другим кредиторам. Задача состоит в том, чтобы управлять уровнями перечисленных статей, не отвлекая на них сверхнеобходимого рабочего капитала и не снижая, таким образом, эффективность бизнеса.

Оборотный (рабочий) капитал = Оборотные (текущие) активы – Кредиторская задолженность (операционные обязательства),

где: Операционные обязательства — это долгосрочные и краткосрочные коммерческие обязательства (кредиторская задолженность), которые согласно управленческого подхода при анализе балансового отчета, перемещаются со стороны обязательств и вычитаются из текущих активов. В этом месте формируется раздел, называемый "оборотный («рабочий» или «работающий») капитал" предприятия (компании), а «сторона» обязательств баланса относится к сумме долгосрочного и краткосрочного капитала, вложенного в компанию — "вложенный капитал".

В качестве Операционных (коммерческих) обязательств мы рассматриваем Кредиторскую задолженность предприятия согласно одноименной статьи баланса.

Как правило, термин "вложенный капитал" всегда подразумевает только долгосрочный капитал, т.е. акционерный и заемный, хотя логичнее было бы включить в это определение также краткосрочные кредиты (краткосрочные финансовые обязательства) и так называемых аккумулированный собственный капитал, получаемый за счет реинвестирования доли прибыли в бизнес предприятия. Тогда, понятие "вложенные капитал" включает в себя обобщенный капитал – собственный (собственные средства) и заемный (финансовые обязательства), сбалансированный чистыми активами (6, с. 47).

Определив таким образом капиталы предприятия, получим следующие изменения балансовых значений капиталов предприятия по годам:


Наименование капитала 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Постоянный капитал, руб. 219 523 405 264 711 505 1 065 759
Оборотный (рабочий) капитал, руб. 80 728 727 848 2 919 034 5 247 238
Вложенный капитал, руб. 300 251 1 133 112 3 630 539 6 312 997
Собственный капитал, руб. 233 962 1 133 112 1 396 133 1 748 943
Заемный капитал, руб. 66 289 0 2 234 406 4 564 054

Проанализируем относительный рост первых четырех из них взяв за 100% показатели 2003 года:

Наименование капитала 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Постоянный капитал, руб. 54% 100% 176% 263%
Оборотный (рабочий) капитал, руб. 11% 100% 401% 721%
Вложенный капитал, руб. 26% 100% 320% 557%
Собственный капитал, руб. 21% 100% 123% 154%

На основе этих данных построим график динамики изменения капиталов предприятия, определенных по балансовому отчету (см. рис.2). Наиболее быстрыми темпами увеличивается оборотный капитал предприятия. Подобную методику часто называют «горизонтальным» анализом балансов.

Применение балансовых коэффициентов основано на том, чтобы количественно оценить соотношения, сложившиеся между отдельными статьями баланса в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятия на начало и конец определенных отчетных периодов. Часто расчеты балансовых коэффициентов называют «вертикальным» анализом баланса. Балансовые коэффициенты характеризуют прежде всего финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. Коэффициенты ликвидности баланса показывают, насколько компоненты оборотного (рабочего) капитала покрывают текущие обязательства предприятия. Они определяются по данным на конец отчетного периода. Чем выше доля наиболее ликвидных статей в оборотных средствах, тем выше платежеспособность фирмы. Основными показателями ликвидности баланса являются:

Внеоборотные активы

Коэффициент гарантии =–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

возврата кредитов Финансовые обязательства + Внеоборотные активы

Этот коэффициент показывает, как может ли форма используя основной капитал (основные средства – земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование) погасить банковский кредит (финансовые обязательства), ибо чем больше недвижимое имущество, тем вернее гарантия возврата заемных средств. Возвратность кредитов абсолютно гарантирована, если величина коэффициента превышает 50%.

Величина коэффициента гарантии предприятия постоянно снижается:

Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Постоянный капитал, руб. 219 523 405 264 711 505 1 065 759
Финансовые обязательства, руб. 0 0 1 854 585 1 823 138
Коэффициент гарантии, % 100% 100% 28% 37%

Текущие активы

Коэффициент текущей ликвидности = ––––––––––––––––––––

(коэффициент покрытия) Текущие обязательства

Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько всего текущих активов приходится на текущие обязательства. Этот коэффициент используется в случаях, когда стоимость запасов (товарно-материальных ценностей) в общем объеме текущих активов достигает не менее 50 %. Нормальное значение: не менее 2,0 (3,0).

Для анализируемого предприятия имеем следующие годовые значения этого коэффициента:


Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Оборотные (текущие) активы, руб. 1 914 213 2 211 558 5 457 162 11 587 262
Текущие обязательства, руб. 1 899 774 1 483 710 4 772 534 8 163 162
Коэффициент текущей ликвидности 1,01 1,49 1,14 1,42

Рассчитаем при этом стоимость запасов:

Запасы

Стоимость запасов = –––––––––––––––––––––

Текущие активы

Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Запасы, руб. 824 972 570 150 2 193 726 6 456 717
Оборотные (текущие) активы, руб. 1 914 213 2 211 558 5 457 162 11 587 262
Стоимость запасов, % 43% 26% 40% 56%

Стоимость запасов за последние 3 года растет, т.е. доля запасов в объеме текущих активов постоянно возрастает. Это еще раз подтверждает вывод о том, что внеоборотные активы утрачивают мобильность.

Текущие активы – Запасы

Коэффициент быстрой ликвидности = –––––––––––––––––––––––

(коэффициент «критической» оценки, Текущие обязательства

или «быстрый» коэффициент,

или «кислотный» тест)

Коэффициент критической оценки берет в расчет только ликвидные активы (без учета запасов). Сказанное основано на том, что запасы не так быстро преобразуются в денежные средства, и поэтому "горящие" долги сложнее оплатить, привлекая вышеуказанный источник. В сравнении с коэффициентом текущей ликвидности дает уточненную оценку ликвидности, так как учитывает наиболее ликвидную часть текущих активов. Нормальное значение: не менее 0,8..1,0 (1,5).

В нашем случае имеем также негативную тенденцию за последние 3 года:


Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Оборотные (текущие) активы, руб. 1 914 213 2 211 558 5 457 162 11 587 262
Запасы, руб. 824 972 570 150 2 193 726 6 456 717
Текущие обязательства, руб. 1 899 774 1 483 710 4 772 534 8 163 162
Коэффициент быстрой ликвидности 0,57 1,11 0,68 0,63

Текущие активы – Запасы – Дебиторы

Коэффициент абсолютной = ––––––––––––––––––––––––––––––––– =

ликвидности Текущие обязательства

Наиболее ликвидные активы

= –––––––––––––––––––––––––

Текущие обязательства

Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя : не менее 0,2..0,7 (0,8) [11, с. 37].

Для исследуемого предприятия имеем следующую тенденцию в изменении коэффициента абсолютной ликвидности:

Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Сверхликвидные активы, руб. 288 512 519 488 512 590 6 221
Текущие обязательства, руб. 1 899 774 1 483 710 4 772 534 8 163 162
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,15 0,35 0,11 0,00076

Детализированный анализ ликвидности и платежеспособности предприятия может проводиться с использованием абсолютных и относительных показателей.

Для расчета платежеспособности предприятия возьмем данные по ОАО «Электроагрегат» за 2005-2005 г.г. на основании данных баланса предприятия.

Таблица 3. Исходные данные для расчета платежеспособности ОАО «Электроагрегат» за 2005-2007 г.г., тыс.руб.


Виды денежных средств 2005 2006 2007 Абсолютное отклонение




2006 к 2005 2007 к 2006
А 1 2 3 4 5
1. Касса 75 166 311 + 91 + 145
2. Расчетные счета 401 602 484 + 201 - 118
3. Валютные счета 0 0 0 0 0
4. Прочие денежные средства 1 1 1 0 0
5. Дебиторская задолженность (за исключением сомнительной) 447 329 913 - 118 + 584
Итого денежных средств: 924 1098 1709 + 174 + 611

Виды предстоящих платежей 2005 2006 2007 Абсолютное отклонение




2006 к 2005 2007 к 2006
А 1 2 3 4 5
1. Налоги 151 205 126 + 54 - 79
2. Расчеты с органами соц.страхования 306 309 169 + 3 - 140
3. Погашение ссуд 0 128 0 + 128 - 128
4. Оплата товаров, работ, услуг 1828 2729 2480 + 901 - 249
5. Прочие кредиторы 381 202 290 - 179 + 88
6. Оплата труда 522 697 946 + 175 + 249
Итого предстоящих платежей: 3188 4270 4011 + 1082 - 259
Недостаток / избыток -2264 - 3172 - 2302


При рассмотрении данных виден значительный недостаток денежных средств. Их недостаток для погашения предстоящих платежей в 2005г. составил 2264 тыс.руб. , в 2006г. -3172 тыс.руб. , а в 2005г. -2302 тыс.руб. В 2005г. наблюдается повышение денежных средств, по сравнению с предыдущими годами в основном за счет значительного повышения дебиторской задолженности ( в 2005г. по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 584 тыс. руб.). Увеличение закупок товаров приводит к кредиторской задолженности. При рассмотрении платежей складывается ситуация: почти все виды платежей в 2006г. по сравнению с 2005г. увеличились на 1082 тыс.руб. А в 2005г. наблюдается общее уменьшение задолженности на 259 тыс.руб. в основном по всем видам кредиторской задолженности, хотя заметен постоянный рост задолженности по оплате труда, в 2005 г. она составила 946 тыс. руб., что на 249 тыс. руб. больше, чем в 2006 г., это связано с увеличением заработной платы персоналу.

Используя показатели платежеспособности проанализируем деятельность ОАО «Электроагрегат» за 2005-2007 г.г.

Таблица 3 Показатели платежеспособности ОАО «Электроагрегат» за 2005-2007 гг.

Наименование показателей Способ расчета Рекомендуемое значение 2005 г. 2006 г. 2007 г.
1 2 3 4 5 6
1. Коэффициент текущей ликвидности

Клт=Показатели и методы оценки эффективности предприятия

Необходимое 1,0

Оптимальное 2,0

1,18

1,34

1,34

1,26

1,26

1,44

2. Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточного покрытия)

Клб=Показатели и методы оценки эффективности предприятия

0,3-1,0

0,19

0,29

0,29

0,26

0,26

0,43

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

КЛА=Показатели и методы оценки эффективности предприятия

і0,25-0,3

0,08

0,15

0,15

0,18

0,18

0,20

4. Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными средствами

Кwc=Показатели и методы оценки эффективности предприятия

Не менее 0,1

0,15

0,25

0,25

0,20

0,20

0,31

5. Коэффициент восстановления (утрат) платежеспособности

К в.п. = Кл.т.t 2 +

У/Т (Кл.т.t 2 – 2

Кл.т.t 1)

і1

-

0,71

0,71

0,61

0,61

0,77


Коэффициент восстановления (утрат) платежеспособности. В качестве периода восстановления платежеспособности берется 6 месяцев, в качестве периода утрат платежеспособности – 3 месяца.

2005 год начало -

конец Показатели и методы оценки эффективности предприятия Показатели и методы оценки эффективности предприятия

2006 год начало - 0,71

конец - Показатели и методы оценки эффективности предприятия

2007 год начало - 0,61

конец - Показатели и методы оценки эффективности предприятия

В результате оценки платежеспособности предприятия можем сказать следующее:

Служащие банка заметно рискуют, предоставляя кредит предприятию в сумме превышающей величину основных средств предприятия, которые являются гарантией его возврата. Дело в том, что прогнозируемый балансовый коэффициент гарантии на конец 2006 года составит только 37%, т.е. соотношение основных средств предприятия к величине финансовых обязательств составит – 37% к 63%. Правда этот показатель немного вырастет по отношению к началу 2006, когда он составлял только 28%.. К концу 2006 года заметно ухудшаться показатели балансовой платежеспособности предприятия. Так коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности по прогнозам на конец 2006 года составят значения 1,42 , 0,63 и 0,00076 соответственно (при рекомендуемых минимально допустимых значениях 2,0 , 0,8 и 0,2).

3. Пути повышения эффективной деятельности предприятия


3.1. Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия


В связи с тем, что происходит снижение показателей рентабельности использования собственных и заемных средств, производства и бизнеса в целом на фоне увеличения эффективности маркетинга, необходимо произвести дополнительные исследование по выяснению причин этого явления. Одним путей определения изменений рентабельности является анализ статей доходов и расходов.

В таблицу 3 (строки 1-8) собраны основные значения основных статей распределения дохода предприятия за три последних года и построен график изменения структуры валового дохода (см. рис. 5). Аналогично построены графики структур коммерческих расходов за 2005 год (см. рис. 6.1) и за 2006 год (см. рис. 6.2).

Эти графики наглядно показывают, что снижение показателей рентабельности никак не связано со статьями расходов на предприятии, т.к. их структура практически не изменяется на протяжении последних трех лет.

Более того, для подтверждения того, что на предприятии действительно происходит повышения показателя эффективности маркетинга, т.е. роста объема продаж на величину вложенного капитала:

скорректируем значения величины объема продаж (стр. 8 , таблица 3),

скорректируем значение величины рабочего капитала величинами годовых значений взятых кредитов (стр.11, таблица 3).

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Скорректированное значение оборота (объема с продаж), руб. 43 099 273 66 191 159 86 903 166
Относительный рост объема продаж, % 100% 154% 202%
Скорректированное значение рабочего капитала, руб. 15 499 444 21 501 117 26 336 601
Действительное изменение рабочего капитала, % 100% 139% 170%
Ранее определенное изменение рабочего капитала, % 100% 401% 721%

Анализируя относительное изменение скорректированных значений объема продаж и рабочего капитала по годам взяв за 100% показатели 2004 года (см. рис. 7) получим, что действительно имеем подтверждение роста показателя эффективности маркетинга.

По результатам анализа структуры валового дохода можно сделать следующий вывод: Снижение показателей рентабельности никак не связано со статьями расходов на предприятии, т.к. их структура практически не изменяется на протяжении последних трех лет.


3.2. Укрепление финансового состояния предприятия


Как выяснилось в результате анализа финансового состояния ОАО «Электроагрегат», основными причинами текущего положения данного предприятия являются следующие:

- острый недостаток собственных оборотных средств, как следствие их значительной иммобилизации;

- снижение имущественного потенциала вследствие большого выбытия основных средств из-за ветхости и износа и малого обновления фондов;

- отсутствие денежных средств на счетах в банке;

- нерациональная структура актива баланса в части соотношения оборотных и внеоборотных активов (доля оборотного капитала 26,6%, внеоборотных активов – 73,4%), следствием чего является низкое значение коэффициента текущей ликвидности (фактическое значение – 0,473, рекомендуемое – 1,5-2);

- низкоэффективная и малорентабельная деятельность предприятия, как следствие затруднений со сбытом продукции.

Необходимо принять меры по устранению в первую очередь этих недостатков в финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Электроагрегат», поскольку именно они оказывают негативное влияние на уровень финансового состояния и сдерживают социальное развитие предприятия.

Следовательно, руководство ОАО «Электроагрегат» должно стремиться к стабилизации финансового состояния предприятия, которое является залогом успешного развития его социальной сферы.

Основные пути выхода ОАО «Электроагрегат» из финансового положения, на наш взгляд, следующие:

- эффективное управление оборотными средствами предприятия;

- повышение конкурентоспособности продукции и обеспечение рынков сбыта;

- оптимизация затрат на основе внедрения методов управленческого учета;

- повышение финансово-экономических результатов деятельности предприятия.

Главное в стратегии стабилизации финансового состояния ОАО «Электроагрегат», а также решения проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотных средств, а с другой – размещение этих средств между материальными активами, а также в сфере производства и обращения. Большую роль здесь играет правильно выбранная кредитная политика, связанная с использованием кредита в качестве финансового рычага. Но, в связи с тем, что действующая учетная ставка процентов за кредит в настоящее время непомерно высока, использование данного метода для стабилизации финансового состояния ОАО «Электроагрегат» неприемлемо.

Частью управления оборотными средствами является управление дебиторской и кредиторской задолженностями. Высокая доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных средств – одна из причин плохого финансового состояния ОАО «Электроагрегат». В связи с тем, что потребители продукции не осуществляют оплату в срок, предприятие не имеет необходимых средств для приобретения сырья и материалов, для внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды, для оплаты труда работников (т.е. растет кредиторская задолженность).

Таким образом, для совершенствования расчетно-платежной дисциплины на ОАО «Электроагрегат» можно внести следующие предложения:

1.Постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

2.По возможности необходимо ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика.

3.Постоянно контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям, т.к. в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей.

Использование предложенных мер поможет решить проблему неплатежеспособности ОАО «Электроагрегат».

Общеизвестно, что состояние финансов предприятия является отражением проблем в сфере производства и сбыта продукции. Для решения этих проблем следует использовать следующий комплекс мер:

1.Необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции. В кризисной ситуации он сужается, т.к. широкий ассортимент обходится дороже;

2.Следует отказаться от малопривлекательных потребителей. Для более привлекательных клиентов необходимо предоставить дополнительные услуги, льготы (например, скидки, бесплатную доставку продукции), чтобы они продолжили сотрудничество с предприятием;

3.Необходимо провести корректировку цен, сократить издержки производства, например, за счет закупки сырья по более низким ценам непосредственно у производителей, а не через посредников;

4.Необходимо корректировать каналы продвижения и сбыта продукции для того, чтобы рационализировать затраты и сократить их. Так, например, более действенным методом, чем реклама в прессе, является непосредственная рассылка прайс-листов потенциальным потребителям;

5.Чтобы уменьшить вероятность отсутствия рынков сбыта, уже на стадии подготовки производства необходимо установить контакты с потребителями, оговорить условия поставки и оплаты.

Одной из целей финансовой стратегии ОАО «Электроагрегат» является получение прибыли и обеспечение рентабельности работы. В основе этого лежит анализ и управление взаимосвязью «затраты – выручка - прибыль», что предполагает широкое внедрение на предприятии управленческого учета. Существуют два основных метода включения затрат в себестоимость продукции: калькуляционный и маржинальный. Второй метод – нетрадиционный – отличается от первого тем, что затраты делятся на переменные и постоянные в зависимости от их изменчивости по отношению к изменению объема производства. Постоянные расходы (амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-управленческого персонала) остаются стабильными при изменении объема производства, а переменные (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, электроэнергия) изменяются пропорционально объему производства продукции. Использование маржинального метода учета затрат позволяет определить неполную себестоимость единицы продукции только на основе переменных затрат. Для этого рассчитывается величина маржинального дохода (или валовая маржа) как разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами.

Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. С этой целью определяют:

- безубыточный объем продаж (порог рентабельности), при котором обеспечивается полное возмещение постоянных затрат предприятия, но прибыль равна нулю;

- объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли;

- зону безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости).

Расчет этих показателей приводится в таблице 3.1.1.

По данным таблицы можно сделать вывод, что маржинального дохода предприятия едва хватает на покрытие постоянных расходов. В связи с этим, зона безопасности очень мала – 6,9%. Наиболее низкий порог рентабельности имеет производство товарного раствора – 3620 тыс. руб., а зона безопасности этого вида продукции составляет 9,6%. Самым малорентабельным видом продукции являются стеновые материалы (блоки) – зона безопасности всего 2,6%.

Таблица 3.1.1 Определение порога рентабельности и зоны безопасности ОАО «Электроагрегат».

Показатель Способ расчета Виды продукции Итого по видам продукции


1 2 3 4

Выручка от реализации

Переменные затраты

Маржинальный доход

Удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации

Постоянные затраты

Порог рентабельности

Зона безопасности

Зона безопасности в % к выручке от реализации продукции

-

-

1 – 2

4 : 1


-

5 : 4

1 – 6

8 : 1 100

20991

17270

3721

0,177


3458

19507

1483

7,0

4678

3880

798

0,170


777

4555

123

2,6

3534

2897

637

0,180


580

3218

316

8,9

4006

3279

727

0,181


657

3620

386

9,6

33209

27326

5883

0,177


5472

30889

2320

6,9


Таким образом, использование маржинального метода учета затрат расширяет аналитические возможности предприятия и дает более реальное представление о выгодности отдельных видов продукции. Кроме того, маржинальный метод позволяет использовать, так называемый, операционный рычаг, т.е. отношение маржинального дохода к прибыли от реализации.

Эффектом операционного (производственного) рычага называют такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли.

В нашем случае сила воздействия операционного рычага будет определена следующим образом:

(33209 – 27326) / 411 = 14,31.

Показатель эффекта операционного рычага имеет важное практическое значение. Если выручка от реализации продукции возрастает, например на 5 %, то пользуясь показателем силы воздействия операционного рычага можно заранее определить, что прибыль увеличиться на 71,55%.

Следовательно, деление затрат на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.

Таким образом, использование предложенного комплекса мер по укреплению финансового положения ОАО «Электроагрегат» будет способствовать выходу предприятия из кризисной ситуации и поможет создать необходимую финансовую базу для удовлетворения материальных потребностей его работников. Но для решения социальных проблем ОАО «Электроагрегат» требуется разработка дополнительных мероприятий.

Заключение


Проанализированное предприятие ОАО «Электроагрегат» использует стратегию увеличение доли оборотных средств в объеме чистых активов доводя соотношение оборотные средства: постоянный капитал до 83%: 17%, используя при этом тактику сверхагрессивного привлечения заемных средств доводя к концу 2006 года пропорцию – заемные средства: собственные средства как 72% : 28%, но выдерживая при этом условие превышения оборотных средств над долгами 53% : 47%. При этом уменьшается доля денежных средств в объеме оборотного капитала, которая составит всего 0,12% к концу 2006 года.

Привлекая кредиты банка в сумме значительно превышающей величину основных средств, руководство предприятия следит, чтобы при достижении балансовой отчетности соблюдалось соотношение - кредит: основные средства, которое на конец 2006 года должно составить составит 63% : 37%. При этом заметно ухудшаться показатели ликвидности предприятия. Коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности по прогнозам составят значения 1,42 , 0,63 и 0,00076 соответственно при рекомендуемых минимально допустимых значениях 2,0 , 0,8 и 0,2 для обеспечения необходимой платежеспособности предприятия.

И веже, в качестве положительных моментов, можно отметить: увеличение оборота (объема продаж) предприятия происходит в среднем на 50% за год, в то время как рост собственных и заемных средств на предприятии составляет в среднем 35%. Это характеризует бизнес с положительной стороны, т.к. наблюдается повышение эффективности маркетинга, т.е. увеличение объема продаж на вкладываемый в бизнес капитал, так на конец 2006 года прогнозируется получение выручки в размере 3 руб. 65 коп. на каждый вложенный рубль. Такое динамичное развитие бизнеса связано прежде всего с тем, что предприятие определилось в выборе стратегического направления приложения усилий в своем развитии - розничная торговля.

С другой стороны показатели рентабельности использования собственных и заемных средств заметно снижаются до уровня 10% и 6,38% соответственно. Это связано с увеличением срока оборота рабочего капитала, определенного по балансовым счетам. Дело в том, что предприятие использует кредитную линию банка без четко оговоренного срока кредитования. Поэтому оценить время оборота рабочего капитала можно только используя его значения, рассчитанное по значением статей баланса. Срока оборота рабочего капитала в среднем возрастает ежегодно на 6 дней и по прогнозам на конец 2006 года составит 17 дней. Эта величина позволяет рассчитать минимальный срок кредитования в банке, который должен составлять не менее чем в три раза его превосходить, т.е. быть не менее чем 54 дня. Рост оборота рабочего капитала обусловлен прежде всего ростом срока оборота запасов, который к концу 2006 года составит 22 дня.

Не по одной статье распределения валового дохода, в том числе и по величине коммерческих расходов не происходит резкого увеличения. Также не происходит увеличения дохода физических лиц, а численность персонала даже сократилась.

Предприятие сбалансировало статьи доходов и расходов в своей сфере бизнеса. Об этом свидетельствует положительное значение показателей рентабельности производства и бизнеса в целом. Более того, прогнозируется, что на конец 2006 на каждые 100 рублей выручки будет приходиться 88 копеек прибыли.

В целом предприятие оставляет весьма благоприятное впечатление благодаря активности вхождения в новые рыночные условия.

Список использованной литературы


Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005

.Барногльц С. Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.:2003

Бухгалтерский анализ / Под ред. Гольдберга М. А Киев.: 2000

Бухгалтерская отчетность: составление и анализ / Под ред. Новодворского В. Д. – Мн.:2006

Друри К. Введение в управленческий и производственный учет -Мн. : 2006

Ефимова 0. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – Мн. :2005

Ефимова 0. В. Анализ оборачиваемости средств коммерческого предприятия. -Бухгалтерский' учет 2006 (10)

Ефимова О. В. Финансовый анализ – Мн.: Бухгалтерский учет, 2003

Ковалев К. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -Мн. :1999

Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. -Мн. :2006

Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. Ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 1988.

Мишин Ю. А. , Долгов В. П. , Долгов А. П. Учет и анализ:проблемы качественной обработки учетной информации. -Мн 2004

Нидлз Б. , Андерсон X. , Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. -Мн. : 2003

Новодворский В. Д. , Хорин А. Н. Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета /Бухгалтерский учет. –2005

В.Ф.Палий Новая бухгалтерская отчетность. Содержание. Методика анализа-М.: библиотека журнала “Контроллинг”, 2000

Родионова В. М. , Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. -Мн.: 2003

Хонгрен Т. , Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. -Мн. :2003

Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -Мн. : 1998

Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С. Методика финансового анализа. –Мн.: 2005

Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. – М.: 2004

Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С., Негашев Е. В.. Методика финансового анализа предприятия – М.: 2004

Похожие работы:

  1. • Оценка деятельности коммерческой фирмы
  2. • Методы оценки персонала в магазине сотовой связи ...
  3. • Повышение эффективности хозяйственной деятельности ...
  4. • Проектирование системы управления персоналом ...
  5. • Оценка технического потенциала предприятия и ...
  6. • Оценка эффективности использования трудовых ...
  7. • Использование экономических методов в управлении ...
  8. • Эффективность повышения ...
  9. • Факторный анализ себестоимости и прибыли предприятия
  10. •  ... повышения эффективности использования основных ...
  11. • Анализ инвестиционных проектов и его автоматизация на основе ...
  12. • Рынок рекламы товаров промышленного назначения
  13. • Анализ финансового состояния торгового предприятия ...
  14. • Пути повышения эффективности использования основных ...
  15. • Анализ трудовых ресурсов главного сборочного цеха ...
  16. • Разработка и оценка типового бизнес-проекта
  17. • Управление торговым предприятием
  18. • Методы управления на предприятии
  19. • Совершенствование финансового менеджмента на ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com