Главным среди природных факторов зоны расселения восточных славян, предков русских, появившихся в VI в. на территории современной Украины, был ее континентальный характер. Море с его торговыми путями играло куда меньшую роль по сравнению с невероятными усилиями по колонизации земель, которая составляет своего рода географический “стержень” русской истории. Особенности отдельных этапов колонизации во многом определяли специфику исторического развития Российской цивилизации.
Колонизация земель и этапы развития России
Века |
Направление колонизации |
Исторический этап |
IV-XIV |
Восточно-Европейская равнина |
Борьба с угрозой с юга от половцев и монголо-татар. Следствием этого было “запустение“ юго-западных земель, являвшихся ядром Киевской Руси. |
XVI-XVII |
Поволжье, Урал, Сибирь |
Бегство крестьян от крепостничества. Как следствие: уменьшение городского населения, замедление общего прироста населения в центральной России, окончательное формирование казачества |
XVII-XIX |
Сев. Причерноморье, Крым, Сев. Кавказ и Закавказье, Ср. Азия |
Появление национальной проблемы |
Общим для территорий, освоенных русскими, является относительное однообразие природных факторов, которое обусловило однотипность хозяйственной деятельности, создавало слабые предпосылки для специализации внутренней торговли.
Коллективизм
Экстенсивность
Господство традиционализма
Потребительское отношение к природе
Главенство количественных показателей над качественными
Коллективизм
Отсутствие систематического труда
Неторопливо-пассивное отношение к работе
Терпеливость
Сплоченность коллектива важнее индивидуальной эффективности
Важнейшей культурной предпосылкой истории Российской цивилизации являются верования восточных славян. Они были связаны с преимущественно аграрным сельскохозяйственным характером производства в VI-IX вв. и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства.
Язычество принадлежит к архаическому типу культуры, сильно отличающемуся от традиционного и современного ее типов.
Отличия язычества от мировых религий
В “религиях спасения” |
В язычестве |
Несовершенство человека связано с его грехопадением (отступлением от божественного идеала). |
Несовершенство внутренне присуще человеку, как и всему остальному сущему. |
Вера в божественный идеал справедливости |
Неземной мир также несовершенен, как и земной. |
Наличие “осевого времени”, с появлением которого связана потребность в стремлении к идеалу, поиска “спасения” от своего несовершенства. |
Отсутствие понятия “божественного идеала”, сл., нет и потребности в его поиске. |
Для общения с Богом необходимо обрести духовную чистоту. |
Нет необходимости в духовной чистоте, нужны лишь специальные приемы (обряды, молитвы, заговоры). |
Поклонение упырям и берегиням
Культ Рода и рожаниц
Культ Перуна
Элементы язычества сохранились практически во всех христианских праздниках России. Причиной этого послужило огромное влияние традиционных культурных ценностей на ранние этапы формирования христианства в нашей стране. В этом проявился синкретизм русской культуры – слияние в ней различных, часто противоречащих друг другу элементов. Наиболее ярко выраженные языческие корни имеют такие праздники, как Новый год (Святки), Масленица, праздник Ивана Купалы.
В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. C ним связывались представления о счастье и несчастье, победе и поражении, богатстве и бедности. В отличии от древних греков, веривших в человеческую предопределенность, славяне считали, что вопрос судьбы можно перерешить (например, умилостив бога).
Для ценностной ориентации древних славян также характерна связь понятий “добра” и “зла” с ориентацией в пространстве и некоторыми противопоставлениями:
справа – слева: мир делился на правую и левую части – счастливую и не счастливую.
жизнь – смерть: на стороне жизни выступает весна, Солнце, день; на стороне смерти – зима, Луна, ночь.
свое - чужое
священное - мирское
белое - черное
Важно отметить то, что с развитием общественных отношений, некоторые ценностные противопоставления стали применяться для социальной ориентации. Именно поэтому противопоставление “верх - низ” с течением времени переросло в деление общества на “верхи” и ”низы” с царем на вершине социальной лестницы.
Архаическому сознанию русских было свойственно резкое противопоставление ценностей и антиценностей. В последствии эта культурная традиция была переосмыслена в христианстве и оказало серьезное влияние на всю историю страны.
Способом приспособления к русской природе до конца XIX в. была коллективная, общинная, родовая или семейная деятельность, поэтому в русской культуре как высшая ценность утверждается духовный идеал коллектива, общины, рода, семьи.
Таким образом, в русской культуре существует две системы ценностных ориентаций. Первая построена на противоречиях и указывает человеку путь от зла к добру. Вторая создает образ идеала для русского общества (теплых семейных и соседских отношений, справедливой власти, готовности защищать и духовно возвеличивать родную землю).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/