Содержание
Глава 2. Направления развития новой системы кооперативного управления
Глава 3. Организационная структура потребительской кооперации и ее совершенствование
3.1 Понятие о «хозяйственной единице» в потребительской кооперации
3.2 Новый орган управления в потребительской кооперации – совет
3.3 Роль правления в деятельности предприятий потребительской кооперации
Введение
Длительное время (1917-1991 гг.) российская кооперация развивалась в условиях действия административно-командной модели управления. Для нее было характерным ограниченная самостоятельность кооперативов и установление важнейших плановых заданий их развития из центра, на государственном уровне. В 1992-1996 гг. после принятия Закона о потребительской кооперации 1992 г. в российской потребительской кооперации была опробована либеральная модель управления, в соответствии с которой потребительские общества получили практически ничем, кроме Закона, неограниченную самостоятельность в своей деятельности. Опыт показал, что для России не подходит ни административно-командная, ни либеральная модель управления. Поэтому в 1997 году был принят новый Закон о потребительской кооперации, в соответствии с которым формируется модель кооперативного управления, основанного на сочетании самоуправления потребительских обществ с регулирующим воздействием на их развитие кооперативных центров, т.е. союзов.
Наиболее глобальной проблемой является обеспечение целостности и управляемости потребительской кооперации как системы. От этого зависит ее экономическая мощь и авторитет в обществе. На пути решения данной задачи имеются как несомненные достижения в процессах консолидации потребительских обществ вокруг союзов и в укреплении их экономики, так и неудачи, проявляющиеся в сепаратистских тенденциях, в использовании кооперативной собственности и кооперативного имиджа в частных интересах.
В данной курсовой работе рассматривается вопросы совершенствования организационной структуры управления потребительской кооперации в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Глава 1. Цель и основные направления программы стабилизации и развития потребительской кооперации РФ до 2010 года
В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» и уставами потребительских обществ укомплектовать организации всех уровней управления кадрами руководителей и специалистов, компетентными в экономике, финансах, менеджменте (управлении), для которых интересы потребительской кооперации являются приоритетными.
Принимать меры, в соответствии с уставом потребительского общества, к освобождению руководителей организаций, длительное время работающих убыточно. При назначении председателей, членов правления, руководителей организаций и предприятий внедрять контрактную систему.
Объемы отраслей хозяйственной деятельности увеличивать до размеров, обеспечивающих безубыточную деятельность учитывая, что стабилизация и развитие потребительской кооперации зависят, в первую очередь, от взаимодействия заготовок, производства и торговли, создания заготовительно - производственно - торгового комплекса.
Систематически проводить работу по сокращению числа юридических лиц (организаций и предприятий на самостоятельном балансе), что позволит уменьшить издержки обращения, налоговые выплат, сконцентрировать для хозяйственной деятельности материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Внедрять внутренний хозрасчет для усиления контроля за результатами труда, повышения материальной заинтересованности в увеличении объемов и улучшение качественных параметров деятельности.
Совершенствовать управление финансами (финансовый менеджмент), соблюдать режим экономии как главную задачу по преодолению убытков, сокращать кредиторскую задолженность, в первую очередь внутрисистемную, принять меры по ускорению оборачиваемости товаров, систематически отслеживать ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятия, осуществлять расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Увеличивать собственный оборотный капитал, использовать возможности фонда развития потребительской кооперации, привлекать на взаимовыгодных условиях средства пайщиков и некооперированного населения. [5,с.55]
Сосредоточить свободные собственные и заемные средства на уровне потребсоюзов с целью более эффективного их использования.
Развивать отрасли и виды деятельности, способные принести дополнительные доходы (торговля медикаментами, комиссионная торговля непродовольственными товарами, сельскохозяйственное производство, переработка рыбы и рыбопродуктов, мукомольное производство, бытовые и производственные услуги).
Укреплять сотрудничество с органами местного самоуправления, банками, страховыми обществами, налоговыми службами, пенсионным фондом, почтовыми отделениями на договорной основе, защищая экономические интересы потребительской кооперации.
Совершенствовать механизм товарного кредитования пайщиков (отпуск товаров под запись в амбарных книгах), применять другой механизм поддержки пайщиков: выдачу товаров на договорной основе с указанием в договоре, какие товары сдаст пайщик, по какой цене, на какую сумму; на какую сумму кооператив выдаст ему продукты питания и другие товары; в какие сроки будет производиться сверка взаимных расчетов.
Разработать и осуществить программу социального управления, предусмотреть в ней меры повышения экономического участия пайщиков, увеличения их численности, формы кооперативных выплат, механизм отслеживания покупок пайщикам (паевая книжка, ведомость учета покупок и т.д.).
Внедрить экспертизу правомерности отчуждения объектов собственности для их возврата системе, определить перечень объектов недвижимого неделимого имущества, имеющего решающее значение для обеспечения стабильности организации, которое не может быть реализовано без решения общего собрания пайщиков, разработать механизм повышения эффективности использования материально -технической базы.
В областных (краевых, республиканских) потребсоюзах создать юридические консультационные отделы, которые могли бы функционировать на внутреннем хозрасчете, оказывая платные услуги на сторону в дополнение к консультационным услугам в системе. Оснастить такие отделы компьютерами, иметь современные программы, отслеживающие все изменения в нормативных актах, касающиеся отраслей деятельности потребительской кооперации.
По такому же принципу самостоятельно или в составе юридического консультационного отдела (или финансово - экономического управления) можно иметь специалиста по налогам и налогообложению для отслеживания всех изменений и своевременного принудительного оповещения потребсоюзов и потребительских обществ о всех изменениях налогов и налогообложения, о технологии их отражения в учете и отчетности, о возможностях уменьшения налогооблагаемой базы и т.д. Эта служба могла бы существовать на внутреннем хозрасчете, иметь возможность стимулировать своих работников и приносить доход потребительскому союзу.
Целесообразно иметь в областных (краевых, республиканских) потребсоюзах аудиторскую службу, ориентированную и на систему, и на сторонних клиентов. Основная функция такой службы - аудиторские проверки организаций потребительской кооперации в соответствии со статьей 26.2 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Аудиторская служба могла бы функционировать на внутреннем хозрасчете, обеспечивая оплату своих работников и доходы потребсоюзу, ее учредившему.
Одним из направлений является развитие и внедрение маркетинга. Он включает в себя совокупность методов и приемов, используя которые организация удовлетворяет нужды потребителей и получает доходы. В новых условиях конкуренции эффективность работы любой организации определяется активностью и опытностью в изучении рынка и использовании его результатов.
Маркетинговая деятельность в потребительской кооперации должна обеспечить изучение спроса на товары и услуги; формирование потребностей; проведение активной товарной политики; активизацию сбыта товаров и услуг; рекламу и стимулирование продажи товаров [3,с.89].
Глава 2. Направления развития новой системы кооперативного управления
Новая модель кооперативного управления ориентирует на усиление управленческого (регулирующего) воздействия союзов на развитие потребительских обществ. Недостаточно сводить это воздействие только к контролю и административным мерам. Союзы по отношению к потребительским обществам должны осуществлять программирующую, координирующую, консолидирующую, инициирующую, консультирующую и контролирующую функции. Для реализации этих функций целесообразно создать при каждом областном, краевом, республиканском союзе общественный совет (или группу) консультантов из преподавателей кооперативных вузов (их филиалов), техникумов и других образовательных учреждений.
К настоящему времени в России созданы основы новой системы кооперативного управления. Разработана Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года.
Реформируется организационная структура в направлении обеспечения большей управляемости, устойчивости и усиления конкурентоспособности потребительских обществ. Развиваются горизонтальные (договорные) и вертикальные (иерархические) связи между потребительскими обществами и союзами. Созданы представительные органы самоуправления пайщиков — советы потребительских обществ и их союзов. Укрепляются органы профессионального управления — правления. Меняется структура аппарата управления, особенно в союзах, где повышается доля специалистов по информационным технологиям, маркетингу, налоговому планированию, аудиту, управлению недвижимостью, работников юридической службы. [6,с.20]
Все это позитивные тенденции. Однако имеются и негативные изменения. К ним относятся неоправданный отказ от планирования, свертывание организационно-кооперативной работы, ликвидация в ряде потребсоюзов ревизионных служб.
Благодаря инициативе Центросоюза в управлении потребительской кооперации России за последние годы повысилась роль научного консультирования. Преподавателями Московского, Белгородского и Сибирского университетов потребительской кооперации обследована и проанализирована деятельность нескольких десятков кооперативных организаций, разработаны рекомендации по совершенствованию их деятельности, проведена учеба специалистов и руководителей по антикризисному управлению. Внедряется стратегический подход в управлении. Создан стратегический альянс потребительской кооперации с другими видами кооперации (АКОР). Меняется система мотивации кадров управления, их труд начинает увязываться с конкретными доходами, получаемыми кооперативными организациями и предприятиями.
Новая система кооперативного управления дает положительные результаты, но они пока проявились не во всех, а лишь в отдельных кооперативных организациях. Поэтому необходимо продолжить развитие системы управления в следующих направлениях:
реструктуризации кооперативных организаций и предприятий, перевода их на единый баланс, укрепления их финансовой устойчивости;
распространения элементов рыночных отношений на отношения внутри кооперативных организаций путем расширения практики внутрихозяйственного расчета и внедрения внутрисистемных хозяйственных договоров;
уточнения разграничения функций и полномочий советов и правлений, совершенствования их взаимодействия;
усиления регулирующего управленческого воздействия союзов на деятельность потребительских обществ;
формирования профессионального аппарата управления кооперативными организациями, включающего специалистов по планированию, маркетингу, производству, заготовкам, коммерции, финансам, информационным технологиям, праву, связям с пайщиками, общественностью, местными и федеральными органами власти;
осуществления мер по антикризисному управлению в целях обеспечения финансовой устойчивости кооперативных организаций и предприятий и предупреждения их банкротства;
повышения ответственности и мотивации работников потребительской кооперации в направлении более тесной увязки результатов их труда с доходами, получаемыми кооперативными организациями и предприятиями [2,с.8].
Суть развития организационных форм и моделей потребительского кооператива состоит в том, что в сельскохозяйственном производстве разные механические, биологические и экономические процессы и операции имеют свои оптимальные режимы и размеры. Например, оптимальный размер потребительского кооператива совсем не должен соответствовать сбытовому или перерабатывающему кооперативу, оптимум которого зависит от разных факторов, в том числе и от степени транспортабельности разных видов сырья. Оптимум следует искать не в масштабах производства, а там, где имеет место минимальный уровень себестоимости единицы продукции, то есть где на единицу затрат получают максимум продукции. В этом и заключается социально-экономический смысл развития организационных форм потребительской кооперации. Он находит свое отражение в организационно-правовой форме предприятия, так как организационно-правовая форма выступает своеобразным посредником при передаче санкционированных государством «правил экономической игры» к его самоуправленческим началам, определенных уровнем развития производства. В то же время организационно-правовая форма - это не только способ организации и деятельности предприятия, но и мера ответственности его участников. По обязательствам предприятия - это способ обобществления средств труда, предметов труда и его результатов, это - комбинация факторов производства и механизмов управления ими. Поэтому в каждом конкретном случае построения организационных форм нужно найти оптимальный уровень кооперативных взаимоотношений между участниками кооператива и показать, как нарушение или изменение условий сотрудничества в рамках кооперации может сказаться на эффективности хозяйствования любого из участников.
Также успех организационной формы кооператива во многом зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют три его управленческих элемента: члены кооператива - пайщики; избираемые членами кооператива демократические органы управления и их объединения (союзы); наемные работники в лице менеджеров и других сотрудников, работающие на постоянной или временной основе. Именно в таких условиях начинают максимально проявляться реальные интересы, как каждого члена кооператива, так и кооперативного объединения в целом. По нашему мнению, организационные формы потребительской кооперации выступают своеобразным механизмом согласования социально-экономических интересов пайщиков, менеджмента потребительского кооператива и его союзного формирования и экономических интересов государства. При этом социально-экономические интересы пайщиков представлены потребностью в механизмах защиты объектов кооперативной собственности и в справедливых формах распределения результатов экономической деятельности кооператива, интересы менеджмента - в возможности и наличии механизмов эффективного управления, а интересы государства — правовыми регламентациями включения системы потребительской кооперации в экономическое пространство с его налоговыми, бюджетными и другими финансовыми обязательствами. Поэтому организационная форма конкретного потребительского общества сочетает в себе два бытия - экономическое и правовое, частное и публичное, гражданское и государственное, где первые выражают сущность данного вида собственности, а вторые определяют правовые возможности и ограничения управления организованной собственностью. В этой связи принципиальный вопрос восстановления статуса первичного звена - потребительского кооператива - также важен для совершенствования организационного построения всей системы потребительской кооперации и ее управленческой структуры.
Если в других странах кооператив сразу выходит на свой национальный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное, чем на Западе (рис. 1).
Рис. 1. Схема организационного построения потребительской кооперации Российской Федерации.
Под реформой предприятий потребительской кооперации в настоящей концепции понимается изменение принципов действия коммерческих организаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.
Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту ПК становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:
1. неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:
отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;
недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;
низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;
2. низкий уровень ответственности руководителей перед предприятием и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Несмотря на наличие в правовых и законодательных актах ряда положений, позволяющих работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками и управляющими еще не отлажен.
Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного структурного элемента системы потребительской кооперации. Для этого необходимо как изменение среды функционирования предприятия, так и стимулирования внутренних преобразований на предприятиях потребительской кооперации. Целью реформирования предприятий потребительской кооперации является реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства, заготовительной деятельности, общепита, конкурентоспособности продукции, а также производительности труда, снижению издержек, улучшению финансово экономических результатов.
В условиях экономического спада платежного кризиса система ПК неспособна самостоятельно реформироваться без государственной поддержки. Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы потребительской кооперации являются:
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
защита прав акционеров;
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;
обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;
создание эффективного механизма управления предприятием.
Современное состояние агропромышленного комплекса России в условиях рынка и формирования многоукладной экономики показывает, что резкий спад производства сельскохозяйственной продукции в значительной мере произошел в результате нарушения и разрыва межхозяйственных связей на региональном, отраслевом и внутрипроизводственном уровнях субъектов хозяйствования. В этих условиях возникла объективная необходимость в качественно новом подходе к развитию организационных форм потребительской кооперации, как в самой системе, так и в составе АПК. В пользу этого положения говорят два факта. Во-первых, именно интегральная природа АПК обуславливает свойственный современному сельскому хозяйству агропромышленный тип производства, в котором все основные стадии связаны между собой так, что каждая стадия является продолжением предыдущей и исходной для последующей. Во-вторых, социально-экономическое положение потребительской кооперации в значительной мере определяется факторами внешней среды: развитие отраслей специализации АПК, развитие внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, финансово-экономическими возможностями пайщиков и остального населения, предприятий агросферы, совокупным платежеспособным спросом на продукцию и услуги потребительской кооперации в сельской местности, экономическим потенциалом региона. Так как потребительская кооперация - это открытая система, практическое осуществление этой задачи может быть путем создания разнообразных организационных форм и моделей кооперативных формирований и разработки соответствующих мер поддержки на разных уровнях власти. При этом определяющее значение в этом процессе имеет утверждение статуса первичного звена потребительской кооперации как «добровольно созданной гражданами общественно-хозяйственной организации для совместной деятельности». Другими словами, речь идет о возрождении потребительского кооператива как основного элемента системы потребительской кооперации в структуре агропромышленного комплекса.
Глава 3. Организационная структура потребительской кооперации и ее совершенствование
3.1 Понятие о «хозяйственной единице» в потребительской кооперации
Основу формирования новой системы управления составляет реструктуризация кооперативных организаций. Это их структурная перестройка в целях эффективного распределения и использования всех ресурсов, в интересах пайщиков и работников, которая заключается в создании комплекса хозяйственных единиц (бизнес-единиц) на основе:
реорганизации (разделения, соединения, ликвидации, передачи) действующих;
организации новых хозяйственных единиц.
Хозяйственная единица — это отдельно управляемая кооперативная организация или ее подразделение, юридически самостоятельные или несамостоятельные, полностью или частично экономически обособленные и ответственные за свою деятельность. Юридически самостоятельная хозяйственная единица является центром ответственности за прибыль и инвестиции, юридически несамостоятельная — центром ответственности за затраты. Юридически самостоятельная хозяйственная единица представляет собой комплекс юридически несамостоятельных. Основными ориентирами при образовании юридически самостоятельных хозяйственных единиц в условиях российского кризиса являются обеспечение их конкурентоспособности (запаса прочности) на рынке и минимизация налогов, уплачиваемых в бюджеты различных уровней. [8,с.89]
Успех реструктуризации кооперативных организаций во многом зависит от кадровой политики. Реструктуризация не приносит ожидаемого результата, если во главе новой или реорганизуемой хозяйственной единицы ставится руководитель, который довел кооперативную организацию или предприятие до банкротства.
В этой связи целесообразно ввести регулярные аттестации руководителей и специалистов с использованием рейтинговых оценок и учитывать их назначении на должность.
О реальных изменениях в организационной структуре потребительской кооперации можно судить по данным табл. 1.
Таблица 1
Изменения в организационной структуре потребительской кооперации в 2002-2003 гг.
Показатели | 01.7.02 | 01.1.03 | 01.7.03 | 01. 7.03. в % к 01.7.02 |
Кол-во сельпо и горпо, в т.ч. убыточных |
2074 1604 |
2042 1361 |
1999 976 |
96,4 60,8 |
Количество райпо, в т.ч. убыточных |
1430 1087 |
1346 933 |
1344 722 |
94,0 66,4 |
Кол-во райпотребсоюзов, в т.ч. убыточных |
260 224 |
231 193 |
220 206 |
84,6 92,0 |
Приведенные данные свидетельствуют об укрупнении кооперативных организаций, как на сельском, так и на районном уровне, о сокращении доли убыточных организаций. За последний год процесс укрупнения охватил не только сельские, но и районные общества. Райпо стали основной, преобладающей организационной формой кооперативной организации в районе. Их преимущества состоят в следующем[3, 98]:
По сравнению с райпотребсоюзом райпо более организационно устойчивы. Выход из райпо нескольких десятков или даже сотен пайщиков существенно не сказывается на райпо. Напротив, выход из райпотребсоюза даже одного - двух потребительских обществ ставит под угрозу существование райпотребсоюза.
В райпо происходит консолидация кооперативного хозяйства. Возможности манипулирования пайщиками в частных интересах уменьшаются. Процессы отчуждения собственности, деления, объединения, изменения организационных форм управления кооперативными предприятиями, завоза товаров с районных и межрайонных баз становятся управляемыми и контролируемыми.
С образованием райпо взамен нескольких сельских потребительских обществ уменьшается количество плательщиков и объем налогов. По этой причине главы местных администраций в ряде случаев препятствуют укрупнению кооперативных организаций.
Наметилась тенденция укрупнения самих райпо.
Сейчас общее количество райпо и райпотребсоюзов в России меньше, чем количество районов. Это значит, что мы вступили на путь создания межрайонных потребительских обществ.
В райпо выше уровень кооперативного менеджмента, ниже издержки обращения. Не случайно на 01.7.99 г. доля прибыльных райпо составила 46,3%, а райпотребсоюзов — только 6,4%.
Во многих европейских странах процесс слияния местных потребительских кооперативов в районные уже завершился, а в ряде стран образовались кооперативные общества на уровне областей и даже страны в целом (потребительский кооператив «Конзум-Австрия» и Е-кооператив в Финляндии). Концентрация и слияние потребительских кооперативов используется как средство создания конкурентных преимуществ кооперации перед частными предпринимательскими структурами. Вышесказанное не означает отрицания сельских потребительских обществ и их союзов. В крупных районах с рассредоточенной торговой сетью и недостаточно развитыми коммуникациями их существование оправдано.
Позитивным процессом структурной реорганизации потребительской кооперации является сокращение количества самостоятельных организаций и предприятий путем перевода их на единый баланс.
Программой стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года это сокращение предусматривается почти на 30%. Этот стратегический ориентир в целом выдерживается. По Программе количество хозрасчетных организаций и предприятий в 2003 г. в России должно составлять 7594, в т.ч. убыточных 4468. Фактически на 01.7.03 г. имелось 7368 хозрасчетных организаций и предприятий, из них 3601 убыточных. [13, с. 10]
Долгое время в потребительской кооперации господствовала установка на увеличение количества организаций и предприятий, состоящих на полном хозрасчете. Существовало мнение, что чем их больше, тем лучше. Пора отказаться от этого устаревшего стереотипа мышления.
Ситуация кардинально изменилась и в основе выделения хозрасчетной организации или предприятия должны лежать не амбиции их руководителя, а соображения экономической целесообразности, конкурентоспособность, то есть эффективная деятельность на потребительском рынке — вот главный критерий, которому должна удовлетворять кооперативная организация на самостоятельном балансе.
Анализ показывает, что перевод на единый баланс имеет ряд достоинств:
Уменьшается количество плательщиков налогов и налогооблагаемая база за счет того, что товарооборот между хозяйствующими субъектами, бывшими ранее самостоятельными, становится их внутренним оборотом.
Сокращается административно-управленческий аппарат за счет объединения многочисленных мелких функциональных управленческих служб.
Восстанавливаются цепочки технологических связей различных отраслей деятельности потребительской кооперации и сокращается продолжительность общего цикла хозяйственной деятельности.
Достигается экономический эффект от экономии на условно-постоянных расходах.
Обеспечивается комплексность обслуживания населения за счет устранения административных и других перегородок.
Происходит концентрация финансовых ресурсов и их использование на приоритетных направлениях.
3.2 Новый орган управления в потребительской кооперации – совет
В соответствии с Законом РФ о потребительской кооперации в кооперативных организациях наряду с давно действующими органами управления, такими, как общее собрание пайщиков (их уполномоченных) и правление, введен новый орган управления — совет. На начало 2004 года в штатных расписаниях потребительских обществ и союзов значится 2841 должность председателя совета и только 2163 должности председателя правления, из которых 147 должностей были вакантными. Прежде всего, следует отметить, что советы не надуманы и не навязаны сверху, в России имеется опыт использования советов как органов управления в дореволюционное время создание советов предусматривалось уже первым Нормальным уставом потребительского общества, утвержденным правительством в 1897 г. При этом совету в системе управления отводились контрольные функции наблюдения за соблюдением устава и исполнением решений общего собрания, функции утверждения правил ведения делопроизводства, счетоводства и отчетности, подготовки заключения об отчетах правления и разбора жалоб на его действия.
В советское время традиции советов были продолжены. Возможность их создания была предусмотрена Постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 мая 1924 г. «О потребительской кооперации». Конкретное решение о создании совета принимало общее собрание потребительского общества [7,с.78].
В конце 80-х гг. XX в. была предпринята попытка оживить деятельность советов, которые были созданы в потребсоюзах. Однако этот опыт не был удачным, в частности потому, что не удалось найти взаимоприемлемые формы их взаимодействия с правлениями.
В зарубежной практике управления имеется как монистическая система органов в лице правления, так и дуалистическая система, включающая совет — правление. При этом советы выполняют контрольные, а в части стратегических решений также и распорядительные функции. Кроме того, они назначают и отзывают членов правлений. По наиболее важным вопросам существует взаимная ответственность советов и правления. Важно отметить, что в ряде стран кооперативы вправе самостоятельно делать выбор между монистической и дуалистической системами управления. В небольших по численности пайщиков и объему деятельности кооперативах целесообразным считается создание одного органа управления — правления.
В Великобритании действует Агентство развития кооперативов. Руководящий состав Агентства назначается правительством из лиц, представляющих кооперативное движение. Средства этой организации формируются из выделяемых правительством субсидий. Задача Агентства - стимулирование кооперативного движения в стране. Средствами достижения этой задачи являются оказание консультаций кооперативам, лицам, которые намереваются основать кооператив, представление рекомендаций правительственным учреждениям по вопросам кооперации, разработка экономических проектов, которые могут быть выполнены на кооперативной основе. Кооперативы приравнены к коммерческим структурам и не пользуются льготами при налогообложении, в целом же прослеживается тенденция государственной поддержки деятельности кооперативов. Во Франции существует министерство социальной экономики, которое занимается созданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в хозяйственную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики. Данный опыт отношений государства и кооперации представляет интерес для России, где государство на федеральном и региональном уровнях еще не окончательно определилось в своем отношении к кооперации, а в правительстве нет органа, который бы координировал ее развитие. Законодательство Франции, касающееся кооперативов, признает коммерческий характер их деятельности, но в то же время ремесленные, транспортные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Очевидно, российская кооперация должна использовать опыт западноевропейской кооперации в лоббировании своих интересов через представителей в парламенте. Это можно осуществить путем поддержки тех политических партий, которые в своих программах учитывают интересы развития кооперации[12, 57].
На основе анализа кооперативного законодательства, действующего в зарубежных странах, особенно в развитых западноевропейских странах, могут быть сделаны следующие выводы, которые, по нашему мнению, имеют непосредственное отношение к развитию потребительской кооперации России. Прежде всего, это историческая преемственность в развитии кооперативного законодательства. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы были приняты во второй половине XIX века. И ни один из них не был отменен. В XX веке к кооперативным законам были приняты поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.
Следует отметить, что зарубежный опыт развития кооперативного движения, анализ его, позитивных и негативных процессов показывают, что сохраняются объективные предпосылки для устойчивого развития кооперативного движения, как на глобальном, так и на региональном уровне.
В основе введения советов в потребительской кооперации России лежит целесообразность разделения властей, имеющая следующие цели:
предотвращение злоупотреблений, возникающих в результате концентрации власти в одних руках;
учет в управлении интересов различных социальных групп (пайщиков, работников, менеджеров) и их вовлечение в процесс принятия управленческих решений;
создание сдержек и противовесов в системе управления.
Советы создаются в интересах пайщиков, являются представительными органами самоуправления пайщиков и призваны обеспечить демократизм в управлении кооперативными организациями. Это предъявляет соответствующие требования к членам совета: знание нужд и чаяний пайщиков, приверженность кооперативным ценностями принципам, способность их отстаивать и проводить в жизнь, организаторские качества, готовность работать в совете на общественных началах. В настоящее время 90% членов советов составляют работники-пайщики и только 10% пайщики, не работающие в потребительской кооперации.
В соответствии с Законом о потребительской кооперации советы наделены контрольными и распорядительными полномочиями.
Деятельность советов направлена на осуществление социальной миссии (основного предназначения) потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности совета — зашита интересов и обеспечение удовлетворения спроса членов-пайщиков на товары и услуги при рациональном использовании ресурсов. Данный критерий конкретизируется в системе показателей, в основе которых лежат наказы членов-пайщиков.
Эти показатели включают объемы товарооборота, услуг, чистой прибыли, кооперативных выплат, льгот для членов-пайщиков, показатели развития материально-технической базы, социальной сферы и др. Показатели оценки деятельности советов устанавливают общие собрания членов-пайщиков (уполномоченных, представителей) потребительских обществ и союзов.
3.3 Роль правления в деятельности предприятий потребительской кооперации
В отличие от совета, являющегося представительным органом самоуправления членов-пайщиков, правление призвано осуществлять предпринимательские функции. Правление выступает как коллективный предприниматель, деятельность которого должна осуществляться на основе контракта, заключаемого с советом потребительского общества и союза. Кооперативное предпринимательство должно развиваться не вне, а внутри, т.е. в рамках системы потребительской кооперации в соответствии с ее ценностями и принципами. Это важно подчеркнуть, поскольку в ряде кооперативных организаций имеются попытки самоустранения правлений от предпринимательских функций и их передача частным предпринимателям.
Критериями при назначении на должность членов правлений должны стать высокие профессиональные, деловые и личные качества: специальное, по возможности высшее образование, инициативность, способность выдвигать и реализовывать новые коммерческие идеи, ориентация на эффективность и качество, умение действовать в условиях рыночной неопределенности и риска, находить нестандартные решения, соблюдать нормы деловой этики, быть готовым к сотрудничеству с другими членами правления и с советом.
В настоящее время из работающих председателей правлений высшее образование, соответствующее занимаемой должности, имеют лишь 40%, обучаются в высших учебных заведениях 2,6%. Основная часть председателей правлений имеет среднее профессиональное образование.
Деятельность правлений должна быть направлена на создание соответствующих экономических условий для выполнения социальной миссии потребительских обществ и союзов. Это обусловливает необходимость ее оценки по экономическим показателям динамики деловой активности, объемов деятельности, доходности (рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности) кооперативных организаций. Плановые задания и перспективы этих показателей устанавливают советы потребительских обществ и союзов. В дополнение к ним при оценке деятельности правлений могут использоваться характеристики степени (качества) выполнения правлениями своих функций и полномочий, которые предусмотрены Положением о правлении.
После разграничения полномочий советов и правлений стал происходить обратный процесс их сращивания. Учитывая противозаконность и нежелательность такого сращивания, Центросоюз в 2003 году разработал Примерное положение о правлении союза потребительских обществ. К ряду положений относится право принятия самостоятельных решений об утверждении штатного расписания, положения об оплате труда, назначение и увольнение главных бухгалтеров учреждений, организаций, предприятий, созданных союзами, о размещении денежных средств, ценных бумаг в банках, о сдаче в аренду помещений и т.д. [14,с.40]
Заключение
Новая модель кооперативного управления ориентирует на усиление управленческого (регулирующего) воздействия союзов на развитие потребительских обществ.
Союзы по отношению к потребительским обществам должны осуществлять программирующую, координирующую, консолидирующую, инициирующую, консультирующую и контролирующую функции. Для реализации этих функций целесообразно создать при каждом областном, краевом, республиканском союзе общественный совет (или группу) консультантов из преподавателей кооперативных вузов (их филиалов), техникумов и других образовательных учреждений.
Реформируется организационная структура в направлении обеспечения большей управляемости, устойчивости и усиления конкурентоспособности потребительских обществ. Развиваются горизонтальные (договорные) и вертикальные (иерархические) связи между потребительскими обществами и союзами. Созданы представительные органы самоуправления пайщиков — советы потребительских обществ и их союзов. Укрепляются органы профессионального управления — правления. Меняется структура аппарата управления, особенно в союзах, где повышается доля специалистов по информационным технологиям, маркетингу, налоговому планированию, аудиту, управлению недвижимостью, работников юридической службы.
В новых условиях конкуренции эффективность работы любой организации определяется активностью и опытностью в изучении рынка и использовании его результатов.
Маркетинговая деятельность в потребительской кооперации должна обеспечить изучение спроса на товары и услуги; формирование потребностей; проведение активной товарной политики; активизацию сбыта товаров и услуг; рекламу и стимулирование продажи товаров.
Практика показывает, что в современных условиях путь кооперирования, предполагающий, прежде всего взаимопомощь фермеров, оказывается наиболее действенным. Это обусловлено тем, что в большинстве хозяйств имеющих растениеводческую специализацию, занятость работников в полевой период неравномерная, поскольку напряженные периоды, в зависимости от видов возделываемых культур, не совпадают по времени. Поэтому фермеры имеют возможность выполнять наиболее трудоемкие виды работ с помощью соседей, в хозяйствах которых занятость в данный момент минимальная.
В настоящее время продолжает набирать силу процесс развития простейших форм производственной кооперации крестьянских хозяйств, когда сами фермер создают малые первичные производственные образования преимущественно по совместному использованию земли, техники, трудов ресурсов. Необходимость создания таких объединений продиктовано тем, что в существующих экстремальных условиях в одиночку фермерам просто не выжить. Именно поэтому они чаще прибегают к взаимопомощи и выручке друг друга семенами, горючим, техникой, кормами. Такие отношения обычно строятся на основе устной договоренности, взаиморасчетов и реже условиях коммерческих сделок.
Большим тормозом в развитии крестьянских хозяйств является отсутствие в районах и регионах России хорошо налаженного сбыта их продукции и материально-технического снабжения. Именно по этой причине многие хозяйства ежегодно несут большие затраты, а многие фермеры полностью прекращают свою производственную деятельность.
Библиографический список
Гражданский кодекс РФ. - М: Право, 2002. - 456с.
Брагин Н.И. Взаимоотношение потребительской кооперации с органами власти. // Потребительская кооперация - социально -ориентированная система. Материалы научно-практической конференции. - М.:1999. - 190 с.
3.Кабанов А.Ю. Кооперативный сбыт сельскохозяйственных продуктов в 20-е годы// Кооперация как компонент рыночных отношений: проблемы теории и истории.- Иваново: 1996. - 234с.
Коряков И.А., Корякова Л.Х. Зарождение кооперации в России // Кооперация Сибири в XX в.: теория, историография, источники. - Вып. 2. - Новосибирск: 1996 - 305с.
Прижигалинский В.П. Кооперация в переходной экономике. Ставрополь: 2000. - 478с.
Кооперация. Место и роль в экономической истории. / Под ред. Виноградова. М.:1990. - 399 с.
Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. / Под ред. Макаренко А.П. - М.: 2000.
Реформирование организационного построения потребительской кооперации на основе Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» // Потребительская кооперация - социально - ориентированная система Материалы научно-практической конференции - М.: 1999
Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. Под ред. Власова А.А. - М.: 2005.
Теория и история кооперативного движения. Учебное пособие. Под ред. Леонидова А.А. - М.: 2005.
Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 28 апреля 2002 г.
Программа стабилизации и развития потребительской кооперации РФ до 2002 г. // Российская кооперация. - 1998.
Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2010. — М.: Центросоюз РФ, 2001. - 116с.
Потребительская кооперация - социально - ориентированная система. Научн. Практическая конференция. - М.: 1999 .
Кудряшов В.И., Полунин С.В. Кооперация крестьянских хозяйств (опыт, проблемы, решения). – М.: 2000.