Реферат на тему:
Объекты управления экономикой
Введение
Управление экономикой - главная задача не только государства, но и каждой, отдельно взятой организации. Под управлением экономикой обычно понимают систему сознательного, целенаправленного, планомерного воздействия со стороны управляющего органа воздействия на объекты управления (или на процессы) с целью сохранения их качественной специфики, нормального функционирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, получения установленного результата, а также согласования и корректировки действий исполнителя.
Объекты управления представляют собой управляемое звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воспринимающие управляющее воздействие со стороны другого (других) элементов.
В то же время субъект управления представляет собой управляющее звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воздействующий на другие (другой) элемент. В зависимости от целей исследования может рассматриваться и как объект управления - для звена, вышестоящего в иерархии.
Основная часть
В качестве субъектов управления выступают социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, осуществляющие управленческие действия, т.е. принимающие решения и организующие их реализацию. Различают два вида субъектов управления: непосредственный и главный. Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер. С одной стороны, оно является функцией непосредственно процесса производства, т.е. функцией комбинированного процесса труда, порождаемой кооперацией труда. В этом проявляется организационно-техническая сторона управления. С другой стороны, управление является функцией собственности на средства производства. Это социально-экономическая сторона управления. Именно она определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности.
В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает такая функция управления, как регулирование развития национальной экономики. Указанные проблемы призвано решать государство посредством использования различных форм вмешательства в процессы, происходящие в обществе.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Инструментами государственного регулирования экономики являются бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная политика, ускоренная амортизация, индикативное и стратегическое планирование.
Прямое воздействие государство осуществляет средствами бюджетной политики. Среди методов государственного регулирования преобладают формы безвозвратного целевого финансирования, субвенции и субсидии, доплаты из бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровня, а также льготное кредитование. Целью таких методов является достижение государственных приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения.
Прямое воздействие государство осуществляет также через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. При этом воздействие может идти по двум направлениям: субсидирование предприятий государственного сектора и развитие государственного предпринимательства.
Налоговая политика используется для стимулирования экономического роста и научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаров. Существуют две группы методов, с помощью которых решаются эти проблемы: а) изменения в системе налогов на уровне налоговых ставок и б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам с целью воздействия на размеры их инвестиционной деятельности.
Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через налоговую систему, разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, сфере образования, здравоохранения, предоставление кредитов и т.д.
Внешнеэкономическая политика – набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, регулирование валютного курса и т.п.
Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным воздействием на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР.
В социально-ориентированной экономике наибольшее распространение получили косвенные методы воздействия. Косвенные методы государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на интересы субъектов хозяйственной деятельности. Среди средств денежно-кредитного регулирования наибольшее распространение в странах с рыночной экономикой имеют: изменение учетной ставки центрального банка, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом валютном и фондовом рынке.
Кроме перечисленных средств регулирования, государство использует и другие, такие, как платежи за ресурсы, финансирование работ по восстановлению природных ресурсов и природоохранной деятельности, стимулирование рационального природопользования.
В постиндустриальную эпоху прогнозирование, программирование и индикативное планирование вышли за рамки предприятий и приобрели общегосударственное значение.
Планирование превращается в важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
Индикативное планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений. Другой целью такого планирования является разработка системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи. Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Оно могло бы заинтересовать частный сектор. В индикативном плане имеет место малая степень детализации показателей. Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного плана государство использует различные экономические стимулы: прямые и косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, различные формы целевого кредита и т.д. В наибольшей степени индикативному планированию поддается стадия производства, а в наименьшей – стадия формирования потребностей и потребления. Индикативное планирование широко применяется во Франции, Японии, Китае.
Особое место в системе государственного регулирования социального рыночного хозяйства занимает стратегическое планирование. Оно позволяет, во-первых, получить представление о состоянии экономики и уровне решения социальных проблем на конкретный момент времени; во-вторых, спрогнозировать на будущее современные тенденции в развитии экономики и социальных отношений; в-третьих, наметить цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления.
Наибольшее распространение среди форм стратегического планирования получили: прогнозирование, программирование, планирование на макроэкономическом уровне. Государство, используя названные формы, стремится ускорить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, предотвратить негативные социальные процессы и экономические явления. Применяя прогнозирование, программирование и планирование, оно не только воздействует на экономические, социальные процессы, но и поддерживает стабильный уровень макроэкономического развития.
Для экономики России на этапе перехода к рынку государственное стратегическое планирование особенно актуально. По мере стабилизации ситуации в экономике, возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике и поведения разных субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики. С переходом к новому этапу рыночных реформ на всех уровнях управления возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, относящиеся к будущему, постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями. Развитию навыков стратегического мышления и способствует изучение курса “Стратегическое планирование”.
Опыт развития современной цивилизации свидетельствует о том, что система рыночных отношений позволяет обеспечивать более эффективное функционирование всех аспектов жизнедеятельности общества по сравнению с командно-административной, бюрократической системой. Вместе с тем этот опыт дает основания для другого вывода – все страны, базирующиеся на системе рыночных отношений, широко используют методы государственного регулирования. Современное рыночное хозяйство ориентировано на удовлетворение многообразных потребностей человека. Одновременно во многих промышленно развитых странах оно обеспечивает высокую степень защищенности своих граждан посредством государственного вмешательства в процессы (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Это дало основание для определения такого хозяйства, как социально-рыночного.
Основоположником концепции социально-рыночного хозяйства и организатором хозяйственной реформы в послевоенной Германии (ФРГ) является Людвиг. Содержание этой концепции было раскрыто в опубликованной им книге “Благосостояние для всех” (Л.Эрхард использовал на практике идею А.Мюллера-Армака). Так, социально-рыночное хозяйство он определял как “хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности”. Оно обеспечивает стремление к рационализации, к капиталовложениям, готовность к расширению потребления.
Общим для всех национальных вариантов благосостояния является то, что здесь рыночное начало в экономике дополнено социальным началом в иных сферах. Поэтому современную смешанную экономику нередко называют социальным рыночным хозяйством. Необходимо отметить, что любая экономика по самому своему определению социальна, поскольку она просто не может не быть социальным институтом. То же самое верно и в отношении рыночной экономики. При этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникшей в ХХ в., особенно после второй мировой войны в индустриально развитых странах Запада.
Социальное рыночное хозяйство предполагает, что экономика одновременно служит и индивиду, и обществу. Как отмечалось, рынок сам по себе не учитывает социальные аспекты общественной жизни и самой экономики.
Эти проблемы призвана решать социальная политика. Государство, которое должно гарантировать минимальный жизненный уровень людям, еще не вступившим в процесс труда, временно или же окончательно. Производственная конкуренция и социальное обеспечение должны быть одновременными, взаимодополняющими процессами.
Концепция социальной рыночной экономики предусматривает синтез гарантированных правовым государством политических свобод, экономической свободы и идеалов социального государства, гарантирующего социальную защищенность граждан и социальную справедливость. Здесь понятие “социальное” означает, что рыночное хозяйство в силу своей эффективности создает материальные предпосылки для обеспечения того или иного уровня благосостояния для всех слоев населения. В то же время оно гарантирует комплекс свобод и прав, среди которых с рассматриваемой точки зрения, важное значение имеют свобода экономической деятельности, или свобода экономического выбора, свобода конкуренции, равенство возможностей и т.д. Это понятие предполагает ограничение рынка там, где он приводит к нежелательным для жизнеспособности социального порядка результатам.
Центральное место в теории государственного благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества жизненных стандартов. Личное благосостояние, помимо чисто экономических критериев (таких, например, как занятость, уровень дохода и др.), зависит и от степени гарантии в государстве политических свобод, и от таких показателей, как социальная защищенность, устроенная семейная жизнь, возможность продвижения по службе и т.д.
Поэтому общественное благосостояние предполагает наличие “общественных благ”, к которым экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров “индивидуального потребления”: будучи потребленными одним субъектом, они остаются для потребления другими.
К общественным благам относят услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера. К ним примыкают услуги, предоставляемые автомагистралями, учреждениями и организациями здравоохранения, народного образования, культуры, которые хотя и могут быть реализованы посредством рыночных механизмов, однако не способны в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей в них. В структуре национального продукта их удельный вес оказывается недостаточным, что и требует перелива ресурсов в сферу производства общественных благ.
Таким образом, в современном мире концепция социального рыночного хозяйства рассматривается, как попытка добиться синтеза между пониманием неизбежности процессов, происходящих на рынке, и старанием совместить их с социальным и общественным прогрессом.
Социальное рыночное хозяйство – это социально-экономическая система, функционирующая на основе многообразия всех форм собственности, экономической свободы производителей товаров и услуг, обеспечивающая с помощью государства справедливое распределение валового внутреннего продукта в соответствии с трудовым вкладом каждого гражданина и предоставляющая социальные гарантии незащищенным слоям населения.
Основные задачи государства состоят в следующем:
–формирование и поддержание надежного правопорядка в стране;
–обеспечение внутренней и внешней безопасности;
–обеспечение стабильности национальной валюты;
–развитие отраслей социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.);
–осуществление контроля законодательства в области конкурентной борьбы;
–обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества;
–разработка и реализация требований, запретов на использование рыночных стимулов для охраны окружающей среды;
–определение правил действия в области налогового и социального права, а также внешнеэкономических отношений;
–макроэкономическое управление рамках возможностей рыночного хозяйства.
Решение этих задач государством в социальном рыночном хозяйстве позволяет обеспечить достижение следующих целей: а) повышение уровня и качества жизни; б) обеспечение стабильного уровня цен; в) обеспечение высокого уровня занятости; г) поддержание социальной справедливости и эффективно функционирующей системы социального обеспечения.
Российская Федерация взяла курс на формирование в стране социального рыночного хозяйства. Эта цель зафиксирована в ее Основном Законе (Конституции РФ), в статье 7 которого говорится, что: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Общими предпосылками достижения указанной цели является успешное решение таких проблем, как: создание правового государства, укрепление отечественной валюты, сокращение бюджетного дефицита, проведение активной структурно-инвестиционной политики, поддержка малого бизнеса, создание необходимых условий экономического роста и формирование благоприятного инвестиционного климата, разработка и реализация различных программ в сфере социальной защиты населения и некоторых других.
Важным шагом на пути практического решения задач, намеченных основным Законом страны, должны явиться основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли РФ в соответствии с поручением Правительства. Проекты основных направлений социально-экономической политики широко обсуждаются в настоящее время, где концепция преобразования социальной сферы является первым и приоритетным разделом. Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, предполагает создание “субсидиарного” государства, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может сделать этого самостоятельно.
Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов, определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.
Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, его важнейшая функция, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование – центральное звено в системе управления любой экономической системой.
Планирование - форма общественной практики людей, являющаяся одной из приоритетных функций управления и состоящая в определении целей развития управляемого хозяйственного объекта, методов и способов их достижения, обосновании и разработке управленческих решений его оптимального развития в форме прогнозов, проектов, программ и планов различной степени детализации, в обеспечении проверки их выполнения.
В бывшем СССР существовала общегосударственная система планирования, пронизывающая сверху донизу деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов, жестко регламенти-рующая все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных горизонтов приобретали силу закона, а виновные в невыполнении их заданий наказывались административно и экономически.
С переходом к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом. Рыночные отношения полностью независимы в правовом и экономическом отношениях от органов государственной власти и управления. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами.
Современный рынок не отменяет необходимости планирования. Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Планирование рыночной экономики ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде).
Кроме того, мировая практика хозяйствования показала, что чем выше уровень неопределенности, порождаемый нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития. Так, развитие экономики Запада сопровождается усилением её организованности, планомерности. Крупные корпорации, масштабы которых соизмеримы с совокупной экономикой ряда стран, тратят все больше средств на совершенствование планирования и традиционных методов руководства.
Роль государства в регулировании экономики характеризуется отношением расходов госбюджета к валовому национальному продукту. В первой трети 20 в. в передовых странах оно составляло 8-10%, сейчас возросло до 30-35% в США и Японии, до 40-55% - в Западной Европе и Канаде, 60-70% - в скандинавских странах и Ирландии.
Имеются объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве. К ним следует отнести:
1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.
2. Рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Так как коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, то увеличивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.
3. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных “внешних эффектов” экономической деятельности.
4. Появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения интеграционных процессов.
5. Обострение глобальных проблем современности (продо-вольственной, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обуславливает все усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного развития.
6. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.
В современных условиях макроэкономическое планирование представляет собой научную категорию, связанную в первую очередь с межотраслевым способом производства, характерным для мировой экономики. При этом для основной части промышленно-развитых стран сфера макроэкономического планирования сформировалась в виде мощного государственно-корпоративного сектора национальной экономики, включающего государственные и смешанные корпорации. В следствие этих процессов воспроизводство становится в определенной мере общественным как по форме организации и регулированию, так и по конечным результатам.
В этой связи объектом макроэкономического планирования становится интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как единство движения товарной и денежной массы.
В качестве субъекта макроэкономического планирования следует рассматривать ассоциированного макроэкономического собственника.
Формы планирования многообразны. Они определяются многоаспектностью управления. Централизованное макроэкономическое планирование включает разработку концепции развития долгосрочных прогнозов, целевых программ, государственного плана по сферам ведения. Например, в Южной Корее сильное централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением объектами порой децентрализованных производственных заданий, сочетается со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической и административно-командной отбраковкой неудачников, - и все это встроено в рынок.
Исходные предпосылки планирования синтезируются в модели воспроизводственного процесса, в которой фиксируется тип хозяйственного роста, темпы, пропорции развития единого народно-хозяйственного комплекса страны. Экономическая модель представляет собой систему взаимосвязанных балансов - межотраслевых, материальных финансовых, трудовых. В наиболее формализованном виде такая модель была представлена в 60-х - 70-х годах в системе оптимального функционирования экономики, которая предусматривала рациональное построение системы хозяйственных отношений, экономических интересов и мотивации. Все виды ресурсов оценивались в ней с позиции вклада в конечную цель - удовлетворения потребностей общества.
Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла.
Стратегическое планирование представляет собой особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих формирование таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:
– адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта;
– ориентация на решение определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание;
– увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения.
Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности при составлении стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка методологии и методики решения разнообразных проблем стратегического планирования.
Стратегической целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями долгосрочной макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.
В связи с таким подходом необходимо провести корректировку стратегии реализации экономической политики государства. Соответственно, концепция развития должна ориентироваться не на приумножение финансового капитала, а на обеспечение реального роста национальной экономики и благосостояния народа, всестороннее развитие личности. Как свидетельствует мировой опыт, перестройка планирования должна осуществляться на всех иерархических уровнях управления, прежде всего, за счет смещения центра тяжести с экономики, особенно на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной связи общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики.
В теории стратегического планирования выделяют три важных аспекта. Первый из них – социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Второй – методология стратегического планирования. Третий аспект науки стратегического планирования – организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.
Содержанием стратегического планирования является обоснование и выработка способов и методов регулирующего воздействия государства на будущую траекторию развития национальной экономики, планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет, прежде всего, о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решения других социальных проблем (уровня качества жизни, развития отраслей социальной инфраструктуры), осуществления мероприятий в сфере экологии, поддержки науки, направления финансовых потоков в стране и т.д.
Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления и, прежде всего, с менеджментом, экономической теорией, философией, социологией, финансовыми науками, политологией. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками, такими, как статистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтерский учет и т.д. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки.
Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры. Основными процедурами стратегического планирования в макроэкономике являются: стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов различных уровней национальной экономики).
Процедура стратегического прогнозирования. В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль такой процедуры стратегического планирования, как прогнозирование по двум причинам. Во-первых, в связи с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Во-вторых, в рыночной экономике стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это обусловлено тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, развития важнейших факторов воспроизводства (природные процессы и зависящие от них колебания продуктивности сельского хозяйства, изменения численности и структуры населения страны), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому можно лишь прогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие.
Прогнозирование является методом вероятностного планирования, состоящим в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанное, либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий подход). В этом контексте сущность национального прогнозирования заключается в определении допустимого спектра возможных вариантов развития национальной экономики для формирования оптимального решения. Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.
Заключение
Под стратегическим прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное суждение, гипотеза о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, характеризующих это состояние показателях об альтернативных путях развития и сроках его существования. Таким образом, национальный прогноз отражает комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, о будущих параметрах развития национальной экономики.
Стратегическое прогнозирование выступает в качестве важнейшего связующего звена между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества. Оно выполняет две функции. Первая из них – предсказательная или описательная. Предсказательная функция состоит в описании возможных или желательных перспектив, состояний прогнозирования в будущем.
Функции стратегического прогнозирования состоит в подготовке проектов решения различных проблем планирования, использовании информации о будущем в целенаправленной деятельности различных субъектов управления.
Классификация прогнозов может строиться в зависимости от различных критериев и признаков, целей, задач, объектов прогнозирования и методов его организации. К числу наиболее важных из них относятся: масштаб прогнозирования, время и характер решаемых проблем, характер объекта, функция прогноза.
По масштабу прогнозирования выделяют:
а) макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;
б) прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.);
в) прогнозы отраслевые и региональные;
г) прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов и их ассоциаций, а также отдельных производств и продуктов.
Список использованной литературы
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2001.
2. Прокопчук А.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование: Конспект лекций. - СПб.: Питер, 2000.
3. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
4. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Дело и сервис, 2004.
5. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2002.
6. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г., - М.: Инфра-М, 2001.
7. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.