Министерство образования Российской Федерации
Татарский Институт Содействия Бизнесу
Т И С Б И
Экономический факультет
Курсовая работа
по курсу Экономическая теория
на тему:
“Общая характеристика воспроизводства”
Выполнила
студентка I курса
гр. № Э-005
Валеева В. М.
Руководитель:
преп. Найда А. М.
Казань
Содержание
1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и ее организации в обществе.
1. 1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность.
1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества.
1.3 Воспроизводственный процесс.
2. Структура общественного производства и его основные формы.
2.1 Понятие экономических структур.
2.2 Типы экономических структур.
3. Объективные условия и противоречия экономического развития.
Введение.
Категория "общественное производство" относится к философско-социологическим понятиям, отражающим, прежде всего, - первичность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь общества", "общественный прогресс", "законы общества" фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, закона социальной революции, антагонистического и неантагонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, понятие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание общественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент" по отношению к не созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам1.
Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства.
Итак, тема моей курсовой работы – “Общая характеристика воспроизводства”.
Актуальность данной темы заключается в том, что первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам, прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.
И не смотря на то, что производство – вовсе не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
Поэтому изучение такой категории как производство и воспроизводство интересно и актуально на любой ступени развития общества.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности производства, воспроизводства и их структуры.
Итак, перейдем к рассмотрению понятие общественного производства.
1. Хозяйственная деятельность, ее эволюция и ее организации в обществе.
1. 1 Понятие производства и производственных отношений, их сущность.
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей2. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.
Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.
Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.
Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.
В обществе всегда господствуют определенные типы, виды собственности: частная, коллективная, мелкая трудовая, государственная, смешанная и т.д. При этом они изменяются, развиваются под воздействием изменений в материальных условиях производства и находятся в разных сочетаниях, в постоянных связях. Если отношения собственности перестают изменяться, то производительные силы сковываются в своем развитии, тормозится технический и социальный прогресс. Отношениями собственности определяется принадлежность произведенного продукта, форма его распределения, характер обмена и уровень потребления разных групп людей.
Часто понятие собственности сводится к владению определенным имуществом, капиталом (заводом, фабрикой, домом, счетом в банке и т.д.). Это не совсем верно. Объем собственности мэра города определяется не его счетом в банке и личным имуществом, а теми возможностями, которые фактически дает ему занимаемая должность.
1.2 Периоды развития общественной экономической организации человеческого общества.
Экономическая теория выделяет в человеческом обществе главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей.
Конечно, образ “человека экономического”, страдает определенной односторонностью, поскольку человек – не только “человек экономический”. И тем не менее экономическая деятельность людей – существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Особо следует подчеркнуть огромную роль в развитии экономической деятельности психологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей оперируют такими понятиями, как “склонность”, “предпочтение”, “ожидание”, “намерение” и т. д. Так, например, в России сложившаяся веками и возведенная в степень 70-летним господством коммунистической идеологии коллективистская и патерналистская психология оказалась существенной преградой в проведении рыночных реформ, психологической основой которых с необходимостью является разумный индивидуализм и экономическая обособленность хозяйствующих агентов.
Среди многочисленных периодов развития экономической организации человеческого общества условно можно выделить четыре.
Первый период представлен английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главенство ставится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности “экономического человека”. “Экономический человек”, как предполагается, обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной конкуренции. Экономическая система, в которой действует такой человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура не терпит никакого воздействия извне (со стороны государства, например), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия.
Анализ экономического поведения людей предполагает использование постулата о рациональном поведении людей. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы.
Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.
При этом принято различать полную рациональность экономического поведения, выступающую скорее как теоретическое допущение, и ограниченную рациональность. В первом случае предполагается, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. В этом случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (то есть разница между общими выгодами и общими издержками) в данном случае меньше.
Рост положительного экономического поведения людей затрудняется и неэкономическим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизм, религиозные установки и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого меняется с развитием человеческого общества.
Второй период лучше всего характеризует кейнсианская школа и институционализм. Человеческое общество, рассматриваемое в рамках этого направления, представляется уже более сложным. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – милосердие, цели, связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени и др. Существенно затруднено в такой общественной экономической организации и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов (ограниченной рациональности), несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т. п.
В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов через посредство свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность “экономического эгоизма” путем самоорганизации в группы с общими интересами.
В этот период общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.
Третий период можно охарактеризовать как принципиально новую модель субъектов социально-экономического прогресса, отражающую современные реалии. Для этого периода характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех или иных составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность и др.). Этому периоду присущи значительная информированность о мире, в котором люди существуют, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, его отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связи с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Этот период социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми нежесткими общностями.
Заслуживает внимания и такой специфический период как “советский экономический”, уходящий своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и отражающий основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства.
Этот период характеризуется прежде всего раздвоенностью целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию. Труд на государство сопровождается жесткими ограничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов в условиях отрыва непосредственного производителя от средств производства. Поэтому здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хищения государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Интеллектуальные способности работника используются специфическим образом, в основном для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, обмана, приписок и др. Создается благоприятная почва для группового эгоизма, противопоставляющего интересы отдельных коллективов государственным, что является естественной реакцией на тотальное огосударствление экономики.
Раздвоенность целевой функции “советского экономического общества” не только снижает общую эффективность функционирования экономики, но и вызывает губительные нравственные издержки. Даже в рамках тоталитарного режима человек стремился минимизировать свои затраты и максимизировать выгоду, а это есть не что иное, как рациональное экономическое поведение.
Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволяет применять его не только в рамках экономического общества, но и объяснить мотивы человеческих действий в других, неэкономических сферах жизни.
Такова краткая характеристика основных периодов развития общественной экономической организации человеческого общества. Носящие в целом абстрактный характер, эти периоды отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие “человеческому фактору” в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.
1.3 Воспроизводственный процесс.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это – воспроизводство. Воспроизводственный процесс бывает двух видов: простой и расширенный.
Простое воспроизводство – это непрерывное повторение созидательной деятельности при котором масштабы производства, величина создаваемого продукта и размер действующего капитала (производственных фондов) остаются неизменными. Капитал фирмы может действовать, если он непрерывно воссоздает материальные условия производства новой стоимости. Таким образом, капитал совершает своеобразное круговое движение. Кругооборот капитала, говоря конкретнее, это один цикл его движения который охватывает процесс производства и обращения создаваемых товаров завершается возвращением капитала в его исходную денежную форму.
Весь путь можно схематично изобразить следующей формулой:
СП
Д – Т . . . П . . . Т 1. . . Д1
РС
Здесь мы видим последовательное продвижение капитальной стоимости через три стадии и смену трех национальных форм капитала. Кратко опишем их СП
первая стадия Д – Т
РС
совершается в сфере обращения. Здесь денежный капитал превращается в производительный. Бизнесмен на авансированные денежные средства приобретает средства производства (СП) и покупает рабочую силу (РС). Такие затраты необходимы для налаживания производства товаров.
С
вторая стадия Т . . . П . . . Т1
П
протекает в сфере производства. В этом движении производительная форма капитала превращается в товарную форму. Купленные на рынке факторы производства – средства производства и рабочие – соединяются в производственном процессе (П). В нем создаются товары с нужной полезностью и содержащие вновь возникающую стоимость (Т1).
третья стадия Т1 – Д1 как и первая стадия, она относится к сфере обращения. Товарный капитал с возросшей стоимостью (Т1) вновь превращается в денежный капитал (Д1), содержащий прибыль.
Такое последовательное превращение капитала из одной функциональной формы в другую, его движение через три стадии и представляет собой кругооборот капитала (фондов), то есть воспроизводственный процесс.
Причем эти стадии существенно различаются между собой. Только во второй стадии, в процесс производства – первоначально авансированная в денежной форме стоимость Д возрастает на сумму прибыли. Акты Д – Т и Д1 –Т1 проходят в сфере обращения и представляют собой лишь смену форм стоимости, что тем не менее, требуется для получения прироста к капиталу.
Именно стремление получить прибыль подталкивает бизнесмена к тому, чтобы непрерывно пускать свой капитал в кругооборот. Для непрерывающегося движения необходимо, во-первых, чтобы капитал безостановочно переходил из одной его формы в другую. Во-вторых, в каждый данный момент функционирующий капитал должен одновременно находиться в денежной, производительной и товарной формах и на всех стадиях кугооборота. Пока, допустим, денежный капитал превращается в производительный, производительный преобразуется в товарный, а последний в денежный. Такое единство кругооборота всех форм капитальной стоимости – обязательное условие воспроизводственного процесса.
Рассмотрим теперь расширенное воспроизводство.
В одном из преданий о мудрости Будды Гаутамы говорится, что однажды его ученики попросили научить их, как накормить голодных. На что великий Будда сказал: “Если вы хотите, чтобы люди были сыты сегодня, пойдите и поймайте им рыбу, а если хотите, чтобы они были сыты и завтра, научите их плести корзины для ловли рыбы”. Сегодня, продолжая эту притчу, нужно добавить, что если хотите, чтобы люди были сыты всегда, помогите им построить рыборазводный завод и превратить невозобновляемый ресурс в возобновляемый, обеспечивающий расширенное воспроизводство.
Расширенное воспроизводство означает такое увеличение размеров капитала, которое ведет к росту масштабов производства, а тем самым к приумножению количества создаваемых благ. У бизнесмена имеются серьезные мотивы к тому, чтобы его фирма двигалась вверх по спирали. Между тем, одного желания иметь больше имущества не достаточно. Все дело упирается здесь в необходимость накопления.
Накопление капитала – это приращение денежных и материальных средств расходуемых на расширенное воспроизводство. Накопление капитала нуждается, естественно, в источниках. На нормально работающей фирме первейший источник – прибыль.
При расширенном воспроизводстве прибыль распределяется на две части: а) накопление и б) доход, идущий на личное потребление и другие цели. Однако, как правило, для накопления собственной прибыли фирмам не хватает. Поэтому они и прибегают к другому его источнику – банковскому и иным видам кредита. Во многих развитых странах заемные средства составляют свыше половины общей суммы накопления.
Теперь рассмотрим структуру и функции накопления.
Накопление на предприятиях (Нк), как правило, имеет следующую основную структуру:
а) производственное (Нп), б) непроизводственное накопление (Нн) и в) накопление, идущее на привлечение дополнительных работников и повышения квалификации всех занятых (Нр):
Нк = Нп + Нн + Нр
Производственное накопление (в западной экономической литературе его именуют “инвестиции”3) расходуется на: а) увеличение количества средств производства (расширение производственных площадей и строительство новых зданий и сооружений, приобретение станков, оборудования и т. д.), б) прирост материальных запасов (резервов и страховых фондов)4.
Непроизводственное накопление идет на:
а) прирост фондов непроизводственной сферы (жилого фонда предприятия, медицинских учреждений, учреждений культурно-бытового обслуживания);
б) дополнительные затраты на обучение и повышение квалификации работников (увеличение расходов на обучение рабочим профессиям, рост квалификации и переквалификацию занятых, что ведет к повышению производительности их труда).
На западе все виды затрат фирм на непроизводственное накопление, на расширение профессиональной подготовки кадров и укреплении здоровья работников получили название “инвестиции в человеческий капитал”: некоторые крупные корпорации даже платят надбавку к заработной плате тем работникам, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом. Это экономически оправдывает себя хотя бы потому, что уменьшаются расходы фирмы на страховую медицину.
Итак, мы рассмотрели сущность, структуру и функции и накопления на действующих предприятиях, что является основной категорией расширенного воспроизводства.
2. Структура общественного производства и его основные формы.
2.1 Понятие экономических структур.
Занимаясь той или иной хозяйственной деятельностью, человек не всегда замечает, что его работа составляет определенное звено в большой цепи экономических отношений. Такая цепь сейчас охватывает не только отдельную страну, но гораздо шире – весь мир. По мере развития человеческой цивилизации прочность скрепляющих ее связей возрастает и делает все более взаимосвязанной хозяйственную жизнь народов.
То, что экономические отношения могут прочно связать отдельного человека с мировым хозяйством, мы можем видеть на примере простого фермера, который занят выращиванием пшеницы для продажи на рынке. Фермер надеется получить выручку от реализации товара, исходя из простых арифметических подсчетов: умножает предполагаемое количество собранного зерна на его рыночную цену, установившуюся в момент посева. Но действительная продажная цена, по которой приходится сбывать пшеницу, не всегда оправдывает надежды. Цена на внутреннем рынке зависит от общего урожая зерновых культур: она упадет в очень урожайный год и повысится в неурожайный. На уровень цены повлияют также размеры ввоза в страну или вывоза зерна за границу, спрос на него на мирровом рынке. Чтобы не ошибиться в расчетах, нужно знать, в какой связи находится положение отдельного хозяйства со всей совокупностью экономических отношений, включая и международные.
Значит, независимо от того, осознает человек этот факт или нет, он объективно находится в определенной системе отношений, которая развивается по свойственным ей законам.
Экономическая структура – это целостная совокупность прочно взаимосвязанных хозяйственных отношений. Такая структура обладает тремя характерными чертами:
единством и целостностью всех ее составных частей. Так, рассматривая экономику как единый хозяйственный организм, мы установим взаимосвязи всех ее составных частей: “производство – распределение – обмен – потребление”;
взаимозависимостью материально-вещественной стороны хозяйствования и его общественной стороны (в отношении типа “субъект – вещь – вещь – субъект”);
сложностью структуры – каждый элемент сложного экономического целого выступает как его системная часть (или подсистема – соподчиненная часть более широкой системы). Например, современное производство имеет две подсистемы: сферы материального и нематериального производства.
Экономика в разных странах мира развита крайне неравномерно. Одни страны задержались на первой стадии производства, другие находятся в основном на второй стадии и лишь небольшая группа западных государств имеет постиндустриальное хозяйство. Вместе с тем многие отставшие от лидеров страны с меньшей или большей скоростью продвигаются за ними. Поэтому, естественно, современным производством мы будем называть хозяйственную деятельность на ее самой высокой ступени.
Для конца 20 столетия характерна новейшая структура общественного производства с рядом отличительных черт.
Во-первых, структура постиндустриального производства способна обеспечить массовое удовлетворение всего круга действительных и перспективных потребностей.
Во-вторых, во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга типов производства: материальное (создает вещественное богатство) и нематериальное (создает духовные, нравственные и иные ценности – произведения духовной культуры, искусства, науки и т. п.).
В-третьих, в современное производство органически входит особая сфера услуг, обладающих большим своеобразием. Услуга – такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Например, транспортная услуга состоит в доставке людей и грузов в заданное место, услуга врача заключается в излечении больного и т. п.
Услуги подразделяются на два типа, которые соответствуют типам производственной деятельности. Различают: материальные услуги (их осуществляют грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, производственные виды жилищно-бытового обслуживания и др.) и нематериальные услуги (их предоставляют просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т. п.).
Новейшие представления о структуре высокоразвитого производства схематически обобщены на рис.1:
СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
материальное производство нематериальное производство
производство производство производство производство
материальных материальных нематериаль- нематериаль-
благ услуг ных услуг ных благ
Сфера услуг
Наконец, в структуре нынешнего производства особо выделяется инфраструктура – совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:
производственная инфраструктура, непосредственно обслуживающая материальное производство (строительство и эксплуатация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство, железнодорожное хозяйство, водоснабжение и канализация и т. п.);
непроизводственная инфраструктура (или социальная), которая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и др.).
Существование инфраструктуры прямо свидетельствует о том, что современное производство и его подразделения внутренне связаны между собой обширными и прочными взаимосвязями. Последние в какой-то мере объединяют хозяйственную деятельность в целостное единство, а тем самым придают ей системный характер.
2.2 Типы экономических структур.
Структурирование общественного производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, производство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как "многократно расчлененная" категория5.
Общественное производство как механизм общественного развития является диалектически противоречивым единством процесса и продукта. Процесс производства "угасает в продукте", а его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде предмета, средства, фактора. Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Целостность процесса и продукта производства есть целостность общественного труда, в котором они совпадают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд. Овеществленный труд - первая характеристика целостности общественного производства6.
Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного развития, выражающейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывности его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенное воспроизводство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории - это непрерывность производства, которая не исключает, а предполагает прерывность производства отживающих общественных систем, на смену которым приходят другие. Непрерывность общественного производства, его совпадение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также как общество не может перестать потреблять, так не может оно перестать производить. Поэтому всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства - вторая (количественная) характеристика целостности общественного производства.
Целостность производства как воспроизводства выступает системным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют "собственные моменты" производства и выступают как "части единого целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного производства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потребление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма развития общества.
Непрерывность воспроизводства порождена совпадением производства и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство". Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат "процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.
Системная структура общественного производства принимает таким образом более конкретный вид: 1. Производство результатов; 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребление предпосылок.
Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый продукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество..."
Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообразие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов требует потребления других предпосылок. Единственным основанием выделения классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводства"7. Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо отсутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроизводства невозможной: материальные блага в составе средств производства и предметов потребления (для краткости вещи); общественные отношения и их организационные формы (для краткости организации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоотражают друг друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом8.
Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид:
1. Производство результатов (вещей, организаций, информации, людей);
Распределение результатов;
Обмен результатов (вещей);
Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).
Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат которого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, результат которого - организации, организованные общественные отношения. Третья - сфера духовного производства, результат которого - информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая - сфера производства человека, результат которого - люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалектическое противоречие между материальной и социальной сферами общественного производства, где первая определяет вторые (основной социологический закон), а вторые создают все необходимые социальные условия для производства материальных благ (вещей) из материала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует мере и уровню первой.
Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, поскольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части, что выражается следующей продуктовой матрицей:
В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3 + В4,
О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,
И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3 + И4,
Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.
(Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер производства по буквенному обозначению, а столбцы - их предпосылки - по цифровому обозначению).
Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общественного производства осуществляется на пути рассмотрения многообразных исторических проявлений и уровней развития средств производства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной формации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.
3. Объективные условия и противоречия экономического развития.
Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется неоднозначно в разные периоды экономического развития.
При периодизации экономической истории требуется определить, каков должен быть критерий, отделяющий одну эпоху хозяйственного прогресса от другой.
Таким критерием являются грандиозные технические революции, поднимающие человечество на более высокие ступени покорения сил природы. Каждая революция коренным образом меняет тип средств труда, вызывает перемены в общественном разделении труда и создает новую сферу экономики. Затем наступают большие социально-экономические последствия, включая переход к совершенно иным видам потребностей и способам их удовлетворения.
За весь путь экономического развития произошли три гигантские революции в производстве, породившие соответственно три эпохи в экономике. Своеобразной точкой отсчета принято считать высокоразвитое индустриальное (промышленное) производство, которое заняло центральное место в истории и дало производные названия другим эпохам. Выделяют соответственно доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную стадии производства.
Изначально первобытная община не имела регулярно налаженного производства. Средства существования добывались преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Для охоты и рыболовства изготавливались примитивные орудия – необработанные и обработанные камни, палки, кости убитых животных.
Собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, ознаменовавшим аграрную революцию – земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручение диких животных и разведение их как домашних животных). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от наличия готовых продуктов природы. Производство с самого начала опиралось на достижения неолитической революции: в эпоху нового каменного века появились нужные для хозяйствования кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо). Благодаря труду, особенно за счет создания орудий производства, человек окончательно выделился из мира животных.
Кардинальные перемены в материальной культуре вызвали более быстрое развитие домашнего ремесла. Изготовление различных изделий из камня, дерева, металла, глиняной посуды и др. можно считать задатками промышленной деятельности. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки. Все это благоприятствовало резкому увеличению численности населения – произошел так называемый первый демографический взрыв: в эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое.
В Старом Свете древнейшие земледельчески-скотоводческие культуры на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются восьмым-седьмым тысячелетиями до н.э. В Новом Свете неолитическая культура земледельцев возникла в пятом-втором тысячелетии до н.э. Этим было положено начало самой длительной эпохи экономического развития.
Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:
преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);
подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;
в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);
в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);
в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном состоянии.
Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения. Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику прокормить не более двух человек.
Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, которые свойственны производству с применением ручного труда. Такое противоречие было преодолено лишь в результате промышленного переворота, который начался в Англии в 60-е годы 18в. и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы 19в9. Существо промышленной революции состоит в широкомасштабной замене ручного труда машинами.
Индустриальная стадия производства имеет следующие особенности:
главной является вторичная сфера экономики – машинизированное промышленное производство;
промышленность по своему образу и подобию – на основе машинной техники – преобразует другие важнейшие отрасли производства (сельское хозяйство, строительство, транспорт);
основная масса трудящихся является работниками индустриальных отраслей хозяйства (например, в Великобритании уже в середине 40-х годов 19в. три четверти населения составили фабрично-заводские рабочие);
резко ускоряется развитие разделения труда в обществе (в промышленности насчитывается несколько сотен отраслей, подотраслей и крупных видов производства). Вследствие этого развиваются более сложные формы организации экономики (товарно-рыночное хозяйство);
происходит быстрая урбанизация (лат. – городской) населения: в городах проживает до двух третей всех жителей;
мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворять достаточно широкий спектр материальных и культурных потребностей.
С индустриальной стадией экономики связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три четверти столетия (1650 – 1974г.г.) возросла в 7раз (в 1650г. на нашей планете жило 650 млн. человек). При этом для его начального удвоения потребовалось почти 200 лет, для второго – менее 100 лет, последнее удвоение (несмотря на отрицательные последствия второй мировой войны) произошло всего за 50лет10.
В такой демографической обстановке особенно важно обеспечить реальное удовлетворение потребностей по горизонтали: действительные потребности должны распространяться среди все большего числа жителей каждой индустриально развитой страны. Вместе с тем прогресс техники и разделения труда вызывает массовое движение потребностей по-вертикали (от низшего уровня к более высоким).
Однако достижения индустриальной экономики явно недостаточны для современного этапа динамики потребностей и потребления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым – в количественном и качественном отношениях – уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50г.г. грандиозной научно-технической революции, которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития.
Постиндустриальная стадия производства, ведущая к информационному обществу, отличается следующими признаками:
наибольшее развитие получает третичная сфера экономики – сфера услуг, где занято 50-70% всех работников;
наука становится непосредственной производительной силой, на основе ее достижений производство впервые создает продукты, которых не существует в природе;
во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники, что позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;
на предприятиях быстро повышается роль научных работников и высококвалифицированных специалистов;
совершается переход к “высоким технологиям”, которые сберегают все виды ресурсов и надежно обеспечивают высокое качество изделий;
экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка.
На высшую ступень развития производства и потребностей перешли США, Канада, Япония, государства Западной Европы и некоторые другие страны. Об этом свидетельствуют, в частности, статистические данные о структуре занятости трудоспособного населения. В наиболее развитых странах значительно возросла выработка тружеников в традиционных сферах экономики (сельское хозяйство, промышленность), что позволило сократить в них занятость, а подавляющей части трудовых ресурсов перейти в сферу услуг.
Заключение.
Итак, в заключение работы сделаем некоторые выводы:
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.
Производство включает в себя три разнородных фактора.
Первый фактор – субъективный, человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первой созидающей силой является труд. Труд в материальном производстве – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В своей деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.
Второй фактор – вещественный – средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага. В состав труда входят естественные условия производственного процесса, например, вода, используемая для хозяйственных целей, и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. п.).
Третий фактор - тоже вещественный – предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек подвергает обработке с помощью средств труда. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).
Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это – воспроизводство. Воспроизводственный процесс бывает двух видов: простой и расширенный.
Простое воспроизводство – это непрерывное повторение созидательной деятельности при котором масштабы производства, величина создаваемого продукта и размер действующего капитала (производственных фондов) остаются неизменными.
Расширенное воспроизводство - означает такое увеличение размеров капитала, которое ведет к росту масштабов производства, а тем самым к приумножению количества создаваемых благ.
Использованная литература.
Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.
Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества. - Казань, 1990 г.
Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. - Киев, 1991 г.
Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. “МГТУ” М. 1999.
Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М,1999.
Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой.
Маркс К. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 12.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46.
Сущность и структура общественного производства. - М.: 1990 г.
Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993.
Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993.
Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Камаева. - М.: Владос, 2000.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46. – с. 222
2 Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000 – с. 18.
3 Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993.
4 Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. “МГТУ” М. 1999.
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.191
6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.192
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. – с. 191.
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. с. 191-192.
9 Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М,1999.
10 Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра - М,1999.