Федеральное агенство по образованию
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
“Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова"
Бийский технологический институт (филиал)
кафедра Экономики предпринимательства
Реферат
По курсу "История экономики"
На тему: "Мировая экономика после второй мировой войны"
Выполнила: студент гр. ЭУП-71Викулина Е.В.
Проверил: доц.
Кафедры Экономики предпринимательства
Волкова Н.В.
Бийск 2008
Содержание
Глава 1. Экономическая реформа в китайской народной республике
Глава 2 Россия в мировой экономике
Введение
Современный мир, согласно статистике Всемирного Банка, включает и себя 210 государственно-территориальных образований, т. e. стран и территорий. Общественное устройство каждой страны отличается своеобразием, которое складывалось в ходе историческою развития под влиянием географического положения, климата, традиций и других факторов. Общественная жизнь северных народов, например, совсем непохожа на жизнь стран и обществ тропического пояса. В то же время общим для всех государств является то, что в основе их становления лежит хозяйственная деятельность, т.е. деятельность по приспособлению предметов и сил природы для воспроизводства жизни. Результатом этой деятельности явилось постепенное формирование в каждой стране национального хозяйства или национальной экономики.
Поскольку этот процесс с разной степенью интенсивности проходил во всех странах, можно говорить об образовании не только отдельных национальных хозяйств, но и о некой их совокупности, или о становлении хозяйственной системы, пространственно охватывающей весь земной шар. Так, из космоса трудно разглядеть политические границы, поэтому видимые результаты хозяйственной деятельности (городские агломерации, характерный лоскутный вид преображенной сельской земли, крупные энергетические или транспортные системы и т.д.), имея национальную принадлежность, одновременно воспринимаются и как результат хозяйственной деятельности всей человеческой цивилизации, т.е. как мировое хозяйство.
Глава 1. Экономическая реформа в китайской народной республике
В период после 2-ой мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ.
Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. В 1949 г. правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии, к 1956 г. социалистический сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны.
С 1956 по 1958 гг. в Китае проводилась политика "Большого скачка", попытка резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности.
Принцип материальной заинтересованности был целиком, отвергнут - его осудили как проявление ревизионизма. Созданы народные коммуны. Они действовали как первичные хозяйственные единицы. Обобществлялись все средства производства, крестьянам запрещалось заниматься подсобными промыслами. Внедрялась "система снабжения", распределения ресурсов среди сельских коллективов. Показателями благосостояния горожанина в этот период становятся махровое полотенце, эмалированный тазик для умывания и термос, пределом мечтаний считался велосипед. Подавляющее большинство населения Китая (80%) было неграмотно.
С 1960 г. начался отход от политики "большого скачка". Были официально признаны ошибки, прежде всего, в сельском хозяйстве, сделаны попытки их исправления. Выросло производство основных видов промышленной продукции: хлопчатобумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков. Появились новые для Китая отрасли промышленности, такие как электроника и нефтехимия; увеличилась протяженность железных и шоссейных дорог. Однако в 1966 г. в стране началась "культурная революция", продолжавшаяся до1976 г., вновь затормозившая экономический рост.
10 лет "культурной революции" принесли самые большие потери после 1949 г. Страна потеряла 500 млрд. юаней национального дохода, хотя и в эти годы был достигнут определенный экономический прогресс: производство зерна в период с 1966 по 1976 г. увеличилось на 34%, были введены в эксплуатацию новые промышленные предприятия, железнодорожные линии, создана водородная бомба, выведены на орбиту первые космические спутники. Всего в годы "культурной революции" были построены 1570 крупных и средних предприятий, много мелких промышленных объектов.
На наращивание военного потенциала затрачивалось более трети государственного бюджета. Велась интенсивная работа по созданию ракетно-ядерного комплекса и расширению военного производства. Проводились ядерные испытания, военизировалась работа промышленных предприятий. Осуществлялись меры по превращению провинций и крупных городов в "самообеспечивающиеся единицы", по рассредоточению предприятий и объектов, созданию условий для быстрого переключения предприятий на выпуск военной продукции, строительству военных сооружений.
Группа отраслей промышленности, непосредственно связанных с военным производством, пользовалась полным приоритетом в финансировании и техническом оснащении. От местной промышленности и сельского хозяйства требовали, чтобы они обходились без государственных средств и сами изыскивали источники финансирования и сырье.
Во 2-й половине 70-х гг. в Китае наблюдались значительные экономические трудности. В 1977 г. объем промышленного производства не достиг уровня 1975 г., сократилась продукция сельского хозяйства, резко вырос импорт продовольствия, понизился жизненный уровень*.
Курс на реформы был принят на партийно-государственном уровне в декабре 1978 г. Официально задачи реформ были сформулированы как необходимость более полного раскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма. С 1979 г. предполагалось проведение политики "урегулирования", т.е. устранения несбалансированности экономики, вызванной чрезмерным вниманием к тяжелой промышленности, политики "преобразования" - изменения экономического строительства, и политики "повышения", задачей которой было обеспечение более высокого качества выпускаемой продукции и плановой работы в целом. Основными направлениями реформы 1978 г. должны были стать перестройка системы управления экономикой, обеспечение баланса между отраслями народного хозяйства, укрепление и совершенствование основ социалистической экономики.
Первый этап реформы продолжался до 1984 г. Упор при проведении преобразований делался на сельские районы. Важнейшим элементом новой политики в деревне был переход на семейный подряд. Основной единицей в деревне стал крестьянский двор. Система семейного подряда не перечеркивала результаты коллективизации сельского хозяйства, а напротив, опиралась на них. Земля по-прежнему оставалась в общенародной собственности.
Производственным сельскохозяйственным бригадам представлялись полномочия по принятию производственных решений, вводилась "система ответственности" за результаты труда (на нее к 1984 г. перешли 99% всех производственных бригад), разрешались подсобные крестьянские промыслы. Государство повысило закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов, официальная пропаганда внедрила принцип "каждому по его труду" вместо привычной уравниловки. На государственном уровне провозглашалась необходимость воспитания у населения уважения к праву собственности, защиты личной собственности на земельные участки коммуны. Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков.
Экономический эффект был достигнут за счет улучшения землеустройства и структуры посевов. За шесть лет (1979-1984 гг.) ежегодные сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн. т. (300 млн. в течение веков были для Китая обычным показателем). Вдвое увеличились сборы хлопка и масличных культур, что позволило отменить нормирование хлопчатобумажных тканей, растительного масла. Товарность производства зерна увеличилась с 20% в 1978 г. до 30% в 1984 г. Среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4%. В целом товарность сельского хозяйства выросла до 53,3% в 1984 г. против 33% в 1978 г. К середине 80-х гг. Китай становится крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Однако Китай продолжал импортировать зерновые (3-4% от общего производства в стране).
Хозяйственная реформа затронула и промышленность. К 1982 г. в Китае существовали 6 "специальных зон", где иностранному капиталу были предоставлены льготы для строительства предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской рабочей силы. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией.
Основным итогом преобразований конца 70-х начала 80-х гг. можно считать оживление хозяйственной инициативы населения, переход китайской деревни и части промышленности к новым формам ведения хозяйства, рыночной ориентации, при общем сохранении социалистической экономической системы.
Второй этап хозяйственных реформ в Китае начался с принятия в 1984 г. ЦК КПК постановления "О реформе хозяйственной системы", в котором конкретизировалась задача строительства социалистической экономики с китайской спецификой. Реформа предусматривала создание плановой системы, на основе сознательного использования закона стоимости, ставила целью развитие социалистической экономики, установление рациональной системы цен путем действия экономических рычагов. Вводились новые формы экономической ответственности хозяйственных единиц.
Ставилась задача усиления рыночных элементов в планировании, торговле, финансовой и налоговой системах, в механизме расчета заработной платы, подчеркивалась необходимость оживить внешнеэкономическую деятельность.
Особое внимание обращалось на необходимость усиления руководящей роли КПК. Намечались три этапа социалистической модернизации: к 2000 г. страна должна увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства и добиться средних показателей жизни народа; к 2021 г. (100-летие КПК) поднять Китай до уровня среднеразвитой страны; к 2049 г. (100-летие КНР) превратить Китай в современную высокоразвитую державу.
В аграрной области реформа 1984 г. предусматривала дальнейшую реорганизацию народных коммун по пути разделения административной, хозяйственной и партийной власти, укрепление системы производственной ответственности крестьян, расширение прав крестьян на их приусадебные участки, на продукцию подсобных промыслов и сельского хозяйства, создание условий для продажи излишков продукции на рынках.
Новым было внимание реформаторов к городской экономике и промышленности. Смысл городских реформ: усилить хозяйственную самостоятельность предприятий. При условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Предприятиям разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения. Экономический контроль за деятельностью предприятий со стороны государства должен был носить скорее косвенный, чем прямой характер. Предполагалось формирование новой социалистической экономики, при которой функции государственных органов и предприятий должны четко разграничиваться. Важным были разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допуск частного предпринимательства прежде всего в сферу торговли и обслуживания, курс на привлечение иностранного капитала.
Реформы, ориентированные на создание рыночной экономики, стимулировали хозяйственное развитие Китая. Во второй половине 80-х гг. Китай вышел на 1-е место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на 2-е - по выпуску телевизоров и добыче угля, на 3-е - по производству серной кислоты и химических удобрений, на 4-е - по выплавке стали, на 5-е - по производству электроэнергии и химических волокон, на 6-е - по добыче сырой нефти и производству сахара. Были созданы такие новые для Китая отрасли промышленности, как производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство крупномасштабных интегральных схем и ЭВМ. Улучшилось соотношение между легкой и тяжелой отраслями промышленности, увеличился удельный вес промышленности в валовом национальном продукте - с 25,2% в 1949 г. до 53,7% в 1985 г.
При сохранении господствующих позиций государственного сектора в промышленности увеличилась доля кооперативного и частного сектора. Сформировался рынок средств производства. Заметно снизилось значение директивных планов. Все большую регулирующую роль стал играть рынок. Все государственные предприятия превращены в относительно независимые экономические единицы, выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие за свои убытки и прибыли. Но главенствующая роль государства осталась неизменной.
Несколько замедлились темпы развития сельского хозяйства. По уровню урожайности основных сельскохозяйственных культур и производству продукции на душу населения Китай значительно отстает от развитых стран мира.
Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. общее руководство торговой деятельностью в Китае осуществляло Министерство торговли: оно разрабатывало единые инструкции по управлению торговлей, координировало межотраслевые связи, участвовало в составлении годовых и перспективных планов, контролировало ход выполнения плановых заданий. Местные торгово-административные организации были подчинены вышестоящим. Государственный сектор занимал лидирующее положение на едином социалистическом рынке Китая. Государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами. Коллективный и индивидуальный секторы торговли рассматривались как важное дополнение к государственному сектору экономики. В 1985 г. был отменен контроль над закупочными и товарными ценами.
Изменения касались и организации внешнеторговой деятельности Китая. Более открытой стала внешняя политика, ориентированная на расширение связей с зарубежными странами. Исключительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам.
В ряде районов - Шэньчжене, Чжухае, Шаньтодю, превращенных в особые экономические зоны, стала проводиться политика открытых дверей. Для притока иностранного капитала были открыты 14 морских портов.
Экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются элементы рынка. Однако частный сектор находится под строгим налоговым и инспекционным контролем. В Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, подобной той, что происходит в России. Поэтому именно государственный, а не частный сектор, по-прежнему является важнейшим фактором экономического развития страны.
Глава 2 Россия в мировой экономике
Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное, преимущественно негативное, влияние на рейтинг страны в различных сферах мирового хозяйства.
Прежде всего наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим из которых Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой.
Наряду с резким снижением макроэкономических показателей наблюдается падение рейтинга России среди других государств мира по многим важнейшим социально-экономическим параметрам.
В частности, не может не тревожить низкое место России по таким показателям, как уровень дохода на душу населения, удельный вес расходов государства на образование, здравоохранение, науку, культуру; защиту окружающей среды; растущий уровень безработицы; количество людей, живущих за чертой бедности; низкий уровень рождаемости; высокий уровень смертности и самоубийств и др.
На основе этих параметров формируются такие синтетические показатели, как индекс человеческого развития и индекс качества жизни, по которым рейтинг России среди других государств мира также достаточно низок и имеет ярко выраженную тенденцию к дальнейшему снижению.
С другой стороны, Россия занимает не престижно высокие места в рейтинге стран по таким показателям, как уровень внешней задолженности, степень политического и финансового риска для иностранных капиталовложений, степень бюрократизации общества и коррумпированности государственного аппарата, уровень преступности и др.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современное положение России в мировой экономике не соответствует её природному, интеллектуальному и духовному потенциалу.
По совокупному природному потенциалу Россия по-прежнему опережает ведущие промышленно развитые страны мира, в том числе США в 2-3 раза, Германию в 5-6 раз, Японию в 18-20 раз. Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
Россия является абсолютным лидером no площади территории, приходящейся на душу населения, при этом значительная часть общей российской территории не затронута хозяйственной деятельностью и является экологически чистой. В России сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем, который служит резервом устойчивости биосферы.
Россия имеет благоприятное геополитическое положение между двумя самыми динамичными регионами мирового хозяйства - Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Одним из главных и наиболее ценных богатств России являются её духовные ресурсы. Именно духовная энергия является основой созидания и творчества, которые в конечном итоге определяют прогресс мировой цивилизации.
Совершенно очевидно, что не существует универсальной модели развития и социально-экономического прогресса, и каждая страна должна следовать тем путём, который в наилучшей степени отвечает её историческим, политическим и культурным традициям.
С другой стороны, проводя радикальные реформы, нельзя не учитывать того громадного опыта, который накопила мировая цивилизация по созданию оптимальных моделей социально-экономического развития.
В своё время революция в России и образование Советского Союза своим отрицательным примером заставили западные страны искать альтернативные модели социально-экономического развития.
В настоящее время Россия имеет реальный шанс, используя положительный мировой опыт, избежать тех ошибок и негативных последствий развития цивилизации, с которыми столкнулись промышленно развитые страны, и пойти другим путём развития экономики и создания современного общества.
Никакие кардинальные изменения экономической системы не могут быть абстрактными и, что совершенно очевидно, должны проводиться в интересах своего народа: реформы не ради реформ, а во благо человека. Поэтому для России необходимы смена экономической парадигмы и смещение акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства и концепции устойчивого развития.
Устойчивость и динамизм социально-экономических систем определяются наличием в них механизмов саморегуляции. В рыночной системе хозяйствования такими механизмами являются функциональные экономические системы.
Поэтому радикальные экономические преобразования должны быть направлены прежде всего на формирование широкой сети функциональных систем, обеспечивающих макроэкономическое равновесие и способствующих формированию открытой саморазвивающейся и саморегулирующейся модели социально-экономического развития.
Превосходство саморегулирующейся модели устойчивого развития заключается именно в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию функциональных экономических систем, как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к оптимальному соотношению спроса и предложения, сбережений и инвестиций, расходов и доходов, экспорта и импорта, производства и состояния окружающей среды и т.д. Тем самым обеспечиваются равновесие национального рынка и, соответственно, динамизм и устойчивость экономической системы.
Потенциальные возможности России позволяют предположить, что в перспективе страна вполне могла бы оказаться на гребне следующей волны новоиндустриальности. Современная структура экономики России имеет объективные предпосылки для формирования феномена новоиндустриальности.
Причём если у бывших развивающихся стран, из которых выросли НИС, адекватная промышленно развитым странам структура формировалась в три этапа, то Россия имеет шанс включиться в этот процесс интеграции на последнем этапе, поскольку в отличие от развивающихся государств, Россия имеет достаточно развитый научно-технический потенциал.
Кроме того, Россия имеет возможность развивать внешнеэкономические связи не только с промышленно развитыми странами, но и с новоиндустриальными экономиками. Поскольку по законам системного анализа, чем шире сфера взаимообмена, тем глубже и взаимное проникновение, то, очевидно, увеличивается вероятность более быстрого формирования в России основных элементов новоиндустриальности.
Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.
Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока ещё сохраняющийся высокий общеобразовательный уровень интеллектуальный потенциал российской нации.
Россия остаётся мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и телекоммуникаций, информатики, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.
Необходимо стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить конкурентоспособность страны как в целом на мировой арене, так и на отдельных товарных рынках.
Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых изделий и наукоёмких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, при этом повысив производительность, интенсивность труда и эффективность материального производства.
Таким образом, гипотетически Россия имеет все условия и ресурсы для создания прототипа модели будущей цивилизации, базирующейся на принципах устойчивости, сочетающей разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.
Именно на нетронутых хозяйственной деятельностью территориях России можно создать новое общество, обеспечивающее удовлетворение основных потребностей людей, высокий уровень жизни для всех, при этом защищающее и сохраняющее экологические системы.
Глава 3. Экономика Японии
За послевоенные десятилетия Япония добилась внушительных успехов в становлении национальной экономики. По динамике роста, мотивации экономической деятельности, формам организации бизнеса и менеджменту, достижениям в конкурентоспособности и качестве товарной продукции эта страна не имела аналогов среди индустриально развитых государств.
Накопленный экономический потенциал выдвинул Японию на вторую после США позицию в современном мире. Масштабы японской экономики в 2 раза превышают масштабы экономик всех остальных стран Азии. Валовой внутренний продукт Японии составляет более 14% мирового и к 1996 г. достиг 4,6 трлн долл. (в США - 7,6 трлн долл), а размер ВВП па душу населения - 36,6 тыс. долл. (25,5 тыс. долл).
Несмотря на резкое торможение хозяйственной динамики (в последние годы темны прироста ВВП составляли менее 1%), по ряду важных показателей Япония продолжает удерживать лидерство. К числу достижений можно отнести крупный размер положительного сальдо баланса текущих платежей (95 млрд. долл. в 1997 г), золотовалютных резервов (221 млрд. долл), чистых зарубежных активов (около 1 трлн. долл), личных активов и сбережений населения (1200 трлн. иен, что эквивалентно более чем двухгодичному объему ВВП). С середины 80-х гг. Япония стала крупнейшим кредитором мира, она является вторым по величине пайщиком Международною валютного фонда (более 10 млрд. долл).
Па долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Страна занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, станков, бытовой электроники и электронных компонентов, роботов. Доля Японии в мировом производстве телевизоров составляет более 60%, выплавляемой стали - 14,3%, искусственных волокон - 12,3%. По улову рыбы (около 12 млн т) Я иония занимает первое место в мире, по тоннажу морского торгового флота (57 млн бр. - рег. т) - второе место в мире.
С конца 80 х гг. в связи с обострением экономических противоречий с основными торговыми партнерами и нарастанием конкуренции со стороны новых индустриальных стран (НИС) в Японии началась структурная перестройка экономики с целью расширения внутреннего спроса, повышения роли сферы услуг и информатики, развития собственного научно-технического потенциала. Приоритетными становятся отрасли "высокого потенциального роста", высокотехнологические проекты и наукоемкие направления, такие как телекоммуникации, микроэлектроника, оптоволоконные материалы, авиация и космонавтика, медицина, биотехнология, защита окружающей среды и др.
У японской экономики сохраняется мощный потенциал дальнейшего развития - высокая норма накоплений, стабильные отношения между рабочими и предпринимателями, трудолюбивая и исполнительная рабочая сила, активные менеджеры на предприятиях.
Японская модель развития отличается от американской и западноевропейской более высокой степенью участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества. Вплоть до настоящего времени у государства сохраняются многие рычаги воздействия на различные области экономической деятельности в стране, включая ее внешние направления.
Одной из главных особенностей японской социально-экономической политики является выработка как общих направлений развития на перспективу, так и конкретных экономических программ и стимулирование на их основе хозяйственного (экономического) развития.
На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне - и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики.
Первый план ("План восстановления экономики") был составлен в 1949 г. Он был рассчитан до 1952 г. и имел целью восстановление довоенного экономического и жизненного уровня. Первый экономический план, принятый в официальном порядке, был разработан в 1955 г. С тех пор было подготовлено 12 планов, в основном пятилетних, степень влияния которых на реальную жизнь разнились в зависимости от долгосрочной экономической цели. По силе воздействия на экономику и эффективности реализации наиболее значительным был принятый в 1960 г. "План удвоения национального дохода". В соответствии с ним национальный доход должен был вырасти в 2 раза за десять лет, в действительности цель была достигнута за семь лет.
В декабре 1995 г. кабинет министров Японии одобрил новую экономическую программу, охватывающую период с 1996 по 2000 гг. Именуемый как "Социально-экономический план структурных реформ - сильная экономика и свободная от проблем жизнь народа" этот документ ставит главной целью форсированное проведение в стране широких структурных реформ, включая корректировку нынешней структуры экономики. Он акцентирует внимание на развитии внутреннего спроса, снижении зависимости экономики от экспорта, расширении импорта готовых промышленных товаров и полуфабрикатов, стимулировании зарубежных инвестиций, увеличении экономической помощи развивающимся государствам.
Вмешательство государства в экономику осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, применявшейся в отношении важных видов оборудования, либо пугем освобождения Налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952-1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств.
Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством, особенно в периоды депрессии. Принятию важных экономических решений предшествуют консультации с деловыми кругами, и, как правило, эти решения являются результатом компромиссов заинтересованных сторон. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса "высокой иены" преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса. Снижение спроса компенсировалось такими стимулирующими мерами, как смягчение условий кредитования, расширение бюджетных расходов па общественные (строительные) работы, снижение налогов и др.
Важнейшим фактором, обусловившим высокую динамику экономического развития Японии последних десятилетий, стала структурная перестройка экономики. Государство и крупнейшие корпорации Японии стали рассматривать структурную перестройку на новейшей технологической основе как главный метод или способ снижения издержек и повышения эффективности производства. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережение, развитие новых наукоемких отраслей и производств, технологическая перестройка ряда прежних отраслей и производств на основе НТП и оперативного внедрения его достижений, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных систем.
В ходе такой перестройки осуществлялся курс на относительное свертывание производства в ресурсоемких (энергоемких и сырьеемких) отраслях, па форсированное развитие отраслей высоких технологий (электроника, новые материалы, биотехнология и др.), на разработку и внедрение электронных устройств в технику и технологические процессы, па развитие информатики и информационных структур, на значительное повышение степени гибкости производства при переходе на новые виды товаров и услуг в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка и сдвигами в его структуре.
Принципиальное значение в механизме экономического роста Японии имеет платежеспособный рыночный спрос населения и его основа - динамика заработной платы. Последняя в 1960-1970 гг. выросла в целом в 1,3 раза; в 1970-1980 гг. - в 1,4 раза; в 1980 - 1990 гг. - в 1,2 раза, в 1990-1996 гг. - в 1,1 раза. Высокая склонность к сбережениям является национальной чертой японцев, доля сбережений в структуре расходов средней японской семьи составила в 1996 г. до 17,2%.
Экономические успехи Японии во многом были предопределены внешними факторами. С одной стороны, ее расходы на национальную оборону были сведены до минимума, а с другой, в качестве компенсации лояльности Японии западному лагерю, США и другие развитые государства допускали вполне осознанную индифферентность в отношении функционирования японской экономической модели, весьма отличающейся от западных аналогов.
Совокупность внутренних и внешних факторов обусловила высокую динамику развития экономики Японии. В 60-е гг. среднегодовой темп прироста ВВП составил в 70-е - 5,4%, в 80-е - 4,2%.90-е гг. дают более противоречивую картину: 1991 г. - 3,8%, 1992-1994 гг. менее 1%, 1995 г. - 1,4%, 1996 г. - 3,5%, 1997 г. - 0,5%.
В настоящее время экономика Японии проходит весьма сложный этап развития, обусловленный рядом таких причин, как исчерпание ресурсов экстенсивных методов роста, сохранение значительного государственного вмешательства в экономику, ограничивающее действие рыночных рычагов, "психологическая изоляция" из-за ограничения доступа в страну иностранных то варов и капитала. В этой связи можно констатировать, что Япония отстает по крайней мере на десять лет от США и Великобритании в дерегулировании экономики. Кроме того, развитие японской экономики в последние годы проходит в условиях заметных колебаний национальной валюты - иены. Положение также усугубляется нынешним экономическим кризисом в Восточной и Юго-Восточной Азии, что вынуждает предпринимателей из Японии вносить существенные коррективы в свой бизнес в этом регионе. Негативными факторами являются также колос сальный государственный донг (суммарно близкий к отметке годового объема ВВП) и кризис кредитно-банковского сектора, обремененною крупной суммой "неработающих" долгов. На конец марта 1997 т. сумма последних в банковской структуре исчислялась в 28 трлн иен, а сумма всех сомнительных долгов оценивается в 79 трлн иен. Реакцией банков в такой ситуации стала практика ограничения выдачи новых кредитов японским заемникам. Сохраняющееся значительное вмешательство государства в экономику ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию, ограничивает доступ в страну иностранных товаров и капитала.
Другой причиной нестабильности японской экономики в 90-е гг., стала изменившаяся внешняя среда. Завершившаяся эпоха глобальной конфронтации социализма и капитализма инициировала формирование Мирового порядка, что означало для Японии поиск путей адекватного участия в меняющейся структуре мирохозяйственных связей. Изменение политической нагрузки во взаимоотношениях Японии с западными партнерами объективно было сопряжено с усилением на нее внешнего давления в плане более равноправного участия в международном разделении труда, предоставления иностранным корпорациям на японском рынке товаров и капиталов тех же условий, которыми Япония пользуется в других странах. Неравнозначные условия хозяйственного обмена вызывают определенные противоречия Японии с внешним миром в сфере торгово-экономических отношений. Значительное превышение экспорта из Японии в США над ее импортом оттуда стало ядром японо-американских противоречий.
Таким образом, с начала 90-х гг. динамика основных экономических показателей Японии заметно отличается от периодов прошлых циклов развития. Японская экономика переживает нестабильный этап развития. Резервы традиционных доходов в развитии отраслей оказались в определенной мере исчерпаны. Однако фундаментальные предпосылки свидетельствуют о том, что экономические трудности и Японии носят временный характер. В отличие от большинства других азиатских стран японские корпорации заимствуют средства на местном рынка капитала, поэтому они не стоят перед проблемой оттока или срочного погашения иностранных кредитов. Япония является страной с крупным положительным сальдо торгового и платежного баланса, солидным запасом золото-валютных ресурсов, обладает высокой степенью накоплений у населения. Она по-прежнему остается крупнейшим мировым донором. Проблема для Японии заключается не в источниках капиталов, а в разумной, взвешенной, соответствующей ситуации экономической политике.
Заключение
Так, изучена международная микроэкономика, первичный пласт международной экономики, объясняющий международное движение товаров и факторов их производства. Однако это движение происходит в рамках очень сложной макросреды современного взаимозависимого мира, включающих валютную систему и механизмы межгосударственного наблюдения и регулирования. Его обслуживают многочисленные финансовые инструменты, которые во многих случаях играют и самостоятельную роль. В этих условиях многие страны мира переходят к открытой экономической политике, которая имеет свои закономерности.
писок литературы
1. Киреев Алексей "Международная экономика" "Международные отношения" 1999г.
2. Бор М.З. "История мировой экономикb" "Дело и Сервис" 1998г.
3. Андрианов В.Д. "Россия в мировой экономике" "Владос" 1998г.
4. Колесова В.П., "Мировая экономика. Экономика зарубежных стран" 2000г.