Содержание
Введение
Механизмы преодоления убыточности предприятий и обеспечения их финансовой устойчивости
Выводы
Литература
Введение
Одними из отрицательных последствий экономических реформ, проводящихся в Украине с 90-х годов, выступают появление и сохранение до сих пор большого количества убыточных и низкорентабельных предприятий, что служит серьезным тормозом на пути развития промышленного производства. В значительной степени это случилось потому, что программы реформ с самого начала концентрировались преимущественно на основных принципах и способах осуществления макроэкономической, главным образом финансовой, политики. Промышленная политика была нечеткой. Произошло сворачивание государственного централизованного планирования в пользу экономической свободы предприятий и частичной замены государственных планов государственными целевыми программами, которые дополнялись локальными инновационно-инвестиционными программами. Однако дефицитность государственного бюджета, усиливавшаяся низким уровнем организации управления целевыми программами, не позволила реализовать программный курс содействия развитию и подъему производства. Государственная функция управления по отношению к предприятиям была сведена к чисто фискальной. Даже методическая помощь предприятиям в осуществлении программ реформирования сводилась к самым общим методическим рекомендациям, абстрагированным от форм собственности, а главное - от реального финансово-хозяйственного состояния предприятий и особенностей организационно-правовых структур управления ими.
В работе обоснована необходимость ввода антикризисных инноваций в управлении предприятиями с целью преодоления их убыточности, а также обеспечение устойчивого развития каждого из них. Особенное внимание уделено финансовым инновациям и направлениям активизации роли государства в укреплении финансов предприятий.
Механизмы преодоления убыточности предприятий и обеспечения их финансовой устойчивости
В научных публикациях 90-х - начала 2000-х годов, посвященных проблемам управления на предприятиях в новых условиях, получившего название "антикризисного", сущность его чаще всего трактовалась как система мер по финансовому оздоровлению (восстановлению платежеспособности и достаточного уровня финансовой устойчивости) предприятий, находящихся в критическом состоянии, под угрозой банкротства или являющихся банкротами (независимо от того, признаны они банкротами в судебном порядке или нет). Иначе говоря, антикризисное управление определялось как тип управления, носящий временный характер.
Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом", принятым в 1992 г., установлены условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности - должника или признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, а также полного и частичного удовлетворения требований кредиторов относительно государственных предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%. Этим Законом предусматривалась санация предприятий (система мер, осуществляемых во время рассмотрения дела о банкротстве) путем кредитования, реструктуризации (изменения структуры) предприятия, долгов, капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структур должника3. В течение длительного времени этот закон практически не действовал, поскольку не был разработан механизм его реализации. Опыт решения проблем банкротства только начинает формироваться, в силу чего эти процессы проходят противоречиво. Возникает ряд проблем социального, экономического, экологического и научно-технического характера, нуждающихся в решении.
В конце 2004 г. Фондом госимущества Украины был утвержден Типовой план реструктуризации и досудебной санации хозяйственных товариществ, которым определялись перечень показателей оценки финансового состояния предприятий и меры по их реструктуризации. Как свидетельствует анализ мер, проводившихся промышленными предприятиями Минпромполитики Украины с целью преодоления своей убыточности, большинство из них ограничивалось оперативными мерами, рекомендованными упомянутым планом. Наиболее распространенными среди них стали продажа избыточных активов (средств производства, материалов), объектов незавершенного строительства, а также увольнение излишней рабочей силы; ликвидация убыточных подразделений; сдача в аренду помещений; уценка и ускоренная реализация готовой продукции; списание (консервация) мобилизационных мощностей; передача незадействованных земельных участков и социально-культурных объектов в коммунальную собственность.
Перечисленные меры носят единовременный характер, ориентируются, в основном, на достижение краткосрочных целей (обеспечение платежеспособности, временное снижение убыточности) и не гарантируют устойчивого финансового состояния в будущем (даже в ближайшем). Отдельные из них (например, продажа имущества) отбрасывают саму возможность выйти из финансового кризиса и восстановить уровень доходов, приемлемый как для самого предприятия, так и для его собственников (включая государство как акционера). В категорию избыточных могут попасть активы, которые составляют производственные мощности предприятия и являются лишними даже из расчета на объемы производства и продажи продукции, неконкурентоспособной на данный момент; они могут оказаться необходимыми при освоении новой продукции, пользующейся спросом. А поскольку кризис финансов предприятий связан с неблагоприятной конъюнктурой на рынках их продукции или покупных ресурсов, то подобные специальные активы вообще можно не продать или продать за сравнительно небольшие суммы, и для этого требуется много времени, в течение которого финансовый кризис на предприятиях будет углубляться. В ряде видов промышленной деятельности (металлургии, угольной промышленности и др.) экономия на текущих экономических затратах имеет технологические ограничения. К тому же в рыночных условиях главной является не минимизация, а оптимизация затрат. В свою очередь, критерием этой оптимизации должна выступать максимизация прибыли на единицу затрат в долгосрочной перспективе.
Убыточность является признаком кризисного состояния предприятий, то есть обострения противоречий, угрожающих их жизнедеятельности в окружающей среде. В последнее время в экономической литературе появляются работы, где исследуются кризисы развития предприятий и развивается современная концепция антикризисного управления на предприятии. При этом периодическое наступление кризиса на предприятии рассматривается как закономерный процесс, связанный с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации предприятий, а также с неблагоприятным влиянием внешней среды. Выделяются разные циклы развития предприятий. Одним из наиболее рациональных является пятиэтапный жизненный цикл развития предприятия: 1) зарождение; 2) становление; 3) зрелость; 4) упадок (старение); 5) деструктуризация (прекращение существования в прежнем виде) или банкротство.
Кризис на предприятии вызревает длительный период, прежде чем оно станет банкротом. Различают три типа кризисов: 1) кризис стратегии; 2) кризис результатов деятельности; 3) кризис ликвидности. Симптомы кризиса - это и состояние показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и тенденции их изменения. При этом показатели могут оцениваться как относительно установленной для них нормативной величины (допусков изменения), так и относительно показателей других аналогичных предприятий (или средних по виду деятельности).
Так, кризис стратегии характеризуется снижением темпов производства, уменьшением доходов от реализации продукции, ухудшением взаимоотношений с экономическими агентами, утратой предприятием конкурентных преимуществ; кризис результатов деятельности - снижением показателей рентабельности, убытками по текущим операциям, нехваткой собственных оборотных средств, обесцениванием акций; кризис ликвидности - большей или меньшей неплатежеспособностью. Следовательно, опасность кризиса на предприятии существует постоянно, и потому управление им всегда должно быть в определенной степени антикризисным, то есть предусматривать опасность кризиса, анализ его симптомов, а также меры по ослаблению отрицательных последствий кризиса и использованию его факторов для дальнейшего развития предприятия.
Эффективность антикризисного управления предприятием зависит от качества механизмов, используемых при разработке и реализации соответствующих функциональных антикризисных стратегий (производственно-технологической, маркетинговой, финансовой и др.). Каждой функциональной сфере соответствует ряд антикризисных механизмов, детальная классификация которых приведена в научном издании коллектива авторов. Так, например, производственно-технологическая антикризисная стратегия включает 15 показателей, маркетинговая - 15, финансовая - 40, общекорпоративного менеджмента - 10, формирования и оптимизации организационной структуры предприятия - 10, внедрения информационных систем управления - 5.
Для преодоления убыточности предприятий и обеспечения их финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе необходимо переходить к наступательной тактике в антикризисном управлении, которое базируется на внедрении инновационных механизмов, которые бы обеспечивали нормализацию денежных потоков в направлении увеличения реализации продукции и экономии операционных затрат. Антикризисное управление, основанное на инновациях, является экономически, социально и финансово более эффективным способом преодоления убытков по сравнению с экономией на издержках и должно быть решающим в обеспечении безубыточного функционирования предприятий.
Переход к наступательной тактике предполагает разработку стратегических планов развития предприятий; активную маркетинговую и сбытовую политику; внедрение новых технологий управления финансами; осуществление систематического экспресс-анализа финансового состояния предприятий и доведение его результатов до акционеров, потенциальных инвесторов и кредиторов.
Производственно-технологическая антикризисная стратегия должна охватывать такие механизмы, как внедрение прогрессивных технологий, перепрофилирование производственной базы предприятий, создание новых видов продукции, и т. п.
Маркетинговая политика во все большей степени должна нацеливаться на укрепление позиций предприятий на существующих сегментах рынка и на завоевание новых, а также на обновление номенклатуры продукции. Для комплексного анализа маркетинговой стратегии предприятий важным является формирование их ценовой политики, которая представляет собой концентрированное выражение рыночной конъюнктуры и должна быть гибкой. Существуют две альтернативы проведения этой политики: первая - политика приспособления к ценам рынка путем снижения затрат до уровня ниже таких цен на величину приемлемой прибыли, и вторая - политика установления цены предложения продукции в соответствии с рыночной ценой спроса на нее, уровень которой обеспечивается качеством продукта. При этом рост качества и, соответственно, цены должен опережать увеличение затрат, связанных с обеспечением высокого качества и спроса на продукцию предприятия. Только при использовании второго типа ценовой политики достигается необходимый ему уровень рентабельности.
Финансовая антикризисная стратегия должна включать разнообразные механизмы повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия. На нынешнем этапе одной из основных проблем предприятий, сдерживающая их модернизацию и обеспечение на этой основе финансовой устойчивости каждого из них, является нехватка текущих и долгосрочных источников финансирования. Расширить круг источников финансирования предприятий можно за счет таких механизмов: — реструктурирование собственности проблемных (убыточных и низкорентабельных) предприятий путем дополнительной эмиссии акций под инвестиционно привлекательные проекты, определяемые фондовым рынком как перспективные (Экономической основой для дополнительный эмиссии акций предприятия могла бы стать дооценка его капитала при переоценке основных средств по их рыночной стоимости, то есть с учетом возможной доходности использования этого капитала в будущем. Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше стоимости, покрытой проведенными ранее эмиссиями акций, то на величину такого превышения необходимо выпустить дополнительные обычные (голосующие) акции. Причем эти акции должны в первоочередном порядке передаваться государственным или местным органам власти для погашения задолженности перед бюджетами. Рост доли государства в структуре капитала приватизированных предприятий создаст законные основания, которые не будут нарушать механизмов рыночной экономики, для усиления влияния государства на деятельность менеджеров, а также позволит создать новый механизм управления государственными пакетами акций. Увеличение собственного капитала предприятия за счет эмиссии акций способно существенно улучшить финансово-экономические показатели его деятельности и стать импульсом к последующему привлечению стратегических инвесторов. В то же время отрицательной чертой этого механизма является уменьшение доли собственников (участников, акционеров) в уставном капитале. Они вынуждены соглашаться с уменьшением своей доли в уставном капитале предприятия, поскольку в случае его банкротства акционеры находятся в последней очереди на ее возмещение);
— осуществление эмиссии среднесрочных корпоративных облигаций под инновационные проекты, одним из условий выпуска которых является возможность конвертации таких ценных бумаг в простые или привилегированные акции — конвертация долга в собственность (Для стимулирования выпуска облигаций целесообразно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму процентного дохода, выплачиваемого собственникам облигации, - подобно тому, как это делается с процентами по банковскому кредиту: сегодня проценты по облигациям выплачиваются из чистого дохода предприятия);
— передача в доверительное управление или продажа на фондовых рынках принадлежащих предприятию ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, вторичных ценных бумаг);
— применение вексельного кредита, предоставляемого банком векселедержателю, путем досрочной выплаты ему указанной в векселе суммы за вычетом процентов за время от момента учета векселя до срока платежа по нему, а также суммы банковской комиссии (Свои права по векселю векселедержатель передает банку, осуществляя индоссамент векселя. Использование кредитов в вексельной форме для пополнения оборотных средств позволит снизить расходы по обслуживанию долга и своевременно расплачиваться с предприятиями-кредиторами).
В развитых странах широко используется такой механизм формирования оборотных средств, как коммерческий кредит. При условии полной или частичной предоплаты покупателю предоставляется скидка, а превышение оговоренного срока оплаты сопровождается наценками к стоимости отгруженной продукции. В соответствии с традициями, сложившимися в этих странах, деньги за отгруженную продукцию должны быть получены в течение 30-90 дней. Именно на этот срок предоставляется кредит. В крупных западных компаниях создают специальные кредитные отделы, разрабатывающие и анализирующие политику компании по отношению к своим клиентам (в частности, на предмет предоставления тех или иных скидок и принятия действенных, а главное - своевременных, мер к неплательщикам).
В Украине нормальная система коммерческого кредитования не сложилась. Для ее внедрения предприятиям необходимо создавать собственные специальные службы, отрабатывать методики и приемы инкассации дебиторской задолженности, обучать и тренировать персонал, устанавливать условия предоставления коммерческого кредита.
В условиях дефицита собственных финансовых ресурсов особую важность приобретают меры, направленные на рост эффективности финансовых ресурсов, их рациональности и экономичности. В этой связи существенное значение имеет внедрение новых скоростных финансовых технологий мобилизации финансовых ресурсов (факторинга, форфейтинга, селенга и некоторых других), в результате чего растет уровень абсолютной ликвидности оборотных активов предприятий.
В мировой практике факторинг выступает как разновидность финансовых операций по предоставлению собственником денег (банком, фактор-компанией) на договорной основе оборотных средств предприятию, с одновременной инкассацией его дебиторской задолженности и определением своих гарантий от финансовых рисков клиента. Предприятия, продавая денежные требования, решают задачу ускорения обращения собственных денежных средств путем получения досрочной оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Гибкая позиция факторинга в части оплаты товара позволяет привлечь новых партнеров. Особенно выгоден факторинг для предприятий с длительным сроком изготовления продукции (самолето- и судостроения, и т. п.).
Факторинг является новым механизмом снижения финансовых рисков, например, при использовании бюджетных средств, особенно в отношениях по обслуживанию государственного заказа. Концентрация и централизация бюджетных средств в коммерческой государственной структуре позволят сделать контроль за их движением более целенаправленным, "прозрачным" и экономически целесообразным в рамках параметров государственных интересов. При факторинге бюджетное финансирование подчиняется рыночной технологии движения финансовых потоков.
С экономической точки зрения, различают факторинг с финансированием и без финансирования. Первый вид факторинга представляет собой, по сути, продажу предприятием долга банку, а второй означает, что банк-фактор авансирует оборотные средства предприятия и оказывает ему дополнительные услуги. При этом второй вид факторинга имеет ряд преимуществ. В данном случае, во-первых, финансирование осуществляется на всю сумму нехватки оборотных средств и на весь срок отвлечения оборотных средств (от поставки товара до даты его оплаты), что обеспечивает рациональную структуру денежных потоков предприятия и соответствующее увеличение объема финансирования с ростом оборотов поставщика, а это, в свою очередь, освобождает предприятие от решения проблем нехватки оборотных средств; во-вторых, поставщик защищается от кредитных и ликвидных рисков, что способствует стабильности бизнеса; в-третьих, банк более жестко ведет себя в вопросах требования дебиторской задолженности, поскольку, в отличие от предприятия-поставщика, не имеет заинтересованности в сохранении хозяйственных связей с таким должником.
Факторинг особенно выгоден для поставщиков, которые постоянно нуждаются в оборотных средствах или, несмотря на временную неплатежеспособность покупателя, хотели бы осуществить крупную операцию купли-продажи. Недостатки факторинга заключаются в том, что предприятие теряет контроль над должником и информацию о должниках как о потенциальных клиентах.
Форфейтинг - это кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки коммерческим банком у экспортера векселей, акцептированных импортером. Таким образом экспортер передает банку свои требования к покупателю. Форфейтинг предусматривает переход всех рисков к покупателю векселя - банку, поэтому последний требует гарантий банка страны-импортера. Преимуществами форфейтинга являются твердая ставка кредитования и простота оформления процесса передачи векселей. Форфейтинг представляет собой метод кредитования, более оперативный по сравнению с другими методами, требующими обязательного страхования кредита и заключения специальных договоров. Ставки кредитования по такому кредиту могут дифференцироваться в зависимости от сроков кредитования, валюты и уровня риска. Форфейтинг является в большинстве случаев среднесрочным кредитом.
Еще одним финансовым механизмом, который используется в мировой практике и может быть использован в Украине, выступает селенг. Это особая денежно-имущественная операция, в ходе которой собственник денежных средств или имущества передает селенг-фирме за определенную плату свои права на использование денег или имущества и на распоряжение ими, с их безусловным возвратом по первому требованию. В качестве имущества могут выступать ценные бумаги, земельные участки, строения, оборудование и т. п. По договору селенга, через несколько лет собственник денежных средств или имущества должен получить премию, сумма которой значительно превышает сумму первоначального взноса (стоимость внесенного имущества), за счет прибыльных промышленных инвестиций фирмы, передачи денежных средств в заем, и т. п..
Эффективным финансовым инструментом модернизации основных средств является лизинг (в том числе обратный), то есть сдача в аренду на длительное время предметов долгосрочного пользования, В лизинговом договоре предприятие может выступать и как арендатор, и как арендодатель. В первом варианте лизинг дает возможность модернизировать оборудование при отсутствии необходимых финансовых ресурсов. Кроме того, арендные платежи за использование лизингового имущества относятся к издержкам производства и снижают размер налогооблагаемой прибыли у арендатора. Второй вариант лизинга позволяет предприятию эффективнее использовать основные средства, которые временно не нужны, не участвуют в производственном процессе, но находятся на балансе предприятия, а также по определенной причине не могут быть быстро и без потерь реализованы.
Операция обратного лизинга заключается в продаже основных средств, с одновременным обратным получением их в оперативную аренду, что дает предприятию возможность высвободить часть собственного капитала. С этой же целью может использоваться такой метод реструктуризации денежных потоков предприятия, как ускоренная амортизация основных средств, позволяющая увеличить его денежные поступления в форме амортизационных отчислений.
Для ускорения оборотности оборотных средств необходимо применять разные формы и схемы расчетов, гарантирующие выполнение договоров. В частности, следовало бы расширить применение аккредитивной формы расчетов, которая обеспечивает контроль со стороны банка поставщика за выполнением договорных обязательств последнего и гарантирует оплату товара покупателем. Такая форма расчетов связана с необходимостью вкладывать оборотные средства в расчеты на срок действия аккредитива, но устраняет риски неплатежа.
В международной практике широко применяется безотзывный аккредитив, который основан на участии в договоре не только продавца и покупателя, но и их банков. Продавец отгружает продукцию лишь тогда, когда в его банке есть безотзывный аккредитив покупателя. Наличие в банке безотзывного аккредитива - это и есть гарантия получения денег для продавца. Для получения денег в банке он должен предъявить туда все документы, свидетельствующие о выполнении условий поставки данного товара. В этом заключается гарантия для покупателя: продавец получит деньги только тогда, когда он действительно отгрузит товар в адрес покупателя и сообщит об этом банку в порядке, установленном участниками договора.
Другая схема гарантирования выполнения договоров - так называемая "условная продажа", согласно которой право собственности на товар сохраняется за продавцом до момента полной его оплаты. Продавец формирует у себя финансовый резерв на покрытие возврата товаров, из которого берут денежные средства до момента поступления денег от покупателей. Если покупатель не оплатил товар в сроки, установленные контрактом и дополнительными договорами, то продавец может требовать возврата этого товара.
Потенциально выгодной схемой гарантирования выполнения договоров является применение в сбытовой деятельности предприятий складских свидетельств (варрантов), о чем говорит, например, опыт России. Основная идея этой схемы: право собственности на товар продается отдельно от самого товара. Поставщик размещает готовую продукцию на специальном товарном складе и выпускает варранты. В этот момент он получает деньги. Затем покупатель может или получить в банке кредит под залог варрантов, или продать их третьему лицу, или получить по ним товар на товарном складе. В этой схеме дебиторская задолженность может возникнуть у поставщика тогда, когда складские свидетельства проданы покупателю с отсрочкой платежа. Разновидностью такой схемы являются двойные складские свидетельства, суть которых заключается в том, что поставщик, размещая продукцию на товарном складе, может сам заложить эти свидетельства в банке и получить под них кредит (при этом закладывается одна из частей двойного складского свидетельства). Деньги у поставщика появляются в момент размещения товара на складе. Покупатель приобретает у поставщика право собственности на данный товар путем переоформления второй части двойного складского свидетельства. С этого момента поставщик прекращает свои обязательства перед банком по ранее полученному кредиту (кредит "привязан" не к лицу, а к ценной бумаге). Двойные складские свидетельства позволяют задействовать в договоре трех лиц: продавца, покупателя, банк (или другую фирму, выкупающую у продавца варрант). В данном случае ускоряются расчеты по договору. Кроме того, облегчается дальнейшая передача права собственности на товар.
Одним из направлений повышения эффективности использования оборотных средств является управление денежными средствами, предполагающее определение оптимального соотношения между поддержанием текущей платежеспособности и получением дополнительной прибыли от вложения этих денежных средств. Управление денежными потоками включает учет движения денежных ресурсов, анализ потоков и составление бюджета денежных средств. Основными задачами такого управления выступают выявление причин нехватки (излишка) денежных средств, определение источников поступления и направлений использования денежных средств, минимизация разрывов между их поступлением и использованием.
Еще одним инструментом контроля за финансовым состоянием предприятий должен стать регулярный анализ движения денежных ресурсов. Такой анализ позволяет осуществлять контроль за реальными поступлениями и оттоком денежных средств, оперативно реагировать на краткосрочный дефицит денежных ресурсов, устанавливать возможные последствия непредсказуемых обстоятельств.
Для уменьшения убытков, связанных с содержанием социальной сферы, находящейся на балансе предприятия и сдаваемой в аренду, целесообразно внедрить гибкую систему регулирования условий договора в части сроков аренды и уровня арендной платы; ограничить сроки аренды; предусмотреть в договоре аренды индексацию арендной платы в соответствии с ростом расходов на обслуживание этой сферы; создавать на ее базе кондоминиумы, предусматривающие совместное владение и пользование недвижимым имуществом - землей, зданиями, сооружениями.
С целью снижения затрат производства и увеличения за счет этого прибыли предприятия необходимо управлять затратами, внедрив операционный анализ (CVP-анализ), который помогает руководителям предприятия и менеджерам выявлять оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами. На практике деление всех затрат на постоянные и переменные является достаточно трудоемкой процедурой, требующей отлаженной системы управленческого учета. Многие статьи затрат являются смешанными, то есть содержат как постоянную, так и переменную части. Кроме того, у разных предприятий одни и те же виды затрат могут относиться как к постоянным, так и к переменным. В силу этого у каждого предприятия может быть свой перечень постоянных и переменных затрат, хотя критерий их классификации один - зависимость или независимость от объема производства. До настоящего времени на предприятиях и в министерствах такому важному участку экономической работы не уделяется надлежащего внимания: отсутствуют отраслевые и заводские методические рекомендации по ведению оперативного учета выполнения важнейших показателей деятельности предприятия.
В рыночных условиях необходимо ежедневно знать выручку от реализации, отслеживать влияние на прибыль изменений в объеме затрат (постоянных и переменных) на единицу реализации продукции и факторы, определяющие эти изменения, а также устанавливать точку безубыточности производства. В условиях инфляции, когда постоянно растут цены на сырье, энергоносители и др., важно правильно выбрать способ списания материалов на производство. Как правило, на практике используется традиционный способ списания сырья и материалов - по средней цене. Очевидно, в случае роста цен на сырье и материалы оптимальным будет переход предприятия к методу Л ИФО, при котором материалы списываются по цене последнего приобретения.
Для оперативного анализа финансового состояния предприятий важно внедрить на предприятиях, наряду с бухгалтерским учетом, управленческий, который должен выполнять функцию постоянно действующей ревизии и контроля всех хозяйственных операций. С точки зрения управления, нужно взять под контроль точку безубыточности, постоянные и переменные затраты, дебиторскую и кредиторскую задолженности.
Точка безубыточности - это критическая сумма чистого дохода, при которой предприятие будет безубыточным. Сопоставляя фактические объемы реализации с минимальными, обеспечивающими безубыточность, можно определить, насколько успешно работает предприятие (в случае его прибыльности) и насколько глубок кризис (в случае его убыточности). В условиях убыточного производства управление выручкой от реализации может обеспечить возможность возмещения убытков лишь в случае достижения точки безубыточности, которая, в свою очередь, зависит от размера и структуры затрат.
Следовательно, достижение прибыльной деятельности не возможно без детального анализа затрат и системного подхода к управлению эффективностью. Особое внимание следует обратить на соотношение постоянных и переменных затрат. При рациональной стратегии предприятия и правильной ее реализации соотношение между постоянными и переменными затратами должно снижаться.
С целью сокращения постоянных затрат целесообразно было бы провести на предприятиях инвентаризацию всех основных средств и те из них, которые временно избыточны, законсервировать. Это позволит измените динамику их износа, поскольку на законсервированные объекты амортизация не начисляется.
При анализе дебиторской задолженности необходимо вычесть из общей ее величины безнадежную, а из общей величины запасов - "неликвидные" и разработать меры по сокращению долей этих видов задолженности. В кредиторской задолженности тщательному анализу подлежит та ее часть, которая появилась вследствие нарушений финансовой дисциплины, - просроченная задолженность по оплате труда, а также задолженность перед бюджетом, внебюджетными и страховыми фондами. Важным в процессе анализа дебиторской задолженности является контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей. Значительное превышение дебиторской задолженности всегда создает угрозу для финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных активов.
К преодолению убыточности предприятий должно подключиться государство. Сегодня разные государственные органы - Фонд государственного имущества, Минэкономики, Минфин, Минпромполитики, Антимонопольный комитет, Счетная палата, КРУ - выполняют разрозненные функции по контролю за работой предприятий. Между тем действия этих органов не согласовываются, что существенно снижает эффективность принятия решений по регулированию деятельности предприятий.
В ближайшей перспективе необходимо улучшить управление предприятиями с государственной долей собственности, особенно - в части защиты прав акционеров, четкого разграничения прав и ответственности собственников и управляющих, совершенствования механизмов корпоративного управления. Государство должно отказаться от роли пассивного акционера и начать играть активную роль в жизни АО. Основными направлениями активизации деятельности государства на предприятиях должны быть:
- содействие расширению рынков сбыта, продвижению товаров на рынки, поиску инвесторов;
- введение практики государственного финансирования затрат или введение льгот по налоговым платежам для содержания мобилизационных мощностей;
- перевод всей суммы задолженности предприятий бюджету (внебюджетным фондам) на специальные счета (в дальнейшем эту задолженность можно реструктурировать в форме договора о поставках продукции, изготавливаемой предприятием для государственных нужд, выполнения межгосударственных соглашений, поставок государственным и государственно-частным лизинговым компаниям, и т. п.);
- развитие практики субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков для привлечения инвестиций в наиболее перспективные и наиболее важные для экономического развития проекты, реализуемые государственными предприятиями;
- использование инструмента государственных гарантий для поддержки определенных инновационно-инвестиционных проектов;
- введение государственного регулирования курса акций предприятий, патронируемых государством, с целью обеспечения минимальных гарантий для инвесторов;
- выкуп государством части акций стратегически важных предприятий в качестве финансового импульса;
- создание государственных и государственно-частных холдинговых компаний для управления пакетами акций технологически связанных предприятий;
- направление денежных средств, в настоящее время поступающих в общий фонд государственного бюджета как обязательные 15-процентные отчисления прибыли государственных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, а также денежных средств от приватизации государственного имущества на финансирование инновационных программ в промышленности;
- поддержка предприятий мерами фискального характера (в виде налогового кредитования, предоставления целевых налоговых льгот, фискальных уступок главным кредиторам таких предприятий), а также путем поручительства (обязательства государства осуществить погашение долгов таких предприятий в случае их неспособности самостоятельно выполнить условия кредитного договора) и через механизм ценообразования (как свидетельствует мировой опыт, эта мера является эффективной формой косвенной государственной поддержки предприятий, находящихся в кризисном состоянии и нуждающихся в санации).
Выводы
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятий, а также предупреждения убыточности государственных предприятий и предприятий с государственной долей собственности необходимо:
- увязывать предоставление налоговых льгот и бюджетных ассигнований предприятиям с соблюдением ими требований законодательства, налоговой, платежной, ценовой и договорной дисциплины (предприятия, не придерживающиеся этих требований, не должны получать от органов государственного управления отсрочек по уплате налогов и других платежей; им не следует продлевать сроки, установленные законодательством для урегулирования проблем неплатежеспособности, реструктуризации или банкротства);
- усилить контроль со стороны государства за порядком формирования финансовых результатов подконтрольных субъектов путем нормативного ограничения других операционных затрат и установления нормативов распределения прибыли на отчисления в резервные фонды, осуществления инвестиций, поощрения руководителей предприятий;
- ввести жесткий государственный контроль за финансовым состоянием убыточных предприятий; запретить хроническим должникам использовать формы и методы учета и расчетов, уменьшающие поступление денежных средств на расчетный счет;
- ввести регистрацию справочных оптовых цен на продукцию отечественного производства и импортную, что позволит исключить ценовую дискриминацию потребителей, прекратить использование трансфертных цен с целью расхищения денежных средств предприятий и перевода их за рубеж.
Чтобы предотвратить искусственную убыточность базовых предприятий, в случае создания при них малых фирм-посредников, приводящих к такой убыточности, целесообразно было бы ввести в Закон Украины "Об акционерных обществах" норму, согласно которой МП обязано полностью возместить убытки, нанесенные базовому предприятию. Одновременно должны быть внесены поправки в действующее налоговое законодательство. В частности, в Законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий" следовало бы предусмотреть нормы в отношении признания уклонением от уплаты налога на прибыль (со всеми санкциями, предусматриваемыми в подобных случаях, в том числе - возмещения потерь бюджета из-за недоуплаты налога) любой схемы, которая законодательно не имеет никакого экономического значения, кроме минимизации налоговых обязательств, а также в отношении ограничения возможности перенесения балансовых убытков на будущие периоды (такое право должно предоставляться лишь тем хозяйственным структурам, которые осуществляют антикризисное управление на основе инноваций) и в отношении запрета государственным предприятиям "перекачивать" прибыли в посреднические структуры.
Нуждаются в законодательном урегулировании вопросы сокращения максимального срока кредиторской задолженности (по расчетам между резидентами Украины) до 1 года, обеспечения четкой информации в отношении сроков возникновения задолженности и ее носителей за 3, 6 и 9 месяцев, установления срока перечисления платежей в бюджет по факту поступления денежных средств на счет предприятия - поставщика продукции. Такие правовые нормы будут подталкивать предприятия к разработке и внедрению эффективных мер по скорейшей ликвидации убыточности, поскольку благодаря этим нормам сократится важный источник покрытия убытков.
Чтобы управление государственным имуществом было более эффективным, необходимо повысить ответственность представителей органов управления государственными корпоративными правами в хозяйственных товариществах, но при этом материально заинтересовав их в результатах работы предприятия. В частности, следовало бы увязывать интересы руководителей предприятий с размерами их прибыли. Речь идет, прежде всего, о широком использовании в системе оплаты труда высших менеджеров бонусов, размер которых будет зависеть от размеров прибылей и дивидендов, а также о льготной продаже им акций предприятия. В контрактах, заключаемых с руководителями государственных предприятий, целесообразно предусмотреть такие условия для досрочного прекращения их действия:
- неэффективное использование прибыли;
- медленное снижение уровня убыточности предприятия.
С целью расширения возможностей предприятий по привлечению внешних инвестиционных ресурсов стоило бы формировать товарищества взаимного кредитования - кредитные учреждения, которые бы осуществляли кредитование предприятий (втом числе промышленных) на взаимных началах. Их финансовой базой могли бы служить сконцентрированные у них амортизационные отчисления предприятий, которые должны использоваться исключительно на кредитование инвестиционных проектов участников товарищества. Направления целевого использования денежных средств, сосредоточенных в товариществах взаимного кредитования, должны быть закреплены в их уставных документах, что исключит нецелевое использование амортизации. В рамках объемов денежных средств амортизационных фондов, которые будут передаваться предприятием в товарищество, и начисленных на них процентов предприятие будет иметь право получать беспроцентные кредиты. Кредиты, которые будут превышать соответствующую долю предприятия, должны предоставляться под конкретные инвестиционные проекты (с представлением бизнес-плана на конкурсной основе) и под процент, который ниже банковского и устанавливается общим собранием членов товарищества. Вся полученная прибыль должна капитализироваться. За каждым предприятием следует сохранять возможность (право) выхода из товарищества с приращенной долей его амортизационного фонда.
Итак, для преодоления убыточности предприятий и предупреждения ее появления в будущем необходимо принять комплекс мер по совершенствованию управления их финансами на инновационной основе, а также активизации роли государства в жизни АО (прежде всего, с государственной долей собственности). Эти меры целесообразно разрабатывать и осуществлять на предприятиях не только в случае наступления кризисной ситуации, но и для предотвращения ее возникновения в условиях нормальной деятельности.
Литература
Методика проведення поглибленого аналізу фінансово-господарського стану неплатоспроможних підприємств і організацій, затверджена наказом Агентства з питань запобігання банкрутству підприємств та організацій від 27 червня 1997 р.
Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. - М., "ЮНИТИ", 1995
Теория и практика антикризисного управления. Учебник для вузов.- М., "Закон и право"-"ЮНИТИ", 1996
Антикризисное управление. Учебное пособие. - М., "Приор", 1998
Антикризисный менеджмент. - М., "Тандем" - "Эксмос", 1999
Алпатов А. А. Управление реструктуризацией предприятий.- М., Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2000, 268 с.
Закон України "Про відновлення платоспроможності боржника та визнання його банкрутом" від 14 травня 1992 р.
Типовий план реструктуризації та досудової санації господарських товариств, у статутних фондах яких державна частка становить більше 50 % (наказ Фонду державного майна України від 17 листопада 2004 р. № 2502).
Белых Л. П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия. Учебное пособие для вузов. - М., "ЮНИТИ - ДАНА", 2001, 399 с.
Василенко В. О. Антикризове управління підприємством.- К., 2003, 504 с.
Антикризисное управление. Учебник.- М., "ИНФРА - М", 2006, 619 с.
Пушкарь А. И., Триед А. Н.,Колос А. Л. Антикризисное управление: модель, стратегии, механизмы. - Харьков, "Модель Вселенной", 2001, с. 249-25
Валдайцев СВ. Антикризисное управление на основе инноваций. Учебник. - М., "Проспект", 2006, с. 310
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М., "Велби" - "Проспект", 2006, с. 227
Пашко Д. Факторинг в Україні. "Вісник НБУ" № 10, 2004, с. 17.
Ширямов М. Способ преодоления кризиса неплатежей. "Деловой экспресс" от 9 июня 1998 г.
Гудков Ф. А. Складские свидетельства и проблема развязки неплатежей. "Бухгалтерский бюллетень" № 8, 1998, с. 64; № 9, 1998, с. 80.
Терещенко О. О., Терещенко С.І. Зарубіжний досвід та вітчизняна практика фінансового оздоровлення підприємств. "Фінанси України" № 12,1996, с. 12-13.