Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет
Курсовая работа по Экономике машиностроения
Тема:
Машиностроение России и его отраслевая структура
Санкт-Петербург
2008 г.
Содержание
1. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности
2. Отраслевая структура машиностроения
3. Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения
4. Темпы и пропорции развития отрасли
5. Основные направления совершенствования отраслевой структуры машиностроения
1. Машиностроение – ведущая роль промышленности
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и оборотоспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии – 50%, в Германии – 48%, в Швеции – 42%, в США – 40%, во Франции – 38%, в Великобритании – 36%. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс. Предприятия этой отрасли тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения – обеспечение всей отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества, конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире, быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.
Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства большинства видов станков, электромашин, электродвигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для легкой, пищевой промышленности, медтехники. По оценкам Госкомитета России, сокращение физических объемов машиностроительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43%.
При этом снижение выпуска оборотной техники составило около 80%. Производство некоторых видов машиностроительной продукции вообще прекращено (передвижные компрессорные станции для освоения нефтяных и газовых скважин, льноуборочные комбаины). Поэтому налицо снижение удельного веса наукоемких отраслей (электротехника, станкостроение и приборостроение) в общем объеме выпуска машиностроения, например, в 2002 г. до 14,6% против 25,1% в 1990 г.
Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
Вместе с тем следует отметить, что современный уровень этой отрасли, ее научно-техническая и производственная база не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.
Такое положение дел в машиностроении стало сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Непомерно высокой осталась доля ручного труда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей МК и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики, коренной перестройки ее структуры.
Десятилетиями складывающаяся организационная структура управления МК во многом соответствовала командно-административным методам, превалирующим долгие годы в советской экономике. Это сказалось на том, что огромный производственный и научно-технический потенциал отраслей машиностроения использовался не достаточно эффективно. До недавнего времени отдельные структуры управления практически являлись преградой быстрейшему внедрению современных достижений науки и техники.
В МК входит также большая группа отраслевых и академических научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.
Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:
отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций.
сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас заметно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3% изделий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).
Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения. Однако этот сектор определяет уровень научно-технического развития других отраслей производства. Технологическая инфляция – такая же опасная спираль, как инфляция денежная. На машинах и оборудовании низкого научно-технического уровня может быть создана и продукция соответствующего низкого уровня качества. А неэффективное использование всех видов ресурсов, которое неизбежно на технически отсталом оборудовании, обуславливает низкую эффективность производства, что в конечном счете усугубляет общий кризис экономики.
Отсюда первостепенное значение поступательного движения в развитии инвестиционного машиностроения, что является в настоящее время важнейшей задачей структурной перестройки экономики страны.
В 1997-2002 гг. осуществлялось:
расширение производства современного технологического оборудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатывающих отраслей;
совершенствование структуры выпуска автомобилей; развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;
расширение ассортимента транспортных средств, строительно-дорожных машин, сельскохозяйственной техники; снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.
В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начала роста по целому ряду видов продукции.
Чрезвычайно важными являются планы реформ оборонной промышленности, предусматривающие концентрацию производства военной продукции на ограниченном числе предприятий, концентрацию оборонного заказа, а конвенцию военного производства на оставшихся предприятиях и в сопряженных с ними отраслях; перепрофилирование их на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции.
Один из основных путей решения многих проблем машиностроения – это развитие внутреннего рынка машиностроительной продукции. Отсутствие или недостаточность заказов со стороны внутреннего рынка порождает дефицит инвестиционных и оборотных средств, невозможность обновления технологического оборудования, проблемы с оплатой НИОКРовских работ и запуском в серию новых образцов продукции.
Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или олигополии, в основном сырьевой направленности, которые являются одновременно и финансовыми монополистами в силу развитого у них экспортного потенциала. Без них машиностроение России не может развиваться нужными темпами. Даже такой высокоразвитой и вполне конкурентоспособной на мировом рынке отрасли, как энергостроение, где около 70% выпускаемой продукции идет на экспорт, крайне необходимы заказы со стороны РАО «ЕЭС России», концерна «Росэнергоатом», ОАО «Газпром».
Учитывая, что по причине большого износа оборудования отечественная электроэнергетика находится на грани краха, остается надеяться, что правительство сумеет использовать свои властные полномочия и направить инвестиционные потоки от государственного монополиста в машиностроение страны. Контрольным пакетом акций в этих монополиях владеет государство, поэтому государственный контроль должен присутствовать и быть эффективным.
Чтобы соответствовать требованиям, которые экономика страны предъявляет к машиностроению последнее должно занять активную позицию в вопросах перевооружения и модернизации своих предприятий.
Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:
развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;
приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков;
формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию;
увеличение темпов обновления и ввода основных фондов на устойчиво работающих предприятиях;
создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.
Не менее важно наладить постоянно действующий механизм обновления продукции, повышения ее потребительских свойств, вовлечение в производство разработок НИОКР. Именно с этой целью было создано Министерство промышленности, науки и технологий, призванное на основе научных достижений и новых технологий вырабатывать промышленную политику и реализовывать ее в рамках предоставленных полномочий.
Ниже представлены некоторые результаты работы машиностроения и металлообработки (табл. 1.1)
Основные показатели работы машиностроения и металлообработки
1990 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Число действующих предприятий (на конец года), тыс. | 5,3 |
47,7 | 57,8 | 56,6 | 54,7 | 51,8 | 45,4 |
Объем промышленной продукции, млрд. руб. (до 1998г.-трлн. руб.) | 168 | 177 | 257 | 513 | 780 | 1015 | 1126 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году | 101 | 91 | 91 | 117 | 120 | 107 | 102 |
Среднегодовая численность пром.-производ. персонала, тыс. чел. | 9652 | 4876 | 3969 | 3840 | 3845 | 3618 | 3495 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)*, млн.руб.(до 1998г.-млрд. руб.) | …. | 22512 | -10492 | 43217 | 61670 | 69431 | 50766 |
Уровень рентабельности продукции*, % | …. | 21,2 | 10,3 | 18,4 | 14,1 | 14,5 | 12,7 |
* С 1995 г. – по данным бухгалтерской отчетности.
2. Отраслевая структура машиностроения
Современное машиностроение многопрофильно, оно включает в себя больше сотни подотраслей и производств, является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Возникновение машиностроения как самостоятельной отрасли и его отраслевая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, строительства и др. отраслей материального производства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли.
Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.
То или иное производство становится обособленной отраслью машиностроения при наличии определенных технико-экономических предпосылок. И, прежде всего, при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов.
Отрасль машиностроения представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однорядное потребительское или функциональное назначение. При этом отрасль характеризуется однородностью производственно-технической базы, специфичностью состава кадров и условий труда.
Отрасли, в состав которых входит несколько однородных специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий.
В настоящее время отрасли машиностроения объединены в единый машиностроительный комплекс, который включает в себя 12 крупных отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроителная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.
Комплексные отрасли, в свою очередь, включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, входят: производство турбин и котлов паровых; дизелей и дизельгенераторов; комбайнов, проходческих машин и машин шахтных погрузочных; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов магистральных, грузовых, пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена.
В составе автомобильной промышленности выделяются: производство троллейбусов; грузовых и легковых автомобилей; автобусов; прицепов и полуприцепов тракторных; мотоциклов и мотороллеров; велосипедов.
В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпускаемая продукция, предприятия условно разделяют на группы:
инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которого определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения;
электротехника, приборостроение, станкостроение – наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);
другие подотрасли машиностроения
В 2002 г. Структура выпуска продукции перечисленных групп выглядела следующим образом: (в процентах) инвестиционное машиностроение – 18; наукоемкое машиностроение – 14,6; тракторное и сельскохозяйственное – 2,7; машиностроение для легкой и пищевой промышленности – 2,6; автомобилестроение – 30,6; другие подотрасли машиностроения – 31,5.
Существуют однако и иные классификации отраслей машиностроения. Так, например, по технико-экономическим особенностям производства, которые определяют основные различия в требованиях к условиям размещения предприятий, выделяют металлоемкое, трудоемкое и наукоемкое машиностроение: согласно используемым технологиям – малозатратные и затратные (средне- и высокотехнологические).
В структуре производства промышленности в целом машиностроение занимает лидирующие позиции, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.2*.
Структура производства продукции по основным отраслям промышленности
1992 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Вся промышленность | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
электроэнергетика | 8,2 | 10,5 | 11,2 | 10,1 | 9,2 | 8,8 | 8,5 |
топливная промышленность | 14,0 | 16,9 | 18,1 | 16,9 | 15,8 | 15,9 | 16,4 |
Из нее: | |||||||
Нефтедобывающая | 9,0 | 10,9 | 12,0 | 11,1 | 10,4 | 10,7 | 11,2 |
Нефтеперерабатывающая | 2,3 | 2,6 | 2,7 | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 2,3 |
Газовая | 1,4 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,6 |
Угольная | 1,2 | 1,5 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
Черная металлургия | 6,7 | 7,7 | 7,8 | 8,3 | 8,6 | 8,1 | 8,1 |
Цветная металлургия | 7,3 | 9,0 | 10,0 | 10,1 | 10,3 | 10,3 | 10,5 |
Химическая и нефтехимич.промышлен. | 6,4 | 6,3 | 6,5 | 7,3 | 7,5 | 7,4 | 7,3 |
Машиностроение и металлообработка | 23,8 | 19,3 | 17,9 | 19,2 | 20,5 | 20,8 | 20,5 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 5,9 | 5,1 | 4,5 | 4,8 | 4,8 | 4,7 | 4,7 |
Промышленность строительных материалов | 4,4 | 3,8 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
Легкая промышленность | 5,2 | 2,3 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,8 | 1,7 |
Пищевая промышленность | 14,5 | 15,3 | 15,5 | 14,7 | 14,9 | 15,3 | 15,8 |
*В ценах 1999 год, в процентах к итогу.
Таким образом, пятая часть производимой в стране промышленной продукции приходится на долю машиностроения.
Отраслевая структура отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей. Она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей, в распределении общественного труда между отраслями и производствами, об их роли в промышленном производстве. Более совершенная отраслевая структура машиностроения в определенной степени характеризует эффективность промышленного производства. Прогрессивность отраслевой структуры машиностроения характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно – технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов.
Наличие большого количества отраслей и производств ведет к изменению и совершенствованию отраслевой структуры машиностроения.
За последние годы отраслевая структура машиностроения претерпела определенные изменения, что было вызвано резким снижением производства многих изделий (табл.).
Производство важнейших видов продукции машиностроительного комплекса России
1990 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Станки металлорежущие, тыс.шт. | 74,2 | 18,0 | 7,6 | 7,7 | 8,6 | 8,3 | 6,3 |
В том числе с числовым программным управлением, тыс.шт. | 16,7 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,18 | 0,16 |
Кузнечно-прессовые машины, тыс.шт. | 27,3 | 2,2 | 1,3 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,2 |
Автоматические и полуавтоматические линии, комп | 556 | 57 | 19 | 26 | 11 | - | - |
Турбины, млн.кВт | 12,5 | 5,1 | 2,9 | 2,6 | 2,1 | 1,8 | 3,9 |
Генераторы, млн.кВт | 8,0 | 2,8 | 2,9 | 2,1 | 1,4 | - | - |
Котлы паровые, тыс.т.пара/час | 43,7 | 13,1 | 7,2 | 3,2 | 3,8 | - | - |
Тракторы, тыс. шт. | 214 | 21,2 | 9,8 | 15,4 | 19,2 | 15,3 | 10,0 |
Комбайны зерноуборочные, тыс.шт. | 65,7 | 6,2 | 1,0 | 2,0 | 5,2 | 9,1 | 7,6 |
Легковые автомобили, тыс.шт. | 1103 | 835 | 840 | 954 | 969 | 1022 | 981 |
Грузовые автомобили, тыс. шт. | 665 | 142 | 141 | 176 | 184 | 184,5 | 192 |
Автобусы, тыс.шт. | 51,9 | 39,8 | 45,7 | 50,0 | 54,0 | 56,4 | 67,7 |
Тепловозы магистральные, шт. | 46 | 12 | 10 | 16 | 21 | 22 | 23 |
Экскаваторы, тыс. шт. | 23,1 | 5,2 | 3,3 | 2,6 | 3,4 | 3,6 | 3,2 |
Бульдозеры, тыс. шт. | 14,1 | 2,4 | 1,6 | 2,4 | 3,0 | 2,7 | 1,6 |
Из таблицы видно, что за указанный период (1990-2002) спад производства фактически не отражается лишь на автомобильной промышленности, и это поставило ее во главе отраслевой структуры машиностроения.
В практике планирования и учета отраслевая структура машиностроения определяется путем нахождения удельного веса отраслей (подотраслей) в общем объеме производства продукции. Кроме этого, используются также показатели структуры, исчисленные по удельным весам производственных основных фондов и по численности работающих. Применяется и такой показатель как отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства машиностроения либо промышленности в целом).
Показатель выпуска продукции является главным и обобщающим при изучении отраслевой структуры машиностроения и его изменений. Этот показатель точнее других характеризует структуру машиностроения с точки зрения роли той или иной отрасли в создании общественного продукта. Показатели численности работающих и стоимость основных промышленно-производственных фондов имеют вспомогательное значение. Они не являются такими комплексными, как показатель выпуска продукции, и кроме того, действительная роль предприятий отрасли зависит не только от численности работающих и стоимости имеющихся фондов, но и от степени их использования.
Применение комплекса показателей дает возможность с разных сторон оценить те сдвиги, которые происходят в отраслевой структуре машиностроения.
3. Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения
Структура машиностроения формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются: научно – технический прогресс; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций России на мировом рынке.
В отраслевой структуре машиностроения, как и всей промышленности в целом, отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности отраслей народного хозяйства.
Несомненно, что основным фактором, определяющим структуру машиностроения и ее изменения, является научно – технический прогресс, уровень развития науки и техники в стране. Научно – технический прогресс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении отраслевой структуры производства.
Это способствует возникновению новых специализированных отраслей машиностроения, совершенствованию и увеличению объемов производства уже имеющихся отраслей, углублению их специализации и кооперирования. Внедрение в народном хозяйстве достижений научно – технического прогресса ломает прежние представления о составе отраслей, об их рациональных сочетаниях и взаимосвязях. Возникают и ускоренно развиваются новые, наукоемкие отрасли и виды производств (атомное и космическое машиностроение, производство компьютеров всех классов и их программного обеспечения, робототехники, микропроцессов). Возрастает удельный вес в общем объеме машиностроения существующих отраслей, создающих техническую базу для автоматизации производства: электротехнической, электронной промышленности, приборостроения, станкостроения.
Ускорение научно-технического прогресса способствует экономии материальных ресурсов, что, в свою очередь, оказывает воздействие на отраслевую структуру машиностроения. Освоение ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает опережающие темпы роста ресурсопотребляющих отраслей.
Большое влияние на изменение отраслевой структуры машиностроения оказывают темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих машиностроительную продукцию. Чем выше темпы развития той или иной отрасли народного хозяйства, тем больше ее потребность в машиностроительной продукции и тем выше темпы роста отрасли машиностроения, производящей эту продукцию.
Развитие специализации и кооперирования производства приводит к разделению существующих отраслей и к образованию новых отраслей машиностроения, специализирующихся не только на изготовлении отдельных видов продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса.
Массовое внедрение в производство научных достижений, широкое распространение современной высокопроизводительной техники влекут за собой усиление концентрации производства и углубление его специализации не только в рамках национальных хозяйств, но и в пределах целой группы сотрудничающих стран. Экономическая интеграция, объединяя силы стран- участниц и углубляя разделение труда между ними, способствует прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре их хозяйств, вытекающим из требований научно – технического прогресса.
Значительное влияние на отраслевую структуру машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно – бытового назначения: магнитофонов, музыкальных центров, телевизоров, видеоаппаратуры, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей и др.
4. Темпы и пропорции развития отрасли
Установление научно – обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно – технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.
Машиностроение отличается разветвленной отраслевой структурой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в народном хозяйстве предполагает создание такой его структуры, которая отвечала бы задачам и сущности расширенного воспроизводства, всемирного повышения экономической эффективности производства.
Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностроительном производстве, путем обеспечения пропорциональности между отраслями в соответствии с уровнем развития производственных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При том предусматривается преимущественное развитие отраслей и производств, обеспечивающих научно – технический прогресс.
Объективной закономерностью развития советского машиностроения являлось опережение темпов его отраслей по сравнению с темпами развития отраслей – потребителей его продукции. Так, за 1950 – 1990 гг. прирост продукции машиностроения в 2 раза превосходил отрасли группы «А», т.е. тяжелую промышленность страны.
Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело отразился на машиностроении. Здесь произошел значительный спад производства большинства видов машиностроительной продукции.
Ниже представлена динамика производства в промышленности и машиностроении (табл. 1.4).
Индексы промышленного производства (1990 г. = 100)
1992 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Вся промышленность | 75 | 50 | 46 | 51 | 57 | 60 | 62 |
В том числе: | |||||||
Машиностроение и металлообработка | 77 | 41 | 37 | 44 | 52 | 56 | 57 |
машиностроение | 75 | 39 | 37 | 38 | 45 | 48 | 49 |
Эти данные свидетельствуют о том, что за указанный период снижение производства в машиностроении было больше чем в промышленности в целом. Это крайне негативное явление, поскольку машиностроение является структурообразующей отраслью в народном хозяйстве страны. Опережающие темпы развития машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях потребителях, заменять машины, ежегодно выбывающие вследствие износа, повышать уровень механизации и автоматизации производства, с тем, чтобы облегчить труд и повысить его производительность.
Чем выше темпы развития отраслей народного хозяйства и глубже процессы механизации и автоматизации производства, тем более возрастает необходимость ускорить темп роста машиностроения.
Изменения в отраслевой структуре машиностроения взаимосвязаны с развитием и изменением его производственных связей. Производственные связи могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и поставках изделий производственного потребления – орудий и предметов труда – одними отраслями промышленности другим или внутри отрасли отдельными предприятиями в порядке как снабжения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, по поставке готовых машин, оборудования, приборов, а также отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Межотраслевые и внутриотраслевые связи отражают взаимоотношения отраслей внутри машиностроения.
Уровень межотраслевых производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машиностроения, промышленности, и народного хозяйства в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов труда.
Производственные связи между отраслями устанавливаются путем разработки материальных балансов, в которых отражаются все ресурсы определенного вида продукции и их распределение. Материальные балансы, разрабатываемые по важнейшим видам продукции, позволяют раскрыть связи определенной отрасли с отраслями потребителями данной продукции, показать соотношение между производством и потреблением. Но в реальных условиях общественного производства отрасли находятся в более глубоких производственных связях друг с другом, поэтому в системе частных материальных балансов трудно и практически невозможно выделить все цепные связи, относящиеся к данному конкретному продукту.
Вся совокупность отраслевых связей в народном хозяйстве и промышленности раскрывается с помощью разработки межотраслевого баланса производства и потребления продукции.
Составление межотраслевого баланса является методологически сложной и объемной работой. Весь цикл его построения в нашей стране – от подготовительных работ до выпуска составляет от четырех с половиной до шести лет (в зарубежных странах от 6 до 8). Разрабатываемые ранее балансы строились в концепции баланса народного хозяйства и отражали воспроизводственные процессы в условиях централизованной планово –регулируемой экономики. Переход хозяйственных субъектов к рыночным отношениям обуславливает необходимость адекватного отражения воспроизводственных процессов экономики России. Решением этой задачи является составление межотраслевого баланса за 1995 год в концепции национальных счетов.
Уровень детализации межотраслевого баланса 1995 года предполагал выделение примерно 200 отраслей. Классификация отраслей и соответствующих им групп товаров и услуг для группировки первичной информации предусматривает 220 отраслей, в том числе 195 отраслей, производящих товары, и 25- услуги.
Нахождение наиболее эффективной отраслевой структуры промышленного производства предполагает многовариантную разработку межотраслевого баланса. Эта задача решается с использованием экономико-математической модели баланса и электронно-вычислительных машин.
5. Основные направления совершенствования отраслевой структуры машиностроения
Машиностроение определяет производственный потенциал Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функционирование жизненно важных комплексов отраслей промышленности и секторов экономики (топливно-энергетического комплекса, оборонных отраслей, строительной индустрии) и наполнение потребительского рынка.
Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства, требует существенных структурных сдвигов. В 1991-1998 гг. отмечается резкое снижение производства машиностроения и всей промышленности. Это обусловило ряд негативных явлений в экономике: снизилась производительность труда, недостаточны темпы обновления и модернизации действующего парка оборудования, что обуславливает старение активной части основных фондов.
В настоящее время отрасли машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации.
Интенсивный путь развития в машиностроении подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.
Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.
Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.*
Наметившаяся в 1999 г. тенденция оживления реального сектора, сохраняемая и в последние годы, позволила машиностроительным предприятиям продолжить реформирование производственного аппарата, увеличивать объем выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом. По итогам четырех лет (1999 – 2002 гг.) общий объем производства продукции машиностроения и металлообработки вырос на 51,4%. Высокими темпами росло производство в отраслях металлургического машиностроения, подъемно – транспортного, химического и нефтяного, транспортного и сельскохозяйственного, железнодорожного машиностроения и станкостроения.
Росту производства способствовало повышение спроса со стороны отраслей топливно – энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, строительно – дорожного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и других потребителей машин и оборудования. Этому же способствовала и ценовая конкурентоспособность отечественной техники на внутреннем рынке (аналогичная импортная продукция в 2-5 раз дороже) и импортозамещение, подкрепленное переходом на выпуск новых видов приборов, техники и машин.
На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертификации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества.
В ближайшей перспективе (2004 – 2010 гг.) намечены прогрессивные структурные сдвиги не только между отраслями машиностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разработан ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения.
Так, для развития автомобильной промышленности предусмотренно:
принятие программы «Развитие автомобильной промышленности на период до 2005 г.», реализация которой обеспечит удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков за счет отечественного производства легковых автомобилей;
принятие дополнительных мер по привлечению инвестиций и реализации проектов производства автомобильных компонентов, что позволяет увеличить в дальнейшем объем производства и продаж прогрессивных видов автомобильной техники и организовать дополнительно рабочие места;
организация федерального научно – исследовательского центра по автомобилестроению, что позволит объединить научные кадры, исследовательскую и испытательную базы научных организаций и повысить эффективность работы отраслевой науки.
Для реформирования и развития станкостроительной и инструментальной промышленности – реализация федеральной целевой программы «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.», что позволит создать мобильную структуру эффективных предприятий, сформировать ядро действующих предприятий по выпуску действительно конкурентоспособного оборудования с переходом на комплектную поставку оборудования с монтажом, наладкой и сервисным обслуживанием.
Для стабилизации развития энергетического машиностроения и реализации энергетической стратегии России с целью обеспечения энергетической независимости страны: разработка и принятие «Стратегии развития энергетического машиностроения России до 2010 г.».
Для стабилизации развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения:
утверждение «стратегии развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения»;
организация научно – технического центра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, в состав которого предлагается включить научно – исследовательские институты, имеющие в своем акционерном капитале доли государственной собственности.
Подобные программы были разработаны и в других отраслях машиностроения, что будет способствовать совершенствованию его отраслевой структуры, увеличению объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции.
Все эти программы являются составной частью стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г.
Помимо вышеперечисленных стратегий и концепций сюда вошли стратегии развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения, а также отрасли приборостроения.
Используемая литература
Пелих А.С., Баранников М.М.: «Экономика машиностроения»
2004 г. «Феникс» г. Ростов-на-Дону
Хорошилов Г.: «Инновационная деятельность в машиностроении» «Экономист» №7 1995 г.