СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы управления инвестиционными процессами на предприятиИ
1.1 Понятие инвестиционного процесса, его элементы и участники
Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в России
1.3 Результаты экономических реформ в России
1.4 Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России
1.5 Инвестиционный процесс в современной России
1.6 Макроэкономические предпосылки развития инвестиционного процесса в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционные процессы относятся к числу наименее изученных вопросов развития экономики России, в первую очередь, вследствие достаточно короткого периода времени, прошедшего с момента восстановления инвестиционной активности (1999 г.). Вместе с тем инвестиции по своей природе являются такой макроэкономической переменной, краткосрочная динамика которых подвержена сильным сезонным и календарным колебаниям и отражает движение лишь части инвестиций, связанных с приспособлением капитала фирм к колебаниям спроса. В то же время процессы изменения масштаба производства и достижения оптимального (с точки зрения фирм) объема основного капитала могут быть прослежены только на длинных временных интервалах.
Таким образом, в академической литературе практически отсутствуют исследования инвестиционных процессов и инвестиционного поведения российских компаний. До 1999 г. наблюдался спад инвестиций по всем отраслям экономики, вызванный трансформационными процессами, и изучение динамики инвестиций в этот период не представляет интереса для понимания текущей ситуации.
В настоящее время экономика России находится на этапе перехода от экономического подъема, вызванного процессами импортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду устойчивого экономического роста. Очевидно, что инвестиционные процессы являются одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала в экономике, темпы и характер экономического роста. Данные о темпах роста реальных инвестиций в основной капитал за последние годы (2000–2002) свидетельствуют об активности экономических агентов в этой области. Вместе с тем на динамику инвестиций в экономике России, как и в других переходных и развивающихся экономиках, накладывается множество процессов, связанных с особенностями формирования рыночной экономики и поведением фирм.
В связи с этим именно в настоящее время представляется чрезвычайно актуальным рассмотреть предпосылки развития инвестиционного процесса в Российской Федерации на макроуровне.
Все вышесказанное касается первой (теоретической) части курсового проекта.
Во втором разделе оценивается эффективность инвестиционного проекта с помощью системы количественных показателей и учета факторов риска.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие инвестиционного процесса, его элементы и участники1
Инвестиционный процесс – функционирование механизма, который сводит тех, кто предлагает деньги, средства, с теми, кто предъявляет на них спрос; в ходе инвестиционного процесса принимаются решения, связанные с инвестированием. Стороны инвестиционного процесса обычно встречаются в финансовых институтах или на финансовом рынке.
Может сложиться, казалось бы, иная ситуация – на предприятии принимается решение об инвестировании собственных средств. Но не надо забывать, что «собственные средства» не принадлежат предприятию, их собственником являются владельцы предприятия, например, акционеры.
Рассмотрим элементы инвестиционного процесса.
Финансовые институты – организации, которые принимают вклады и дают привлеченные деньги в долг либо инвестируют в иных формах.
Финансовый рынок – механизм, который для заключения сделок сводит всех тех, кто предлагает деньги, с теми, кто их ищет.
Рыночная цена – цена, уравновешивающая интересы продавцов и покупателей.
Денежный рынок – сегмент финансового рынка, где ресурсы приобретают и продают на короткий срок.
Рынок капиталов – долгосрочный финансовый рынок, на котором преобладают различные формы сделок с ценными бумагами.
Иногда (в частности, при сделках с имущественными ценностями) продавцы и покупатели вступают в сделку напрямую. Но обычно в работе финансовых рынков участвуют финансовые учреждения, которые выступают посредниками между теми, кто предоставляет средства, и теми, кто предъявляет на них спрос.
Главные участники инвестиционного процесса – это государство, предприятия и частные лица, причем каждый из них может участвовать в инвестиционном процессе, как на стороне спроса, так и на стороне предложения.
Государство. Каждому уровню исполнительной власти – федеральной, региональной, и муниципальной – требуются денежные средства на финансирование своей деятельности. Эта деятельность связана с капитальными вложениями в строительство школ, больниц, шоссейных дорог. Часто такие проекты финансируются путем выпуска разного рода долгосрочных долговых обязательств – облигаций. Другим источником спроса на деньги являются текущие нужды государства. Власти могут финансировать свои нужды с помощью выпуска краткосрочных облигаций.
Иногда органы исполнительной власти выступают с предложением денег. Если у государства на какое-то время освобождается некоторая сумма денег, то вместо того, чтобы держать ее на текущем счете, власти могут вложить средства в финансовые инструменты и получить положительный доход. Государство может инвестировать собственные средства и в создание инфраструктуры – строительство дорог, ирригационных сооружений. Но в целом государство – это чистый потребитель денежных средств, оно использует больше средств, чем предлагает.
Предприятия. Большинство предприятий нуждается в крупных средствах для поддержания своей деятельности, их финансовые потребности делятся на долгосрочные и краткосрочные. Для реализации долгосрочных целей предприятиям нужны деньги на постройку зданий и сооружений, приобретение оборудования, для разработки новых продуктов.
Краткосрочные потребности возникают в связи с необходимостью обеспечения товарных запасов, покрытия дебиторской задолженности и других текущих расходов. Для финансирования кратко- и долгосрочных нужд предприятия выпускают в обращение разнообразные долговые ценные бумаги и акции. Когда у них возникает временный избыток денежных средств, они предлагают деньги другим. Но подобно государству предприятия в целом являются чистыми покупателями денежных средств.
Частные лица могут участвовать в инвестиционном процессе, размещая деньги на сберегательных счетах, покупая облигации и акции, страховые полисы, приобретая разного рода имущество. Спрос частных лиц на денежные средства принимает главным образом форму займов для финансирования покупки жилья, автомобилей и др. Однако частные лица, в отличие от государства и предприятий, являются чистыми поставщиками денег.
1.2 Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в России2
Одна из наиболее болезненных проблем современной российской экономики - это резкое снижение инвестиционной деятельности, особенно после кризиса 17 августа 1998 года. Исключением являются инвестиции в финансовые активы, которые в большинстве случаев носят спекулятивный характер.
Среди множества факторов, определяющих инвестиционный климат в России, можно выделить следующие:
экономические и финансовые;
социально-политические;
правовые.
Рассматривая экономические и финансовые факторы, отрицательно влияющие на инвестиционную деятельность, следует отметить:
наличие значительного налогового пресса;
слабую развитость и отсутствие стабильности и надежности в функционировании банковской системы;
устойчивый дефицит федерального и большинства региональных и местных бюджетов;
монопольно высокие цены на энергетические ресурсы;
инфляцию и общий спад производства.
Не менее негативно влияют на инвестиционные процессы продолжающаяся длительное время социально-политическая нестабильность, которая проявляется как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также низкие темпы проведения экономических реформ. В результате наблюдается резкое расслоение населения по доходам и собственности, его низкий жизненный уровень, безработица, несвоевременная выплата заработной платы, коррупция и высокий уровень криминализации в экономической сфере. Все эти факторы препятствуют привлечению в качестве инвестиций как отечественного, так и зарубежного капитала.
Также отрицательное воздействие на инвестиционный процесс оказывает и ряд правовых факторов. К ним можно отнести: недостаточно проработанную правовую базу, которая детально регламентировала бы правоотношения хозяйствующих субъектов и дополняла бы Гражданский кодекс РФ, так как он хотя и является документом прямого действия, но нуждается в ряде конкретных законодательных актов, детализирующих его положения; частую сменяемость отдельных законодательных актов, а также низкий уровень их исполнения.
До настоящего времени в России отсутствовал Налоговый кодекс. Предыдущим составом Государственной Думы принята лишь первая часть этого кодекса. Инвесторам необходим ясный (и по возможности неизменный) список налогов и правила, по которым эти налоги необходимо платить. Без этих двух условий инвестиционные риски в России останутся весьма высокими.
Вместе с тем в последние годы в России наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры – банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных агентств и др. Несмотря на то, что новые формы рыночной инфраструктуры далеки от совершенства и понесли значительные потери в результате августовского кризиса 1998 года, тем не менее можно считать, что значительное число входящих в нее субъектов продемонстрировали свою жизнестойкость, а следовательно, и возможность участия в инвестиционных процессах при наличии соответствующих условий.
К факторам, положительно влияющим на инвестиционный процесс, можно отнести развитие информационных технологий. Созданы системы телекоммуникаций, электронные почты, спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконной цифровой связи, обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.
Однако наиболее существенный фактор, способный возродить инвестиционный процесс в России, - это складывающийся слой отечественных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики. В предкризисный период они смогли обеспечить проведение акций, присущих рыночной экономике. Это тендеры, торги, конкурсы, аукционы, аукционы в инвестиционной, проектно-сметной, подрядной и других сферах деятельности, в результате чего заложены основы будущих инвестиционных процессов.
1.3 Результаты экономических реформ в России3
С января 1992 года началась либерализация цен в надежде, что тем самым будет создан рынок, который к осени того же года даст свои результаты: цены стабилизируются, спад производства прекратится, курс доллара (в ценах 1992 года) остановится на отметке 80 руб. за 1 долл.
Но ни одна из поставленных целей не была достигнута. На протяжении пяти лет, проводя этот курс, правительство привело экономику к упадку. Настала деиндустриализация страны, резко усилилось обнищание населения, происходило разрушение генофонда, страна находилась под угрозой потери независимости из-за состояния продовольственного сектора экономики, росла преступность.
Спустя десять лет с начала реформ в экономике России не восстановлен уровень производства 1990 года, продолжается инвестиционный кризис.
Отличительные черты инвестиционного кризиса 90-х годов в России:
резкий спад объемов инвестиций во всех отраслях хозяйства и регионах страны;
инфляция, обесценивающая собственные источники инвестирования предприятий и фирм, повышенная степень риска и подавление стимулов к накоплению капитала и финансированию долгосрочных проектов;
разрушение основных фондов и производственного потенциала, престижных технологий;
низкая конкурентоспособность корпоративных ценных бумаг на финансовых рынках;
неконкурентоспособность самого инвестиционного комплекса (как строительства, так и отечественного производственного оборудования).
Спады производства, высокие темпы инфляции, обнищание огромной массы населения не оставляют надежд на трансформацию экономики и преодоление кризиса с помощью либеральной политики.
Одним из серьезнейших элементов общесистемного кризиса, охватившего нашу экономику в 90-х годах, является долгосрочный инвестиционный кризис с далеко идущими негативными последствиями для всех сфер жизни России.
Либеральный подход к реформированию экономики ознаменовался резким спадом инвестиционной активности. Объем инвестиций в производственную сферу постоянно снижался. В результате валовые капитальные вложения сократились в 1996 году на 75% к уровню 1990 года, а чистые капитальные вложения (за вычетом амортизации) – на 92%.
В общественном сознании произошло изменение приоритетов: от «романтического увлечения» либерализацией экономики – к более глубокому анализу последствий либерализации и ее влияния на реальные экономические процессы: темпы развития производства, уровень жизни населения, проблемы занятости, экономическую экспансию российского рынка западными фирмами и т.д.
В годы перестройки стала стремительно падать доля бюджетных ассигнований в развитие народного хозяйства:
1985 г. | 1987 г. | 1988 г. | 1989 г. | 1990 г. | 1992 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1998 г. | 1999 г. |
88,5% | 75,2% | 52,1% | 44,5% | 37% | 32% | 23% | 20% | 19,2% | 17,4% |
В связи с либерализацией цен и усилением налогового пресса ситуация в инвестиционной сфере ухудшилась. Оптовые цены предприятий повысились по сравнению с 1991 г. В 20 раз. Наблюдается значительный рост цен на инвестиционные товары: продукцию машиностроения – в 18 раз, строительные материалы – в 17 раз, лес и пиломатериалы – в 16 раз. Уровень цен капитальных вложений возрос в 1 квартале 1993 года по сравнению с уровнем, принятым при переходе к сметным ценам и введенным с 1 января 1991 года, в 70 раз.
Соответственно обесценились финансовые ресурсы предприятий. Возникла острая проблема с амортизационными накоплениями. До 1988 года государство почти полностью распоряжалось амортизационными отчислениями, которые в 1992 году составляли до 30% общего объема капитальных вложений. После либерализации цен амортизационные начисления стали недостаточными для простого воспроизводства основных фондов. Так, к концу 1993 года доля амортизационных отчислений в себестоимости промышленной продукции по сравнению с 1991 г. снизилась в 3,6 раза и составила: 0,84% - в целом по промышленности; 0,47% - в черной металлургии; 0,50% - в нефтехимической промышленности; 0,52% - в цветной металлургии; 1,10% - в машиностроении.
Отрицательные действия либерализации экономики сказались и на сокращении денежной массы в стране, на обесценении инвестиционных ресурсов предприятий, что сразу потребовало эквивалентной переоценки основных фондов и индексации оборотных средств предприятий.
1.4 Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России4
Основные принципы государственной инвестиционной политики нашли правовое оформление в «Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России». Этот документ определял направление деятельности правительства по выходу из инвестиционного кризиса и создание необходимых предпосылок для активизации инвестиционных процессов.
Программа была принята в 1996 году, т.е. в период относительной экономической стабилизации, и рассчитана на срок до 2000 года. В ней была дана характеристика ситуации, сложившейся в тот период в инвестиционной сфере, рассматривались предпосылки роста инвестиций, меры по их стимулированию и основные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также выработка организационно-правовых условий инвестирования.
Мероприятия программы были направлены на повышение объема капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования, в том числе путем увеличения доли государственных инвестиций. Основная часть государственных инвестиций должна быть предоставлена частным инвесторам на конкурсной основе. И хотя многие положения программы по причине кризиса не были реализованы, содержащиеся в ней конкретные планы мероприятий по правовому обеспечению эффективного инвестиционного процесса, от основополагающих законодательных актов до инструкций и методических рекомендаций, не утратили своей актуальности.
В феврале 1999 года был опубликован Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Рядом статей этого Закона определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые проводятся органами государственной власти РФ и субъектов Федерации.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
совершенствования системы налогов;
применения механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
защиты интересов инвестора;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга;
проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государствами;
формирования перечня строек и объектов, подлежащих техническому перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов;
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России;
защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством.
Значительное место в системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности занимает экспертиза инвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Строго регламентируя порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защищает их капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. Капиталовложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности; они могут быть реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.
В настоящее время утвержден статистический инструментарий по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам – победителям конкурсов, имеющих государственную поддержку. Инструментарий состоит из единовременной формы федерального статистического наблюдения № 1-эфк «Сведения о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов – победителей конкурсов по состоянию на 1 октября 1999 года».
Целью обследования является получение информационной базы для расчетов фактической эффективности и окупаемости по введенным стройкам и объектам.
Система показателей включает следующие характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку:
фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал;
фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов;
фактический чистый доход;
количество созданных рабочих мест;
продолжительность строительства (срок реализации инвестиционного проекта).
Наряду с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» большое значение для привлечения иностранных инвесторов имеет Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашении о разделе продукции» (№ 32-ФЗ от 10 февраля 1999 года).
Правительством РФ также принят ряд постановления, направленных на реформирование национальной экономики, выводу ее из кризиса и последующему возрождению на высокотехнологической базе.
В системе мер, предусмотренных Правительством РФ, значительное место занимают мероприятия, направленные на восстановление и развитие инвестиционных процессов. Намечается проведение переговоров с правительствами развитых стран и с крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в Россию. Весьма характерно и то, что отечественные и иностранные инвесторы будут иметь равные права и обязанности.
Не менее важной задачей Правительство считает реализацию назревших институциональных преобразований. Для чего предполагается объединение «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием. Наиболее важные задачи таких корпораций состоят в улучшении менеджмента, упорядочении финансовых потоков, перепрофилировании незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции и т.д. Кроме того, Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России должна обеспечивать своевременное рассмотрение апелляций и жалоб отечественных и иностранных инвесторов о нарушении их прав органами государственной власти и принятии неотложных мер.
Предусматривается конкретизировать систему страновых рисков, т.е. обеспечить страховую и гарантийную поддержку российского экспорта и инвестиционных процессов.
Все перечисленные мероприятия, в случае их успешной реализации, должны обеспечить России приток инвестиций и как следствие динамичное развитие экономики.
1.5 Инвестиционный процесс в современной России5
I квартале 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в инвестиционной сфере можно отметить следующие основные тенденции:
высоким темпом продолжил увеличиваться объем инвестиций в основной капитал;
общий объем финансовых вложений в абсолютном выражении вырос, при этом доля долгосрочных вложений по-прежнему меньше, чем доля краткосрочных;
сохранялось неравномерное распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности с преобладанием транспортной отрасли и связи;
в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования доля привлеченных средств увеличилась в основном за счет бюджетных средств и прочих привлеченных средств;
в территориальной структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес сохранился у Центрального федерального округа;
значительно быстрее рос объем работ, выполненных в строительстве;
ускорился темп ввода жилья;
несколько увеличилась в общем объеме инвестиций в основной капитал доля инвестиций на строительство жилья, а также зданий и сооружений;
темп роста цен на строительную продукцию превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 0,9 процентного пункта;
общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России, увеличился 2,8 раза, при этом объем прямых иностранных инвестиций вырос в 2,5 раза.
Общий объем инвестиций в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и без учета параметров неформальной деятельности)' в действующих ценах в I квартале 2007 г. составил 663,2 млрд. руб., в том числе объем инвестиций в основной капитал — 655,7 млрд., из которых 33,7 млрд. — инвестиции из-за рубежа.
Развитие экономики России в I квартале 2007 г. характеризовалось значительным ростом инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал (включая инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций, субъектов малого предпринимательства, индивидуальных застройщиков; объем неформальной деятельности) в сопоставимых ценах увеличился в I квартале 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 20,1% (в I квартале 2006 г. - на 5,7%).
Факторами, способствующими проявлению данной тенденции, являются: улучшение ситуации с заимствованиями государства на внешнем рынке (изменение структуры внешнего долга в пользу более эффективного предпринимательского сектора), сохранение тенденций развития в основных видах экономической деятельности, благоприятная конъюнктура финансовых рынков, подъем страны в кредитных рейтингах до инвестиционной позиции, благоприятная внешнеторговая конъюнктура, некоторое замедление темпа инфляции, рост реальных денежных доходов населения, замедление роста цен производителей промышленной продукции.
Укрепление рубля, благоприятная таможенная политика и развитие особых экономических зон значительно повлияли на эффективность импорта машин и оборудования из стран дальнего зарубежья.
Сдерживающее влияние на инвестиционную деятельность в I квартале 2007 г. оказывали следующие факторы: медленное внедрение системы гарантирования банковских вкладов и механизмов трансформации сбережений в инвестиции, продолжающийся рост издержек производства в основном из-за ускоренного роста цен на грузоперевозки и на строительную продукцию, некоторое сокращение инвестиционных программ в ряде крупных нефтяных компаний. Невыполнение Федеральной адресной инвестиционной программы в течение ряда лет также сдерживает привлечение средств частных инвесторов.
В региональной структуре инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. было отмечено увеличение объема инвестиций в основной капитал2 по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года во всех федеральных округах. Наиболее высокий темп роста наблюдался в Сибирском федеральном округе (137,4%), где увеличение объема инвестиций обеспечили Иркутская и Томская области, Агинский Бурятский автономный округ.
В общем объеме инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. наибольший удельный вес был у Центрального (24,1%) и Уральского (18,8%) федеральных округов. Около половины инвестиций в основной капитал Центрального федерального округа приходилось на Москву (47,2%).
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в I квартале 2007 г. существенных структурных изменений относительно I квартала 2006 г. не произошло. Основной поток инвестиций (83,7% общего объема) направлялся в следующие виды экономической деятельности: транспорт и связь — 24,6% общего объема инвестиций (в I квартале 2006 г. — 25,7%), добыча полезных ископаемых — 23,1 % (20,5%), обрабатывающее производство — 17,9% (21,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 12,4% (10,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 5,7% (6,1%).
В I квартале 2007 г. предприятия сферы добычи топливно-энергетических полезных ископаемых увеличили инвестиции в основной капитал на 31,3% по сравнению с I кварталом 2006 г. На высоком уровне находится инвестиционная активность в ряде обрабатывающих производств, ориентированных на конечный спрос. Объем инвестиций в основной капитал увеличился но предприятиях, производящих резиновые и пластмассовые изделия — в 2 раза, готовые металлические изделия — на 83,5%, текстильные и швейные — на 68,2%, изделия из кожи и обувь — на 51,2%. Данная тенденция дает основание полагать, что в этих видах деятельности, традиционно демонстрирующих невысокую конкурентоспособность, усилился процесс модернизации производства.
Относительно высокая инвестиционная активность в таких видах деятельности, как сельское хозяйство (62,8%), коммунальное хозяйство (33,3%) и образование (44,4%), обусловлена необходимостью ликвидации существенного износа основных фондов на предприятиях этих видов деятельности, состояние которых не позволяет в ближайшее время ожидать быстрого роста их эффективности.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без субъектов малого предпринимательства и без учета параметров неформальной деятельности) уменьшилась доля инвестиций, направленных на приобретение, монтаж и установку, машин, оборудования и транспортных средств (с 36,5% в I квартале 2006 г. до 35,1 % в I квартале 2007 г.). Доля инвестиций в строительство зданий (кроме жилых) и сооружений увеличилась с 46,1 до 48% и в строительство жилья — с 7,2 до 7,4%.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и без учета параметров неформальной деятельности) продолжилось снижение удельного веса собственных средств организаций, используемых но инвестиционные цели (46,7% в I квартале 2007 г. против 48,9% в I квартале 2006 г.), и увеличение удельного веса привлеченных средств, используемых на инвестиционные цели (до 53,3% против 51,1% соответственно).
В структуре привлеченных средств наибольшая часть принадлежала бюджетным средствам (13,4%) и прочим привлеченным средствам (23,1 %). Увеличение доли последних объясняется ростом средств от эмиссии акций. Их доля в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. составила 2,5% (в I квартале 2006 г. - 0,5%). Кредиты банков в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. составили 9,2%, по сравнению с I кварталом 2006 г. их доля уменьшилась на 0,1 процентного пункта.
Доля амортизационных отчислений в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. по сравнению с I кварталом 2006 г. уменьшилась на 1,9 процентного пункта и составила 22,3%.
Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) в I квартале 2007 г. достиг 2989,8 млрд. руб. (в I квартале 2006 г. — 2462,7 млрд.), что более чем в 4,5 раза превышает объем инвестиций в основной капитал.
Краткосрочные финансовые вложения организаций увеличились с 2133 млрд. руб. в I квартале 2006 г. до 2437,8 млрд. в I квартале 2007 г., долгосрочные — с 329,7 млрд. до 552 млрд. В общем объеме финансовых вложений доля долгосрочных финансовых вложений организаций составила 18,5%, краткосрочных — 81,5%. При сложившемся в I квартале 2007 г. соотношении сохраняется проблема нехватки «длинных» инвестиционных ресурсов для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, связанных с модернизацией и техническим перевооружением в отдельных видах экономической деятельности, в том числе в обрабатывающем производстве.
Основными направлениями долгосрочных финансовых вложений организаций были вложения в паи и акции других организаций (62,2% общего объема долгосрочных финансовых вложений) и в предоставленные займы (22,5%), краткосрочных — вложения в прочие краткосрочные финансовые вложения (83,3% общего объема краткосрочных финансовых вложений), в предоставленные займы (13,3%), а также в облигации и другие долговые обязательства (2,4%).
В общем объеме финансовых вложений в I квартале 2007 г., как и в предыдущие годы, доля собственных средств организаций (63,6%) существенно превышала долю привлеченных средств (63,6%). Последние формировались преимущественно из кредитов банков, прочих средств и заемных средств других организаций (главным образом из средств от эмиссии акций).
Увеличение темпа инвестиционной активности отразилось на динамике показателей капитального строительства. Так, темп прироста объема работ, выполненных в строительстве, в I квартале 2007 г. составил 22,7% против 1,5% в I квартале 2006 г.
За счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих организаций объем введенных в действие производственных мощностей в I квартале 2007 г. превысил показатель аналогичного периода 2006 г. Так, значительно вырос объем ввода в действие: мощностей по производству цельномолочной продукции, помещений для свиней, мельничных предприятий сортового помола, крупяных предприятий, ведомственных и частных автомобильных дорог с твердым покрытием, линий электропередач для электрификации сельского хозяйства напряжением 6—20 кВ, торговых организаций, рынков и павильонов, турбинных электростанций, радиорелейных линий связи.
В I квартале 2007 г. было введено в действие 35,4 тыс. зданий, из них здания жилого назначения составили 95,7%. Организациями всех форм собственности и населением введено в действие общей площади жилых домов на 51,1% больше, чем в соответствующий период предыдущего года (в I квартале 2006 г. — уменьшение на 5,5%). При этом доля жилья, построенного населением за свой счет и с помощью кредитов, составила 49,1 % от общего объема введенного в I квартале 2007 г. жилья (в I квартале 2006 года — 49,3%).
Объем жилищного строительства в 64 субъектах федерации в I квартале 2007 г. превысил показатель, зафиксированный в I квартале 2006 г. Наиболее высокий темп жилищного строительства достигнут в Калужской, Орловской, Магаданской областях, Республике Ингушетии, Усть-Ордынском Бурятском, Корякском, Агинском Бурятском автономных округах, Алтайском крае.
В I квартале 2007 г. продолжал увеличиваться объем ввода в действие объектов социально-культурной сферы и местной инфраструктуры. По сравнению с I кварталом 2006 г. увеличился ввод в действие таких объектов социально-культурной сферы, как библиотеки—в 24,1 раза (по объему книжного фонда), амбулаторно-поликлинические учреждения — в 10,2 раза (по количеству мест), тепловые сети — на 98,7% (по километражу), концертные и киноконцертные залы — на 74% (по количеству мест), гостиницы (без туристических) — на 70,8% (по количеству мест), канализационные сети — на 69% (по километражу), дома отдыха — на 67,4% (по количеству мест), больничные учреждения — на 62,7% (по количеству мест). При этом сократился ввод в действие дошкольных образовательных учреждений — на 40,4% (по количеству мест), высших учебных заведений — на 13,4% (по площади), водопроводных сетей — на 26,9% (по километражу).
В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2007 г. было предусмотрено выделение государственных инвестиций (по перечню Минэкономразвития) на строительство 3332 объектов. Из 1635 объектов, намеченных к вводу в действие в 2007 г., на полную мощность в январе — апреле были введены 6 и — частично — 3. Также введены в действие 5 объектов (1 — на полную мощность, 4 — частично) из числа намеченных к вводу в последующие годы.
На каждой второй стройке, предусмотренной инвестиционной программой, в январе — апреле 2007 г. строительство не велось.
В счет годового лимита профинансировано из федерального бюджета 37,7 млрд. руб. государственных инвестиций, из них на стройках социального комплекса — 18,4 млрд., транспортного комплекса — 15,2 млрд., агропромышленного комплекса — 611,7 млн., строительного комплекса — 2,3 млн. руб.
Начиная с 2006 г. наряду с федеральной целевой программой и внепрограммной частью Федеральной адресной инвестиционной программы формируются новые механизмы распределения государственных инвестиционных расходов — проекты Инвестиционного фонда и приоритетные национальные проекты.
Инвестиционный фонд России был сформирован за счет средств федерального бюджета, и в 2006 г. его объем составил 69,7 млрд. руб. В перспективном финансовом плане на 2007 — 2009 гг. для него предусмотрены ассигнования в 308,2 млрд., и его предельный объем составит 377,9 млрд. руб.
Средства этого фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на создание и развитие инфраструктуры (в том числе и социальной), имеющей общегосударственное значение, элементов российской инновационной системы, а также для проведения институциональных преобразований. Основными формами государственной поддержки проектов являются софинансирование на договорных условиях, направление средств в уставный капитал юридических лиц и предоставление государственных гарантий.
Механизм, заложенный в основу функционирования Инвестиционного фонда, позволяет на рубль государственных инвестиций привлекать несколько рублей частных инвестиций, а отдача в виде дополнительных налогов многократно превышает вложение государства.
В 2006 г. в рамках отбора инвестиционных проектов на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда было рассмотрено свыше 50 заявок. В итоге было одобрено девять инвестиционных проектов общей стоимостью 717,2 млрд. руб., из которых сумма государственной поддержки составляет 178,6 млрд. Реализация этих инвестиционных проектов позволит создать более 150 тыс. новых рабочих мест, и поступления в федеральный бюджет за десять лет могут превысить 400 млрд. руб.
Одобренные проекты подразделяются на две группы:
проекты, направленные на промышленное развитие территорий и освоение новых месторождений полезных ископаемых;
«дорожные» проекты, направленные на повышение качества транспортных услуг, устранение инфраструктурных ограничений для развития экономики, укрепление межрегиональных связей, повышение мобильности населения.
Шесть проектов из девяти планируется реализовать в рамках федерального закона «О концессионных соглашениях». Преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Благодаря повышению качества предоставляемых услуг выигрывают в первую очередь потребители.
Сводный индекс цен строительной продукции (в марте 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г.) составил 102,8%. Это ниже индекса потребительских цен — 103,4%, но выше индекса цен производителей промышленной продукции — 101,8%. Более всего увеличился сводный индекс цен строительной продукции в таких видах деятельности, как: добыча каменного, бурого угля и торфа (103,7%), производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (103,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды(103,1%),строительство(102,9%).
Индекс цен приобретения строительных материалов больше всего вырос на щебень — 107,2% и на раствор товарный — 106,3%.
Объем поступивших в нефинансовый сектор экономики России иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары) в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с показателем в этот период предыдущего года в 2,8 раза (в I квартале 2006 г. — увеличился на 46%).
Всего в I квартале 2007 г. в нефинансовый сектор российской экономики поступило 24,6 млрд. долл. иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары). Из поступивших инвестиций 12,2 млрд. было погашено (выбыло), т.е. направлено за рубеж в виде обслуживания и погашения кредитов, а также в виде части инвестиционного дохода иностранных совладельцев совместных предприятий и организаций.
Из поступивших в I квартале 2007 г. иностранных инвестиций было использовано 68,2% их общего объема. Основными направлениями использования были инвестиции в основной капитал (10,1% общего объема поступивших иностранных инвестиций), оплата сырья, материалов, комплектующих изделий (15%), прочие цели (26,1%).
По состоянию на конец марта 2007 г. накопленный в экономике России иностранный капитал составил 151,5 млрд. долл., что на 33,1% больше показателя конца марта 2006 г. (113,8 млрд.).
Всего на долю основных стран-инвесторов пришлось 89,3% общего объема поступивших в I квартале 2007 г. иностранных инвестиций. В пятерку крупнейших стран — инвесторов нефинансового сектора экономики России в I квартале 2007 г. входили Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Кипр, Ирландия. При этом наибольшую часть своих инвестиций Нидерланды направили на добычу полезных ископаемых, Люксембург — в оптовую и розничную торговлю, в ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в связь, Великобритания — в оптовую и розничную торговлю, в ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в обрабатывающее производство, Кипр — в операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг, в финансовую деятельность.
Среди государств — участников СНГ значительные инвестиции в Россию в I квартале 2007 г. направляли Украина, Казахстан, Киргизия.
В структуре поступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в I квартале 2007 г. существенных изменений не произошло. Основной поток инвестиций (91,1% общего объема) иностранные инвесторы направляли в следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 34,2% (в I квартале 2006 г. — 33,4%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 32,1% (18,6%), обрабатывающее производство — 13,7% (25,2%), транспорт и связь — 11,1% (8%).
Объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2007 г., увеличился по сравнению с уровнем соответствующего периода прошлого года в 2,5 раза (в I квартале 2006 г. — в 2 раза). Их доля в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России, уменьшилась (с 43,8% в I квартале 2006 г. до 39,6% в I квартале 2007 г.). Основной объем прямых иностранных инвестиций поступил в виде взносов денежных средств в уставный капитал. Значительный объем прямых иностранных инвестиций был направлен в такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (78,5% общего объема поступивших прямых иностранных инвестиций), обрабатывающее производство (7,1%), финансовая деятельность (5,2%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (4,6%).
Объем портфельных иностранных инвестиций в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с I кварталом 2006 г. на 14,2% (в I квартале 2006 г. — рост в 2,9 роза). Доля этих инвестиций в общем объеме поступивших иностранных инвестиций уменьшилась на 1,8 процентного пункта и составила 0,8%. Значительная часть портфельных инвестиций поступила в виде вложений в акции и паи. Треть иностранных портфельных инвестиций поступила в «финансовую деятельность», что составило 30,5% общего объема поступивших иностранных портфельных инвестиций.
В реальном секторе экономики заметный объем иностранных портфельных инвестиций поступил в обрабатывающее производство (21,3% общего объема поступивших иностранных портфельных инвестиций); производство, передачу и распределение электроэнергии, газа и воды (28,4%).
Объем прочих иностранных инвестиций в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с уровнем I квартала 2006 г. в 3,1 раза, их доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций увеличилась на 6 процентных пунктов, оставаясь по-прежнему высокой - 59,4% (в I квартале 2006 г. - 53,6%). Большая часть прочих иностранных инвестиций поступила в виде прочих кредитов. Наибольший объем прочих иностранных инвестиций поступил в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (51,8% общего объема поступивших прочих иностранных инвестиций); в транспорт и связь (18,4%); в обрабатывающее производство (17,9%).
В региональном распределении иностранных инвестиций, несмотря на активную позицию многих регионов в их привлечении, доминирующее положение в I квартале 2007 г. продолжал сохранять Центральный федеральный округ, на долю которого приходилось 79,7% (в I квартале 2006 г. — 41,4%) всех поступивших иностранных инвестиций. Часть, поступившая в каждый из остальных федеральных округов, не превышала 5% от общего объема поступивших в Россию иностранных инвестиций.
Российские организации также осуществляли инвестиции за рубеж. В I квартале 2007 г. из России за рубеж направлено 11,8 млрд. долл. (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары), из них в страны — крупнейшие получатели инвестиций направлено 83,3%. США и Австрия получили 65,7% от общего объема инвестиций, направленных из России за рубеж. Практически все инвестиции были направлены за рубеж в виде прочих инвестиций (97,7%), т. е. в виде банковских вкладов и торговых кредитов.
В I квартале 2007 г. продолжалась работа по развитию и совершенствованию нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности.
Вступил в силу ряд федеральных целевых программ, принятых Правительством России. Определен порядок внесения изменений в процессы разработки и реализации таких программ, сформирован уточненный перечень строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 г., а также за счет различных внебюджетных фондов. Были внесены изменения и дополнения в законодательные акты, обеспечивающие развитие строительства жилья, доступного для большинства населения, а также формирование доступного рынка жилья. Утвержден план подготовки постановлений для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проводится большая работа по формированию и реализации приоритетных национальных проектов.
1.6 Макроэкономические предпосылки развития инвестиционного процесса в РФ 6
Решая проблемы повышения жизненного уровня населения, нельзя обойтись без достижения устойчивых темпов экономического роста ВВП (и его среднедушевого значения) до уровня мировых стандартов. В свою очередь, данная задача может быть решена при помощи инвестиционного процесса, вызванного, с одной стороны, постоянными инновационными процессами, а с другой — изменяющимися структурными сдвигами в хозяйстве.
Поставленная Президентом РФ В. Путиным задача удвоить за 10 лет ВВП России предусматривает существенную реструктуризацию инвестиционного процесса. Этому должно предшествовать решение ряда проблем, а именно:
государство должно создать благоприятные инвестиционные условия для менее капиталоемкой сферы;
перелив капитала, т.е. его диверсификации из электроэнергической, топливной, металлургической промышленности в обрабатывающие отрасли, поскольку в обрабатывающих отраслях фондоемкость в 4–5 раз ниже, чем в добывающих;
пересмотреть потенциал ВПК, где практически сосредоточены все инновации России;
сопоставить размер финансирования в инновационный процесс в ВПК и его отдачу за 50–70 лет;
использование научных разработок ВПК в отраслях хозяйства;
увеличить долю частного сектора в ВПК и довести его к 2010 г. до 50% с 25 (2003 г.);
разработать инвестиционные программы для государства и конкретно в бизнесе по реализации совместных амбициозных проектов;
разработать механизм востребования инновационного ресурса, ресурса знаний, заключенного в человеческом факторе (капитале), способствующего сокращению использования минерально-сырьевых ресурсов;
рассмотреть роль промышленности и влияние ее отдельных секторов в воспроизводстве продукта и эффективном использовании ресурсов труда и капитала;
разработать механизм сокращения инвестиций в добывающую промышленность и увеличить их поступление в высокоинновационную обрабатывающую промышленность;
разработать механизм сбалансированного распределения между энергосырьевым и инновационным секторами промышленности;
разработать механизм эффективного использования ресурсов и распределения сверхприбыли в интересах общества;
создать национальную инновационную систему с целью создания новых товаров и услуг, эффективных машин и высоких технологий с воплощением инвестиций в данные направления;
сделать Россию инновационно-активной страной с увеличением инвестиций в промышленность и машиностроение;
создать механизм обмена финансовых ресурсов на современные высокие технологии, лучшие машины и оборудование на отечественном рынке с увеличением ВВП на душу населения в 4–5 раз, доведя его до уровня развитых стран;
решить на уровне президента страны проблему механизма аккумулирования и использования сверхприбыли;
разработать поэтапную политику обновления основных средств и основных фондов промышленности с соблюдением закона воспроизводства основного капитала;
создать нормативно-правовой акт, регулирующий использование амортизации и фонд накопления из прибыли на инновационную и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта;
всем участникам экономического процесса выявить инвестиционные потребности на возмещение устаревшего и морально изношенного оборудования;
увеличить инвестиции в модернизированные машины и оборудование;
разработать экономически обоснованную инвестиционную программу на уровне государства по закупке оборудования на отечественном и зарубежном рынках;
разработать механизм использования вторичного рынка оборудования через совместные предприятия и лизинг; хотя импортная техника и устаревшая, но она более эффективная, чем отечественная. Передовые бизнесмены пошли именно по этому пути, и как следствие инвестиции в это направление составили 25% от общего объема инвестиций в 2002 г., или 32,5 млрд руб.;
изменить концепцию оценки эффективности инвестиционного процесса на макроуровне через показатели роста объема производства и сопутствующих им показателей. Так, индекс физического объема промышленного производства за 1990–2001 гг. составил 60%, индекс инвестиций — 25%, что означает сокращение объема производства на 40% при уменьшении инвестиций на 75%.
Рекомендуется сохранить показатели рентабельности активов и интегральный коэффициент использования капитала.
Следует отметить, что интегральный коэффициент эффективности использования капитала в отраслях промышленности за 2001 г. отражает эффективность инвестиций в следующие отрасли, а именно:
1-е место принадлежит топливной промышленности;
2-е место — цветной металлургии;
3-е место — пищевой промышленности;
4-е место — черной металлургии.
В инвестиционном процессе рекомендуется обратить внимание на то, что для крупнейших корпораций, принимающих участие в установлении котировок акций на фондовом рынке, все большее значение приобретает показатель капитализации, а также производительности труда и капитала.
Инвестиционный процесс в российской металлургии направлен на экспорт продукции из-за резкого падения внутреннего рынка, что приводит к дополнительным затратам, обусловленных консолидацией активов и концентрацией мощностей ведущих предприятий, привлекая для этой цели иностранный капитал, т.е. неся дополнительные затраты на интеграцию отрасли.
Начало реструктуризации положила девальвация рубля (1998) и корпоративное законодательство, направленное на стабилизацию прав собственности. Формированию интегрированных бизнес-групп (ИБГ) в российской металлургии способствовали вышеописанные факторы, а также государственная политика, в частности:
введение Налогового кодекса;
снижение банковской кредитной ставки;
регулирование экспортных тарифов.
Следует отметить, что при всем несовершенстве законов РФ о банкротстве, о холдингах, об акционерных обществах и других корпоративная реорганизация российской металлургии в основном соответствует мировым тенденциям. Данные тенденции характеризуются следующими элементами:
завершение передела собственности;
первичное накопление капитала;
создание ИБГ (интегральных бизнес-групп);
формирование эффективного менеджмента;
укрепление позиции на мировых рынках;
развитие партнерских отношений с ведущими мировыми корпорациями;
транснационализация бизнеса.
Главным недостатком российских ИБГ по сравнению с зарубежными является слабая роль рынка ценных бумаг в привлечении инвестиций. Низкая капитализация компаний отрасли связана с тем, что собственность многих ИБГ размыта между малоизвестными оффшорными компаниями, номинальными держателями акций, предприятиями и физическими лицами, которые стремятся использовать эмиссию акций в основном как инструмент перераспределения или сохранения собственности.
В малом бизнесе инвестиционный процесс затруднен доступом к внешним источникам финансирования. Важнейшими факторами инвестиционного процесса в малом бизнесе в РФ являются:
административные барьеры;
отсутствие доступа к пригодным для размещения площадям;
ограниченность платежеспособного спроса;
коррупция.
В 2004 г., по сравнению с 1997 г., число малых предприятий составило 891 тыс., или увеличилось на 48 тыс. Рост составил 5,7%. В РФ малые предприятия функционируют не более четырех лет с численностью 7–8 человек и, как правило, это в сфере торговли и общественном питании, а доля малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в РФ составляет всего 4%.
Малые предприятия, как правило, привлекают инвестиции теневого характера или «серого» кредита, а также денежные средства родных и близких, т. е. частный капитал.
Помещение инвестиций в малые предприятия более выгодно, так как стоимость рабочего места в 6–50 раз ниже, чем на крупных предприятиях, где стоимость одного рабочего места колеблется до 3 млн. руб. Одновременно следует отметить высокую степень оборачиваемости капитала на малых предприятиях за счет его мобильности, маневренности и высокой предприимчивости собственников малого бизнеса.
Прогнозируя прирост продукции в РФ до 10% в год, требуется привлечение дополнительных инвестиций на создание 2 млн. рабочих мест дополнительно с инвестициями в $200 млрд. Это нереальная задача — ни, по сути, ни по содержанию, если делать ставку на крупные предприятия. В этой связи упор должен быть на создании малых предприятий, которые создают дешевые рабочие места, требуя гораздо меньших размеров инвестиций за счет:
самоорганизации предприятий;
создания кредитных союзов и кооперативов;
создания ремесленных сел, выпускающих продукцию, привлекательную для туризма;
целенаправленной политики государства по решению ряда вопросов в области предоставления дополнительных помещений, зданий с необходимыми коммуникациями;
выявления государством регионов, имеющих потребность в создании малых предприятий, и оказания им финансовой и организационной поддержки.
Следующим направлением инвестиционного процесса в РФ является более активная приватизация государственных монополий, а именно:
автомобильных дорог;
железных дорог;
трубопроводного транспорта;
морских и речных портов;
аэропортов;
жилищно-коммунального хозяйства.
Данный комплекс хозяйства занимает 25–30 % в ВВП.
Приватизация предполагает наличие всех прав частного сектора на собственность; противоречие государственного собственника и частного сектора заключается в том, что государство является собственником, но не является собственником инвестиционных ресурсов, а собственник инвестиций не является собственником инфраструктурных монополий.
Данные противоречия легко устранить, используя мировой опыт институализации партнерства и частного сектора (ПЧГС).
Опыт такого партнерства имеется в Великобритании, где в 1992 г. создана программа «Private Finance Initiative» (PFI), в рамках которой за 1992–2001 гг. осуществлено более 400 проектов и вовлечено в государственный сектор инвестиций на сумму более 19 млрд. фунтов стерлингов. На основе полученного опыта Великобританией разработана дополнительная программа на 2000–2003 гг. с привлечением 20 млрд. фунтов стерлингов частных инвестиций в государственный сектор, что в 3 раза превышает реализацию программы PFI за предыдущие 10 лет.
Соответствующий опыт хорошо прослеживается в межгосударственных долгосрочных программах. Например, в Европе создана программа создания долгосрочных сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур. Данная программа рассчитана до 2020 г. с общим объемом финансирования в 400 млрд. евро с участием ПЧГС. В программе принимает участие и Россия в транспортной и энергетической инфраструктуре. Подобный подход инвестирования наблюдается и в развивающихся странах, а в целом более чем в 100 странах мира.
Основными задачами ПЧГС в России являются:
создание нормативно-правовой и законодательной базы в области легализации концессии;
обработка тактики и стратегии партнерских взаимоотношений двух сегментов рынка, государственного и частного, в области инвестиций, товаров, работ и услуг. В области инвестиций обеспечить инвесторам гарантию прибыльности на инвестируемый капитал и обеспечение права инвесторов и общества на получение товаров и услуг;
создание организационно-хозяйственного механизма управления партнерскими отношениями в части экономического и социального соответствия укладу Российской экономики;
подготовка общественного мнения и завоевание доверия со стороны властных структур для передачи государственной собственности в частный сектор экономики;
привлечение иностранных инвестиций (капитала).
По данным ЮНКТАД, доля прямых иностранных инвестиций в формирование основного капитала достигла в Бразилии 28,4%, в Китае — 10,5%, в странах Центральной и Восточной Европы — 18,2%. В России этот показатель составляет 6,7%. Неудовлетворительной остается и структура иностранных инвестиций. В 2003 г. на долю прямых иностранных инвестиций приходилось всего 22,8% их общих поступлений.
Вместе с тем следует обратить внимание на форму привлечения иностранных инвестиций, в основном кредиты, на долю которых приходится более 80%. При этом низка доля вложений в акции и паи — 1,2%, несущественна доля реинвестиций — 5–7%. Привлечение иностранных инвестиций в форме кредита вместо прямых обусловлено нежеланием отечественных заемщиков участвовать в управлении предприятием, инвестируемым объектом и контролировать финансовые потоки. Российские властные структуры зачастую предлагают иностранным инвесторам вкладывать средства в новое строительство, что является типичным для развивающихся стран.
Одновременно прослеживается репатриация капитала, ранее вывезенного из России. Так, до 25–30% инвестиций поступает из Кипра и Виргинских островов.
Преимущественно иностранные инвестиции вкладываются в торгово-финансовый сектор (торговлю, общественное питание, топливную, нефтедобывающую промышленность, финансовые и коммерческие услуги, а также пищевую промышленность).
Кроме того, иностранные средства вкладываются в сырьевые отрасли и производство промежуточных продуктов. Самые крупные проекты с участием иностранных инвесторов реализуются в Тюмени, Архангельской области, а также в приграничных зонах — Калининградской, Ленинградской и Сахалинской областях.
Ведущими инвесторами иностранных инвестиций являются 100 крупнейших ТНК. К таким компаниям относятся: Exxon Mobile, Royal Dutch Shell, British Petroleum, Total, Ford Motor, Conaco, Philip Morris и др.
Для данных компаний не страшны существенные страховые риски России. Они могут финансировать крупнейшие проекты.
Для привлечения иностранного капитала в Россию очень важно использовать новые методы и приемы. С этой целью должны активнее привлекаться иностранные крупные общественные инвестиционные компании и консалтинговые агентства для выявления рейтинга инвесторов и заемщика. Основной целью данных методов является выход России на фондовые биржи мира (Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт).
Вторым моментом является создание благоприятного инвестиционного климата, как в регионах, так и в общегосударственном масштабе и детального изучения зарубежного опыта по всем формам привлечения их в других государствах.
В инвестиционной деятельности РФ важная роль принадлежит секторам экономики внедрения инвестиций. В последнее время наблюдается тенденция перелива капитала в сферу услуг более быстрыми темпами, чем в производственную сферу. Это обусловлено тем, что в РФ происходили структурные преобразования в экономике, развивался сектор торговли, общественного питания, частный бизнес, происходил процесс самоорганизации, появился класс эффективных собственников, строящих бизнес на эффективной основе, заимствовав зарубежный опыт управления капиталом. Система эффективного управления собственностью базируется на:
современных стандартах корпоративного управления;
финансовом менеджменте;
отражении в учете прозрачности показателей деятельности;
разработке стратегии развития;
разработке стратегии инвестиционной политики;
разработке налоговой политики;
наличии маркетинговой службы;
разработке научно-технической политики;
выработке концепции конкурентоспособности.
Крупные зарубежные финансовые вложения в сферу услуг обусловлены высокой прибыльностью привлекаемого капитала, благоприятными перспективами рыночной экспансии. В результате этого иностранные инвестиции в торговле в 2002 г. составили около 44,5%, а в целом в сфере услуг они составили примерно 53%. Начиная с 2003–2005 гг. наблюдается тенденция к снижению.
Следует отметить, что при существенном подъеме инвестиционной деятельности (процесса) в частном секторе услуг бюджетное финансирование данного сегмента рынка незначительно. Инвестиции в бюджетную сферу услуг составляют всего 1% в федеральном бюджете. Такое положение сказывается на качестве предоставляемых услуг и ведет к их сокращению. Рекомендуется разработать национальную программу по увеличению инвестиций из бюджета в систему здравоохранения, образования и др., так как эти направления являются национально стратегическими, обеспечивающими безопасность страны. Одновременно желательно привлекать инвестиции в данную сферу из внебюджетных фондов. На сегодняшний день разработаны и делается попытка реализовать 4 национальные программы в РФ, финансируемые из бюджета, а именно: образование, здравоохранение, ЖКХ, АПК. При этом не уделяется достаточного внимания природным ресурсам.
Инвестиции в лесопромышленный комплекс также недостаточны, хотя экономический потенциал в стратегическом значении очень велик. На недостаточное привлечение инвестиционного капитала в лесопромышленный комплекс оказывает ряд факторов, а именно:
неразвитость транспортной инфраструктуры;
недостаточность энергетических ресурсов;
отсутствие квалифицированных менеджеров;
труднодоступность мест заготовки и переработки;
отсутствие четкой государственной политики в области лесного хозяйства;
отсутствие нового строительства лесопромышленных комплексов;
неразвитость отечественного машиностроения для лесной промышленности;
зависимость лесопромышленных комплексов от импортного оборудования и техники;
отсутствие заделов по НИОКР лесопромышленного комплекса;
недостаточное привлечение иностранного капитала в деревообрабатывающую отрасль;
запоздалое укрупнение в форме вертикально-интегрированных холдингов, таких как Братскокомплексхолдинг, Соликамский ЦБК, Котласский ЦБК и др.;
недостаточность диверсифицированных структур и капитала, т.е. управляющих компаний, таких как «Илим палп энтерпрайз», «Гигант» и «Континвентальинвест», которые надстраиваются над крупными холдингами, разрабатывают и реализуют инвестиционную политику. Одновременно они включают в себя и банки, последние способствуют проработке инвестиционных проектов, координируют взаиморасчеты.
Положительным моментом является повышенный интерес российских финансово-промышленных групп, таких как «Альфа-групп», «Базовый элемент», «Северсталь» и др.
К недостатку развития ЛПК (лесопромышленного комплекса) следует отнести желание решить все проблемы с помощью собственных средств (прибыли и амортизации) при недостаточной поддержке финансированием из бюджета. С другой стороны, недостаточность капитала не позволяет поглощать другие хозяйства, идти на укрупнение с целью внедрения современных технологий.
В зарубежных странах, напротив, заемный и привлеченный капитал вовлекается в исследуемую отрасль, в развитие сбытовой и производственной инфраструктуры, завоевание зарубежных рынков, строительство новых предприятий и поглощение других компаний. Заемный капитал привлекают через кредиты, привлеченный капитал — через выпуск акций, облигаций и других ценных бумаг. Таким образом, западные инвесторы вкладывают средства в лесопромышленный комплекс только в крупномасштабные проекты, а в России типичны мелкие (маломасштабные) проекты, не решающие проблемы ее развития. Иностранные инвестиции в ЛПК в 2003 г. составили всего 2% от общих иностранных инвестиций.
Далее рассмотрим инвестиционный процесс в химическую промышленность, в которой также недостаточно прослеживается государственная поддержка.
Отрасль перспективная и развивающаяся. В ней задействовано 8% внеоборотных активов, 9% обеспечивает промышленное производство, 7% налоговых сборов в бюджет и 6% общероссийского объема валовой выручки. В то же время отрасль испытывает большие затруднения с инвестициями. При потребности в $4 млрд. в год в 2003 г. капитальные вложения составили более $1 млрд., а бюджетное финансирование составляет менее 0,1% от общей суммы вложений. Таким образом, химическая отрасль лишена государственной поддержки. Стратегические инвесторы не вкладывают денежные средства или свой капитал в данную отрасль из-за систематического снижения внутреннего рынка, низкой конкурентоспособности, высокого роста цен на ресурсы, несбалансированности рынков сбыта с источниками сырья и материалов, а также высокого износа оборудования до 65% и низкой ликвидностью акций. Низкая ликвидность акций не дает возможность привлечь капитал путем продажи акций на фондовом рынке.
Следует отметить низкий уровень рентабельности активов в данной отрасли. Так, уровень рентабельности в 2003 г. по сравнению с 1995 г. сократился на 11% и соответственно составляет 9%. Западные банки не выдают кредитов из-за низкой ликвидности акций предприятий отрасли и неразвитости рынка акций химической промышленности на фондовом рынке. Низкий процент заемного капитала в отрасли, до 20%, не позволяет решить стратегические цели, так как в основном решаются только первоочередные задачи производственного характера.
Иностранный капитал в среднем в год составляет $200–250 млн., или 1,7% иностранных капиталовложений в промышленность в целом. Приток иностранных инвесторов, по данным российских экономистов, ожидается через 3–5 лет. Из-за низкого процента привлечения внешнего капитала химическая промышленность в РФ должна полагаться на внутренний (собственный) капитал в пределах 80%.
Учитывая сложившееся положение инвестиционного климата в отрасли, целесообразным представляется рассмотреть опыт привлечения инвестиций без риска на основе выпуска корпоративных облигаций и формирования данного рынка. Опыт указанного рынка можно заимствовать в «Нижнекамскнефтехиме» и «Невиномысском азоте».
Следует отметить, что в химической промышленности необходим тщательный анализ инвестиционной привлекательности, которая зависит от:
сырьевых ресурсов;
поддержки финансово-промышленных групп;
экспертного потенциала.
Особое место в инвестиционной деятельности занимает сфера телекоммуникаций в РФ, в то время как на Западе эта отрасль имеет перепроизводство рынка и интерес у инвесторов отсутствует. Поэтому западные инвесторы обращают серьезное внимание на российский рынок. По сведениям отдельных экономистов, объем инвестиций в отечественную связь в 2003 г. составил $3,3 млрд. Следует отметить и изменение структуры источников финансирования отрасли, а именно:
сокращается доля собственного капитала (амортизации, прибыли);
увеличивается доля привлеченного и заемного капитала (облигационные займы, кредиты, финансовый лизинг).
Общий объем рынка информационных услуг оценивается в 2003 г. примерно в 130 млрд. руб. и имеет тенденцию к росту. Так, доходы от основной деятельности в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возросли на 42,4%. Вместе с тем в данной отрасли необходимо решить ряд проблем для стабилизации и привлечения инвестиций. К таким проблемам относят:
определение внутренних стимулов для отечественных телекоммуникаций с целью избежания зарубежной конкуренции;
укрепление стабильности и ускорение предоставления телекоммуникационных услуг;
переориентацию общенациональных приоритетов на построение инновационной экономики;
одновременное задействование финансового и высокопрофессионального человеческого фактора;
привлечение международного венчурного капитала.
Следует обратить внимание на инвестиции в железнодорожном транспорте, имеющем большое экономическое, социальное, политическое и оборонное значение.
Основным приоритетным направлением вложения капитала в железнодорожный транспорт является инфраструктура железных дорог, которая должна соответствовать подвижному составу. В свою очередь, следует отметить, что по вложениям капитала в инфраструктуру железных дорог Россия занимает последнее место в мире, а доля в подвижном составе в общемировых масштабах составляет менее 1%.
В 90-е гг. прошлого столетия объем инвестиций в железнодорожный транспорт снизился в 5 раз, а бюджетное финансирование уменьшилось в 50 раз. Инвестиционная программа железнодорожного транспорта осуществляется преимущественно за счет собственного капитала, доля которого составляет 92%.
Основными проблемами непривлекательности инвестиций в железнодорожный транспорт являются:
высокие эксплуатационные расходы;
низкая доходность железнодорожного транспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Макроэкономические предпосылки инвестиционного процесса в РФ определяются устойчивым экономическим ростом. Существует прямая зависимость между годовыми темпами прироста капиталовложений и валового внутреннего продукта (ВВП).
Макроэкономическими предпосылками развития инвестиционных процессов в РФ станет решение следующих проблем:
государство должно создать благоприятные инвестиционные условия для менее капиталоемкой сферы;
перелив капитала, т.е. его диверсификации из электроэнергической, топливной, металлургической промышленности в обрабатывающие отрасли, поскольку в обрабатывающих отраслях фондоемкость в 4–5 раз ниже, чем в добывающих;
пересмотреть потенциал ВПК, где практически сосредоточены все инновации России;
сопоставить размер финансирования в инновационный процесс в ВПК и его отдачу за 50–70 лет;
использование научных разработок ВПК в отраслях хозяйства;
увеличить долю частного сектора в ВПК и довести его к 2010 г. до 50% с 25 (2003 г.);
разработать инвестиционные программы для государства и конкретно в бизнесе по реализации совместных амбициозных проектов;
разработать механизм востребования инновационного ресурса, ресурса знаний, заключенного в человеческом факторе (капитале), способствующего сокращению использования минерально-сырьевых ресурсов;
рассмотреть роль промышленности и влияние ее отдельных секторов в воспроизводстве продукта и эффективном использовании ресурсов труда и капитала;
разработать механизм сокращения инвестиций в добывающую промышленность и увеличить их поступление в высокоинновационную обрабатывающую промышленность;
разработать механизм сбалансированного распределения между энергосырьевым и инновационным секторами промышленности;
разработать механизм эффективного использования ресурсов и распределения сверхприбыли в интересах общества;
создать национальную инновационную систему с целью создания новых товаров и услуг, эффективных машин и высоких технологий с воплощением инвестиций в данные направления;
сделать Россию инновационно-активной страной с увеличением инвестиций в промышленность и машиностроение;
создать механизм обмена финансовых ресурсов на современные высокие технологии, лучшие машины и оборудование на отечественном рынке с увеличением ВВП на душу населения в 4–5 раз, доведя его до уровня развитых стран;
решить на уровне президента страны проблему механизма аккумулирования и использования сверхприбыли;
разработать поэтапную политику обновления основных средств и основных фондов промышленности с соблюдением закона воспроизводства основного капитала;
создать нормативно-правовой акт, регулирующий использование амортизации и фонд накопления из прибыли на инновационную и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта;
всем участникам экономического процесса выявить инвестиционные потребности на возмещение устаревшего и морально изношенного оборудования;
увеличить инвестиции в модернизированные машины и оборудование;
разработать экономически обоснованную инвестиционную программу на уровне государства по закупке оборудования на отечественном и зарубежном рынках;
разработать механизм использования вторичного рынка оборудования через совместные предприятия и лизинг; хотя импортная техника и устаревшая, но она более эффективная, чем отечественная. Передовые бизнесмены пошли именно по этому пути, и как следствие инвестиции в это направление составили 25% от общего объема инвестиций в 2002 г., или 32,5 млрд руб.;
изменить концепцию оценки эффективности инвестиционного процесса на макроуровне через показатели роста объема производства и сопутствующих им показателей. Так, индекс физического объема промышленного производства за 1990–2001 гг. составил 60%, индекс инвестиций — 25%, что означает сокращение объема производства на 40% при уменьшении инвестиций на 75%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник для студентов вузов/Н.В. Игошин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 248 с.
Инвестиции. Краткий курс. Янковский К.П.
Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 241 с.
//Инвестиции в России – 2007 - №8
1 [4; с. 9]
2 [2; с. 7 ]
3 [1; с. 92]
4 [2;с. 11]
5 [5; с. 15]
6 [3]