Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Конкуренция и монополия

ЧФ ЮИ МВД РФ

ОЗО


Кафедра гуманитарных дисциплин


Курсовая работа

по экономике

на тему 7


«Конкуренция и монополия»


Руководитель:


Конкуренция и монополия


Исполнитель:

слушатель * СВ-курса ОЗО

лейтенант милиции

**********

(зачетная книжка № ***)

Домашний адрес:

*****

Рабочий адрес:

*****


САРАТОВ

2000

ПЛАН



стр.

Введение


3

Глава 1. Конкуренция и ее виды

§ 1. Сущность конкуренции

1.1. Что такое конкуренция?

1.2. Конкурентность рынка

1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке

§ 2. Виды конкуренции

2.1. Совершенная конкуренция

2.2. Монополистическая конкуренция

2.3. Олигополия

Глава 2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы

§ 1. Сущность монополии

§ 2. Международные монополии

§ 3. Монополизация экономики

§ 4. Монополизм и конкуренция

4.1. Баланс «монополия» – «конкуренция»

4.2. Монополистическая практика

Глава 3. Экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование

§ 1. История антимонопольного регулирования

§ 2. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации

§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в

Российской Федерации


5

5

5

5


6

7

7

10

12


17

17

18

19

20

20

23


25

25


26


30


Заключение

33

Список использованных источников

36


Введение


Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способа­ми.

Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, КОНКУРЕНЦИЯ (ОТ ЛАТ. CONCURRERE – СТАЛКИВАТЬСЯ) – ЭТО СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА, КУПЛИ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.

Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древ­нее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.

История человеческого общества, экономическая и иная, это и ис­тория конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столет­няя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.

Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалисти­ческой, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщин­ной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов и особой роли в функционировании смешанной экономики. Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-либо достаточно локальной области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несо­вершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничи­вают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональ­ное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населе­ния. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу мо­нополий. Продукция монополистических компаний отличается высо­ким качеством, что и позволило им завоевать господствующее по­ложение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эф­фективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведе­ния исследований и разработок.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистиче­ские объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы.

Глава 1. Конкуренция и ее виды


§ 1. Сущность конкуренции


1.1. Что такое конкуренция?


Что такое конкуренция и что надлежит знать о ней тем, кто вступает в деловую жизнь?

Прежде всего подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурент­ного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьши­лась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаим­ного соперничества – с победителями и побежденными – субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию сво­его экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкно­вению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной эко­номике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимате­лями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современ­ном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потреби­телей предприниматели реализуют собственный экономический суве­ренитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.

Напротив, преобладание рынка продавца оборачивается конкурен­цией покупателей за внимание продавцов.

Обычно разделяют понятия «конкурентная борьба» и «конкурент­ный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе – к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм, технология произ­водства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на пове­дение и деятельность фирм.


1.2. Конкурентность рынка


Она определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкуретным считается ры­нок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а восприни­мает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложе­нием. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.

Если отдельные фирмы в состоянии воздействовать на условия про­дажи своей продукции (в первую очередь, на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок уже не считается совер­шенно конкурентным.

Когда группа фирм выпускает и продает одноименные, однородные товары, то считается, что эти фирмы образуют отрасль.

Кривая, которая показывает, на какое количество произведенного фирмой товара предъявляют спрос покупатели при каждой цене товара, называемой кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная фирма знала свою кривую спроса, то ей не представляло бы труда определить объем продаж и получаемый от этого доход. Ес­ли бы при этом были известны и издержки фирмы, то она смогла бы найти соответствующий объем производства и максимизировать при­быль.

Но в реальной жизни можно установить рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной фирмы. Для того чтобы определить, каковы будут объемы продажи производимого товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут себя другие фирмы отрасли (поскольку их реакция на действия фирмы, безусловно, скажется на уровне ее продаж), т. е. знать структуру рынка. В курсе «экономике» рассматриваются четыре теоретически возможные рыночные структуры, при этом считается, что они охватывают большинство реально существующих рыночных структур: 1) совершенная конкуренция;

2) монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.

Прежде чем перейти к анализу функционирования отдельной фир­мы в указанных рыночных структурах, остановимся на принципах, присущих всем этим структурам.


1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке


Введем необходимую в дальнейших исследованиях категорию пре­дельного дохода (MR), под которым понимают изменение суммарно­го дохода фирмы (TR), вызванное продажей одной дополнительной единицы товара, иными словами:

Конкуренция и монополия

Стремящаяся максимизировать прибыль фирма должна решать два принципиально важных вопроса: 1) стоит ли ей продолжать свою дея­тельность; 2) если стоит, до каких пределов. Фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне про­изводства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следу­ет прекратить производство, если суммарный доход от продажи произ­веденного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им) – правило 1.

До какого уровня должна фирма расширять объемы выпуска? Здра­вый смысл подсказывает, что если производство одной дополнитель­ной единицы товара дает доход, превышающий издержки, связанные с изготовлением этой единицы товара, то фирме можно увеличивать объем продукции. Фирме нет необходимости расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукции станет равным издержкам ее производства. Это равносильно следующему утвержде­нию: если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам – правило 2.

Эти два правила носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.1


§ 2. Виды конкуренции


2.1. Совершенная конкуренция


Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких про­давцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок сво­бодной конкуренции".

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юриди­ческие условия) с уже существующими продавцами присту­пить к производству продукции. С другой стороны, про­давцы могут свободно и покинуть рынок, что подразуме­вает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продав­цов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

- большое количество мелких продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт однороден у всех производите­лей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

- полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значе­нии, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" струк­туру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существу­ющие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все- таки в экономической практике име­ются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой – "биржевой" – формы организации (товар­ная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность тру­да, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме – новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлага­емой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет диффе­ренциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всес­торонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удов­летворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.1

Теория совершенно конкурентного рынка может без всяких изме­нений применяться для отдельных реально действующих отраслей либо служить основой для выявления закономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух ос­новополагающих предположений:

1) объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в (сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею то­вара;

2) отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, яв­ляется свободной для входа и выхода. Это означает, что любая фир­ма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Из первого предположения вытекает, что кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна, т. е. спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Такой вид кривой спроса вовсе не означает, что фирма может продавать любое количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо принимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влия­ния на цену товара.

Как и в случае издержек, введем понятия суммарного и среднего дохода (определение предельного дохода мы дали ранее):

– суммарный доход (TR) – общая сумма поступлений от прода­жи всех единиц товара. Если продано q единиц товара по цене p руб. за единицу, то TR = q х р ;

– средний доход (AR) – доход, получаемый за единицу продан­ной продукции. Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равняется цене продаваемого товара.

Поскольку предельный доход (MR) определяется как сумма, полученная от реализации одной дополнительной единицы товара, то можно сделать вывод, что в условиях абсолютно конкурентного рынка MR также равняется цене товара.

Из вышесказанного следует: если поведение отдельной фирмы не оказывает воздействия на цену реализуемого ею товара, то для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Они представляют собой одну и ту же горизонталь­ную линию, проведенную на уровне, соответствующем цене продаваемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равня­ется предельному доходу, то для максимизирующей свою прибыль фирмы (на основании универсального правила 2) цена должна рав­няться предельным издержкам.

2.2. Монополистическая конкуренция


Теория монополистической конкуренции разработана в трудах ан­глийского экономиста Дж. Робинсон и американского ученого Э. Чемберлина 1. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли дей­ствует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли распо­лагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Каза­лось бы, что все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар – мужские костюмы. Но это не так – отдельная фирма произ­водит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фур­нитурой и т. п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависи­мости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безус­ловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и зна­чительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкурен­ции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фир­мы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополи­стической конкуренции основывается на трех принципиальных поло­жениях:

1. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, посколь­ку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном пе­риоде.

2. Имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Данное обстоя­тельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Это будет ясно, если рассмотреть графики на рис. 1. Если фирма получает моно­польную экономическую прибыль (на рис. 1,а это заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. По­явление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переме­ститься влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изобра­женный на рис. 1,б, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в усло­виях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продава­емого товара (т. е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).

Конкуренция и монополия


а) б)


Рис 1. Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.


3. В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с Другом фирм, так что каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.

И еще одно интересное замечание: если рассмотреть рис. 1,б, то можно видеть, что, добившись равновесия в точке В (в долгосрочном периоде), фирма, действуй она в условиях совершенной конкуренции, обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня q с , посколь­ку в точке С она имеет минимальные средние суммарные издержки (т. е. в точке С она бы получила максимальную прибыль). Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широ­кий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на еди­ницу товара, чем при совершенной конкуренции.

Как показывает практика, третье условие монополистической кон­куренции часто не выполняется. Во многих отраслях США, например, имеется небольшое число (от 3 до 12) доминирующих фирм, которые определяют политику цен. Но вместе с тем в отрасли присутствует все же достаточное количество конкурентов, поэтому кривая суммарного спроса доминирующих фирм не может расцениваться как кривая спро­са отрасли. Такая рыночная структура носит название «олигополии», и мы ее рассмотрим ниже.1


2.3. Олигополия


Олигополия является преобладающей формой современ­ной рыночной структуры. Термин "олигополия" применя­ется в экономике для описания рынка, на котором сущес­твуют несколько фирм, отдельные из которых контролиру­ют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступ­ление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т стали, и т.д.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в такну условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в ус­ловиях совершенной конкуренции, "олигополусы" исполь­зуют неценовые методы борьбы: техническое превосходен во, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию усло­вий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор меж­ду олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли Производители договариваются и сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – "картельное соглашение".

Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю ("квоту") каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конку­рентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно реклами­руя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картель­ную практику незаконной и противодействует ей различ­ными методами.

Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60°о производства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их вести тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политика олигополистических фирм в виде "жесткости цен" или "лидерства в ценообразовании", так и через особые орга­низации типа "патентных пулов" (или консорциумов).

Жесткость цен – так называется практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать "войну цен"

Лидерство в ценах означает практику, когда при фор­мировании цен на свою продукцию компания ориентиру­ется на цены, установленные лидером – чаще всего доми­нирующей в данной отрасли на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано

Патентные пулы – это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместному строительству крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные фун­кции и являются базой для организации сговора о дележе рынка

Для олигополии характерны три признака:

– в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;

кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэто­му в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистиче­ская конкуренция.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополи-стического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурент­ном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуа­ций спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объ­ема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуа­ций спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение поку­пателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долго­срочного периода оно неприменимо.

Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса. Обычно фирма-олигополист имеет своеобразную кривую сред­них переменных издержек (рис 2). При такой кривой AVC выпуск товара с величины q1 до q2 может производиться при одном и том же уровне переменных издержек. На этом интервале предельные издерж­ки также не меняются и равны средним переменным.

Конкуренция и монополия

Рис. 2. Кривая AVC и MC в условиях олигополии в краткосрочном периоде


Как мы знаем, согласно закону уменьшающейся отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напом­ним, что мы рассматриваем краткосрочный период), то по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда) средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых единиц труда, то AVC начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое. Но, положим, на заводе используется 25 станков, которые обслуживаются в смену 50 рабочими и производят один и тот же товар. Дневная производительность 25 станков – 100 единиц товара, а дневная оплата одного рабочего – 10 руб. Легко под­считать величину средних переменных издержек:

Конкуренция и монополия

Пусть дневной спрос на товар упал до 96 единиц. Это означает, что фирма должна уменьшить число нанимаемых рабочих до 48 человек.

Но фирме нет необходимости использовать 48 рабочих и 25 станков, она сократит число действующих станков до 24, а один станок закон­сервирует. Поскольку произошло одновременное изменение и посто­янного и переменного фактора, то закон уменьшающейся отдачи не действует и в этом случае

Конкуренция и монополия

Таким образом, используя делимые фиксированные факторы про­изводства, фирма-олигополист может на определенном интервале (Q1 – Q2) выпуска продукции сохранять неизменным отношение рабо­тающих единиц труда и капитала. В этом случае и средние перемен­ные, и предельные издержки не меняются.

Как же ведет себя фирма-олигополист в краткосрочном периоде? Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормаль­ную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциаль­ный спрос, они устанавливают оборудование с учетом его ожидаемых вариаций. «Нормальная» кривая спроса используется для определения первоначальной «нормальной» цены товара (рис. 3,а).


Конкуренция и монополия

а) б)

Рис. 3. Неизменность цен при варьировании спроса


Так как любая фирма максимизирует свою прибыль при MR=MC, а кривые AVC и МС совпадают, что соответствующие значения цены и объема находятся по точке А пересечения кривых MR и AVC. Цена Рn – «нормальная» цена. Она берется за основу и в случае изменений спроса (кривые D1 и D2 на рис. 3,б) не меняется, а объемы продук­ции уменьшаются (до q1) или увеличиваются (до q2).

Следует иметь в виду, что удержание цен целесообразно, если в определенных рамках объема выпуска удается сохранять неизменны­ми средние переменные издержки. Когда фирма имеет классическую U-образную кривую AVC, попытки удержать цену и сократить объем производства (при падении спроса) приведут к потерям.

Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном пе­риоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на возмож­ное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не подда­ются детерминированию, создать единую теорию поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.1

Глава 2. Монополия: экономическая природа, причины

возникновения, формы


§ 1. Сущность монополии


Монополия – это абсолютное преобладание в экономике едино­личного производителя или продавца продукции1. Такое преоблада­ние обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополи­стам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возмож­ность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В нашей литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «мо­нополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Дву­сторонняя монополия – это взаимодейстие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное. Типичным же явлением для ры­ночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.

Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количест­венные параметры. Но, как правило, они формируются на базе кон­центрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполня­ют крупные корпорации.

Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной структуры к собственно монополии существует всегда, что обусловле­но тенденцией естественного монополизма. Такая возможность реали­зуется посредством монополистической практики и монополизации экономки. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции (или о проти­водействии монополизму). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения мо­нополий, как правило, не реализуется.

В США, к примеру, крупные олигополистические структуры охва­тывают немногим более 50% валового национального продукта и ме­нее 50% занятых. Подобная картина наблюдается и в западноевропей­ских странах. Такое положение характерно для современного научно-технического развития этих стран. Гибким и мобильным небольшим фирмам удается порой быстрее и с меньшими потерями приспосабли­ваться к изменениям хозяйственной конъюнктуры. Эффект гибкости производства к использованию которого лучше приспособлены мелкие и средние фирмы нередко обеспечивает больший выигрыш, чем эф­фект масштабности и концентрации ресурсов. К тому же небольшие фирмы легче и охотнее идут на риск.

Наряду с этим просматривается и тенденция усиления непосредст­венных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олиго­полиями и небольшими фирмами. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействия фирм, находящихся на одной стадии производствен­ного процесса и выполняющих разные функции по изготовлению основного продукта (например, субконтрактная кооперация крупных корпораций с мелкими фирмами, выпускающими отдельные узлы, компоненты изделий, сбора которых происходит на заводах головной корпорации).

Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях произ­водственного процесса. Характерным примером таких связей являют­ся отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальней­шую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилиза­цию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а так­же и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наибо­лее распространенных форм вертикальных взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по ко­торому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов.1


§ 2. Международные монополии


Международная монополия – крупная фирма с активами за рубе­жом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанав­ливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяй­ства с целью максимизации прибыли. По своим формам международ­ные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны /транс­национальные или многонациональные монополии/ и межфирменные союзы /картели и синдикаты/.

Транснациональные тресты и концерны – компании, находящи­еся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Ком­пании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.

В отличие от транснациональных монополий хозяевами многона­циональных трестов и концернов являются предприниматели не од­ной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международ­ное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.1


§ 3. Монополизация экономики


Монополизация экономики – это процесс захвата фирмами клю­чевых позиций в области производства и реализации продукции, уста­новление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Низшими формами монополизации экономики являлись времен­ные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение изве­стного периода продавать свои товары по единым ценам (такие согла­шения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными фор­мами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тре­сты и концерны. Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою соб­ственность на средства и результаты производства, вступая между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о деле­нии рынков по потребителям и продукции и т. п. Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства. Концерн – корпорация, воз­никающая на основе акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой голов­ной компании («холдинга») формально независимые предприятия пу­тем установления финансового контроля над ними.

В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополиза­ция экономики связывается с овладением монополиями рыночной вла­сти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рас­сматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как выражение полной монополии.


§ 4. Монополизм и конкуренция


4.1. Баланс «монополия» – «конкуренция»


Анализируя взаимную роль конкуренции и монопольно-регулирующих сил в рамках высококонцентрированных олигополистических рынков, необходимо учитывать их двойственную роль. Конкуренция воплощает в себя прежде всего стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности, но при этом они носят стихийный характер, следо­вательно, могут вести и часто ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к ряду тяжелых – экономи­ческих, социальных и других последствий. Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны, ограничи­вать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и в этом смысле способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного ограничения конкуренции, на­пример, ценовой – на базе сговоров ведущих производителей, ведет к застойным явлениям, в том числе к сдерживанию научно-техническо­го прогресса и понижению эффективности производства. Наиболее ярко такие отрицательные процессы проявляются в условиях мо­нопольного господства в отрасли одного или нескольких производи­телей.

Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохране­нии баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодателство является ос­новным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрез­мерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохра­нения в «оптимальном режиме» механизма олигополии.

В основе современного промышленного законодательства лежит концепция антимонопольного регулирования отраслевых промыш­ленных рынков на базе подхода "структура-поведение-функциониро­вание".

При этом:

Структура – это организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсо­юзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через верти­кальную или конгломеративную интеграцию).

Поведение – это преобладающая в отрасли стратегия конкурен­ции и специфическая тактика предприятий в области ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.

Функционирование – это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, пол­зя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.

Баланс «монополия – конкуренция» заметно изменился в антимонопольном законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовле­каются все факторы повышения эффективности производства: эконо­мия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы дея­тельности, экономия транзакционных издержек, связанных с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отожде­ствляться с ростом концентрации производства, в ряде случаев моно­полия получила «теоретическую санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней повышение эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции. Все большее внимание уделя­ется определению экономической категории монопольной рыночной власти, границ продуктовых и географических рынков, методов цено­вой и неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы на отраслевом рынке рассматривается через ме­тодологическую призму взаимодействия целого ряда факторов. В час­тности, М. Портер выделяет пять основных факторов или «сил», опре­деляющих состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли.

Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретиче­ских подходов в рамках несовершенной конкуренции в анализ вовле­кается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отрасле­вом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потен­циальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг – замени­телей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия постав­щиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономи­ки, которые заслуживают специального изучения в отдельном докла­де. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие «концентрация» автоматически не ассоциируется с понятием «монополизм».

Это и не удивительно, учитывая, что в развитых странах преобладают именно высококонцентрированные олигополистические рынки со сравнительно небольшим числом производите­лей.

В западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип анти­монопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у ком­пании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказа­нием в связи с обвинениями в монополизации является расформирова­ние компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 – 70-е годы.

Представленный выше анализ свидетельствует о необходимости известной осторожности в отношении возможностей практического использования западного антимонопольного законодательства в на­ших условиях. Это законодательство рассчитано на уже существую­щую множественность производителей, оформившихся в олигополию. Именно по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых устойчиво не складыва­ется олигополистическая структура (сельское хозяйство), либо, наобо­рот. единство является обязательной основой их производственной организации (транспорт, производство и распределение электроэнер­гии и пр.).

Что касается большинства остальных отраслей, то предваритель­ный вывод, который может следовать из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления конкурентной составляю­щей в экономическом поведении российских предприятий может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.

В то же время, очевидно, что ряд отраслей может не выдержать конкуренции иностранных производителей, по крайней мере в течение какого-то периода необходимой адаптации. Игнорирование минимальной длительности такого адаптационного периода неизбежно приведет к дезинтеграции промышленности и будет означать деиндустриализацию народного хозяйства, сопровождающуюся безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство экономистов обычно рекомендуют применение государством антимонопольных мер другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных производств; 2) использование в качестве средства преодоления монополистических тенденций импорта аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производств, разукрупнение некоторых предприятий-гигантов; 4) использование методов прямого и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности, заработной платой, а отчасти и за распределением производимой продукции.


4.2. Монополистическая практика


Монополистическая практика – это действия хозяйствующих субъектов, в ходе которых реализуется их доминирующее положение в экономике (рыночная власть), либо это действия, направленные на монополизацию экономики. Имеются различные разновидности такой практики.

Государственная монополистическая практика осуществляется центральными правительственными органами и включает государст­венную национализацию рентабельных предпринимательских фирм, создание новых акционерных компаний с удержанием контрольного пакета акций в руках государственных органов (такие компании внешне независимы, но фактически их зависимость от государства гораздо большая, нежели при административно-командной системе), принудительное навязывание предпринимательским фирмам государ­ственных заданий, директивное распределение товаров и принуди­тельное навязывание партнеров по хозяйственным связям, государст­венное директивное планирование производства и реализации това­ров, государственное директивное установление цен на товары, произведённые предпринимательскими фирмами, базирующимися на негосударственном капитале, наложение запретов на формы и объекты торговли. В прошлом государственная монополистическая практика имела в России преобладающее значение, почти полностью охватывая как внутренние, так и внешние экономические отношения.

Ведомственная монополистическая практика (т. е. соответствующая практика отраслевых министерств) имеет аналогичные формы проявления только в масштабах не народного хозяйства в целом, а отдельных его отраслей. Такая практика являлась в прошлом основой т. н. «ведомственности» и «ведомственной разобщенности в народном хозяйстве», сдерживая как экономическую инициативу «снизу», так и рациональное регулирование экономики «сверху». В настоящее время наблюдается стремление ряда ведомств сохранить такую практику, используя несовершенство законодательства об акционерных обще­ствах и ценных бумагах. Министерства пытаются овладеть контроль­ными пакетами акций подчиненных предприятий. Если это примет широкие масштабы, ведомственная монополистическая практика со­хранится в нашем народном хозяйстве, существенно ограничивая возможности развития конкуренции и распространении рыночных отношений.

Монополистическая практика предпринимательских фирм включает навязывание партнерам дискриминационных условий дого­воров, в том числе возложение на них обязанностей исключительной купли-продажи с данной предпринимательской фирмой и навязывание условий договора, не относящихся к предмету этого договора; изъятие товаров из обращения, а также прекращение производства товаров, потребность в которых существует, ради создания искусственного де­фицита; сговор между фирмами с целью недопущения на рынок потенциальных конкурентов; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара, демпинг и др. Объективный читатель без труда обнаружит все названные формы монополистической практики – от т. н. «принудительного ассортимента» до планомерного уничтожения товаров на мясокомбинатах, в холодильниках для усиления спроса.1


Глава 3. Экономические последствия монополии.

Антимонопольное регулирование


§ 1. История антимонопольного регулирования


Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет за­конов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установ­ления официальных «правил игры» на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, призна­вал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона цено­вую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудитель­ные» соглашения, формирование взаимопереплетающихся директо­ратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, ре­зультатом чего могло явиться ослабление конкуренции.

Первые антимонопольные законы США представляли собой по­пытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неодно­кратно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесто­чения и либерализации чередовались.

В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикаг­ской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компа­ний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было при­нято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потреби­телей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации про­изводства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного зако­нодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занима­ющими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два прин­ципиальных направления – контроль за ценами и контроль за сли­яниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую оче­редь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышлен­но устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против «IBM» мини­стерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при уста­новлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процес­са наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.

Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.

В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных и автомобиль­ных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщи­ков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Конгломератные слияния (объединение компаний из разных от­раслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компа­ния приобретает фирму по производству мороженого, то в резуль­тате их позиции на соответствующих рынках практически не ме­няются.


§ 2. Монополистические действия и ограничение

конкуренции:вопросы квалификации


Становление цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге – росту жизненного уровня населения. Для обеспечения нормальной конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой создано антимонопольное законодательство. Аналогичный процесс происходит и в нашей стране.

Статья 178 УК РФ устанавливает ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции. Однако при применении ее на практике возникает много вопросов1.

Прежде всего чрезмерно расширена возможность применения уголовно-правовых мер. Перечень деяний, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, содержится в ст.ст.6-10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее – Закон), причем подавляющее большинство из них подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ. Например, введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, запрещение на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой, ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам. Все это является не чем иным, как ограничением конкуренции (ч.1 ст.178 УК РФ).

Установление монопольно высоких (низких) цен, раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков) воспроизведены в диспозиции ч.1 ст.178 УК РФ.

Кроме того, ряд действий, указанных в Законе как нарушение антимонопольного законодательства, напрямую связаны с преступлениями. Так, изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен (абз.1 п.1 ст.5 Закона), чаще всего связано с установлением монопольно высоких цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др. (абз.2 п.1 ст.5 Закона) представляют собой одну из форм ограничения доступа на рынок. Подобный подход законодателя возлагает на правоохранительные органы обязанность прибегать к уголовному преследованию в большинстве случаев нарушения антимонопольного законодательства, что вряд ли оправданно.

К примеру, по указанию начальника одного из отделений железной дороги, занимающей доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок, был запрещен выход на пути общего пользования тепловозов, неподведомственных МПС.

Сотрудники городской администрации и областного управления российской транспортной инспекции ограничили самостоятельность хозяйствующих субъектов, предоставлявших услуги по перевозке пассажиров, обусловив утверждение паспорта названного маршрута и продление действия лицензии на пассажирские перевозки автомобильным транспортом вступлением хозяйствующих субъектов в союз предприятий и предпринимателей автомобильного транспорта. Через это образование администрация города имела возможность регулировать цены на оказываемые услуги. Описанные деяния образуют состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.178 УК РФ.

Общепризнанно, что криминализация деяния уместна тогда, когда нет и не может быть нормы, достаточно эффективно регулирующей соответствующие отношения методами других отраслей права (гражданского, трудового или административного).

Представляется целесообразным использование уголовно-правовых мер в борьбе лишь с наиболее опасными видами нарушений антимонопольного законодательства, причиняющими существенный вред правоохраняемым интересам. Для этого предлагаем в конструкцию объективной стороны анализируемого состава преступления ввести признак "причинение существенного вреда".

Результатом совершения данного преступления, как правило, является вред, причиняемый хозяйствующим субъектам. Так, в одной из областей были введены обязательность платного подтверждения сертификата на ввозимую в область продукцию, квотирование ввоза, повышенный размер сбора для предприятий, торгующих ввезенной продукцией. В итоге каждой из трех фирм, торгующих товарами, произведенными в другой области, был нанесен ущерб в размере, превышающем 50 млн. рублей.

Нередко вред наносится и потребителям. В одном из крупных промышленных городов рынок ритуальных услуг был поделен между муниципальными предприятиями. Созданию новых предприятий препятствовали представители местной администрации, производящие регистрацию. Это позволяло муниципальным предприятиям бесконтрольно повышать цены.

Ввиду того, что рассматриваемые преступления совершаются в сфере экономической деятельности, т.е. в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, последствия от их совершения должны носить материальный характер. Причинение же неимущественного вреда должно влечь применение гражданско-правовых мер.

Материальные последствия могут выступать в виде прямого ущерба, а также упущенной выгоды (неполучения должного).

Определенный интерес представляют случаи нарушения антимонопольного законодательства со стороны должностных лиц органов власти и управления. На практике возникают непростые вопросы: как квалифицировать действия депутатов представительных органов в случае издания правового акта, ограничивающего доступ на рынок хозяйствующих субъектов? как оценить действия должностных лиц, выполняющих требования незаконного правового акта, изданного органами государственной власти?

Нарушения антимонопольного законодательства со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления получили распространение с расширением полномочий последних. Чаще всего депутаты различных уровней принимают нормативные акты, запрещающие ввоз на территорию определенного региона различных товаров, устанавливающие незаконные требования о получении лицензий товаропроизводителями из иных регионов, об уплате налогов и сборов.

Подобные акты принимаются коллегиально. Но вместе с тем суть их – ограничение конкуренции с признаками преступления, предусмотренного ч.1 ст.178 УК РФ. Субъектом преступления придется при этом признавать всех членов депутатского корпуса, проголосовавших за подобное решение. Однако если голосование проводилось тайно, есть основания полагать, что виновных не найти.

Принятие незаконного решения представительными и исполнительными органами создает лишь предпосылки для ограничения конкуренции. Реально права хозяйствующих субъектов нарушаются в результате действий должностных лиц, их выполняющих (исполнителей). К примеру, администрацией области было издано постановление, которым владельцы автотранспортных средств обязывались осуществлять противоугонную маркировку на конкретном предприятии, а при ее отсутствии автомашины к прохождению ежегодного техосмотра не допускались. В описанном случае реальный вред причинялся действиями сотрудников ГАИ.

И последнее: неясно, требуется ли дополнительная квалификация действий должностных лиц, нарушающих требования антимонопольного законодательства, по нормам главы 30 УК РФ. Так, главой администрации области издано постановление, согласно которому одно из акционерных обществ было наделено исключительным правом осуществлять торговлю ликероводочными изделиями в режиме работы с 19.00 до 23.00. Поскольку указания о специальном субъекте преступления в ч.1 ст.178 УК РФ не имеется, содеянное при наличии иных признаков подлежит дополнительной квалификации по нормам, устанавливающим ответственность за должностные преступления.


§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в

Российской Федерации

В настоящее время возрастает значение антимонопольной и конкурен­тной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации, Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию и среднесрочной про­грамме правительства Российской Федерации "Реформы и развитие рос­сийской экономики в 1995-1997 годах"1.

Антимонопольная и конкурентная политика в наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концент­рироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хо­зяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.

Реализация этих задач будет проводиться по следующим основным направлениям.

- разработка и реализация Государственной программы демоно­полизации экономики и развития конкуренции на рынках Россий­ской Федерации и соответствующих отраслевых и региональных про­грамм;

- осуществление антимонопольного контроля с целью предупреж­дения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хо­зяйствующих субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, кон­троль за слияниями и поглощениями; проведение государственного ан­тимонопольного превентивного контроля в процессе второго этапа при­ватизации, а также при реорганизации предприятий,

- недопущение создания или сохранения более благоприятных ус­ловий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов в отраслях и на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предостав­ления льгот, присвоения разного рода эксклюзивных прав в части дос­тупа на определенный рынок и т.п.; разработка Закона "О государствен­ной помощи", принятого во многих странах Европы,

- выработка сбалансированной экспортно-импортной политики, в том числе политики умеренного государственного протекционизма, оп­ределяемой уровнем конкурентоспособности отечественных предприятий и условиями вступления Российской Федерации во Всемирную тор­говую организацию в качестве полноправного члена;

- проведение специальной политики в отношении естественных монополий на основе соответствующего законодательства;

- выявление и пресечение незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправления, приводящих к ограниче­нию или подрыву конкуренции;

- снижение барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранение административных региональных барьеров, пре­пятствующих нормальному развитию конкуренции;

- дальнейшая разработка и реализация государственной политики по поддержке предпринимательства, в том числе мальве предприятий;

- защита предпринимателей от преступных посягательств и зло­употреблений со стороны должностных лиц;

- проведение государственной потребительской политики как важ­нейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестной конку­ренции, в том числе в сфере рекламной деятельности.

Практика применения законодательства, регулирующего вопросы развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистичес­кой деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходи­мые основы для решения этих задач. Предстоит существенно расши­рить правовую базу для эффективной реализации государственной кон­курентной политики.

Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкурен­ции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специ­альных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых ком­паниях.

Важным направлением деятельности антимонопольных органов является разработка нормативных документов, необходимых для реали­зации законов "О естественных монополиях", "О рекламе".

Необходимо регулирование со стороны антимонопольных органов процессов аккумулирования в руках отдельных инвесторов контроля за большинством предприятий одной отрасли, то есть предотвращение со­здания новых частных монопольных структур или усиления существую­щего монополизма. В частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть предус­мотрены нормы, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов сбыта исключительно в интересах зарубежных конкурентов. При этом также должны быть предусмотрены меры, способствующие поддержа­нию определенного уровня занятости на территории страны.

Значительная роль отводится законодательству, регулирующему конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения органи­зованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодатель­ном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и оп­ционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гаран­тий по таким торгам.

Следует подчеркнуть, что эффективность проведения конкурент­ной и антимонопольной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной влас­ти, в том числе при отработке приватизационных программ, государ­ственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финан­совой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ.

Заключение


В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способа­ми.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными това­рами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, кото­рые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техничес­кому превосходству.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между со­бой участники рыночных отношений, различают совершенную (сво­бодную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкурен­ции,

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конку­ренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при ко­торой на рынке действуют независимо друг от друга многочислен­ные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не вли­яет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске про­дукции незначительна.

Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.

Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.

Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает тог­да, когда отдельный производитель занимает доминирующее положе­ние и контролирует рынок данного товара.

ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ – ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:

Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой про­дукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат – объединение с целью организации совместного сбы­та продукции.

Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн – монополия с единым финансовым центром всех вхо­дящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: мо­нополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возни­кает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у про­дукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество про­дукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное мес­торасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и при­обретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкурен­ции.

2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos – немногий, poleo – продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широ­ких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только пла­тежеспособным спросом.

Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).

РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна.

Положительная сторона в том, что продукция монополисти­ческих компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господ­ствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в усло­виях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повыше­ния эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая это, государство старается противостоять монополиз­му, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который яв­ляется средством поддержания государством равновесия между кон­куренцией и монополией.


Список использованных источников


Нормативно-законодательные акты

Закон РФ «О естественных монополиях»

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках»

Закон РФ «О рекламе»

Конституция РФ 1993 г.

Уголовный кодекс РФ

Периодические издания

А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике //Вопросы экономики. – 1995. – №5. – с. 48-57.

Антимонопольная и конкурентная политика как составная часть концепции экономического развития Российской Федерации в 1995-1997 гг. // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 87-88.

Варламова А.Н. О некоторых проблемах законодательства о конкуренции //Вестник Московского университета. – Серия 1. – Право. – 1997. – №1.

Гордейчик С. Андреев А. // Российская юстиция. – 1998. – №7.

Литература

Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.

Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994.

Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.

Портер М. Международная конкуренция. М.,1994.

Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 199. – 816 с.

Прочие источники

Государственный доклад ГКАП РФ «О развитии конкуренции на товарных рынках РФ на федеральном и региональном (местном) уровнях (под общ. ред. к.э.н. Бочина Л. А.)

Компьютерная правовая система «Гарант» (ноябрь 1999 г.)

Электронный архив «Финансовой газеты» (1994 – 1997 гг.)


1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

1 Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986; Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. -М., 1959.

1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986.

1 Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. N.5.

1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

1 Портер М. Международная конкуренция. М.:1994

1 Зайдель Х , Теммен Р. Основы учения об экономике. -М.: Дело ЛТД, 1994. – с. 220.

1 Гордейчик С. Андреев А. // Российская юстиция. – 1998. – №7.

1 Антимонопольная и конкурентная политика как составная часть концепции экономического развития Российской Федерации в 1995-1997 гг. // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 87-88.

Рефетека ру refoteka@gmail.com