РЕФЕРАТ
по курсу «Основы экономики»
по теме: «Кадровая политика на предприятии»
1. Производственные кадры и их классификация
Эффективность любой человеческой деятельности, в чем бы она ни состояла, в определяющей степени зависит от участвующих в ней людей. Таких людей, соответствующим образом оформленных и организованных, называют производственными кадрами (нередко — производственным персоналом).
Информацию о состоянии производственных кадров используют для многих целей: определения статуса предприятия; решения вопросов налогообложения; выявления наиболее эффективной структуры; рационализации кадрового состава; обеспечения необходимой его подготовки как по объему, так и по квалификации, и для многих других.
Важнейшим параметром, характеризующим состояние производственного персонала, является численность работников предприятия (организации). В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 7.12.1998 г. № 121 «Об утверждении инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения» различают численность работников списочную и среднесписочную.
Списочную численность, в которую включают наемных работников, работающих по договору (контракту) один и более дней, а также собственников организации, получающих в ней заработную плату, фиксируют ежедневно, а также на определенную дату (например, на первое или последнее число месяца). В ней учитывают как фактически работающих в данный день, так и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. Работники, принятые в организацию по внешнему совместительству, в списочной численности не учитываются. Их учет ведут отдельно. Внутренних совместителей (получающих две, полторы или менее одной тарифной ставки) учитывают только один раз.
Среднесписочную численность рассчитывают за какой-либо период: месяц, квартал, с начала года, год. Для месяца, например, это делают путем суммирования списочной численности за каждый день, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней. Среднесписочную численность работников на предприятиях и организациях, работавших неполный месяц (вновь созданных или имеющих сезонный характер производства), определяют путем деления суммы списочной численности за все дни работы организации в отчетном месяце, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, на общее число календарных дней в этом месяце.
Для более крупных периодов (квартала, года) вместо данных об отработанных днях используют данные среднесписочной численности за месяц. Основными унифицированными формами первичной документации по учету численности служат: приказы и распоряжения о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта); личная карточка работника, табель использования рабочего времени и другие документы.
В обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура кадров. Для распределения всей численности по различным категориям пользуются Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенным в действие постановлением № 367 Госстандарта России с 1 января 1996 года.
В соответствии с ОКПДТР весь производственный персонал делят на рабочих, руководителей, специалистов и других служащих.
К рабочим относят людей, непосредственно занятых в производстве материальных ценностей, а также занятых обслуживанием этого производства и оказанием материальных услуг.
Руководителями считают работников, занимающих должности руководителей организаций и их структурных подразделений. К руководителям относят также глав администраций территорий, министров, президентов, председателей, а также их заместителей, главных специалистов, государственных инспекторов.
В группу специалистов включают работников, выполняющих инженерно-технические, экономические и другие подобные работы (администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инспектора, агрономы, экономисты и т. п.).
Другими служащими считают работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Примером других специалистов могут служить должности архивариусов, делопроизводителей, секретарей-машинисток, табельщиков, учетчиков, стенографов, чертежников, копировщиков технической документации и т. п.
Кроме рассмотренного разделения персонала в статистической практике осуществляют разработку информации по основному и неосновным видам деятельности предприятия (организации). В зависимости от профиля деятельности организации отнесение к той или иной группе производят по соответствующим методикам. В частности, на промышленных предприятиях к работникам основной деятельности — промышленно-производственному персоналу относят работников всех структурных подразделений, занятых подготовкой, осуществлением и обслуживанием всего цикла изготовления и реализацией продукции, включая административный и технический персонал.
Персоналом, занятым в неосновной деятельности, считают работников таких структурных подразделений, которые совершенно не связаны с профильной деятельностью предприятия. Число таких подразделений бывает довольно значительным. К примеру, в число неосновных подразделений входят учреждения здравоохранения (здравпункты, санатории-профилактории, объекты физической культуры, жилищного и коммунального хозяйства, предприятия бытового обслуживания, торговли и общественного питания, учреждения культуры, образования, подсобных сельскохозяйственных структур и т. д.).
Каждая из таких структур характеризует состав и количественные соотношения выделенных классификационных групп категорий работающих.
Современный этап развития производства и необходимость обеспечения его эффективности требуют повышения образовательного и общекультурного уровня работников всех уровней и категорий.
Особо высокие требования предъявляются к руководителям. Их обязанностью является принятие производственно-хозяйственных решений, определяющих судьбу предприятия. Поэтому для включения в эту группу отбирают специалистов, обладающих солидным производственным и жизненным опытом, в совершенстве владеющих современными методами организации производства, труда и управления, способных обеспечить высокую экономическую эффективность принимаемых решений. Естественно, для этого необходимы, помимо технологии, техники и экономики, достаточно глубокие знания психологии, социологии, конфликтологии, информатики, кредитно-финансовой политики и т. п. Руководителей должна отличать высокая интеллектуальная и общая культура.
Сказанное в значительной степени относится и к специалистам высшего и среднего звена. Они не принимают кардинальных решений, но именно они готовят эти решения, всесторонне обосновывая их, проводя необходимые исследования, расчеты и производственные эксперименты.
Поэтому в качестве обязательных признаков, необходимых для отнесения конкретного работника к этим квалификационным группам, кроме занятости преимущественно умственным трудом, в настоящее время служит наличие специального образования, допускающего претендента к выполнению управляющих функций, подготовке и принятия производственных решений.
Работники, отнесенные к группе, основным содержанием которой является физическая работа, подразделяются по степени сложности их труда. Выделяют труд простой, средней сложности и сложный, то есть эта классификация отражает квалификацию работников.
Как показывают результаты переписи населения России, подавляющая часть кадрового потенциала сосредоточена в сфере индустриального труда — 56,6 % от занятых в народном хозяйстве. Это очень большой удельный вес. В индустриально развитых странах он обычно не превышает 40 %. Абсолютное большинство кадров промышленности — 80,3 % составляют работники физического труда. Среди них доминируют рабочие средней квалификации (52 %), за ними следуют работники неквалифицированного физического труда — 17 %.
2. Профессионально-квалификационная характеристика кадров
Эффективность использования кадров существенно зависит от их профессионально-квалификационной структуры. При этом термином профессия обозначают род трудовой деятельности, требующий совокупности специальных знаний, практических навыков и психофизиологических свойств носителей профессии. Но именно они доминирующим образом определяют качество труда, делают возможным само выполнение действий, составляющих профессию. Профессия характеризует конкретную сферу приложения труда и относительно постоянный вид занятий, связанный с выполнением ограниченного комплекса работ, и воздействия на предмет труда определенным образом. Например, широко известны профессии токаря, фрезеровщика, слесаря и т. п. Разновидность профессии, еще более конкретизирующая и ограничивающая трудовую деятельность более узким кругом работ, называется специальностью. Так, в профессии токаря различают специальности токаря-универсала, расточника, карусельщика и другие.
Степень овладения человеком какой-либо профессией устанавливают присвоением ему соответствующей квалификации. Именно она выражает умение работника выполнять работы определенной сложности и характеризует уровень его общетеоретической подготовки, владение профессиональными навыками и его личные способности. Высокая квалификация, фиксируемая присвоением квалификационных разрядов или категорий, позволяет не только выполнять работы повышенной сложности, с более высокой производительностью, но и получать продукт производства более высокого качества с дополнительными потребительскими свойствами. Работники высокой квалификации всегда ценились. Еще в древности каждый правитель всеми силами стремился заполучить опытных ремесленников и мастеров, людей, искушенных в мудрости и знаниях.
Перечень профессий, специальностей и квалификационных к ним требований закреплен в ОКПДТР или тарифно-квалификационных справочниках, которые обычно разрабатывают применительно к конкретным отраслям промышленности.
С Целью большей дифференциации кадров по их квалификации в настоящее время используют 18-разрядную тарифную систему.
Структура кадров по другим классификационным признакам (полу, возрасту и т. п.) служит, основанием для решения производственных задач, непосредственно связанных с этими категориями. Например, при разработке режимов труда и отдыха учитывают потребности кормящих матерей, учащейся молодежи и т. п. Соответствующим образом и структурируют персонал.
Механизация, автоматизация и компьютеризация производства, рост его энерговооруженности, повышение требований к санитарно-гигиеническим, эстетическим и социально-психофизиологическим факторам неизбежно приводят к систематическому усложнению труда и необходимости повышения квалификации работников всех уровней.
В этих условиях на место первоочередных становятся вопросы формирования кадрового потенциала, обеспечения его воспроизводства и стабильности.
3. Формирование кадрового потенциала
Формирование кадрового потенциала — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение предприятия работниками требуемых специальностей и уровня квалификации, способными эффективно решать возложенные на них производственные задачи. При этом важную роль играет правильный подбор и расстановка кадров, создающие предпосылки для наиболее полного применения их квалификации и дальнейшего ее повышения.
Подбором кадров называют процесс определения пригодности кадров для эффективного выполнения ими своих функций. Основными требованиями при этом выступают: интересы производства; возможности использования профессионально-квалификационных качеств работников; соответствие личных и деловых качеств кадров характеру их деятельности.
Важную роль в подборе кадров играет профориентация и профотбор.
В настоящее время в промышленности существуют около 10000 профессий. Население знает только примерно о двух тысячах. Между тем говорят, что человек рождается дважды: впервые, когда появляется на свет, во второй — когда приобретает профессию. Поэтому так важен осознанный выбор человеком для себя сферы профессиональной деятельности. Для решения этой задачи служит профориентация, основные звенья которой представляют: профинформация, профдиагностика и профконсультация.
Профинформация состоит в подготовке и распространении сведений о различных профессиях. Как показали исследования, только 16 из 100 выпускников средней школы знают, кем они хотят стать. Информационные материалы о содержании различных профессий, экскурсии на промышленные предприятия, посещение выставок и т. п. — главные составляющие профинформации.
Определением индивидуальных склонностей людей к конкретным профессиям или роду деятельности занята профдиагностика. Набор методик и тестов позволяет специалисту выявить физическую и психологическую выносливость, уровень зрительного и слухового восприятия, другие личные качества, необходимые для той или иной профессии. Для сборщика на конвейере, например, или сверловщика необходима усидчивость. Токарей проверяют на восприятие объемности. Другие профессии проверяют на умение логически мыслить и т. д. По результатам профдиагностики дают рекомендации по выбору профессии в соответствии с возможностями и способностями человека.
Профконсультацию проводят обычно уже при приеме на работу на конкретном предприятии с учетом возможностей удовлетворения профессиональных запросов претендентов на вакантные рабочие места.
При профотборе исследуют способности кандидата на профессию не вообще, а только на те из них, которые обеспечивают успешное выполнение профессиональных задач.
Важным условием повышения эффективности производства является правильная расстановка и использование кадров. Этими терминами обозначают процесс социально обоснованного и экономически целесообразного распределения работников по рабочим местам и должностям в соответствии с уровнем и профилем их подготовки, опытом работы, деловыми и личными качествами в целях эффективного выполнения производственных задач. Основным принципом расстановки кадров рабочих служит их профессия и квалификация. Степень соответствия квалификации работников выполняемой ими работе оценивают коэффициентом использования кадров, который рассчитывают как отношение квалификационного разряда работника к среднему разряду выполняемых им работ. Полное соответствие, таким образом, оценивается коэффициентом, равным единице. Существенно меньшая величина говорит о неудовлетворительном подборе кадров и необходимости серьезной работы по повышению их квалификации. Превышение коэффициента единицы показывает отставание технического уровня продукции и необходимости срочных мер по его повышению. И одно, и другое отклонение весьма нежелательны, так как могут быть причиной роста текучести кадров.
Выражая отношение уволенных по собственному желанию, а также за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности работников предприятия за определенный период, текучесть кадров в случае возрастания является серьезным сигналом о неблагополучии в организации труда и производства. Можно по-разному относиться к определению ущерба предприятию от текучести кадров. Однако этот ущерб для общества в целом несомненен. Он складывается из потерь в виде недовыпущенной продукции из-за неучастия в трудовом процессе увольняющихся работников в период подыскания нового места работы. Примерно две пятых работников, увольняющихся по собственному желанию, кардинально меняют профессию.
Потери от текучести возникают из-за снижения выработки у работников перед увольнением и в первое время после поступления на новое место работы. Исследования НИИ труда показали, что в первые месяцы работы на новом месте рабочий выполняет нормы в среднем на 70—75 %, во второй — на 90 %, в третий — 95—97 %.
Экономический ущерб вызывает также неквалифицированная эксплуатация машин и инструмента в период освоения новой профессии, повышенные потери от брака и снижения качества продукции. На рабочих со стажем работы до одного года, как показали материалы обследования ряда машиностроительных заводов, приходится от 60 до 76 % всех поломок оборудования и от 53 до 67 % всего брака. Кроме того, смена работников в результате текучести нарушает сложившуюся на предприятии систему взаимосвязей, затрудняет социальное развитие коллективов.
Таким образом, снижение текучести кадров становится для предприятий достаточно актуальной задачей. Невозможно ее разрешение в современных условиях административно-правовыми методами. Стабилизация производственных коллективов возможна и эффективна, главным образом, за счет заметного улучшения условий труда на рабочих местах, включая размер заработной платы, повышения содержательности труда, создания благоприятного морально-психологического климата, заботы о быте и досуге работников, обеспечения возможностей их квалификационного роста.
4. Способы подготовки кадров
Необходимость постоянного воспроизводства рабочей силы на предприятиях требует организации подготовки кадров и регулирования их качества.
Подготовка кадров в настоящее время осуществляется достаточно хорошо проверенными и показавшими свою эффективность способами. Одним из самых распространенных способов является обучение рабочих непосредственно на производстве. Ежегодно таким образом получают профессию около 6 млн человек. Главное достоинство этого способа заключено в возможности предприятия быстро реагировать на изменения потребности в кадрах и их структуре.
Подготовка новых рабочих на производстве проходит в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.
Наиболее массовый вид — индивидуальное обучение, при котором учеников прикрепляют к высококвалифицированным рабочим или мастерам. В результате обучения работники приобретают прочные практические навыки и минимально необходимые теоретические знания. После сдачи экзаменов специальной комиссии рабочему присваивают соответствующий квалификационный разряд.
Бригадное обучение имеет две формы. В одной из них учеников объединяют в специальные ученические бригады, в которых они под руководством инструкторов выполняют работы в соответствии с учебными планами и программами.
В другой форме бригадного обучения учеников зачисляют в состав действующих производственных бригад, где они приобретают необходимые знания и навыки по выбранной специальности. Эта форма сходна по своему существу с индивидуальным обучением, имеет те же достоинства и недостатки.
Курсовое обучение имеет своей целью подготовку рабочих по более сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и нередко определенного практического опыта (на курсы взрывников, например, принимают рабочих, имеющих стаж работы не менее трех лет). Оно, в большинстве случаев, помогает преодолеть ограниченность индивидуального и бригадного обучения. Вместе с тем организация курсов более дорога и требует создания специальной учебной базы.
Одной из важных форм обучения непосредственно на рабочих местах является производственный инструктаж, направленный на приобретение исполнителем правильных, прогрессивных и безопасных приемов и методов работы. Различают инструктаж предварительный и текущий. В свою очередь, предварительный инструктаж имеет две разновидности: вводный и установочный. К первому прибегают при закреплении за рабочим определенного рабочего места, знакомя его с особенностями протекающих на нем процессов. Цель второго вида — выработка у рабочего правильных производственных навыков.
Текущий инструктаж предусматривает обеспечение условий для высококачественной и безаварийной работы. Его проводят в устной форме, в виде систематических указаний, консультаций рабочего мастером, наладчиком, инструктором, наставником, или в письменном виде, обеспечивая рабочее место необходимой производственно-технической документацией.
Однако, научно-технический прогресс неумолимо увеличивает число рабочих профессий, в которых нужны солидные, близкие к инженерным, технические и другие знания (наладчики, особенно станков с числовым программным управлением, операторы на роботизированных комплексах и т. п.).
Требуемую широту и глубину профессиональной подготовки, как правило, обеспечивают профессионально-технические училища (ПТУ). Как показывают наблюдения, 1 год учебы в ПТУ дает в два раза больший прирост квалификации рабочего, чем заводская подготовка, и в несколько раз больший прирост, чем 1 год профессионального стажа. Производительность труда окончивших ПТУ на 20—30 % выше, чем у выпускников производственных курсов.
Система ПТУ, технических и средних профессионально-технических училищ (дающих не только профессиональное, но и среднее общее образование) позволяет готовить рабочих примерно по 1400 специальностям.
Повышение экономической и технической подготовленности кадров всех уровней несомненно способствует выявлению и использованию имеющихся повсеместно резервов улучшения производства, одним из главных оценочных показателей которого остается уровень производительности труда.
Список литературы
1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.
3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.
4) Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.
5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.
6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., - Инфра-М, 2003.