Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Особенности проявления инфляции
1.1 Типы и причины возникновения инфляции
1.2 Факторы инфляции
1.3 Измерение инфляции
1.4 Взаимозависимость инфляции и уровня безработицы
ГЛАВА 2. Система антиинфляционных мер
2.1 Методы государственного регулирования инфляционных процессов
2.2 Издержки инфляции
2.3 От теории к практике, антиинфляционная политика РК
ГЛАВА 3. Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2004 - 2007г.
3.1 Инфляционные процессы в период с 2004 -2005 год в Казахстане
3.2 Анализ инфляционных процессов за 2006 год в Казахстане
3.2.1 Основные факторы, оказывающие влияние на инфляцию в 2006 году
3.3 Анализ инфляционных процессов за 2007 год в Казахстане
3.4 Прогноз инфляции на 2008 год
Заключение
Список литературы
Введение
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Инфляция является одной из больших макроэкономических проблем: достаточно отметить, что каждую страну мира она охватывала хотя бы один раз в 50-100 лет. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать - циклическим кризисам.
Последствия инфляции оказывают негативное воздействие на формирование отраслей экономики. Вот почему необходимо изучение причин инфляции с тем, чтобы повлиять на недопустимость необоснованного завышения цен на товары и услуги.
Заметим, что в некоторых случаях рост цен не является инфляционным процессом. Цены могут повышаться и в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Рост цен может быть также связан и с выпуском абсолютно новых товаров или преобладанием большого количества качественных характеристик, которые возможны лишь при использовании более совершенного оборудования и применения современных технологий. Но это будет логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Отмечу, что при всем том, что каждая страна имеет свои специфические особенности национальной экономики, однако экономическая природа инфляции в основной массе имеет одинаковые корни. Инфляция (от лат. inflation вздутие) характеризует процесс снижения покупательской способности денег или повышение общего уровня цен. Обратный показатель инфляции - дефляция (от лат deflation - выдувание, сдувание), т.е. снижение уровня цен. Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и рост цен теснейшим образом взаимосвязаны.
Суть инфляции - падение ценности денег, нарушение равновесия между денежной массой и ее товарным покрытием, или - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Через определенные промежутки времени (экономический цикл) инфляция посещает все страны. Поэтому сегодня актуальным представляется вопрос: как бороться и какими методами можно обуздать инфляционные процессы?
Без анализа конкретных механизмов этих противоречий и их последствий невозможно выработать действенные меры по выводу выхода экономики из кризиса. Их рассмотрение правомерно начать с инфляции как с многофакторного и негативного для экономики дисбаланса других проявлений финансово-экономической нестабильности.
Сильная инфляция препятствует нормальному инвестиционному процессу, достижению полноценной конвертируемости тенге, снижает и без того упавшую покупательную способность населения.
Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.
Задача данной курсовой работы: показать, что инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Поэтому, чтобы раскрыть причины инфляционных процессов в нашей республике, в курсовой работе наиболее полно дается анализ экономической ситуации на современном этапе развития Казахстана.
Консультанты Международного Валютного Фонда не хотели учитывать такой простой вещи, что рост цен у нас зависит не от монетарных факторов, т.е. не от количества денег в обращении, а от обвальной либерализации цен, подтягивания их до мирового уровня.
ГЛАВА 1. Особенности проявления инфляции
1.1 Типы и причины возникновения инфляции
С учетом характера и темпов инфляции она классифицируется на такие типы:
1) ползучая или умеренная;
2) галопирующая;
3) гиперинфляция;
Для первого вида инфляции характерны низкие темпы роста цен, т.е. 10-15 % в год, или около 1 % в месяц. В принципе, такая инфляция присутствует в значительном количестве стран с развитой рыночной экономикой, не оказывая существенного негативного влияния на экономическую жизнь. (Таблица №1).
Таблица №1
Индексы потребительских цен (по годам в % к предыдущему году)
Страны | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Страны Европы с формирующимся рынком | 4,4 | 4,4 | 6,6 | 5,4 | 5,3 |
США | 2,2 | 3,1 | 4,2 | 3,5 | 3,4 |
Зона евро | 0,9 | 0,4 | 2,1 | 1,3 | 2,0 |
Япония | -0,3 | 2,7 | 2,3 | 2,7 | 2,8 |
Страны Азии с формирующимся рынком | 6,2 | 7,2 | 8,4 | 8,2 | 7,9 |
Китай | 8,0 | 9,1 | 10,1 | 9,9 | 9,5 |
Как свидетельствуют данные, за последние 5 лет годовой уровень инфляции развитых стран не превышал 10 % (т.е. речь идет об умеренной инфляции). Можно добавить, что покупательная способность денег практически не изменилась, поэтому в этом случае при проведении денежно-кредитных операций риск сведен к минимуму.
Галопирующая инфляция предполагает рост цен на 200-400%, хотя жестко обозначенных количественных параметров нет. Такой тип инфляции присущ как высокоразвитым, так и слаборазвитым странам. Экономические процессы, обусловливающие развитие галопирующей инфляции, имеют свои особенности. Так, населению в это время становится невыгодным иметь деньги, что стимулирует перевод их в товары, даже если они не нужны. Главное - сохранить покупательную способность в материальном виде, что, безусловно, наращивает излишки товаров у населения.
Третий тип инфляции выражается в астрономическом увеличении цен, исчисляющихся в трех- и четырехзначных цифрах. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п. Наибольшая опасность такой инфляции заключается в ее неуправляемости и
нерегулируемости, когда не срабатывают даже государственные меры воздействия. Такое положение складывается из-за бесконтрольности денежного предложения со стороны Национального банка. Практически в течение двух-трех лет экономика переходит в состоянии депрессии, которой способствует банкротству банков второго уровня и спад производства во всех отраслях экономии.
И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции рост цен может и не наблюдаться, и макроэкономическое равновесие сопровождается всеобщим государственным контролем над ценами.
1.2 Факторы инфляции
Углубляет ситуацию ажиотажный спрос, вызванный инфляционными ожиданиями потребителей. Инфляция спроса обусловлена повышением цен вследствие избыточного спроса. (График 1). Когда все имеющиеся ресурсы уже задействованы, дальнейший рост спроса уже не может привести к увеличению объема выпуска товаров, но будет приводить к росту цен на производимые товары. Население без разбора скупает все товары, что подталкивает фирмы наращивать цены: круг замыкается. Примерами стран с такой инфляцией могут служить Аргентина, Чили, Израиль, страны СНГ в период 90-х годов.
Причин возникновения инфляции немало. Как правило, они разделяются на внешние и внутренние. К важным причинам появления инфляции можно отнести сокращение или спад внешнеэкономической деятельности, выражающейся в свертывании внешнеторговых операций и дефиците платежного баланса. На росте цен сказывается превышение экспорта над импортом, когда страна очень много вывозит продукции, а взамен импортирует незначительное количество товаров.
Так, страны «третьего уровня», являясь поставщиками сырья на мировые рынки (нефть, цветные металлы, твердые сорта пшеницы), за последние 5-6 лет резко повлияли на предложение этих ресурсов. Это повлекло за собой снижение цен; следовательно, приток твердой валюты уменьшился. Что в связи с этим произошло на внутреннем рынке? Так как экономики этих государств находятся в кризисном положении, то и насыщение товарами народного потребления течет маленьким ручейком - назрел дефицит товаров и услуг, который и привел к резкому подъему цен.
Уровень состояния экономики является внутренней причиной, порождающей инфляцию. Скрытые кризисы, снижение объема выпускаемой продукции, развитие моноотраслей есть те предпосылки, которые впоследствии сказываются на повышении цен. Население, видя, что полки магазинов не пополняются продуктами и товарами, скупают все подряд ради утоления жажды потребительского спроса. Чтобы хоть как-то снизить потребительский спрос, фирмы увеличивают цены, и, таким образом, наступает инфляция.
Иногда бывает наоборот. Допустим, экономика страны находится в фазе «подъема». То есть фирмы наращивают выпуск продукции, а, значит, нанимают больше работников, которым платят заработную плату, причем выше среднего уровня. Более высокая заработная плата стимулирует высокое качество продукции и уровень производительности труда (напомним, что производительность труда - это количество продукции, приходящееся на одного работника). Итак, доходы семей начинают повышаться, поэтому требуется удовлетворение высокого спроса. Однако, известно, что фирмы не могут сколь угодно долго наращивать выпуск продукции (например, из-за ограниченности ресурсов, эффекта масштаба производства), поэтому уже не в состоянии удовлетворить все возрастающий совокупный спрос, справиться с ростом предложения. Реакция производителей известна - увеличение цен.
1.3 Измерение инфляции
В краткосрочном периоде цены изменяются незначительно или постоянны-Р, но объем продукции может возрастать с У1 до У2. (График № 1).
График № 1
Эта ситуация подробно рассматривалась Д.Кейнсом в «Общей теории занятости, процента и денег». Автор утверждал, что увеличение продукции в краткосрочном периоде следствие безработицы. То есть издержки производства, несмотря на предложение товаров, остаются неизменными или даже могут уменьшиться, так как зарплата склона снижаться. Работники вынуждены соглашаться на низкую зарплату, чтобы хоть как-то продержаться до лучших времен. Экономя на стоимости рабочей силы, фирмы могут безболезненно фиксировать цены и одновременно увеличивать объемы производства.
На отрезке от AD2 до AD3 (увеличение совокупного спроса) растут и цены (P1), и объемы производства с У1 до У2. В этом случае фирмы уже обязаны увеличить зарплату, которая и обеспечивает рост совокупного спроса: благосостояние населения взрастает, что обеспечивает возрастающие потребности.
И, наконец, на промежутке от AD3 до AD4 и далее наступает такой избыток совокупного спроса, что производители не успевают обеспечивать потребителей, то есть объем производства находится в точке У (фиксированное предложение), а цены растут до Р2 и более. Выше уже говорилось о причинах, ограничивающих производство: как раз такое положение характеризуется инфляцией спроса.
Для более полной оценки функционирования национальной экономики используются темпы прироста, которые показывают изменение экономических переменных за определенный промежуток времени. Сюда же следует отнести и темп инфляции - это темп прироста среднего уровня цен, характеризующихся как рост или падение (в процентах) за данный временной период. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Пример. Допустим, что в 2005 г. цены были равны 200,5, а в 2006 г. они повысились до уровня 250,7 денежных единиц. Следовательно, цены текущего периода = 250,7, а цены прошлого периода составляли 200,5. Рассчитываем темп инфляции, используя предыдущую формулу:
То есть темп инфляции в 2006 г. по сравнению с 2005 составил 25,04%.
Инфляцию можно измерить и другим способом, например, на основе «правило величины 70». Это правило позволяет подсчитать количество лет, требующихся для удвоения уровня цен. Для этого необходимо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
К примеру, при ежегодном уровне инфляции в 10% уровень цен удвоится приблизительно через 7 лет, так как 70 / 10 = 7.
Кроме того, «правило величины 70» применяется также в случаях, когда надо определить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВВП или личные сбережения населения удвоились.
1.4 Взаимозависимость инфляции и уровня безработицы
В конце 50-х начале 60-х гг. XX века была рассмотрена и проанализирована связь между темпом инфляции и уровнем безработицы. Профессором лондонской школы экономики А.В.Филлипсом построена кривая, характеризующая зависимость между уровнем безработицы и денежной ставкой заработной платы в Великобритании в течение 1861-1957 гг. (кривая Филлипса). (График №2). На графике по вертикали W значится годовой темп прироста ставки заработной платы, a U - общий уровень безработицы. Данная кривая имеет также обратную зависимость, выражающую такое положение: если уровень зарплаты высок, то уровень безработицы низкий, и наоборот. Например, точке G на кривой Филлипса соответствует величина W1 и уровень безработицы U1. Точке F на кривой принадлежит W2 - более низкая зарплата, и U2 - высокая безработица.
График №2
Взаимосвязь между безработицей и инфляцией можно также выразить математически, в виде формулы:
W,=W t-1,(1+a(N t -N*)/N*) ,
t - текущий временной период (настоящий);
t - 1 - базисный временной период (прошлый);
а - показатель, содержащий изменение уровня зарплаты в период t;
Nt - текущий уровень занятости;
N* - базисный уровень занятости.
Необходимо отметить, что позже кривая Филлипса рассматривалась как взаимосвязь между инфляцией и безработицей. То есть спад безработицы сопровождается ростом инфляции, т.к. чем выше занятость населения, тем больше у них доходов, с помощью которых они предъявляют высокий совокупный спрос. Однако производители не в состоянии так быстро наращивать объемы производства (ограниченность ресурсов) и вынуждены увеличивать цены. Таким образом, кривая Филлипса дает возможность провести экономический анализ с учетом инфляции и безработицы, а также определить своевременность государственного вмешательства с целью предотвращения негативных последствий на уровне макроэкономики.
ГЛАВА 2. Система антиинфляционных мер
2.1 Методы государственного регулирования инфляционных процессов
Бесспорно, инфляция являет собой значительную проблему для экономики страны; ее масштабы охватывают широкий диапазон всех секторов хозяйства - где в прямом, а где в косвенном виде. Ведь инфляция, охватывая практически все отрасли национальной экономики, по сути является макроэкономической проблемой. Государство, имея в руках главные инструменты денежно - кредитную и бюджетно – налоговую политику - обязано управлять инфляцией, регулируя ее.
Сторонниками денежно-кредитного регулирования инфляции выступали лауреат Нобелевской премии (1976 г.) по экономике М. Фридман и А. Шварц. Согласно их утверждения, важной причиной инфляции становится денежная среда, выраженная в росте ее предложения.
При высоком темпе прироста денежной массы, инфляция представлена на высоком уровне; если темп роста денежной массы низкий, то инфляция находится на невысоком уровне. Поэтому задача государства -регулирования потока денежной массы, осуществление особенно жесткого ее контроля в периоды инфляции.
Другим способом снижения инфляции является сокращение бюджетного дефицита, ведущее к снижению расходов статей государственного бюджета в области социальной сферы, свертыванию инвестиций и доходов.
Важны влияющие на дефицит бюджета превентивные меры:
совершенствование системы налогообложения;
свобода предпринимательской деятельности;
наличие конкуренции;
субсидирование приоритетных отраслей хозяйства;
финансирование импорта заменяющих производств и т.д.
Конечно, каждой стране присущи свои специфические особенности, поэтому ограничивающие меры должны быть разумными.
Одной из эффективных мер борьбы с инфляцией служит система индексации. Она предполагает корректирование выплат, соответствующих уровню инфляции. То есть при индексации доходов растет их номинальная величина, согласно темпу инфляции. Например, если механизмы индексации заранее учитываются при имеющихся сберегательных вкладах населения. При таком раскладе цен, процентная ставка растет вместе с уровнем цен и, следовательно, защищает вклады от различных колебаний в экономке. Аналогичная картина складывается при индексации доходов - зарплаты, стипендии, пенсии и др.
Другим методом, ограничивающим инфляцию, является политика налогового регулирования доходов, предполагающая поощрение или наказание через налоговые структуры фирм или компаний, злоупотребляющих повышением цен или уровнем зарплаты. Так, если фирмы поднимают цены до 5%, то это повлечет карательные меры. Но в случае роста цен свыше 5%, одновременно должна увеличиваться налоговая ставка за соответствующий процент прироста цен на товары или услуги.
Таким образом, использование политики налогового регулирования доходов может удерживать предприятия и организации от увеличения цен на продукцию и заработную плату, если это не целесообразно. Однако надо иметь в виду, что в некоторых случаях такое сдерживание достигается ценою снижения производительности труда и благосостояния населения.
2.2 Издержки инфляции
Воздействие инфляции на экономику порождает немало негативных моментов, иными словами, существуют издержки инфляции.
Известно, что держать наличные деньги на руках при рыночной экономике нецелесообразно, так как теряется доход, который мог бы быть получен в случае, например, хранения денег на депозите в банке. Тем более не рекомендуется иметь наличные деньги на руках в периоды инфляции.
Допустим, в государстве со стабильной экономикой, где нет инфляции, процентная ставка равна 5. Если бы гражданин имел на руках $100, то он бы
недополучил 5$, потому, что он не сдал их в банк. Далее рассмотрим, что произойдет, если в стране темп инфляции составит 15%, тогда как процентная ставка поднялась до 20% (15 + 5). В этом случае гражданин, имея при себе $100, смог бы получить дополнительный доход $ 20, если бы сделал вклад в банк. Население понимает эту ситуацию и предпочитает держать наличные деньги в банке, тем самым увеличивая свои сбережения.
«Издержки меню» имеют место, когда цены поднимаются и приходится постоянно менять ценники на товары и услуги. Смена ценников предполагает и перепечатку товарных каталогов, отражающих все происходящие изменения цен. Эти меры требуют дополнительных издержек - бумага, печатание, распространение и т.п.
Следующий вид издержек связан с «неустойчивостью относительных цен»: чем выше уровень инфляции, тем чаще изменяются цены. Известно, что на уровне микроэкономики распределение ограниченных ресурсов происходит на базе относительных цен, поэтому фирмы не вынуждены часто проводить корректировку цен на сырье, оборудование и др.
Другим видом издержек от инфляции является сложность адаптации налогового законодательства. Дело в том, что системы налогов находятся в прямой зависимости от номинальных доходов. Проблема заключается в следующем: прогрессивная норма налогообложения предполагает рост согласно увеличению уровня номинальных доходов, что, в свою очередь, увеличивает и долю налогов в реальных доходах. В настоящее время доходов в реальном выражении становится меньше, а люди - беднее.
Последний вид издержек включает все неудобства, связанные с меняющимися ценами. Если в Казахстане до 1993 г. номинальной валютой был рубль, а после 1993 г. - тенге, то существует определенная проблема при проведении сравнительного анализа. Конечно, можно проконвертировать рубль в тенге, но это требует времени и дополнительных издержек. В общем, все перечисленные издержки от инфляции увеличивают стоимость экономических операций и отрицательно сказываются на развитии экономики.
2.3 От теории к практике, антиинфляционная политика РК
О том, на каком именно фронте будет разворачиваться борьба с инфляцией, уже сейчас можно сказать с 99−процентной уверенностью – достаточно пробежаться по совместному заявлению правительства и Нацбанка «Об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2006 год».
Во-первых, правительство собирается стимулировать экономический рост в стране преимущественно за счет повышения производительности труда. А рост этого показателя должен носить опережающий характер по сравнению с ростом реальных доходов населения. Во-вторых, предприятиям-монополистам предписывается неукоснительное соблюдение предельных значений роста цен на их товары и услуги. В-третьих, декларируется создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутреннем рынке страны. В частности, на рынках стратегически важных товаров (нефтепродукты, зерно) будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.
Среди задач Нацбанка – обеспечение «уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики», и стабильности цен.
Монетарной власти, в отличие от исполнительной, в своей епархии навести порядок проще, потому что практически все вопросы находятся в плоскости пруденциального регулирования. Участники рынка, хотят они того или нет, эти требования выполнять обязаны. Исполнительная же власть, даже включая на полную мощность административный ресурс (например, приказывая акимам не допускать искусственного дефицита товаров на региональных рынках или заключая меморандумы о не повышении тарифов с монополистами), не может обеспечить безоговорочной победы над немонетарной инфляцией. А все потому, что ей нужно комбинировать различные меры, чтобы не допустить роста цен: инфраструктурные, налоговые, инвестиционные.
Стремящееся вверх значение инфляции не есть беда казахстанской экономики. Если рассматривать это явление с сугубо практической точки зрения, оно свидетельствует лишь о том, что в настоящий момент экономический механизм несколько перегрелся, и требуется либо замедление хода, либо технический перерыв.
Очень важно в данном контексте понять, какие отрасли перегреты конкретно и какой режим охлаждения требуется применить, чтобы в итоге не потерять темпы экономического роста. Для этого достаточно внимательно присмотреться к структуре ВВП. Безусловно, она менялась последние годы, и эти перемены должны представлять особенный интерес для чиновников, ответственных за благополучие экономического блока.
С другой стороны, нужно обязательно проанализировать, не является ли причиной перегрева одних отраслей недостаточный температурный режим и активность других. Понятно, что необходимо учитывать и такой показатель, как инвестиции. Еще пять лет назад иностранные инвестиции были той спасительной соломинкой, благодаря которой в Казахстане развивался хотя бы сырьевой сектор. Теперь ситуация поменялась. Иностранные инвестиции понемногу перераспределяются в другие секторы экономики, и, что очень важно, они уже не являются определяющими и доминирующими – наряду с ними стали развиваться частные и государственные инвестиции.
Если посмотреть статистику, то валовой приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в 2005г превысил 6,4 млрд долларов. Специалисты Нацбанка оценили данный показатель как довольно хороший, несмотря на то что в 2004 году он составил 8,3 млрд долларов. Некоторое снижение притока инвестиций они объясняют тем, что в прошлом году Казахстаном совершена сделка по выкупу у иностранных инвесторов доли в Северокаспийском проекте. С учетом погашения долговых обязательств перед прямыми иностранными инвесторами и операций по прямым инвестициям за рубеж нетто-приток иностранных прямых инвестиций сократился за год в три раза и составил 1,7 млрд долларов.
Иностранные инвесторы уже не так охотно инвестируют свои деньги в добычу угля, сырой нефти и природного газа – в целом инвестиции в горнодобывающую промышленность в 2005 году сократились на треть. Основные средства пошли на добычу углеводородов, но тем не менее обозначились новые интересы иностранных инвесторов по добыче металлических руд. Теперь иностранные инвесторы предпочитают инвестировать в операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям. Причем инвестиции в услуги предприятиям в 2005 году увеличились в два раза по сравнению с предыдущим периодом и составили 3,4 млрд долларов. Инвестиции в геологоразведку также удвоились и составили 3,3 млрд долларов.
А вот ИПИ в сельское хозяйство как не было, так и нет. Точно так же для иностранных инвесторов не представляют интереса текстильная и швейная промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, наверное, ввиду того, что у нас эти авангардные отрасли для других экономик мира все еще являются анахронизмами советской системы с устаревшими технологиями.
О технологиях и инвестициях в основной капитал разговор отдельный. Новые технологии в стране пока в уме, то есть в проектах, а вот второй показатель представляет громадный интерес. Если посмотреть статистику, то здесь все хорошо. Инвестиции в основной капитал в 2005 году составили 1,2 трлн тенге и возросли в 1,2 раза по сравнению с 2004 годом. Однако, как говорится, на местах положение отличается от представленного. Не лучшим образом обстоят дела и в частном секторе.
Например, в конъюнктурном обследовании «Деловая активность предприятий Казахстана», проводимом Агентством РК по статистике, отмечается, что в 2005 году происходил постепенный спад деловой активности. Как предприятия, так и сельскохозяйственные формирования в числе факторов, ограничивающих их деятельность, прежде всего называют недостаток финансовых средств. Причем, если первые ощущают дефицит инвестиций, то вторые и недостаток оборотных средств, и высокие ставки по кредитам (даже прибыльные хозяйства не имеют такой прибыли, которая бы легко «отбивала» займы). Кроме того, предпринимательская активность во всех сферах сдерживается морально устаревшей материально-технической базой и изношенностью оборудования. Подобные обследования являются вполне репрезентативными, поскольку в них участвует довольно большое количество респондентов и их мнение может отражать общую ситуацию с деловой активностью и предпринимательской уверенностью. И правительству, безусловно, это нужно принимать во внимание.
Не получится ли так, что чрезмерное укрепление курса тенге по отношению к доллару приведет экономику и казахстанские предприятия к кризису производства? Дорогой тенге подорвет не только бизнес сырьевиков (за свои доллары они смогут покупать все меньше тенге на внутреннем валютном рынке), но и те предприятия, которые считались конкурентоспособными и устойчивыми в период, когда импорт был ограничен. В итоге импортеры начнут получать преимущества на нашем внутреннем рынке, при этом маловероятно, что их экспансия на казахстанский рынок будет сопровождаться понижением цен. А значит, инфляционные процессы будут только набирать обороты.
«Экспортеры проигрывают, импортеры выигрывают. Темпы роста цен на основные экспортные товары превышают темпы укрепления валюты, – говорит директор департамента казначейства Казкоммерцбанка Лев Ким. – Мелкие и средние предприятия в основном являются импортерами. Им укрепление нацвалюты на руку. Продавая товары в тенге, они будут меньше тратить на покупку оборудования и товаров за рубежом в тенге. С другой стороны, это ведет к удорожанию себестоимости их товаров в силу того, что издержки, которые несут малые и средние предприятия, обычно фиксированы в тенге. Себестоимость в долларовом выражении увеличивается».
В то же время миссия Международного валютного фонда в своем ежегодном отчете отмечает, что в условиях усиливающихся рисков в банковском секторе и заметного повышения инфляции, с одной стороны, необходимо ужесточить денежно-кредитную политику (Нацбанк сделает это двумя этапами в 2007 году), а с другой – не ограничивать номинальное укрепление тенге. Миссия уверена, что ревальвация тенге будет способствовать сдерживанию инфляционного давления.
В целом Нацбанк настаивает, что его участие на внутреннем валютном рынке в качестве покупателя валюты не приводит к росту денежного предложения в экономике Казахстана: объем эмиссии заложен в долгосрочном графике на три года. Он рассчитывается достаточно тщательно и не изменяется в связи с инфляционными движениями. Более того, в Нацбанке не считают управление курсом основным инструментом борьбы с инфляцией. «В первую очередь мы смотрим на денежные агрегаты, денежную базу, которая складывается в этом году из-за таких больших объемов покупок, – говорит председатель Национального банка РК Анвар Сайденов. – Темпы и объемы покупок сейчас выше, чем те, которые наблюдались в 2004 году, который мы считали рекордным. Если такой тренд сохранится в этом году, то неизвестно на какие объемы покупок мы выйдем. Поэтому, не преувеличивая роль обменного курса в инфляционных процессах, надо сказать, что этот один из существенных факторов не напрямую, а через денежные агрегаты влияет на наши попытки контролировать инфляцию».
Однако ситуация осложняется тем, что на казахстанский валютный рынок стали активно заходить инвестиционные и коммерческие иностранные банки. На конец марта сумма купленных тенге для последующего размещения на депозиты в казахстанских банках иностранными игроками составила 140 млрд тенге. Таким образом, они получают хорошую доходность и одновременно снижают курс доллара. Как считает Лев Ким из ККБ, влияние нерезидентов на валютный рынок ощущается: «Если рейтинг Казахстана будет расти, цены на нефть будут подниматься или оставаться на таком же уровне, присутствие нерезидентов станет еще более серьезным, если со стороны регулирующих органов не будут введены какие-то административные ограничения на такого рода операции». Гипотетически не исключен и экстраординарный вариант: если Нацбанк вовремя не предпримет меры, то иностранные банковские гиганты, приведя сюда сумму, превышающую валюту баланса многих банков, могут обвалить рынок.
В таком случае отрицательное влияние на инфляционные процессы покажется мелочью, о которой не стоит беспокоиться. Именно поэтому многие участники финансового рынка уверены, что нельзя отпускать тенге в свободное плавание, когда в стране недостаточно развит конкурентный рынок и довольно высока концентрация банковского капитала. Если три ведущих банка являются либо покупателями, либо продавцами, курс тенге может меняться скачкообразно. Участие Национального банка на биржевых торгах помогает нормальному формированию курса даже в тех случаях, когда сам центральный банк не проводит операций. В конце концов, это в интересах сохранения стабильности финансовой системы.
Пока мы имеем лишь один вариант борьбы с инфляцией, который, кстати, озвучил президент страны. Он потребовал ограничить государственные расходы и усилить сберегательную функцию Национального фонда. Кроме того, он предложил проводить сдержанную фискальную и, напротив, жесткую монетарную политику.
Все действия правительства, конечно же, будут укладываться в эту концепцию. Однако проблема в том, что некоторым слоям населения уже даны социальные обязательства. Например, в 2006–2007 годах фонд заработной платы в бюджетной сфере возрастет в 1,7 раза по сравнению в 2004 годом. Понятно, что это станет дополнительной нагрузкой на инфляцию.
Но борьба за низкие показатели инфляции не должна являться самоцелью. Не только потому, что сама по себе эта борьба является бессмысленной, а в первую очередь потому, что у инфляции есть серьезные противовесы. Например, если растет норма сбережений населения, то домашние хозяйства, естественно, меньше тратят на текущее потребление. Вызывайте доверие к экономике, побуждайте население сберегать больше средств, и тогда показатель инфляции не будет расти. Чем выше процентные ставки, тем меньше тратится средств на текущее потребление.
Таких «правильных» секретов управления экономикой в целом и инфляцией в частности, не так уж и мало. Экономическая наука все чаще дает сбои, а вот экономическая интуиция не подводит. На нее и следует полагаться, чтобы избежать ошибок, за которые неизбежно придется расплачиваться.
ГЛАВА 3. Особенности инфляции на современном этапе в экономике Казахстана 2004 - 2007г
3.1 Инфляционные процессы в период с 2004 -2005 год в Казахстане
Инфляция в годовом выражении с 2001 по 2004 год оставалась на относительно стабильном уровне в пределах 6-7%, Однако, начиная с 2002 года, наметилось усиление инфляционных процессов в экономике Казахстана. По итогам 2005 года инфляция сложилась на уровне 7,6%
Фактический уровень инфляции в Казахстане на протяжении трех лет превышает официальный прогноз Национального банка и правительства. 2005 год не стал исключением. По данным Агентства РК по статистике, инфляция в декабре 2005 года по отношению к декабрю 2004−го составила 7,6%, в то время как Нацбанк республики прогнозировал годовую инфляцию на уровне 5,2−6,9%, а Министерство экономики и бюджетного планирования в коридоре 5−7%.
В качестве основных причин выхода инфляции за прогнозный уровень фигурируют внешние факторы – высокие мировые цены на нефть и металлы (основа казахстанского экспорта), а также внутренние – социальные выплаты из бюджета, направленные на повышение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, рост цен на энергоносители, услуги и плодоовощную продукцию.
Вместе с тем 2005 год ознаменовался высокими показателями социально-экономического развития. По предварительным данным Агентства РК по статистике, темпы роста ВВП в 2005 году составили 9,2%, объем инвестиций в основной капитал выросли почти на четверть, положительное сальдо внешнеторгового оборота превысило 9 млрд долларов. Возникает вопрос: на фоне динамичного экономического роста так ли уж важно, что уровень инфляции выходит за прогнозные рамки?
График № 3
График № 4
Важно. Во-первых, прогнозы государственных органов по основным показателям предполагают еще и наличие комплекса эффективных мер для достижения целевых показателей. Когда факты из года в год не совпадают с прогнозами, это может говорить о наличии проблем с управлением экономикой. Во-вторых, фактором экономического роста в Казахстане, как и в случае с ростом инфляции, является благоприятная внешняя конъюнктура. Показатели внутреннего экономического развития, такие, например, как объем промышленного производства, гораздо скромнее – он вырос в 2005 году на 4,2%. Получается, что дело не столько в планировании, сколько в благоприятном или неблагоприятном стечении обстоятельств, мало зависящих от действий правительства. Благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках в 2005 году стала основным фактором развития экономики и обеспечения экономического роста. Около 80% прироста ВВП достигнуто за счет сохранения высоких цен на нефть и другие сырьевые материалы (График № 3, № 4).
3.2 Анализ инфляционных процессов за 2006 год в Казахстане
По данным Нацбанка РК, в 2006 году был высокий уровень совокупного спроса, формирующийся в результате увеличения доходов населения, предприятий, государства, опережающего рост производительности в экономике (График № 5), а также активная бюджетная политика которая усилила воздействие на инфляцию волатильных факторов, не связанных в краткосрочном аспекте с денежно - кредитной политикой Национального Банка.
График № 5
Предпринятые Национальным Банком меры по ужесточению денежно-кредитной политики в начале 2006 года оказали сдерживающее влияние на инфляцию, которая в годовом выражении понизилась с 9,0% в мае 2006 года до 8,5% в сентябре 2006 года (График № 6).
График № 6
При этом по итогам 2006 года индекс потребительских цен, используемый в качестве индикатора инфляции, в Казахстане в 2006 году составил 8,6% в сравнении с 7,6% в 2005 году, по данным в госагентстве по статистике.
В отчетном году, по данным статистиков, цены на платные услуги населению увеличились на 10,3%, на продовольственные товары - на 8,7%, на непродовольственные - на 6,8%.
Вместе с тем в декабре 2006 года по сравнению с ноябрем уровень инфляции в республике составил 0,9%. При этом продовольственные товары за месяц подорожали на 1,2%, непродовольственные - на 0,4%, платные услуги - на 0,8%.
В частности, по информации статведомства, на рынке продовольственных товаров цены на яйца выросли на 6,6%, фрукты и овощи - на 6%. На молочные продукты цены увеличились на 2,6% (молоко свежее - на 4,3%, кисломолочные изделия - на 2,1%, сыр и творог - на 1,4%, масло животное - на 1%). Прирост цен на рыбу составил 1%, мясо и мясопродукты - 0,5%, хлебопродукты и крупяные изделия - 0,4%. Уровень цен на сахар стал ниже на 0,6%.
В группе непродовольственных товаров цены на одежду и обувь увеличились на 0,9%, товары личной гигиены - на 0,5%, печатную продукцию - на 0,4%. Прирост цен на строительные материалы и предметы домашнего обихода составил по 0,3%, аудиовизуальное оборудование - 0,1%.
Уровень цен на каменный уголь и дизельное топливо увеличился по 1,5%. Бензин стал дешевле на 2,2%. В сфере платных услуг цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги повысились на 1%, а электроэнергия - на 2,6%. Центральное отопление, газ и горячее водоснабжение стали дороже на 0,7-0,9%. Оплата за проезд пассажирским транспортом и услуги учреждений здравоохранения подорожали по 0,7%, образования и культуры - по 0,2%.
3.2.1 Основные факторы, оказывающие влияние на инфляцию в 2006 году
Среди основных факторов, оказывающих влияние на инфляцию в 2006 году, следует выделить увеличение совокупного спроса, приток иностранной валюты (график № 7), значительный рост заработной платы, рост бюджетных расходов (График № 8), роста издержек производства, а также низкий уровень конкуренции на отдельных рынках товаров и услуг.
Повышение совокупного спроса, связанное с ростом доходов населения, бизнес-единиц, а также государства, выражается в продолжающемся “буме” потребления, росте спроса на инвестиции и кредитные ресурсы, увеличении бюджетных расходов.
Технологическая структура инвестиций в основной капитал остается практически без изменений. Наибольший вклад внесли инвестиции в здания и сооружения – 47,2% за январь-сентябрь 2006 года (рост на 0,7 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом 2005 года). Доля инвестиций в активную часть основных фондов несколько сократилась (35,5% против 35,9%). Данная ситуация будет в определенной степени сдерживать рост производительности труда и, в конечном итоге, способствовать накапливанию инфляционного потенциала в экономике.
Рост потребительского спроса населения и доли заемных ресурсов в инвестиционном спросе предприятий подкрепляется повышением доступности кредитных ресурсов (График № 9).
3.3 Анализ инфляционных процессов за 2007 год в Казахстане
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция в октябре 2007 года составила 4,4% (в октябре 2006 года – 0,7%), что является максимальным значением с февраля 2000 года .
Цены на продовольственные товары повысились на 6,5%, непродовольственные – на 1,5%, платные услуги – на 4,2%.
Среди продовольственных товаров в прошедшем месяце в наибольшей степени подорожали масло и жиры – на 35,4%, в том числе масло подсолнечное – на 59,1%, мука –21,2%, яйца – на 11,8%, молоко и молочные продукты – на 7,8%.
В группе непродовольственных товаров стали дороже бензин - на 2,9%, моющие и чистящие средства – на 1,3%.
В структуре платных услуг населению жилищно -коммунальные услуги стали дороже на 6,7% в основном за счет удорожания электроэнергии на 14,0%, горячего водоснабжения – на 11,1%. Дошкольное образование подорожало на 6,9%. Транспортные услуги подешевели на 0,1%, при этом услуги железнодорожного пассажирского транспорта – на 1,0%.
Инфляция без учета роста цен на масло подсолнечное и муку в октябре 2007 года сложилась бы на уровне 3,1% вместо фактических 4,4%. За январь -октябрь 2007 года инфляция составила 13,4%, тогда как в соответствующем периоде 2006 года – 6,6%.
Ускорение инфляции было обусловлено ростом цен ее составляющих, главным образом, на продовольственные товары – на 18,6% (в январе - октябре 2006 года – на 4,9%), в незначительной степени на непродовольственные товары – на 7,3% (на 6,0%) и платных услуг - на 11,9% (на 10,2%), (График № 10).
Глава Национального банка Республики Казахстан не исключает, что в республике впервые за последние 5 лет инфляция по итогам года будет исчисляться двузначной цифрой. Такой прогноз был сделан Анваром Сайденовым в ходе интервью с журналистами, в газете "Казахстан Сегодня".
"Думаю, что и среднегодовая, и годовая инфляция будет на тех уровнях, которые сложились к концу сентября 2007 года, то есть 10% - среднегодовая и 15% - годовая инфляция, наверное", - сказал Сайденов А.
Можно предположить, что по инфляции подход состоит в том, что сентябрьские и октябрьские события (всплеск цен на ряд продуктов питания. - это всплеск, который носил разовый характер, не связанный с монетарными факторами, т.к. денежная масса в РК за 9 месяцев текущего года выросла на 21%, а денежная база, если брать октябрь и сравнивать его с началом года, находится на том же уровне - 1,5 трлн тенге (120,62 тенге за $1 ). Поэтому монетарные факторы играют определенную роль, но все-таки денег в системе сейчас не так много, чтобы они сильно давили на цены.
Я думаю, что основная причина роста цен - это все-таки внешний шок, в финансовом секторе «ипотечный кризис» он был, с ценами произошло то же самое. Если посмотреть на цены на зерно, на растительное масло на внешних рынках, там произошел вообще колоссальный рост. И в конечном итоге через импорт эта инфляция сказалась и на наших внутренних ценах. Также на росте цен сказались и внутренние факторы, например, рост тарифов регулируемых Антимонопольным комитетом. Инфляция в Казахстане продолжит расти. Причем рост цен затронет и коммунальные тарифы. Так как президент РК в своем недавнем выступлении сообщил, что у нас в стране низкие тарифы за коммунальные услуги, и это можно расценивать как отмашку коммунальщикам. Думаю, в скором будущем рост произойдет, что в последствии повлияет и на рост инфляции.
Кстати, специалисты разделяют инфляцию официальную и инфляцию "адекватную", то есть ту, что ощущает рядовой потребитель. К примеру, цены на молибденовую руды выросли на 2%, а на продукты питания на 15%. Когда говорят об инфляции, берут среднюю цифру от общего объема. Реально же рядовой потребитель ощущает на себе рост именно "адекватной" инфляции, которая зашкаливает за среднегодовые 15%
Правительство, признает, что коренным образом влиять на экономическую ситуацию в стране оно не в силах. В объемном программном документе о среднесрочной фискальной политике на 2005–2007 годы, например, после постановки амбициозных задач оговаривается, что их достижению могут помешать колебания мировых товарных цен, валютных курсов и процентных ставок на мировых денежных рынках. Причем нежелательные последствия для экономики Казахстана могут быть вызваны в случае как низких, так и высоких цен на нефть. При снижении мировой цены на нефть ниже 19 долларов США за баррель добыча нефти на отдельных месторождениях с учетом затрат на транспортировку станет нерентабельной, что приведет к сокращению объемов добычи нефти и, в конечном итоге, повлечет усиление инфляционных процессов и снижение доходов государственного бюджета.
При высоких мировых ценах на нефть (выше 40 долларов за баррель) будет оказываться значительное давление в сторону укрепления реального обменного курса тенге.
В результате значительного притока денежной наличности произойдет усиление монетарных факторов инфляции, – говорится в заключительном разделе Среднесрочной фискальной политики правительства Республики Казахстан на 2005 – 2007 годы. Поэтому Казахстан более всего устраивает сценарий «средних цен», взятый государством за базовый при составлении концептуальных документов экономического развития, при котором внешняя конъюнктура заменит внутреннее регулирование. Самое важное, что мировой рынок не руководствуется пожеланиями казахстанского правительства. Поэтому, реализация главных макроэкономических целей лежит на государстве, а конкретно – на правительстве и Национальном банке.
3.4. Прогноз инфляции на 2008 год
В настоящее время Национальным Банком ведется работа по разработке Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы, в которых будут определены ориентиры на ближайшую перспективу по уровню инфляции в Казахстане.
Кроме того, в данном документе Национальным Банком будут разработаны основные меры воздействия денежно-кредитной политики на финансовый рынок, соответствующие текущей экономической ситуации. Возможными мерами могут стать увеличение объемов операций Национального Банка на открытом рынке, повышение официальных ставок, повышение нормативов МРТ.
Эти меры будут способствовать росту рыночных ставок по краткосрочным инструментам финансового рынка и, возможно, некоторому удорожанию кредитных ресурсов, что позволит снизить темпы роста кредитования и денежного предложения, тем самым влияя на уровень совокупного спроса и инфляцию.
При этом Национальный Банк ожидает, что среднегодовая инфляция в 2008 году не превысит 8-9%. Оценки исходят из тех предположений, что негативное влияние отдельных факторов продолжится, а воздействие операций денежно-кредитной политики Национального Банка на инфляцию происходит с определенным запаздыванием.
Заключение
В рамках отведенной мне курсовой работы передо мной стояла задача - выявить социально-экономическую сущность инфляционных процессов, особенности их проявления, указать причины возникновения инфляции, а также указать систему антиинфляционных мер на современном этапе применяемую Правительством Республики Казахстан.
В курсовой работе раскрыты особенности инфляционных процессов в нашей республике в период 2004 -2007 года, также проведен анализ и сделаны объективные выводы, разобравшись с которыми мы можем научиться разбираться и в сложных социально-экономических явлениях, а также углубить знания в рамках изучаемого предмета «Экономическая теория».
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов, в данной работе этому явлению посвящена отдельная глава.
Народное хозяйство, полностью свободное от инфляции существует лишь в воображении, но никак не на практике. Современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству, и в обозримом будущем иного ждать не приходится. Поэтому, когда правительство обещало гражданам покончить с инфляцией, искоренить ее и т.д., они только верно указывают конечный стратегический ориентир, обозначают линию горизонта, которая удаляется по мере приближения к ней.
Отсюда следует, что противодействие инфляции не может выступать в виде политической программы, рассчитанной на какой-то срок. Это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция.
Список литературы
Казахстан. Отчет по человеческому развитию. Алматы, 2000г.
Политическая экономия Курс лекций //М. ИКФ «ЭКМОС», 2002г.
Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. - 2006.
Инфляция и валютная политика // Экономист. - 2003. - N 12
Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабилизации // Финансы. - 2000. - N 4
Экономика // Под ред. А.С. Булатова. М.: Бек, 1997.
Экономическая теория // Под ред. А.С. Тарасович, И.А.Добрынина, 2000.
Мейрман М. Тенге: 7 лет упадка и надежды. // АиФ Казахстана, № 46, 2000г.
Кудайбергенов А. С чего начинали и к чему пришли? // Акмолинская правда, 15 ноября 2006 г.
Прокопьев А. Тенге - не доллар, чтобы всем нравиться. // Комсомольская правда Казахстана, 25 октября 2006 г.
Журнал «Казахстан Сегодня» // ноябрь 2007 г.
Журнал «Транзитная экономика» 2004,2005,2006,2007 г.
Сайт Нацбанка РК - http://www.nationalbank.kz
Сайт Агентства РК по статистике - http://www.stat.kz