План
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике
1.1 Необходимость хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике
1.2 Направления и сферы деятельности государства в рыночной экономике
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности
2.1 Социально-экономическое содержание государственной собственности
2.2 Понятие собственности
2.3 Отношения государственной собственности
2.4 Формы государственной собственности
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности
3.1 Понятие и цели государственного предпринимательства
3.2 Способы реализации и критерии эффективного государственного предпринимательства
Заключение
Введение
Во всех экономических системах государство принимает непосредственное участие в регулировании экономики. Такое регулирование современной рыночной экономики осуществляется в много меньших масштабах, чем в административно-командных системах. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:
- стимулирование НТП и развитие научных исследований;
- увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
- глубокая перестройка налоговой системы.
Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышения уровня доходов.
Материально-вещественной основой государственного предпринимательства в экономике выступает государственная собственность. Она, как любая другая форма собственности, имеет свое содержание, которое раскрывается через субъективно-объективные отношения, формы взаимосвязи между ними.
Методическую и теоретическую основу исследования роли государства в рыночной экономике составили труды отечественных и зарубежных ученых, а также множество методического материала по изучаемым вопросам. В процессе изучения обработки материалов применялись различные методы экономических исследований, среди которых можно выделить: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, описательный, а также использовались основные приемы экономического анализа. Информационную основу работы составили годовые отчеты, статистические данные, специальная литература по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов.
Я не случайно выбрала данную тему курсовой работы, государство является важным субъектом экономических отношений и стабильное функционирование экономики немыслимо без его участия. Таким образом, целью моей работы является определение государства как собственника и предпринимателя в рыночной экономике.
Следовательно, основными задачами данной работы являются, во-первых, выяснение необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, а также нужно показать направления и сферы его деятельности. Во-вторых, раскрыть социально-экономическое содержание и выделить, на основе классификации, формы государственной собственности. И, наконец, в-третьих, выявление проблемы государственного предпринимательства. Здесь необходимо дать определение государственному предпринимательству. Затем выявить цели его деятельности и способы их реализации, а также показать критерии эффективного государственного предпринимательства.
Таким образом, целями курсовой работы являются определение и обоснование закономерностей развития государственного предпринимательства и особенностей их проявления в России.
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике
1.1 Необходимость хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике
Рыночная экономика способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции.
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей.
В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований.
Роль государства в экономической жизни огромна.
Несомненна тенденция к усилению роли государства во всех сферах экономики. Вместе с тем тенденция эта не является прямолинейной. Государственное вмешательство используется тогда, когда собственно рыночные механизмы дают сбой. В этих случаях воспроизводство корректируется таким образом, чтобы после наладки рыночного механизма государственное вмешательство можно было ослабить или свернуть.
Причиной меньшей активности государства служит более высокая эффективность саморегулирования экономики, а не наоборот.
Такого рода теоретические обоснования призваны обеспечить вполне определенную политику, приносящую ощутимые доходы некоторым конкретным кругам.
Таким образом, можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность государства в рыночной экономике просто необходима. Это вызвано тем, что зачастую в экономике происходят такие явления и процессы, справиться с которыми рынок самостоятельно не может. Поэтому требуется вмешательство государства. Следовательно, даже в рыночной экономике, где достаточно хорошо развит механизм саморегуляции, требуются административные методы управления, санкционируемые государством.
1.2 Направления и сферы деятельности государства в рыночной экономике
Практика показала, что социально-экономическая эффективность, а также степень регулируемой национальной экономики непосредственно не связаны с мерой огосударствления национальных ресурсов. Степень и эффективность государственного вмешательства в экономику проявляются в достаточно легко получаемых статистических индикаторах. Эти формы и соответствующие им индикаторы условно можно сгруппировать следующим образом.
На первом месте по массовости использования стоит доля и роль государственного сектора в национальной экономике. Это статистически проявляется в удельном весе нечастного сектора в ВВП или ВНП; в отношении государственных закупок товаров и услуг к объему ВВП; в доле ВВП, концентрируемой государственным бюджетом всех уровней, в удельном весе занятых в нечастном секторе экономики, в общей численности занятых.
Далее идет масштаб и относительное место публичной материально-вещественной собственности, измеренной в стоимостных показателях, во всех активах национальных субъектов экономики (или в национальном богатстве страны), в доле работающих на предприятиях государственного сектора в общей численности занятых. Здесь рассматривается непосредственно предпринимательская деятельность государства как собственника материальных и финансовых активов, капитала в сфере производства, транспорта, коммуникаций, страхования и других отраслей сферы услуг, в отличие от деятельности органов и учреждений сугубо общественного характера, не производящих рыночные услуги (государственное управление, армия, государственное здравоохранение и пр.).
На третьем месте – роль и место государства в нематериальных активах страны, на четвертом – собственно институционально – правовые аспекты государственного регулирования и их роль в экономическом развитии нации, интеграционных союзов стран, мировой экономики.
Статистический объем продукции государственного сектора заведомо занижается по сравнению с частным сектором. Все трудности статистически преодолимы, но этому не уделяется достаточного внимания.
Государственное регулирование экономики должно выстраиваться в соответствии с закономерностями ее функционирования. Важно отметить, что Россия уже более 20 лет, если учесть и период «перестройки» в рамках СССР, находится в фазе радикальных преобразований экономической системы. Протяженность периода реформ и противоречивые их результаты беспокоят общество, так как нет ясности, куда движется страна, в чем заключается генеральная стратегия. Исследователи и специалисты практически едины в том, что у страны нет сколько-нибудь перспективной и целевой экономической стратегии. Государство проводит политику реагирования на конъюнктурный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны.
Экономическая политика только тогда может превратиться в признанную долговременную стратегию, когда она формируется в соответствии с интересами общества в целом. Неудовлетворенность пройденными этапами реформ в обществе складывается, прежде всего, вследствие тенденций отчуждения народа от преобразований. Демократические, на словах, реформы стали прикрытием для агрессивного присвоения немногими всего лучшего, что ранее принадлежало всем.
Главная задача сейчас – остановить процесс частного присвоения национального богатства страны, укреплять, расширять государственную собственность на основе и в интересах всего общества. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе экономики единодушно одобрена населением, о чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в конце 2005 года. По мнению опрошенного населения, государство должно не просто присутствовать в экономике, а активно инвестировать денежные средства в реальный сектор народного хозяйства. Для восстановления полноценной инвестиционной способности экономики государственная (общенародная) форма собственности должна занимать более весомый удельный вес, ориентировочно не менее 50%.
Особую тревогу, с точки зрения общегосударственных интересов, вызывает замедление развития промышленности. Индекс промышленного производства исчисляется по следующим видам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие отрасли, выработка и распределение электроэнергии, газа и воды. Расчеты проводятся на основе данных о динамике производства свыше 700 важнейших товаров. Медленными темпами растут не только сырьевые отрасли (добыча нефти и газа), но и обрабатывающие. Поскольку спрос на нефть на мировых рынках возрастает, не побуждает нефтяной сектор России к адекватному наращиванию предложения, можно прийти к выводу, что основными лимитирующими факторами стали именно внутренние.
Таким образом, можно сделать вывод, что направления и сферы деятельности государства в рыночной экономике разнообразны. Это вызвано тем, что экономика требует всестороннего развития, поэтому для стабильного ее функционирования необходимо контролировать все происходящие в ней явления и процессы, затрагивающие различные элементы структуры хозяйственной деятельности.
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы экономической собственности
2.1 Социально-экономическое содержание государственной собственности
Формирование новой экономической системы связано с вопросами о ее социально-экономических целях и положении граждан страны, о соотношении экономического и социального развития, сущности и путях решения социальных проблем, о национальной модели социального устройства жизни и об основах социальной политики, а также непосредственно с вопросом собственности.
Однако связь экономики и социального развития носит еще более глубокий характер. Это обусловлено тем, что люди включены в содержание самих экономических отношений одновременно в качестве субъектов как экономических, так и социальных отношений. Ключевое значение для понимания этого имеют особенности природы собственности и действия общественных институтов, норм, правил.
В результате вместе с экономическими отношениями изменяются и социальные отношения между людьми, т. е. отношения их друг к другу, статус людей в обществе, возможности получения благ, доходов. Происходит изменение экономической и социальной власти, социальной структуры общества. Следовательно, экономические изменения одновременно выступают и как социальные изменения.
Проявление социальной стабильности и устойчивости экономики в целом являются результатом стабильного экономического развития. Систематический рост общественного продукта, низкий уровень естественной безработицы, низкая инфляция, стабильные цены и другие экономические параметры обеспечивают в течение каждого конкретного периода стабильность в уровне жизни населения, в его доходах, в потреблении основных благ, доступе к общественным благам и т. д.
Таким образом, состояние неразрывно связано с понятием собственности. Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. Содержание собственности можно рассмотреть через различные формы общественных отношений. Так, собственность, как экономическая категория выражает отношение присвоения (отчуждения) средств производства, а также создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, обмена и потребления.
Собственность является основой всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена и потребления. Таким образом, если в экономике преобладает государственная собственность, то это – командно- административная экономическая система, а если же – частная собственность, то это – рыночная экономика.
Собственность также определяет положение социальных групп в обществе, их возможности использования факторов в производстве. В этом заключается социальное содержание государственной собственности.
Следовательно, можно сделать вывод, что социально-экономическое содержание государственной собственности проявляется в различных общественных отношениях, непосредственно связанных с этой собственностью.
2.2 Понятие собственности
За категорией «собственность» стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимно переплетены, что их трудно отделить друг от друга.
Следовательно, собственность относится к числу наиболее важных и сложных категорий, и, одновременно, проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества показывает, что в обществе постоянно происходит процесс перераспределения объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит прямым подтверждением этой исторической традиции.
Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Понятие собственности в известном смысле превратилось в собирательный образ сложной системы социально-экономических отношений. Специальное обращение к ней содержится в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал, накопленный в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений, в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме.
В самом общем виде, собственность можно определить как отношение между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Именно собственность определяет расслоение населения страны на богатых и бедных.
В традиционном понимании собственность трактуется чаще всего как юридическое понятие, отражающее законодательное регулирование имущественных отношений. В этом смысле, отношения собственности регулируются Конституцией, Гражданским Кодексом, законами, а также многочисленными правовыми актами. Так часть 1, статьи 209 гласит: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом»1.
Экономическое же содержание собственности менее четко определено. Экономический подход к содержанию собственности имеет некоторые существенные отличия от юридического (правового) подхода. Специфика экономического содержания собственности состоит в следующих основных характеристиках:
Собственность – это не вещь и не просто отношение людей к вещам, а отношения между людьми, которые могут быть связаны с вещами (средствами и результатами производства). Но эти отношения имеют не вещественное, а социально-экономическое содержание и формы (соединение работников с условиями производства, формы доходов и др.).
Монополизация условий производства одними субъектами и отчуждение их от других или равные права доступа работников к условиям производства характеризует социально-экономическое содержание отношений собственности и определяет характер соединения основных факторов производства – работников и производительных ресурсов – и присвоение результатов.
Формы доходов образуют экономическую реализацию собственности и определяются положением субъектов в отношениях собственности.
В общем же, с экономической точки зрения, собственность – это процесс, созидающий блага и доход, это обстоятельство отличает экономическую природу собственности от юридической.
Таким образом, можно сделать вывод, что собственность – это специфическая категория, специфика которой заключается в том, что собственность воплощает неразрывное единство экономики и права, так как ее отношения функционируют в экономической и юридической форме.
2.3 Отношения государственной собственности
Отношения собственности, как бы их ни рассматривать, всегда останутся только абстракцией, если их не сопоставлять с отношениями присвоения. Присвоение – это конкретный общественный способ овладения вещью. Присвоение – сложный многоуровневый социально-экономический процесс. Он соответствует структуре хозяйственной жизни и развивается вместе с нею.
В современных условиях, с переходом от индивидуального к общественному производству, присвоение приобретает еще более сложную структуру. В целом для общества исходным моментом присвоения, с которым связаны общественные цели и интересы, является производство.
Известны два закона собственности и два закона присвоения, которые взаимодействуют друг с другом. Первым является закон собственности на продукт своего труда. Ему соответствует закон присвоения: труд – изначальный способ присвоения. Он создает собственность и ее цену
На базе первого закона собственности функционирует натуральное и простое товарное производство. Присвоение здесь осуществляется двояким образом: непосредственно через труд и через обмен продуктами своего труда на рынке. Собственность на созданный продукт выступает при таком присвоении как непосредственно возникающая из труда ее владельца. Это трудовая собственность.
Современное рыночное хозяйство своим происхождением обязано наемному труду и капиталу. Преобразование трудовой частной собственности в капиталистическую, происходит на основе перехода первого закона собственности во второй – в закон собственности на продукт чужого труда. Ему соответствует уже другой закон присвоения: товарное обращение – изначальный способ присвоения. На базе этих законов основано крупное общественное производство. Присвоение здесь осуществляется также двояким образом, но через иные формы – товарное и распределение доходов.
С экономической точки зрения, присвоить чужой труд (речь идет об экономическом принуждении к труду) возможно лишь через сферу обращения товарных и денежных потоков.
Рассмотрение отношений собственности и присвоения в их взаимосвязи позволяет выявить признаки, отличающие формы и виды собственности, и раскрывает механизм перерастания одних видов собственности в другие. Но остается невыясненным, какие формы хозяйствования предполагают тот или иной вид собственности, какие экономические отношения устанавливаются между собственником и лицами, пользующимися объектами чужой собственности. Для этого необходимо рассмотреть содержание отношений владения, пользования и распоряжения.
Следует отметить, что, во-первых, владение – еще не полная собственность и, во-вторых, объекты собственности в отношениях владения фигурируют не как объекты непосредственного присвоения, а как условия хозяйствования. Поэтому в системе отношений присвоения владение, пользование и распоряжение выступают как категории, выражающие вторичные отношения, уже опосредованные собственностью (отношения между собственниками условий производства и хозяйствующими субъектами).
Владение – более простое по сравнению с собственностью отношение. В современных условиях обе формы собственности достигли такого уровня развития, что владение входит в состав отношений собственности и выступает как простое отношение.
Мерой полного обладания собственностью служит потребление, которое определяется как действительная собственность. Собственность, которая не употребляется, рассматривается как бесхозная. Непотребление служит доказательством утраты права собственности.
Между отношениями собственности и формами организации хозяйственной деятельности существует диалектическая связь. С одной стороны, структура экономики влияет на структуру собственности, опосредует многообразие ее видов. С другой стороны, формы хозяйствования определяются отношениями пользования объектами собственности, а также уровнем технического развития производства. На основе одной формы или вида собственности могут сложиться разные формы хозяйствования, что и является условием конкуренции. Так, на базе различных видов частной собственности могут осуществляться индивидуальное производство и совместное производство. Совместное производство отличается организационной гибкостью и большими возможностями в централизации капитала. На базе различных видов общей собственности также возможно многообразие форм хозяйствования: от крестьянского хозяйства, основанного на земле, передаваемой в наследуемое владение, до концернов в государственном секторе экономики.
Таким образом, государственная собственность, как любая другая форма собственности, имеет свое содержание, которое раскрывается через субъектно-объектные отношения формы взаимосвязи между ними.
2.4 Формы государственной собственности
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации2 государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Таким образом, от других форм собственности, государственная собственность отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института политической и экономической власти. Государство является здесь верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участках экономического процесса, и в этом смысле государственная собственность унитарна.
На сегодняшний день, государственная собственность в экономически развитых странах сосредоточена в очень ограниченном спектре отраслей. Кроме того, эти отрасли малорентабельны, а зачастую даже убыточные, и это обстоятельство делает их непривлекательными для частного капитала. В основном к таким отраслям относится социально-экономическая структура: железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования. В других же отраслях участие государства проявляется лишь в виде держателя пакетов акций ряда фирм. Так в среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП не превышала 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показатель составлял соответственно 11 и более 40%.
Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций. Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы, а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.
Государственная собственность на основные факторы (средства) производства носит анонимный характер, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают государственные органы.
Развитие процессов обобществления в индустриальном производстве ведет к усилению анонимности собственности и институционализации ее функций в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии иных национально значимых сферах они приобретают практический смысл и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ.
Государственная собственность отражает отношения присвоения - отчуждения. Это выражено в том, что, обладая экономической и политической властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.
Частью государственной собственности, несомненно, является муниципальная собственность (собственность городов, общин и т. д.), тем не менее, которая как на Западе, так и в России квалифицируется как отличная от государственной. Так в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Однако, несмотря на то, что разграничивают понятия «государственная» и «муниципальная» собственность, по своей экономической природе они родственны друг другу. Разница заключается только в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально-ограниченной области национального хозяйства. К тому же, собственность земель или штатов также не распространяется на всю страну.
Кроме того, в составе государственных предприятий есть такие, которые будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются «казенными» предприятиями, например, Монетный двор.
Также, кроме коммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет некоммерческие организации, такие как потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.
Потребительские кооперативы необходимы для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей, например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей и т. д. Такие предприятия не ставят перед собой цель получения прибыли, благодаря этому потребительские кооперативы проявляют огромную жизнестойкость в сферах деятельности, связанных с удовлетворением потребностей и интересов граждан. Деятельность данных организаций просто необходима для стабильного функционирования рыночной экономики. А так как Россия все еще государство с развивающейся экономикой, то возрождение и налаживание эффективной работы таких кооперативов необходимо для нашей страны.
Также к некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов: культурных, образовательных, оздоровительных и т. д., например, добровольное спортивное общество «Спартак». Данные общественные организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий.
И, наконец, к некоммерческим организациям относятся фонды. Фонды представляют собой не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, а также общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.
Таким образом, можно сделать вывод, что спектр форм государственной собственности достаточно богат и разнообразен. Он открывает возможность выбора наиболее оптимальных обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в конкретных условиях. Кроме того, этот спектр дополняется правом юридических лиц объединяться в ассоциации и союзы в целях координации их деятельности и защиты общих имущественных интересов.
Однако право, хотя и необходимое, но недостаточная предпосылка реального создания социально-экономической инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. В России для этого необходимо еще трудная и кропотливая работа по созданию условий деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде. Следовательно, для этого необходим целый комплекс мер, включающий как передачу в частную собственность большей части государственных предприятий, так и освобождение всех хозяйствующих субъектов от мелочного административного вмешательства государства в процесс хозяйствования, переход к воздействию на экономику главным образом через косвенные инструменты, такие как фискальная и кредитно-денежная политика.
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности
3.1 Понятие и цели государственного предпринимательства
Содержание предпринимательства не может быть сведено исключительно к какому-либо одному из присущих ему признаков. Все признаки являются его неотъемлемыми свойствами, а преобладание любого из них есть лишь проявление доминанты предпринимательских усилий в конкретной хозяйственной ситуации и отражает способ реагирования на ее изменения.
Как специфический вид общественной деятельности предпринимательство всегда отражает тот тип экономических отношений, который существует в обществе. Функциональное содержание, задачи и цели предпринимательской деятельности определяются характером отношений, присущих данной экономической системе.
Здесь можно выделить такую форму осуществления предпринимательства, как государственное предпринимательство.
Таким образом, государственное предпринимательство - это форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль над ней осуществляются государственными органами.
В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т. д.
Государство выступает в качестве крупного хозяйственного субъекта, непосредственно участвующего в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса, например, капиталовложения в научно-технические разработки. Кроме того, к государственной собственности относятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегическим потребностям всего народного хозяйства, например, энергетика, транспорт, связь, оборона. А также государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления, например, дороги, экология, уличное освещение и др.
Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета, однако в рыночной экономике, государственные предприятия являются акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. Здесь государство владеет контрольным пакетом акций, вследствие чего возникает особый вид «полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которых осуществляется наряду с частными и государственными инвесторами.
Кроме того, разновидностью государственного предпринимательства следует считать и предоставление концессий, т. е. сдачу в коммерческую аренду, принадлежащих государству и природных и производственных ресурсов.
Таким образом, в результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях. Кроме того, обычно необходимость вмешательства государства в экономику связывается с недостатком рыночного механизма. Однако, такое толкование, во-первых, не объясняет того, почему государственное вмешательство в экономику не ограничивается регулированием посредством экономических инструментов – налогов и субсидий; во-вторых, не дает ответа, почему государственное предпринимательство выходит далеко за рамки сферы предоставления общественных благ; в-третьих, не раскрывает мотивации государственного предпринимательства. Наконец, такое объяснение, выводя государственное предпринимательство из сферы рыночных отношений, лишает его предпринимательской содержательности.
В действительности причины возникновения и развития государственного предпринимательства глубже и связаны с ростом обобществления производства, выражающегося в усилении взаимозависимости различных звеньев общественного производства и взаимообусловленности результатов их деятельности.
Связанное с непосредственной хозяйственной деятельностью государственное предпринимательство, в отличие от государственного регулирования, является микроэкономическим способом достижения макроэкономических целей и выступает в качестве инструмента повышения конкурентоспособности национальной экономики. Поэтому основные его функции связаны с развитием отраслевой структуры экономики, рационализацией распределения ресурсов и поддержанием конкурентности рынков.
Целью же государственного предпринимательства является максимизация общего благосостояния и рост эффективности общественного производства.
Кроме того, государственное предпринимательство выступает в качестве способа предупреждения «провалов» рынка или содействия развитию экономики, в том числе осуществлению структурных сдвигов через государственные инвестиции.
Таким образом, видно, что государственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночной экономики на данном этапе, потому что очень часто рыночный механизм не может справиться с возникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство, механизм регуляции которого выражается именно в предпринимательской деятельности.
3.2 Способы реализации и критерии эффективности государственного предпринимательства
Государственное предпринимательство реализуется через государственные предприятия и предприятия с разной степенью государственного участия, а также в форме аренды государственных предприятий. Хотя внешне деятельность таких предприятий мало, чем отличается от частных предприятий, в действительности они обладают некоторыми принципиальными особенностями. Прежде всего, это касается целей и критериев эффективности их деятельности. Так, показатель рентабельности не может служить универсальным критерием эффективности для государственных предприятий, поскольку итоги их деятельности часто формируются под влиянием проводимой государством политики и не являются прямым свидетельством низкой эффективности работы.
Отличительной особенностью государственного предпринимательства является то, что оно способно модифицировать механизм рыночного взаимодействия путем установления потолков цен, выделения субсидий или предоставления привилегий и т. д., что объективно ставит вопрос о целесообразных масштабах его присутствия в экономике. Они зависят от специфики национальной экономики и стоящих перед ней задач, а также от характера производимой экономической политики. Как показывает опыт, государственное предпринимательство допустимо в той мере, в какой оно способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики и тем самым росту ее эффективности и общего благосостояния.
Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране предопределил дилемму: что выбрать социалистическое переустройство плановой экономики в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказ от глобальной приватизации, а следовательно, регресс капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.
Во всех странах управление государственными предприятиями осуществляется министерствами и специально для этого созданными комиссиями. Однако сохранение административной подчиненности предприятий, предполагает необходимость исключения прежних наиболее существенных недостатков командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактическое отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль над его действиями.
Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может быть:
во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами;
во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров;
в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.
Практическая реализация этих положений видится в следующем:
Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.
В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе государственные предприятия нуждаются в детальной доработке механизма их функционирования. Это необходимо, прежде всего, для стабильного функционирования экономики государства в целом, а, следовательно, и жизнедеятельности всего общества, что является неотъемлемым атрибутом состояния государства, определяемым различными макроэкономическими показателями как внутри страны, так и за ее пределами.
Таким образом, видно, что государственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночной экономики на данном этапе, потому что очень часто рыночный механизм не может справиться с возникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство, механизм регуляции которого выражается именно в предпринимательской деятельности.
Заключение
Итак, рассмотрев закономерности развития государственного предпринимательства и выявив особенности их проявления в России, можно сделать вывод, что государственное предпринимательство играет важную роль в функционировании рыночного механизма. Это вызвано тем, что зачастую в экономике происходят такие явления и процессы, справиться с которыми рынок самостоятельно не может. Поэтому требуется вмешательство государства. Следовательно, даже в рыночной экономике, где достаточно хорошо развит механизм саморегуляции, требуются административные методы управления, санкционируемые государством. Эти методы, как раз таки и проявляются в государственном предпринимательстве.
Кроме того, экономика требует всестороннего развития, поэтому для стабильного ее функционирования необходимо контролировать все происходящие в ней явления и процессы, затрагивающие различные элементы структуры хозяйственной деятельности, следовательно, направления и сферы деятельности государства в рыночной экономике вообще, и государственного предпринимательства в частности многообразны.
Таким образом, видно, что государственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночной экономики, потому что очень часто рыночный механизм не может справиться с возникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство, механизм регуляции которого выражается именно в предпринимательской деятельности.
Несомненно, существуют проблемы, связанные с государственным предпринимательством, тем более в России, экономика которой является переходной. Как уже было сказано, государственное предпринимательство – это неотъемлемое составляющее благоприятного развития и функционирования экономики, и связанных вместе с ней общественных процессов, следовательно, поддержка на должном уровне сектора государственной собственности и предпринимательства является одной из приоритетных задач государства.
1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1 – М.: «Проспект», 2003
2 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1 – М.: «Проспект», 2003