Введение.
В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять – шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей проблемы. Возможно, внешний долг не так сильно заботит россиян сегодня, когда перед нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.
1.История возникновения государственного долга России.
Для того чтобы лучше разобраться во внутренних причинах современных долговых проблем России, необходимо совершить небольшой экскурс в историю.
Практически до начала ХХв. России внешний заем был осуществлен Екатериной II в 1769г. в Голландии. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был окончательно погашен через 76 лет - в 1891 г.
Со второй половины XIXв. Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Доля иностранного капитала (французского, бельгийского и немецкого) во вложениях в экономику страны достигала 72%. К этому моменту относится и известная сделка с Аляской. 18 (30) марта 1867 г. был подписан договор с США, по которому эта земля была продана им за 7,2 млн. долларов. Царская Россия (с Александром II на престоле) не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной Америке и одновременно сильно рассчитывала на поддержку американцев в своей борьбе за ликвидацию невыгодных условий Парижского мирного договора 1856г. по результатам Крымской войны. Именно поэтому их двух претендентов на Аляску – Англии и США – предпочтение было отдано последним. В конце прошлого века российским правительством было пущено еще несколько золотых займов, которые были впоследствии также реструктуризированы.
Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Политика царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального само обеспечения, что опиралось, в свою очередь, на созданное веками самое обширное в мире территориально-хозяйственное пространство. Данная независимость включала: самообеспеченность продовольствием, основанную на богатейших промышленно-сырьевых ресурсах; динамично развивающуюся многоотраслевую национальную промышленность; оптимальную транспортную инфраструктуру с выходом ко всем окружающим морям; устойчивую и надежно контролируемую кредитно-банковскую систему и собственную твердую (золотую) валюту; высокопрофессиональные научные и технические кадры. При всем этом страна являлась крупным экспортером зерна и ряда других товаров. Многими государствами в то время Россия признавалась одной из главных мировых держав.
История заключения царским правительством займа 1906 г. тесно переплетается со сложными внешнеполитическими проблемами России тех времен. Первые попытки получить большой международный заем с помощью французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда Россия стала испытывать финансовые затруднения. Тогда французское правительство, не заинтересованное в продолжение дальневосточной авантюры, отказало в деньгах.
Обострение франко-германских противоречий и стремление поскорее получить заем вынудило, в конце концов, царское правительство выступить против Германии и поддерживающей ее Австро-Венгрии. Альхесирасская конференция, собравшая 13 крупнейших стран, имела две исторических результата: решение вопроса с Марокко в пользу Франции и решение вопроса с займом в пользу России.
17 апреля 1906г. был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906г.» на общую сумму 2250 млн. французских франков. Из которых французские банки должны разместить 1200 млн., русские - 500 млн., английские 330 млн., австро-венгерские –165 млн. и голландские – 55 млн. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен до 1956г. При этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее политическое значение условие не привлекать новый заем, ни в какой другой стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа. Кроме того, французское правительство использовало финансовую зависимость России и для изменения в свою пользу франко-русской конвенции.
Публичные займы царской России размещались без определенного деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных категорий: займов для общих нужд государства (65%) и для строительства железных дорог (35%). На начало 1914г. общий публичный долг составлял 8,8 млрд. долл., иностранная часть задолженности была менее 45%.
Задолженность России в период с 1900 по 1914 годы.
(в млрд.долл.)
Немаловажным фактором внешнеэкономической независимости является состояние золотовалютных резервов страны. А эти резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе. И за каких-то пять лет, он уменьшился почти в три раза, не считая вывезенных из страны более полмиллиарда золотых рублей, которые составляют почти 50 млн. долл. на настоящий момент (николаевский рубль 11,3 долл. США). А всего в пересчете на доллары с учетом сегодняшних цен Россия тогда потеряла около 10 миллиардов.
После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, и необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной само обеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. Историческая оправданность такого укрепления национального экономического оборонного потенциала в полной мере проявилась в Великой отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Так же без какой-либо помощи извне было осуществлено и послевоенное восстановление народного хозяйства.
В идеологическом и практическом плане принцип обеспечения внешней независимости четко отстаивался вплоть до конца 1980-х гг., и внешнеэкономические связи Советского Союза отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако такой принцип имел и скрытые противоречивые моменты.
После распада СССР в конце 1991г. России в срочном порядке пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50% экспорта) в 1985 г. до 119 млрд. долл. (260%) в 1994 г. и в 1995 г. — 130 млрд. долл.(265%).
Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП).
Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов.
К концу 1991 года внешний долг России составил $57 млрд.(10% ВНП) Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о правопреемстве Советских долгов.
28 октября 1991 года 12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум "О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР", взяв на себя солидарную ответственность за советский долг.
Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % Советской задолженности, т.е. примерно $57 млрд. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).
Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) - таким образом весь государственный внешний долг бывшего СССР ($93 млрд.) перешел к России.
До 1983 года внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал $5 млрд. (1-1.5 % ВНП страны).
СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным.
Общая задолженность третьих стран по государственным кредитам бывшего СССР оценивается ориентировочно в 170 млрд. долл. При этом следует учитывать, что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютных рублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями. Поэтому иногда предлагается считать, что нам должны по этим кредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. По различным оценкам, Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долл., да и то в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомей противостоящих им финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долл., то при реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убыток от нулевого варианта определяется в 20 млрд. долл. (40% от 50 млрд. долл.). Реальная цифра может оказаться еще более весомой.
2.Понятия внешнего и внутреннего долга.
Итак, поскольку курсовая работа носит название "Государственный долг Российской Федерации. Анализ структуры и динамика», следует дать определение государственному долгу.
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов. Внутренний долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте.. Внешний долг может образовываться когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым цветом для государства, желающего стать кредиторам какой-нибудь страны, или красным – когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным по мнению специалистов из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Я считаю, что в государственный долг России не играет положительную роль.
3.Государственный долг в настоящее время.
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили долговое бремя. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.
Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению. Неспособность осуществлять выплаты дважды за последние десятилетие – в декабре 1991 г. и августе 1998 г. – привела к национальным дефолтам. Соглашения о реструктуризации долговых платежей нельзя признать удачными. Хотя они позволили уменьшить нагрузку на экономику страны в течение 1992-2000 гг., но существенно увеличили бремя внешнего долга, как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие XXI века.
В 1992-1999 гг. советские долги на сумму в 91 млрд. долл. были реструктурированы, причем просроченные процентные платежи в 19,7 млрд. долл. были переоформлены как новый долг. За те же годы российское правительство получило новые займы на сумму 74,3 млрд.долл., в том числе 23,6 млрд. в счет погашения основной части долга. Таким образом, оно увеличило размеры основного долга на 50,7 млрд.долл. Однако за прошедшие девять лет общий объем государственного внешнего долга возрос не на 70,4 млрд. долл. (19,7 + 50,7), а на 83,6 млрд. – с 67,8 млрд. на конец 1991 г. до 155,6 млрд. на конец 1998 г
В результате проведенных реструктуризация долговой кризис был отложен. Одновременно была создана ситуация “пиковых” платежей в 2003, 2005, 2008 г.
Достигнутая в начале 2000г. договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с Парижским клубом. В бюджете 2001г. не были предусмотрены средства для соответствующих платежей, а в начале 2001г. была принята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому клубу по долгу, наследованному от бывшего СССР. Однако угроза применения санкций со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти отказаться от дальнейшего осуществления этого плана.
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
В целом по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%.
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО
3.1.Внешний государственный долг.
В I полугодии
2003 г. внешний
долг
РФ вырос на $7
млрд. до $159,1 млрд.,
сообщает
“Интерфакс-АФИ”
со ссылкой на
данные Центрального
Банка РФ. Публикация
Банком России
статистической
информации,
касающейся
внешней задолженности,
осуществляется
в соответствии
со Специальным
стандартом
МВФ по распространению
данных (ССРД),
который предусматривает
разделение
совокупного
долга страны
на четыре части:
o
Долг органов
государственного
управления;
o
Долг органов
денежно-кредитного
регулирования;
o
Долг банковской
системы (без
участия в
капитале);
o
Нефинансовые
предприятия
(без участия
в капитале).
Структура
государственного
внешнего долга
РФ представлена
на рисунке
Источник: ЦБ РФ |
В I полугодии
2003 г. долг органов
государственного
управления
сократился
на 2,7% и составил
$94,2 млрд., причем
наибольшая
задолженность
по-прежнему
приходится
на обязательства
перед странами-членами
Парижского
клуба кредиторов
– $41 млрд. и по
ценным бумагам
в иностранной
валюте – $24,1млрд.
Выделенная
в качестве
отдельной
составляющей
задолженность
органов денежно-кредитного
регулирования
за рассматриваемый
период не
изменилась
и составила
$7,3 млрд.
Обязательства
банковской
системы возросли
с начала года
на 19%. Преобладающие
в структуре
этого долга
кредиты, а также
текущие счета
и депозиты
увеличились
на 35% и 18% соответственно,
в то время как
менее значимые
долговые ценные
бумаги и прочая
задолженность,
сократились.
В абсолютном
выражении сумма
долга достигла
$17,1 млрд.
Долги
нефинансовых
предприятий,
доля которых
в совокупной
сумме внешних
обязательств
государства
составляет
26% (см. диаграмму),
росли самыми
быстрыми темпами
– 21% с начала т.г.
Абсолютная
сумма увеличилась
на $7 млрд. и составила
$40,1 млрд.
Таким
образом, государственный
внешний долг
России, рассчитываемый,
скорее, как
долг экономики,
несколько
изменяет свою
структуру в
пользу увеличения
частных обязательств.
Совокупный объем внешнего долга экономики России за 2004 г. увеличился на $25,5 млрд. (на 13,8%), составив $211,4 млрд. ($28,8 млрд. или 18,8% в 2003 г.). Согласно методологии, применяемой Банком России, внешний долг на отчетную дату представляет собой невыплаченную сумму текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая требует выплаты процентов и/или основного долга в будущем. В сумму внешнего долга не включаются участие в капитале, а также гарантии, открытые кредитные линии и прочие условные обязательства.
Объем нового российского долга органов государственного управления за 2004 г. возрос на $1 млрд. (2,6%), прежде всего, за счет увеличения обязательств по еврооблигациям, выпущенным при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов – на $1,8 млрд. (10,7%).
Сумма долга бывшего СССР за 2004 г. снизилась на $2,2 млрд. (3,8%). Несмотря на то, что объем обязательств по кредитам стран-членов Парижского клуба кредиторов продолжал увеличиваться (за счет процентной части) – на $0,6 млрд. (1,4%), в основном снижение объема прочей задолженности на $2,4 млрд. (23%) обеспечило указанное сокращение объема задолженности бывшего СССР.
Удельные веса нового российского долга и задолженности бывшего СССР в совокупном объеме внешнего долга по состоянию на 1 января 2005 г. составили 19% и 27% соответственно (21% и 32% в 2004 г.).
Более подробно структура внешнего долга представлена на рисунках ниже.
Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО |
Как видно из рисунков, удельный вес обязательств нефинансовых предприятий в общем объеме внешнего долга экономики за 2004 г. возрос на 5 процентных пунктов (п.п.) и составил 35,5%, их объем возрос на $18,6 млрд. (33,8%), в основном за счет увеличения по группе прочих кредитов на $14,6 млрд. (36%).
Доля внешнего долга банков возросла на 2 п.п. и составила 15%. Объем банковской внешней задолженности за 2004 г. увеличился на $7,6 млрд. (30,5%), прежде всего, за счет кредитов – рост на $7,6 млрд. (53,5%).
Краткосрочные обязательства по состоянию на 1 января 2005 г. составили $34,7 млрд. или 16,4% от общей суммы внешнего долга России ($36 млрд. или 19,4% на 1 января 2003 г.). Объем долгосрочной задолженности составил $176,6 млрд. или $83,5 млрд. ($149,7 млрд. или 80,6%).
Итак, после отсутствия роста внешнедолговых обязательств в III квартале 2005 г., когда объем внешнего долга даже сократился на $0,4 млрд., приток капитала в Россию в IV квартале, составивший по предварительным оценкам Банка России $10,8 млрд., обеспечил увеличение общего объема внешнего долга РФ до $211,4 млрд.
Снижение объема задолженности органов государственного управления в 2004 г. было весьма незначительным. Основной причиной является продолжение роста задолженности бывшего СССР за счет процентных платежей, прежде всего, по долгу Парижскому клубу кредиторов. В этой связи, мы считаем целесообразным направить средства Стабилизационного фонда РФ на досрочное погашение данной категории задолженности в ближайшие два-три года. Данный шаг позволит разгрузить федеральный бюджет от процентных расходов в будущем при одновременном нейтральном воздействии такой операции на инфляционные процессы.
Рост частного внешнего долга при условии соблюдения необходимых требований к уровню платежеспособности заемщиков можно оценить позитивно, а общий объем внешней задолженности российской экономики, по нашему мнению, является вполне адекватным (36,3% ВВП).
13 мая 2005 г. между Россией и Парижским клубом кредиторов было подписано соглашение о досрочном погашении российского внешнего долга клубу на $15 млрд. по номиналу. Совокупный объем внешнего долга перед клубом по состоянию на начало т.г. составлял $43,3 млрд. Таким образом, с учетом запланированного объема погашений в 2005 г. они уменьшаются примерно до $30 млрд.
Досрочные платежи будут осуществляться с начала июня 2005г. по 20 августа т.г. за счет средств Стабилизационного фонда.
Принимая во внимание текущие рыночные цены, погашение по номиналу фактически означает, что Россия получила дисконт. Напомним, первоначально на переговорах российская сторона добивалась дисконта к номиналу, а не к рыночной цене по причине секьюритизации Германией российских обязательств с предоставлением инвесторам 10%-ного дисконта ("Aries"). Парижский клуб добивался премии, компромисс в итоге был найден в погашении по номиналу.
Согласно заявлению директора департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных внешних активов Минфина С.Сторчака, возглавлявшего российскую делегацию на переговорах в Париже, в первый транш погашения российского долга перед Парижским клубом вошли самые дорогие серии задолженности. Экономия от досрочного погашения составит до 2020 г. порядка $6 млрд. По данным Минфина, средняя ставка по этому сегменту бумаг составляет 6,76%.
С технической точки зрения, Минфин за счет средств стабфонда, находящихся на счетах в Банке России, купит у ЦБ необходимый объем иностранной валюты, при этом произойдет сокращение золотовалютных резервов и отрицательного чистого кредита федеральному правительству, который сложился к настоящему времени.
3.2.Внутренний долг.
Государственный внутренний долг России в соответствии с методологией, применяемой Минфином РФ, по состоянию на 01.10.2003 г. составил 682,154 млрд. руб., что на 4% больше, чем по состоянию на 01.01.2003 г.
Источник: Минфин РФ |
В его структуре произошли весьма заметные изменения, которые коснулись, прежде всего, облигаций с постоянным купонным доходом и амортизацией долга. Так, если ОФЗ-ПД на начало т.г. составляли 53% всей секьюритизированной внутренней задолженности, то к 1 октября их доля сократилась до 7%. Прямо противоположная ситуация произошла с ОФЗ-АД, доля которой возросла с начала года на 48% и достигла 54% совокупного внутреннего долга. Доли ОФЗ-ПК, ОГНЗ и ОФЗ-ФК не изменились с начала года и составляют в настоящее время 4%, 2% и 32% соответственно. Стоит также отметить уменьшение и без того невысокой доли ГКО с 3% до 1%.
Увеличение
совокупного
государственного
внешнего долга
России происходит
за счет интенсивных
внешних заимствований
частного сектора.
Происходящее
сокращение
доли долга
органов государственного
управления
производится
в рамках принятой
государственной
политики в
области управления
долгом и вызвано
необходимостью
безусловного
выполнения
принятых на
себя обязательств.
Происходит
частичное
рефинансирование
внешнего долга
за счет внутренних
займов, что еще
до недавнего
времени было
следствием
более высокой
стоимости
привлечения
капитала на
внешних рынках.
Однако, присвоение
России рейтинговым
агентством
“Moody’s” инвестиционного
рейтинга, безусловно,
должно несколько
изменить эту
ситуацию в
пользу большей
привлекательности,
с точки зрения
цены капитала,
внешнего рынка
государственных
займов. Поэтому
в среднесрочном
периоде следует
ожидать дальнейшее
увеличение
внешних заимствований
со стороны
частного сектора.
Относительно
перехода к
рефинансированию
внешних обязательств
за счет внешних
же займов со
стороны Правительства
РФ, нельзя сказать
ничего определенного,
поскольку
министр финансов
РФ А.Кудрин
неоднократно
заявлял, что
правительства
не намерено
менять свою
политику в
области государственных
внешних займов
в связи с присвоением
России инвестиционного
рейтинга. Однако
если государство
не будет пользоваться
тем, что экономически
более целесообразно,
вряд ли можно
будет говорить
об эффективности
проводимой
долговой политики.
Действия в
области государственных
внутренних
заимствований
в I полугодии
2003 г. в целом отвечали
требованиям
среднесрочной
долговой политики.
Продолжался
умеренный рост
накопленных
обязательств
с изменением
некоторых
элементов
структуры.
ОФЗ-ПД, которые
в течение долгого
времени были
преобладающим
элементом
задолженности
к 1 октября 2003 г.
фактически
оказались
заменены на
ОФЗ-АД. Такая
ситуация
свидетельствует
о попытках
Минфина разработать
привлекательные
для инвесторов
долговые инструменты.
Следует признать,
что ОФЗ-АД
действительно
оказались
самыми популярными
государственными
ценными бумагами
в 2003 г. На это указывает
один лишь тот
факт, что за
неполный год
они стали
преобладающим
инструментом
в портфеле
обязательств
правительства.
Однако, набор
внутренних
ценных бумаг
государства
остается негибким,
низка доля
бумаг с переменным
купонным доходом,
отсутствует
привязка к
инфляции.
Объем государственного
внутреннего
долга России,
представленного
ценными бумагами,
по состоянию
на 1 ноября 2004 г.
составил 729,4 млрд.
руб., увеличившись,
таким образом,
с начала года
на 65,9 млрд. руб.
или на 9,9%. Прирост
за октябрь
составил 6 млрд.
руб. (менее 1%). При
этом в прошедшем
месяце полностью
была погашена
задолженность
по ОГНЗ (11,5 млрд.
руб.), что было
компенсировано
привлечением
средств с помощью
ОФЗ-АД в объеме
11,8 млрд. руб. Кроме
того, в октябре
т.г. на 5,7 млрд.
руб. увеличилась
внутренняя
задолженность
в виде в виде
ОФЗ-ФК. Более
подробно структура
государственного
внутреннего
долга по состоянию
на 1 января и 1
ноября т.г.
представлена
на рисунках
ниже.
Источник: Минфин России, расчеты РЭО |
Как видно
из рисунков,
удельный вес
ОФЗ-АД за 10 месяцев
т.г. возрос почти
на 10 процентных
пунктов. При
этом из состава
государственного
внутреннего
долга исчезли
обязательства
по облигациям
государственного
нерыночного
займа, доля ГКО
практически
равна нулю. На
6 процентных
пунктов снизился
удельный вес
ОФЗ-ФК, на 0,6% –
ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК.
Согласно
утвержденному
графику погашения
внутреннего
долга, в ноябре-декабре
предстояло
погашение
ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФК
в объеме 164 млн.
руб. и 10 млрд. руб.
соответственно.
На рисунке ниже
представлен
предварительный
график погашения
внутренних
долговых обязательств
России на ближайшие
25 лет.
Источник: Минфин России |
Рассматривая
динамику внутреннего
долга в 2004 г., нужно
отметить, что
замещение
внешних обязательств
внутренними,
предусмотренное
Концепцией
управления
государственным
долгом РФ на
среднесрочную
перспективу,
происходит
достаточно
умеренными
темпами (менее
10% за 10 месяцев).
Очевидно,
что Правительство
РФ не должно
занимать миллиарды
долларов только
для того, чтобы
было, куда вкладывать
пенсионные
накопления
или средства
в рамках страхования
вкладов. Ему
это не по карману,
поскольку займы
придется возвращать,
да еще с процентами.
А если средств
для выполнения
этих обязательств
окажется
недостаточно?
В таких условиях
вероятность
нового более
серьезного
кризиса, чем
дефолт 1998 г., очень
высока.
Согласно данным Минфина России, государственный внутренний долг федерального правительства РФ, по состоянию на 1 августа 2005 г. составил 819,827 млрд. руб. Таким образом, внутренний долг с начала года увеличился 63,037 млрд. руб. или 8,3%. В аналогичном периоде предыдущего года внутренний долг федерального правительства увеличился на 50,949 млрд. руб. или 7,7%. Как в абсолютном, так и в относительном выражении наибольший прирост обязательств сложился в секторе облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 56,642 млрд. руб. или 130,8%, таким образом, объем долга, выраженный данной бумагой составил на начало августа т.г. 99,949 млрд. руб. При этом, объем обязательств в виде ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФК) снизился с начала года на 26,093 млрд. руб. или 15,2% и составил 145,131 млрд. руб. Обязательства в виде наиболее популярной в настоящее время бумаги с амортизацией основной суммы (ОФЗ-АД) возросли на 32,487 млрд. руб. (5,9%) – до 574,722 млрд. руб.
Изменение структуры государственного внутреннего долга с начала 2005 г. по 1 августа представлена на рисунках ниже.
На рисунках не представлены доли ГКО и ОФЗ-ПК в связи с незначительным объемом задолженности по данным бумагам – 24 млн. руб. и 1 млн. руб. соответственно. Обязательства в виде ОГНЗ продолжали оставаться нулевыми. Как видно из рисунков, снижение долей ОФЗ-АД и ФК на 1,6 и 4,9 процентных пункта было компенсировано приростом удельного веса ОФЗ ПД на 6,5 процентных пункта.
Рассмотрим временную структуру погашения государственного внутреннего долга России по состоянию на начало августа 2005 г. |
|
Источник: Минфин РФ, расчеты РЭО |
Существенных изменений во временной структуре погашения по-прежнему не происходит. Наиболее значительные погашения произойдут до 2013 года. При этом период с 2013 по 2018 гг. характеризуется невысокими объемами выплат основной суммы внутреннего долга РФ, то есть в настоящее время с точки зрения выравнивания платежного графика целесообразным является выпуск 8-15 летних государственных облигаций. После 2020 г. формируется относительно ровная структура, не предусматривающая периоды пиковых платежей.
4.Методы управления государственным долгом.
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей .
Родионова В.М. выделяет следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов .
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.
Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; в следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности .
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа [1, ст. 105].
Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.
В настоящее время списание долга практикуется главным образом в отношении беднейших стран, имеющих «критические» показатели задолженности. Соответствующие критерии представлены в таблице 3.1. Списание долга считается оправданным, если из последних четырех показателей три превышают критический уровень.
Пороговые показатели внешней задолженности и положение России.
Критерии | Пороговые показатели |
ВВП на душу населения, долл./год | 785 |
Внешний долг к ВВП, % | 50 |
Внешний долг к годовому экспорту, % | 275 |
Погашение и обслуживание внешнего долга, % к годовому экспорту | 30 |
Обслуживание внешнего долга к годовому экспорту, % | 20 |
В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.
Заключение.
Главными задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг
Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.
Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2010 году.
Список литературы
1.Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом // Финансы 2002 №3 -с22
2.Саркисянц А.Г. Проблема возвращения финансовых активов России. // Бухгалтерия и банки 2002 №5. - с33
3.Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 432 с.
4.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник - 2-е изд, пере Ф59 раб. и доп./ В.К.сенгачов, А.И.архипов и др.;под ред. В.К.Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 720 с
5. Шуркалин А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес. – 2000. – № 6. – С. 19 – 22.
6. http://www.ress.ru/ - РАО ВЕСТНИК № 102, 24.10.2003
7. http://www.ress.ru/ - РАО ВЕСТНИК № 145, 12.11.2004
8. http://www.ress.ru/ - РАО ВЕСТНИК № 160, 05.04.2005
9. http://www.ress.ru/ - РАО ВЕСТНИК № 166, 20.05.2005
10. http://www.ress.ru/ - РАО ВЕСТНИК № 175, 12.08.2005
11. http:// www.debt.ru/info
12. http://www.mediatext.ru – Национальная служба информации
13. http://www1.minfin.ru – Министерство финансов
14. http://www.cir.ru – Университетская информационная система
15. http://www.rian.ru/ - РИА новости
16. http://www.cbr.ru – Банк России
17. http://www.polit.ru - (Горбань М., Павлов Г., Швец Ю. Внешний долг России Российско-Европейский Центр Экономической Политики)
Приложения
Внешний
долг Российской
Федерации в
январе - сентябре
2005 года
|
1 января 2005 г. 1 апреля 2005 г. 1 июля 2005 г. 1 октября 2005 г. Всего 214,5 220,6 229,4 228,3
Органы государственного управления 97,4 92,9 91,2 72,2
Федеральные органы управления 95,7 91,4 89,7 70,8
Новый российский долг 39,6 38,1 38,7 35,9
кредиты международных финансовых организаций* 6,2 5,9 5,8 5,7
МБРР 5,7 5,5 5,3 5,2
прочие 0,4 0,4 0,4 0,4
прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов) 4,2 3,9 3,5 3,4
ценные бумаги в иностранной валюте 28,9 27,9 29,1 26,6
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 7,3 6,4 6,9 4,5
еврооблигации, выпущенные при 2-ой реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 18,6 18,5 19,0 19,0
ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г. 3,0 3,1 3,2 3,1
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) 0,0 0,0 0,0 0,0
прочая задолженность 0,2 0,2 0,2 0,2
Долг бывшего СССР 56,1 53,3 51,0 34,9
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов 43,3 40,6 38,4 22,4
задолженность перед бывшими социалистическими странами 2,7 2,6 2,5 2,4
ОВГВЗ - III, IV, V транши 1,9 1,9 1,9 1,9
прочая задолженность 8,2 8,2 8,2 8,2
Субъекты Российской Федерации 1,6 1,5 1,5 1,3
кредиты 1,1 1,0 1,0 0,9
ценные бумаги в иностранной валюте 0,0 0,0 0,0 0,0
еврооблигации 0,0 0,0 0,0 0,0
ценные бумаги в российских рублях 0,5 0,5 0,5 0,4 Органы денежно-кредитного регулирования** 8,2 7,9 9,0 9,2
кредиты 7,5 7,1 8,2 8,4
МВФ 3,6 0,0 0,0 0,0
прочие 3,9 7,1 8,2 8,4
наличная национальная валюта и депозиты 0,7 0,7 0,9 0,8 Банки (без участия в капитале)*** 32,5 34,6 37,8 43,5
долговые обязательства перед прямыми инвесторами 0,1 0,2 0,2 0,2
кредиты 19,8 21,7 24,6 28,6
текущие счета и депозиты 9,7 9,7 9,8 11,4
долговые ценные бумаги 1,8 1,7 1,7 2,0
прочая задолженность 1,1 1,3 1,5 1,4 Нефинансовые предприятия (без участия в капитале) 76,4 85,3 91,4 103,4
долговые обязательства перед прямыми инвесторами**** 10,9 11,3 12,2 13,0
кредиты 58,4 66,0 69,9 78,2
долговые ценные бумаги 5,8 6,7 6,6 10,0
задолженность по финансовому лизингу 1,2 1,2 1,2 1,3
прочая задолженность**** 0,1 0,1 1,5 0,8 |
Внешний
долг Российской
Федерации в
январе - сентябре
2005 года
|
1 января 2005 г. 1 апреля 2005 г. 1 июля 2005 г. 1 октября 2005 г. Всего: 214,5 220,6 229,4 228,3 Иностранная валюта 196,8 202,2 207,7 202,2 Национальная валюта 17,7 18,4 21,7 26,1 Органы государственного управления* 97,4 92,9 91,2 72,2 Иностранная валюта 96,8 92,4 90,6 71,7 Национальная валюта 0,6 0,5 0,6 0,4 Органы денежно-кредитного регулирования** 8,2 7,9 9,0 9,2 Иностранная валюта 7,5 7,1 8,2 8,4 Национальная валюта 0,7 0,7 0,9 0,8 Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами)*** 32,4 34,4 37,6 43,3 Иностранная валюта 28,8 31,2 34,8 40,1 Национальная валюта 3,6 3,2 2,9 3,3 Нефинансовые предприятия (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) 65,5 74,0 79,2 90,4 Иностранная валюта 55,7 63,1 65,5 72,9 Национальная валюта**** 9,8 10,8 13,7 17,5 Банки и нефинансовые предприятия - долговые обязательства перед прямыми инвесторами 11,0 11,4 12,4 13,2 Иностранная валюта 8,0 8,3 8,7 9,1 Национальная валюта**** 3,1 3,1 3,7 4,1 |
Внешний
долг Российской
Федерации в
январе - сентябре
2005 годапо срокам
погашения
|
1 января 2005 г. 1 апреля 2005 г. 1 июля 2005 г. 1 октября 2005 г. Всего: 214,5 220,6 229,4 228,3 Краткосрочные обязательства 36,1 38,3 39,1 40,6 Долгосрочные обязательства 178,4 182,3 190,3 187,7 Органы государственного управления 97,4 92,9 91,2 72,2 Краткосрочные обязательства 6,8 6,9 6,9 7,0 Долговые ценные бумаги 0,0 0,0 0,0 0,0 Текущие счета и депозиты 0,3 0,3 0,3 0,3 Прочие долговые обязательства 6,5 6,6 6,6 6,7 Просроченная задолженность 6,5 6,6 6,6 6,7 Прочее 0,0 0,0 0,0 0,0 Долгосрочные обязательства 90,5 86,1 84,3 65,2 Долговые ценные бумаги 31,4 30,4 31,5 28,9 Ссуды и займы* 59,1 55,7 52,7 36,3 Органы денежно-кредитного регулирования** 8,2 7,9 9,0 9,2 Краткосрочные обязательства 4,7 7,9 9,0 9,2 Ссуды и займы 3,9 7,1 8,2 8,4 Наличная национальная валюта и депозиты 0,7 0,7 0,9 0,8 Долгосрочные обязательства 3,6 0,0 0,0 0,0 Кредиты МВФ 3,6 0,0 0,0 0,0 Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами)*** 32,4 34,4 37,6 43,3 Краткосрочные обязательства 18,2 17,3 16,3 18,2 Долговые ценные бумаги 1,0 1,1 0,9 1,1 Ссуды и займы 8,2 7,4 6,6 7,0 Текущие счета и депозиты 8,1 7,7 7,4 8,8 Прочие долговые обязательства 0,9 1,1 1,4 1,2 Просроченная задолженность 0,0 0,0 0,0 0,0 Прочее 0,9 1,1 1,4 1,2 Долгосрочные обязательства 14,2 17,1 21,3 25,1 Долговые ценные бумаги 0,8 0,6 0,7 0,8 Ссуды и займы 11,7 14,3 18,0 21,5 Депозиты 1,6 2,0 2,4 2,6 Прочие долговые обязательства 0,1 0,2 0,1 0,2 Нефинансовые предприятия (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) 65,5 74,0 79,2 90,4 Краткосрочные обязательства 6,4 6,3 6,9 6,2 Ссуды и займы 6,3 6,2 5,3 5,3 Прочие долговые обязательства**** 0,1 0,1 1,5 0,8 Долгосрочные обязательства 59,1 67,7 72,3 84,2 Долговые ценные бумаги 5,8 6,7 6,6 10,0 Ссуды и займы 53,3 61,0 65,8 74,2 Банки и нефинансовые предприятия – долговые обязательства перед прямыми инвесторами 11,0 11,4 12,4 13,2 Банки 0,1 0,2 0,2 0,2 Нефинансовые предприятия**** 10,9 11,3 12,2 13,0 |
54