Камский Государственный Политехнический Институт
Реферат
по Экономической теории
на тему : “Государственный бюджет РФ.”
Выполнил : Семенов Иван
Проверил :
г. Набережные Челны
Содержание
1. Понятие о государственном бюджете Error: Reference source not found
2. Бюджетный дефицит Error: Reference source not found
3. Способы решения проблемы дефицита бюджета Error: Reference source not found
4. Государственный долг Error: Reference source not found
Список использованной литературы Error: Reference source not found
1. Понятие о государственном бюджете
Бюджет – сводный план сбора доходов и использование полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.
Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину) потребительских расходов), а тем самым влиять на колебания экономической конъюктуры.
Регулирующая роль бюджета рассматривается как план финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции в строенного бюджетного стабилизатора. Такое предназначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.
Бюджет выступает также как основной инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целя достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги, однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных платежей, идущих на социальные нужды.
Бюджетные затраты на социально-экономические потребности подразделяются на две большие группы. Первая группа касается собственно социальных нужд (затраты на пенсии, пособии, на здравоохранение, оборудование и т.д.). Вторая группа затрагивает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, природные ресурсы, охрану окружающей среды, транспорт, связь, сельское хозяйство и т.д.).
Существенная доля бюджетных средств на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим.
Федеральный бюджет России утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием – высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах установленных в бюджете.
Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками.
Структура доходов и расходов бюджета Российской Федерации на 1994 год. (в млрд. руб., с округлением до миллиарда)
Виды доходов и расходов |
Сумма |
Доходы |
|
Налоговые доходы, всего |
70330 |
Налог на прибыль | 17126 |
Подоходный налог | 114 |
Налог на добавленную стоимость | 23736 |
Специальный налог на поддержку сельского хозяйства и угольной промышленности России | 4225 |
Акцизы | 4456 |
Ресурсные платежи | 1015 |
Плата за землю | 111 |
Экспортно-импортные пошлины | 18992 |
Другие налоговые доходы | 556 |
Неналоговые доходы, всего |
12468 |
Доходы от федеральной собственности | 1581 |
Доходы от приватизации | 116 |
Доходы от централизованного экспорта | 10770 |
Другие неналоговые доходы | 4685 |
Возврат бюджетных кредитов | 442 |
Всего доходов |
87925 |
Расходы |
|
Народное хозяйство, всего | 18878 |
Внешнеэкономическая деятельность | 4722 |
Социально-культурные мероприятия | 10477 |
Наука | 2965 |
Оборона | 28018 |
1 | 2 |
Правоохранительная деятельность и прокуратура | 10754 |
Управление страной | 3847 |
Расходы по чрезвычайным обстоятельствам | 1268 |
Обслуживание и выплаты внешнего и внутреннего долга | 10631 |
Финансирование местных бюджетов | 36005 |
Другие расходы | 18854 |
Специальные бюджетные фонды | 5239 |
Всего расходов |
151658 |
-63733 |
Построение бюджета должно подчиняться бюджетному тождеству:
Трансферт
– денежная
сумма, передаваемая
государством
беднейшим
гражданам для
повышения их
уровня жизни
и формируемая
за счет средств,
изъятых с помощью
налогов у более
состоятельных
граждан.
Но управлять государственными финансами на основе этой формулы на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов. Требуют бедняки и пенсионеры, требуют отрасли находящиеся в кризисе, требуют музыканты, учителя, требует армия и т.д. И у каждого просителя свой резон, но ведь и финансовые ресурсы государства не бесконечны.
И
если государство
уступает этим
просьбам, то,
в конце концов,
оно попадает
в ситуацию,
когда сумма
обещанных
расходов начинает
превышать
возможные
доходы государства
от налогообложения.
Иными словами,
левая часть
уравнения
оказывается
больше, чем
правая и бюджетное
тождество
превращается
в неравенство:
Это означает, что государственный бюджет составлен с дефицитом.
2. Бюджетный дефицит
В такой ситуации наша страна находится уже много лет. По расчетам экспертов, еще в 1987 г. размер дефицита государственного бюджета СССР достиг величины почти 9%. Возможно, дефицит государственного бюджета существовал и раньше, но это всегда было государственной тайной, и теперь уже правдивых данных не найти. Если же сравнить величину дефицита бюджета с его доходами, то мы обнаружим, что, скажем, в декабре 1993 г. дефицит госбюджета РФ составлял 16% к доходам бюджета, а в декабре 1994г. – уже 35%. Годовой бюджет на 1995г. был принят с дефицитом на уровне примерно 29%.
3. Способы решения проблемы дефицита бюджета
Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:
сокращение бюджетных расходов;
изыскание источников дополнительных доходов;
выпуск необеспеченных денег для расхода;
одалживание денег у граждан, банков, организаций, других государств и иностранных организаций.
Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой, а реально самый безболезненный. К началу 90-х годов доля государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведенных страной за год, составляла 60%. Даже после приватизации, освободившись от предприятий с титулами “планово-убыточные” доля госрасходов страны никак не опускается ниже 50% (хотя в развитых странах 40%), а причина в том, что государству достаются финансировать те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Например “на шее” госбюджета висит почти вся сфера образования. В других странах значительная доля образовательных услуг оказывается за плату и немалую. Но в России для большинства граждан пока не по силам учить своих детей в школах и вузах за плату.
Если государство в этой ситуации откажется поддерживать из госбюджета систему образования, то молодежь лишиться шансов на образование, а школьные и вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных.
По этому максимум того, что пока может себе позволить российское государство, - понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. В результате чего государственные школы, больницы перестают получать деньги на ремонт своих помещений и приобретение новых книг и пособий, а многодетные семьи не могут купить малышам новую одежду. Нередко приходится сокращать расходы на армию, что ведет к увольнению в запас кадровых офицеров.
Очевидно, что урезание социальных программ, пособий обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.
Изыскание источников дополнительных доходов. Самый лучший способ – привлечение в бюджет дополнительных доходов.
Однако, реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины, но это путь опасный и ведет часто к сокращению налоговых доходов государства.
Причин тому две:
во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения.
Такую картину хорошо иллюстрирует линия Лаффера (рис. 1).
Первая линия – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. На второй линии - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту
Рис. 1 Кривая Лаффера – модель налоговой политики.
а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.
Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – выпуск государством денег сверх реальных потребностей экономики. Этот способ на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.
Причина проста – общенациональный рынок, немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавка.
Также известно, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.
Дело в том, что расходы нужно осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги берутся с доходов вчерашних, при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а возрастает.
Одалживание
денег.
Государство
при нехватке
денег может
одолжить их
и получится
тождество.
У кого же государство может взять деньги взаймы?
Прежде всего у собственного, то есть государственного банка. Но изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. По этому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги – обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег.
Одалживание денег, решает одну проблему и немедленно рождает другую проблему иную – необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.
4. Государственный долг
Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.
Государственный долг бывает двух видов:
внутренний – перед гражданами, банками и фирмами своей страны;
внешний – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями предоставившим деньги взаем на основе правительственных соглашений.
Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом.
Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социально – политическим конфликтам. Иное дело, если привлеченные в долг деньги используются неразумно. Тогда обслуживание государственного долга повисает на бюджете тяжким грузом и государство оказывается перед нелегким выбором:
либо прекратить погашение долга “заморозить” его до лучших времен;
либо для погашения долга сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики.
Очевидно, что любая из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам.
Предотвращение таких ситуаций может только проведение очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.
Список использованной литературы
Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1999
Липсиц И. В. Экономика (книга1) – М.; Издательство “Вита – Пресс”.1997.
Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2000.
Любимов Л. М. Введение в экономическую теорию: В 2 кн. – М.: “Вита – Пресс”, 1999.
Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник., 2000