Содержание
1. Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия
2. Работа предприятия по выходу на внешний рынок
3. Эффективность внешнеторговой деятельности предприятия
Задача
Список использованной литературы
1. Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия
Для решения задач внешнеторговой фирмы ей требуется отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС), который представляет собой часть аппарата управления. Его задача – управление ВЭД как элементом целостной единой системы внутрифирменного управления, как правило, без непосредственного участия в осуществлении внешнеторговых операций, транспортировки грузов, таможенных процедур и т.п. Он создаётся для планирования, организации, координации ВЭД предприятия. Поэтому часто при расширении ВЭД предприятия и увеличении объёма внешнеторговых операций происходит преобразование ОВЭС во внешнеторговую фирму. Как правило, в условиях России ОВЭС образуются на тех предприятиях, которые при осуществлении своей деятельности прибегают к помощи различных посредников.
Основными задачами ОВЭС являются:
- содействие развитию ВЭД в целях ускорения экономического и социального развития предприятия;
- управление экспортным потенциалом производства, неуклонное повышение его технологического и технического уровня;
- обеспечение выполнения предприятием обязательств, вытекающих из договоров и соглашений с зарубежными партнёрами;
- поиск и освоение новых форм международного экономического, производственного и научно-технического сотрудничества;
- обеспечение ориентации основных управленческих служб и работников предприятия на максимально возможное использование преимуществ международного разделения труда.
Для решения поставленных задач ОВЭСом должны быть реализованы следующие функции:
- подготовка решений директора предприятия по стратегии развития ВЭД предприятия
- координация действий соответствующих управленческих органов предприятия в сфере ВЭД, контроль за расходованием валютных средств
- изучение конъюнктуры зарубежных рынков, регулярный сбор, накопление, обработка соответствующей информации
- подготовка предложений по снятию с производства устаревшей экспортной продукции
- анализ и систематизация отзывов зарубежных потребителей и рекламаций, ознакомление с ними научно-технических и производственных служб предприятия
Структура ОВЭС определяется его функциями. ОВЭС обычно возглавляется начальником отдела. Отдел же состоит из групп и специалистов. Можно выделить следующие группы:
А. Инженерно-техническая. Её главная задача заключается в создании и укреплении экспортного потенциала и производственно-технологической базы предприятия в целом. Её функции:
- участие в разработке новых экспортных изделий и испытаниях опытных образцов
- разработка предложений по модернизации производства и освоению новых технологий
- изучение требований зарубежных потребителей к качеству экспортируемой продукции, обеспечение их учета проектировщиками и производственниками
- организация технического обслуживания экспортируемой продукции
Б. Коммерческая. Функции:
- обеспечение выполнения обязательств по международным контрактам и соглашениям
- участие в подготовке и проведении коммерческих переговоров
- организация экспортных и импортных поставок
- подготовка предложений о снятии с производства изделий, не пользующихся спросом на внешнем рынке
- разработка мероприятий по повышению рентабельности экспортных поставок и рационализации импорта
В. Экономическая. Функции:
- прогнозирование и планирование ВЭД предприятия
- анализ эффективности экспорта и импорта
- прогнозирование ожидаемого результата от ВЭД: примерная величина прибыли, рентабельность, масштабы расширения сбыта, валютная выручка и т.д.
2. Работа предприятия по выходу на внешний рынок
До выхода за границу фирма должна четко определить задачи и политические установки своего международного маркетинга. Во-первых, ей необходимо решить, какой процент общего объема своих продаж она будет стремиться осуществить на внешних рынках. Во-вторых, фирма должна решить, будет ли она заниматься маркетингом всего в нескольких или во многих странах. В-третьих, необходимо определить, в странах какого типа она хочет работать.
Учитывая сложность исследования международных рынков, предварительно разрабатывается проект такого исследования, который включает: определение рыночной проблемы (или возможностей); решение вопроса о том, может ли изучение рынка помочь решить проблему; подготовку детальных требований к необходимой информации; сбор информации; анализ и интерпретацию информации; итоговый доклад и рекомендации; принятие маркетинговых решений.
Содержание этих стадий во многом сходно при исследовании на внутреннем рынке или за рубежом. Однако сбор информации о внешнем рынке имеет свои особенности.
Само исследование состоит из двух частей: исследование рынка и изучение собственного потенциала предприятия в сравнении с требованиями рынка и потенциалом имеющихся конкурентов.
Первая часть включает изучение и анализ условий рынка и изучение субъектов, форм и методов торговли.
В первую группу входит изучение общих условий: анализ спроса, предложения, требований потребителей к товару, перспектива развития рынка.
Вторая группа вопросов включает: анализ и оценку деятельности фирм-поставщиков, конкурентов, покупателей интересующего товара; изучение коммерческой практики, транспортных и торгово-политических условий.
Исследование потенциальных возможностей собственного предприятия предусматривает: анализ результатов хозяйственной деятельности, конкурентоспособности продукции и предприятия, оценку конкурентных возможностей предприятия.
При изучении информации об общем состоянии и тенденциях развития рынка необходимо рассмотреть эти вопросы применительно к отрасли, к которой относится выпускаемая предприятием продукция, к странам, являющимся потребителями и производителями этой продукции, отдельным фирмам-производителям, потребителям и продавцам продукции.
Изучение международных рынков проводится на основе анализа продукции (отраслей, видов продукции, фирм производителей, методов и форм сбыта и обслуживания продукции); потребителей (отраслей, видов продукции, фирм-производителей и покупателей, целей и способов потребления); места нахождения рынка (региона, страны, территории).
На первом этапе изучения рынка в международном маркетинге предприятие должно охватить исследованием как можно более широкий сегмент, т. е. мировой рынок данной продукции.
Однако даже приблизительная оценка вместимости рынка многих промышленных товаров представляет серьезную проблему. Для ее решения должна быть проявлена определенная изобретательность либо необходимо прибегнуть к помощи специалистов.
Особенности исследований мирового рынка связаны прежде всего с трудностями доступа к необходимой информации. В то же время очевидно, что предварительное глубокое кабинетное исследование особенно важно в международной торговле хотя бы потому, что имеется значительное количество информации, которая мало кому известна. Поэтому очень важным становится систематизированный подход, который предполагает:
- изучение всей информации, имеющейся в распоряжении компании и ее персонала;
- приобретение каталогов конкурентов, которые часто содержат не только описание продукта, но и сведения о рынке;
- ознакомление со специальными библиотеками.
- получение консультаций в Министерстве торговли и в соответствующих иностранных посольствах;
- установление контактов с между народными организациями, такими, как Организация Объединенных Наций, которая публикует статистические данные, полученные из других источников;
- получение сведений от соответствующих информационных банков, исследовательских организаций и т. д.;
- постоянное изучение различных путеводителей, справочников и тому подобных публикаций, которые не содержат информации о рынках, однако могут указать на другие источники информации или перечень организаций, где можно получить требуемые сведения.
Однако вторичные данные о многих рынках могут быть неполными, так как данные о конкретном товаре или группе товаров, которые могут быть легко получены в развитых странах, часто отсутствуют, особенно в статистике развивающихся стран; имеющиеся сведения могут оказаться устаревшими. По причинам, изложенным выше, исследователь, перед тем как довериться вторичной информации, должен знать:
- какие именно товары включены в статистическую отчетность;
- кто занимался сбором сведений, для какой цели и не было ли каких-либо причин для их искажения;
- от кого эти сведения получены и не содержат ли они искажений в силу заинтересованности лиц и организаций, давших сведения;
- каким способом были получены сведения и можно ли эту методологию сбора информации считать надежной;
- насколько статистические данные соответствуют другим местным или международным публикациям и могут ли разночтения в данных быть достаточно убедительно объяснены.
Организация изучения рынка может осуществляться разными путями.
Перед выходом на внешний рынок фирма должна решить, будет ли она проводить изучение рынка собственными силами или поручит эту работу исследовательскому агентству. Предпочтение передаче исследования рынка агентству следует отдать, когда:
- исследованию подлежит большое число потребителей, и для этого потребуется солидная организация, имеющая знания, ресурсы и опыт в данной области;
- исследование носит специфический характер, как, например, изучение покупательских мотивов;
- компания не имеет опыта в исследовании местного рынка;
- имеются трудности в обмене информацией, преодолении языкового барьера; незнание культуры, традиций;
- компания ощущает недостаток в ресурсах для исследования рынка;
- имеется потребность в получении не зависимой и объективной оценке рынка, когда, например, требуется подобрать партнера для совместной работы. Проведение анализа собственными силами имеет смысл тогда, когда:
- исследование охватывает продукцию производственного назначения и требует ограниченного количества интервью;
- компания имеет достаточный опыт на этом рынке или, если она считает, что потенциал рынка таков, что есть смысл приобрести такой опыт;
- могут возникнуть коммуникационные трудности между компанией и исследовательским агентством, если речь идет, например, о высокотехнологичных товарах;
- компания имеет свой квалифицированный аппарат исследователей, которые обладают хорошим знанием языка и опытом работы за рубежом;
- в интересующей стране отсутствуют подходящие компетентные агентства по исследованию рынка.
3. Эффективность внешнеторговой деятельности предприятия
Независимо от выгод, получаемых странами в результате участия в международном обмене продукцией в материально-вещественной форме, хозяйствующие субъекты не вступают во внешнеэкономические отношения до тех пор, пока не поймут, что существуют возможности для организации эффективного экспорта и импорта товаров. Кроме этого, предприятия располагают ограниченными ресурсами, они, соответственно, должны решать, использовать их внутри страны или на международном уровне. Поэтому, прежде чем осуществлять какие-либо внешнеторговые операции, необходимо определить, какие выгоды получит субъект международных взаимоотношений в виде экономического эффекта и экономической эффективности, в частности от внешнеторговой деятельности; экспортной деятельности; импортной деятельности.
Принято считать, что все экспортно-импортные операции, реализуемые на рынках дальнего и ближнего зарубежья, являются прибыльными, так как эффект от их осуществления предварительно определяется. При заключении внешнеторговых сделок не всегда должно ставиться целью максимальное извлечение прибыли любой ценой, а, прежде всего, должно уделяться внимание реальному обеспечению своих партнеров нужными товарами или надежными каналами сбыта.
Эффектом считается так называемый «доход от внешней торговли»: при реализации импортной операции - разница между договорными (контрактными) и внутренними ценами импортируемых товаров, при осуществлении экспортной операции - разница между экспортной ценой и покупной ценой экспортируемого товара на внутреннем рынке. Нередко для получения денежных средств ряд отечественных товаров продается на внешнем товарном рынке ниже цен внутреннего рынка.
Нередко на предприятиях, участвующих в международном бизнесе, не ведется учет затрат и доходов, связанных с осуществлением внешнеторговых сделок, что затрудняет оценку эффективности предстоящих закупок и продаж и определение их роли в финансовом положении хозяйствующего субъекта. В связи с этим требуют переосмысления подходы к определению эффективности внешнеторговой деятельности для участников международного бизнеса, самостоятельно осуществляющих экспортно-импортные операции, связанные с обменом продукцией в материально-вещественной форме. В отношении внешнего мира она как раз основана на коммерческом расчете, когда успешное хозяйствование в этой области дает прирост, а неудовлетворительное - утерю части дохода, попадающего в каналы международного обмена.
Для определения эффективности экспортно-импортных операций необходимо на предприятиях организовать учет, обеспечивающий получение достоверной информации о продажах (закупках) в абсолютном и натуральном выражении, а также о затратах и доходах, связанных с реализацией (закупкой) товаров на внешнем рынке в разрезе отдельных государств.
Наличие оперативной внешнеторговой информации на предприятии позволит определить ряд показателей, дающих возможность оценить результативность международных торговых сделок.
Экономическая эффективность (эффект) внешнеторговой деятельности определяется в случае участия внешнеторговых операторов в реализации экспортной и импортной политики Российской Федерации. В данном случае внешнеторговая деятельность предприятий в общем виде должна определяться тем, что расширение ассортимента отдельных групп товаров народного потребления, в частности, социально-культурного назначения, на внутреннем рынке будет осуществляться не путем их отечественного производства, а за счет затрат на изготовление других (экспортных) товаров. Из этого следует, что на выручку от продажи товаров будут закупаться как необходимые товары для удовлетворения потребительского спроса сельских и городских жителей Российской Федерации, так и машины, технологическое оборудование для развития производственных предприятий. При этом, чтобы внешнеторговый обмен был экономически выгоден, полные затраты не только собственного, но и отечественного производства необходимой продукции, намеченной к получению по импорту, должны быть большими, чем затраты на производство экспортных товаров. Выполнение данного условия позволит участникам внешнеторговой деятельности быть включенными в число предприятий приоритетных сфер экспортного потенциала страны и иметь соответствующие льготы.
Экономический эффект внешнеторговой деятельности в данном случае должен рассчитываться по формуле:
Эвт.д.= (Зим.д ґ Пим.д) – (Зэк.дґ Пэк.д), где
Эвт д - экономический эффект внешнеторговой деятельности, руб.;
3им д - полные затраты отечественного производства на единицу импортной продукции, руб.;
Пим. д - количество импортной продукции, ед.;
3эк. д - полные затраты отечественного производства на единицу экспортной продукции, руб.;
Пэк. д - количество экспортной продукции, ед.
Экономическая эффективность внешнеторговой деятельности соответственно должна рассчитываться по формуле:
ЭЭвт.д = (Зим.д ґ Пим.д): (Зэк.д ґ Пэк.д), где
ЭЭвт. д.- экономическая эффективность внешнеторговой деятельности.
Внешнеторговая деятельность экономически выгодна, если эффект Эвт.д является положительной величиной, а показатель эффективности ЭЭвт.д > 1.
Соизмерение затрат на собственное производство импортных и экспортных товаров принято считать основополагающим принципом определения экономической эффективности внешнеторговой деятельности предприятий различных форм собственности.
Определение экономической эффективности и эффекта внешнеторговой деятельности целесообразно проводить, если внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется посредством реализации экспортных и импортных сделок и их масштаб исчисляется отнюдь не единичным числом. Это условие выполнимо, если внешнеторговые операции с контрагентами будут осуществляться на уровне сети предприятий-экспортеров.
Расчеты экономической эффективности и эффекта внешнеторговой деятельности целесообразно проводить на предприятии для:
- обоснования отдельных предложений о продаже и закупке товаров;
- разработки планов экспорта и импорта;
- оценки сложившейся структуры и направлений внешнеторгового оборота.
Задача
Имеются следующие данные по внешнеторговому предприятию (тыс. руб.):
Показатели | Период | |
Базисный | Текущий | |
Стоимость реализации экспортных товаров Внутренняя стоимость реализованных экспортных товаров Средние остатки средств по экспорту |
118 800 108 000 10 000 |
133 056 118 800 12 000 |
Определить:
- коэффициент отдачи средств, вложенных в экспорт;
- эффективность реализации экспорта.
Решение:
1) Коэффициент отдачи средств, вложенных в экспорт рассчитывается как отношение стоимости реализации экспортных товаров к внутренней стоимости реализованных экспортных товаров.
Кот баз. = 118800 / 108000 = 1,10
Кот тек. = 133056 / 118800 = 1,12
2) Показатель экономической эффективности экспорта рассчитывается следующим образом:
Ээкс = (Овф + Вр) / Зэкс, где
Овф - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.;
Зэкс - полные затраты предприятия на экспорт, которые включают: затраты на производство и реализацию продукции (реклама, маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.).
Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он должен быть больше единицы.
Эбаз = (118800 – 10000) / 108000 = 1,007
Этек = (133056 – 12000) / 118800 = 1,019.
Список использованной литературы
Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий). – М.: Дашков и К, 2006. – 272 с.
Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций. – М.: Экзамен, 2005. – 496 с.
Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф., Павлова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Вектор, 2006. – 224 с.
Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономистъ, 2006. – 672 с.
Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дашков и К, 2006. – 448 с.
Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономистъ, 2006. – 589 с.
Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 847 с.
Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510 с.