Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Антиинфляционная политика

Содержание:


1. Антиинфляционная политика и ее эффективность 3

2. Воздействие политики государства на равновесие в модели IS-LM6

3. Миграция рабочей силы в мировом хозяйстве 10

Вопрос №1 17

От чего зависит объем потребления в национальной экономике?

Вопрос №2 18

Как измениться ВНП и ВВП стран, участвующих в следующей сделке: гражданин Беларуси в Москве зашел в ресторан, принадлежащий гражданину Грузии, и заказал у официанта, являющегося гражданином Украины, греческие устрицы?

Задача 1 19

Предположим, что национальное производство включает два товара Х (потребительский товар) и У (средство производства). В текущем году было произведено 500 ед. Х (цена за ед. – 2 у.е.) и 20 единиц У (цена за единицу – 10 у.е.). К концу текущего года пять используемых машин (товар Y) должны быть заменены новыми. Рассчитайте:

а) величину ВНП;

б) величину ЧНП;

в) объем потребления и объем валовых инвестиций;

г) объем чистых инвестиций.

Задача 2 20

Производственная функция задана уравнением У=АК0,3L0,7. Рост общего фактора производительности (А) составил 6%, число занятых увеличилось на 4%, капитал увеличился на 3%. Насколько возрос реальный объем производства в соответствии с моделью Мида?

Список использованных источников 21

1. Антиинфляционная политика и ее эффективность.


Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция (от лат. «inflatio» - вздутие) впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г. Инфляция – это повышение общего уровня цен[1].

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

В целом в развитых странах темп инфляционного роста (после периода военной специализации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий нефтяного шока, ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию весьма сложно с помощью одних лишь организационных мер. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и методов зависят от постановки правильного диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения, связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы.

Инфляция может носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).

Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданное снятие ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Результативность антиинфляционной политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой.

Развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.

Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлениями иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру. Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воздействие политики государства на равновесие в модели IS-LM.


Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальных или денежно-кредитных инструментов макроэкономического регулирования. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок. При этом под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.

Что касается денежно-кредитной политики, то это политика ЦБ, направленная на конъюнктуру посредством увеличения или сокращения денежной массы в экономике.

Посмотрим, к каким последствиям приведет политика правительства, направленная на увеличение государственных расходов (или снижение налогов).


Антиинфляционная политика


Одним из последствий увеличения государственных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций, а также частного потребления (поскольку дорогим становится потребительский кредит).

Это влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с повышением государственных расходов получило название эффекта вытеснения: увеличение государственных расходов G «вытесняет» частные расходы и, прежде всего, инвестиции I. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично, в целом же совокупный спрос (несмотря на сокращение частных расходов из-за роста процентных ставок) увеличивается.

Конечный эффект от фискальной политики государства зависит от состояния экономики, которое иллюстрирует конфигурация кривой совокупного предложения. В ситуации неполной занятости (крайний кейнсианский случай), когда кривая совокупного предложения горизонтальна, эффект проявляется только в росте объема выпуска при неизменном уровне цен. В этом случае результативность стимулирующей политики достаточно высока и государство достигает поставленных целей в полной мере. Это объясняется тем, что в исходном состоянии равновесие товарного и денежного рынков установилось при низком уровне национального дохода и минимальной процентной ставке.

В нормальном кейнсианском случае, когда кривая AS имеет положительный наклон, увеличение государственных расходов способствует росту выпуска и вызывает рост уровня цен. Это происходит потому, что дальнейший рост дохода повлечет за собой все больший спрос на деньги для сделок, усиливая на данном рынке ситуацию дефицита.

В классическом случае, когда кривая AS вертикальна, что означает достижение полной занятости, рост совокупного спроса посредством увеличения государственных расходов не изменит уровень выпуска и дохода и завершится только ростом уровня цен. Это означает, что активная фискальная политика, направленная на рост занятости и увеличение национального дохода, не достигает своей цели и оборачивается инфляцией спроса.

Теперь проанализируем с помощью модели IS-LM влияние на национальную экономику денежно-кредитной политики правительства. Главная роль в проведении денежно-кредитной политики принадлежит ЦБ. Для изменения количества денег в экономике у ЦБ есть три возможности2:

1.изменять учетную процентную ставку;

2. манипулировать нормой резервирования;

3. проводить операции на открытом рынке ценных бумаг (государственных облигаций).


Антиинфляционная политика


Если кривая IS не меняет положения, то возрастание денежной массы (из LM(0) в LM(1)) приведет к снижению процентной ставки с L(0) до i(1). Товарные рынки отреагируют на это снижение ростом инвестиционного спроса, расширением занятости, а следовательно, мультипликационным увеличением национального выпуска с Y(0) до Y(1).

Антиинфляционная политика


Рост национального дохода приведет к увеличению спроса на деньги для увеличения трансакционных операций, что вызовет рост процентной ставки на денежном рынке. Товарные рынки отреагируют на это снижением инвестиций, занятости и национального дохода. Таким образом, взаимодействие двух рынков ведет к тому, что первоначальный импульс на денежном рынке перемещается на товарный рынок, вследствие чего процессы, происходящие на этом рынке, обусловливают рост процентной ставки, а значит, дальнейшее затухание инвестиционной и производственной активности в реальном секторе экономики. Затухающее воздействие денежного импульса будет продолжаться до тех пор. Пока не установится новое равновесное состоянии в рыночной системе. Однако весь механизм будет действовать только в том случае, когда точка пересечения кривых IS и LM приходится на восходящий отрезок линии LM.

В том же случае, когда равновесие в рыночной экономике установится при минимальной процентной ставке i(min), возрастание деАнтиинфляционная политика


нежной массы не повлияет на уровень инвестиций, занятости и объем национального производства. Этот случай в экономической теории получил название ликвидной ловушки.

Таким образом, если равновесие товарного и денежного рынков достигается на горизонтальном (кейнсианском) отрезке кривой LM, то увеличение денежной массы не способно привести к росту инвестиций занятости, производства и дохода. А это значит, что связь в экономической системе нарушена и товарный рынок не реагирует на возросшее положение денег, поскольку последнее не в силах дальше снижать процентную ставку.

Отсюда следует, что в ситуации ликвидной ловушки денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования совокупного спроса и национального дохода не принесет желаемого эффекта и по этому остается лишь фискальная политика, которая непосредственно влияет на совокупный спрос через изменения налогов и правительственных расходов.

В том же случае, когда линия IS пересекает кривую LM на вертикальном ее отрезке, увеличение предложения денег приведет к росту национального дохода и снижению процентной ставки. В ситуации, изображенной на рисунке, эффективность денежно-кредитной политики будет наивысшей, поскольку предложение денег оказывает сильное влияние на процентную ставку и повышение производства. Эту ситуацию часто называют грубой формой монетаризма, поскольку представители этой школы подчеркивают важность номинального предложения денег для стимулирования совокупного спроса и увеличения дохода.


Антиинфляционная политика

Одновременно монетаристы утверждают, что в случае вертикальной LM изменения в фискальной политике не влияют на совокупный спрос и размер национального дохода.


Антиинфляционная политика


Однако иная картина будет иметь место в ситуации инвестиционной ловушки, которая складывается в том случае, когда спрос на инвестиции не эластичен по процентной ставке, например. Когда инвесторы пессимистически оценивают перспективы своих капиталовложений вследствие непредсказуемости будущей экономической конъюнктуры. В этом случае кривая IS вертикальна. Это значит, что сдвиг кривой LM на любой из ее участков не изменит величину реального дохода. Следовательно, денежно-кредитная политика (изменение количества денег в экономике) не окажет никакого влияния на совокупный спрос и национальный выпуск. Эффективной будет лишь фискальная экспансия, которая приведет к сдвигу кривой IS(0) в положение IS(1), а значит, к росту дохода с Y(0) до Y(1).

Таким образом, в результате анализа IS-LM видно, что денежная политика оказывается эффективной лишь при высоких процентных ставках. В этом случае увеличение предложения денег приведет к снижению ставок, а значит, к росту инвестиций и производства.

3. Миграция рабочей силы в мировом хозяйстве.


Миграции населения – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Миграция населения – общественное явление. Население представляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы "общество".

Миграция как пространственное движение населения свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленность и состав миграционных потоков, ее социальные, экономические и демографические последствия существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным уровнем экономического развития, различными природно-географическими условиями и структурами населения.

Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других – определяется социально-экономическими условиями конкретных стран. Первые – общие функции миграции, вторые - специфические функции той или иной цивилизации или, если угодно, общественно-экономической формации.

Т.И. Заславская при анализе миграции населения среди ее наиболее общих функций выделяет ускорительную, селективную и перераспределительную. В работах конца ХХ века суть первой из них она сводила к обеспечению того или иного уровня пространственной подвижности населения. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Более подвижное население, как правило, является и социально более активным. Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения. "Без создания подвижности населения, не может быть и его развития".

Развитие населения весьма сложно выразить с помощью показателей, характеризующих то или иное свойство совокупности людей. Казалось бы, что наиболее подходящим является такая характеристика, как образовательный уровень, но, проведенное по данным бывшего Советского Союза сопоставление миграционной подвижности (интенсивности миграции населения территориальных единиц) с уровнем образования (числом лиц со средним общим образованием на 1000 занятых), выявило снижение интенсивности миграции по мере роста образовательного уровня, хотя теоретически следовало бы ожидать обратное.

Роль образовательного уровня населения – свидетельство его социального развития, органическим элементом которого является повышение его подвижности. В.И.Ленин, если быть объективным, был не только пролетарским вождем, создателем большевистской партии и советского государства, но он был еще и выдающимся ученым конца ХIХ-начала ХХ вв. Именно ему принадлежат слова, что никакая школа не может дать людям то, что дает им самостоятельное знакомство с разнообразными условиями жизни.

Другой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для переселений необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.

Выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности. Роль миграции в воспроизводстве населения наиболее значительна в районах с относительно низкой интенсивностью естественного движения. Так, в советские годы в Прибалтике, имевшей наиболее низкий уровень рождаемости, наблюдалась наиболее высокая доля потомков мигрантов в естественном приросте – 30 из 100 человек. Наоборот, в республиках Средней Азии, характеризовавшихся наиболее высокой рождаемостью, этот показатель составлял 4-5 человек.

Третья функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц различных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.

Общие функции миграции обладают известной самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности. Количественное перераспределение населения может либо сочетаться, либо не сочетаться с изменением его качественного состава в районах оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может иметь место даже тогда, когда количественный результат перераспределения незначителен. Так, вследствие проявления избирательного отбора мигрантов в районах даже с незначительным сальдо миграционного обмена структура населения может заметно меняться. В свою очередь отток населения из одних районов и приток туда мигрантов из других будет существенно обновлять состав населения и менять его миграционную активность. Функции повышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, - таких, как переселение, - все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее, во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.

С формальной, внешней стороны общие функции миграции для всех цивилизаций, всех формаций сходны. Всюду миграционным процессам свойственны перераспределительная и селективная функции. Они также способствуют развитию населения. Однако сущность миграции не только в этих функциях. Переселениям присущи по крайней мере еще две функции: экономическая и социальная, функции, способствующие изменению условий жизнедеятельности населения.

Независимо от того, с помощью какого социально-экономического механизма происходит территориальное распределение вещественных факторов производства, экономическая функция миграции населения в самом общем виде сводится к соединению со средствами производства рабочей силы и ее носителя – трудоспособного населения. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной – должно приводить к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства. Какой механизм - планово-распределительный или рыночный (перелив капитала и труда) более эффективен покажет время.

Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи: путем переселения стремятся улучшить свою жизнь. Миграция вследствие реализации ее социальной функции, представляет собой итерационный процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения. Этот вывод основан на результатах социологических обследований, проводившихся во многих районах страны и показывающий, что основная часть мигрантов на новых местах обеспечивает себе более высокий уровень жизни, чем в местах выхода. Это и понятно, иначе миграция была бы бессмысленной для тех, кто хочет улучшить свое благосостояние. Правда относится это лишь к добровольным миграциям. Принудительные и вынужденные миграции подчиняются другим законам.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Миграция населения — сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков. Остановимся на важнейших из таких классификаций3:

1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX—XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран — Италии, Испании, в другие — Англию, Францию и т.д.).

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

2. По временным признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет) и т.п.

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные районы в период уборки урожая, летом — в курортные районы и т.п.

Маятниковая миграция — это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

3. Важное значение имеет классификация миграции по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни — сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические (бегство от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие причины.

4. По формам реализации миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.

5. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную (вынужденную).

Вынужденная миграция является одной из характерных черт современности: во всем мире насчитывается в настоящее время около 18 миллионов беженцев. Масштабность и острота проблемы вынужденной миграции предопределила ее превращение из национальной в интернациональную. Соответственно, участие в ее решении принимают не только национальные правительства, но и все мировое сообщество в лице международных и межправительственных, а также неправительственных организаций.

Вынужденная миграция - перемещение людей, происходящие по независящим от них причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом месте.

Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.

По мере того как развивалось международное движение рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками. Вначале городничий решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы на другое (приказывал купцам принять их на постой). В наше время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более изощренными механизмами, но главный из них остается прежним – закон.

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течении XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двухсторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, на постоянное место жительства. Несмотря на то, что иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двухсторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

Вопрос №1.


От чего зависит объем потребления в национальной экономике?

Решение:

Потребительские расходы населения или кратко потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Согласно кейнсианской экономической теории, не ставка процента, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения.

Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. При этом, согласно кейнсианской теории, большую роль играет психологический фактор. Его суть в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход.

Соотношение между изменением потребления (С) и изменением дохода (Y) называется предельной склонностью к потреблению (МРС):

МРС =ΔС/ΔУ

Простейшая функция потребления имеет вид

С = а + b (DI),

где С – потребительские расходы; a – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; b – предельная склонность к потреблению; DI – располагаемый доход (доход подле уплаты налогов).

Таким образом, потребление – функция дохода.

Вопрос №2.


Как измениться ВНП и ВВП стран, участвующих в следующей сделке: гражданин Беларуси в Москве зашел в ресторан, принадлежащий гражданину Грузии, и заказал у официанта, являющегося гражданином Украины, греческие устрицы?

Решение:

Валовой внутренний продукт (ВВП) – представляет собой стоимость всех товаров и услуг, созданных в национальной экономике за определенный период, за исключением промежуточного продукта.

Валовой национальный продукт (ВНП) – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.

В результате данной сделки ВНП и ВВП стран изменяться следующим образом:

Беларусь: ВНП и ВВП не изменяться.

Россия: ВНП и ВВП не изменяться.

Грузия: ВВП не измениться, а ВНП увеличивается.

Украина: ВНП и ВВП не изменяться.

Греция: ВВП увеличивается, а ВНП не измениться.

Задача 1.


Предположим, что национальное производство включает два товара Х (потребительский товар) и У (средство производства). В текущем году было произведено 500 ед. Х (цена за ед. – 2 у.е.) и 20 единиц У (цена за единицу – 10 у.е.). К концу текущего года пять используемых машин (товар Y) должны быть заменены новыми. Рассчитайте:

а) величину ВНП;

б) величину ЧНП;

в) объем потребления и объем валовых инвестиций;

г) объем чистых инвестиций.

Решение:

ВНП (валовой национальный продукт) – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год).

Определим величину ВНП:

ВНП=X*Цх +У*Цу =500*2+20*10=1200 у.е.

Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой наиболее точный макроэкономический показатель созданных и приобретенных населением данной страны товаров и услуг за определенный период времени. Данный показатель используется для характеристики чистого объема производства:

ЧНП = ВНП – амортизационные отчисления (А).

В нашем случае износ (А) составил 5*10 = 50 у.е.

ЧВП = 1200-50=1150 у.е.

Объем потребления (ОП) составит:

ОП=Х*Цх = 500*2 = 1000 у.е.

Объем валовых инвестиций (ОВИ) составит:

ОВИ=У*Цу = 20*10 = 200 у.е.

Объем чистых инвестиции (ОЧИ) составил:

ОЧИ=ОВИ-А=200-50=150 у.е.

Задача 2.


Производственная функция задана уравнением У=АК0,3L0,7. Рост общего фактора производительности (А) составил 6%, число занятых увеличилось на 4%, капитал увеличился на 3%. Насколько возрос реальный объем производства в соответствии с моделью Мида?

Решение:

Определим, насколько возрос реальный объем производства (ОП) в соответствии с моделью Мида:

ОП=У1/УО*100%

У0= АК0,3L0,7

У1=1,06А(1,03К)0,3(1,04L)0,7

Антиинфляционная политика

Таким образом, темп роста реального объема производства составит 109,92%, т.е. рост реального объема производства составит 9,92%.

Список использованных источников.


Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: ДИС, 1997

Борисова Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юрайт-М, 2000

Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица. – М.: Высшая школа, 2002

Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика. – С-Пб: Экономическая школа, 1994

Курс экономической теории. Учебник. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. – Мн., 1998

Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1998

Макроэкономика. Социально-ориентированный подход. Учебник. – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2005

Международная экономика: Учебник. / Под ред. В.К. Матюшевской. – Мн.: Акад. Упр. при Президенте Республики Беларусь, 2002

Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2002

Экономическая теория. Учебник. / Под ред. А.И. Добрынина – М.: Литера, 2000

Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997

1 Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997, стр. 399

2 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: ДИС, 1997, стр. 101

3 Международная экономика: Учебник. / Под ред. В.К. Матюшевской. – Мн.: Акад. Упр. при Президенте Республики Беларусь, 2002, стр. 174

Похожие работы:

  1. • Антиинфляционная политика
  2. • Мероприятия антиинфляционной политики государств
  3. • Антиинфляционная политика государства
  4. • Антиинфляционная политика РФ
  5. • Антиинфляционная политика государства
  6. • Особенности современной антиинфляционной политики ...
  7. • Антиинфляционная политика государства
  8. • Антиинфляционная политика
  9. • Антиинфляционная политика государства
  10. • Антиинфляционная политика как многофакторный процесс
  11. • Инфляция. Антиинфляционная политика государства
  12. • Антиинфляционная политика государства
  13. • Инфляция и антиинфляционная политика
  14. • Последствия инфляции и антиинфляционная политика в ...
  15. • Антиинфляционная политика и ее особенности в ...
  16. • Формы и методы антиинфляционной политики
  17. • Инфляция и антиинфляционная политика
  18. • Антиинфляционная политика государства
  19. • Инфляция. Антиинфляционная политика.
  20. •  ... как форма проведения антиинфляционной политики
Рефетека ру refoteka@gmail.com