Рефетека.ру / Право

Доклад: Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве.

Марксизм возник в 40-х гг. прошлого столетия. Карл Маркс (1818--1883) и Фридрих Энгельс (1820--1895) пытались выяснить  условия и указать пути реального освобождения трудящихся  от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности.

Специфика марксистского подхода к изучению государства и права -- анализ явлений политической и правовой жизни в первую очередь как органических составных частей (моментов) классовой общественно-исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения  классовых сил в обществе.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит  в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической  структуре общества. Уподобление государства и права надстройке - исследовательский прием, призванный  доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в "материальных жизненных отношениях", опираются на "реальный базис"  и в своем бытие зависят от него.

“Реальный базис”, производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму: “Способ производства  материальной жизни обусловливает социальный, политический  и духовный процессы жизни вообще”. К государству и праву от экономической структуры идет и линия причинно- следственной зависимости. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества. По словам Энгельса, “ конечных причин всех общественных изменений и политических  переворотов надо искать... в изменениях способа производства  и обмена...”.

Наряду с отмеченными отношениями детерминации политико-юридические  институты связывают с экономической структурой  и зависимость соответствия. “Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов -- словом, определенное  гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского  общества” (Маркс). Объясняя архитектонику и развитие всякой общественной формации исключительно производственными  отношениями, Маркс и Энгельс постоянно прослеживают соответствующие этим производственным отношениям надстройки.  Указанное соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, композиции,  ритмов движения, присущих базису и “транслируемых” им “наверх”. Сходство, параллелизм, обнаруживаемые между базисом  и надстройкой, не стирают, понятно, специфики каждого из этих явлений, не ведут к утрате ими собственного социального  качества.

Марксизмом утверждается, что “реальный базис” (экономика)  всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это -- всеобщий закон.  Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются. Например, детерминация буржуазной государственности капиталистической  экономикой не является по своим формам, методам,  социально-психологическим рычагам и прочим факторам копией детерминации государств античного мира производственными  отношениями того времени. Даже в границах одной общественно-экономической формации решающее воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется  на ее начальных этапах по-другому, нежели тогда, когда она клонится к закату. Дело тут в историческом “перепаде”  состояний самой экономики, вследствие чего один и тот же экономический базис обнаруживает в своем проявлении, в своем влиянии бесконечные вариации и градации.

Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций. Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни (в частности, государство и право). Эти сферы отличаются  по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/


Похожие работы:

  1. • Основные концепции правопонимания
  2. • Социалистическое право как особый исторический тип ...
  3. • Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании
  4. • Основные принципы материалистического учения об обществе К ...
  5. • Марксистская теория права
  6. • Возникновение и развитие марксистской экономической теории
  7. • О работе К.Маркса и Ф.Энгельса "Происхождение семьи ...
  8. • Критика гегельянства "слева" (Л. Фейербах. К. Маркс и Ф ...
  9. • Оценка кооперативного движения в работах К. Маркса и ...
  10. • Политико-правовое учение марксизма
  11. • Становление марксизма как теории классовой борьбы ...
  12. • Политические идеи К. Маркса
  13. • Философия нового времени
  14. • Ф. Энгельс
  15. • Этика о сущности морали
  16. • Философия марксизма - диалектический материализм
  17. • Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на религию
  18. • Современные теории происхождения права
  19. • Основные этапы развития социологической мысли
Рефетека ру refoteka@gmail.com