Современный мир обязан календарем римлянам, которые, помучившись с восьмидневной неделей, выбрали вавилонскую систему, широко используемую на Ближнем Востоке с III века до нашей эры. Количество и порядок дней недели продиктованы логикой древней астрологии.
The Encyclopedia of Ancient Inventions
В апреле 1963 года писатель научно-популярного жанра Александр Маршак, завершавший книгу о заре человеческой цивилизации, наткнулся на статью о маленькой кости, испещренной странными насечками, найденной в Ишанго, поселении каменного века у истоков Нила в Центральной Африке. Находка датировалась 6500 годом до нашей эры (это на 3000 лет раньше первого расцвета египетской цивилизации и появления иероглифической письменности).
По какой-то причине необычный предмет захватил воображение писателя. Доверившись интуиции, Маршак погрузился в изучение насечек на кости, и за очень короткое время ему удалось «взломать шифр»: он понял, что это календарь, а отметки представляют количество дней в последовательных лунных фазах от первого появления новой луны по мере прибывания до полнолуния, а затем по мере убывания до следующего новолуния.
Не вполне уверенный в своем открытии, Маршак продолжал исследовать десятки сходных образцов из поселений каменного века, особенно из знаменитых пещер Западной Европы, украшенных наскальной живописью. Постепенно выявились некоторые закономерности, и, несмотря на первоначальный скептицизм археологов, к его работе начали относиться серьезно. Маршак выстроил вполне правдоподобную теорию, основанную на предметах быта современных «примитивных» культур — сибирских якутов и жителей острова Никобар неподалеку от побережья Малайзии, чьи «календарные палочки» очень похожи на доисторические образцы.
Некоторые свидетельства оказались весьма убедительными. Отметины на кости орла, найденной в Ле-Плакар (Франция) и датируемой XIII-XI тысячелетиями до нашей эры, являются специально нанесенными насечками, а не случайными царапинами. Крошечные зарубки на кости соответствовали лунной теории Маршака. Позже он нашел вторую орлиную кость из той же пещеры, которая считалась утраченной; поразительное сходство отметок на обеих костях убедило Маршака в правильности его предположений.
Лишь немногие археологи согласились со всеми утверждениями Маршака. Некоторые открытые им «насечки», особенно ранние образцы, могут действительно оказаться случайными царапинами, и не все предметы со специально нанесенными пометками непременно являются календарями. Некоторые из них могут представлять совершенно иной вид общения (вроде «писем-палочек» у американских индейцев). Тем не менее работа Маршака произвела незаметный переворот в нашем понимании доисторического разума. Вероятность того, что лунные календари существовали еще за 30 000 лет до нашей эры, уже не считается возмутительной крамолой в высоких археологических кругах.
Маршак, безусловно, прав в своем мнении, что самые ранние календари были лунными. Луна играла важную роль в жизни общин, добывающих средства к существованию охотой и рыбной ловлей; на некоторых животных охотились только по ночам.
В отличие от Солнца, Луна не просто восходит и заходит, а следует более таинственным путем, что должно было производить сильное впечатление на наших предков, живших примерно 500 000 лет назад. Размножение таких важных продуктов питания, как рыба, черепахи и других морских животных, связано с лунными фазами, управляющими приливами и отливами. И вряд ли женщины доисторической эпохи оставили без внимания тот факт, что женский менструальный цикл — приблизительный эквивалент лунного месяца, состоящего из 29,5 дня.
С другой стороны, в движении Солнца тоже есть закономерности, определяющие смену времен года. Хотя легче считать дни по лунным фазам, чем по солнечным (они короче, и сопровождающие их небесные феномены четко видны), достаточно очевидно, что между повторением важных сезонных событий, таких, как весеннее половодье или самый долгий летний день, проходит период времени, немногим превышающий 350 дней. Не так уж трудно и подсчитать с относительной точностью количество дней в году.
Определение продолжительности года требует терпения и мастерства, а не сложных приборов. Для этого нужна ровная горизонтальная поверхность, например участок земли, камешки и прямая палка, воткнутая в землю. Для проверки ее вертикальности можно использовать отвес (веревку с грузилом).
Подготовив инвентарь, гипотетический доисторический ученый мог экспериментально определить продолжительность года. Ежедневно после восхода солнца колышек отбрасывал тень, конец которой до полудня постепенно перемещался к колышку, затем тень двигалась в другую сторону. Кривую (параболу), вычерчиваемую верхним концом колышка, можно было отметить на земле.
По мере прохождения года эти кривые проходили все дальше от колышка с наступлением зимы (когда Солнце отбрасывает самые длинные тени) и приближались к колышку с наступлением лета (когда Солнце стоит почти прямо над головой). Имея ряд подобных кривых, отмеченных на земле камешками, терпеливый ученый доисторической эпохи мог подсчитать, что весь цикл от самой короткой до самой длинной тени составляет 365 дней. Он также мог точно определить, когда наступает самый длинный и самый короткий день в году (солнцестояния) и на какой день приходятся поворотные точки между ними (равноденствия).
На очень раннем этапе своей истории человечество уже могло иметь точные знания как о лунных фазах, так и о продолжительности года, достаточные для создания действующего календаря Однако здесь начинались настоящие трудности. Проблема, свойственная всем календарям, заключается в том, что наша на первый взгляд гармоничная солнечная система в действительности чрезвычайно запутанна.
Один оборот Земли вокруг своей оси означает один день, но 365 оборотов не равны времени, которое необходимо земному шару, чтобы совершить один оборот по орбите вокруг Солнца (то есть один год). Этот период времени составляет 365,242199 дня. Сходным образом, лунный месяц не измеряется круглой цифрой: он составляет 29,53059 дня. И хотя в году приблизительно 12 лунных месяцев, они составляют лишь 354,36706 дня — на 11 дней меньше, чем в солнечном году.
Попытайтесь учесть все эти факторы в единой системе, и вам гарантирована головная боль. Поэтому создание действующего календаря стало одной из насущных задач человечества, решение которой потребовало много времени.
Самый ранний календарь, о котором сохранилось письменное свидетельство, был изобретен шумерской цивилизацией из Южного Ирака. Приблизительно к 3000 году до нашей эры шумеры придумали сравнительно простой календарь для двух времен года (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней в каждом.
Продолжительность месяца регулировалась по наблюдениям за Луной; каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении серпа убывающей Луны. Чтобы компенсировать разницу между сезонным и лунным годом, шумеры просто добавляли лишний месяц, когда возникала такая необходимость.
Добавление лишнего месяца, впервые засвидетельствованное у шумеров в XXI веке до нашей эры, оставалось (и до сих пор существует в несколько иной форме) стандартным методом регулировки календаря. К тому времени шумеры ввели также номинальный год из З60 дней, основанный на округлении лунного месяца до 30 дней, умноженных на 12. Это соответствовало их шестидесятичной системе счисления (основанной на числе 60, в противоположность более широко распространенной и используемой в настоящее время десятичной системе). Хотя солнечный год на 5 дней длиннее, год из З60 дней точно делится на 60, поэтому он стал основой для всей календарной и астрономической философии Древнего Шумера. Следуя примеру шумеров, мы все еще делим небосвод, да и любой круглый предмет, на 360 математических градусов.
Примерно в одно время с первыми календарными экспериментами в Древнем Шумере огромные круги из грубо обтесанных камней, воздвигнутых строителями мегалитов Западной Европы, служили площадками для постоянных наблюдений за Солнцем и Луной. Эти наблюдения, несомненно, были связаны с сельскохозяйственным календарем. Но предположения об использовании сложных программ астрономических наблюдений и расчетов для составления абсолютно точного календаря далеки от истины.
Они исходят от современных астрономов, представляющих себя в роли древних ученых, пытающихся решить интересующие их проблемы. Реальное предназначение астрономических ориентировок в каменных кругах заключалось, по всей вероятности, в желании произвести впечатление на зрителей во время ежегодных ритуалов. Самым известным примером подобных сооружений является Стоунхендж, где приблизительно за 2000 лет до нашей эры был построен круг из массивных каменных блоков (весом до 50 тонн каждый), внутри которого находится каменная подкова с длинной осью, направленной на восход солнца в день середины лета (летнее солнцестояние). Для наблюдателей, стоящих спиной к «Алтарному камню» и глядящих через открытый конец подковы, восходящее солнце находилось в обрамлении двойного «окна».
«Пророческие кости», которыми пользовались правители китайской династии Шан для предсказания будущего в XIV-XIII веках до нашей эры, показывают, что китайцы имели лунный календарь, похожий на шумерский. К двенадцати лунным месяцам по 29 или 30 дней через каждые 2-3 года добавляли тринадцатый месяц, чтобы обеспечить соответствие с солнечным годом. Позднее необходимость в надежном календаре возросла из-за того, что его стали связывать с астрологией, и одна из основных обязанностей императора заключалась в надзоре за точным ведением календаря.
С этой целью императорским двором было проведено около ста календарных реформ, начиная с первого объединения империи в 221 году до нашей эры и до конца династии Мин в 1644 году нашей эры, то есть примерно по одной реформе каждые 20 лет.
Между тем в Новом Свете в начале I тысячелетия до нашей эры высокоразвитая индейская цивилизация сапотеков вела самостоятельную работу над созданием точного календаря. Календарь сапотеков подробно описан в серии надписей на стенах вокруг главного церемониального двора города Монте-Альбан в горах Мексики. Возможно, сапотеки отчаялись установить связь между лунным и солнечным движением, так как их система абсолютно отличается от систем Старого Света. Вместо того чтобы строить свой календарь на основании лунного года, состоящего примерно из 354 дней, они приняли для своих религиозных празднеств священный календарь из 260 дней, происхождение которого остается неясным.
Однако это позволило сапотекам, а позднее майя и ацтекам, превратить календарь в разновидность причудливой, постоянно усложняющейся игры с числами. За 52 года из 365 дней по обычному солнечному календарю проходит 73 года 260-дневного, и оба календарных цикла начинают отсчет года с одного и того же дня. 52-летний цикл (18 980 дней) стал неотъемлемой чертой древней мексиканской культуры. Когда испанцы завоевали Мексику в XVI веке, они отметили, что конец очередного 52-летнего цикла был встречен индейцами с великим унынием — из опасения, что солнце больше не взойдет, и первый рассвет нового календарного цикла стал причиной бурного празднества.
Еще более сложные числовые манипуляции проделывали индейцы майя, которые спустя 1000 лет после сапотеков работали с 360-дневным годом; он назывался тун и делился на 18 месяцев по 20 дней; 5 дней, оставшихся от 365-дневного года, считались «днями дурных знамений». Майя также имели 260-дневный календарь, аналогичный сапотекскому, который они называли тцолкин. Он представлял собой цикл из 20 поименованных дней в сочетании с числовой последовательностью от 1 до 13, т е. состоял из 20 недель по 13 дней.
Каждый день имел собственные приметы и ассоциации, так что циклический календарь — это своего рода постоянно действующий механизм предсказаний, направляющий судьбу народа майя. Позднее они объединили тцолкин с лунным календарем в цикле из 405 лунных месяцев, или 46 тцолкинов (11 960 дней). Такая календарная система еще использовалась ацтеками в 1519 году, когда испанские конквистадоры прибыли в Мексику.
В целом жители Центральной Америки верили в магическую силу календарных циклов, самым известным из которых был «длинный счет» майя. В его основе лежал тун из 360 дней; 20 тунов составляли катун (7200 дней), 20 катунов — бактун (144 000 дней), а 13 бактунов — «Великий цикл» (1 872 000 дней, или 5130 лет), в конце которого, как верили майя, и они сами, и весь мир перестанет существовать. Согласно общепринятой интерпретации, очередной «Великий цикл» закончится 24 декабря 2011 года, т.е. наступит «конец света».
Календарный цикл прослеживается и в Египте, хотя здесь он предположительно возник по воле случая, а не по заранее определенному плану. Бог Солнца всегда был самым важным в египетском пантеоне, поэтому наибольшим уважением пользовался солнечный год из 365 дней. Но так как солнечный год состоит из 365,25 дня, то каждые четыре года египетский календарь расходился бы с действительностью на один день. Спустя 730 лет положение стало бы вопиющим, поскольку зимние и летние месяцы успели бы поменяться местами.
Такой несовершенный календарь действительно существовал в Египте между III веком до нашей эры и II веком нашей эры, но есть основания полагать, что до этого египтяне, подобно другим древним народам Ближнего Востока (включая шумеров, вавилонян и евреев), производили регулярные реформы календаря, чтобы «идти в ногу со временем».
Именно это хорошо отражено в исторических документах эпохи Птолемеев в Египте (323-31 гг. до н.э.), когда страной правила династия македонских греков, происходящая от Птолемея, одного из военачальников Александра Великого.
Сам Александр попытался предложить египтянам македонский календарь, где лунные и солнечные периоды «синхронизировались» через периодическое добавление нового месяца. Но египтяне не приняли это новшество.
Во время правления Птолемея III (247-222 гг. до н. э.) связь между македонским календарем и лунными месяцами была формально упразднена, и македонская система пришла в соответствие с египетской. При том же царе (в 238 г. до н. э.) совет жрецов издал декрет, который предписывал каждые четыре года вставлять в египетский календарь дополнительный день, чтобы исключить неудобные «четверти» в солнечном году состоящем приблизительно из 365,25 дня. Эта простая идея, ставшая основанием для сегодняшнего календаря, сначала не прижилась, и только военная мощь Рима смогла вколотить ее в головы египтян, а затем навязать всему остальному миру.
Римляне заинтересовались египетскими календарными перипетиями, поскольку испытывали сходные проблемы. При попытке исправить свой календарь в 153 году до нашей эры римляне передвинули начало года с 1 марта на 1 января, отчего порядковые названия месяцев утратили смысл. Месяцы с 7-го по 10-й стали занимать места с 10-го по 12-й, и мы по-прежнему сохраняем эту путаницу: названия сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь происходят от латинских числительных (7-10) и отражают положение месяцев в римском календаре до 153 года до нашей эры.
Хуже того, римляне на протяжении столетий боролись с лунным годом из 355 дней с помощью дополнительного месяца из 22 или 23 дней, добавляемого в феврале через каждые два года. Ответственность за регулирование годового цикла несла коллегия понтификов, на решение которой слишком часто влияли вовсе не календарные факторы, а сборщики налогов, заинтересованные продлить год, чтобы собрать побольше денег, или важные политики, получившие нежелательные должности (например, губернаторы отдаленных бедных провинций), желавшие сделать год как можно короче.
Юлий Цезарь решил положить конец этим злоупотреблениям и навсегда избавиться от проблем, связанных с римским календарем. Быстрое превращение Рима из государства, ограниченного пределами Италии, в мощную державу, господствовавшую над всем Средиземноморьем, только усугубило ситуацию: каждый покоренный народ имел свою собственную систему календарного счисления, так что единственным решением было создание и введение с помощью закона новой универсальной системы.
Поэтому во время визита в Египет в 48 году до нашей эры, отвлекаясь от взлетов и спадов своего любовного романа с царицей Клеопатрой, Цезарь провел много долгих часов в дискуссиях с египетскими учеными. Особую помощь оказал александрийский астроном Сосиген, который посоветовал вообще отказаться от лунного календаря и начать все заново, пользуясь египетским солнечным годом из 365 дней.
Цезарь и Сосиген пришли к соглашению, что дополнительный день нужно прибавлять в конце февраля каждый четвертый год: тогда календарный год не будет расходиться с солнечным. Это изобретение, позаимствованное из неудачной реформы египтян 238 года до нашей эры, существует и поныне.
Юлий Цезарь представил новый календарь римлянам 1 января 45 года до нашей эры. Чтобы ввести его в действие, он вынужден был издать декрет о том, что предыдущий год (46-й до н.э.) продлится 445 дней, чтобы восстановить соответствие между гражданским календарем и сельскохозяйственным годом. И все же, несмотря на ясность юлианского решения, римские понтифики неправильно поняли его и стали слишком часто прибавлять к февралю дополнительный день. Во время царствования императора Августа, племянника Цезаря, опять наступила неразбериха, и в 8 году до нашей эры ему пришлось издать новый указ, запрещавший на протяжении нескольких лет 29-й день в феврале, чтобы календарь пришел в норму.
В конце концов юлианский календарь начал правильно действовать по всей Европе и на территории Средиземноморья. Усилия Юлия Цезаря и Августа получили достойное вознаграждение: в их честь были переименованы римские месяцы квинтилий (июль) и секстилий (август).
Однако трудности продолжались, так как юлианский календарный год из 365,25 дня все равно оставался недостаточно точным. Настоящий солнечный год немного короче — 365,242199 дня. Эта разница в 11 минут и 14 секунд не могла создать большой проблемы при жизни одного человека, но ее было достаточно, чтобы сбить календарь с правильною ритма через несколько столетий. К XVI веку нашей эры разница выросла примерно до 10 дней, что вызвало повсеместное беспокойство. Папе римскому пришлось продолжить дело, начатое Юлием Цезарем, и провести еще одну календарную реформу. В 1582 г папа Григорий XIII специальным эдиктом постановил, что дополнительный день високосного года не нужно добавлять в последний год столетия, если порядковый номер года не делится на 400 без остатка. Таким образом, високосным должен был стать 1600-й, а не 1700 год. Формула довольно приблизительная, но в целом подходящая, так как действует с точностью до одного дня за 3300 лет.
Но по реформе Григория, как и по юлианской, перед введением нового календаря необходимо было вновь «переставить часы». По папскому распоряжению следовало пропустить 10 дней и считать 15-м число, следующее за 4 октября. Вполне понятно, что многие люди, особенно протестанты, отнеслись к этой идее без энтузиазма. Например, Британия и ее американские колонии приняли новый календарь лишь в 1752 году когда разница составляла уже 11 дней. Поэтому Джордж Вашингтон, родившийся 11 февраля 1732 года, впоследствии отмечал свой день рождения 22-го числа.
Когда вы в следующий раз сделаете запись в своем ежедневнике, подумайте об ученых и мудрецах, приложивших много усилий для того, чтобы обеспечить нас действующим календарем в течение следующих 30 000 лет.
С каким бы презрением многие современные ученые ни относились к астрологии, каждую пятницу, уходя вечером из лаборатории и говоря друг другу «до понедельника», они невольно следуют принципам древней астрологической системы.
Не только названия дней недели, но также их количество и последовательность восходит к астрологическим представлениям вавилонян. Примерно к 700 году до нашей эры они придумали семидневную неделю, связанную с основными планетными божествами, которой мы пользуемся и сейчас.
Современный западный мир обязан своим календарем римлянам, которые, помучившись некоторое время с восьмидневной неделей, в конце концов выбрали вавилонскую систему, широко используемую на Ближнем Востоке с III века до нашей эры. Римляне просто заменили имена вавилонских планетных божеств на их римские эквиваленты. Таким образом, день Набу, вавилонского бога письменности, стал днем Меркурия, римского бога торговли. Современные французские и итальянские названия дней близки к латинским — например, римский день Меркурия стал Mercoledi в Италии.
В английском языке перевод прошел еще одну стадию: языческие англосаксонские предки англичан, позаимствовавшие основную систему у римлян, приспособили ее к именам собственных богов. В этой североевропейской системе (которой пользовались и викинги) Юпитер (бог грома) был известен как Тор. Поэтому вавилонский день Мардука стал у римлян днем Юпитера, у французов -Jeudi, у англичан — Thursday (день Тора) и так далее.
Но почему дни недели чередуются именно в этой последовательности? Если не считать пары Солнце — Луна (Sunday — Monday) в начале недели, последовательность выглядит совершенно случайной. И хотя семь дней соответствуют количеству планетных божеств, их последовательность не отражает традиционный порядок следования, основанный на древнем понимании структуры солнечной системы: Сатурн — Юпитер — Марс — Солнце — Венера — Меркурий — Луна.
Как объясняется это расхождение? Ответ в другом великом изобретении древней астрологии, которым мы до сих пор пользуемся: делении суток на 24 равных отрезка времени, или часа. Планетные божества в своей традиционной последовательности управляют часами суток. Например, Сатурн властвует над первым часом субботы; за ним следуют шесть других богов. Затем весь цикл повторяется сначала: Сатурн властвует над 8-м, 15-м и 22-м часом суток. 23-й и 24-й часы посвящены Юпитеру и Марсу соответственно, а первый час следующего дня — богу Солнца. Следовательно, над этим днем (воскресеньем) властвует бог Солнца.
Было изобретено простое устройство для расчета дней недели по традиционной последовательности планетарных божеств. Расположив богов на концах гептаграммы, можно узнать порядок дней недели, следуя по диагоналям. Неизвестно, когда и кто придумал этот искусный геометрический трюк, но образец такой фигуры изображен на одном из граффити, обнаруженных при раскопках римского города Помпеи.
Таким образом, названия, количество и порядок наших дней недели продиктованы логикой древней астрологии. Установлением семидневной недели вавилоняне не только нанесли чувствительный удар по самолюбию современных ученых, но и предвосхитили открытие, сделанное биологами в XX веке. Недавно стало известно, что человеческое тело управляется семидневным биоритмом, который можно обнаружить по небольшим изменениям кровяного давления и сердечного ритма, а также по реакциям на инфекцию и даже на пересадку органов. Такой же биоритм воздействует на другие формы жизни, даже простейшие организмы вроде бактерий.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/