В 14-15 вв. единственными письменными источниками права в Московском государстве были жалованные грамоты и уставные грамоты.
Самоквасов дает следующее определение жалованной грамоте. Жалованная грамота удельного князя - “отдача церковным учреждениям, монастырям, церквям исключительного права по управлению, суду, отбыванию государственных повинностей и уплаты податей и пошлин”.
Филлипов считает, что жалованные грамоты - “это такие законодательные Акты, коими верховная власть предоставляла те или иные льготы физ. или юр. лицам. Эти грамоты предоставляли местностям или же конкретным людям такие исключительные права, какими они не обладали ранее”.
В источниках эти грамоты называются грамотами жалованными, несудимыми, льготными и тарханными. Как правило, такие грамоты содержат распоряжения, дающиеся “грамотчикам”, то есть получающим грамоты. Жалованные грамоты содержат следующие права:
право владения и пользования данным поземельным имением;
полное или частичное освобождение от государственных податей, пошлин и повинностей всех лиц, получивших грамоты;
право призыва грамотчиками на свои земли вольных людей и крестьян их других княжеств, с освобождением поселенцев от государственных податей и повинностей на “урочные годы”, то есть на определенные в самих грамотах сроки.
Запрещение грамотчикам перезывать на свои земли людей своего князя, черных, тяглых, “письменных крестьян” (числившихся в писцовых и переписных книгах).
“полное или частичное освобождение грамотчиков и их холопов и крестьян от подсудности и управления княжеских чиновников, с запрещением последними права въезда в имения грамотников.
Жалованные грамоты давались:
Монастырям и другим церковным учреждениям;
Вкладные грамоты. - письменные акты, по которым князья передавали церковным учреждениям свое движимое и недвижимое имущество. Князь мог передать ее при жизни или по завещанию. Содержание вкладных грамот, как и жалованных, весьма разнообразно.
Светским людям.
Жалованные грамоты светским людям были двух видов (по предмету пожалования).
1. Жалованные грамоты на кормления;
Грамоты на кормление давали людям право управления, суда и корма, то есть право пользоваться наместническими доходами в данной волости, по “наказному” или “доходному” списку. Дополнявшему жалованные грамоты.
Содержание грамот составляют: именование князя, дающего жалованную грамоту; служилый человек, ее получающий; волость, жалуемая в “кормление”, и определение прав вотчинника, приказ жителям жалуемой волости повиноваться вотчиннику и его тиунам, как княжескому наместнику. 1 пример пожалования вотчины - 1332 год. Иван Калита пожаловал Родиону Несторовичу.
Жалованные грамоты на поместья.
Жалованные грамоты князя на поместья передавали служилым людям на время услужения “право пользования доходами с крестьян дворцовых имений, исчислявшихся в писцовых книгах, за исключением военной повинности и поземельной подати, именуемых в новгородских грамотах “посошною службою” и обежною данью. 1 пример пожалования княжеского села в поместье - 1328 год. В духовной Ивана Калиты.
Содержание грамот составляют: именование князя, дающего жалованную грамоту; служилый человек, ее получающий; определиня места и земельного состава жалуемого поместья, определиня права помещика на весь доход денежный, хлеюный, мелкий за исключением государственной дани, указание даты и места выдачи грамоты и подпись государя. Эти грамоты служили базой поместной системе М.г., которая сформировалась к началу 17 века.
Отдельные грамоты - дополнения к ж.г. Их выдавали государственные дьяки, со своими подписями. Они содержали перечень земельного и личного состава пожалования указание прав помещика на крестьянскую пашню и его обязанностей по уплате дани и отбыванию посошной службы, указание старого дохода с поместья.
По источнику жалованные грамоты делились на:
1. исходящие от князя и от церковных властей;
исходящие от князей служилых (является законодательным актом, если пожалование подкреплено государственной властью).
Наибольшее распространение жалованные грамоты получили во время централизации Московского государства, когда великий князь сосредоточил в своем лице всю полноту власти. Князь в то время стал единственным источником правовых норм. Число жалованных грамот колеблется от 110 до 230 грамот (Владимирский-Буданов).
Каждая ж.г. была частным, сепаратным законом ( priva lex ), установленным верховной властью в пользу областей и лиц, удостоенных данной милости или привилегии. Развитие пожалований совпадает у нас с развитием власти государей и их могущества, но происхождение ж.г. надо искать в исконной принадлежности крупным землевладельцам права суда и налогообложения по отношению к жившим на их земле людям.
Жалованную грамоту можно было отличить от подделки или другой грамоты по красной печати с княжеским именем и гербом.
Владимирский-Буданов под жалованной грамотой понимает три рода актов правительственной деятельности:
1. Жалованные грамоты в тесном смысле, то есть дарственные на имущество от государства частным лицам. Жалование может быть недвижимого имущества, угодий, промыслов, укрепление сделок на недвижимое имущество между частными лицами, последними и князем. Частная форма грамот не имеет б. значение для истории источников права.
2. Льготные грамоты, содержащие в себе освобождение грамотчика от общих тягостей суда и дани. Грамотчик освобождается от суда местных властей с подчинением суду князя, лица, проживающие на территории грамотчика, подчиняются его суду полностью или частично (кроме душегубства, разбоя и татьбы). Дань и повинность, а также пошлины при проезде и перевозке в пользу местных властей также отменяются. Такие грамоты называются обельными.
Тарханы - грамоты, содержащие полное освобождение.
3. Охранительные грамоты. Акты, утверждающие общую законодательную норму в применении к частому случаю и лицу. Эти грамоты не устанавливают какие-то нормы, а подтверждают таковые. Как акты, не устанавливающие норму, а сохраняющие ее, грамоты этого рода можно отнести не к законам, а к распоряжениям. Это при условии, если бы нормы права были бы определены или известны. Охранительные грамоты закрепляли одну из колеблющихся норм. К примеру, леса и вода могла быть предметом общего пользования пока не станут заповедными. Такое же значение имеют и судебные приговоры князей (правовые грамоты) как укрепляющие по частному случаю общую норму.
Вотчинные (по предмету пожалования). Предметы: земли, воды, угодья ( чаще всего такие грамоты предоставлялись монастырям и церквям );
Льготные, иммунитетные, освободительные: давали освобождение от уплаты общих налогов и повинностей, о а также - от общей подсудности.
Если такая грамота носила финансовый характер, то она называлась “обельной“. Если же она освобождала “ грамотчика “ от суда местных властей (как уже сказано у Владимирского-Буданова “ ) оставляя только подчинение княжескому суду, то она называлась несудимой.
Кстати, жалованная грамота не всегда обязательно принадлежала какому-то одному виду. Например, вотчинные грамоты были одновременно и льготными, поскольку они должны были предоставлять новому владельцу имения определенные административные права (как то право на суд над населением данной вотчины и т.п.).
Во многих европейских странах жалованные грамоты постепенно превратились из частных привилегий в общесословное право, а потом и в общий закон. В Московском государстве этого не произошло по следующим причинам:
привилегии были малочисленны и не столь обыкновенны (как в Польше).
содержание привилегий не было единообразно и одинаково полно;
твердость привилегий ничем не гарантировалась. При перемене князя и при вступлении в наследство получившего пожалование каждый раз приходилось обращаться с просьбой о подтверждении грамоты. Иными словами, жалованные грамоты имели обязательное значение лишь до тех пор, пока княжил или царствовал тот носитель верховной власти, который их давал. Чтобы сохранить их действие после смерти данного государя возникала необходимость в подтверждении этой грамоты преемником (в письменной форме, обычно - на оборотной стороне грамоты).
К середине 16 века тарханы были уничтожены Иваном Грозным. Вот почему из грамотчиков не успело сложиться привилегированное сословие, а из жалованных грамот - общий указ.
Со второй половины шестнадцатого века налицо тенденция к ограничению выдачи жалованных грамот финансового характера, т.к. государству нужны были деньги для пополнения бюджета. Затем, постепенно, жалованные грамоты вовсе исчезают из русской (допетровской) юридической практики. Стоглавый собор запрещает выдачу “несудимых “ грамот духовенству.
Филиппов отмечает, что к началу семнадцатого века выдача т.н. “ выслуженных “ имений, а, следовательно, и жалованных грамот производится уже не в частном, а в общем порядке. Теперь помимо чисто сословных интересов учитываются и интересы самого государства.
Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории.
Самый важный вид заповедей относится к запрещению беззаконных деяний и злоупотребления властью со стороны наместников и их людей. Защита государства от последних проявилась в составлении другого вида грамот - уставных.
К эпохе 14-15 веков относится лишь один вид уставных грамот - грамоты наместничьего управления. Уставные губные и земские грамоты относятся к периоду судебников. Уставными наместничьими грамотами определяются отношения наместника или волостеля к жителям уезда или волости, управляемыми ими. Уставная грамота на наказ, а пожалование прав населению провинции. В уставных грамотах власть наместника ограничивается рамками закона. В ней определяется не то, что он должен делать, а то, что не должен. Но уставные грамоты не являются привилегиями, это местный закон. Содержание уставных грамот практически одинаково. В них воспрещаются незаконные действия слуг наместника, определяется корм наместника, судебные пошлины, уголовные штрафы в пользу наместника, пошлины за вызов в суд, пошлины от ареста обвиняемого в пользу слуг наместника (его дворян), торговые и свадебные пошлины, отношение судебной власти наместника к центральному суду, право жалобы провинциалов на своего наместника, немногочисленные нормы материального уголовного права (в связи с правами наместника на уголовный суд и пошлины).
Уставные грамоты Литвы богаче.
Грамоты, которыми устанавливаются губные учреждения, называются губными. Начинаются с 30-х гг. 16 века и до конца 17 века.
Отличие от уставных в том, что губные грамоты обращены ко всему населению (включая служилые классы). Кроме учредительной части, где определяется избрание, состав и обязанности, содержание губных грамот касается материального уголовного права. Общие черты их содержания составили потом общий уголовный закон.
Уставные земские грамоты определяют местное земское самоуправление. Они начинаются с 1552 и продолжаются до 2 четверти 17 века. Грамоты этого рода имеют более широкие задачи, чем губные. Они включают в себя переработанное содержание уставных наместничьих, губных грамот. Они касаются финансового, полицейского, уголовного и отчасти гражданского права с точки зрения ведомства, компетенции земских учреждений.
Все три рода грамот имеют учредительный характер.
Система жалованных грамот московских великих князей.
(Доклад к коллоквиуму по истории государства и права России).
Возвышение Москвы и первые признаки объединения вокруг неё русских земель, разумеется, не является первым случаем применения князьями системы жалованных грамот. Сведения о существовании такой практики можно найти и в истории России периода феодальной раздробленности. Как и в Московскую эпоху, удельные князья издавали подобные грамоты, предоставляя тем самым различные привилегии как физическим, так и юридическим лицам.
Развитие пожалований в России совпадает с развитием власти государей и их могущества, однако происхождение жалованных грамот, по мнению Филиппова, все же следует искать в исконной принадлежности крупным землевладельцам права суда и налогообложения по отношению к жившим на их земле людям. Таким образом, согласно данной точке зрения, сильные позиции поместных феодалов, их практически неограниченная власть в пределах собственных владений явилась причиной того, что московские великие князья и цари ( как, впрочем, и большинство западноевропейских монархов ) попросту были вынуждены узаконивать установленные крупными землевладельцами порядки, чтобы удержать в своих руках бразды правления. Однако можно предположить, что подобный расклад сил заставлял центральную власть прибегать к системе жалованных грамот лишь на первых порах становления Московского централизованного государства. К тому же необходимо отметить, что, вследствие объективных причин, ( в первую очередь, ордынского ига ) объединение русских земель вокруг Москвы проходило по схеме, абсолютно отличной от преодоления феодальной раздробленности в западной Европе, и период относительной слабости монарха, находившегося под влиянием феодальной знати был весьма и весьма недолгим. В то время единственной целью Московского государства было освобождение от монгольского ига, а выполнение этой задачи было бы невозможным без полной концентрации сил и жесткого единоначалия. Таким образом, с течением времени, все более отчетливо проявляется служебный характер русского общества той эпохи. Привилегии выдаются только по воле государя, а различные социальные группы уже не имеют никакого влияния на царскую политику. Следовательно, если принять за условия уже сложившийся и устойчивый политический режим Московского царства, точка зрения Филиппова представляется весьма сомнительной.
Итак, содержащиеся в царских жалованных грамотах привилегии, были исключительными и зависели только от центральной власти. Царь был волен выдавать грамоты по собственному усмотрению, равно как и отбирать их. Именно поэтому жалованные грамоты имели в допетровской России обязательное значение лишь до тех пор, пока княжил или царствовал тот носитель верховной власти, который их давал, а чтобы сохранить их действие после смерти данного государя необходимо было получить подтверждение этой грамоты у царского преемника ( обычно это делалось в письменной форме на оборотной стороне грамоты ).
Виды жалованных грамот. Грамоты, выдаваемые светским людям и церковным учреждениям, представляют собой две различные группы. Здесь, однако, следует отметить, что многие авторы классифицируют эти виды грамот по-разному ). Согласно классификации Самоквасова, жалованные грамоты светским людям можно в свою очередь, подразделить на грамоты на кормления и грамоты на поместья.
Грамоты на кормления давали служилым людям право управления, суда и “ корма “ ( иными словами, право пользования наместническими доходами в данной волости по “ наказному “ или “ доходному “ списку, дополнявшему жалованную грамоту.
Содержание документов, дававших права на “ вотчины “, составляют: именование князя, выдающего данную грамоту, служилого человека, ее получающего, волости, жалуемой в “ кормление “, и определение прав вотчинника - “ кормленщика “ ( например, право взимать пошлины на провозимые через данную территорию транзитные товары, право пользования наместническими доходами ) и приказание жителям жалуемой волости повиноваться вотчиннику и его тиунам, как своему правителю и судье - княжескому наместнику ( “ И все вы люди тех городов и станов и волостей чтите его и слушайте, а он вас ведает; а судити и ходити велит у вас тиунам своим “), обозначение места и времени ее выдачи, подпись государя и печать красного сургуча.
Грамоты на поместья давали право пользоваться доходами с крестьян дворцовых имений, исчисленных в писцовых книгах (за исключением военной повинности и поземельной подати). Давались такие грамоты только на время государственной службы. Целью же пожалования поместья в Московский период являлось обеспечение служилого человека средствами существования и отбывания службы; размер средств определялся в грамоте указанием на доход прежнего владельца данной земли, без точного указания его величины.
К жалованной грамоте прилагались и дополнительные акты за подписями государевых дворцовых дьяков. Такие грамоты содержали перечни земельного и личного состава пожалованного поместья, определение его прежнего денежного и мелкого дохода, указание прав помещика на крестьянскую пашню и его обязанностей по уплате великокняжеской дани.
Ко второй половине шестнадцатого века поместное землевладение, основанное на царских жалованных грамотах, почти повсеместно заменила собой землевладение черносошных крестьян, господствовавшее ранее в удельных княжествах-государствах эпохи монгольского владычества.
Грамоты на поместья также, как и грамоты на кормления, состояли из именования государя, эту грамоту выдающего и получающего ее служилого человека, определения места и земельного состава жалуемого поместья, определения права помещика на весь денежный, хлебный и мелкий доход, равный доходу прежнего владельца ( за исключением государевой дани ), дополнительные условия ( по предполагаемым обстоятельствам ), место и время выдачи и подпись государя.
Поместные жалованные грамоты - это в первую очередь акты воли государя. Они служили основанием поместной системы Московского царства - на них основывались все виды поместных актов, исходивших от центральных и местных органов власти.
Грамоты на поместья подразумевали передачу царского имущества и земли только во владение частным и юридическим лицам. Государство же сохраняло за собой право собственности на пожалованное имущество. В этом заключается еще одно отличие русского государства от западноевропейских феодальных систем.
Льготные, иммунитетные, освободительные, по мнению Самоквасова, выдававшиеся только монастырям и церквям грамоты, давали освобождение от уплаты общих налогов и повинностей, а также - от общей подсудности.
Если такая грамота носила финансовый характер, то она называлась “обельной “. Если же она освобождала “ грамотчика “ от суда местных властей оставляя только подчинение княжескому суду, то она называлась несудимой. Обладатель подобного документа вдобавок получал право суда над лицами, проживающими на территории данного поместья (за исключением дел по душегубству, разбою и татьбе).
Грамоты, выдаваемые церковным учреждениям, иногда предоставляли грамотчикам право призыва на свои земли вольных крестьян из других областей с освобождением новых поселенцев от государственных податей и повинностей на “ урочные “ годы, т.е. на определенный в грамоте срок.
Тарханные грамоты или тарханы давали своим обладателям частичное или полное освобождение от подсудности и управления княжеских чиновников (за исключением дел о душегубстве и татьбе с поличным). При этом царские служащие без особого разрешения вообще не допускались в имения “беломестцев “ (грамотчиков).
Охранительные грамоты устанавливали, как бы особый режим юридической защиты привилегированных субъектов, впрочем, не заменяя собой существовавшие до этого правовые нормы. Иногда они закрепляли одну из колеблющихся норм. Например, они могли оставлять только за грамотчиком право владения угодиями, (как то леса или вода), ранее находившимися в общем пользовании.
Здесь следует упомянуть о так называемых “ вкладных грамотах ” - письменных актах, которыми князья передавали монастырям и церквям свое движимое и недвижимое имущество, а также о княжеских завещаниях. Такие завещания подписывались в присутствии послухов, “ душевных отцов “ завещателя. Древнейшим примером подобного документа является завещание Ивана Калиты.
Однако жалованная грамота не всегда обязательно принадлежала какому-то одному виду. Например, вотчинные грамоты были одновременно и льготными, поскольку они должны были предоставлять новому владельцу имения определенные административные права (как то право на суд над населением данной вотчины и т.п.).
Со второй половины шестнадцатого века наблюдается тенденция к ограничению выдачи жалованных грамот финансового характера, так как государству нужны были деньги для пополнения бюджета. Еще при Иване Грозном (второй Судебник) выдача тарханных грамот была запрещена. Позже Стоглавый собор установил запрет на предоставление церковным учреждениям “несудимых “ грамот (причем формально были отменены и все выданные ранее подобные документы). Затем, постепенно, жалованные грамоты вовсе исчезли из русской (допетровской) юридической практики.
К началу семнадцатого века, по мнению Филиппова, выдача жалованных, “выслуженных имений ”, а, следовательно - и жалованных грамот, превратилась в общую практику и применялась уже в отношении целых общественных категорий. Такой взгляд на данный вопрос не совпадает, однако, с точкой зрения Владимирского-Буданова, считавшего, что постепенное превращение системы жалованных грамот в общесословное право имело место только в западной Европе, а отнюдь не в Московском царстве допетровского периода.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/