ГИГИЕНА ДЫХАНИЯ. УКРЕПЛЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Функции органов дыхательной системы и профилактика их нарушений
Система органов дыхания включает воздухоносные пути и альвеолы легких, где и происходит газообмен между легкими и кровью. Верхние дыхательные пути начинаются носовой и ротовой полостями. В носовой полости воздух увлажняется и обогревается, освобождается от пыли, проходя между стенками щелевидных полостей, обильно снабженными кровеносными сосудами. Покрывающий стенки воздухоносных полостей слизистый эпителий увлажняет воздух и очищает его от пылевидных частиц. Далее воздух попадает в носоглотку, потом в глотку, а оттуда в гортань. Вход в гортань защищен миндалинами. Они состоят из лимфоидной ткани, лимфоциты которой уничтожают микробов.
Нёбные миндалины располагаются слева и справа от зева, язычная миндалина — на корне языка, а глоточные миндалины — на задне-верхней стенке носоглотки. Иногда глоточные миндалины разрастаются, образуя аденоиды. Чаще это случается у детей.
Если человеку тяжело дышать через нос, его беспокоит хронический насморк, он просыпается из-за затруднения дыхания, говорит гнусавым голосом, то можно заподозрить наличие у него аденоидов. При больших аденоидах может развиться воспаление среднего уха, поскольку связь полости среднего уха с полостью носа нарушается, воздух в среднее ухо не попадает, а образующаяся там слизь не удаляется.
Аденоиды, как и больные зубы, часто являются источником внутренней инфекции. Микробы и вирусы, попадая в пазухи носа, вызывают их воспаление, человек заболевает гайморитом, фронтитом. Из ноздри на стороне воспаления обычно выделяется гной. Больной испытывает головные боли. У него снижается память, падает работоспособность, нарушается сон. При обнаружении этих признаков надо обращаться к врачу. В сложных случаях выздоровление наступает только при удалении аденоидов и при упорном лечении носовых пазух.
При частых ангинах нёбные миндалины (гланды) нередко воспаляются и перестают выполнять свои функции. Это заболевание называют тонзиллитом. Оно требует настойчивого лечения, поскольку затрагивает иммунную систему. При частых ангинах сопротивление организма инфекции понижается.
Пройдя носоглотку и глотку, воздух попадает в гортань, затем через трахею в бронхи и, наконец, в легкие.
Каждое легкое находится в герметично изолированном пространстве, образованном стенками грудной полости, диафрагмой и сердцем. Легочная оболочка — плевра непосредственно примыкает к плевре грудной полости. Между ними имеется щелевидное пространство, заполненное жидкостью.
В легких соотношение кислорода и углекислого газа поддерживается на одном уровне. Оно не меняется резко при вдохе и выдохе, так что газообмен между легкими и кровью происходит одинаково интенсивно как во время вдоха, так и во время выдоха.
Респираторные заболевания, их предупреждение и меры первой помощи
Дыхание возможно только тогда, когда свободны воздухоносные пути. Костные стенки носовой полости, полукольца трахеи и кольца бронхов, состояние из хрящевой ткани, не дают спадаться дыхательным трубкам при дыхании. Воздух свободно проходит от носовых ходов до легочных пузырьков.
Охлаждение ног, сквозняки вызывают рефлекторное расширение кровеносных сосудов в стенке носовой полости и других участках верхних дыхательных путей. Носовые пути становятся узкими, забиваются слизью, и воздух через них пройти не может. Часто то же самое происходит при попадании в верхние дыхательные пути инфекции, а также пыли, веществ, вызывающих сильное раздражение слизистой, например табачного дыма. Изменение слизистой может быть вызвано и аллергией. Возникающие при этом кашель и насморк способствуют выведению слизи наружу и восстановлению нормального дыхания. Правда, бывают случаи, когда эти естественные реакции не дают эффекта и их приходится задерживать специальными препаратами или, наоборот, стимулировать, чтобы накопившаяся в трахее и бронхах слизь выходила скорее. Так, микстуры от кашля делают слизь более жидкой и она легче отделяется.
Для профилактики респираторных заболеваний чрезвычайно важно закаливание, борьба с курением, пылью, загазованностью производственных помещений.
У людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, например сердечной астмой (от греч. «астма» — одышка, удушье), плазма крови может просачиваться через стенки легочных сосудов и заполнять жидкостью легочные пузырьки. Поскольку легкие работают, а воздух в них все время движется, содержащиеся в плазме крови белки вспениваются, преграждают дорогу воздуху и наступает удушье. В груди больного сердечной астмой при дыхании слышны свистящие хрипы, у него появляется синюшная окраска кожи, пульс учащается, выступает холодный пот. Такому больному надо срочно поставить горчичники на икры ног, сделать горячую ножную ванну и вызвать «скорую помощь».
Внешне сходные признаки можно заметить и у больных бронхиальной астмой. Эта болезнь начинается со спазмов мелких бронхиол. Они резко сужаются, заполняются слизью, которая преграждает путь воздуху. Больной испытывает затруднение при выдохе, грудная клетка его раздувается из-за скопления воздуха, дыхание становится свистящим, лицо приобретает синюшный оттенок, становятся заметными вены на шее. Приступ заканчивается облегчением выделения мокроты и восстановлением нормального дыхания.
Одной из причин бронхиальной астмы является аллергия. Аллергенами могут быть запахи пота, кожи, сена, цветочная пыльца.
У детей размеры альвеол, бронхиолей, носовых ходов значительно меньше, чем у взрослых, поэтому у них хуже выводится слизь, накапливающаяся в дыхательных путях. Это одна из причин того, что дети более часто болеют простудными заболеваниями.
Выдыхаемый из легких воздух по сравнению с вдыхаемым более богат углекислым газом и водяными парами. Испарение воздуха с поверхности альвеол и слизистых дыхательных путей приводит к их охлаждению. При беге дыхание учащается и, следовательно, усиливается испарение, легкие переохлаждаются. Если на улице холодно, возможно заболевание.
Нередким заболеванием является воспаление легких. Различают крупозное воспаление, вызываемое пневмококками и некоторыми другими микробами и вирусами, и очаговое воспаление легких. Крупозное воспаление захватывает обычно целую долю легкого или несколько сегментов. Начинается оно, как и всякое воспаление, с сильного кровенаполнения пораженного участка легких. Кровяная плазма просачивается через стенки сосудов и заполняет альвеолы, выводя их из строя. Такие же изменения происходят и в мельчайших бронхах, где скапливаются клетки cg-слоившегося эпителия, проникшие из лопнувших капилляров эритроциты и лейкоциты. Через некоторое время белки крови начинают свертываться: фибриноген переходит в фибрин. Возникают твердые сгустки. Они могут сдавливать капилляры и лишать участки легкого притока питательных веществ и кислорода. В этих участках газообмен прекращается. Наряду с этим возникают и защитные реакции. Твердые сгустки атакуются лейкоцитами. Они разжижаются и удаляются вместе с мокротой.
Крупозное воспаление легких начинается с сильного озноба. Температура резко повышается и держится несколько дней. Появляются боли в грудной клетке, характерный кашель, вначале сухой, потом со скудными густыми выделениями. Они могут быть с примесью крови. Дыхание учащенное, может быть головная боль, бессонница, бред.
При очаговом воспалении легких поражается небольшой участок бронха, а затем и связанные с ним альвеолы. Болезнь протекает мягче. Однако надо учесть, что воспаление легких протекает тяжело и нередко требует лечения в стационаре.
Функции дыхательных мышц и их тренировка
Самостоятельно легкие не могут нагнетать и выталкивать воздух. Это делают межреберные дыхательные мышцы и диафрагма. Они расширяют объем груднойполости, а легкие, следуя за движениями стенок грудной полости, то расширяются, засасывая наружный воздух (вдох), то сжимаются, выталкивая находящийся в них воздух обратно (выдох).
В зависимости от того, с чем связано расширение грудной полости — преимущественно с подъемом ребер или с уплощением диафрагмы, различают грудной и брюшной типы дыхания.
При грудном типе дыхания в основном работают межреберные мышцы. Наружные межреберные мышцы поднимают грудную клетку, внутренние ее опускают. Правда, опускание грудной клетки в значительной степени происходит пассивно, под действием силы тяжести, зато ее подъем требует значительной затраты энергии.
В осуществлении глубокого вдоха наряду с межреберными мышцами участвуют мышцы плечевого пояса. Но для того чтобы эти мышцы тянули грудную клетку, а не приближали к ней лопатку и ключицу, надо либо фиксировать кости плечевого пояса, оперев руки на опору, либо оттягивать лопатку и ключицу вверх. При выполнении зарядки в основном идут по последнему пути: при вдохе руки поднимаются высоко над головой, туловище откидывается назад. В таком положении проветриваются верхушки легких, куда воздух попадает не всегда. Если руки подняты над головой, верхние доли легких оказываются максимально растянутыми.
Брюшной тип дыхания связан с движениями диафрагмы, которые в этом случае отличаются большей мощностью. При вдохе диафрагма интенсивно давит на органы брюшной полости, те смещаются вперед и передняя стенка живота выпячивается. Дыхание с помощью диафрагмы считается более выгодным. Дело в том, что диафрагма имеет форму купола. Центр ее состоит из сухожилий, а края из мышечных волокон. В состоянии покоя, когда дыхание в основном идет за счет деятельности межреберных мышц, диафрагма зажимает нижние доли легких, прижимая их к стенке грудной полости. При вдохе, когда диафрагма уплощается, воздух попадает и туда, а потом снова выдавливается. Поэтому нижние части легких лучше вентилируются. Кроме того, диафрагма — природный «массажист». Она массирует сердце, внутренние органы, а это благоприятствует лучшему кровообращению, предупреждает застой крови.
Наиболее простые способы тренировки диафрагмы состоят в движениях брюшной стенки вперед и назад, сопряженных с вдохом и выдохом. Определить тип дыхания можно, если положить руку на грудь и живот. Работой дыхательных мышц можно произвольно управлять. Поэтому при выполнении тех или иных движений полезно следить за дыханием. Тренер, показывая комплекс упражнений, часто обращает внимание на сопутствующие дыхательные движения. У большинства людей в дыхании участвуют и межреберные мышцы и диафрагма — это смешанный тип дыхания.
Легочная вентиляция и легочные объемы
Количество воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого при спокойном дыхании, называют дыхательным объемом. Общее же количество воздуха, которое человек может выдохнуть после максимального вдоха, называют жизненной емкостью легких (ЖЕЛ). Однако и после этого в легких остается воздух. Это остаточный объем.
Когда два человека, тренированный и нетренированный, работают сидя за письменным столом, ни один из них не имеет никаких преимуществ, поскольку каждый вдыхает и выдыхает по 500 мл воздуха. Но при физическом напряжении, например при беге, тренированный человек будет чувствовать себя лучше, потому что у него жизненная емкость легких больше и он за один вдох и выдох сумеет лучше их проветрить. Так, если спортсмен, занимающийся греблей, может за один раз вдохнуть и выдохнуть до 8 л воздуха, то человек среднего развития всего 3—4 л. Жизненная емкость легких зависит и от других причин — пола, возраста, роста человека.
При изучении физической подготовленности населения гигиенисты измеряют жизненную емкость легких людей и считают ее важным показателем здоровья. В норме у мужчин жизненная емкость легких примерно на 0,25 больше, чем у женщин.
Для того чтобы определить величину нормальной жизненной емкости легких у данного человека, надо решить простое уравнение регрессии. У мужчин ЖЕЛ (л) =2,5- рост (м); у женщин ЖЕЛ (л) =1,9-рост (м).
Так, ЖЕЛ у мужчины ростом 1 м 70 см будет составлять 2,5- 1,7=4,25 л. Для женщины того же роста ЖЕЛ будет составлять 1,9- 1,7=3,23 л.
Это средние показатели. У одних людей показатели будут соответствовать норме или даже ее превышать, у других могут быть ниже нормы.
За счет чего же можно повысить жизненную емкость своих легких? Прежде всего, за счет развития дополнительных дыхательных мышц. Чем сильнее будут развиты большая и малая грудные, лестничные и грудино-ключично-сосцевидныс мышцы, тем больше будет и жизненная емкость легких. Эти мышцы будут интенсивно оттягивать ребра и грудину вперед и вверх, благодаря чему увеличится объем грудной полости, а значит, и жизненная емкость легких. Росту жизненной емкости легких способствуют занятия греблей, плаванием, лыжным спортом.
Для определения уровня физического состояния человека важны функциональные пробы. О некоторых из них мы расскажем на практикуме.
В исследованиях дыхания важное значение приобретает дыхательный коэффициент:
Он позволяет судить о тканевом обмене, о том, в каком соотношении окислялись жиры и углеводы в тканях. Эти сведения дают возможность узнать об особенностях обмена веществ человека. Обмен веществ является важным показателем состояния здоровья.
Кислородный долг
Процессы дыхания в тканях идут в две фазы. Вначале идет распад органических веществ без участия кислорода. Эта фаза называется анаэробной. Затем продукты анаэробного распада окисляются кислородом до образования углекислого газа, воды и других простых соединений. Это аэробная фаза. При выполнении кратковременной, но мощной физической работы, например при поднятии штанги, рывок совершается за счет энергии, получаемой в процессе анаэробного дыхания, поэтому движения возможно делать на выдохе или на задержанном дыхании. Потом, уже после совершения работы, наступает фаза аэробного дыхания, и тут уже продукты начального распада окисляются до конца. Этим объясняется появление интенсивного дыхания после выполнения тяжелой, но кратковременной работы. Организм как бы покрывает свою кислородную задолженность.
При легкой работе кислородный долг составляет всего 3—4 л, а при тяжелой он может доходить до 20 л. Последнее возможно отнюдь не для всех людей, а только для особо тренированных. Их организм может работать в состоянии высокой кислородной задолженности.
Умение обходиться какое-то время без кислорода хорошо развито у пловцов и ныряльщиков. Способствуют его развитию статические нагрузки, занятие тяжелой атлетикой, бег на короткие дистанции. За время пробега стометровки спортсмен успевает вдохнуть всего один-два раза, зато потом происходит усиленное дыхание и кислородный долг покрывается.
Необходимость охраны воздушной среды
Сейчас много пишут о загрязнении воздуха различными веществами, поэтому иногда складывается представление о золотом веке чистой атмосферы, когда никаких загрязнений не было, и люди свободно вдыхали благоухание трав и деревьев. На самом деле все происходило иначе. Вместе с изобретением огня появился и дым. В скученных лачугах людям приходилось вдыхать не только чад от очага, но и многочисленные вредные испарения от нечистот, страдать от сквозняков, подвергаться опасности заразиться инфекцией, передающейся через воздух.
После создания печного, а затем и парового отопления проблема дымового загрязнения была решена, с внедрением антибиотиков отошли на второй план инфекции, но зато появились новые проблемы: загрязнение атмосферы отходами предприятий и выхлопными газами транспорта. Воздух стал насыщаться оксидами углерода и азота. Баланс между выделением кислорода и его потреблением стал нарушаться, и это немедленно сказалось и на растениях, и на животных, и на здоровье человека. Увеличилась запыленность атмосферы. В городах стал образовываться смог: смесь дыма, тумана и пыли, продуктов сухой перегонки топлива, сажи. В сухие дни смог имеет вид плотного желтоватого тумана, а в пасмурные дни содержит еще и капельки жидкости.
Для охраны воздушной среды надо точно знать, по каким параметрам следует оценивать как окружающую атмосферу, так и воздух в жилых и производственных помещениях.
Гигиеническая оценка воздуха
При гигиенической оценке воздуха обычно учитывают его физические свойства: атмосферное давление, температуру, влажность, скорость передвижения воздушных потоков; химический состав, как постоянных его частей, так и посторонних газов; механические примеси (пыль, дым, сажу) и бактериальную загрязненность, обусловленную присутствием микробов в воздухе. Показатели физических свойств воздуха называют метеорологическими факторами.
Температура и влажность воздуха в помещении
К сожалению, мы пока еще не можем управлять погодой, но поддержание нормальных физических условий в помещении в большой мере зависит от нас самих. Начнем с температуры воздуха. Она в значительной степени определяется климатом и назначением помещения.
В умеренном климате температура 18—20°С в помещении обеспечивает условия комфорта. Но если дом находится в районе, где климат холодный, температура в комнатах должна быть несколько выше, примерно 21°С, а если там, где жарко,— чуть ниже, примерно 17—18°С. Надо следить, чтобы разница температур в разных участках помещения не превышала 2°. А ведь нередко бывает так, что у окон и дверей значительно холоднее, чем у печки. В современных квартирах батареи ставятся под окнами. В этом случае обычно измеряют температуру у стен с окнами и у противоположных стен. Неодинаковой температура может быть и по вертикали. Обычно измеряют температуру на уровне пола и на уровне головы. Она считается нормальной, если разница не превышает 2,5°.
При расставлении мебели в комнате не следует располагать стол вблизи окна, если под ним находится батарея. У человека, который сидит в таких условиях, сильно нагреваются ноги и охлаждается верхняя часть тела. Неравномерный нагрев может привести к простудному заболеванию.
В помещениях, где выполняется интенсивная физическая работа,— в спортивных залах, кабинетах труда — температура должна быть несколько ниже обычной, поскольку при движении люди разогреваются.
Большое влияние на организм оказывает и влажность воздуха. Влажный воздух более теплопроводен, поэтому, когда холодно и влажно, можно легко простудиться. Влажная одежда также плохо защищает от холода. Длительное пребывание в помещении с высокой влажностью, но низкой температурой может стать причиной ревматизма и других болезней. Нормальная влажность для помещений — 30—60%.
Химический состав воздуха в помещении
Химический состав воздуха чрезвычайно важен для здоровья. На первый взгляд кажется, что основной причиной плохого самочувствия человека в душном помещении является недостаток кислорода. Однако более тщательные исследования гигиенистов показали, что это не так. Физиологические сдвиги в организме происходят, когда содержание кислорода падает с 20 до 17%. Уменьшения содержания кислорода хотя бы на 1% не бывает даже в очень душной комнате.
Значительно более чувствителен организм к уровню углекислого газа. При повышении его концентрации от 0,04 до 1 —1,5% происходит заметное ухудшение самочувствия, а при концентрации 10—12% может наступить смерть. Здесь речь шла о влиянии на организм чистого углекислого газа. Но при скоплении людей действует не он один. Люди потеют, и пот испаряется. В помещении появляются дурнопахнущие вещества. Все это вместе влияет на организм человека много сильнее. Чем дольше сидят люди в комнате, тем больше выделяется углекислого газа и других соединений, анализ -которых далеко не прост. Поэтому практически о степени духоты судят по количеству выделившегося СО2. Если его концентрация превышает 0,1%, воздух в помещении считается недоброкачественным.
Очень чувствителен организм также в концентрации оксида углерода (II) —угарного газа. Этот газ легко соединяется с гемоглобином крови, образуя карбоксигемоглобин. Это стойкое соединение, которое долго не разлагается. К тому же оксид углерода (II) соединяется с гемоглобином намного активнее, чем кислород. В легких гемоглобин, связанный оксидом углерода (II), не может присоединить кислород, и эритроциты без пользы совершают свой путь из легких к тканям. Обычно карбоксигемоглобин не разлагается и там, но если оксид углерода (II) от него отщепится, то будет подхвачен дыхательными тканевыми ферментами и те выйдут из строя, как вышел гемоглобин.
Избыток угарного газа и других вредных примесей в воздухе прежде всего сказывается на работе мозга и его регуляторных центрах. У человека в этих условиях возникает головная боль, тошнота, рвота, нарушение цветоощущения, судороги, потеря сознания и обморок.
Для оказания первой помощи пострадавшего надо вынести на свежий воздух, дать ему понюхать нашатырный спирт, растереть грудь, к ногам приложить грелку, на грудь и спину поставить горчичники. Рекомендуется горячий чай, кофе. Если пострадавший потерял сознание и не дышит, необходимо искусственное дыхание.
В последнее время много внимания уделяется профилактике отравления угарным газом. Прежде всего, идут по линии герметизации рабочих помещений. Например, раньше трактора имели открытую кабину и трактористу приходилось вдыхать задымленный воздух. Сейчас трактора, комбайны имеют герметически закрытые кабины, они снабжены кондиционером, задерживающим газ и пыль. В городах автобусы заменяют троллейбусами. Это не только приносит экономическую выгоду (эксплуатация троллейбуса обходится дешевле, чем автобуса), но и содействует очищению атмосферы. На железных дорогах электровозы сменяют паровозы, уходит из нашего быта печное отопление. На смену керосинкам и примусам пришли газовые плиты, но здесь возникли новые проблемы. Ведь бытовой газ довольно токсичен. Помимо оксида углерода (II) он содержит метан, пропан и другие соединения. Оставленные без присмотра газовые плиты могут быть погашены сквозняком, и тогда газ, попав в комнаты, станет причиной отравления людей. Присутствие газа легко определяется по специальным добавкам, обладающим резким запахом. Меры первой помощи при отравлении бытовым газом такие же, как при отравлении угарным газом.
Борьба с пылью
Большой вред нашему организму наносит пыль. Осевшие на частичках пыли микроорганизмы могут долгое время находиться в воздухе, не теряя своей жизнеспособности. Пыль затрудняет потоотделение, может привести к некоторым кожным заболеваниям аллергического характера, но в основном она поражает легкие. Несмотря на то, что в дыхательных путях благодаря ресничному эпителию воздух в какой-то степени очищается от пыли, часть ее все же достигает легочной ткани и вызывает механические травмы легкого. Пыль, содержащая частицы свинца и хрома, может вызвать серьезные отравления.
Особенно опасна пыль, содержащая частички кремния. Она может вызвать селикоз — тяжелое заболевание легких.
Загрязнение микроорганизмами — важный показатель качества воздуха. Если в помещении много людей, если уборка помещения ведется сухим способом (полы подметают, не смачивая веник водой), содержащаяся в комнате пыль вместе с микроорганизмами поднимется в воздух и может заразить людей. Вот почему рекомендуется влажная уборка помещений. Частицы пыли прилипают к влажной тряпке, пыль не рассеивается в воздухе. Более того, пылинки, находящиеся в воздухе, прилипают к мокрому полу и не разносятся по воздуху.
В школе и дома целесообразно носить сменную обувь, тогда частицы почвы, обычно всегда присутствующие на обуви, не будут попадать в помещение и создавать дополнительные источники пыли.
Радиоприборы, часы и другие закрытые емкости могут стать резервуарами пыли. Дело в том, что днем все предметы нагреваются сильнее и воздух, расширяясь, выходит из них, а ночью, когда в комнатах становится прохладнее, в закрытые емкости через щели попадают порции воздуха, содержащие пыль. Вот почему время от времени надо протирать книги в закрытых книжных шкафах и на полках, внутренние части часов, радиоаппаратуры очищать от пыли с помощью пылесоса.
ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
Строение и функции гортани. Рождение ребенка сопровождается криком. Это значит, что его легкие наполнились воздухом, которым человек будет дышать всю жизнь.
Голос новорожденных и грудных детей — проявление безус-ловнорефлекторной реакции, возникающей при голоде, боли, а также под влиянием других внешних и внутренних раздражителей.
Производит звуки голосовой аппарат гортани. Он включает две пары связок, одна из которых участвует в голосообразовании. Гортань состоит из нескольких хрящей. В ее основании находится перстневидный хрящ. Дугообразно спереди и с боков над ним возвышается щитовидный хрящ, а сзади находятся 2 черпаловидных хряща (рис. 17). Концы голосовых связок прикрепляются к щитовидному и черпаловидным хрящам. К внутренней поверхности щитовидного хряща прикреплен надгортанник. Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.
При разговоре или пении голосовые связки смыкаются благодаря поворотам черпаловидных хрящей, высота тона зависит от щитовидного хряща, который может перемещаться вперед и назад. Сами голосовые связки — очень тонкие мышечные образования. При покое голосовые связки разведены, между ними образуется треугольный просвет, через который и проходит воздух. При глубоком дыхании связки максимально раздвинуты, при спокойном дыхании они занимают среднее положение.
Обычно у детей щитовидный хрящ закручен назад и не выступает вперед. В период полового созревания анатомия его меняется, он распрямляется и у мужчин становится хорошо заметным.
Развитие гортани, предупреждение повреждений голосового аппарата
Строение гортани у мальчиков и девочек ясельного возраста примерно одинаково, и их голоса в это время трудно различать. Вследствие небольшой подвижности щитовидного хряща голос детей не может изменяться в большом диапазоне. Поэтому их попытки, подражая взрослым, брать высокие и низкие ноты могут привести к срыву голоса.
У людей при пении и разговоре большую роль играют ротовая, носовая, а также фронтальные и гайморовы полости (цвет, табл. III). Они выполняют функции резонаторов. Опытный певец добивается громкого звучания не путем усиленного выдоха, а умелым использованием этих резонаторов.
Голосовой аппарат у подростков очень раним в период полового созревания, когда осуществляется мутация голоса. У мальчиков она происходит более болезненно, чем у девочек. Заниматься пением, да и вообще напрягать голосовые связки во время мутации голоса нельзя, так как это может вызвать повреждения голосового аппарата, которые могут остаться на всю жизнь. После мутации голос приобретает специфический тембр, который остается у человека практически до конца жизни.
Воспроизведение звуков в гортани называют фонацией. Однако этого недостаточно для членораздельной речи. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, зубов, челюстей. В том, что это так, легко убедиться, если произносить какой-либо гласный звук, а затем изменить положение губ, скажем, свернуть их в трубочку,— звук сразу станет другим.
Работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука, называется артикуляцией (от лат. articulo — расчленение). Она появляется не сразу. У детей младшего возраста артикуляция часто бывает несовершенной, чтобы ее выправить, ребенок прежде всего должен слышать правильную речь. Ведь процесс слушания не пассивен. Он имеет рефлекторную природу, которая заключается в том, что мы мысленно проговариваем то, что слышим, и наше понимание фраз во многом определяется тем, насколько точно мы способны воспроизвести услышанное. Поэтому если при разговоре с ребенком пытаться шепелявить, подстраиваться под его неверное произнесение звуков, то развитие нормальной речи у него будет задерживаться. Более того, неправильные звуки будут закрепляться, и выправить потом недостатки произношения малыша будет чрезвычайно трудно.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЯДОХИМИКАТАМИ
Виды ядохимикатов. Ядохимикаты обычно выпускаются в виде порошков (дусты), паст, суспензий, эмульсий, растворов, аэрозолей. Дусты обычно включают действующее начало и наполнитель. В качестве наполнителя часто берется тальк. В пастах наполнитель мазеобразный. Суспензии содержат жидкий наполнитель и действующее начало, которое имеет вид взвеси. Эмульсии отличаются от суспензий тем, что действующее начало в них жидкое, а не твердое, но не растворимое в данном жидком наполнителе, а распыленное в виде мельчайших капелек. Аэрозоли обычно упаковываются в специальные патроны, содержащие жидкий химикат, в который под большим давлением нагнетен воздух. Когда открывается специальный клапан, сжатый воздух устремляется наружу, увлекая за собой капли ядовитой жидкости.
В зависимости от химических веществ, содержащихся в ядохимикатах, токсичность дустов, паст, растворов, суспензий, эмульсий и аэрозолей будет различной.
Условия безопасного применения ядохимикатов. Много несчастных случаев при работе с ядохимикатами происходит по тому, что люди легкомысленно относятся к тому, что написано в прилагающихся инструкциях. Перед употреблением препарата необходимо выяснить, для чего он применяется, как и в каких дозах вводится. Препараты надо использовать строго по назначению. Несоблюдение этого правила может обернуться бедой. Вот один из примеров. В некоторых хозяйствах Смоленской области в 60-х гг. для протравливания семян пшеницы использовали гранозан. Это летучее, содержащее ртуть соединение, которое предназначается исключительно для работы вне помещения. Одна семья решила использовать этот препарат для уничтожения бытовых насекомых в доме. Обмазали щели в печи, хотя в инструкции было написано, что препарат летуч, что хранение протравленного зерна в открытом виде недопустимо, так как пары, попадая в организм через легкие, вызывают сильное отравление. Печь затопили, и все члены семьи отравились. Никого из пострадавших спасти не удалось: под действием печного жара гранозан испарился и его доза оказалась смертельной.
Токсичными препаратами нельзя обрабатывать части растения, которые идут в пищу. Совершенно недопустимо применять ядохимикаты в то время, когда происходит закладка кочана капусты, когда формируются плоды на фруктовых деревьях.
При работе с ядохимикатами, действующими на органы дыхания, необходимо пользоваться респираторами фабричного производства или самодельными. В случае отравления надо иметь в виду, что разные препараты вызывают разное действие, а потому и меры первой помощи не могут быть одинаковыми. Так, при отравлении солями тяжелых металлов, например медным или железным купоросом, в качестве противоядия можно употреблять молоко. С солями тяжелых металлов молоко дает нерастворимые соединения, которые выводятся из кишечника. Но при отравлении фосфорорганическими соединениями, например тиофосом, употреблять молоко не рекомендуется, потому что оно легко взаимодействует с продуктами расщепления жиров и в этом виде всасывается в кишечнике.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Санитарное обследование температуры воздуха в помещении
Оборудование: термометр для измерения комнатной температуры.
Порядок работы.
1.Измерьте температуру воздуха у окон и у противоположной стены.
2.Измерьте температуру воздуха на уровне парт и у пола.
3.Оценка результатов. Сравните полученные данные с нормативами, указанными на с. 102.
4.Ответьте на вопросы:
а) Почему при измерении температуры воздуха нельзя термометр вешать на стену?
б)Почему при снятии показаний термометра не рекомендуют брать его в руки?
в)От каких причин может зависеть разница температуры воздуха у пола и на уровне стола?
Определение коэффициента аэрации в помещении
Оборудование: сантиметровая рулетка. Порядок работы.
Вычислите площадь форточки или фрамуги.
Площадь открытых частей окна умножьте на количество окон.
Определите площадь пола в помещении.
4.Вычислите коэффициент аэрации по формуле:
где Ка — коэффициент аэрации, S\ — площадь форточек, S2 — площадь пола.
Оценка результатов. Сравните экспериментальные результаты с нормативами. В норме коэффициент аэрации должен быть равен 1 /50 или быть немного выше: Ка>0,02.
Определение скорости воздухообмена в помещении при его проветривании
Оборудование: коробка спичек.
Порядок работы.
Поднесите к двери, открытой форточке или к окну горящую спичку.
Оценка результатов. Если пламя неподвижно, движения воздуха нет, следовательно, проветривания помещения почти не происходит. Если пламя колеблется, проветривание нормальное. Если пламя гаснет, проветривание слишком интенсивное — сквозняк.
Определение запыленности воздуха
Предварительные замечания. Чтобы получить достоверный результат, нельзя ограничиться подсчетом пылинок в каком-то одном месте препарата. Надо взять несколько участков препарата: например, с левого верхнего края, в центре и с правого нижнего края, а уж потом подсчитать средний результат.
Большой интерес представляет характер пыли. Это могут быть обрывки ткани, твердые частички с острыми краями, мягкие частицы, волосы и пр. При подсчете не следует путать частицы пыли с пузырьками воздуха. Отдельные пылевые частицы лучше просмотреть под большим увеличением микроскопа.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, вода.
Порядок работы.
1. Нанесите каплю воды на предметное стекло (оно должно быть чисто вымыто) и оставьте его лежать в течение 15 мин.
2. Если капля не высохла, осторожно накройте ее покровным стеклом и подсчитайте число пылинок в разных участках препарата.
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха
Предварительные замечания. Каждый человек может по желанию задержать дыхание на некоторое время, но уже через несколько секунд он ощущает нехватку воздуха и ему хочется восстановить дыхание. Почему это происходит?
Дело в том, что задержка дыхания не прекращает газообмена в тканях. В клетках продолжается распад и окисление органических веществ с освобождением энергии. Продукты распада, в том числе и углекислый газ, поступают в кровь. Кровь с повышенной концентрацией углекислого газа доходит до дыхательного центра продолговатого мозга и возбуждает его. Когда концентрация углекислого газа в крови достигает определенной критической величины, происходит непроизвольное возобновление дыхания.
Проба с задержкой дыхания в состоянии вдоха, а затем в состоянии выдоха показывает функциональные возможности дыхательной и кровеносной систем.
При задержке дыхания в фазе вдоха в легкие поступают порции наружного воздуха, и потому концентрация углекислого газа в их альвеолах несколько снижена. Увеличен и объем легких. Концентрация накапливающегося углекислого газа в крови нарастает медленно, так как часть углекислого газа попадает в легкие до их насыщения. Вот почему на фазе вдоха удается задержать дыхание дольше, чем на фазе выдоха.
При выдохе насыщение легких углекислым газом происходит быстрее, большая часть его остается в крови и критическая концентрация углекислого газа в крови наступает быстрее.
При тренировках, с одной стороны, увеличивается жизненная емкость легких, а с другой — процессы распада и окисления в тканях идут более экономно и величина максимальной задержки дыхания удлиняется как на вдохе, так и на выдохе.
Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем, выполнять пробы с задержкой дыхания не следует!
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Порядок работы.
(Проба проводится в положении сидя.)
Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
После этого вдохните примерно 80% воздуха от максимально возможного и задержите дыхание. Начните отсчет.
Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
Отдохните 5—7 мин.
Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
6; Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
Оценка результатов. Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16—55 с. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие — хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12—13 с.
7. Ответьте на вопрос: почему при тренировке улучшаются результаты? (Из приведенных ответов выберите верный.)
а) Прекращается тканевый обмен.
б) Тканевый обмен становится более экономным.
в) Увеличивается способность организма работать в условиях недостатка кислорода. Кислородный долг ликвидируется за счет интенсивного дыхания после восстановления дыхания.
г) Организм приобретает способность вдыхать воздух с большим содержанием кислорода и с меньшим количеством углекислого газа.
д) Дыхательный центр становится более чувствительным к углекислому газу.
е) Дыхательный центр становится менее чувствительным к углекислому газу.
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки
Предварительные замечания. После нагрузки обычно удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя. Это объясняется тем, что при мышечных нагрузках затрачивается дополнительная энергия, которая освобождается при распаде и окислении органических веществ. С этими процессами связано и накопление в крови продуктов распада, в том числе и углекислого газа. Поэтому, когда мы задерживаем дыхание после действия нагрузки, концентрация углекислого газа в крови уже выше нормы. Особенно высока она у нетренированных людей, поскольку у них в движении участвуют не только необходимые, но и множество сопутствующих мышечных групп. При настойчивых тренировках деятельность сопутствующих мышечных групп устраняется. У тренированных людей обмен веществ идет более экономно, организм способен работать в условиях кислородного долга, который потом быстро ликвидируется во время отдыха. Поэтому разница между временем задержки дыхания до и после нагрузки у них бывает небольшой. Так же быстро восстанавливаются исходные результаты после отдыха.
Лабораторная работа будет состоять из трех опытов. Вначале измерим время задержки дыхания до работы, потом после нее. Получив результаты, мы вычислим, какой процент составляет второй результат относительно первого. Затем отдохнем 1 мин и вновь повторим первый опыт. Вычислим процентное отношение третьего опыта к первому. Это позволит нам узнать, как снижается содержание углекислого газа в крови после отдыха.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Порядок работы.
В положении сидя задержите дыхание на максимальный срок на спокойном вдохе и включите секундомер.
Выключите секундомер в момент восстановления дыхания и запишите результат. Отдохните 5 мин.
3.Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.
Быстро сядьте на стул, задержите дыхание и включите секундомер.
Измерьте время максимальной задержки дыхания после работы. Запишите результаты измерения.
Вычислите процентное отношение результатов второго опыта относительно первого.
Отдохните 1 мин, после - чего повторите первую пробу. Запишите результаты третьего опыта, регистрирующего процессы восстановления постоянства внутренней среды в организме после действия нагрузки.
Оценка результатов. Сравните свои показатели с нормативными, приведенными в таблице 1.
Таблица 1. Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки для различных по степени тренированности категорий испытуемых
ЛИТЕРАТУРА
Жолондковский О. И. Внимание, воздух.— М.: Московский рабочий, 1985.
Реброва Л. В. Живые организмы в космосе.— М.: Просвещение, 1983. Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ.— М.: Физкультура и спорт, 1988.