РЕФЕРАТ
На тему:
«Концепция природопользования»
1. Взаимодействие общества и природы на этапе перехода России к устойчивому развитию
Проблемы определения сущности взаимосвязи человека и среды, взаимодействия общества и природы во все века привлекали внимание различных философских школ и направлений. Жить в согласии с природой – один из основополагающих принципов жизни на Земле: повелевать природой можно, только повинуясь ее законам. Тем не менее, взаимодействие общества и природы на современном его этапе имеет все признаки антропогенного экоцида – людьми разрушаются необходимые условия жизнедеятельности и даже собственного существования.
До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологические проблемы – как преодолимые. И в настоящее время немногие осознают всю глубину поразившего весь мир и Россию экологического кризиса.
Еще в начале 20-х гг. XX в. В.И. Вернадский пришел к мысли, что изменение природы «силой культурного человечества» становится явлением геологического масштаба. Человек, как часть биосферы, своим трудом многократно усиливает планетарную функцию живого вещества, она становится все более управляемой человеческим разумом. Этот процесс естественно и неизбежно приводит к постепенному преобразованию земной биосферы в «мыслящую оболочку», сферу разума – ноосферу.
По мнению академика РАН Н.Н. Моисеева, устремление в ноосферу должно быть реализовано через коэволюцию (совместную, взаимосвязанную эволюцию) человеческого общества и биосферы.
Все большее признание получают теории и концепции, нацеленные на совмещение требований экологии и экономики, предусматривающие экологически безопасное устойчивое развитие общества. В 1983 г. была создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию. В 1987 г. комиссия акцентировала внимание общественности на необходимости поиска Новой модели цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», в котором показана возможность формулировать и решать крупные экологические задачи вне их связи с социальными, экономическими и политическими проблемами. После одобрения Генеральной Ассамблеей ООН этого доклада в обиход вошло близкое к понятию «экологическое развитие» понятие «устойчивое развитие» – такая модель социально-экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей, современного и будущих поколений. Многие страны приступили к реализации этой модели.
В России переход к экологически безопасному устойчивому развитию определен указами Президента РФ от 04.02.94 №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 01.04.96 №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Главное назначение экологической функции государства при этом состоит в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционного права человека на благоприятную природную среду, обеспечить необходимые условия для осуществления промышленно-хозяйственной и иных видов деятельности.
Эти задачи решаются в процессе взаимодействия общества и природы в формах природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Природопользование – это деятельность предприятия, связанная с извлечением полезных свойств природных объектов и использованием их для обеспечения технологического процесса и всей деятельности предприятия с целью выпуска продукции, оказания работ и услуг. Организуя природопользование в рамках действующего законодательства, предприятие стремится придать ему рациональный комплексный характер и ограничить техногенное воздействие на окружающую среду.
2. Понятие, сущность и основные виды природопользования
Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных.
Формы природопользования осуществляются в двух видах:
а) общего природопользования;
б) специального природопользования.
Общее природопользование не требует никаких разрешений. Оно осуществляется любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и существования, например пользование водой, воздухом и т.д.
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов.
Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (лес, газ, нефть и др.), поэтому оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством России: Лесным кодексом, Земельным кодексом, Водным кодексом, законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании и охране животного мира» и др.
Право потребления природных ресурсов осуществляется через определенный порядок лицензирования, который регулируется постановлением Правительства РФ от 27.05.93.
По своей сути лицензия на природопользование имеет три признака:
является актом собственника природного ресурса;
является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;
является средством регулирования рационального природопользования.
Природоресурсная лицензия – это разрешение специального органа на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса.
Лицензия выдается уполномоченным государственным органом. Такими органами в РФ являются Министерство природных ресурсов (МПР) и его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. В России известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.
Вот некоторые из них:
Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о предоставлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению – ведения крестьянского хозяйства, городского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, хозяйственного городского производства, разведки полезных ископаемых и т.д.
Лицензия на использование вод. Водный кодекс РФ различает общее, специальное и обособленное водопользование. Разрешения выдаются администрацией и органами Роскомвод РФ.
Водный кодекс РФ устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны.
Организация системы лицензирования возлагается по поверхностным водам на Роскомвод, по подземным водам – на Роскомнедра.
Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории, совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам.
Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.
Лицензия на использование недр выдается в соответствии с Законом РФ «О недрах».
Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору – юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.
Лицензия на использование леса. Лесной кодекс РФ предусматривает два вида лесопользования: основное и побочное.
Основное – это заготовка древесины и живицы; побочное – сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота и рыболовство.
Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.
Для человека и окружающей среды его обитания важна, прежде всего, охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности, – группировка и расчетная лесосека.
Лицензия на использование животного мира. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.95 определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.
Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным – органы охотнадзора; по лову рыбы и охране использования водных живых ресурсов – органы рыбоохраны.
Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (МПР России). На вывоз из России лекарственного сырья – еще и Минздравом России.
3. Лимитирование природопользования
Лимиты на природопользование – это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.
Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективных средств охраны окружающей среды. Так же как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Лимитирование природопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по «которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда и лимиты могут устанавливается на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду размещения отходов.
Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределяются по определенным объектам:
по землям – действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т.д. Все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации;
по водным объектам – применяются утвержденные органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);
в области охраны, использования и воспроизводства лесов – главным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины;
в области охраны и использования животного мира – разрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.
Цель установления этих и подобных им лимитов двойная: природоохранная и экономическая. Средства, полученные от сбора пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.
4. Договорные формы природопользования
В России наибольшее развитие получил известный по гражданскому праву тип договора – аренда.
Вслед за арендой, которая еще только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства обозначаются и другие возможные виды договоров.
Несмотря на то, что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений (при отсутствии рыночных атрибутов – купли-продажи, мены, залога и т.д.), договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему в этих условиях основанием возникновения экологического природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор – средством ее конкретизации и выполнения.
Арендные отношения в области природопользования
Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов сторона (арендодатель) обязуется передать другой стороне (арендатору) для целевого хозяйственного использования конкретно-определенные виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охраны природных ресурсов.
Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо.
Договорные отношения на рынке экологических услуг
Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на ее возможное улучшение породило в последние десять лет целую серию предложений и новаций в сфере природопользования.
К сожалению, эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они уже претендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур. Так, например, в Горно-Алтайской Республике была попытка внедрить в практику тезис о статусе эколого-экономической зоны, где экономическая эксплуатация природных ресурсов сочеталась бы с их экологической охраной на основе иностранных инвестиций. Но эта идея не осуществилась из-за недостаточной заинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы на охрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.
В настоящее время идут дебаты о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.
Сейчас назрела необходимость подумать о целесообразности подготовки типового договора на экологическую услугу, где наряду с общими нормами подрядного договора, предусмотренного Гражданским кодексом РФ, следует отразить специфические черты, характерные для экологической деятельности в период формирования рынка.
Договор комплексного природопользования
Существование подобного договора предусмотрено ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», вступившего в силу 10.01.02. Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды (ст. 3), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования России.
Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.
Договор на комплексное природопользование является еще новым видом договорных связей в области природопользования. К сожалению, еще не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.
Литература
Авраменко И.М. Природопользование. Белгород, 2007.
Арустамов Э.А. Природопользование. М., 2006.
Гофмау К.Г. Экономика природопользования. М., 2008.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». М., 2002.
Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. М-, 2002.
Коробкин В.И. и др. Экология. Ростов-на-Дону, 2007.
Пахомова Н.В. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб., 2005.
Петров В.В. Экологическое право. М., 2003.